Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Андреева Наталья Алексеевна пояснительная записка Данная программа




Скачать 292.42 Kb.
Дата21.04.2017
Размер292.42 Kb.
ТипПрограмма
п. Васильевский Каменского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильевская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Васильевской СОШ

Приказ от 28.08.2015 №121

______________ Е.А. Торшина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Загадки истории»

(духовно-нравственное направление внеурочной деятельности)


Уровень образования: основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 35 ч
Учитель: Андреева Наталья Алексеевна

Пояснительная записка
Данная программа разработана с учётом обязательных минимумов содержания Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Программа «Загадки истории» имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) и художественно-эстетическую направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников основного общего образования.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.



Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:

Познавательный аспект.

- познакомить детей с культурой стран Древнего мира через активную деятельность;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;

- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;

- формировать универсальные исторические понятия;

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.



Развивающий аспект.

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный аспект.

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; 


- приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Общая характеристика учебного курса
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью (Всеобщая история. История Древнего мира). Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.

Приемы:

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.



Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.

Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.

Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Формы проведения занятий:

Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:



  • добровольность участия и желание проявить себя,

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

  • эстетичность всех проводимых мероприятий;

  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;

  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

  • гласность, открытость.

Ключевые умения:

  • Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,

  • Раскрыть содержание иллюстрации;

  • Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • Уметь спорить и отстаивать свои взгляды

  • Уметь анализировать исторический источник;

  • Уметь оперировать историческими датами;

  • Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Владеть компетенциями:

  • Информационно-поисковой.

  • Учебно-познавательной.

  • Коммуникативной.

  • Рефлексивной.

  • Смыслопоисковой.


Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Место учебного курса
Данная рабочая программа «Загадки истории» полностью отражает базовый уровень знаний школьников среднего звена по духовно-нравственному направлению. Она конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

В соответствии с учебным планом МБОУ Васильевской СОШ на 2015-2016 учебный год и по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, программа рассчитана на:

в 5 классе на 35 учебных часа (1 час в неделю).
Содержание учебного курса
5 класс
Введение.

Откуда мы знаем, как появился первобытный человек. Дисциплины, помогающие узнать прошлое: археология, этнография, топонимика. Исторические источники: папирус, книги, надписи на камнях. Пирамиды. Великая Китайская стена. Ученые-археологи. Вещественные исторические источники.
Первобытный человек.

Культура первобытного человека. Возникновение первобытного общества. Материальная культура и искусство палеолита.  Первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Эпохе мезолита. Эпоха и неолита. Появление мифологии. Религиозные мифы.

Рисунок-подражание с опорой на текст. Пещерная живопись. Датировка. Техника и сюжеты. Предназначение пещерной живописи. Рисование рисунков, подобных наскальным рисункам.

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека». Составление композиции из рисунков по теме.

Счет лет, которым мы пользуемся. Хронология – наука о времени. От рассвета до рассвета. Сутки. Год. Лунный месяц. Счет времени и древнеегипетские жрецы. Солнечные часы. Водяные часы. Песочные часы. Огневые часы. Часы механические. Часы электронные. Эра. Календари.
Древний Египет

Загадки пирамид. Тайны и загадки египетских пирамид. Жрецы. Пирамиды Центральной Америки времен Майя. Пирамиды Гуимар. Китайские пирамиды.

Религия в Древнем Египте. Древнеегипетская религия. Ранние верования – фетишизм и тотемизм. Культ животных – быки и коровы. Змея. Гиппопотам. Сокол. Сотворение мира. Погребальный культ.

Лепка из пластилина сюжетов «Древний Египет». Практическая работа по теме на основе картинок.

Загадочные письмена. Иероглифы. Древнейший календарь на Земле. Фестский диск: античная загадка или умелая подделка? Хроника Ура Линда. Письмена острова Пасхи. Иероглифы – история появления. Кипу – загадочное узелковое письмо инков.


Западная Азия (4 ч)
Законы вавилонского царя Хаммурапи. Биография царя Хаммурапи. Сборник законов царя – история создания и характеристика памятника. Разделы законов Хаммурапи. Работа и историческим источником. Статьи законов.

Библейские сказания. Анализ письменных источников. Что такое Библия. История создания. Ветхий Завет. Сотворение мира. Создание человека. Изгнание из рая. Каин и Авель. История Иосифа и Моисея. Царь Солон.

Библейские сказание. Библия для детей. Чтение рассказов из детской Библии. Новый Завет. Рождение и Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Детство Иисуса Христа. Крещение. Проповедь на горе. Чудесное насыщение. Иисус Христос на море. Благословение детей

Блудный сын. Исцеление десяти прокажённых.



Ассирийская держава. Составление кроссвордов по теме. Страна Ассирия. Расположение и могущество страны. Периоды развития страны. Ассирийское войско. Религия и искусство. Правители Ассирии.
Древняя Греция (7 ч)

Компьютерная игра «Демократия». Избирательное право в России. Демократия. Власть народа. Основные признаки демократии. Правила поведения людей. Основные законы.

Священный огонь в Олимпии. Мифы о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшие родоначальники - боги, мифические герои, цари и правители. Создатель олимпийского огня – Прометей. Миф о расправе Зевса с Прометеем. Церемония зажжения огня. Первое олимпийское пламя - в первый день игр на стадионе Амстердама в 1928 г. Факельные эстафеты, доставлявшие огонь из Олимпии в города проведения Олимпиад, 1936 г. Бег факелоносцев — один из наиболее торжественных моментов Игр.

Игра «Как это было на самом деле» - подготовка к проведению Олимпийских игр. Подготовка к проведению малых Олимпийских игр.

Игра «Как это было на самом деле» - инсценировка Олимпийских игр. Театральна постановка.

Чтение и анализ поэмы Гомера «Илиада». Гомер – древнегреческий поэт-сказитель. Биография Гомера. Время и место создания поэмы. Цикл мифов о Троянской войне. Чтение и обсуждение поэмы.

Чтение и анализ поэмы Гомера «Одиссея». Время и место создания поэмы. Цикл мифов о Троянской войне. Чтение и обсуждение поэмы.
Древний Рим (6 ч)

Рабство в Древнем Риме. Рабы. Положение рабов. Жизнь рабов. Легенды о рабах. Гладиаторы и бои.

Диктатура Цезаря. Игра «Своя игра». Приход к власти Цезаря. Цезарь и войско. Жестокое правление Цезарем. Мифы о правителе. Цезарь и простой народ.

Религия Древнего Рима. Периоды развития религии. Боги Рима. Конкордия - богиня согласия, Клементия — богиня кротости, Виктория - богиня победы; Либертос - богиня свободы. Почитание римлянами демонов домашних - пенаты (хранители домашнего очага и припасов), лары (хранители нравственных устоев), гении (дух мужчины, главы семьи).

Повседневная жизнь в Древнем Риме. Как жили древние римляне? Что происходило каждый день на улицах Рима? Любопытные факты «Вечный город в цифрах». Домус - жилище богачей. Обстановка в римском стиле. Гардероб римляна. Женская мода.


Римская семья. Римская семья и патриархальность. Брачное право. Римский брак – нупта. Отношение между родителями и детьми. Опека и попечительство. «Вещь» в римском праве – «рес», широкое понятие этого слова. Вещи движимые (ресмобилис) и недвижимые (ресиммобилес). Приобретение владения.

Брейн-ринг «Гладиаторские бои». Игра в форме брейн-ринга по теме «Гладиатор и его жизнь». Кто такой гладиатор? Его права и положение. Род занятий. Жизнь гладиатора. Гладиаторские бои.
Семь чудес света (7 ч)

Египетские пирамиды. Пирамида Хеопса. 2584–2561 г. до н. э.. Место нахождения - Плато Гиза, Египет. Создатели – египтяне. Разрушение - Существует до настоящего времени. Единственное чудо классического списка, существующее и поныне. Назначение сооружения – гробница.

«Висячие сады» в Вавилоне. 605 г. до н. э. Место нахождения - Вавилон (Ирак). Создатели – вавилоняне. Разрушение - 562 г. до н. э. Причина разрушения - наводнения разрушили фундамент, и сооружение рухнуло. Назначение сооружения - были созданы для жены царя Навуходоносора II.

Храм богини Артемиды в Эфесе. 560 г. до н. э.. Место нахождения - Эфес (Турция). Создатели – греки, персы. Разрушение - 370 г. до н. э.
356 г. до н. э. (Геростратом) или 262 г. н. э. (готами). Причина разрушения – пожар. Назначение сооружения - был построен в честь богини Артемиды.

Статуя Зевса в Олимпии. 435 г. до н. э., скульптор Фидий. Место нахождения - Олимпия(Греция). Создатели – греки. Разрушение - V—VI вв.. Причина разрушения - сгорела в Константинополе во время пожара на Ипподроме в V в.. Назначение сооружения - храмовая статуя в храме Зевса в Олимпии.

Галикарнасский мавзолей. 351 г. до н. э., архитектор Пифей. Место нахождения - Галикарнас (на юго-западеТурции). Создатели – карийцы, персы, греки. Разрушение - 1494 г.. Причина разрушения - землетрясение; сохранились: фундаменты, архитектурные фрагменты; в Британском музее в Лондоне — статуи Мавсола и его жены Артемисии, рельефы, статуи львов. Назначение сооружения - был возведен как надгробный памятник карийского правителя Мавсола его женой — царицей Артемисией.

Колосс Родосский. Между 292 и 280 гг. до н. э., скульптор Харес. Место нахождения - Родос (Греция). Создатели – греки. Разрушение - 224 (или 226) г. до н. э. бронзовый корпус был демонтирован в 654 г. н. э. Причина разрушения – землетрясение. Назначение сооружения - был установлен скульптором Харесом для увековечивания памяти о победе Родоса над Деметрием Полиоркетом (304 г. до н. э.).

Фаросский маяк. III век до н. э.. Место нахождения - Александрия Египетская. Создатели – греки Династия Птолемеев. Разрушение - 303 г. до н. э. — 1480 г. н. э. (простоял 1783 года). Причина разрушения – землетрясение. Назначение сооружения - свет этого маяка был очень полезен для судоходства.

Заключение (2 ч)

Презентация и защита проектов по курсу «Загадки истории».

Заключительное путешествие по Древнему миру. Где мы путешествовали целый год? В каких странах побывали? Что интересного запомнилось?

Тематическое планирование учебного курса
Распределение учебного материала (содержание курса):
5 класс


п/п

Наименование раздела

Кол-во час


1

Введение


1

2

Первобытный человек


4

3

Древний Египет


4

4

Западная Азия


4

5

Древняя Греция


7

6

Древний Рим


6

7

Семь чудес света


7

8

Заключение


2




Итого:

35


Календарно-тематическое планирование учебного курса «Загадки истории» в 5 классе (1 ч. в неделю, 35 ч)


п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

План

Факт


Введение (1 ч)


1.1

Откуда мы знаем, как появился первобытный человек.


1

04.09





Первобытный человек (4 ч)


2.1

Культура первобытного человека


1

11.09




3.2

Рисунок-подражание с опорой на текст.


1

18.09




4.3

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека»


1

25.09




5.4

Счет лет, которым мы пользуемся.


1

02.10





Древний Египет (4 ч)


6.1

Загадки пирамид


1

09.10




7.2

Религия в Древнем Египте


1

16.10




8.3

Лепка из пластилина сюжетов «Древний Египет».


1

23.10




9.4

Загадочные письмена. Иероглифы.


1

30.10





Западная Азия (4 ч)


10.1

Законы вавилонского царя Хаммурапи


1

13.11




11.2

Библейские сказания. Анализ письменных источников.


1

20.11




12.3

Библейские сказание. Библия для детей.


1

27.11




13.4

Ассирийская держава. Составление кроссвордов по теме.


1

04.12





Древняя Греция (7 ч)


14.1

15.2


Компьютерная игра «Демократия»

2

11.12

18.12





16.3

Священный огонь в Олимпии


1

25.12




17.4

Игра «Как это было на самом деле» - подготовка к проведению Олимпийских игр


1

15.01




18.5

Игра «Как это было на самом деле» - инсценировка Олимпийских игр


1

22.01




19.6

Чтение и анализ поэмы Гомера «Илиада»


1

29.01




20.7

Чтение и анализ поэмы Гомера «Одиссея»


1

05.02





Древний Рим (6 ч)


21.1

Рабство в Древнем Риме


1

12.02




22.2

Диктатура Цезаря. Игра «Своя игра»


1

19.02




23.3

Религия Древнего Рима


1

26.02




24.4

Повседневная жизнь в Древнем Риме


1

04.03




25.5

Римская семья


1

11.03




26.6

Брейн-ринг «Гладиаторские бои»



1

18.03





Семь чудес света (7 ч)


27.1

Египетские пирамиды


1

25.03




28.2

«Висячие сады» в Вавилоне


1

08.04




29.3

Храм богини Артемиды в Эфесе


1

15.04




30.4

Статуя Зевса в Олимпии


1

22.04




31.5

Галикарнасский мавзолей


1

29.04




32.6

Колосс Родосский


1

06.05




33.7

Фаросский маяк


1

13.05





Заключение (2 ч)


34.1

Презентация и защита проектов по курсу «Загадки истории»


1

20.05




35.2

Заключительное путешествие по Древнему миру


1

27.05





Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Рекомендуемая литература для учителя и учащихся:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  2. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006

  3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей/ под. ред. Кукушкина В.С. Ростов-на/Д: Феникс, 2010

  4. Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. – Ростов-на/Д: Феникс, 2010

  5. Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. Тетрадь творческих заданий.- Москва, 1995

  6. А. Черкурин Всемирная детская энциклопедия. Тайны истории. – Москва «ЭКСМО», 2002

  7. Большая энциклопедия.- Москва «ЭКСМО, 2005.

  8. Иллюстрированная энциклопедия «Руссика» в 10 томах. – Москва «ЭКСМО, 2009

  9. Моя первая Священная история, Москва, РИК «Милосердие»

  10. Энциклопедия для школьников Древняя Греция, - Москва «РОСМЭН», 2001

  11. М.Батчелор «Открывая Библию», - Москва «Российское Библейское Общество», 1998

  12. Г. Беерс «Библия в картинках», - ФРГ «Славянское Евангельское Общество», 1991


Интернет ресурсы:

  1. http://ancient/holm/ru/
    Древний мир. Тема сайта - история Древнего мира и все, что с ней связано. История древних держав, Философия, культура, религия, искусство, наука.

  2. http://rome.webzone.ru/
    История древнего Рима. Общественный строй Древнего Рима, армия и военное дело, римское право, быт, культура, религия, мифы архитектура.

  3. http://hist1.narod.ru/
    Всемирная история. Курс всемирной истории с древнейших времён до XVII века. В основе курса – книги С.А. Нефёдова «История древнего мира», «История средних веков», «История нового времени».

  4. http://sesna.hypermart.net/pages/
    Большая база данных по сайтам, посвящённый всемирной истории.

  5. социальная сеть работников образования

  6. сайт Прошколу.ру


Оборудование:

1. Мультимедийная система

2.  Компьютер

3. Компьютерная игра



Результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Основные виды учебной деятельности:
1) Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации; воспроизводят по память информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; понимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; ориентируются на понимание успеха в учебной деятельности; выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика".

Ожидаемые результаты:

Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.


2) Характеристика деятельности обучающихся:

формулируют учетную задачу;

отвечают на вопросы;

выступают с сообщениями;

слушают рассказ;

читают текст;

выполняют задание практикума;

составляют развернутый план ответа, рассказа;

самостоятельно выполняют тестовые задания;

работают в группах, осуществляют проверку основных понятий и умений;

вступают в коллективное обсуждение вопросов;

воспринимают задание, уточняют;

работают с рисунками, схемами, делают записи в виде схем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;

  • понимать смысл адаптированного текста;

  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;

  • инсценировать исторические сюжеты;

  • передавать историческую информацию в виде художественных образов;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.


Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.


Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантное отношение к истории других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

  • творчество.


Формы учета знаний, умений:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Критерии оценивания различных видов работ. Критерии и нормы оценки учащихся.
Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:



  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

  • логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий;

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:



  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся



  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события Отечества с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.


Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся



  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся



  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся



  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.


Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся



  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.


Формы контроля уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:



  • устный опрос;

  • исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разно уровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • тексты с лакунами (пропусками);

  • «оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

Рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная), представление результатов проектной деятельности.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

МБОУ Васильевской СОШ

От 27.08.2015 года № 1


Руководитель МО ______________ Н.А. Кротова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________________ Л.В.Хорошилова

___________________________ 2015 года