Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ангел – хранитель мой Вечер, посвященный Наталье Николаевне Гончаровой




страница1/4
Дата05.03.2017
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4
Ангел – хранитель мой

Вечер, посвященный Наталье Николаевне Гончаровой.

  1. Оформление: портрет Н. Н. Гончаровой, свечи.

  2. Звучит вальс (голос из – за сцены )

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести, чистейший образец.

(Дамы танцуют вальс) (беседуют)



1 дама. – Слыхали новость: Пушкин женится

2 дама .- Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

3 дама. – Но кто же она?

4 дама. – Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.

5 дама. – Это не та ли Гончарова, которая живет в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

6 дама. – Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.



7 дама. – Почему Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.

8 дама. – Но, слышно, там появилась холера!

1 дама. – Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скромному счастию.

2 дама. – Брак для поэта – это такая проза!

3 дама – Нет, нет не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Её сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.

4 дама. – Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором ещё в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали.

5 дама. – Да, да, я помню. Учила с маменькой

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Всё тихо, просто было в ней.



6 дама. - И совсем ещё юна. Только в свет вывела её маменька.

7 дама. – Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.

8 дама. – Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен.

Звучит вальс. Выходит Пушкин.

Пушкин: (читает письмо) Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год – мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил её согласие, а также согласие её матери. Прошу вашего благословения. 6 апреля 1830 г.

( Пушкин садится за стол, заваленный бумагой, книгами. В руках у него гусиное перо, лист бумаги.)

Ведущий: Здесь, в Болдино, сошлось все воедино: деревья, осень, любовь, озарение. Закончен «Евгений Онегин», написаны прелестные «Повести Белкина» «Маленькие трагедии» и стихи, стихи, стихи. Но уже очерчен образ черного человека, о котором Пушкин говорит в пьесе «Моцарт и Сальери», который преследует Пушкина…

Тихо звучит музыка «Реквием» Моцарта.

Пушкин – (читает письмо, которое пишет) «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощенья за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне успокоило меня.

- Ещё раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.

- Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, потому что другого мы здесь не видим.

- Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка.

- Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье.

(Пушкин уходит.)

( Из – за сцены голос.)

Когда в объятия мои

Твой стройный стан я заключаю

И речи нежные любви

Тебе с восторгом расточаю,

Безмолвна, от стесненных рук,

Освобождая стан свой гибкой,

Ты отвечаешь, милый друг,

Мне недоверчивой улыбкой;

Прилежно в памяти храня

Измен печальные преданья

Ты без участья и вниманья

Уныло слушаешь меня,

И встреч условных ожиданья

В садах, в безмолвии ночей

Кляну речей любовный шепот,

Стихов таинственный напев,

И ласки легковерных дев,

И слезы их, и поздний ропот

Мадонна


Чтец: Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный спаситель.

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести, чистейший образец.

(Звучит «венчальная песня» С. Прокофьева)

(Голос из – за сцены.)

Ведущий: 1831 г. Февраля 18 дня по Указу Его Императорского Величества сочетались браком жених Александр Сергеевич Пушкин, 31 года от роду, и девица Наталья Николаевна Гончарова, 18 лет.

Музыка.


1 кавалер: Она редкостная красавица ,застенчивость и робость придавали ей особое очарование. Сильная, ловкая, она необыкновенно сложена, отчего каждое движение преисполнено грации

2 кавалер: Истинный портрет Натальи Николаевны нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене и о жене, можно составить характер.

3 кавалер: Я женат и счастлив, одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние так ново, что, кажется, я переродился.

4 кавалер: Я не ревную, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься

5 кавалер: Если при моем возвращении я найду, что твой милый аристократичный тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.

3 кавалер: Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя не счастлив.

1 кавалер: Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу…А твоих стихов не читаю, черт ли в них, и свои надоели.

2 кавалер: Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счеты. Ай – да женушка. Что хорошо, то хорошо.

4 кавалер: Бедная моя Натали стала мишенью для ненависти света. Повсюду говорят: это ужасно, что она так наряжается, в то время как её свекру и свекрови есть нечего. Натали тут ни причем, и отвечать за неё должен я… Если бы мать моя решила поселиться у нас, Натали, разумеется её бы приняла.

3 кавалер: Мое семейство умножается , растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения, один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающих

5 кавалер: За шесть лет в семье Пушкиных родилось четверо детей: две девочки и два мальчика.

4 кавалер: Бог свидетель, что я готов умереть за неё, но умереть для того, чтобы оставить её блестящей вдовой…

(Музыка) Выстрел, гаснет свет, свечи.

(Вальс. Девочки танцуют.)

1 дама – По предсмертному завету Пушкина 24 летняя Наталья Николаевна уехала из Петербурга к брату, в Полотняный завод. Почти два года прожила с детьми в уединении.

2 дама – А следом за ней шли великосветская клевета и осуждение. Вот два письма современников.

3 дама – Я ведь её не виню, как не винят детей , когда они по неведению и по необдуманности причиняют зло. Наш добрый, наш великий Пушкин должен был иметь совсем другую жену.

4 дама – Свет никогда не будет на вашей стороне. По отношению к вам он всегда будет без жалости и без снисхождения. Будьте горды, заставьте уважать ваши права.

5 дама – После смерти Пушкина Наталья Николаевна семь лет не выходила замуж, хотя было три претендента на её руку. Но каждый из них не соглашался жить под одной крышей с её детьми. Она всем отказала.

6 дама – Петр Петрович Ланской, генерал, стал её мужем. В этом браке у них родилось еще трое детей: девочки.

7 дама – Наталья Николаевна всегда была грустная, одетая в черное с белыми воротничками и манжетами и в черной косынке. Она никогда не повышала голоса.

8 дама – Она писала: «Я слишком много страдала и вполне искупила ошибки, которые могла совершить в молодости.

9 дама – Тем, что была когда – то женой великого поэта, она бесконечно гордилась, рассказывала своим детям о Пушкине, хранила письма, книги.

Стихотворение: «Я вас любил».

Учителями МО была организованы конкурсы: "Самый грамотный ученик школы", чтецов "И станет мир прекрасней от доброты людей!", газет и бюллетеней по русскому языку и литературе;

выставка лучших сочинений, стихотворений, иллюстраций, рисунков к литературным произведениям;

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

07.04.2008.

ПОНЕДЕЛЬНИК

День грамотности

Открытие недели.

Выставка лучших сочинений, стихотворений, иллюстраций, рисунков к литературным произведениям.

Выставка книг "Путешествие в мир сказок".

Конкурс на самого грамотного ученика.


Учителя русского языка и литературы.

08. 04.2008.

ВТОРНИК

День литературных чтений "Это интересно"

Беседа "Словари - наши добрые помощники".

Сообщение "Статуя Зевса Олимпийского - одно из семи чудес Древнего мира".

Беседа "Ты и твое имя".

Сообщение "Из истории слов"

Инсценированное выступление "О грамотее и больной ноге" (роль почерка в письменном общении).



Бочарова Ю.Ю.

Васильева Е.Г.

Бочарова Ю.Ю.

Толстошеева О.Н.

Васильева Е.Г.


09.04.2008.

СРЕДА

Круглый стол "Роль научно-исследовательской работы в развитии творческого и интеллектуального потенциала учащегося".

"Два цветка двух великих поэтов".

"О'Генри и Чехов: точки соприкосновения".

"Мотив дома и семьи в современной русской прозе"

"Образ кошки в мировой художественной культуре"

"Символика цвета в творчестве Ф.М. Достоевского".



Конкурс чтецов

"И станет мир прекрасней от доброты людей".

Смотр-конкурс стенгазет.

Григорьева В.А.

Горшкова З.С.

Симонова О.В.

Бочарова Ю.Ю.

Толстошеева О.Н.

Учителя русского языка и литературы.



10.04.2008.

ЧЕТВЕРГ

День интеллектуалов.

Игра-конкурс "Мисс литература и мистер русский язык" (5-е классы)

Игра-конкурс "Знатоки сказок" (6-е классы).

Интеллектуальная игра "Чтоб не угаснуть сердцем и душой" (7-е классы).

Олимпиада по русскому языку и литературе.

Фестиваль детских творческих коллективов.

В.А. Соллогуб "Беда от нежного сердца".

А.Н. Островский "Праздничный сон - до обеда".

Русская народная сказка "Каша из топора".

Ш.Перро "Золушка" (сказка на английском языке".


Горшкова З.С.

Васильева Е.Г.

Бочарова Ю.Ю.

Толстошеева О.Н.

Симонова О.В.

 

Бочарова Ю.Ю.



Иванова Н.Г.

Галкина С.Г.



11.04.2008.

ПЯТНИЦА

Поэтическая гостиная "Весенние сны"

Учителя русского языка и литературы.

12.04.2008.

СУББОТА

Подведение итогов Недели, награждение победителей.

Прокопьева Н.Н.

Григорьева В.А.



Понедельник – День рисунка (выставка рисунков и стенгазет).

Принимаются иллюстрации к любым художественным произведениям от уч-ся 5-7 кл.

8-11 кл. – выпуск тематических стенгазет.

Вторник – Аукцион литературных знаний “ Любви все возрасты покорны…”

(Для уч-ся 8-11 кл.)

Ответственные: уч-ся 9 кл.

Среда – День Творчества (конкурс “Ода русскому языку” или “Ода Учению”, или “Ода Учителю”). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают участие все желающие.

Четверг – Конкурс чтецов.

Участвуют уч-ся 5-11 кл.



Экскурсия. Посещение литературно-художественных музеев

 Пятница – Аукцион знаний по русскому языку (для уч-ся 5-8 кл. проводят уч-ся 9-х кл.)



Суббота – Подведение итогов конкурсов, аукционов.

Награждение победителей дипломами и призами.

План утверждается за 10-12 дней до начала проведения Недели. В это время начинается подготовка ко всем мероприятиям, объявляются темы творческих работ, конкурсов и аукционов. Утверждаются ответственные за проведение того или иного дня, члены жюри конкурса чтецов и рисунков. В качестве членов жюри привлекаем учителей естественно-математических дисциплин, библиотекаря, администрацию гимназии и старшеклассников.

Вопросы к аукционам знаний готовят сами ребята, таким образом, в работу вовлечены практически все учащиеся гимназии среднего и старшего звена, что, безусловно, обеспечивает реализацию всех поставленных целей.



Аукцион литературных знаний “Любви все возрасты покорны…”

(Принять участие приглашаются учащиеся 8–11 классов и все желающие педагоги).



Кому посвящены эти строки?

1. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. (А. Пушкин, Анне Петровне Керн)

2. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...(А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)

3. Исполнились мои желания.


Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна..,
Чистейшей прелести чистейший образец… (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)

4. Я красивых таких не видел... (С. Есенин, сестре Шуре)

5. Я встретил Вас – и всё былое. 
В отжившем сердце ожило…(Тютчев, Елене Александровне Денисьевой)

6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, 


Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. (Фет, Марии Лазич)

Назовите авторов следующих строк:

1. О, как убийственно мы любим,


Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! (Тютчев)

2. Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть. (Фет)

3. Среди миров, в мерцании светил


Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими. (И. Анненский)

4. О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней. (Тютчев)

5. Любить иных тяжёлый крест,


А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен. (Б. Пастернак)

6. Чем меньше женщину мы любим,


Тем легче нравимся мы ей… (А. Пушкин, “Евгений Онегин”)

7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,


И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,
Желаний и надежд томительный обман... (А. Пушкин, “Погасло дневное светило...”)

8. Мне дорого любви моей мученье-


Пускай умру, но пусть умру любя. (А. Пушкин, “К Наталье”)

9. О да, любовь вольна как птица,
Да всё равно – я твой!
Да всё равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой.  (А. Блок)

10. Не верят в мире многие любви


И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови, 
Расстройство мозга иль виденье сна. (М.Ю.Лермонтов)

Назовите авторов следующих афоризмов:

  1. Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)

  2. Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)

  3. Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров)

  4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев)

  5. Хочешь быть счастливым – будь им. (Козьма Прутков)

  6. Любовь к себе – вот роман, который длится всю жизнь. (О.Уайлд )

  7. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др.



Назовите авторов музыки.

Звучат романсы:

Б.Шереметьева “Я Вас любил”, Н.Римского-Корсакова “На холмах Грузии”,

М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, А. Шусера “Не спрашивай, зачем”, ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского. (Все музыкальные произведения можно прослушать на учебном диске “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий” Познавательная коллекция. Мультимедиа энциклопедия ).



Аукцион знаний по русскому языку.

(Участвуют все желающие 5-7 классов)

За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

1. Задание. “Волшебный круг”.

Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Бульон (французский) 


Футбол (английский) 
Галстук (немецкий) 
Бухгалтер (немецкий) 
Баскетбол (английский) 
Жалюзи (французский) 
Школа (греческий)
Балет (французский) 
Гимназия (греческий) 
Спорт (английский)

3. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова: 


Вершок (мера длины, равная 4,5 см). 
Кушак (пояс из мягкой ткани). 
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень). 
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие). 
Ржа (ржавчина).

4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

Дискуссия – спор.


Диалог – разговор двух лиц.
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Менталитет – склад ума.

5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)



6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса.

(Например, необдуманный)



7. Произнеси словами числительные:

К 518 242

От 263 – 75

К 359 923

От 841 – 136

С 678 рублями

С 849 рублями

8. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.


Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.

По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом во время подведения итогов Недели (на торжественной линейке), все участники аукциона могут обменять свои жетоны на подарки в Чудо – лавке, где представлены книги о русском языке, словари, ручки, блокноты и т.д. Каждая вещь имеет свою цену в жетонах (например, книга – 10 жетонов, блокнот – 5 жетонов и т.д.).

Таким образом, мы видим, что план Недели дает возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, поэтом, ведущим конкурса или членом жюри, встретиться с поэтом и задать ему свои вопросы, посетить музей и поучаствовать в викторине. Происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.

Во время Предметной Недели учителя – словесники проводят нетрадиционные, интегрированные уроки литературы и русского языка, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.

Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.

Предметная неделя русского языка и литературы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1.       Выпустить учащимися всех классов стенгазету или бюллетень:



"Мир родной речи",

"Богатый и могучий русский язык",

"В мире сино­нимов",

 "Жемчужины народной речи" ("О пословицах и поговорках"), "А. С. Пушкин и декабристы",

 "Л. Н. Толстой - великий художник",

"Мое знакомство с И. А. Буниным",

"И смех, и слезы, и любовь" (О творчестве Фазиля Искандера), "Остаюсь военным писателем" (К. Симонов и его кни­ги),

 "Слово, которое вело в бой" (О поэтах-фронтовиках),

"За что я люблю рассказы В. Шукшина" (Фрагменты из ученических сочинений) и др.

2.       Красочно написать высказывания великих людей о русском языке и литературе. (Каждое высказывание подписать под портретом автора.)

 

 

                   ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ



1.       Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

                                                                                 В. Г. Белинский

2.       Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

                                                                                А. П. Сумароков

3.       Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

                                                                                   Н. В. Гоголь

4.       Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

                                                                                  А. С. Пушкин

5.       Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными го­ворить пристойно, ибо нашел бы в нем  великолепие ишпанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того бо­гатую и сильную в изображениях краткость греческого и, латинского язы­ков.

                                                                                     М. В. Ломоносов

6.       Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние, лириче­ские чувствования... крик негодования, искрящаяся шалость и потрясаю­щая страсть.

                                                                                          А. И. Герцен

7.       Наш русский язык более всех новых, может быть, способен прибли­зиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе располо­жения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами,
нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

                                                                                   Н. А. Добролюбов

8.       Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распус­кающийся цвет всей его духовной жизни...

                                                                                      К. Д. Ушинский

 

9.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это дос­тояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых бли­стает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могуществен­ным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса...


Берегите чистоту языка, как святыню!

                                                                                         И. С. Тургенев

 

          10.       Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культу­ры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...



         Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, вырази­телем, послушен, ловок и вместителен...

                                                                                           А. И. Куприн

11.      С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом... Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для кото­рых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

                                                                                   К. Г. Паустовский

12.Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, не­исчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социаль­ной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

                                                                                        А. Н. Толстой

13.      Русский язык - это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тур­генева, Чехова и Горького, это тот "могучий и прекрасный", на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и призна­нием всего человечества.

                                                                           Олесь Гончар. Украина

                          О ЛИТЕРАТУРЕ И ПОЭЗИИ

1.       Новая литература затмевает старую; полезно время от времени огля­нуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников.

                                                                               И. В. Гете

2.       Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,


А правильно писать потребно всем уметь.

                                                                     А. П. Сумароков

3.... Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

 И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет: Хорошие стихи не так легко писать.

                                                                        А. С. Пушкин

4.       Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как на­цией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы ду­ха; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты - умы и сердца истинных художников.

                                                                             А. М. Горький

5.       Где и когда работали в одно и то же время такие несоединимые, столь чуждые один другому таланты, как Помяловский и Лесков, Слепцов и Дос­тоевский,

 Гл. Успенский и Короленко, Щедрин и Тютчев? Продолжайте эти параллели, и вас поразит разность лиц, приемов творчества, линии
мысли, богатство языка.

                                                                        A.M. Горький

6.       Стих, как монету, чекань -
Строго, отчетливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям - просторно.

                                                                             Н. А. Некрасов

7.       Пушкин у нас - начало всех начал.

                                                                             А. М. Горький

8.       Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни разви­лась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшени­ем...

                                                                    К А. Добролюбов

9.       [О поэзии]

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

                                                                       Б. Л. Пастернак

10.     Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

                                                                              С. А. Есенин

11.     Радость работы над книгой - это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного.

                                                                  К. Г. Паустовский

12.     Толстой - это целый мир... Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.

                                                                        А. М. Горький

13.     Поэзия -

                          та же добыча радия.

 В грамм добыча,

                              в год труды. Изводишь

                   единого слова ради Тысячи тонн

                                      словесной руды.  

                                                                                                                                                         В.В. Маяковский                                                                     

     14.        Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.

                                                                    К. Г. Паустовский

15.     Слово — дело великое. Великое поэтому, что словом можно соеди­нить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, сло­вом же можно служить вражде и ненависти.

                                                                       Л. Н. Толстой

  1   2   3   4