Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Аргументы и Факты




Скачать 70.66 Kb.
Дата13.01.2017
Размер70.66 Kb.


Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия №44»

Всероссийский творческий конкурс

научно-исследовательских работ молодых ученых

ИМИДЖ Б. ОБАМЫ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

(НА МАТЕРИАЛАХ «Аргументы и Факты»)

Выполнил:

Веретенникова Юлия Олеговна,

учитель истории и обществознания

Новокузнецк, 2015
«ИМИДЖ Б. ОБАМЫ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

(НА МАТЕРИАЛАХ «АиФ»)»

Имидж главы государства является важнейшей составляющей имиджа страны, как условия, в значительной степени, определяющего отношение к ней в мировом сообществе. В современном мире основным инструментом конструирования имиджа политика выступают средства массовой информации, в том числе печатные. «Качественная пресса» способна оказывать влияние на общественное мнение, как собственной страны, так и других государств, формируя позитивные или негативные имиджевые характеристики лидеров разных стран. К разряду такой «качественной прессы» можно отнести еженедельник «Аргументы и факты», который является одним из самых популярных изданий в России. Его тираж составляет 1 млн 842 487 экз., совокупная аудитория насчитывает 7,2 млн человек, то есть 12% взрослого населения России. Читательская аудитория «АиФ» включает в себя представителей самых разных возрастов, социальных групп и профессий. Среди них – рабочие, творческая и техническая интеллигенция, деловые люди, политики и работники сферы управления. Характеристика еженедельника, позволяет сделать вывод о том, что он оказывает немаловажное влияние на формирование общественного мнения в России. Это не оппозиционная пресса и своими политическими предпочтениями газета близка к правящей коалиции, хотя заявлено, что «АиФ» исповедует базовые принципы независимости редакционной политики и прозрачности ведения бизнеса.

6-9 февраля 2014г. американский институт изучения общественного мнения Gallup провел ежегодный социологический опрос жителей США об их отношении к российскому президенту и России. Опрос зафиксировал примерно одинаковый уровень негативного отношения американцев к российскому президенту (63%) и России (60%), что, согласно выводу, сделанному Gallup в Аналитическом докладе по результатам исследования, связано с тем, что «… возможно,… Путин и Россия стали синонимами»[1].

Приведенный пример наглядно показывает, что имидж главы государства является одним из важнейших составляющих имиджа страны, оказывает колоссальное влияние на ее восприятие в мире, в конкретной стране.

Цель нашей работы – охарактеризовать имидж Б.Обамы в период последней президентской гонки в США в одном из самых авторитетных изданий России, еженедельнике «Аргументы и факты».

Актуальность проблемы медийного имиджа главы государства с особой остротой обозначилась в связи с украинским кризисом 2013-2014 гг., поскольку в центре внимания оказались главы государств участников конфликта, оценка их действий, имидж, создаваемый зарубежными СМИ. Среди основных фигур, к которым приковано внимание средств массовой информации, в том числе российских, находится президент США Барак Обама, как глава государства, являющегося мировым лидером, оказывающим значительное влияние на позиции других стран по важнейшим международным проблемам.

Объектом исследования является медийный имидж Барака Обамы в еженедельнике «Аргументы и Факты»

Предметом исследования: персональные, социальные, культурно – символические характеристики имиджа Б. Обамы в освещении «АиФ» в период двух президентских компаний в США

Цель работы проанализировать имидж Б. Обамы в еженедельнике «АиФ» в период двух президентских избирательных компаний в США

Хронологические рамки исследования составляют:

Периоды двух избирательных компаний на пост президента США с участием Б. Обамы (2008-2009 гг. и 2012-2013 гг.)

Источниковую базу нашего исследования составили статьи из российского еженедельника «Аргументы и Факты» за период двух избирательных компаний сентябрь-январь 2008-2009 гг. и 2012-2013 гг. В общей сложности было рассмотрено 73 статьи, посвящённые Б. Обаме.

В имидже как эмоционально окрашенном, обобщённом образе какой-либо личности (группы), объекта или явления, искусственно сформированном в массовом и индивидуальном сознании и призванном оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо, выделяют три группы:

А) Личностные характеристики, то есть возраст, физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений.

Б) Социальные характеристики, под которыми понимается статус лидера, связанный не только с занимаемой официальной позицией, но также и с происхождением, богатством и прочим. Кроме того, социальные характеристики включают связь политика с различными социальными группами: и с теми, интересы которых он представляет, и с теми, которые поддерживают его (союзники), и с теми, которые являются его оппонентами, соперниками или даже открытыми врагами.

В) Культурно-символические, то есть идеалы, ценности, представления о мире, стране и ее исторической миссии.

Эти три составляющие стали базой для анализа имиджа Б. Обамы в еженедельнике «АиФ». Сразу подчеркнём, что изучение 73 статей, посвящённых Б. Обаме в «АиФ» позволяет сделать вывод, что еженедельник выполнял, главным образом, функции информационную и ретранслирующую, поскольку не столько создавал имидж Б.Обамы, сколько воспроизводил образ 44 президента США, созданный в американских СМИ.

Среди личностных характеристик, СМИ больше всего внимания уделяли тем из них, которые подчёркивали своеобразие Обамы, его выигрышное положение на фоне других кандидатов.



  • В избирательной компании 2008-2009 гг. основной акцент СМИ был сделан на расовой принадлежности Обамы, на первом в истории Америки прецеденте возможного избрания чернокожего президента. Отметим, что во второй избирательной компании этот аспект, хотя и упоминался, но не имел существенного значения;

  • Своеобразным «козырем» молодого политика стал его возраст. Это касается, как первой, так и второй избирательной компании, в которой СМИ сравнивали Обаму с политиками значительно старшего возраста (72 – летним Джоном Маккейном и 65 – летним Миттом Ромни). СМИ использовали возраст Обамы для его характеристики как более гибкого молодого политика;

  • Одной из важнейших составляющих личностной компоненты Б. Обамы является его образование. Как выпускник Чикагской юридической школы, в стенах которой готовят управленцев-менеджеров, Обама предстаёт в СМИ как человек, способный подобрать команду-управленцев, способных реализовать в оптимальном варианте принятые решения. Юридическое образование является одним из характерных признаков американского правящего класса. Не случайно в СМИ подчёркивается этот аспект его биографии в сочетании с молодостью и демократическими убеждениями;

  • Традиционные американские ценности, такие как, семья, также нашли отражение в медийных личностных характеристиках Б. Обамы. СМИ нередко позиционируют его как хорошего мужа и отца;

  • К уже указанным личностным характеристикам добавим его речь, которую журналисты характеризуют как «умение говорить уверенно, показывать драйв, волю и харизму».

В целом, личностные характеристики Обамы периода первой избирательной компании, в основном, положительные. СМИ его характеризуют, как «молодого и храброго демократа», «47-летнего интеллектуала». Однако к 2012 г. появляются и нелицеприятные характеристики, основанные на оценке результатов деятельности Обамы в качестве президента. «АиФ» нередко приводят оценки противников Обамы, называющих его «нерешительным политиком», которому ни его характер, ни яркая внешность, ни ораторское искусство, ни природное обаяние не помогли бы стать президентом, если бы не кризис в США.

С точки зрения социальной составляющей 44 президента США, журналисты высвечивают черты, которые должны быть присущи президенту страны, претендующей на статус лидера «Pax-democratica». Это защита прав человека во всём мире вне зависимости от его убеждений, религии и сексуальной ориентации: «ни одна страна, - по словам Обамы,- не должна лишать людей их прав из-за того, кого они любят. Поэтому мы выступаем за соблюдение прав геев и лесбиянок во всем мире».

Культурно-символические составляющие медийного образа Обамы раскрывают его идеалы, ценности, которые включают его уверенность в особую роль и миссию США, как страны, в которой возможно осуществление любой мечты, его убеждения в том, что каждый американец, как и президент США, работает на силу и величие своей страны.

В целом, «АиФ» ретранслируют образ Обамы, созданный в американских СМИ. Вместе с тем, в статьях российских журналистов, в которых они приводят позиции российских и зарубежных политиков, политологов, еженедельник помимо ретранслирующей функции, конструирует имидж Барака Обамы. Так, например, приводятся оценки лидеров зарубежных стран: С. Берлускони (Барак Обама, утверждает С. Берлускони,имеет всё для того, чтобы договориться), Ли Мен Бака, лидера Южной Кореи(«политика Обамы, - по мнению южнокорейского лидера,- будет «мягкой»), Д. Медведева(«Я надеюсь, у нового президента будет желание обсуждать актуальные темы, а не просто проштамповать принятые решения») и В. Путина(«взаимодействие России и США имеет ключевое значение для обеспечения стабильного и безопасного развития в мире»), оценки которых имеют позитивный характер и характерны главным образом, для первой избирательной компании Обамы.



Рассмотрев основные факторы, влияющие на имидж Б. Обамы через призму СМИ можно сделать вывод, что «АиФ», главным образом, воспроизводят информацию об Обаме из-за рубежа, фактически воспроизводя сложившийся в Америке имидж президента, но отбор информации, акцент на определенных позициях, а также собственная точка зрения в ряде статей, позволяет говорить, в некоторой степени, о конструировании этого имиджа в российском еженедельнике. Тем не менее, их количество и объём недостаточны для того, чтобы в полной мере утверждать, что еженедельником «АиФ» создаётся имидж Б. Обамы.

Список литературы

  1. Для Америки Путин и Россия – близнецы братья - URL: http://www. - gazeta.rupolitics/2014/02/13_a_5905001.shtml

  2. Еженедельник «Аргументы и Факты» http://www.aif.ru




  • ИМИДЖ Б. ОБАМЫ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛАХ «Аргументы и Факты») Выполнил: Веретенникова Юлия Олеговна
  • (НА МАТЕРИАЛАХ «А иФ »)»
  • Список литературы