Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Библиотека «Бестселлер»




Скачать 111.2 Kb.
Дата02.03.2017
Размер111.2 Kb.


Муниципальное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система»

Канавинского района


Библиотека «Бестселлер»


им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Жить на полную катушку…»


роман З. Прилепина «Грех»

библиографическое эссе

Н. Новгород, 2007


Содержание


1. «Живет такой парень…». Краткая биография. . . . . . . . . . . . С. 4

2. «Нормальный русский реализм». Творческий метод. . . . . . С. 6

3. «Собранье пестрых глав…». Роман «Грех». . . . . . . . . . . . . . С. 8

4. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С. 10

* * *

Захар Прилепин - один из наиболее ярких представителей новейшей российской литературы. Его издают большими тиражами, с интересом читают, о нем много говорят и пишут.

Библиографическое эссе адресовано широкому кругу читателей, оно включает литературу о биографии писателя, его творческом стиле и новом, только что вышедшем романе.

Для нижегородского читателя имя Захара Прилепина представляет особый интерес. Молодой писатель живет и работает в нашем городе, и нижегородские реалии тут и там встречаются на страницах его книг.



«Живет такой парень…»

(краткая биография)



«Литература – это такая вещь, которая не растет в пустоте…»

З. Прилепин


Живет. Работает. Пишет. Евгений Лавлинский и Захар Прилепин – един в двух лицах, от раздвоения личности не страдает.

Евгений Лавлинский – журналист, главный редактор аналитического портала «Агентство политических новостей-НН», политтехнолог. Служил в ОМОНе командиром отделения, работал разнорабочим на кладбище, грузчиком, охранником в ночных клубах. Участник контртеррористических операций в Чечне в составе ОМОНа. Награжден медалью и знаками отличия. Еще он участник нескольких десятков политических акций на стороне леворадикальной оппозиции, член Национал-большевисткой партии, с 1997 г. постоянный автор газеты «Генеральная линия/Лимонка».

Захар Прилепин – литератор, писатель. Дебютировал как поэт в 2001 г. Победитель международных сетевых поэтических конкурсов, участник семинаров и форумов молодых писателей. Он – дважды финалист премии «Национальный бестселлер» (2005 и 2006 годы), финалист премии «Русский букер 2006 года», лауреат менее пафосных, но более «живых» премий «Борис Соколофф-приз» и «Вдохнуть Париж», лауреат премий «Литературной России» и «Роман-газеты», премии «Эврика». В этом году Захар Прилепин стал лауреатом Всекитайской литературной премии в номинации «Лучший зарубежный роман года».

Эти награды – не окололитературные фокусы, не дело случая, не дань моде, а естественный результат жизни и работы, таланта и мастерства. Мудрая А. Ахматова в свое время заметила, что русскому литератору, хоть на что-то претендующему, нужна биография – трагическая или героическая. У автора трех романов «Патологии», «Санькя», «Грех» в этом смысле биография более чем подходящая, плюс молодость.

Захар Прилепин родился в 1975 году в деревне Ильинка Скопинского района Рязанской области. Отец – преподаватель истории, мама – медсестра. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета. В настоящее время живет в Нижнем. Работает в актуальной журналистике. Женат. Отец троих детей.

Его уже называют знаковой фигурой новейшей российской литературы. Успех его книг самым естественным образом вытекает из мировоззрения и образа жизни, сформированных семьей и собственным опытом, которые, как представляется, – пример здоровой жизненной позиции современного тридцатилетнего русского человека.

Молод. Известен. Его читают, о нем знают люди самых разных социальных слоев и статусов: его товарищи по оружию, коллеги-литераторы, государственные чиновники, президент… Захар Прилепин считает, что это еще не слава, а, скорее, успех:
« Мне выдали отличный аванс –

теперь я буду его отрабатывать».


«Нормальный русский реализм»
(творческий метод)
«Люди возвращаются к нормальным литературным ценностям, к тому, что называется русским реализмом».

З. Прилепин

Захара Прилепина называют «настоящим открытием новейшей литературы», «лидером молодой российской прозы». Эти титулы писатель получил после выхода первой своей книги «Патологии».

Первый роман Прилепина о войне. В нем отразился страшный опыт автора: он воевал в Чечне в первую и вторую кампании. Критики сразу отметили, что Прилепин описал чеченскую кампанию в духе не «лейтенантской» даже, а «сержантской» прозы – то есть от первого лица, окопно, физиологично, страшно. Он потому и сумел описать войну с таким омерзением, что нормальным состоянием для него являются счастье, здоровье, любовь, всяческая полноценность. Эффект присутствия, хладнокровные хроники шокирующего военного быта, яркие образы, отсутствие риторики и истерики – такой книги о войне в литературе ХХI века еще не было. Прилепина стали сравнивать с В. Быковым и А. Адамовичем, называть продолжателем линии традиционного реализма, столь сложно проявившейся в произведениях писателей предшествовавших поколений: от Лермонтова и Толстого до Астафьева и Бондарева. И это было удивительно, ведь в 1990-е годы господствовала литература постмодернизма, концептуализма, но никак не реализма. О понятном и понятным русским языком писали немногие. Прилепин эту традицию возвратил на новом литературном витке.

Не успели З. Прилепина отнести к традиционалистам, как вышел его второй роман «Санькя», шокировавший своей темой. «Роман нацбола о нацболах», так его аттестовали. Однако, прочитав внимательно, обнаружили нечто более значительное

и существенное.

Роман «Санькя» с уже отмеченной ранее достоверностью рассказывает о молодом парне, чуткость которого позволяет ему разглядеть несправедливость современных переломных социальных взаимоотношений, а стремление что-то исправить лично не дает возможности сидеть на месте. Герою ничего не остается, как стать членом лево-радикальной организации. Роман очень жесткий, провокационный, кричащий, разбивающий вдребезги российский гламур. Но не случайно кто-то определил книгу, как «нежный «Санькя» в жесткой корке». Нежность действительно словно разлита по страницам романа. Она нередко мешается с кровью и болью – но остается. «Санькя» – так нежно называли главного героя его бабушка и дед. Понятно, что молодежь тянет в сторону максимализма. Митинги и акции экстремистской молодежи описаны с чрезвычайной достоверностью. И сам Захар Прилепин участвовал в них не единожды. Писатель признается, что его роман на пятьдесят процентов автобиографичен. Однако его политическая принадлежность не определяет его личность. Как заметил Дмитрий Быков, Прилепин – добрый писатель. Возможно потому, что зачастую «мир хотят переделывать те, кто лучше этого мира».

После «Саньки» некоторые критики стали сравнивать Захара Прилепина с писателями-почвенниками, деревенщиками – В. Беловым, В. Распутиным, В. Шукшиным, В. Астафьевым. Прилепин на это отреагировал так: «Если Пушкин, Мандельштам и Пастернак – почвенники, тогда и я почвенник. Все мы – почвенники, потому что наша Родина – русский язык».

Сам Захар Прилепин среди своих литературных предшественников называет Гайто Газданова и Эдуарда Лимонова, но вряд ли это что-то объясняет не только рядовому читателю, но и эрудированному литератору. Дмитрий Быков, например, теряется, по какому разряду числить Прилепина: «У нас такой литературы почти не было». Гораздо понятней, когда писатель говорит о своей глубокой связи с русской классической литературой (Пушкин, Лермонтов, Гоголь); о колоссальном воздействии советской литературы (Л. Леонов, И. Бабель, М. Шолохов); о своих любимых зарубежных авторах (Томас Манн, Генри Миллер, Ромен Гари, американский Набоков); о ценимых им современниках (Андрей Битов, Тимур Зульфикаров); о близких ему писателях-сверстниках (Сергей Шаргунов).

Предпочтения Захара Прилепина как читателя позволяют многое понять о нем как о писателе. В своих многочисленных интервью, статьях он говорит, что писать надо, как Максим Горький, «о том, что знаешь и постараться поменьше выдумывать, брать на себя только то, что вытянешь». В каком литературном направлении работать, в каком жанре – для Прилепина это не вопросы для обсуждения. Он считает, что многим современным авторам не удается «впитать в себя реальность через тот или иной жанр». Это именно то, что блестяще получается у самого Захара Прилепина. Он смотрит на нашу жизнь изнутри, и поэтому ему так безошибочно и талантливо удается фиксировать знаковые моменты современной жизни.

В 2007 году вышел новый роман Захара Прилепина «Грех».

«Собранье пестрых глав…»
(роман «Грех»)
«Читая книги, все еще мечтаю,

и все еще уверен в том, что жизнь

и смерть между собою разрешатся

и я – один останусь ни при чем».

З. Прилепин

«Признак большого писателя – не обязательно способность выстроить крепкий сюжет или поставить великий вопрос. Большой писатель обязан уметь писать заразительно» (Д. Быков). Эти слова имеют к новому роману Прилепина самое непосредственное отношение.

После двух жестких, на грани экстрима романов в 2007 году издательство «Вагриус» выпускает роман в рассказах «Грех». Девять новелл, колючих и нежных, романтических и приземленных, не связаны одним сюжетом, хронологической последовательностью, их объединяют общие герой и тема.

Роман – это даже не эпизоды, а штрихи из жизни молодого провинциального парня, складывающиеся в точную картинку современной жизни тридцатилетних, достоверную не только по внешним признакам, но и по внутренним, эмоциональным. Повествование в романе вполне реалистическое, в духе традиционной русской литературы, но целостному пересказу по причине своей новеллистичности поддается трудно. Тут и рассказ из жизни бывшего спецназовца в Чечне («Сержант»), и бывшего грузчика в магазине («Карлсон»), бывшего могильщика («Колеса»), бывшего вышибалы в ночном клубе («Шесть сигарет и так далее»), влюбленного журналиста («Какой случится день недели»), счастливого мужа и отца («Ничего не будет»), деревенского мальчишки («Белый квадрат»), семнадцатилетнего подростка («Грех»), талантливого поэта («Иными словами»). Вереница историй о простых естественных радостях бытия и ужасающих мерзостях

реальной жизни. Среди персонажей романа и неисправимые добряки, и патологические негодяи.

В свое время роман Прилепина «Патологии» назвали романом о войне, «Саньку» - о национал-большевиках, а «Грех», по всей видимости, назовут романом о скуке и тщете повседневности и возможности их преодоления. Здесь другой экстрим для читателя: в обжигающем узнавании сегодняшнего русского человека с его постоянным ощущением тревоги, неприкаянности и пугающей пустоты. В экстремальных условиях господствует страх смерти, а в российской обыденности на человека наступает страх жизни.



В череде разнородных рассказов и даже новелле «Иными словами» (а она представляет собой цикл стихов главного героя) обнаруживается сквозной для романа сюжет, как «молодого, талантливого, готового любить весь мир человека подлавливает, гнет, кромсает родная русская реальность, какой мы ее знаем в последние десять лет». Главного героя, как и автора, зовут Захар. Несомненно, книга в большой степени автобиографична. Неслучайно Д. Быков, размышляя о смысле романа, пишет: «Эта книга о том, как с Прилепиным ничего нельзя сделать. Он остается активно работающим, востребованным и читаемым писателем, умудряется дерзить в глаза президенту, не боится ни черта, ни общественного мнения, и не забывает размножаться, чтобы было кому строить счастливую настоящую Россию». Вот и герой Прилепина (Захар, Захарка) постоянно готов к драке, к отпору, к возмездию. Оружие Захарки – автомат, кулаки, лопата. Мир жесток и циничен, всюду алчность и бессердечие. Выжить можно, только отвечая ударом на удар. Захар прям и целен во всех проявлениях своей натуры – в любви к жене и двум маленьким детям, в ненависти к завсегдатаям ночного клуба с их кредитками и крутыми тачками, в исступлении боя с «чехами» и в запое с корешами… Герой Прилепина знает, что добро должно быть с кулаками. Русская литература любит слабых. А З. Прилепин интересуется и нас обращает к внутреннему миру сильного человека. Его герой находит ответы на сложные вопросы бытия зачастую интуитивно. Автор не дает развернутых логических объяснений его поступков. И тем не менее в душе и сознании этого героя нет зыби в понимании того, что – грех и что – не грех: двоюродная сестра не может быть партнершей по постели (рассказ «Грех»), лучше быть грузчиком в хлебном магазине, чем убивать (рассказ «Карлсон»)… «Инстинкт отца, мужа, внука в конце концов вытесняет в его герое навыки накачанного спецназовца». И может быть, поэтому неказистая, непафосная жизнь провинциальной России поворачивается к нам симпатичной стороной. То, что в романе не телевизионная страна, а реальная, в которой живем все мы, – одно из несомненных достоинств новой книги З. Прилепина.

Едва появившись, роман «Грех» привлек внимание и читателей, и критики. Справедливо замечено, что З. Прилепин вернул русскому роману статус общественного события, а в литературу ввел героя нового социально-психологического типа. Молодому автору склонны прощать некоторые шероховатости языка и стиля за обжигающую искренность его слова и его героев, за то, что принято называть активной жизненной позицией: «Книга Прилепина вызывает желание жить – не прозябать, а жить на всю катушку…» (Д. Быков).




Список использованной литературы


Произведения З. Прилепина:




  1. Прилепин З. Грех : роман в рассказах / З. Прилепин. - М. : Вагриус, 2007. – 256 с.

  2. Прилепин З. На войнах мировых: стихи / З. Прилепин // Наш современник. – 2007. - № 2. – С. 127-129.

  3. Прилепин З. Патологии : роман / З. Прилепин // Роман-газета. – 2005. – № 3. – С. 1-96.

  4. Прилепин З. Рассказы / З. Прилепин // Новый мир. – 2005. - № 5. – С. 106-115.

  5. Прилепин З. Санькя : роман / З. Прилепин. – М. : Ад Миргинем, 2006. – 368 с.

  6. Прилепин З. Шесть сигарет и так далее : рассказ / З. Прилепин // Подвиг. – 2007. - № 9. – С. 248-281.


Статьи о творчестве писателя:



  1. Быков Д. Счастливая жизнь Захара Прилепина / Д. Быков // Прилепин З. Грех. – М. : Вагриус, 2007. – С. 5-10.




  1. Архангельский А. Живые и грешные / А. Архангельский // Огонек. – 2007. – 24-30 сент. (№ 39). – С. 52.




  1. Мирошкин А. Шершавое счастье / А. Мирошкин // Кн. обозрение. – 2007. – 3-16 сент. (№ 36/37). – С. 6.




  1. Выбор редакции. Прилепин З. Грех // Кн. обозрение. – 2007. – 27 авг.-2 сент. (№ 35). – С. 2.




  1. Васильев И. Знай наших / И. Васильев // Труд. - 2007. – 3-9 мая (№ 75). – С. 20.

  2. Коригуль Л. Санькя / Л. Коригуль // Нижегор. рабочий. – 2007. – 3 мая. – С. 3.

  3. Павлович А. Ходоки у В.В. Путина /А. Павлович // Нижегор. новости. – 2007. – 14 марта. – С. 4.




  1. Мухина И. О мягком рукопожатии и непреклонной позиции / И. Мухина // Нижегор. правда. – 2007. – 10 марта. – С. 6.




  1. Михайлов Г. Патологии выйдут в массы / Г. Михайлов // Нижегор. рабочий. – 2007. - 9 марта. – С. 3.

  2. Прилепин З. Проза – вещь долгого дыхания / З. Прилепин // Нижегор. новости. – 2007. – 13 янв. - С. 4.




  1. Требуйте невозможного // Культура. – 2006/2007. – 28 дек.-10 янв. (№ 51). – С. 3.




  1. Прилепин З. Писать много – это дурной вкус / З. Прилепин // Культура. – 2006. – 7-13 дек. (№ 48). - С. 5.




  1. Костырко С. По кругу / С. Костырко // Новый мир. – 2006. - № 10. - С. 175-182.




  1. Прилепин З. Я в писатели пойду, пусть меня научат / З. Прилепин // Нижегор. правда. – 2005. - 13 авг. – С. 6.




  1. Дар О. Писатель ХХI века / О. Дар // АиФ. – 2005. – Авг. (№ 33). – С. 22.




  1. Яковлева В. Мне выдали аванс – теперь я буду его отрабатывать / В. Яковлева // Биржа плюс Карьера. – 2005. - 13 июля (№ 28). – С. 4.




  1. Русинова Т. Нормальный русский реализм / Т. Русинова // Нижегор. новости. – 2005. – 25 марта. – С. 4.


«Жить на полную катушку…». Роман З. Прилепина «Грех» : библиографическое эссе / МУ ЦБС Канавинского р-на, б-ка «Бестселлер» им. М.Е. Салтыкова-Щедрина ; сост. Т.А. Касимова, оформ. Е.Ю. Митина. – Н. Новгород, 2007. – 11 с..




  • Библиотека «Бестселлер»
  • Содержание
  • З. Прилепин
  • Список использованной литературы