Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Августа 2013 г на заседании педсовета №1




страница1/12
Дата30.06.2017
Размер3.31 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


«Утверждаю» Утверждена

«29» августа 2013 г. на заседании педсовета № 1

Заведующий МБДОУ от «29»августа 2013 г.

__ ___________Г.Х. Закирова Утверждена приказом

№ 01-07/ 107 от 16.09.2013 г.

Основная общеобразовательная программа

«Кояшкай»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 общеразвивающего вида»

Орджоникидзевского района городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

на 2013-2014 учебный год


Уфа- 2013




Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………………….3

1.Нормативные документы. ……………………………………………………….…3

2.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров.

Сведения о семьях воспитанников ДОУ. ………………………………………..3

3.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования. …………………………………………………….. 10

4. Особенности осуществления образовательного процесса. ………………………………….13

5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы ………………15


часть 1 (Обязательная) ……………………………………………………………………...16

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ. …………………………………………..16

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательных областей …………………………………………………………...40

1.2.1. Образовательная область «Физическая культура»

1.2.2. Образовательная область «Здоровье»

1.2.3. Образовательная область «Безопасность»

1.2.4. Образовательная область «Социализация»

1.2.5. Образовательная область «Труд»

1.2.6. Образовательная область «Познание»

1.2.7. Образовательная область «Коммуникация»

1.2.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1.2.9. Образовательная область «Художественное творчество»

1.2.10. Образовательная область «Музыка

1.3. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми

общеобразовательной программы. ………………………………………………………….52

1.4. Система мониторинга. ……………………………………………………54

Часть 2 формируемая участниками образовательного

процесса ………………………………..58

2.1.Региональный компонент. ………………………………………………………………..58

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста……....64

2.3.Содержание психолого-педагогической работы по реализации

регионального компонента ……………………………………. …………..66

2.4. Условия реализации образовательной программы ДОУ …………………………………101

2.4.1.Управление реализацией программы

2.4.2.Создание и обновление предметно-развивающей среды

2.4.3. Формы сотрудничества с семьей

2.4.4.Преемственность в работе ДОУ и школы

2.4.5.Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

2.5. Материально- техническое оснащение образовательного процесса ………………………………….111

2.6. Контроль и управление …………………………………………………………………………..….113

2.7. Профессиональное мастерство пед.кадров …………………………………………………………..114

2.8. Региональный компонент для воспитателей в образовательном процессе …………………………..115

2.9. Содержание коррекционной работы ………………………………………..……………142

3.0. Список литературы … ………………………………………………..…143




Пояснительная записка.

1. Нормативные документы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 27 общеразвивающего вида» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработана в соответствии с:

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2791-10" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 2010г.);

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 27 общеразвивающего вида» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработана на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой ,М.А.Васильевой.



2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад №27 г. Уфы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Предназначение МБДОУ Детский сад 27 г. Уфы определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании, обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста на основе реализации комплекса мер по обеспечению здоровья и здорового образа жизни, высокого уровня воспитания и образования, созданию условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе, взаимосвязи в сотрудничества с социумом.

Основным предметом деятельности ДОУ является реализация законодательства Российской Федерации и республики Башкортостан об образовании, образовательных программ по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, защита их законных прав и интересов, оказание квалифицированной помощи в обучении.

В МБДОУ Детский сад № 27 г. Уфы функционирует 5 групп общеразвивающей направленности:

Группа общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет с возрастными особенностями развития детей.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает разви­ваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взросло­го; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведе­ния, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов дей­ствия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя на­туральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми моде­ли, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регули­рующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает разви­ваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятель­ное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной си­туации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуля­ция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает пони­мать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает при­мерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со свер­стниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, ри­сование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совер­шаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребе­нок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Ти­пичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отхо­дящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с больши­ми искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разре­шаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произволь­ность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосо­знания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний воз­раст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет с возрастными особенностями развития детей.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ре­бенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными воз­можностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая стано­вится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими пред­метами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с иг­рушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернуты­ми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У од­них детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более дета­лизированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие до­школьники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие вос­приятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена воз­ведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм пред­метов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организа­ции образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразо­вания ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скры­тые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве за­местителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целе­направленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возра­сте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе свер­стников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов пове­дения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вмес­те с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ре­бенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооцен­ка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в харак­тере выбираемых игрушек и сюжетов.

Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет с возрастными особенностями развития детей.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле­вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се­бя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок стано­вится предметным и детализированным. Графическое изображение человека харак­теризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изоб­ражения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Форми­руются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в прост­ранстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи­нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотво­рение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения неслож­ных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объ­ектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Од­нако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутрен­нем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение ко­личества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но ес­ли спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же —больше белых.



Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредо­точенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса живот­ных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотвор­чеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеси­туативной.



Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за преде­лы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становит­ся познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает ин­терес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возраст­ной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, со­ревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к разви­тию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; по­явлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной дея­тельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мо­тивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уваже­ния со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревнова­тельности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.



Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет с возрастными особенностями развития детей.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровожда­ющая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваи­вать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с суборди­нацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в ко­тором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» —зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активно­го рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисун­ки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отли­чаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и дина­мичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, су­щественными изменениями. Изображение человека становится более детализиро­ванным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежнос­ти и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых проте­кает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конст­руктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Ов­ладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четы­ре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом слу­чае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материа­ла (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы во­плотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строе­ния предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не толь­ко основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, лег­ко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных

предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного по­ложения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространст­венного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях вос­приятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противополож­ных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобра­зования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимо­действие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том слу­чае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представле­ния детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представ­ления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (пред­ставления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обоб­щения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрас­те у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируют­ся по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие до­школьники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и фор­о (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошколь­ного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, ес­ли анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение бу­дет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внима­ния. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети мо­гут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются сло­вотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и анто­нимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картин­ке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развити­ем изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; при­менением в конструировании обобщенного способа обследования образца.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мы­шления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изме­нений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, про­извольное внимание, речь, образ Я.
Группа общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет с возрастными особенностями развития детей.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоуст­ройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому про­странству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или поку­патель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, ис­полняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется ин­спектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок мо­жет по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые деть­ми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными стано­вятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и доч­ка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются ху­дожественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорцио­нальным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конст­руирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными спо­собами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на ос­нове сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки ста­новятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходи­мый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в кото­рой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы­полнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бума­ги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространст­венных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различ­ных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновре­менно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отноше­ний затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бу­маги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной пря­мой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точ­ками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатиро­вать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей груп­пой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволь­ным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения до­стигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматичес­кий строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом воз­расте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синони­мы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развива­ется диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основ­ные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой куль­туры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познава­тельного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учить­ся в школе.
Количество детей в ДОУ.

Всего

В том числе

I младшая

группа


II младшая

группа


средняя

группа


Старшая

группа


Подготовит.

группа


Гр.

Дет.

Гр.

Дет.

Гр.

Дет.

Гр.

Дет.

Гр.

Дет.




1

26

2

27

3

31

4

32

5

30


Национальный состав детей МДОУ № 27

Груп


пы

Баш

киры


Рус

ские


Тата

ры


Чува

ши


Ма

ри


Морд

ва


Укра

ины


Бело

русы


Азер

байд.


Ев

реи


Ар

мя

не



Дру

гие


Все

го


I мл.

2

3

18

-

-

-

-

-

-

-

-

1

24

II мл.

2

3

19

-

-

-

-

-

-

-

1

-

25

Ср.

1

5

25

-

-

-

-

-

-

-

-

-

31

Ст.

1

7

24

-

-

-

-

-

-

-

-

-

32

Подг.

2

2

26

-

-

-

-

-

-

-

-

-

30

Итого

8

20

112

-

-

-

-

-

-

-

1

1

142


Деятельность ДОУ направлена на:


  • социально – личностное развитие ребёнка ;

  • обеспечение эмоционально-психического благополучия каждого ребенка;

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников;

  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

  • взаимодействие с семьей воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка;

  • охрану законных прав и интересов воспитанников, обеспечение социальной защиты ребенка.

Основными средствами достижения реализации предназначения МБДОУ Детский сад № 27 г. Уфы являются:

Устав – утверждён Постановлением Главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 декабря 2011 года № 7525; свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 02 № 006868502 от 22.05.2012.



Лицензированная образовательная деятельность:

1. свидетельство на право ведения образовательной деятельности № 0903 от 24.04.12 срок действия : бессрочно; серия 02 № 003303

2. свидетельство о государственной аккредитации № 644 от 19.11.2009 г.

Освоение воспитанниками задач образовательной Программы Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

Использование федеральных и парциальных программ по развитию личности каждого ребенка;

Дифференциация образовательного процесса в соответствии с результатами диагностики развития и состояния здоровья каждого ребенка;

Использование оздоровительной системы (осуществление оптимального двигательного режима, использование физминуток, корригирующей психогимнастики, закаливающих процедур, перспективное планирование оздоровительной деятельности);

Предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, коммуникативной, экспериментальной, художественно-творческой;

Развитие основ гражданского самосознания дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью;

Создание единого с социумом пространства развития и воспитания на основе сотрудничества и взаимодействия.

Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители (законные представители) детей. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями (законными представителями), взаимопонимание и сотрудничество.

Выяснение потребностей родителей (законных представителей) коллектив ДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей (законных представителей), анкетирования родителей (законных представителей) детей посещающих ДОУ и жителей микрорайона
3.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы.
Цель деятельности МБДОУ Детский сад №27 г. Уфы - создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формировать основы базовой культуры личности, всесторонне развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.

Специфические цели:



  • обеспечить внедрение в ДОУ образования нацеленного на воспитание гуманной, социально-активной, интеллектуально-развитой личности;

  • создать комплексную систему по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ;

  • создать единую интегрированную основу взаимодействия всех субъектов воспитания в процессе нравственно-патриотического воспитания детей, эстетического, физического развития, разработать комплексно-целевые программы по взаимодействию с социумом

  • создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала воспитанников.



Основные задачи по реализации поставленных целей:

научить понимать зависимость места и роли в обществе ребенка от его выбора и активности;

формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми;

воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к себе и окружающему миру;

обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей;

создать условия для оздоровительных режимов детей;

усилить внимание к формированию правильной осанки;

способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей;

развивать социальную сферу ребенка, способствовать формированию основ эмоциональной, сенсорной культуры;

обеспечить ребенку всестороннее гармоничное развитие;

формирование основ музыкальной литературы;

создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала воспитанников.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляет педагогический коллектив, которому свойственна атмосфера творчества, поиска, постоянного совершенствования.

Педагогическую деятельность осуществляют 15 педагогов. Из них: 1 музыкальный руководитель, педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

Руководит коллективом заведующий - Закирова Г.Х. , первая квалификационную категорию. Старший воспитатель Майорова Лариса Владимировна, стаж педагогической работы 19, 5 лет, имеющая высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование.
Кадровое обеспечение педагогического процесса в ДОУ по уровню образования:


Показатели квалификации педагогических кадров

Кол-во, человек

Кол-во, %

Образование:

Высшее

11

73

Незаконченное высшее

2

13.3

Среднее специальное

2

13.3

Сведения о квалификации педагогических кадров



ФИО

должность

разряд

категория

Закирова Г.Х.

заведующая

1

13

Майорова Л.В.

Ст. воспитатель

высшая

14

Белозёрова В.В.

Муз. руководитель

-

-

Ханмурзина Д.Р.

Учитель - логопед

--

--

Хазимуллина Р. Р.

Педагог доп. образования

1

13

Фазлыева Д.Ф.

Инструктор по ФК

--

--

Давлетова Р.Р.

Педагог - психолог

--

--

Даутова Р.М.

воспитатель

1

13

Бикбулатова Ф.М.

воспитатель

1

13

Шафикова А.Р.

воспитатель

--

--

Разяпова Р.С.

воспитатель

1

13

Шарифянова А.Р.

воспитатель

--

--

Кужина Л.Д.

воспитатель

1

13

Галимуллина Л.С.

воспитатель

--

--

Халилова Э.Т.

воспитатель

--

--

Сведения о семьях воспитанников




Полные

%


Число семей

неполные

%

многодетные

%

С опекаемыми детьми

%

112




23




6




-



Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, 2010г.



Приоритетные направления деятельности

Образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Детский сад обеспечивает выполнение государственных стандартов дошкольного образования по всем направлениям развития ребёнка. Выявляет приоритетное направление в деятельности учреждения – познавательно - речевое развитие.

Познавательно – речевое развитие – одна из главных линий развития дошкольника. От эффективного управления работой коллектива в данном направлении зависят достижения детей в освоении родного языка, информированности в окружающем мире.

Актуальность работы по познавательно – речевому развитию определяется тем, что благодаря родному языку ребёнок получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также является главным условием познания окружающего мира.


Цели и задачи

Цели:

Осуществление комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Развитие воображения и творческих способностей ребёнка

Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

Осуществление социальной защиты личности ребёнка
Задачи:

Охрана жизни и укрепление физического и психического развития детей.

Обеспечение познавательно – речевого развития, социально – личностного. Художественно – эстетического и физического развития детей.

Организация воспитательного процесса через изучение татарского языка, культуры быта, традиций, обычаев татарского народа, приобщение его духовным и нравственно – эстетическим, ценностным, воспитание уважения к культуре родного народа и других народов в Республике Башкортостан, России.

Воспитание уважения к языкам, национальным ценностям страны и республики, в который ребёнок проживает.

Подготовка ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, толерантности, чувства собственного достоинства.

Воспитание с учётом возрастных особенностей детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей.

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.


4.Особенности организации образовательного процесса
В МБДОУ созданы все условия, необходимые для проведения образовательного процесса.

Учебный процесс в МБДОУ имеет ряд особенностей:

наряду с всесторонним развитием личности ребёнок получает образование определенного уровня;

В ДОУ организована и проводится культурно-массовая и спортивная работа.

В ДОУ функционируют 8 кружков: «Крепыш» (средняя - подготовительная ), «Маленький художник» (2 младшая), «Экотопик» (старшая ), «Кояшкай» ( средняя), «Говорушки» (1 младшая), «Грамотейка» (подготовительная), «Хазина» (старшая - подготовительная), «Экиятләр сандыгы” (2 младшая - подготовительная).

Большое внимание уделяется физической подготовке, чему способствует наличие физкультурного зала, площадка для спортивных игр.

Порядок комплектования и наполняемость групп регламентируются «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» и Уставом детского сада.

При организации образовательного процесса, как правило, первая половина дня – это основное образование, включающее обязательные разделы обучения. Вторая половина дня – дополнительное образование в виде кружков.

Особенностью организации образовательного процесса является сочетание на всех ступенях основного и дополнительного образования. Дополнительное образование и индивидуальные занятия коррекционной направленности позволяют решить индивидуальные проблемы детей и обеспечить им индивидуальную траекторию развития.
Обязательным элементом организации образовательного процесса на всех ступенях является применение здоровьесберегающих технологий (или обеспечение здоровьесберегающих условий).

С одной стороны, это предполагает проведение оптимизации учебной нагрузки и создания условий для сохранения и укрепления здоровья за счет:

реальной разгрузки содержания образования;

использования эффективных методов обучения;

организации во всех группах физкультминуток;

рационализации досуговой деятельности, отдыха в свободное и каникулярное время;

улучшение организации питания.

С другой стороны, обязательным является создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе.

В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий является индивидуальный подход к детям. Формы и способы осуществления дифференциации и индивидуализации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям ребёнка уровня сложности заданий и т.д.

Применение личностно-значимых способов учебной деятельности, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, т.е. тех методов, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Эти методы снимают тревожность и психическое напряжение детей. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья воспитанников ДОУ.



Формы и методы работы с детьми


  • Фольклорные праздники

  • Беседы

  • Занятия

  • Конкурсы рисунков, поделок

  • Экскурсии в музеи и по достопримечательным местам

Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Целостность педагогического процесса в МБДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.

Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является познавательно – речевое развитие дошкольников. По данному направлению деятельности на протяжении нескольких лет проводится углублённая работа с детьми.

Следует отметить особенности организации образовательного процесса в ДОУ:

- ДОУ работает в режиме полного дня (12-часового пребывания);

- общий объем обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса определён в соответствии с возрастом детей:
2- 3 года

100% (12-часов) – 60% (минимальное время реализации всей Программы)= 40% (время, в которое Программа не реализуется)

40% - 23% (дневной сон) = 18% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач)

3-4 года

100% (12-часов) – 65% (минимальное время реализации всей Программы)= 35% (время, в которое Программа не реализуется)

35% - 21% (дневной сон) = 14% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач)

4-5 лет

(12-часов) – 70% (минимальное время реализации всей Программы) = 30% (время, в которое Программа не реализуется)

30% - 20% (дневной сон) = 10% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также бесплатные дополнительные образовательные услуги)

5-6 лет

(12-часов) – 75% (минимальное время реализации всей Программы)= 25% (время, в которое Программа не реализуется)

25% - 19% (дневной сон) = 6% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также бесплатные дополнительные образовательные услуги)

6-7 лет

100% (12-часов) – 80% (максимальное время реализации всей Программы) = 20% (время, в которое Программа не реализуется)

20% - 17% (дневной сон) = 3% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также бесплатные дополнительные образовательные услуги)

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.


5. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • Пояснительная записка. 1. Нормативные документы.
  • ( Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
  • СанПиН 2.4.1.2791-10" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 2010г.);
  • 2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
  • Группа общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет с возрастными особенностями развития детей.
  • Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет с возрастными особенностями развития детей.
  • Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет с возрастными особенностями развития детей.
  • Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет с возрастными особенностями развития детей.
  • Группа общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет с возрастными особенностями развития детей.
  • Национальный состав детей МДОУ № 27
  • Деятельность ДОУ направлена на
  • Лицензированная образовательная деятельность: 1.
  • 3.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы.
  • Основные задачи по реализации поставленных целей
  • Приоритетные направления деятельности Образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Цели и задачи Цели
  • 4.Особенности организации образовательного процесса
  • Формы и методы работы с детьми
  • 5. Принципы и подходы к формированию Программы