Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Антоненко Татьяна Андреевна Ясиноватая, 2015 Воспитание гражданской позиции молодежи на занятиях по литературе с использованием компьютерных технологий методическое пособие




страница1/4
Дата27.06.2017
Размер0.6 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства»
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Методическое пособие

Антоненко Татьяна Андреевна

Ясиноватая, 2015

Воспитание гражданской позиции молодежи на занятиях по литературе с использованием компьютерных технологий. Методическое пособие.
Подготовила Антоненко Т.А. – преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства».
Данное методическое пособие представляет собой комплекс материалов по методике преподавания литературы в учреждениях среднего профессионального образования в аспекте воспитания гражданской позиции молодежи с использованием компьютерных технологий. Реализация представленных материалов предполагает широкое включение обучающихся в педагогический процесс, активизацию мыслительной деятельности, рефлексию, актуализацию содержания в контексте сегодняшнего дня.
Рецензенты:

1.Курбацкая И.С.- преподаватель русского языка, украинского языка и литературы ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства», специалист высшей категории, преподаватель – методист.

2.Симонова В.И. - преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «Макеевский промышленно-экономический колледж», специалист высшей категории, преподаватель – методист.
Рассмотрено и рекомендовано с целью практического применения на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства»

Протокол № _______ от ____________ 2015 г.

Председатель цикловой комиссии _____________________ Т.В. Дейнека

Рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом УМЦ ПТО Протокол № 13 от 25.01.2016г.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

1.

Актуальность проблемы воспитания гражданственности на занятиях литературы

6

2.

Методические разработки учебных занятий к юбилейным

датам писателей



9

2.1.

Ф.М. Достоевский – один из величайших писателей 19 века

9

2.1.1

Занятие по теме: Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова

11

2.2.

Жизнь и творчество А.А. Фета

17

2.2.1

Занятие по теме: «А.А. Фет. Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета»

18

2.3.

А.И. Куприн. О творчестве…

32

2.3.1

Методическая разработка по теме «Любовь, как

высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»



34

2.4.

А.А. Блок – величайший поэт переходного периода

42

2.4.1

Изучение поэмы «Двенадцать» А.А. Блока. Тема

гражданина «Родины»



43




Заключение

59




Список использованных источников

60


Введение

Данное учебно-методическое пособие представляет собой комплекс материалов по методике преподавания литературы в учреждениях среднего профессионального образования в аспекте воспитания гражданской позиции молодежи с использованием компьютерных технологий. Представленные в учебно-методическом пособии материалы являются обобщением опыта педагогической деятельности председателя регионального методического объединения преподавателей русского языка и литературы ПОУ СПО Макеевского региона Антоненко Т.А. и членов методического объединения – преподавателей ПОУ СПО региона. Каждый педагог имеет свое видение воспитания гражданской позиции у студентов, что нашло выражение в комплексе материалов по методике преподавания классической литературы в учреждениях среднего профессионального образования с позиции формирования нравственных, гражданских, патриотических качеств личности.

Актуальность учебно-методического пособия заключается в том, что оно предлагает проектировать собственную педагогическую деятельность с позиций определения системы современных духовных ценностей, формирования взглядов и убеждений, способных консолидировать общество, на базе оптимального соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитательного воздействия классической литературы.

Цель данного учебного пособия - оказание помощи преподавателям литературы, работающим в учреждениях среднего профессионального образования, в вопросах оптимизации воспитательного воздействия учебного материала.

Учебно-методическое пособие решает задачи:

- организационно-методического обеспечения компетенций преподавателя в сфере духовно-нравственного воспитания;

- создания педагогических условий духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания студентов на занятиях по литературе;

- внедрения в образовательный процесс по литературе

различных форм, методов и технологий проведения учебных занятий, нацеленных на активизацию познавательного интереса студентов.

Предлагаемая работа является учебно-¬методическим пособием и включает в себя разработки учебных занятий, посвященных творчеству писателей, юбилейные даты которых отмечаются в 2016 году: Ф.М. Достоевский -195 лет; А.А. Фет-195 лет; А.И. Куприн-145 лет; А.А. Блок-135 лет. Эти выдающие личности, взвалив на себя ношу своего времени, проявляли смелость, мужество, ответственность за свои произведения, идеи. Выражая свой гражданский долг, создавали великие произведения, воспитавшие не одно поколение в любви к Родине, к людям, с чувством долга и патриотизма,

Материалы учебно-методического пособия внедрены в учебный процесс ГПОУ «Макеевский промышленно-экономический колледж», апробированы и положительно оценены в ходе проведения учебных занятий по всем представленным в пособии темам.

Практическая значимость методического пособия заключается в том, что его материалы позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала занятий по литературе в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании студентов. Использование данных материалов позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.

Особую ценность пособие представляет для начинающих педагогов, поскольку содержит подробные разработки учебных занятий с комментариями методического и психолого-педагогического характера, а так же комплекс диагностических материалов.

1. Актуальность проблемы воспитания гражданственности на занятиях литературы

Воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, с четко выраженной гражданской позицией особенно сложная задача сегодня в условиях преодоления духовного кризиса в современном обществе, противоборства различных систем ценностей, противоречивости и агрессивности информационного пространства. Образовательная среда, всегда обладавшая определяющим воспитательным воздействием на молодое поколение, оперировавшая гуманистическими принципами и идеалами, непосредственно формировавшая морально-этический компонент общественного сознания, в последние годы вынуждена функционировать в условиях девальвации системы традиционных ценностей, разрыва связи между поколениями, усиления бездуховности, падения образовательного и культурного уровня значительной части молодежи.

С позиции модернизации современного образования воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

Значительная роль в воспитании нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином своего отечества принадлежит литературе как учебному предмету.

Особую актуальность эта проблема приобретает в общей реконструкции, изменения политико-экономических систем. Национальная доктрина образования в Российской Федерации в качестве одной из важных задач рассматривает «воспитание граждан правового демократического государства, способных социализации в условиях развития гражданского общества» Проблема воспитания граждан приобретает практическое значение, поскольку нет полного представления о самом процессе воспитания этого качества в условиях образовательной системы. Сложно определить, что понимается под гражданственностью? Воспитание гражданина ради славы Отечества? Да! Ради любви? Да! Ради милосердия и сострадания? Да! Ради всего того, что окружает нас, и чем мы живем! Понятие «гражданственность» и категория гражданственности сложная, многогранная категория в которой переплетается очень многое, в том числе и способность на благо государства и общества выполнять гражданские обязанности, проявлять активность и деятельность в разных аспектах государственной деятельности. На взгляд автора данного учебно-методического пособия, гражданственность-это все то, что возвышает страну и общество, в котором ты имеешь место быть: все достижения на благо Родины и людей, пути исканий, способные изменять жизнь к лучшему, величественному и мирному, служение на благо общественного развития, смелость брать ношу времени на свои плечи.

Мысль, поступок, характер, судьба, мечта – это ступеньки, по которым идет каждый. Только о чем будет думать будущее поколение? Что чувствовать, как поступать, каковы его ценности, отношение к своей стране? Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение. Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека. Главной целью гражданского воспитания в современном демократическом государстве является формирование личностной позиции в системе общественных отношений. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни учебного заведения, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.


Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности студентов неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание студентов на основе социокультурных и исторических достижений своего народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Становление личности современной молодежи происходит в сложной обстановке. Жестокость, насилие, терроризм, кровь, смерть - вот с чем чаще встречаются студенты в средствах массовой информации. Негатив давит на психику подрастающего поколения. Стираются грани дозволенного и недозволенного. Боясь показаться несовременными, студенты иногда поступают вопреки собственным убеждениям. Что можно противопоставить жестокости и насилию? Только русскую классическую литературу. Изучая произведения писателей 19 века, студенты анализируют и оценивают поступки литературных героев, постепенно приходя к выводу, что нравственные ценности незыблемы. «Вечные» проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти и другие нравственные проблемы неподвластны времени.

Представленный подход к изучению классических произведений русской литературы содержит установку на формирование личности, способной к самоопределению, базируется на первостепенном внимании к суверенности читательского восприятия и его углублению в процессе анализа художественных произведений, целостном изучении литературы, установлении связей между восприятием произведения, его интерпретацией и самостоятельной деятельностью студентов.
2. Методические разработки учебных занятий к юбилейным

датам писателей

2.1. Ф.М. Достоевский – один из величайших писателей

19 века

Федор Михайлович Достоевский - один из величайших писателей 19 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является роман « Преступление и наказание», остающийся популярным и в настоящее время. Идея для написания романа пришла к Достоевскому во время его душевного кризиса в 1864 году. Этот кризис был вызван смертью первой жены и брата Михаила. Именно благодаря таким волнениям этот этап в творчестве писателя получил название эпохи «великого пятикнижья», пяти идеологических романов. В произведении «Преступление и наказание» автор затрагивает темы, не перестающие волновать современное общество. Но одной из главных тем романа является тема падения человека и его духовного возрождения. Раскольников объявляет своей целью счастье человеческое, а не личное. Страдание, по словам Раскольникова, нередко является оборотной стороной вседозволенности. Раскольников находится на ложном пути, и его теория является ошибочной. Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» - восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг - отказаться от рационального осмысления жизни. Герой осознал, как нужен он окружающим, и обрел новый смысл жизни, который состоит в милосердии, созидании, гуманизме. Думаю, Достоевский-философ в «Преступлении и наказании» размышлял об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть личностью, что есть гражданственность, что есть жизнь и воскресение. Через все его дальнейшее творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первородного греха — все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредственном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тайну личности, гражданского мировоззрения, от начала мировой истории и на веки веков.

Итак, как православный мыслитель и писатель, гражданский дог которого состоял в том, что он искал в человеке, прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению, пониманию гражданственной позиции в обществе. Эта тема преступления и наказания — одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли — ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душами» Гоголя, «Войной и миром» Толстого.

При изучении романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского необходимо ознакомиться с жизнью и литературной деятельностью писателя. На занятиях по изучению данного произведения используются компьютерные технологии: компьютерные презентации, компьютерное тестирование на усвоение материала, демонстрация видеофрагментов через мультимедийный проектор.


2.1.1 Занятие по теме: «Социальные и философские истоки

бунта Родиона Раскольникова»
Фрагмент занятия № 1

Тема занятия: Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: смешанный

Цели занятия: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, — мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить; способствовать формированию гражданской позиции.

Материально-техническое обеспечение занятия: портрет писателя, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Собщение темы, целей и задач занятия. Мотивация обучения.

3.Актуализация опорных знаний.

3.1. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопросы:


1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников — бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») — так пишет Н. С. Прокурова [23].

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах... »

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях... »

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой [23], «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет. Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского — Раскольников — сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположных характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее?

(Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони?

(Смирение, кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых — цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен с Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один — смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому?

(Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)



II. Беседа со студентами по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» [23. С. 133].

Вопросы:

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

(В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он — тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6—7.)

(В тетрадях можно сделать записи.) Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенных», т. е. живущих «в послушании», безропотно принимающих любой порядок вещей, и «необыкновенных», т. е. имеющих «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

4. Почему Раскольников совершает два убийства?

(Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

(Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, такой, как все, — вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

1. Перечитать страницы романа о Лужине и Свидригайлове, выписать цитаты. Часть I, глава 3 Часть II, главы 4—5 Часть V, главы 1—3

Часть IV, главы 1—2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы:

1) Лужин — подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?



3. Словарная работа. Объясните значение слов: Гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом.
2.2. Жизнь и творчество А.А. Фета




Феномен Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства". "...Приступая к изучению поэта, - писал Белинский в пятой статье о Пушкине, - прежде всего должно уловить, в многообразии и разнообразии его произведений, тайну его личности, т. е. те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному. Это, впрочем, значит не то, чтобы эти особенности были чем-то частным, исключительным, чуждым для остальных людей: это значит, что все общее человечеству никогда не является в одном человеке, но каждый человек, в большей или меньшей мере, родится для того, чтобы своею личностью осуществить одну из бесконечно-разнообразных сторон необъемлемого, как мир и вечность, духа человеческого". Одной из насущных потребностей человеческого духа Белинский считал его устремленность к красоте: "Прекрасна и любезна истина и добродетель, но и красота также прекрасна и любезна, и одно другого стоит, одно другого заменить не может". И еще: "...красота сама по себе есть качество и заслуга и притом еще великая".
Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась "тайна его личности". "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты", - признавался он в конце жизни Белинский В. Г. Полн. собр. соч. и писем в 13 тт. Т. VII. М., 2004. С. 307, 322.. В программной для его эстетики статье "О стихотворениях Ф. Тютчева" (1859) Фет писал: "Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте".

2.2.1 Занятия по теме: «А.А. Фет. Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета».

Фрагмент занятия № 2


  1   2   3   4

  • 1. Актуальность проблемы воспитания гражданственности на занятиях литературы
  • 2. Методические разработки учебных занятий к юбилейным датам писателей
  • 2.1.1 Занятие по теме: «Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова» Фрагмент занятия № 1 Тема занятия
  • Тип занятия
  • Материально-техническое обеспечение занятия
  • 1.Организационный момент. 2.Собщение темы, целей и задач занятия. Мотивация обучения. 3.Актуализация опорных знаний. 3.1.
  • II. Беседа со студентами по теме
  • 2.2. Жизнь и творчество А.А. Фета
  • 2.2.1 Занятия по теме: «А.А. Фет. Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета». Фрагмент занятия № 2