Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ассоциация врачей экспертов и реабилитологов




Скачать 198.83 Kb.
Дата02.03.2017
Размер198.83 Kb.
ТипМетодические рекомендации
М И Н И С Т Е Р С Т В О З Д Р А В О О Х Р А Н Е Н И Я Р Ф
НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"АССОЦИАЦИЯ ВРАЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ И РЕАБИЛИТОЛОГОВ"

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ЭТАПА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Методические рекомендации

Издательство

Нижегородской государственной

медицинской академии


Нижний Новгород 1999

А.Л. Нелидов
Глава 5.
Организация социального этапа реабилитации инвалидов.

Стр. 20-34
5. Психологическое приспособление

к новым условиям жизни

(методы психотерапии)
Инвалидность всегда приводит к нарушениям личности, так как служит объективно и непрерывно действующим психотравмирующим факторам, ограничивающим свободу развития личности и вызывающим у человека переживания своей ущербности. Инвалидность порождает весь спектр известных клинико-психологических расстройств личности; при наличии их во всех случаях требуется помощь социального работника, а подчас – еще и психолога (медицинского психолога), психотерапевта или даже психиатра.

Само возникновение и тяжесть расстройств личности зависит от нескольких факторов, являющихся, таким образом, ориентирами и мишенями для психотерапии и реабилитации. К ним можно отнести следующие:



  1. Гармоничность развития личности пациента до инвалидности.

Инвалидность и вызывающая ее болезнь обостряет все предшествующие им и не до конца преодоленные конфликты детского и подростково-юношеского возраста пациента (до образования им собственной семьи), предшествующие неврозы, особенности (акцентуации) характера, психопатические расстройства; одновременно возникает регресс личности с признаками инфантильности и снижения способности к психологической защите.

  1. Влияние инвалидности на общий смысл существования личности.

Инвалидность способна прервать реализацию (фрустировать) сформировавшихся до нее ведущих и смыслообразующих мотивов, ценности и деятельности личности, разрушить чувство целостности личности. В этих случаях расстройства личности будут максимальными: возникают затяжные астенические и депрессивные синдромы, синдромы зависимости (алкогольной или др.), отмечается невротическое или даже патологическое развитие личности. Последнее по аналогии с психиатрией детского возраста (Ковалев В.В., 1995) можно назвать «дефицитарным».

3. Гармоничность развития родительской или собственной семьи пациента до возникновения у него инвалидности.

Инвалидность, как правило, обостряет существовавшие до нее и не преодоленные конфликты в семье, обнаруживая тем самым прежде скрытую дисфункцию семьи – первичную по отношению к инвалидности. Особенно это свойственно определенным типам дисфункциональных семей, где из поколения в поколение повторялись случаи семейных дисгармоний. К ним относятся: а) семьи, образованные без ведущей роли чувства любви (по социальным или материальным мотивам, под давлением развивающейся беременности), с участием механизмов инфантильной, невротической или алкогольной взаимозависимости (браки детей отцов-алкоголиков или заболевающих алкоголизмом), а также юношеской реакции оппозиции и эмансипации от родителей; б) семьи с изначальным и стойким нарушением (инверсией) статусных и поло-ролевых отношений между супругами; в) семьи, отличающиеся хронически конфликтными отношениями (с длительным предразводным периодом) и разводами, наличием психосоматических расстройств, неврозов, психопатий, а также аномальными типами воспитания детей, особенно их эмоциональным отвержением, авторитарной гиперопекой и подавлением инициативы; г) семьи, образованные биологическими или социальными сиротами (воспитанниками детских домов и школ-интернатов). Подобные семьи требуют их раннего выявления социальным работником и направления на семейную психотерапию.

4. Степень нарушения инвалидностью биологических, психологических и социальных функций семьи.

Риск возникновения расстройств семьи выше при нарушении инвалидностью основных и специфических функций семьи – сексуальной, детородной, воспитательной, семейной психологической защиты и комфорта («антистрессовой» функции семьи), ранее сложившихся внутрисемейных статусных и поло-ролевых отношений, материального уровня и общего социального статуса семьи. Все это сразу делает семью вторично дисфункциональной, что устанавливается в социальном анамнезе, психологическом или психиатрическом обследовании инвалида и членов его семьи.

5 Соотношение возраста возникновения инвалидности с основными этапами развития личности и семьи.

Расстройства личности и семьи наиболее тяжелые при совпадении инвалидности по времени с одним из закономерно возникающих социально-психологических возрастных кризисов развития человека и семьи: с самим формированием семьи, с рождением детей, с возрастными кризисами их развития (3, 7, 10 – 11, 13 лет и подросткового возраста), с уходом детей из семьи; с освоением профессии и сменой мест работы; с началом (28 – 30 лет), серединой (40 – 45 лет) или концом (60 – 65 лет) седьмого этапа развития личности – «генерация – застой» (по Э.Эриксону). Если расстройства личности от инвалидности обостряются с каждым возрастным кризисом семьи, то к 60 – 65 годам у пациента возникает психологически тяжелый вариант старости – с переживаниями дезинтеграции личности, чувством отвержения прожитой жизни и отчаяния.

Социально-психологическая и медико-психологическая помощь для приспособления инвалида к новым условиям жизни рекомендуется в форме психотерапии.

Психотерапия особенно показана в тех случаях, когда у инвалида и у его ближайшего окружения возникают приведенные выше расстройства личности в семье, отсутствует принятие своего нового социального статуса (статуса инвалида) и нет мотивации к исполнению данной программы реабилитации или же, наоборот, если у больного быстро сформировался выраженный психологический портрет инвалида (с пассивностью и вторичной выгодностью инвалидности), препятствующий его социальной интеграции.

Основные направления психотерапии и психокоррекции включают:

помощь в осознании инвалидом его основных потребностей, мотивов, установок, отношений, особенностей его поведения и эмоционального реагирования, их адекватности, своих способностей в новых условиях;

содействие в изменении способов переживаний, эмоционального реагирования, восприятия своих отношений с окружающими;

коррекция установок инвалида, помощь в выборе и закреплении адекватных форм поведения на основании достижений в познавательной, мотивационной и эмоциональной сферах;

формирование наиболее адекватного типа отношения к болезни и инвалидности; содействие повышению мотивации на выздоровление и увеличение активности в борьбе с болезнью на поведенческом уровне;

профилактика возникновения или коррекция уже развивающихся расстройств функционирования его личности и семьи, повышение стрессоустойчивости;

создание психологических предпосылок для полноценной самореализации инвалида в новых условиях.

Психотерапия осуществляется в трех основных формах.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ проводятся с одним пациентом в виде занятий, содержание которых, во-первых, объединено указанными выше целями, во-вторых, включает применение всего спектра методов (изложены ниже) и, в-третьих, охватывает либо адаптационный период личности и семьи к новой социальной ситуации, возникшей в связи с инвалидностью (занимает около 1 – 3 лет), либо, в психологически более сложных случаях, – всю жизнь инвалида.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ проводится в малых (до 4 – 5 человек) либо в средних (12 – 15 человек) группах. По воздействию на личность пациента (в сочетании со вторым вариантом семейной психотерапии) является наиболее эффективной. Групповую психотерапию инвалидов оптимально совмещать с их работой в реабилитационных группах на базе МЦСЗН.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ проводятся, в свою очередь, в двух вариантах: а) групповые занятия с 2 – 4 семейными парами; продолжительность данной формы помощи аналогична групповой психотерапии; б) последовательные занятия с одной семьей или определенными ее членами как с самостоятельной психотерапевтической микрогруппой; продолжительность аналогична индивидуальной психотерапии.

Сложное влияние инвалидности на личность определяет необходимость использования на разных этапах работы с инвалидом комплекса методов воздействия («технологий»); ниже приведены основные, в осуществлении которых ключевую роль играют социальные работники.
Социально-культурные методы

Психотерапии
Специалисты по социальной реабилитации должны участвовать в проведении социально-культурных методов психотерапии.

Терапия искусством и творческим самовыражением – общий или универсальный алгоритм. Терапия искусством и творческим самовыражением (арттерапия) эффективна самим основным содержанием искусства: выражением, эмоциональным отреагированием, осознанием и преодоление различных смысловых (экзистенциальных) кризисов личности. Метод исключительно важен в работе с инвалидами, является элементом терапии средой, универсально применим ко всем пациентам и типам семей, особенно при невротических, психопатических и депрессивных расстройствах (Хайкин Р.Б., 1992; Бурно М.Е.. 1989).

В пассивном варианте пациент воспринимает эстетику и психодраматическое содержание искусства (литературы, живописи, музыки, кино и др. его направлений) в связи со своей биографией либо коллекционирует произведения в репродукциях, картинах, изделиях народных ремесел, составляет библио-, фото-, кино-, или видеотеку и т.п.

В активном варианте пациент сам является творцом – с помощью инструктора или самостоятельно занимается одним из направлений искусства, обязательно с организацией выставок (от внутрисемейных до публичных).

В наиболее сложных активных вариантах метода подготовленный арттерапевт использует проективное (обращенное к бессознательной сфере личности) значение творчества и возможность пациента отреагировать в нем свои конфликты, найти новые жизненные смыслы.

Для проведения пассивного варианта терапии искусством эффективен универсальный алгоритм – общий для использования любых направлений искусства (литературы, живописи, музыки, театра, кино-, телеискусства и др.).. В его основе заложено обращение к наиболее значимым моментам биографии пациента, в которых происходило развитие ресурсов его личности. Осуществляется в несколько закономерно следующих шагов.

1. Воспринять (просмотреть, прослушать) произведения искусства (литературы, музыки, живописи, кино и др.), имеющиеся в семье или в МЦСЗН; пациенту «увидеть» возникающие под их влиянием сцены из собственной жизни по возможности во всех деталях: время дня, место действия, обстановка, одежда участников, «ощутить» запахи и др.

2. Рассказать об «увиденных» событиях социальному работнику, психотерапевту, группе; описать в дневнике.

3. Выбрать те произведения, под влиянием которых у пациента возникают образы значимых событий и этапов собственной жизни (или жизни его вымышленного героя), где в прошлом мобилизовывались основные интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, волевые и иные ресурсы развития его личности: принятие важных решений, преодоление трудностей, достижение и переживание победы, счастья, удовлетворенности собой и т.п.

4. Определить, к какому возрасту пациентов (или их героев) относятся эти «увиденные» сцены и события.

5. Составить «музыкальную (литературную, живописную и др.) психотерапевтическую биографию»: расположить отобранные произведения по «возрасту» оживляемых ими образов ресурсных состояний личности пациента – от его детства до настоящего времени.

6. Обращаться к своей «музыкальной» (живописной, литературной и др.) биографии» или ее фрагментам примерно раз в квартал.

7. Дополнительно обращаться к ней при возникновении трудных жизненных ситуаций (госпитализация, операция, поступление на работу и др.) – до их разрешения.

8. Впредь при встрече с новыми ранее незнакомыми произведениями искусства (музыкой, книгой, фильмом, картиной и т.д.) оценивать не только их эстетику, но и их роль как активатора ресурсных состояний личности и пополнять «психотерапевтическую биографию».

Универсальный алгоритм терапии искусством можно усилить приемами мысленной (идеаторной) или реально разыгрываемой в группе психодрамы:

а) пациент мысленно вводит героя из фильма, романа, картины и др. произведений искусства, с которым он себя идентифицирует, в свою жизненную ситуацию вместо себя и отслеживает, как тот в ней действует; затем пациент повторяет его решение и поступки в группе или сразу в реальной ситуации;

б) пациент мысленно «входит» в жизненную ситуацию фильма (картины, литературного произведения), которую идентифицирует, как подобную своей, действует в ней в качестве главного героя и выбирает решения, которые затем повторяет в группе или сразу в реальной ситуации;

в) пациент мысленно «снимает авторский фильм» («пишет рассказ») по своей жизненной ситуации. Как «автор», по ходу «съемок» проводит репетиции, варьирует сцены, меняет сюжетные линии «рассказов»; их может разыгрывать и группа. На этой основе пациент выбирает то решение, что органично соответствует его жизненному смыслу и реализует его.

Музыкотерапия. В рамках универсального алгоритма терапии искусством применяются все музыкальные направления (в соответствии с предпочтениями пациентов): от известной классической музыки, в частности, симфонической и оперной, особенно в исполнении выдающихся оркестров и артистов (Е.Мравинский, С.Рихтер, П.Коган, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, М.Растропович, Н.Петров, В.Спиваков, В.Третьяков, Н.Плетнев, Ю.Башмет, Н.Гутмон; Ф.Шаляпин, М.Ланца, М.Кабалье, Е.Образцова, Л.Паворотти, П.Доминго, Х.Каррерас, В.Атлантов), до лирической эстрадной (например, композиторы М.Таривердиев, Р.Паулс, E.morricone, М.Мориа и др.) либо эстрадной музыки с более абстрактным, духовным или филосовским содержанием (J.M.Jarre, Kamal, Kitarro, группы GENE и Enyia) и в сочетании со звуками природы (Э.Хугес).

Для инвалидов важен смысл переживаний: принятие судьбы, радость, любовь, потеря и обретения, удовлетворенность, грусть, расставание и встречи, надежда, конфликт и примирение, кончина (Рюгер К., 1998).

Используется также подход, учитывающий склонность пациентов с различными типами личности к определенной музыке (Бурно М.Е., 1989; Завьялов В.Ю., 1995); табл.3 (см. ниже).

Музыкотерапия может дополняться танцевальной (дансинг) терапией, которая сочетает несколько воздействий и важна актуализацией детско-юношеских эмоциональных и эстетических впечатлений, чувства творчества и принадлежности к группе (реабилитационной в МЦСЗН).



Терапия литературой (библиотерапия). Проводится по общему алгоритму терапии искусством. Литература, построенная на «молодежных» темах любви, эротики, темах доверия, поиска пути в жизни и социализации, активизирует воспоминания и ресурсы юношеского возраста, а литература с темами профессионального роста и семьи – ресурсы взрослого возраста. Детская литература (как поэзия, так и проза) универсально воздействует на всех пациентов – возвращает их к переживаниям детства, активизирует фантазию и творчество.

Другой подход к терапии художественной литературой связан с тем, что пациенты с различными типами характера закономерно отдают предпочтение определенной литературе (Бурно М.Е., 1989), табл. 3.

Терапия литературой в групповой форме может быть организована в виде литературного кружка с громким чтением, в том числе в ролях с дискуссиями и собиранием библиотеки.

Терапия киноискусством. В связи с глубоким воздействием кино на человека арттерапию с его использованием следует проводить в два этапа. На первом этапе демонстрируются фильмы, призванные смягчить основные расстройства личности у пациентов: астенические – при неврозах, депрессии – при циклотимии, тревогу – при психастении, замкнутость – у шизоидных личностей и т.п. С этой целью используются определенные фильмы, которым отдают закономерное предпочтение пациенты с различными типами личности, а также фильмы, адресуемые к ресурсам детства и юности, к периодам жизни до наступления инвалидности; желателен просмотр нескольких подобных фильмов всей реабилитационной группой.

На втором этапе используются уже более сложный общий алгоритм арттерапии и сюжетно более сложные фильмы, адресующиеся непосредственно с основным смысловым конфликтам личности. В этом подходе фильмы можно условно классифицировать по терапевтическим целям – по тем ресурсам пациента (из определенных периодов его жизни), какие они актуализируют, помогая ему преодолевать трудности, принимать решения и действовать. Данные фильмы требуют групповых дискуссий.



Арттерапия живописью. В пассивном варианте применяется универсальный алгоритм арттерапии. Практикуется восприятие больными картин на выставках, с репродукций или слайдов; индивидуально или в малых группах (до 4 – 6 человек). Полезны общегрупповые дискуссии, составление своей картинной галереи – семейной и МЦСЗН.

Подмечено закономерное воздействие определенных типов живописи и творчества определенных живописцев на различные типы личностей (Бурно М.Е., 1989).

К реализации активного варианта терапии живописью более склонны пациенты с астеническими чертами личности. Большинство пациентов, независимо от типа личности и типа заболевания, могут освоить такие направления арттерапии, близкие к живописи, как оформление стенных газет, составление коллажей, лепка из пластилина, составление буклетов, макраме, дизайн в собственной квартире. После этого многие способны овладеть гончарным делом с росписью изделий, выпиливанием, выжиганием, вырезанием по дереву, обработкой корней. Наконец, часть пациентов могут освоить живопись акварелью или маслом, графику.

Терапия искусством театра. Основной механизм воздействия – сопереживание и психодрама. Для инвалидов могут быть значимыми спектакли из отечественной классики (А.Островский, А.Чехов), драматургия А.Володина, А.Арбузова, А.Вампилова, М.Розова; из направлений – комедии и бытовые драмы. Особое место занимают спектакли (фильмы-спектакли), отражающие различные переживания человека пожилого возраста и позволяющие корригировать их негативные варианты у больных: «Соло для часов с боем», «А дальше – тишина», «Старомодная комедия», «Уходил старик от старухи» и аналогичные.

Активным вариантом терапии театральным искусством является участие пациентов в театральном кружке, написание и постановка своих пьес, в том числе и на собственные жизненные темы.



Терапия искусством Эстрады. Можно выделить несколько направлений, исключительно значимых для психотерапии инвалидов. Воздействие каждого из них на личность универсально – равно глубоко влияет на все типы ее расстройств (депрессия, невроз, психопатия и др.).

Терапия юмором и сатироеняется для преодоления заниженной самооценки и депрессий. Целесообразно использовать пластинки и видеокассеты, на которых записаны телеспектакли И.Ильинского (цикл рассказов А.Чехова), устные рассказы И.Андронникова («Первый раз на эстраде» и др.), эстрадные спектакли и выступления А.Райкина, дуэтов Тарапуньки и Штепселя (Тимошенко и Березина), Мирова и Новицкого, Шурова и Рыкунина, Мироновой и Менакера, А.Миронова, Е.Петросяна, Я.Арлазорова, концерты с участием А.Филиппенко (рассказы М.Зощенко и М.Жванецкого), В.Винокура, Е.Шифрина, и др., Выступления самих писателей-сатириков – А.Арканова, М.Жванецкого, М.Задорнова, В.Коклюшкина, М.Трушкина, С.Альтова, Л.Измайлова.

ПЕСЕННОЕ ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО показано при всех расстройствах личности, но в сравнении с другими направлениями эстрады лучше воспринимается психопатическими личностями. Приведем наиболее значимые группы из песенного эстрадного искусства в порядке мобилизации ими ресурсных состояний от детского до взрослого возраста:

1) народные песни (исполнители: Н.Русланова, Л.Зыкина, О.Воронец, Н.Кадышева, Н.Бабкина);

2) колыбельные детские песни;

3) лирические и мелодичные драматические эстрадные песни (композиторы: И.Дунаевский, А.Лепин, А.Островский, А.Пахмутова, М.Блантер, М.Фрадкин, О.Фельцман, М.Таривердиев, А.Петров, Р.Паулс, Д.Тухманов, А.Крылатов, О.Иванов, Е.Мартынов, А.Морозов и др.);

4) авторские или бардовые песни (Б.Окуджава, И.Шварц, Ю.Визбор, В.Высоцкий, Ю.Ким, А.Дольский, супруги Никитины, братья Мищуки, французские мастера – Э.Пиаф, Ш.Азнавур, Ж.Брель и др.);

5) эстрадные песни зарубежных авторов, близкие к российской мелодийной песенной культуре (авторы и исполнители: Битлз, АББА, Джо Дасен, “Modern-Talking”, Т.Джонс, Э.Хампердинк, Рафаэль, Х.Иглесиас, Т.Кутуньо, А.Челентано, М.Матье и др.).

ИСКУССТВО ПРЕСТИДИЖИТАЦИИ (фокусы: династия Кио и Акопяна, Д.Копперфильд), ЖОНГЛИРОВАНИЕ И АКРОБАТИКИ значимо для психотерапии в связи со способностью эффективно и быстро возвращать зрителей к состоянию детства и вызывать, безусловно, позитивные эмоции.

Терапия цирковым искусством. По способности актуализировать ресурсы детства цирковое искусство аналогично искусству эстрады, особенно эффективно сочетание клоунады (уровня артистов М.Румянцева («Карандаш»), Ю.Никулина и М.Шуйдина, Л.Енгибарова, О.Попова) и номеров, требующих исключительного мужества и техники (балансировка, дрессировка диких зверей, акробатика, фокусы и др.).

Терапия телевидением и радио. Состоит из нескольких направлений. Первое – входит в терапию занятостью. Второе – путем группового обсуждения и предварительной маркировки программ теле- и радиопередач предопределяет выбор членами реабилитационной группы тех передач, которые обеспечивают им приобщение к политике, новостям, спорту, науке, природе (на ТВ это «Цивилизация», «Умники и умницы», «Своя игра», «В мире животных», «Диалоги о животных», «Одиссея команды Кусто» и т.п.), истории и культуре (лучшие художественные фильмы, тематические передачи «Старый телевизор», «Старая квартира», «Колесо истории», передачи о литературе, театре и музыке). Третье – формирование семейной видеотеки и видеотеки МЦСЗН по различным темам. Четвертое – переписка (индивидуальная и групповая) с ТВ- и радиоредакциями и тем самым посильное участие в конкурсах и формирование программ.

Терапия обращением к истории. Включает несколько возможностей в рамках общего алгоритма терапии культурой. Первое – кружок любителей истории (этнографии, географии) из членов реабилитационной группы. Второе – составление библиотеки из книг по истории и видеотеки из исторических фильмов и передач по истории. Третье – психотерапевтическое использование семейных кино-, фото и видеоархивов, актуальных и семейной терапии (Шерман Ф., Фредман Н., 1997), архива переписки или других предметов, оставшихся в семье и семейных праздниках, досуге, кулинарии.

Терапия общения с природой. Может служить самостоятельным методом реабилитации и продолжением прежних увлечений личности; по форме – выезды на природу, туризм, садоводство, просмотр тематических телепередач и литературы.

Метод эффективен, если с помощью общего алгоритма терапии культурой установить значимые для пациента занятия на природе (рыбалка, плавание, костры и др.), ее проявления: время года или суток (полдень, закат, восход), ландшафты (поле, лес, река, ручей), животные, растения, явления (снег, дождь), вид неба; картины деревни; запахи и звуки.

Каждый из данных аспектов природы может быть психотерапевтически в связи с тем, что в прошлом сочетался у пациента с переживаниями успеха, любви, рождения детей, праздника, формированием новых смыслов и другими имеющими для него значение событиями, а теперь оживляет их. Образы природы можно используются и как составная часть аутотренинга.

Развитие терапии общением с природой – разведение домашних растений, содержание домашних животных, птиц, рыб, а также иппотерапия. Последняя соединяет в себе физиотерапию, лечебную физкультуру и психотерапию, которая воздействует на личность через общение с лошадью, тренером и обслуживающим персоналом.

В проведенном исследовании практически все вышеперечисленные мероприятия были внесены в типовую внутриучрежденческую программу реабилитации для каждой реабилитационной группы. При формировании программ для 1, 4, 6, 7, 9 реабилитационных групп (кардиологического профиля) целью реабилитации явилось восстановлении функции передвижения, общения, трудоспособности; задачами реабилитации – повышение толерантности к физической нагрузке, восстановление коммуникативных способностей. Лечебная физкультура, терренкур прогулки способствовали повышению толерантности к физической нагрузке, восстановлению общественной активности способствовало участи в чаепитиях, групповых тематических беседах, в ходе которых имелась возможность каждому члену группы поделиться своим жизненным опытом. Общение с членами группы, с педагогом, психологом, социальным работником способствовало восстановлению коммуникативных способностей, общеукрепляющая терапия оказывала влияние на весь организм в целом, улучшала настроение, подавляла чувство неполноценности. Мероприятия по активизации досуга способствовали повышению интересов больного, направленных на удовлетворение их эстетических потребностей (приложение 7). Реабилитационные мероприятия проводились в соответствии с разработанным маршрутом реабилитации, в частности, для 1,3,4,6,7,9,10 групп инвалидов был разработан следующий реабилитационный маршрут: кабинет психотерапии – кабинет трудотерапии – библиотека – зал для проведения музыко и дансинготерапии – гостинная для бесед и чаепитий – зал для ЛФК.

Проведение реабилитационных мероприятий начинали с психотерапии, направленной на устранение личностных нарушений, формирование рационального отношения к своей болезни и факту инвалидности, создание установки на выполнение реабилитационной программы. Затем проводили трудотерапию, повышающую жизненный тонус больного. Продолжением явилась библиотерапия в соответствии с кругом интересов каждого больного, направленная на мобилизацию ресурсов организма по преодолению трудностей, возникших в связи с наступлением инвалидности. Музыкотерапия проводили с этой же целью. Дансинготерапия способствовала повышению эмоционального тонуса, физической тренированности и социальной активности больных. Активная форма реабилитационных воздействий сменялась пассивной в виде бесед и чаепития, после чего с больными проводили занятия лечебной физкультуры и прогулки.

В результате проведения реабилитационных мероприятий отмечалось субъективное улучшение самочуствия у всех инвалидов данных групп, в том числе у 34,0% - значительное, у 62,0% - умеренное, у 4,0% - незначительное; темп снижения выраженности ограничений жизнедеятельности составил 37,8%, полная реинтеграция в общество через рациональное трудоустройство отмечалась у 10,0% инвалидов, частичная реинтеграция через восстановление социально-бытовых функций – 1 90,0% инвалидов.

Мероприятия внутриучрежденческой программы реабилитации для 2 группы инвалидов (неврологического профиля) были направлены на повышение толерантности к физической нагрузке, самообслуживания (восстановление способностей самостоятельно одеться и раздеться, пользоваться кухонной посудой, столовыми приборами, бытовой техникой), общения, активизации досуговой деятельности, восстановление коммуникативных способностей, обще трудовых навыков. Однако, при формировании программ были допущены следующие дефекты: недостаточно времени было уделено организации тренировок по восстановлению навыков ходьбы на длинные расстояния, восстановление навыков самообслуживания не проводилось на дому, меньше времени уделялось проведению досуга, не проводилась дансинготерапия, применяли не все виды психотерапии.

В соответствии с составленной программой реабилитации был сформирован следующий реабилитационный маршрут: кабинет психотерапии – кабинет бытовой реадаптации – кабинет трудотерапии – библиотека – зал для музыкотерапии – гостиная для чаепития и бесед – зал ЛФК. В отличие от маршрута групп кардиологического профиля после психотерапии этим больным восстанавливали навыки самообслуживания в кабинете бытовой реадаптации, после чего переходили к общеукрепляющей трудотерапии.

Результаты реабилитации показали, что субъективное улучшение самочувствия наблюдалось у всех инвалидов, в том числе умеренное – у 30,0%; незначительное – у 70,0%; темп снижения степени ограничений жизнедеятельности составил 18,3%, частичная реинтеграция в общество – у всех инвалидов.

Внутриучрежденческие программы реабилитации для группы 3 т 10 (неврологического профиля) были составлены с целью восстановления функции передвижения; задачами реабилитации являлись: повышение толерантности к физической нагрузке, повышение коммуникативных способностей, активизации досуговой и внутрисемейной деятельности. Внутриучрежденческий реабилитационный маршрут был сформирован в соответствии с программой реабилитации. После проведения реабилитационных мероприятий субъективное улучшение самочувствия отмечали все инвалиды, в том числе значительное- 75,0%; умеренное – 25,0%; темп снижения степени выраженности ограничений жизнедеятельности составил 49,5%, полная реинтеграция в общество – у всех инвалидов данных групп.

Формирование внутриучрежденческой программы реабилитации для 5 группы инвалидов (кардиологического профиля) имело те же цели, что и для предыдущей группы, Однако, внутриучрежденческий реабилитационный маршрут был составлен менее рационально: организацию реабилитационных мероприятий начинали без предварительной психологической подготовки с общеукрепляющей трудотерапии, затем проводили музыко и дансинготерапию, способствующую повышению двигательной активности, что затрудняло проведение библиотерапии, далее следовала ЛФК, психотерапия, беседы и чаепития: зал ЛФК – зал для музыкотерапии – библиотека – гостиная – кабинет психотерапии.

Это привело к снижению эффективности реабилитации: значительное улучшение самочувствия не отмечалось, умеренное улучшение было у 40,0%; незначительно – у 60,0%; темп снижения ограничений жизнедеятельности составил 22,2%, частичная реинтеграция в общество отмечалась у всех инвалидов.

При формировании реабилитационной группы 8 были учтены не все критерии группового отбора больных: в группу были включены больные с различными видами патологии и различным уровнем социальной активности (табл. 4.2.1), что привело к тому, что групповая программа реабилитации, а, следовательно, и реабилитационный маршрут не соответствовали потребностям каждого инвалида. Это снизило эффективность реабилитационных мероприятий: умеренное субъективное улучшение самочувствие отмечалось у 50,0% инвалидов, незначительное – у 50,0%; темп снижения выраженности ограничений жизнедеятельности составлил 20,1%, частичная реинтеграция в общество отмечалась у всех инвалидов.

Таким образом, полученные результаты подтверждают значительную эффективность социального этапа реабилитации: 32,0% инвалидов отмечали значительное улучшение состояния здоровья, 48,0% - умеренное; темп снижения выраженности ограничений жизнедеятельности составил 34,6%; полная реинтеграция в общество через рациональное трудоустройство отмечена у 25,0%, частичная – у 75,0% (табл. 4.4.1)..

Проведенный многофакторный анализ показал, что на эффективность социального этапа реабилитации оказывают существенное влияние (р< 0,01):



    1. качество формирования реабилитационной группы;

    2. качество формирования внутриучрежденческих реабилитацион-ых программ;

    3. характер внутриучрежденческого реабилитационного маршрута;

    4. характер и степень выраженности имеющихся у больного ограничений жизнедеятельности.

Доля влияния качества формирования реабилитационной группы составляет 60,68%, а адекватной реабилитационной программы и реабилитационного маршрута – 39,32%.Доля совместного влияния организационных факторов на уровень реабилитационного потенциала инвалида после проведения медико-социальной реабилитации составила 37,5% (р<0,01).

При сравнении эффективности реабилитационных мероприятий в рационально сформированных группах и группах с дефектами формирования реабилитационных программ и маршрутов, отмечена достоверная разница между темпом снижения выраженности ограничений жизнедеятельности (40,8% и 20,2%; р<0,05).



Исходя из целей, задач, видов и способов реабилитационных воздействий, апробированных на базе МЦСЗН, предложена следующая модель организации работы по реализации социального этапа реабилитации (рис. 4.4.1).

  • А.Л. Нелидов Глава 5. Организация социального этапа реабилитации инвалидов. Стр. 20-34 5. Психологическое приспособление
  • Социально-культурные методы Психотерапии
  • Терапия искусством и творческим самовыражением – общий или универсальный алгоритм.
  • Терапия литературой (библиотерапия).
  • Терапия искусством театра.
  • Терапия искусством Эстрады.
  • Терапия цирковым искусством.
  • Терапия телевидением и радио.
  • Терапия обращением к истории.
  • Терапия общения с природой.