Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Белорусские просветители, печатники, книжники




Скачать 107.38 Kb.
Дата18.04.2017
Размер107.38 Kb.
Белорусские просветители, печатники, книжники.

(информационно-познавательный час для учащихся 5-7классов)

Каждый день мы с вами сталкиваемся с печатными изданиями – книгами, газетами, журналами. Мы пишем, читаем и незадумываемся , что этм великим даром – письменности мы обязаны великим нашим предкам.

Не большое путешествие в историю я прелагаю вам сейчас совершить.



демонстрация слайдов
Письменность на Беларуси появилась одновременно с принятием христианства.

Из древних летописей известно, что первым просветителем был Полоцкий князь Изяслав (сын Рогнеды и Владимира).

Он был образованным правителем и заботился о распространении письменности в Беларуси. Сохранилась его княжеская печать с личной подписью, и эту подпись поправу можно считать одним из первых памятников письменности на белорусской земле. На аверсе оттиска изображён вариант знака Рюриковичей «Тризубец» с надписью ΝΖAC**OΖO (вероятно, ΝΖACΛΑOZO). На оборотной стороне изображения нет, надпись стёрта, но читаются начальные буквы ГРΑΔ, остальные пять неразличимы (возможно, ГРΑΔΠΛΤСΚ, что означает «город Полоцк»). Одной из уникальных находок Берестья является самшитовый гребень с вырезанными буквами алфавита – кириллицы на обеих сторонах. На одной стороне 6 букв, на другой стороне 7. Этот гребень – старейший и единственный «учебник» по обучению грамоте на территории Беларуси. Витебске и Мстиславле нашли берестяные грамоты с письменами. Памятниками письменности Беларуси считаются надписи на знаменитых Бориcовом и Рогволодовом камнях-валунах.

Кирилл Туровский
На чыстым аркушу, прад вузенькім акном Прыгожа літары выводзщь ён пяром...
В ХП столетии в Турове жил архиепископ Кирилл (около 1130- 1182 гг.). Это был человек яркого таланта, высокообразованный, выдающийся литератор и религиозный деятель. Его имя, как просветителя было известно в восточно-славянских землях. Кириллу Туровскому принадлежит 70 проповедей-заповедей, в которых учил людей жить по законам божьим любить друг друга, помогать бедным, защищать свою землю от врагов.

Известно, что он писал летописи. Белорусские литературоведы предполагают, что именно он является автором знаменитого «Слова о полку Игореве». Книги Кирилла Туровского написаны образным, возвышенным языком. Поэтому современники называли его Златоустом.


Евфросиния Полоцкая.
Птушка белая над Краінай сіняй —

то ахова наша і сіла...

гэта дух Святой Еўфрасінні...

гэта слова Святога Кірылы...


Еще одна яркая звезда на небосводе белорусской письменности—легендарная Евфросиния (Предслава) Полоцкая — внучка Всеслава Чародея. Уже в 12 лет она решила уйти в монастырь, чтобы служить Богу и помогать бедным людям. Сначала она жила в Софийском соборе, читала и переписывала книги. Потом по ее просьбе их продавали, а деньги раздавали бедным, нуждающимся людям. Построенные Евфросинией две церкви женский и мужской монастыри стали центром просвещения в Полоцком княжестве: тут работали школы, библиотеки, иконописная и ювелирная мастерские. «Благодатью и святостью», как писали современники, дышал каждый поступок Евфросинии.
Самой ранней и единственной на территории Беларуси книгой написанной на пергаменте является рукописное Туровское Евангелие. Оно датируется серединой XI в. л принадлежит к числу древнейших на Руси книг.

Начало книгопечатания

В начале X V века в Западной Европе стало широко развиваться книгопечатание. Первые печатные книги назвали ксилографическими (от греческих слов «ксило» «дерево» и «графо» «пишу»). Техника изготовления таких книг была трудоемкой: вначале на гладкой доске писали текст с зеркальным изображением букв, затем мастер ножом вырезал дерево вокруг буквы, чтобы она стала выпуклой и после нанесения краски на текст к нему прикладывали пергамент. Краска переходила на листы пергамента, и получалась готовая страница будущей книги.

Делать такие книги было нелегко, поэтому многие поколения людей стремились создать печатную форму, которая составлялась бы из отдельных букв. Это удалось немецкому изобретателю Иоганну Гуттенбергу. В 1444 г. Он превратил обычный пресс для выжимания масла в типографский станок, приспособив его к печатанию. Гуттенберг изобрел печатную форму –металлические брусочки с выпуклым изображением буквы на конце. При печатании изображенные буквы укладывали в текст, покрывали краской и получали оттиск на бумаге. Таких оттисков можно было делать сколько угодно, а затем собирались новые страницы текста и т.д.

Изобретение быстро разошлось по свету. К концу XV в. книги уже печались в десятках городов Европы. Но восточные славяне этого еще не знали. Прошло немало лет, прежде чем в Беларуси появилась первая печатная книга и первопроходцем в деле книгопечатания по праву считают Франциска Скорину.


Франциск Скорина
Марыў калісці славуты Скарына,

«Ціснучы» кнігі на мове бацькоў:

Простаму люду ў роднай краіне

Зробіць даступнай ён мудрасць вякоў....


Первопечатник земли белорусской, ученый, просветитель, культурный деятель - Скорина родился в конце XV в. в Полоцке. Начальное образование будущий просветитель получил в родном городе. При католическом костеле у монахов-бернардинцев Скорина изучал латинский язык

Затем Ф. Скорина учился в польском городе Кракове и итальянском городе Падуя. ОН напряженно и много работал, изучал, много времени проводил в библиотеке. Толстые книги открывали юноше дорогу в большой мир человеческой мудрости.

Франциск Скорина стал магистром грамматики, риторики и диалектики; арифметики и геометрии; музыки и астрономии, а также доктором медицины.

Поскольку в Европе уже печатали религиозные трактаты, произведения античных писателей не только на латинском, но и на немецком, итальянском, языках, Скорина решил взяться за печатанье книг на старобелоруском языке. В Беларуси для этого не было условий, и он поехал в город Прагу - центр чешского книгопечатания. В Праге Скорина напечатал свою первую книгу «Псалтырь». Это была самая распространенная книгой среди населения Беларуси. Кроме того, ею пользовались на богослужениях, по ней учились грамоте, ее охотно читали.

Вслед за ней было напечатано еще 22 библейские книги. Почему Скорина печатал именно духовные книги?

В Библии Скорина видел важнейший источник знаний, добрых нравов, эстетического наслаждения. Вот что он писал сам: «… В этой книге - все законы и права, которыми пользуются люди в земной жизни. В этой книге - все лекарства душевные и телесные вместе найдете! Тут можно узнать, как через веру, ласку, согласие добро преумножать».

Издание религиозных книг на понятном населению белорусском языке имело большое значение для распространения письменности в Беларуси.

В дальнейшем, к каждой своей изданной книге Скорина написал предисловие и послесловие, в которых сообщал цель издания, свои общественные и просветительские взгляды.


Першадрукар тварыў, прарочыў Ён першы кнігу даў славянам,

І час дарэмна не мінуў: На простай мове ўзорны ліст.

Аззяла кніга людзям вочы, Ён знаў з –за хмараў залатых

Адкрыўшы праўду і ману! Праб,ецца сонца на зямлі



(А.Іверс)

Сымон Будный

Продолжателем дела Скорины стал известный белорусский печатник и ученый Сымон Будный (15301593 гг.). Он, как и Скорина, был очень образованным человеком, публицистом, просветителем. Сымон Будный был талантливым литератором, писал на белорусском, польском, латинском языках. Он был прозаиком и поэтом, а кроме этого — учёным-филологом, переводчиком. В Несвиже он основал типографию, где напечатал книгу на белорусском языке о христианской вере - «Катехизис». Этой книге было суждено надолго стать учебником для тех, кто любил и уважал свой язык, свою историю и культуру, свой народ. Она предназначалась для простых людей, для расширения просвещения в Беларуси.

Будный понимал необходимость развития белорусской культуры народном языке. Его идеи про развитие белорусского языка и культуры были одним из факторов становления белорусского национального самосознания. Он сделал огромный вклад в развитие белорусского языка и печати, выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.

Николай Гусовский.

Николай Гусовский родился в Беларуси, в семье крестьянина-охотника. Начальное

образование получил на родине, затем овладевал знаниями в Вильно, Польше, Италии.

В 1523 г. в Краковской типографии напечатал на латинском языке поэму «Песня про зубра». Это произведение - величественный гимн красоте родного края. Поэт выразил искреннюю любовь к родной природе, описал жизнь трудолюбивых и мужественных людей: крестьян, охотников, бортников (сборщиков меда диких лесных пчел).

Он стал первым из просветителей, кто поднял проблему охраны природы, бережного отношения к ее богатству и необходимости его приумножения.

Н. Гусовский - популяризатор истории и культуры Беларуси и Литвы. Он положил начало широкому использованию в литературе фольклора белорусов.

Его произведения переведены на белорусский, польский, украинский и литовский язык.
Василий Тяпинский
Василий Тяпинский продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции заложенные Франциском Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды.

В 1570-е годы Василий Тяпинский на свои средства организовал типографию (которая находилась, вероятно, в Тяпино) с намерением издавать книги на старобелорусском языке. У него была хорошая библиотека, необходимая для издательской деятельности. Про свое предназначение служить народу Василий Тяпинский писал в рукописном предисловии к Евангелию.

Он высоко ценил свой народ, к которому относил и себя. Обеспокоенный упадком национальной культуры, духовности общества, он связывал его с общим упадком науки и морали, призывал панов и духовенство помочь «посполитому люду», открыть школы. Просветительская программа Василия Тяпинского была рассчитана на подъем национальной культуры, школьного образования, письменности, книгопечатания, усиления позиций старобелорусского языка, пробуждение гражданской активности народа и национального самосознания.
Спиридо́н Со́боль
Спиридо́н Миро́нович Со́боль (по другим данным Богдано́вич; в монашестве — Сильвестр) — печатник, просветитель и литератор. Основанная им в 1630 году под Оршей Кутеинская типография стала центром белорусского кириллического книгопечатания. Спиридон Соболь родился в городе Могилёве. Происходил из мещан.

Соболь владел греческим и латинским языками. Учился в школе Могилёвского православного братства и в Киевской братской школе. Преподавал в Киевской братской школе . Первая книга была напечатана, вероятно, уже 1616 году в Могилёве

в Кутеинском монастыре. Спиридону Соболю, главной целью жизни которого была просветительская миссия, представилась возможность осуществить свою давнюю мечту, — создать книгу, которая бы служила делу пропаганды родного языка и была главным пособием для начинающих учиться. Такой книгой стал его знаменитый кутеинский «Букварь» (полное название «Букварь сиречь, начало учения детям, начинающим чтению извыкати»), первые экземпляры которого вышли в 1631 г. Объединив вокруг себя образованных монахов, взаимно обогатившись опытом в печатном деле и определив дальнейшее направление деятельности здешних просветителей, Спиридон Соболь покинул Кутейно.
Петр Мстиславец.
Последователь Франциска Скорины, Петр Мстиславец (XVIв.) родился в г. Мстиславе.

С печатанием книг познакомился в Беларуси, а типографским делом занялся в Москве. Там он познакомился с великим русским просветелем и патриотом Иваном Федоровым.

О том, что первым книгопечатником на Руси был Иван Федоров, знают многие люди. Несмотря на то, что печатное дело появилось в нашей стране за десяток лет до того, как Федоров издал свою первую книгу, именно этот человек смог организовать его на новом уровне и обеспечить русским печатным книгам невиданное ранее качество. Конечно, Федоров работал не один. Поднять такое дело в одиночку было просто невозможно. Были у первого российского книгопечатника и друзья, и помощники, и, выражаясь современным языком, коллеги. Если бы не их совместная деятельность, то немало бы еще времени прошло, пока в России началась печать брошюр, листовок и прочей полиграфической продукции.

В 1564 г. они напечатали первую на Руси книгу «Апостол». В 1565 г. вышла книга «Часослов». Из-за гонений со стороны духовенства первопечатники были вынуждены и покинуть Москву. В 1566 г. они открыли новую типографию в местечке 3аблудово (Польша). В 1569 г. в этой типографии была напечатана книга «Евангелие поучительное», а позднее «Псалтырь» и «Евангелие».


Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий — великий белорусский просветитель. (не следует путать с епископом Полоцким Симеоном.)

Он вошел в историю культуры как педагог и воспитатель, поэт и писатель, драматург и проповедник, глубоко изучал философию, природоведение, интересовался вопросами медицины и искусства, астрологией и др. Симеон Полоцкий является одним из выдающихся деятелей не только белорусской и русской, но и более того, славянской культуры в целом.

Симеон Полоцкий (16291680 гг.), который родился в Полоцке, но большую часть своей жизни провел в Москве. В Россию "Симеон привез с собой плоды европейской учености - прекрасное знание языков: латинского, польского, белорусского и украинского и таких наук как: грамматика, риторика, поэтика, диалектика..».

Таким образом, Симеон Полоцкий был европейски образованным человеком, обладающим энциклопедическими знаниями. На полоцкой земле он начал свою педагогическую и воспитательную деятельность. Усилиями Симеона Полоцкого в Полоцкой братской школе была значительно расширена программа обучения: в дополнение к белорусскому языку включались для изучения русский и польский, большее внимание уделялось грамматике, осваивались риторика и поэзия.


В 1661 году Симеон Полоцкий навсегда переселился в Москву, где деятельность и поэтический талант выходца из Беларуси могли получить плодотворное применение. И действительно, в Москве он сразу получил место учителя латинского языка в школе Спасского монастыря. Успешная деятельность Симеона Полоцкого вскоре стала известна царю Алексею Михайловичу, который в 1667 году пригласил его в наставники к своим детям. Среди его воспитанников были царевичи Алексей и Федор, царевна Софья. Симеону Полоцкому было поручено подготовить учителя для будущего царя Петра. Им стал Никита Зотов.
Великие люди, имена их прославлены в веках. Белорусский литературовед Владимир Конон писал:

«Есть во Вселенной сверхдалекие звезды. Когда мы смотрим на них, то соприкасаемся с вечностью. Свет природный дает жизнь; свет духовный дает ей цель и смысл. К свету духовному нас приобщили наши просветители от Кириллы Туровского и Евфросинии Полоцкой до Янки Купалы и Якуба Колоса. Первые никогда не забудутся, потому что в них - начало, истоки, зарождение».


Мой народ зберагае сваю даўніну

Кожны нашай гісторыі знаўца

Добрым славам успомніць не раз Скарыну

І пахваліць за мудрасць Мсціслаўца

Навучыла іх край беларускі любіць

Беларускаяродная мова...



(А.Ставер)

  • Спиридо́н Со́боль Спиридо́н Миро́нович Со́боль (по другим данным Богдано́вич