Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Библиотечное обслуживание инвалидов за рубежом




Скачать 471.34 Kb.
страница1/3
Дата01.07.2017
Размер471.34 Kb.
ТипГлава
  1   2   3
Глава 6. Библиотечное обслуживание инвалидов за рубежом.

Основные этапы библиотечного обслуживания инвалидов в США и европейских странах

Изменившиеся социально-экономические условия деятельности библиотек в нашей стране приводят к коренной перестройке библиотечного дела, определяют новое содержание работы библиотек, получивших широкие возможности для более полного проявления имманентно присущей им гуманистической направленности. Новые приоритеты в деятельности библиотек заставляют обратить особое внимание на достижения в области библиотечного обслуживания инвалидов за рубежом, на развитие международного сотрудничества. Догматическое отрицание достижений зарубежной библиотечной на­уки, нарочитое противопоставление “буржуазного” и “социалистичес­кого” библиотековедения уходит в прошлое, что способствует и более продуктивному использованию накопленного опыта обслуживания инвалидов публичными и специальными библиотеками различных стран.

Необходимые предпосылки для того, чтобы просвещение, грамот­ность, образование стали доступными для многих,срздаются в ряде западноевропейских стран, начиная с эпохи Возрождения. Рассматривая возможность образования для лиц с физическими или умственными недостатками, знаменитый педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) убежденно заявил: “Возникает вопрос: можно ли прибегать к образо­ванию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недо­статка невозможно в достаточной мере привить знания? — Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечелове­ка”1. Но прошло не одно десятилетие прежде чем это принципиальное положение было реализовано и инвалиды получили доступ к книжно­му знанию.

Долгое время библиотечное обслуживание инвалидов велось только в стенах учебных заведений, которые появляются в ряде стран с конца XVIII века. Ученические библиотеки представляли собой небольшие собрания книг, которые использовались в учебной и внеклассной рабо­те и находились под присмотром одного из педагогов. Комплектование этих библиотек книгами было сложной и трудной задачей. Школы для слепых, например, стали брать на себя издательские функции, организуя переписку или перепечатку рельефным шрифтом необ­ходимых для учащихся книг. Специальные книги, приспособленные к уровню восприятия и подготовки глухонемых детей появляются также в учебных заведениях для глухонемых.

Не будучи профессиональными библиотекарями, педагоги мало обращали внимания на организацию и содержание работы школьной библиотеки, на развитие форм и методов библиотечного обслуживания аномальных. Во многих школах библиотеки были бедными - они почти

исключительно состояли из книг религиозного содержания и учебных пособий. Лишь в отдельных случаях двери ученических библиотек открывались для бывших воспитанников. Основная масса взрослых слепых, глухих и других инвалидов была вне сферы библиотечного обслуживания.

Начиная с 80-х г. XIX в. появляются специальные библиотеки, а так­же отделы книг для слепых в публичных библиотеках. Возникновение этих библиотек было в значительной степени обусловлено появлением специальных книгоиздательств, организацией переписки книг рельеф­ным шрифтом, а также успехами школьного образования слепых. В 1882 г. в Лондоне была основана библиотека, впоследствии преобразо­ванная в Национальную библиотеку для слепых. В 1886 г. в Париже по инициативе М.де-Сизёрана возникает библиотека Ассоциации им.Валентина Гаюи, В 1894 г. Общество обеспечения слепых книгами создало библиотеку в Лейпциге — первую публичную библиотеку для слепых в Германии. Отделы браилевской литературы и специальные библиотеки для слепых появляются также в США, Голландии, Швеции и других странах.

Серьезным препятствием для библиотечного обслуживания слепых служила почтовая плата за посылку книг. Лишь в некоторых странах и регионах (например, в Саксонии) пересылка книг для слепых по почте становится бесплатной или производится по льготному тарифу. Так, в 1904 г. в США принимается закон, согласно которому разрешается бес­платная пересылка книг для слепых по почте, что и позволило американским библиотекам более активно использовать эту форму обслуживания слепых.

В этот же период происходит расширение сети специальных школ для аномальных детей. Появляются вспомогательные школы для умст­венно отсталых, увеличивается количество школ для слепых и глухо­немых. Оживляется работа школьных библиотек. В отчетах некоторых училищ можно встретить не только сведения о количественном росте ученических библиотек, но и данные об использовании книжного фон­да, выдаче книг, запросах детей, их интересах.

Библиотечным обслуживанием аномальных детей и взрослых начинают интересоваться библиотековеды. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что появились профессиональные библиотекари, работающие в библиотеках для слепых или в публичных библиотеках, которые приобретали брайлевские книги и журналы. Появляются также статьи и о работе школьных библиотек (для глухих и др.).

Судя по американским источникам, одной из первых была неболь­шая публикация, посвященная работе школьной библиотеки для глу­хонемых в США (1878 г.) . Затем появляется ряд сообщений о деятельности библиотек для слепых. Начиная с 1898 г. Библиотека Конгресса США регулярно стала сообщать в своих отчетах об обслуживании слепых книгами. Многие авторы статей о библиотечном обслуживании инвалидов не ограничивались констатацией фактов. Они выдвигали свои предложения, указывали не неотложные нужды.

Библиотечные работники стремились выработать особые формы и методы обслуживания слепых читателей. Довольно скоро возникла потребность в унификации различных систем рельефного шрифта, в создании сводных каталогов рельефных книг.

К концу XIX в. в ряде государств были приняты законы об обязатель­ном начальном обучении слепых детей и о всеобщем обучении глухо­немых, что потенциально способствовало расширению читательской аудитории инвалидов, нуждающихся в библиотечном обслуживании. Однако в первые десятилетия XX в. оно имеет весьма ограниченный характер. Взрослые глухонемые находились еще фактически вне сферы библиотечного обслуживания, поскольку не могли самостоя­тельно пользоваться публичными библиотеками, специальных же библиотек для них не было. Библиотек для слепых в тот период было мало, а их материально-технические возможности не позволяли широко развернуть работу по привлечению слепых к чтению. Эти библиотеки существовали целиком на благотворительные средства.

В 1930 г. Американский фонд для слепых по просьбе Американской ассоциации провел изучение библиотечных нужд слепых и способов их удовлетворения, которое показало, что лишь небольшая часть слепых в США пользовалась библиотечным обслуживанием (около 10 тыс. чел.). Библиотеки испытывали значительные трудности при комплек­товании книжных фондов рельефными изданиями, которых выпуска­лось очень мало, поскольку их производство не имело коммерческой выгоды. Не было и средств для приобретения рельефных изданий. Ма­териалы обследования позволили Американскому фонду для слепых при поддержке Американской библиотечной ассоциации обратиться к правительству США с просьбой, чтобы федеральное правительство взяло на себя бесплатное комплектование книгами рельефного шрифта избранных по географическому признаку библиотек, которые обязы­вались выдавать их незрячим читателям, проживающим в определен­ном регионе, причем границы его могли быть шире зоны обычного обслуживания.

В 1931 г. Конгресс США принял закон, по которому во главе систе­мы библиотечного обслуживания была поставлена Библиотека Конг­ресса. Этой библиотеке были предоставлены средства из федерального бюджета, необходимые для издания книг для слепых. Библиотека ста­ла осуществлять бесплатное комплектование книгами 18 региональных библиотек, выбранных как опорные пункты по всей территории стра­ны. Таким образом была создана сеть библиотек для слепых и начато централизованное комплектование их книгами. Среди этих библиотек только некоторые были целиком предназначены для слепых читателей.

Большая часть их представляла собой отделы брайлевской литературы публичных библиотек.

Государственную поддержку также стали получать библиотеки для слепых в Дании и некоторых других европейских странах. Все же в большинстве случаев библиотеки для инвалидов продолжали сущест­вовать на благотворительные средства.

Книжные фонды библиотек для слепых растут как за счет типог­рафских изданий, так и путем переписки книг, которая ведется с помощью добровольцев-переписчиков, овладевших письмом по систе­ме Брайля. Рельефно-точечный шрифт, изобретенный Луи Брайлем в 182.9 г. ,| еще в конце XIX века занял доминирующее положение среди других систем рельефного письма и был признан наиболее удобным, отвечающим особенностям осязания слепых. В рассматриваемый период только в Англии и США наряду с “брайлем” небольшим распро­странением пользуется шрифт Муна — рельефно-линейные буквы это­го шрифта требовали больше времени для своего узнавания, но были более доступны для лиц престарелого возраста.

Начало 30-х гг. нашего столетия ознаменовалось успешными мерами по назревшей унификации брайлевского шрифта, увеличением выпу­ска рельефно-точечных-книг. В 1929 г. на международном конгрессе в Париже была унифицирована запись нот по системе Брайля, а в 1932 г. установлена единая брайлевская система для англоязычных стран — “Стандартный английский брайль”. Это принесло значительное облег­чение читателям-слепым, способствовало развитию международного книгообмена.

В середине 30-х гг. наиболее значительными из западноевропейских брайлевских библиотек были Национальная библиотека для слепых в Лондоне (185 тыс. томов) с филиалом в Манчестере и Библиотека Ассоциации им. В.Гаюи (свыше 100 тыс. томов), которая обслуживала около 2500 читателей. Свыше 26 тыс. экз. насчитывали фонды Цент­ральной библиотеки для слепых в Лейпциге, которая посылала книги слепым, проживающим в Германии и других странах. Сравнительно крупные библиотеки имелись также в Гамбурге (основана в 1905 г.) и Марбурге. Библиотеки, Имеющие от 10 до 20 тыс. брайлевских книг, находились в столицах Швеции, Австрии, в Милане (Италия).

В библиотеках для слепых появляются первые “говорящие” книги в записи на грампластинках. В США для производства таких книг были созданы долгоиграющие пластинки, делающие 33 оборота в минуту (лишь впоследствии они стали использоваться в коммерческих целях). Издание “говорящих” книг осуществлялось под руководством Роберта Б.Ирвина. С 1934 г. эти книги пересылаются по почте бесплатно, а в 1935 г. Библиотеке Конгресса были предоставлены дополнительные ассигнования для приобретения “говорящих” книг, распределяемых за­тем по библиотекам для слепых. Число опорных библиотек возросло к тому времени до 28. С 1940 г. на грампластинки стали записываться не только книги для взрослых слепых, но и для детей младшего школьно­го возраста. Сначала слепые пользовались проигрывателями, приобре­таемыми на собственные средства. Позднее был утвержден план производства аппаратов для прослушивания “говорящих” книг; расп­ределялись они среди слепых бесплатно. В период Второй мировой вой­ны были выделены средства на ремонт проигрывателей и их замену.

“Говорящие” книги на грампластинках (дисках) в 30-е гг. появляют­ся не только в США, но и в Англии, где производятся Британским национальным институтом для слепых. Они попадают во Францию, Канаду, Новую Зеландию, Австралию, Южную Африку и другие стра­ны. Их внедрение открыло новые возможности для библиотечного обслуживания слепых, многим из которых (особенно в пожилом возра­сте) было трудно научиться читать по системе Брайля. Однако производство “говорящих” книг в записи на грампластинках оправды­вало себя лишь при наличии значительного числа слепых. В не­больших странах этот способ озвучивания книг для слепых был слишком экономически невыгодным.

Значительная часть публикаций, появившаяся в библиотечной печати в 30-е - 40-е гг. по вопросам библиотечного обслуживания ано­мальных, связаны с производством, распределением и использованием “говорящих” книг. Освещаются также и некоторые другие проблемы (создание сети библиотек для слепых, деятельность слепых в качестве библиотекарей, читательские интересы слепых и др.). Предпринимают­ся попытки осветить не только опыт работы библиотек для слепых в той или иной стране, но и показать состояние библиотечного обслуживания слепых в общеевропейском и мировом масштабе. Харак­терной является работа М.Россела “Библиотеки для слепых в Барсело­не” (1936), в которой содержится исторический очерк, сведения о различных системах чтения и письма, применяемых слепыми, производстве и выборе рельефных книг, данные о библиотеках для слепых в Европе и Северной Америке. В работе дается характеристика библиотек для слепых в Барселоне, приводятся списки книг, которые в них имеются. Книгу М.Россела завершает перечень основных журна­лов, в которых печатаются материалы для слепых' Большинство работ, опубликованных в 30-е и 40-е гг. посвящено библиотечному обслуживанию слепых. Лишь немногие публикации касаются других групп инвалидов, школьных библиотек для глухих.

В период Второй мировой войны издание книг для слепых резко уменьшилось, многие специальные библиотеки пришли в упадок. Так, в 1940 г. вдвое сократилось производство “говорящих” книг для слепых в Лондоне. Брайлевские книги гибли во время бомбежек, пожаров. В послевоенные годы происходит постепенное восстановление и расширение деятельности специальных библиотек, опирающихся на помощь общественности и самих слепых, число которых породнилось жертвами войны.

В 50-е гг. наиболее крупным фондом книг для слепых располагала Библиотека Конгресса, о 1955 г. в 28 региональных библиотеках для слепых было 532 тыс. книг по системе Брайля, 35 тыс. по системе Му­на, 275 тыс. контейнеров “говорящих” книг, рельефные журналы и но­ты (всего — 981 тыс. ед. хр.).

В Англии Национальная библиотека для слепых увеличила свои фонды до 300 тыс. томов (книговыдача 243 тыс.). Из других библиотек

наиболее значительными были Библиотека “говорящих” книг (600 на­званий, выдача 1250 тыс. звуковых дисков) и Библиотека для студен­тов при Королевском Национальном институте для слепых (21 тыс. томов). Все эти сведения за 1950 г.

Во Франции фонд Библиотеки Ассоциации В.Гаюи составил в 1955 г 170 тыс. томов (25 тыс. названий). Библиотека обслуживала 8 тыс.читателей, которым было выдано 107 тыс. книг. Библиотечное обслуживание слепых вела также парижская Библиотека Союза сле­пых-инвалидов войны, в фондах которой находились не только брай-левские, но и “говорящие” книги (8 тыс. брайлевских книг, 10 тыс. дисков и магнитных лент “говорящих” книг в 1956 г.).

Библиотека для слепых в Гамбурге (ФРГ) насчитывала в 1958 г. 40 тыс. брайлевских книг (книговыдача 60 тыс. экз.). Библиотеки для слепых свыше 10 тыс. книг также имелись в Бельгии, Финляндии, Австралии, Японии и некоторых других странах.

Существенным источником пополнения книжных фондов библиотек для слепых продолжала оставаться переписка книг. В текстах, пе­реписанных вручную, встречались ошибки, книги были более гро­моздкими, чем типографские издания. Тем не менее, рукописные книги позволили расширить репертуар издании, доступных слепым, а в странах, где брайлевское книгопечатание не было организовано, та­кая переписка книг на специальных пишущих машинках была чуть ли не единственным источником пополнения книжных фондов.

В 1956 г. в США добровольцами было переписано по системе Брайля 265 названий книг (981 том). По федеральной программе в то же время издано 116 названий брайлевских книг в 8750 томах. В Библиотеке Ассоциации им. В.Гаюи (Париж) деятельностью энтузиастов-пе­реписчиков (а их было около тысячи) руководил специальный отдел, одновременно выполняющий и функции комплектования. Этот отдел распределял книги, предназначенные для транскрибирования, между переписчиками, выверял и, если нужно, исправлял книги. Несколько слепых переписчиков изготовляли копии с уже транскрибированных книг. Переплетались книги также слепыми. В 1957 г. в библиотеку пос­тупило 5 тыс. томов новых книг, изготовленных переписчиками.

Научно-техническая революция открывает новые горизонты перед специальными библиотеками. Массовое внедрение получают “гово­рящие” книги в записи на магнитных лентах (фрг, Мюнстер, - 1955 г., ГДР, Лейпциг - 1956 г., Швеция - 1955 г., Норвегия, Финляндия - 1956 г., Югославия, Швейцария, Голландия - 1958 г., Япония - 1959 г.). Сравнительно скоро эти книги выступают на первый план в библиотеч­ном обслуживании слепых, пользуясь, по вполне понятным причинам, гораздо большим спросом, чем брайлевские издания.

В производстве книг для слепых, в создании сводных каталогов нахо­дят применение компьютеры. Разрабатываются экспериментальные образцы “читающих машин”, преобразующих обычные буквы в до­ступные слепым сигналы (тактильные или звуковые).

В работе со слабовидящими начинает использоваться продукция крупношрифтовой печати. С 1964 г. в Англии такие книги выходят в серии Улверскрофт. Эти издания получают широкое распространение

во многих странах, включая США, где осуществляется выпуск книг в серии Кейт Дженисон, а с 1966 г. — еженедельной газеты. Круп-ношрифтовые издания поступают в Национальную библиотеку для слепых в Лондоне и библиотеку Конгресса, приобретаются и многими другими библиотеками. Рассчитаны они прежде всего на читателей преклонного возраста.

Расширяется применение специальных приспособлений при обслуживании тех читателей, которым трудно держать в руках обыч­ные книги (проекционные аппараты для просмотра микрофильмированных изданий и др.). В библиотеках для глухих на­ходят применение технические средства, рассчитанные на зрительное восприятие (диапозитивы, слайды, диафильмы), создаются фильмо­теки, используется телевидение.

Среди программ помощи слепым и другим инвалидам следует отметить опыт распространения национальной программы обеспечения слепых “говорящими” книгами на жителей США, которые не могут читать обычные печатные материалы из-за своего физического недо­статка. В связи с расширением с 1966 г. функций отдела для слепых Библиотеки Конгресса, он стал называться “отделом для слепых и лю­дей с физическими недостатками”. Осуществляя эту программу, отдел работает с 123 региональными и подрегиональными библиотеками, организуя обращение рельефных книг и звукозаписей на дисках и магнитных лентах. Общий фонд библиотеки в 1973 г. составил 4270 тыс. экз. ( в том числе книг рельефного шрифта — 1214 тыс., книг крупного шрифта — 4 тыс., “говорящих” книг на дисках — 2784 тыс. и “говорящих” книг на лентах — 264 тыс.). Ежегодно книжный фонд возрастает на 1100' названий. Использование медленных скоростей позволяет значительно увеличить емкость каждого диска или кассеты магнитной ленты,.

В 1973 г. брайлевскими и озвученными книгами в США пользовалось около 400 тыс. читателей, которым было выдано свыше 11 млн. книг. В числе читателей были не только слепые, но и старые люди с ухудша­ющимся зрением, парализованные больные и другие лица, для кото­рых пользоваться обычной книгой тяжело. Среди них 317 тыс. брали “говорящие” книги на дисках, 8700 пользовались книгами крупного шрифта и около 19 тыс. читали брайлевские издания. По-прежнему значительную" роль в удовлетворении индивидуальных запросов играли добровольцы, которые принимали активное участие в производстве “говорящих” книг на магнитных лентах. Дополнительно к федеральной программе они записали на магнитофон или транскрибировали по Брайлю целый ряд учебных пособий, необ­ходимых слепым студентам. С помощью добровольцев осуществляется ремонт проигрывателей и магнитофонов.

Долгое время методическое руководство сетью библиотек для слепых было слабым, звеном в деятельности Библиотеки Конгресса. В американской печати высказывались предложения о необходимости выделения штата методистов, об организации обмена опытом между библиотеками для слепых, о выделении достаточных командировочных средств. В 60-е гг. наблюдается определенный сдвиг в этом отношении. Стали проводиться национальные конференции библиотекарей для слепых и других лиц с физическими недостатками, на которых обсуждаются актуальные для того времени вопросы Библиотекари встреча­ются с консультантами, представителями организаций, распространя­ющих проигрыватели (машины “говорящей” книги), штатными работниками отдела. В 1965 г. Комитет по стандартам для библиотеч­ного обслуживания слепых разработал основные нормативы библиотечного обслуживания слепых, стандарты зданий и оборудо­вания.

В 50-60-е гг. появляются серьезные исследования, посвященные проблемам библиотечного обслуживания инвалидов. Особый теоретический и практический интерес в данной связи представляет “Обзор библиотечного обслуживания слепых в 1956 году” Френсиса Р.Сент-Джона', библиотекаря Бруклинской публичной библиотеки, который руководил обследованием библиотечного обслуживания слеп­ых, охватившим _28 региональных библиотек для слепых и 55 агенств, отвечающих за распределение и ремонт аппаратов для прослушивания “говорящих” книг. В книге освещен широкий круг вопросов:

организация библиотечного обслуживания слепых, история библиотеч­ного обслуживания слепых, роль Библиотеки Конгресса и издание книг для слепых, региональные библиотеки, привлечение читателей, расп­ределение аппаратов “говорящей” книги, финансирование региональ­ных библиотек, их персонал, материальная база, учет и правила пользования, доступность и выбор книг, обслуживание детей, технические проблемы, фактически эта работа посвящена исключительно организационно-техническим проблемам, о содер­жании работы с читателями в ней почти ничего не говорится.

Существенный вклад в разработку вопросов библиотечного обслуживания глухих внесла Патриция Кори — библиотекарь Лексингтонской школы для глухих (США). П.Кори раскрывает широкий круг проблем, связанных с работой библиотекаря в школе для глухих. Заслугой ее является в первую очередь сосредоточенный анализ методики библиотечной работы с глухими школьниками. В книге много рекомендаций, говорящих о хорошем знании психологии глухих детей, особенностей их развития. Ряд выделенных здесь поло­жений и ныне важен для специалистов (о требованиях к библиотекарю школы для глухих, о необходимости библиотечного обслуживания глухих детей, начиная с детского сада, т.е. с возраста 3-4 лет, об играх в библиотеке, о максимально раннем пробуждении интереса к чтению и т.д.). Сохраняют практическую значимость также советы о методике проведения рассказывания книг, бесед о прочитанном, организации уроков и экскурсий.

Библиотечная работа в Лексингтонской школе включала комплекс разнообразных мероприятий. Для детей в возрасте от 6 до 12 лет регу­лярно проводились пересказы художественных произведений (это1 П.Кори расценивает как главный путь приобщения детей к книге, про­буждения интереса к чтению). Для начальных классов в соответствую ющих целях подбирались книжки с картинками (6-8 лет). Для детей 9-12 лет рассказывания к“иг становились более продолжительными и

сложными. Читаются “волшебные сказки” (как более трудные для са­мостоятельного чтения), художественные и научно-познавательные книги, юмор, фантастика, стихотворения. Большие произведения рас­сказываются по главам.

Значительный интерес представляют советы П.Кори библиотекарю, приступающему к пересказу. Приведем некоторые из них:

— Содержание произведения может быть освещено самым различным способом, даже разъяснением иллюстраций.

— Название произведения должно быть подробно растолковано, если это важно для понимания^одержания.

— При работе с младшими школьниками главное внимание надо уде­лять иллюстрированному материалу, со старшими группами следует сосредоточиться на тексте.

— Место действия должно быть понято вполне отчетливо. Где происходят описываемые события? О чем или о ком этот рассказ? Кто главный герой? Следует чаще пользоваться вопросами.

— В подходящий момент начинайте привлекать внимание на текст, связывая его с иллюстрациями.

— Наблюдайте внимательно за детской реакцией, выражением лиц, жестами, ответами и комментариями. Если ребята следят за рассказом, двигайтесь вперед, продолжайте его. Пробуждайте их смех, симпатии, негодование. Если дети не понимают, остановитесь. Прибегайте к дра­матизации рассказа, в случае надобности пользуйтесь наглядными изображениями, соответствующими пособиями.


  1   2   3