Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Апастовского муниципального района рт




страница1/4
Дата09.01.2017
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
МОУ “МАЛОБОЛГОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ”

АПАСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ



«Рассмотрено»

Руководитель МО

______________Т. А. Насртдинова

Протокол №1

от 27 августа 2011г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по

УВР __________ Р. Г. Гаптрахманова

27 августа 2011г.



«Утверждено»

Директор школы:

_________ И. Х. Миннебаев

Приказ № 57 от 29 августа 2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература» 5 класс

2011- 2012 учебный год

Составила: учитель литературы

Малоболгоярсой средней

общеобразовательной школы

Музаффарова С. А.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарской школы. При составления программы ориентировалась на:



  1. Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, выпущенной под редакцией М. Г. Ахметзянова. Казань, «Магариф» 2009.

  2. Русская литература. Учебник-хрестоматия для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы. Учебник выпучен под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова, в двух частях. Казань, « Магариф» 2010 год.

Объем отобранного содержания программы определен в соответствии с нормативной продолжительнотью изучения русской литературы в средней школе, которая установлена базисным учебным планом по 2 часа в неделю, 70 учебных часов за год.

Составители Программы ориентировались также на программы по литературе для школ с русским языком обучения под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и под редакцией В. Я. Коровиной, что позволяет расширить список писательских имен и произведений, рекомендованный проектом Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. Поэтому предлагаемая программа может быть использована и в школах с углубленным изучением русского языка и литературы, а также в гимназиях и лицеях.

Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В программу включены также произведения зарубежной классики.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.



Содержание учебного предмета

Ведение. (1 ч.)

Устное народное творчество (14 ч,) Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна – лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия, мастерства. Герои сказки: Василиса Премудрая и Иван – царевич, Баба Яга и Кащей Бессмертный. Волшебные события в сказке.Язык сказки, её композиция. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Сказки «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»; «Сказка об Иване – царевиче, Жар- птице и о Сером волке». Сказки о животных. Сказка «Медведь и Лиса». Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных. Бытовые сказки. Сказка «Как старик домовничал». Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок. Поэтичность сказок, их язык и построение. Сказки «Зимовье зверей», «Каша из топора».

Татарские народные сказки. Сказка «Гульчечек» (волшебная), «Лиса и Волк» (о животных), сказка «Как наказали жадного бая» (бытовая). Герои татарских народных сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках. Язык и построение сказки. Своеобразие русских и татарских народных сказок. Татарская народная сказка «Танбатыр».



Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. Примерные темы: «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках». Русские народные пословицы и поговорки. Их отличие. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в разговорную речь. Краткость и выразительность пословиц и поговорок. Прямой и переносный смысл пословиц. Сопоставление русских народных пословиц и поговорок с пословицами татарского народа.

Загадки. Загадка как один из видов устного народного творчества. Роль метафоры и сравнения в загадках. Загадка и отгадка. Особенности построения загадки. Понятие об устном народном творчестве. Контрольная работа «Особенности русских народных пословиц и загадок».
Литературная сказка.(11ч,) Сказки русских писателей. Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый..» (Вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа «Вступления..». Поэтичность и выразительность языка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Близость «Сказки о мертвой царевне..» к народным сказкам. Душевная красота царевны, жесткость и предательство царицы. Волшебные события в сказке. Поэтичность и выразительность языка. Стихотворная форма сказки. Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях художников. Сергей Тимофеевич Аксаков. Детство и гимназические годы писателя. С.Т.Аксаков в Казани. «Аленький цветочек» - сказка о верности. Долге, красоте души человека, о всепобеждающей силе любви, разрушающей препятствия на ее пути. Герои сказки: купец и его дочери; лесной зверь, чудо морское. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности. Поэтика сказки, выразительность языка сказки. Близость сказки и русским народным сказкам. Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное в сказке. Её близость к народным сказкам. Герои сказки: Варюша, боец, дед Кузьма, воробей Сидор. Сердечность и отзывчивость Варюши. Доброта бойца. Поэтическое описание весны. Любовь к родной земле как основная идея сказки.

Шарль Перро. Биография писателя. «Золушка». (Литературная обработка Т.Габбе, И.Любарсской.) Осуждение жестокости и коварства. Золушка, мачеха и ее дочери. Добрая фея. Близость сказки к русским народным сказкам. Выразительность языка. Тема всепобеждающей доброты. Сказки Шарля Перро в иллюстрациях художников. Ханс Кристиан Андерсен. Биография писателя. «Снежная королева» (перевод с датского А.Ганзен. В сокрашении). Тема всепобеждающей дружбы и любви. Осуждение черствости. Бездушия и эгоизма. Воплощенные в образе Снежной королевы. Общее в сказках русских и зарубежных писателей. (Х.К. Андерсена и А.С. Пушкина). Сказка Х.К. Андерсена в иллюстрациях художников и мультфильмах. Понятие о литературной сказке. Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?»; «что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?».

Русская литература XIX века. (16 ч.) Русские писатели – классики XIX века. Литературные места России и Татарстана. Василий Андреевич Жуковский. Биография поэта. Лирика. «Там небеса и воды ясны!..», «Песня», «Приход весны». Воспевание поэтом красоты русской природы. Лиризм и музыкальность стихотворение. Поэт о неразрывной связи человека и природы. Александр Сергеевич Пушкин. Детство поэта. Михайловская ссылка. «Унылая пора! очей очарованье!..», «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». Биографические мотивы стихотворений. Образ няни. Особенности построения стихотворений, передающие чувства и настроения поэта. Мастерство Пушкина в передаче состояния природы и человека: звукопись, образность, ритм стихотворений. Радостное восприятие жизни. Сравнение, эпитет.

Иллюстрации художников к стихотворениям А.С.Пушкина. И.П.Чайковский. «Времена года». Стихотворения татарских поэтов о природе. Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «Бородино». Изображение героического подвига народа в войне 1812 года. Монологическая форма построения стихотворения. Патриотизм русских солдат. Динамизм повествования. Изобразительность языка, звукопись. Стихотворения М,Ю,Лермонтова в иллюстрациях художников. Иван Сергеевич Тургенев. Детство писателя. «Муму». Духовное богатство и красота простого русского человека. Жизненная основа рассказа. Образ крепостного крестьянина Герасима. Мастерство писателя в раскрытии характеров персонажей: портретные характеристики, их «живописность»Речь героев. Искусство пейзажа. Изображение помещицы в рассказе. Иллюстрации художников к рассказу И.С.Тургенева «Муму». Кинофильм «Муму».



Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Саша» (отрывок). Поэт о красоте русской природы. Обаяние девочки Саши. Печальная картина на вырубки леса. «Зеленый Шум». Описание весеннего сада. Художественно – изобразительные средства в стихотворении.

Русские поэты XX века о родной природе. Алексей Константинович Толстой. «Колокольчики мои..», «Край ты мой, родимый край..» Аполлон Николаевич Майков. «Осень», «Ласточки», «Рассвет». Иван Савич Никитин. «Утро», «Ярко звезд мерцанье..».

Развитие понятия о сравнении и эпитете.

Лев Николаевич Толстой. Детство писателя. «Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение в рассказе. Интерес писателя к жизни горских народов, быту, окружающей природе. Нравственная основа произведения – противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина, пассивность и трусость Костылина. Дружба русского офицера Жилина с горской девочкой Диной.



Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Мальчики» Сюжет рассказа. Гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» и его друг Володя Королев. Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. Сестры Володи Королева.

Сюжет литературного произведения.


Русская литература XX века. (5 ч.) Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Косцы». Поэтическое изображение природы, бескрайних просторов русской земли. Воспевание силы и душевной красоты русских крестьян. Эстетическое и этическое в рассказе. Поэтическое воспоминание о родине. Лирика. «Помню – долгий зимний вечер..». Мир воспоминаний в лирике поэта. Лирический образ живой природы. Голос автора в стихотворении. Александр Иванович Куприн. Биография писателя. «Белый пудель». Сюжет рассказаю Трудная судьба бродячик артистов Мартына Лодыжкина – гарманщика и Сережи. Белый пудель и своеволие Трилли. Переживания Сережи. Приключения Арто. Пейзаж в рассказе. «Тапер». Сюжет рассказа. Новогодний праздник в семье Рудневых. Взрослые и дети. Юрий Азагаров –незаурядный мальчик – пианист. Внимание великого музыканта к мальчику.

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.И.Куприна.


Русские поэты XX века о родной природе. ( 3 ч.) Александр Александрович Блок. «Там неба осветленный край..», «На лугу», «Ворона». Светлая любовь поэта к родной природе. Поэтически-одухотворенное описание начала весны и осеннией поры. Выразительность слова, музыкальность стиха. Сергей Александрович Есенин. «Поет зима – аукает..», «Черемуха». Песенно-напевный характер стихотворений Есенина. Народно -поэтические образы. Выражение любви поэта к родно краю. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XX века).

Русская литература XX века (18 ч.) Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья». Картины нищеты и страдания бедных людей. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Герои повести. Их дружба. История с куклой и ее значение в раскрытии характеров действующих лиц. Повесть Короленко в иллюстрациях художников. Развитие понятия о сюжете. А.П.Чехов. «Ванька»; Н.Г.Гарин –Михайловский. «Детство Темы». Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»; «Маруся и Соня: два детства». Михаил Михайлович Пришвин. Слово о писателе. «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение патриотического чувства писателя. Поэтичность языка. Константин Георгиевич Паустовский. «Мещорская сторона». Лирические картины родной природы. Свежесть, непосредственность и своеобразие поэтического чувства и настроения автора. Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. Рассказ «Никита». Реальное и фантастическое в рассказе. Главный герой рассказа Никита, одухотворенное восприятие им окружающего мира. Переживания мальчика: радость, грусть и страдание. Счастливый финал рассказа. «Июльская гроза». Сюжет рассказа. Герои рассказа: Наташа и Антошка. Смелость и находчивость Наташи. Бабушка Ульяна Петровна, ее любовь к внукам. Забота родителей о детях. Описание ржаного поля и июльской грозы. «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Сказочное происшествие. Реальное и сказочное в рассказе. Сюжет рассказа. Старый скрипач, его доброе отношение ко всему живому. Желание принести людям радость. Приключения воробья, тоска по родине в теплых краях.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Зимний дуб». Сюжет рассказа. Герои рассказа: любознательный мальчик, Савушкин и учительница Анна Васильевна. Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего дуба. Юрий Павлович Казаков. Биография писателя. Русский север в творческой судьбе писателя. «Арктур – гончий пес». Сюжет рассказа. Герои рассказа: доктор и рассказчик, Арктур – гончий пес. Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе. Печальный финал рассказа. Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. 2Ласточка», «Первый снег», «Жеребенок». Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Мотив взаимосвязи жизни природы и человека. Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. «Журавли» (Сила слов). Писатель л бережном отношении к природе. Психологическая глубина произведения. Выразительность языка. Василий Иванович Белов. Слово о писателе. Рассказ «Скворцы». Доброта и любовь к братьям нашим меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. Болезнь Павлуни, забота семьи о нем. Воспитание стойкости характера. «На родине». Выразительное описание ярких картин природы. Любовь писателя к «тихой родине». Грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе. Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографическая основа рассказа. Живость и красота изображения природы Сибири. Васютка и рыбаки. Смелость и находчивость мальчика. «Гирманча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни и быта людей. Гибель родителей мальчика. Гирманча и его новые друзья. Гуманистический пафос рассказа. Урок – праздник «В стране Литературы». Итоговый урок, Рекомендательный список на лето.

Повторение (2 ч.)

Введение ( 1 ч.)

Начальное понятие о литературе как искусстве слова. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество. Русские народные сказки ( 6 ч.)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Литературные сказки. Сказки русских писателей ( 11 ч.)

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками,). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Постоянные эпитеты. Сравнение. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

С. Т. Аксаков. Детские и гимназические годы писателя. «Аленький цветочек» сказка о верности.

П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки», «Стальное колечко», «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Сказки зарубежных писателей ( 7 ч.)

Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с паль-чик»

Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева», Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. «Дюймовочка», «Дикие лебеди» «Новый наряд короля».

Русская литература XIX века (11 ч.)

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Там небеса и воды ясны…», «Песня», Приход весны».,

Теория литературы. Баллада. Элигия. (начальное представление).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, Михайловская ссылка).

Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.



Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Саша», «Зеленый шум». Картины природы, о красоте русской природы.

Теория литературы. Эпитет.

Русские поэты XIX века о родной природе ( 9 ч.)

А. К. Толстой «Колокольчики мои».

А. Н. Майков «Ласточка».

И. С. Никитин «Утро», Ярко звезд мерцание».

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Мальчики» - осмеяние глупости героев рассказа. Мечты и планы мальчиков. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.Сюжет литературного произведения.

Русская литература XX века ( 5 ч.).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Белый пудель» -трудная судьба бродящих артистов.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Русские поэты XX века о родной природе ( 20 ч.)

А. А. Блок. Светлая любовь поэта к родной природе. «На лугу», «Ворона»

С. А. Есенин. «Идет зима аукает», «Черемуха» Любовь поэта к родному краю, поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«Дети подземелья». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Сюжет литературного произведения.

М. М. Пришвин. «Этажи леса» Тема бережного отношения к природе

К. Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Лирические картины родной природы.

А. П. Платонов. Реальное и фантастическое в рассказе «Никита». Сюжет рассказа «Июльская гроза». Сказочное происшествие в рассказе «Любовь к Родине, или Путешес-твие воробья»

Ю. М. Нагибин. Поэтические картины зимнего леса в рассказе «Зимний дуб»

Н. М. Рубцов. Взаимосвязь жизни природы и человека в стихотворениях поэта «Ласточка», «Первый снег», «Жеребенок».

А. Я. Яшин. Сила слова в произведении «Журавли»

В. И. Белов. Стойкость характера Павлуни (по рассказу «Скворцы»). Любовь к родине (рассказ «На родине»)

Ю. П. Казаков. Доброта и сострадание в рассказе «Арктур – гончий пес»

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Гуманистический пафос рассказа «Гирманча находит друзей»

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

  1   2   3   4