Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Аннотации к рабочим программам по Дагестанской литературе 5-10 кл




Скачать 105.83 Kb.
Дата26.06.2017
Размер105.83 Kb.
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя

общеобразовательная школа № 6 г.Буйнакска"
Аннотации к рабочим программам по Дагестанской литературе 5-10 кл.

5 класс


В основу занятий в 5 классе положено литературное чтение и изучение отдельных художественных произведений: пятиклассники знакомятся с произведениями устного творчества народов Дагестана, литературными сказками, произведениями дагестанских поэтов и писателей дореволюционной и советской поры. Курс дагестанской литературы в 5 классе имеет особое значение для учащихся: им открывается изучение дагестанской литературы в 5 классе призван в то же время готовить детей к более глубокому и целостному восприятию художественной литературы как учебного предмета. Пятый класс—это первый этап в литературном образовании школьников. По сравнению с начальной школой необходимо поднять их на более высокий уровень, сообщить им новые знания, привить иные умения и навыки по сравнению с теми, которые были преобретены на уроках чтения в начальных классах.

Изучение дагестанской литературы, начиная с 5 класса, приобретает систематический характер. Общие задачи воспитания учащихся осуществляются в рамках преподавания литературы народов Дагестана на русском языке. В основном это переводы, Школьники изучают доступные их возрасту художественные произведения, знакомятся с краткой биографией того или иного писателя, овладевают знаниями о дагестанской литературе, наряду со знаниями о русской литературе. Учащиеся получают общее представление о фольклоре народов Дагестана и письменной литературе, о некоторых жанрах литературного произведения. В 5 классе продолжается обогащение и совершенствование устной и письменной речи учащихся, развитие навыков беглого и выразительного чтения. В 5

классе сочетаются хронологический принцип, реализующийся как в общем расположении разделов хрестоматии (например, первый раздел – произведения устного народного творчества, второй – литературные сказки, третий – произведения дореволюционных поэтов и писателей, следующие – произведения художников слова советского Дагестана).

В задачи школы входит формирование научного мировоззрения, морали гуманистической, активной, деятельной, коллективистской. Долг каждого учителя дагестанской литературы – найти те решения, которые помогут реализации этих задач. Особенно ответственны эти задачи, когда школьники только приступают к изучению нового для них курса. Если в начальной школе главным было чтение и дети прежде всего овладевали техникой чтения, то в 5 классе на первый план выдвигается именно литература – художественное произведение, созданное автором.

Должны уметь :

-- различать фольклорные и литературные произведения;

-- определять род и жанр литературного произведения;

-- охарактеризовать повествовательную манеру произведения;

-- дать устную характеристику изучаемого произведения, пересказать его сюжет;

-- аргументировать устный ответ на поставленный вопрос;

-- сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос;

-- понимать и уметь использовать при изучении произведений следующие основные понятия: жизнеподобие, фантастика как виды художественной условности, народный эстетический идеал в произведениях фольклора, сказочный и балладный сюжет, роль и значение автора в художественном произведении, род и жанр литературного произведения;

-- уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты художественных текстов.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

6 класс


Рабочая программа по дагестанской литературе для 6 класса к учебнику Усахова М.- Р.У. составлена на основе Министерства образования Республики Дагестан . В 6 классе литература народов Дагестана выступает как самостоятельный предмет и изучается как литературное чтение Курс литературы для 6 класса дан циклично, используя хронологическо-тематический принцип. Изучение Дагестанской литературы начиная с устного творчества народов Дагестана, затем следуют литературные произведения, которые распределены по векам.

При этом учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, их интерес к остросюжетным и ярким по форме произведениям, повышенная эмоциональность в оценке прочитанного. При выборе произведений для классного, дополнительного и внеклассного чтения подбирались произведения дагестанских писателей и позтов, пишущих на русском языке. Разнообразна тематика произведений, предназначенных для изучения в 6 классе.

Учащиеся должны уметь:

. выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

. сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

. сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие.

. переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

. видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

. определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

. сопоставлять эпизод книги с его интерпетацией в других видах искусства ( иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

. сочинять юмористический рассказ ( или его фрагмент) по заданной модели;

. использовать различные формы пересказа ( с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.)

. писать творческие работы, связанные с анализом личности героя ( письма, дневники, журналы, автобиографии и др.)

. отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

7 класс

Учащиеся 7 класса повторяют понятие «образность», «тема», «идея», «сюжет», «композиция произведения», литературные герои рассматриваются в динамике, во взаимосвязи характеров и

обстоятельств, пробуждая у подростков интерес к внутреннему миру человека. Обобщаются сведения о родо - жанровых особенностях литературы, происходит знакомство с важнейшими моментами творческой истории произведений, с личностью художника слова, с качеством изображения описываемого.

Приобщение учащихся к богатствам дагестанской литературы предполагает:

- чтение и изучение лучших произведений литературы народов Дагестана, в том числе и русскоязычных; формирование знаний и умений по литературе, помогающих постигать действительность во всем многообразии.

- развитие эстетического вкуса.

-развития навыков грамотного владения русской речью.

- воспитание отзывчивости у школьников, сопереживания.

- развитие творческих способностей одаренных детей.

Учащиеся, закончившие 7 класс, должны знать:

- содержание текстов программных произведений;

- определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

- основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении.

Должны уметь:

- определить тип литературного характера;

- назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в художественном произведении;

- различать особенности повествователя в эпическом произведении и лирического героя;

- охарактеризовать вещный мир литературного произведения;

- сделать самостоятельное устное сообщение;

- вести аргументированную и корректную полемику;

- составить письменный план устного сообщения или сочинения по дагестанской литературе;

- написать аннотацию литературного произведения и реферат небольшой критической статьи;

- самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа на учебный год.

8 класс


Рабочая программа по дагестанской литературе для 8 класса к учебнику Ахмедова С. Х. ,Хайбуллаевой Х. М. составлена на основе Министерства образования Республики Дагестан. Программа предполагает широкое использование учебно – наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Произведения поэтов и писателей народов Дагестана рассматриваются в контексте истории и биографических фактов из жизни писателя и представляют интерес, как авторской позиции, так и общечеловеческими нравственными ценностями, обладают большой силой воздействия на читателей. Учащиеся 8 класса повторяют понятия образность, тема , идея, сюжет, композиция произведения, литературные герои рассматриваются в динамике, во взаимосвязи

характеров и обстоя тельств, пробуждая у подростков интерес к внутреннему миру человека.

Обобщаются сведения о родо- жанровых особенностях литературы, происходит знакомство с важнейшими моментами творческой истории произведений, с личностью художника слова, с качеством изображения описываемого. Курс дагестанской литературы пострен так, что учащиеся этого звена получают более или менее целостное представление о литературе народов Дагестана.

Учащиеся должны уметь:

. видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; . . обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; . . видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

. комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

. определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении.

. определить творческий метод писателя, определить авторскую позицию в произведении, литературное направление и эпоху, к которым относится его творчество;

. дать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;

. указать особенности национальной традиции и новаторство творчества писателя;

. охарактеризовать место писателя или литературного произведения в литературном процессе;

. сделать самостоятельный устный доклад на заданную тему;

. написать развернутый план сочинения на заданную тему, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения, объяснить смысл заданной темы и способы ее раскрытия в сочинении;

. написать сочинение на заданную тему.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

9 класс

Систематический курс литературы народов Дагестана 9 классов построен на историко-литературной основе, изучение литературы предполагает более углубленное, более обобщенное и целостное осмысление жизни и исторических судеб народов Дагестана, роли и значения творчества поэтов и писателей, искусства Дагестана, их вклада в историю страны и всего человечества. Старшеклассникам доступно решение сложных моральных вопросов, самостоятельная оценка произведений литературы, понимание литературы как источника, обеспечивающего специфическое освоение художественных ценностей.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения,

развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. В 9 классе в курсе изучения дагестанской литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами , писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература. На уроках используются презентации, созданные учителем, видеофрагменты, аудиозаписи. Дагестанская литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках дается сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта. Применяются нестандартные формы проведения уроков: диспут , защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки.

Ученики , закончившие 9 класс , должны знать:

- содержание текстов программных произведений;

- определения основных понятий, проводимых в учебной хрестоматии;

- основные этапы стадиального развития литератур в 19 и 20 столетиях.

Должны уметь:

- определять конститутивные признаки творческого метода произведения;

- дать характеристику литературному произведению, содержащему элементы различных творческих методов;

- дать сравнительно-историческую характеристику двух произведений или двух писателей определенной литературной эпохи;

- самостоятельно подготовить доклад на заданную тему;

- самостоятельно написать сочинение на заданную тему;

- составить конспект критической или литературоведческой статьи.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

10 класс

На уроках дагестанской литературы школьники, как правило, повторяют, закрепляют общие понятия, относящиеся к структуре художественного произведения, родам и жанрам литературы. Общие понятия: литература как образное отражение жизни; человек как главный предмет изображения в литературе; литература и устное народное творчество; чтение как труд и творчество.

Произведения, входящие в число основных для творчества дагестанских классиков;

-- произведения современных дагестанских поэтов и писателей, поднимающие актуальные проблемы 20 века. Учащимся предстоит прочитать и под руководством учителя текстуально изучить;

-- в контексте творческого пути даргинского поэта Омарла Батырая наиболее известные его песни о герое, о любви и о жизни;

-- некоторые произведения кумыкского поэта Ирчи Казака;

-- некоторые стихи лезгинского поэта Етима Эмина;

-- поэму аварского поэта Махмуда «Мариам» и некоторые его стихи;

-- некоторые произведения поэтов и писателей 20 века, С. Стальского, Г. Цадасы, А.-П. Салаватова, Э. Капиева, Аткая, Х. Авшалумова, М. Митарова, Р. Гамзатова, Ю. Хаппалаева, Р. Рашидова, А. Абу-Бакара, Ф. Алиевой,Кадрии и др.

Читая эти произведения, старшеклассники познают мир человека, мир горцев, их духовную жизнь, художественно постигают действительность, получают пищу для размышлений о природе человека и о смысле жизни, о долге гражданина перед своим Отечеством, перед народом.

Ученики , закончившие 10 класс должны уметь:

- самостоятельно анализировать литературное произведение;

- определять принадлежность писателя к той или иной литературной группировке;

- сформулировать основные эстетические принципы писателя;

- охарактеризовать программу литературного журнала или кружка (школы) писателя;

- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя, деятельности литературного кружка;

- составить конспекты критической или литературоведческой работы;

- самостоятельно написать сочинение, обзор , эссе, критическую заметку и т. п.;

- вести аргументированную полемику.



Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.