Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Б. 1 Философия Планируемые результаты обучения по дисциплине




страница1/5
Дата21.05.2018
Размер1.2 Mb.
  1   2   3   4   5
Б1.Б.1 Философия Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. Содержание дисциплины Предмет философии, природа философского знания. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Учение о бытии. Понятие материи. Движение и развитие, диалектика. Пространство, время. Происхождение и сущность сознания с точки зрения разных философских систем. Сознание, самосознание и личность. Познание как предмет философского анализа. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Научное познание. Идеалы и нормы научного познания. Структура научного познания, его методы и формы. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Источники и движущие силы развития общества. Типологизация общественно-исторического процесса. Общественное сознание. Структурные уровни и формы общественного сознания. Возникновение и развитие философской антропологии. Смысл человеческого бытия. Будущее человечества. Преподаватель Кандидат философских наук, доцент Муравьева М.Е. Б1.Б.2 История Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-2: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции. Содержание дисциплины Понятие «История». Сущность, формы, функции исторического знания. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Историография. Периодизация Всемирной истории и истории России. Возникновение человеческого общества. Первобытное общество и его основные черты. Древнейшие цивилизации Востока, специфика их развития. Становление и развитие античных цивилизаций. Древнейшие государства на территории России и СНГ. Понятие «Средние века», периодизация истории Средних веков. Рождение и развитие феодализма и феодального общества, их основные черты и признаки. Складывание предпосылок формирования современной западноевропейской цивилизации. Появление и распространение ислама. Арабские завоевания и становление халифата. Крестовые походы. Этоногенез славян. Восточные славяне их хозяйство и общественные отношения. Образование государства у восточных славян. Этапы становления государственности. Киевская Русь в X–XI вв. Принятие христианства. Социально-экономические отношения в Древней Руси. Сходства и отличия феодализма в Европе и социально-экономического строя Древней Руси. Достижения культуры Киевской Руси. Международное положение Киевской Руси. Феодальная раздробленность Руси – необходимый этап эволюции феодального общества. Образование монгольской державы, монгольская экспансия. Завоевание Руси монголо-татарами. Монголо-татарское иго: суть, причины и последствия для русских земель. Борьба русских земель против западных агрессоров. Литва как второй центр объединения русских земель. Складывание Русского централизованного государства: Причины возвышения Москвы как центра объединения русских земель. Эпоха Нового времени и ее характеристика. Периодизация Нового времени. Развитие производительных сил, разложение феодализма и возникновение капиталистических отношений в европейских странах. Формирование национальных государств в Европе. Абсолютная монархия как новый тип государства. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы. Реформация, контрреформация, Ренессанс в Европе. Развитие капиталистических отношений. Особенности политического развития Московского государства в XVI в. Становление и развитие российского самодержавия. Особенности социально-экономического развития Московского государства в XVI в XVII в. – «бунташный» век России. Смута начала XVII в. Народные восстания XVII в. Эволюция государственно-политического строя России в XVII в. Расцвет сословно-представительной монархии. Утверждение самодержавной власти династии Романовых. Начало формирования абсолютной монархии. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол, его суть, причины, социальные силы, значение в истории страны. XVIII в. в европейской и мировой истории. Идеология Просвещения и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Промышленный переворот в Европе: его предпосылки, основные изобретения, социальные последствия. Предпосылки, причины, характер, цели, этапы, результаты, значение буржуазных революций. Предпосылки складывания российского абсолютизма и его особенности. Эволюция российского самодержавия в XVIII в. Правление Петра I, масштабные реформы. Внешняя политика Петра I. Северная война (1700–1721). Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762). Предпосылки дворцовых переворотов. Основные черты политического и социально-экономического развития России во второй четверти XVIII в. Задачи и особенности внешней политики данного периода. Век Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» и его государственно-правовая программа. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Сословный строй во второй половине XVIII в. и его законодательное закрепление. Внешняя политика во второй половине XVIII в. Наполеоновские войны и их социально-политические последствия. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии (1813–1814). Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Революционные события 1830–1840-х гг. в Западной Европе и их последствия. Реформы Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Декабристское движение: понятие, предпосылки возникновения и идейные основы. Декабристские организации и их программы. Восстание 14 декабря 1825 г. и восстание Черниговского полка. Причины поражения и историческое значение декабристского движения. Николаевская Россия: сохранение незыблемости самодержавия. Системный кризис. Поражение в Крымской войне, необходимость реформ. Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Теория официальной народности и ее сторонники. Славянофильство и западничество. Радикальное направление. Страны Европы и США во второй половине XIX в. Гражданская война в США. Объединение Германии и Италии. Новые тенденции в развитии мировой капиталистической системы. Завершение промышленного переворота. Либеральные реформы Александра II: предпосылки, подготовка, содержание, значение. Ускоренная модернизация российской экономики и общественной жизни. Особенности социально-экономического развития России. Контрреформы Александра III. Идейная борьба и общественно-политическое движение. Консерваторы, либералы, радикалы второй половины XIX в. Народничество. Зарождение РСДРП. Основные направления внешней политики и расширение границ Российской империи. XIX век – «Золотой век» русской культуры. Ведущие страны Запада накануне Первой мировой войны: экономика, политика, международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Создание военно-политических блоков. Россия в начале XX столетия: экономика, социальные и политические отношения. Русско-японская война. Первая русская революция 1905–1907 гг.: причины, задачи, характер, движущие силы, политические лагеря и партии, основные этапы, итоги. Государственная дума. Политические партии: генезис, классификация, программы, тактика. Третьеиюньская политическая система. Столыпинская аграрная реформа. Первая мировая война: причины, характер, военные действия в 1914–1916 гг., итоги. Участие России в войне. Отношение партий и классов к войне. Назревание общенационального кризиса. Февральская революция в России: причины, задачи, характер, движущие силы, политические лагеря и партии, основные этапы, итоги. Свержение монархии. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Корниловское выступление и его последствия. Большевики: курс на вооружённое восстание. События в Петрограде 25-26 октября. Решения Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Создание большевиками государства нового типа. Формирование однопартийного политического режима. Гражданская война в России. Этапы войны. Военная интервенция. Их результаты и последствия. Причины победы большевиков. Международные отношения между мировыми войнами. Итоги Первой мировой войны. Международное положение Советской России после окончания Гражданской войны. Политика «военного коммунизма» и ее результаты. Переход к НЭПу. Преодоление послевоенного кризиса в западной Европе. Временная стабилизация (1924–1929). Мировой экономический кризис 1929–1933 и Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Преодоление кризиса в Англии, Франции, Германии. Политика автаркии и протекционизма. Тоталитарные режимы в Европе. Германский нацизм как вариант тоталитаризма. Предпосылки образования СССР. I съезд Советов СССР и образование СССР. Его политические, экономические, социальные последствия. Культурная жизнь страны в 1920-е гг.: новые черты в ее развитии и взаимосвязь с достижениями начала ХХ в. Усиление режима личной власти И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 1930-е гг. (индустриализация и коллективизация, их осуществление и результаты). Формирование централизованной экономики и тоталитарной политической системы. Культурная революция и борьба с инакомыслием в СССР в 1920-х – начале 1930-х гг. Сталинские репрессии и их последствия для дальнейшего развития страны. Международный кризис 1939–1941 гг. Попытки СССР создать систему коллективной безопасности. Предвоенный политический кризис в Европе и планы европейских государств по его разрешению. Мюнхенское соглашение и его последствия. Пакт Молотова–Риббентропа. Предпосылки и ход Второй мировой войны. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны (1938–1941 гг.). Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: основные этапы войны, важнейшие сражения и их итоги, отношения с союзниками. Причины и значение Победы. Нюрнбергский процесс. Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн. Формирование послевоенного мирового сообщества и новой системы международных отношений. Образование ООН и ее Устав. Послевоенное развитие СССР (1940-е – начало 1950-х гг.) в экономике, социальной сфере, культуре. Эпоха «Холодной войны»: причины, ход и влияние на экономическое и политическое развитие послевоенного мира и изменения в общественном сознании. СССР в период либерализации. Хрущевская «оттепель» в общественно-политической жизни страны. Преобразования в экономике и социальной сфере в 1953–1964 гг. Противоречия экономического и социального развития в «эпоху Брежнева». Явления кризиса в хозяйственно-экономической, политической и духовной сферах. Обострение противостояния в «Холодной войне». Карибский кризис 1962 г.: мир на пороге глобальной катастрофы. Период «разрядки» (первая половина 1970-х гг). Ввод советских войск в Афганистан и его последствия. Экономическое развитие стран Запада в 1970-х – начале 1980-х гг. Трансформация капиталистической системы во второй половине XX в. Переход к постиндустриальной модели экономики. Создание и развитие ЕС. НТР и ее социально-экономические последствия. Курс М. С. Горбачева на «обновление общества». Политика перестройки. Социально-экономические и политические трудности развития страны. Обострение национальных отношений на территории СССР. «Парад суверенитетов». Разрушение мировой системы социализма. Демократические революции в странах Восточной Европы. Крушение Берлинской стены как символа холодной войны (9 ноября 1989 г.). Распад ОВД. Усиление НАТО. Политический и экономический кризис 1990–1991 гг. Августовский «путч» 1991 г. Распад СССР, его объективные и субъективные причины. Образование СНГ, существование между странами СНГ объединительных и центробежных тенденций. Радикальные социально-экономические реформы в РФ. Обострение социальных проблем. Становление новой российской государственности. Конституционный кризис и силовое разрешение конфликта между законодательной и исполнительной властями осенью 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. и ее основные положения. Политическое развитие России в 1990-е гг. Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации. Геополитические изменения после распада социалистического лагеря. Роль США и НАТО в однополярном мире. Социальные и экологические проблемы в современном мире. Экономический кризис 2009–2011 гг. и его влияние на социальную политику. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Международные организации и движения. Проблема разоружения и равновесия в современном мире. Проблемы терроризма, сепаратизма и национализма. Преподаватель Кандидат исторических наук, доцент Валуев Д.В. Б1.Б.3 Иностранный язык (латинский) Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-4: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Содержание дисциплины Расширения культурологического и общелингвистического кругозора студентов, формирующего этический, эстетический и научный подход к изучаемым современным языкам и их проблемам. Фонетический, грамматический, лексический и культурологический материал для формирования лингвистической компетенции обучаемых. 1. История латинского языка: от античности до новейшей истории. Латинский алфавит и латинская фонетика. 2. Verbum. (Глагол). Система инфекта. Praesens indicatīvi actīvi. Imperatīvus praesentis. 3. Imperfectum indicatīvi actīvi. Futūrum I indicatīvi actīvi. 4.Praesens, Imperfectum et Futūrum I inidicatīvi passīvi. 5. Nomen substantīvum. Nomen adjectīvum. Pronōmen possessīvum. Declinatio I. Praepositiōnes. Nomen substantīvum. Nomen adjectīvum. Pronōmen possessīvum. Declinatio IL 6. Nomen substantīvum. Declinatio III. Nomen adjectīvum. Declinatio III. 7.Nomen substantīvum. Declinationes IV et V. 8. Tempŏra perfecti: Perfectum , Plusquamperfectum, Futūrum II indicatīvi aсtīvi. 9.Supīnum. Participia. Pronomĭna personalia et pronōmen reflexīvum. Adjectīva pronominalia. 10. Tempŏra perfecti: Perfectum , Plusquamperfectum, Futūrum II indicatīvi passīvi. 11. Numeralia cardinalia et ordinalia. Gradus comparatiōnis: nomen adjectīvum et adverbum. 12.Pronomĭna demonstratīva, interrogatīva, relatīva. Verba volo, nolo, malo, fio. Gerundīvum. Gerundium. 13. Verba deponentia. Verba semideponentia. 14.Accusatīvus cum infinitīvō. Nominatīvus cum infinitīvō. Функции падежей. 15. Сослагательное наклонение (Conjunctīvus). Praesens conjunctīvi actīvi et passīvi. Imperfectum conjunctīvi actīvi et passīvi. Сослагательное наклонение в независимых предложениях. 16. Перфектные времена сослагательного наклонения действительного и страдательного залога. Употребление сослагательного наклонения в зависимых предложениях. 17. Употребление сослагательного наклонения в зависимых предложениях. Consecutio tempōrum. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо, перевод с латинского языка на родной и с родного на латинский). Преподаватель Кандидат филологических наук, доцент Макарова Н.Е. Б1.Б.4 Русский язык и культура речи Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-4: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Содержание дисциплины Язык и речь. Функции языка. Современная языковая ситуация. Происхождение русского языка. Функции русского языка. Русский язык начала XX1 века. Формы существования русского национального языка. Основные характеристики русского литературного языка, его место и роль в национальной культуре. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Критерии правильной устной и письменной речи. Культура речи как необходимая составляющая профессиональной педагогической деятельности. Становление норм русского языка. Динамика нормы. Варианты нормы и нарушения нормы (речевые ошибки, просторечие). Нормы письменной и устной речи, кодификация нормы. Орфоэпия и орфоэпические норм. Старомосковское и произношение, его отражение в современном литературном произношении. Орфоэпическая норма в области произношения гласных, согласных. Произношение безударных [е] и [о] в словах иноязычного происхождения. Акцентология. Акцентологические нормы русского языка. Ударение в именах существительных, в именах прилагательных. Трудности постановки ударения в глагольных формах. Основные современные акцентологические тенденции. Графика. Орфография. История мировой графики. Основные графические системы. Слоговой принцип русской графики. Алфавит. Русский алфавит и его история. Принципы современной русской орфографии. Лексика и культура речи. Выбор слова и синонимия. Выразительные возможности синонимов. Явление антонимии и его выразительные возможности. Контекстная антонимия. Паронимия и культура речи. Паронимы как «источник» речевых ошибок. Эвфемизмы и их функции в речи. Иноязычная лексика в русском языке. Проблема освоения иноязычной лексики в современном русском языке. Мотивированные и немотивированные употребления заимствований в речи. Русская фразеология как факт национальной культуры. Фразеология как отражение национального менталитета. Фразеологическая синонимия и антонимия. Исконная и заимствованная фразеология. Употребление крылатых слов и афоризмов. Пословицы, поговорки как коллективный опыт народа. Лексикография. Понятие лексикографической компетенции. Основные виды словарей, их роль в решении различных коммуникативных задач. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи употребления имен существительных. Род существительных. Род неодушевленных несклоняемых существительных. Род сложносоставных существительных. Вариантные формы падежных окончаний существительных. Имя собственное и нормы его употребления. Современная аббревиация. Трудные случаи употребления имен прилагательных. Местоимение и ошибки употребления местоименных форм. Имя числительное и нормы его употребления. Правописание числительных. Употребление форм глагола. Использование причастий и деепричастий в текстах разных функциональных стилей. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Синтаксические нормы русского языка. Понятие синтаксической нормы. Колебания и нормы в построении словосочетаний. Колебания и нормы в построении простых и сложных предложений. Употребление и пунктуационное оформление причастных и деепричастных оборотов. Функции знаков препинания, история русской пунктуации. Функциональные стили и их языковые особенности. Понятие стиля. Состав функциональных стилей в современном русском литературном языке. Книжные стили. Научный стиль. Языковые особенности языка науки. Основные жанры научного стиля. Правила письменного оформления научных студенческих работ (доклады, рефераты, курсовые, квалификационные работы). Речевая и письменная стандартизация официально-делового стиля. Требования к письменному оформлению документов. Публицистический стиль и сфера его действия, основные функции. Язык СМИ как отражение состояния общей речевой культуры стране и динамики литературной нормы. Язык рекламы. Приемы языковой игры в рекламе. Особая предназначенность языка художественной литературы. Современная коммуникация и правила речевого общения. Специфика устного публичного выступления. Речевой этикет. Национально-исторические особенности русского речевого этикета. Преподаватель Кандидат филологических наук, доцент Рыжкова А.Г. Б1.Б.5 Экономика Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. Содержание дисциплины Введение. Экономика как социально-экономическая система жизнедеятельности людей и как наука: предмет и метод. Способ производства и производительные силы общества. Экономические отношения, законы и категории. Экономика как наука. Значение и роль экономической теории в жизни общества и каждого индивида. Экономическая теория и экономическая политика. Становление и развитие экономической теории как науки. Собственность в экономической системе. Приватизация в России. Частная и общественная собственность, их содержание, формы, преимущества и недостатки. Приватизация и разгосударствление собственности: содержание, причины, цели, пути, предпосылки, основные принципы и способы. Особенности и проблемы реформирования собственности в современной России. Рынок и его законы. Формирование открытой экономики в России. Содержание и место рынка в системе экономических отношений. Свободный (абстрактный) рынок и его признаки. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Особенности и проблемы формирования рынка в современной России. Категории и законы товарного производства и рынка. Товар и его свойства. Закон стоимости. Закон денежного обращения и уравнение обмена. Содержание и теории цены. Функции, структура и система цен. Цена производства и цена реализации (трансакционная цена). Спрос покупателей и закон спроса. Теории потребительского поведения. Переход от кардинализма к ординализму. Микроэкономика. Предприятие и предпринимательство. Функции, права, обязанности и ответственность предпринимателя. Капитал фирмы как экономический ресурс и фактор производства. Управление предприятием, его содержание и основные виды. Преимущества и недостатки индивидуального, партнёрского, корпоративного и государственного предпринимательства. Издержки производства. Краткосрочный и долгосрочный период в деятельности фирмы. Динамика издержек производства в краткосрочном периоде. Производственная функция Кобба-Дугласа. Выручка, доходы и прибыль фирмы (предпринимателя): разные подходы. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Сопоставление валового дохода и валовых издержек как один из принципов определения размеров производства, при котором фирма может максимизировать прибыль и минимизировать убытки в краткосрочном периоде. Равновесие отдельной фирмы и отраслевое равновесие в долгосрочном периоде. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Особенности кривых спроса и предельного дохода чистой монополии. Монополистический рынок. Олигополия: сущность и особенности. Лидерство в ценах и ценообразование по принципу «издержки плюс». Потенциальные возможности и последствия монополизма. Антимонопольная политика государства и её особенности в России. Рынки факторов производства и его проявление в России. Рынок рабочей силы (труда): сущность, особенности, механизмы. Земля как фактор производства и его особенности. Теории капитала. Макроэкономика. Распределение и неравенство доходов населения. Бедность, её определение, измерение и причины. Социальная политика государства и её особенности в России. Национальная экономика: содержание и измерения. Новые показатели результатов функционирования национальной экономики и их система. Теории макроэкономического равновесия. Кейнсианский, классический и промежуточный участки кривой совокупного предложения. Доходы, их потребление и сбережение (кейнсианская теория). Инвестиционная политика и её реализация в России. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия. Безработица: сущность, причины, формы, последствия. Экономический рост и развитие. Последствия экономического роста и его государственное регулирование. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика. Рынок ссудных капиталов: финансовый и денежный рынок. Финансово-кредитные организации. Кредитно-денежная политика государства, её содержание и инструменты. Теории денег и денежно-кредитной политики. Рынок ценных бумаг: содержание, функции и профессиональные участники. Финансы и финансовая политика. Налоги и налоговая система: сущность, структура и функции. Бюджетный дефицит. Финансовая политика, её содержание и формы. Государственное регулирование экономики. Эволюция взглядов на роль ГРЭ. Международные экономические отношения. Общая характеристика мировой экономики. Международные экономические отношения, их содержание и формы. Международная экономическая интеграция (МЭИ): содержание, цели, факторы и основные формы. Основные формы международных экономических отношений. Внешнеторговая политика государства. Теории международной торговли. Международное движение капитала: сущность, цели, причины, формы, последствия. Содержание и виды миграции рабочей силы. Трудовые ресурсы России в процессе мировой миграции. Платёжный баланс и международная валютная система. Валюта, валютный курс и валютные системы. Факторы и последствия изменений валютных курсов для экспортёров, импортёров и для рядовых потребителей. Валютная политика государства и её реализация в России. Преподаватель Кандидат экономических наук, доцент Мыльникова Л.А. Б1.Б.6 Педагогика Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-6: способность к самоорганизации и самообразованию; ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; ОПК-3: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования; ПК-1: готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов; ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов; ПК-5: способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся; ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности. Содержание дисциплины Введение в педагогическую деятельность. Особенности педагогической профессии, ее гуманистический, коллективный и творческий характер. Педагогическая профессиональная деятельность, ее структура и виды. Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции, категориальный аппарат. Методология и методы педагогического исследования. Образование как общественное явление и целостный педагогический процесс. Сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса. Система форм и методов воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Методика воспитания. Деятельность классного руководителя, ее функции и основные направления. Понятие о воспитательных системах. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Сущность и движущие силы процесса обучения. Сущность методов обучения. Формы обучения. Современные модели организации обучения. Инновационные образовательные процессы. Педагогические технологии. История образования и педагогической мысли за рубежом. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя. Зарождение педагогической мысли и школы в государствах Древнего Востока. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в эпоху античности. Воспитание и школа в эпоху Средневековья и Возрождения. Школа и педагогика в Новое и Новейшее время. Воспитание, школа и педагогическая мысль на Руси с Древних времен до конца ХVII в. Реформы просвещения в России в ХVIII в. Развитие российского образования и педагогической мысли в ХIХ- начале XX вв. Школа, образование и воспитание в советский период. Школа и педагогика в России с 90-х годов по настоящее время. Преподаватель Кандидат педагогических наук, доцент Кремень С.А. Б1.Б.7 Психология Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; ОПК-2: способность осуществлять обучение воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. ОПК-3: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; ПК-6: готовность к взаимодействию с участником образовательного процесса. Содержание дисциплины Место психологии в системе наук. История формирования психологических теорий, направлений и психологических школ. Проблема и природа психического. Психика и сознание как предмет естественнонаучного знания. Личность и деятельность. Понятие о деятельности. Индивидуально-типологические особенности человека. Понятие о характере. Понятие о способностях. Эмоционально-волевая сфера личности. Познавательные процессы: сенсорно-перцептивные ощущение и восприятие. Познавательные процессы: воображение. Познавательные процессы: память и мышление. Мышление и речь. Интеллект. Внимание. Проблема возраста. Движущие силы и условия психического развития человека. Место социальной психологии в системе научного знания. Проблема личности в социальной психологии. Группа как объект изучения в социальной психологии. Психология межличностных отношений. Общая характеристика педагогической деятельности. Общая характеристика учебной деятельности. Подходы к обучению в мировой психологии. Психология воспитания. Личность учителя. Педагогическое общение. Преподаватель Кандидат филологических наук, доцент Богданова Т.В. Б1.Б.8 Профессиональная этика Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры; ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности. Содержание дисциплины Сущность и особенности профессиональной этики. Этика профессиональных взаимоотношений в образовательном пространстве. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы. Этика отношений в системе «учитель – учащийся». Этика отношений в системе «учитель – родители». Этика отношений в системе «учитель – педагогический коллектив». Этика отношений в системе «учитель – руководители школы». Педагогический этикет. Этикет педагога. Значение этических ценностей в профессиональной культуре педагога. Нравственное самовоспитание учителя. Преподаватели Кандидат педагогических наук, доцент Кремень С.А., кандидат педагогических наук, доцент Селиванова Л.Н. Б1.Б.9 Педагогическая риторика Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-4: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры; ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательными процесса. Содержание дисциплины Модуль I. Риторика как предмет изучения. Модуль II. Общение. Роль общения в социальной практике. Сущность, функции и средства общения. Дискурс как процесс речевого поведения. Текст (высказывание) как единица общения. Речевой жанр и риторический жанр. Речевая деятельность. Культура речевого поведения учителя. Коммуникативные качества речи. Невербальные средства общения Модуль III. Речевая деятельность учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя. Чтение в профессиональной деятельности учителя. Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Модуль IV. Основы мастерства публичного выступления. Ораторское искусство. Требования к поведению говорящего. Структура публичного выступления. Информирующая речь и ее особенности. Аргументирующая речь. Дискуссия. Дискуссионная речь. Эпидейктическая речь. Модуль V. Профессионально значимые для учителя речевые жанры. Устные профессионально-значимые высказывания учителя. Письменные жанры профессионального общения. Педагогический речевой идеал. Риторика как компонент культурологической парадигмы. Преподаватель Кандидат филологических наук, доцент Силаев П.В. Б1.Б.10 Образовательное право Планируемые результаты обучения по дисциплине ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования. Содержание дисциплины Образовательное право как отрасль российского законодательства. Образовательное право как отрасль российского законодательства. Предпосылки формирования отрасли образовательного права, проекты образовательного кодекса под редакцией проф. М.В. Сырых и под редакцией А.Н. Козырина. Содержание образовательного законодательства. Особенности метода регулирования образовательных отношений. Источники норм права, регулирующих образовательные отношения: международное нормативное регулирование в сфере образования, федеральное регулирование, регулирование на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также локальные нормативные акты в сфере образования. Характеристика образовательных отношений. Образовательные отношения как самостоятельный вид правоотношений. Основания выделения образовательных отношений как самостоятельного вида отношений. Понятие, признаки образовательных отношений. Место образовательных отношений в системе иных правоотношений. Регулирование отношений в сфере образования отраслями российского права. Управление системой образования на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Разграничение полномочий между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в сфере образования. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования: Компетенция по регулированию сферы образования. Механизм правового регулирования. Компетенция по управлению системой образования. Управление системой образования. Компетенция по финансированию системы образования. Разграничение собственности в системе образования. Финансирование системы образования. Органы управления образованием: Федеральные органы управления образованием. Органы управления образованием субъектов РФ. Органы управления образованием муниципальных образований. Право на образование: правовое регулирование нормами международного права, конституционного права, образовательным законодательством. Понятие права на образование как естественного права и как конституционного права. Развитие регулирования права на образование в международном и российском законодательстве. Современное содержание права на образование. Учащиеся, воспитанники, их родители (законные представители): конституционные права человека на образование, права учащихся, закрепленные в международном законодательстве. Регулирование прав учащихся, воспитанников, родителей. Образовательные учреждения (организации) и педагогические работники. Образовательные учреждения (организации): статус образовательных учреждений (организаций) как юридических лиц, организационно-правовые формы. Регистрация, постановка на учет в налоговых органах, в ФСС, в ПФ, лицензирование, аккредитация, аттестация. Особенности налогообложения образовательных учреждений. Порядок получения и расходования бюджетных средств. Платные образовательные услуги. Педагогические работники. Особенности правового регулирования в сфере образования на различных ступенях образования. Правовое регулирование дошкольного образования. Механизм обеспечения права на дошкольное образование. Правовое регулирование общего образования. Механизм обеспечения права на общее образование. Правовое регулирование профессионального образования. Механизм обеспечения права на профессиональное образование. Правовое регулирование дополнительного образования. Механизм обеспечения права на дополнительное образование. Правовое регулирование специального (коррекционного) образования. Механизм обеспечения права на специальное образование. Высшее профессиональное образование. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения. Управление высшим учебным заведением. Виды и наименования высших учебных заведений. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием. Права студентов. Работники высших учебных заведений. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования. Реформа высшего образования в Европе: Болонский процесс. Система кредитных единиц ECTS. Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании ENQA. Программы академической мобильности ERASMUS и TEMPUS. Преподаватель Кандидат исторических наук, доцент Сахаров С.А. Б1.Б.11 Правоведение Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК–7: способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности. Содержание дисциплины Основы теории государства и права. Понятие государства. Основные признаки государства. Функции государства. Внутренние и внешние функции. Теории происхождения государства. Теологическая, патриархальная, органическая, договорная, ирригационная, психологическая, марксистская, теория насилия. Понятие формы государства. Элементы формы государства. Форма правления и её виды. Монархия и республика. Форма государственно-территориального устройства. Унитарное государство, федеративное государство, конфедерация. Государственный (политический) режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Понятие права. Признаки права. Право в системе социальных норм. Понятие источника права. Виды источников права. Нормативно-правовой акт как источник права и его виды. Правовые семьи современности. Романо-германская, англо-саксонская, мусульманская правовые семьи и семья обычного (традиционного) права. Понятие системы права. Норма права, институт права, подотрасль права, отрасль права. Материальные и процессуальные отрасти. Публичное и частное право. Понятие нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. Понятие правоотношения. Признаки правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты правоотношений. Физические и юридический лица. Правоспособность и дееспособность. Основы конституционного права. Понятие, предмет регулирования и метод правового регулирования отрасли конституционного права. Конституционные правоотношения и их участники. Специфика конституционных правоотношений. Источники конституционного права. Конституция Российской Федерации 1993 года. История её принятия, структура, юридические свойства. Порядок изменения и пересмотра. Правовое положение личности в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Приобретение и прекращение гражданства. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Федеративное устройство. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система и местное самоуправление в Российской Федерации. Основы гражданского права. Понятие, предмет и метод правового регулирования отрасли гражданского права. Принципы гражданского права. Источники гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Виды гражданских правоотношений. Структура гражданского правоотношения. Его объект, субъект и содержание. Физические лица. Правоспособность и дееспособность физических лиц. Ограничение и лишение дееспособности. Понятие юридического лица. Виды юридических лиц, признаки юридического лица. Особенности правоспособности и дееспособности юридического лица. Понятие права собственности. Содержание права собственности. Правомочия пользования, распоряжения и владения. Формы собственности в Российской Федерации. Основания приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности. Обязательства в гражданском праве. Признаки и виды обязательств. Стороны обязательственных отношений. Основания возникновения обязательств. Способы исполнения обязательств. Способы обеспечения исполнения обязательств. Прекращение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Понятия наследства и наследования. Состав наследства. Принятие наследства и отказ от наследства. Наследование по закону. Очереди наследования. Наследование по завещанию. Содержание завещания, порядок его составления. Призвание к наследству. Недостойные наследники. Понятие авторства и авторского права. Интеллектуальная собственность. Принципы и способы защиты авторских прав. Права смежные с авторскими. Патентное право. Понятие патента. Источники патентного права. Содержание патентных прав. Правила оформления патентных прав. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Фирменное наименование и товарный знак. Знак обслуживания. Наименование места происхождения товара. Коммерческое обозначение. Основы семейного права. Понятие семейного права, предмет и особенности метода правового регулирования отрасли семейного права. Источники семейного права. Семейный кодекс Российской Федерации. Брак. Государственная регистрация брака. Условия вступления в брак. Порядок государственной регистрации брака. Расторжение брака. Расторжение брака в органах ЗАГСа. Расторжение брака в суде. Признание брака недействительным. Фиктивный брак. Правовой режим имущества супругов. Законный режим имущества супругов. Общая и раздельная собственность супругов. Договорной режим имущества супругов. Брачный договор. Порядок заключения. Содержание брачного договора. Изменение и расторжение брачного договора. Ответственность супругов по обязательствам. Права и обязанности родителей и детей. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. Алиментные обязательства родителей и детей. Алиментные обязательства иных членов семьи. Основы трудового права. Понятие трудового права. Предмет и метод правового регулирования отрасли трудового права. Источники трудового права. Трудовой кодекс Российской Федерации. Понятие трудового договора. Его содержание. Обязательные и дополнительные условия. Виды трудового договора. Срочный и бессрочный трудовой договор. Порядок заключения трудового договора. Расторжение трудового договора. Расторжение трудового договора по соглашению сторон, прекращение срочного трудового договора, расторжение трудового договора по инициативе работника, расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Понятие рабочего времени. Нормальная и сокращённая продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Продолжительность ежедневной работы. Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней. Особенности работы в ночное время. Сверхурочная работа. Понятие времени отдыха. Виды времени отдыха. Перерывы в работе, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска. Права и обязанности работника и работодателя. Понятие трудовых споров. Индивидуальный трудовой спор. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Порядок образования комиссии по трудовым спорам, компетенция комиссии по трудовым спорам, порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам, порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание, порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам, их обжалования и перенесения в суд. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Понятие коллективного трудового спора. Порядок выдвижения требований работников и их представителей. Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров. Особенности рассмотрения коллективных трудовых споров примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже. Забастовка как форма защиты трудовых прав работников. Основы административного права. Понятие административного права как отрасли права. Предмет правового регулирования и особенности метода правового регулирования отрасли административного права. Источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Субъекты административного права. Виды субъектов административного права. Индивидуальные и коллективные, специальные субъекты административного права. Понятие и содержание административно-правового статуса. Административно-правовой статус граждан и органов власти. Понятие административного принуждения. Признаки административного принуждения. Виды административного принуждения. Понятие административного правонарушения. Признаки административного правонарушения Состав административного правонарушения. Объект, объективная сторона. Субъект, субъективная сторона. Понятие административной ответственности. Цели и виды административной ответственности. Основы уголовного права. Понятие уголовного права как отрасти права. Предмет правового регулирования и метод правового регулирования отрасли уголовного права. Источники уголовного права. Уголовный кодекс Российской Федерации. Понятие уголовного преступления. Состав уголовного преступления. Объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Стадии совершения преступления. Приготовление к преступлению, покушение на преступление, оконченное преступление. Соучастие в совершении преступления. Исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие уголовного наказания. Цели и виды уголовного наказания. Преподаватель Кандидат исторических наук, доцент Сахаров С.А. Б1.Б.12 Информационные технологии Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-3: способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве. Содержание дисциплины Основы информатизации общего среднего образования. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования ИКТ в образовании. Средства информатизации образовании. Положительные и отрицательные стороны информатизации образовании. Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании. Электронные образовательные ресурсы и методы их оценки. Образовательные электронные издания (ОЭИ) и ресурсы. Классификации ОЭИ. Оценка и сертификация ОЭИ. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Платформы размещения информационных ресурсов в сети Интернет. ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Теория и практика создания тестов для системы образования. Виды тестов для системы образования. Типы тестовых заданий и требования к ним. Компьютерные средства измерения и контроля. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения школьников. Сетевые и Интернет-технологии. Гипертекстовые технологии представления учебного материала. Преимущества использования гипертекста и гипермедиа в обучении. Интернет в школе. Образовательные ресурсы сети Интернет, целесообразные к применению в учебном процессе. Система федеральных образовательных порталов. Выработка адекватного отношения школьников к информации сети Интернет. Мультимедийные и телекоммуникационные технологии. Мультимедиа в образовании. Возможности мультимедийных технологий. Проектное обучение. Метод информационного ресурса. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования. Методы проведения телекоммуникационных проектов и телеконференций в школе. Социальные сервисы Интернет и их использование в проектной деятельности. ИКТ в работе образовательного учреждения. Информатизация внеучебной деятельности школьников. Автоматизация организационного управления учебным заведением. Информатизация труда учителя. Информационные технологии в работе с родителями. Информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников. Информационные технологии в коррекционной педагогике. Преимущества использования информационных технологии в обучении школьников со специальными потребностями. Дистанционное обучение и его цели. Модели дистанционного обучения. Дистанционные курсы, их типология, структура и содержание. Преподаватель Кандидат педагогических наук, доцент Самарина А.Е. Б1.Б.13 Психолого-педагогическое сопровождение Планируемые результаты обучения по дисциплине ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом, социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных различий, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; ОПК-3: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; ПК-5: способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и самоопределения обучающихся; ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками педагогического процесса. Содержание дисциплины Психолого-педагогическое сопровождение. Социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные различия, особые образовательные потребности обучающихся. Социализация и самоопределение обучающихся. Психологические трудности и нарушения процессов социализации ребенка. Нарушения в развитии и девиации поведения. Психологические особенности работы с одаренными детьми. Социально-психологические причины неуспеваемости школьников. Недостатки развития мотивационной сферы. Несформированность приемов учебной деятельности. Недостатки развития психических процессов. Особенности мышления неуспевающих учащихся. Типы неуспевающих школьников. Общая характеристика учебной мотивации. Виды мотивов учения: познавательные и социальные, их содержание и роль в учебной деятельности. Содержательные характеристики мотивов учения: наличие личностного смысла, действенность мотива, место мотива в общей структуре мотивации, самостоятельность возникновения и проявления, уровень осознания, степень распространения. Динамические характеристики мотивов учения: устойчивость, эмоциональная окраска, сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения. Роль целей, эмоций и интересов учащихся в мотивации учения. Методы изучения и формирования мотивации учения школьников. Взаимодействие субъектов педагогического процесса. Общая характеристика взаимодействия. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. Предпосылки возникновения конфликта в учебно-воспитательном процессе. Виды, структура, стадии протекания конфликта. Конфликты в школьной среде. Реагирование на конфликтное поведение. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей и особенности взаимодействия с ними. Правила поведения в условиях конфликта. Буллинг и моббинг: причины, способы преодоления. Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, отдельными людьми. Единство воспитания и жизни. Закон параллельного педагогического действия. Зависимость содержания, методов и форм воспитания от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых, от отношения воспитуемого к воспитателю. Условия реализации принципов воспитания: обязательность, комплексность, равнозначность. Принцип социальной целесообразности. Принцип единства теории и практики. Уровни, критерии и показатели воспитанности и воспитуемости. Трудновоспитуемость. Взаимосвязь обучения и воспитания. Личностно-профессиональное развитие учителя. Формы педагогической деятельности. Продуктивность педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Основные педагогические функции и умения, отражающие определенную позицию учителя. Структура педагогических способностей. Профессионально важные качества и умения учителя. Профессиональная Я – концепция педагога. Самопознание и саморазвитие учителя. Феномен эмоционального выгорания. Формирование и диагностирование педагогических способностей. Преподаватели: кандидат психологических наук, доцент Морозикова И.В., кандидат психологических наук, доцент Кузьмина К.Е. Б1.Б.14 Естественнонаучная картина мира Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-3: способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве. Содержание дисциплины Логика и методология научного познания. Место науки в духовной жизни общества. Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Специфика гуманитарного и естественнонаучного знания. Взаимодополнительность естествознания и гуманитаристики. Принцип гносеологического актуализма. Место науки в структуре знания. Наука: структура, методология, функции. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы. Методы научного познания, их классификация и взаимосвязь. Формы научного познания. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания. Этика научных исследований. Исторические типы естественнонаучной картины мира. Зарождение науки. Отличие науки от других типов культур. Культурная эволюция и место науки, в том числе естествознания, в системе человеческой культуры. Характерные черты и особенности античной натурфилософии. Экспериментальное естествознание, его особенности. Формирование научных программ. Понятие и характерные черты естественнонаучной картины мира. Формирование, развитие и функции естественнонаучной картины мира. Научные революции и смена естественнонаучных картин мира. Научные революции как путь к прогрессу. Формирование и особенности механистической картины мира (МКМ). Вклад И. Ньютона в становление МКМ. Основные принципы и идеология МКМ. Новые открытия XIX в., их осмысление и формирование электромагнитной картины мира (ЭМКМ). Достижения ЭМКМ в описании и объяснении объективной реальности. Научная революция А. Энштейна. Смена научной парадигмы и формирование неклассического естествознания. Квантово-полевая картина мира (КПКМ), ее характеристики. Современное постнеклассическое (эволюционное) естествознание, его основные парадигмы. Современная физическая картина мира. Современные представления о строении материи. Понятие структурной организации материи. Структурная организация неживой материи. Микро-, макро- и мегамиры, характерные размеры и массы объектов микро-, макро-, мегамира. Законы, теории и принципы на разных уровнях материи. Вопросы взаимодействия, пространства и времени, свойств структурных единиц микро-, макро- и мегамира. Принципы симметрии, законы сохранения. Движение – форма существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь. Поля взаимодействий. Понятие электромагнитного поля. Виды фундаментальных взаимодействий. Корпускулярные и континуальные традиции в описании природы. Процессы на физическом уровне организации материи. Корпускулярно-волновой дуализм. Принципы относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Порядок и беспорядок в природе, принцип возрастания энтропии. Эволюция представлений о пространстве и времени. Связь материи со свойствами пространства и времени. Специальная теория относительности (СТО). Общая теория относительности (ОТО). Экспериментальная проверка ОТО. Принципы и понятия теории гравитации А. Энштейна. Пространственно-временная симметрия. Связь пространственно-временных симметрий с законами сохранения. Современная астрономическая картина мира. Особенности современной космологии. Модель горячей Вселенной. Большой Взрыв: инфляционная модель. Специфические особенности и характеристики Большого Взрыва с точки зрения современной физики. От первых минут Вселенной до образования звезд и галактик. Типы и варианты строения галактик. Особенности строения звезд. Роль термоядерных реакций в жизни звезды. Нейтронные звезды; квазары и пульсары. Черные дыры – особые космические объекты. Сценарии будущего Вселенной. Космогония. Основные научные концепции происхождения звезд, планет, звездных систем. Строение Солнечной системы; планеты-гиганты и планеты земной группы. Земля – планета Солнечной системы и наш общий дом. История геологического развития Земли. Внутренне строение Земли. Геосферные оболочки и современные концепции их развития. Литосфера – абиотическая основа жизни, ее экологические функции. Понятия ресурсной, геодинамической, геофизической и геохимической оболочке Земли. Основные источники энергии. Альтернативные источники энергии. Роль современного естествознания в преодолении энергетического кризиса. Геологическая эволюция. Химическая картина мира. Особенности организации материи на химическом уровне. Понятие «химический элемент» с точки зрения современной науки. Закономерности, проявляющиеся на атомно-молекулярном уровне организации материи. Изучение строения молекул. Фундаментальные основы современной химии – квантовая механика, атомная физика, термодинамика. Виды химической связи, их фундаментальное значение в понимании химических свойств веществ. Понятие «химическое соединение» с точки зрения современности. Периодический закон и периодическая таблица Д.И. Менделеева, значение для развития химического знания. Реакционная способность веществ. Процессы на химическом уровне организации материи. Учение о химических процессах. Превращения энергии в ходе химических реакций. Высокомолекулярные вещества (ВМС) и полимеры, особенности их строения и характерные физико-химические свойства. Возможности использования ВМС в технике. Проблема конструирования новых материалов и материалов с заранее заданными свойствами. Эволюционная концепция в химии. Биологическая картина мира. Особенности биологического уровня организации материи. Предбиологические структуры. Жизнь во всех ее формах. Микроскопичность, гетерогенность, открытость, способность к самоорганизации, и другие свойства живых систем. Триединство концептуальных уровней познания в современной биологии. Проблема происхождения жизни на Земле. Основные научные гипотезы о зарождении жизни. Молекулярные основы жизни. Нуклеиновые кислоты; белки, ферменты. Принцип воспроизводства и развития живых систем. Информационные молекулы. Роль многообразия в живой природе. Принципы биологической эволюции. Наследственность, изменчивость, отбор в живой природе; роль флуктуаций в этих процессах. Современная синтетическая теория эволюции. Генетика и эволюция. Роль антропогенного фактора в эволюции современной биосферы. Экосистемы и их структура. Биоценоз. Биогеоценоз. Биосфера как глобальная экосистема; круговороты веществ и потоки энергии. Учение В.И. Вернадского о биосфере; современное состояние теории. Человек как предмет естественнонаучного познания. Место и роль человека в процессе эволюции биосферы. Проблемы антропогенеза. Теории происхождения человека. Человек: организм и личность; биологическое и социальное в человеке. Особенности физиологии основных систем органов человека. Особенности высшей нервной деятельности. Здоровье как сложный многофакторный процесс. Здоровье как ответственность. Пути поддержания и сохранения здоровья. Факторы риска и изменение генофонда человека. Теория стресса. Физиологические основы трудоспособности. Тренировка и утомление. Биосоциальные основы поведения человека. Взаимоотношения в системе «человек – общество – природа». Глобальные экологические проблемы и возможные пути их разрешения. Учение В.И. Вернадского о ноосфере, современное состояние теории. Проблемы коэволюции общества и природы. Теория устойчивого развития человечества: миф или вектор развития Роль современного естествознания в преодолении глобальных проблем человечества. Самоорганизация в природе. Синергетика. Основные положения синергетики: взаимодействие частей системы, нелинейность, открытость, нестабильность, способность к самоорганизации. Самоорганизация и усложнение живых открытых диссипативных нелинейных систем. Самоорганизация в неживой и живой природе. Флуктуации; точки бифуркации. Проблема управления сложными системами. Необратимость времени с синергетических позиций. Междисциплинарный характер синергетики. Принципы универсального эволюционизма как важнейшая парадигма современного естествознания. Путь к единой культуре: взаимодействие всех сфер духовной деятельности человека. Преподаватель Кандидат философских наук, доцент Ивенкова О.А. Б1.Б.15 Возрастная анатомия, физиология и гигиена Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-3: способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. Содержание дисциплины Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата Строение, функции, классификация костей и их соединений. Скелет человека и его отделы (скелет верхних и нижних конечностей, голова, туловище). Возрастные особенности костей и суставов. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст. Особенности развития ребенка в разные возрастные периоды: периоде новорожденности и грудного возраста, периоде ясельного, дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Особенности полового созревания детей и подростков. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Анатомия и физиология нервной системы. Основные функции. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная (симпатическая, парасимпатическая) и соматическая нервная система. Типы нейронов, основные функции. Синапсы. Ганглии. Спинной мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Рефлекторная дуга. Ствол мозга (продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг) строение и функции, основные подкорковые рефлекторные цепи. Функции ствола мозга. Мозжечок: строение, расположение, функции. Промежуточный мозг. Значение гипоталамуса в регуляции вегетативных функций и в регуляции функций эндокринной системы. Полушария головного мозга: строение, функции. Локализация функций в коре головного мозга. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их отличия. Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования. Значение условных рефлексов для педагогической практики. Развитие регуляторных систем. Анатомия и физиология эндокринной системы. Общие свойства желез внутренней секреции, специфичность внутренней секреции, специфичность вызываемых ими функциональных эффектов, суточные колебания их содержания в крови. Гипофиз: строение, расположение, гормоны, гипо- и гиперфункция его отделов. Надпочечники: расположение, гормоны, кора мозгового слоя. Щитовидная железа. Гипо- и гиперфункция. Эндокринная функция поджелудочной железы. Сахарный диабет. Гигиена детей и подростков: правила вскармливания детей первого года жизни, организация питания детей старше 3-х лет, правила ухода и организации физического развития детей разного возраста. Преподаватель Кандидат медицинских наук, доцент Судиловская Н.Н. Б1.Б.16 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-9: способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; ОПК-6: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. Содержание дисциплины Изучение дисциплины включает следующие разделы: первая помощь при ранениях и травмах, первая помощь при неотложных состояниях, инфекционные болезни: методы защиты и профилактики. В ходе изучения рассматриваются следующие темы: проблемы здоровья населения различных возрастных групп и основные признаки нарушения здоровья человека; понятие о неотложных состояниях, причинах и факторах их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации, показания к ее проведению и критерии ее эффективности; причины и виды травматизма, особенности развития детского травматизма. Меры профилактики развития травм и методы первой помощи при них; понятие об инфекционных болезнях, эпидемиологии, иммунологии; понятие здоровья, болезни, здорового образа жизни; медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни; принципы и методы формирования здорового образа жизни, методы формирования мотивации к здоровому образу жизни и методы профилактики вредных привычек; принципы здоровьесберегающего пространства в формировании и обеспечении здоровья населения и профилактике развития болезней. Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Преподаватель Кандидат медицинских наук, доцент Судиловская Н.Н. Б1.Б.17 Безопасность жизнедеятельности Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-9: способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; ОПК-6: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. Содержание дисциплины Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками в чрезвычайных ситуациях. Системы безопасности человека. Дестабилизирующие факторы современности. Природные опасности, защита от них, приемы первой помощи при природных опасностях. Биологические опасности и защита от них. Способность использовать приемы первой помощи при биологических опасностях. Техногенные опасности и защита от них. Пожарная безопасность. Способность использовать приемы первой помощи при техногенной и пожарной опасности. Безопасность на транспорте. Безопасность в городе, в быту, на отдыхе и повседневной жизни. Социальные опасности и защита от них: опасности в духовной сфере и политике. Основы информационной безопасности. Репродуктивное здоровье и факторы на него влияющие. Преподаватель Кандидат психологических наук, доцент Анисимова О.А. Б1.Б.18 Физическая культура Планируемые результаты обучения по дисциплине ОК-8: готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность. Содержание дисциплины Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Социокультурное развитие личности. Гимнастическая терминология, основы подготовки и выполнения комплексов общеразвивающих упражнений. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания. Спортивные игры в вузе: волейбол, баскетбол, настольный теннис. Особенности спортивных игр в разных медицинских группах. Легкая атлетика в вузе. Основы здорового образа жизни студента. Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе. Методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль в процессе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов. Преподаватель Кандидат педагогических наук, доцент Пустошило П.В. Б1.В.ОД.1 Теория и методика обучения французскому языку Планируемые результаты обучения по дисциплине: ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования; ПК-1: готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета; ПК-5: способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся; ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. Содержание дисциплины
  1   2   3   4   5