Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Анализ состояния и эффективности методической работы в мбоу лицее №1 за 2012/2013 учебный год




страница1/3
Дата27.06.2017
Размер0.66 Mb.
  1   2   3
АНАЛИЗ

СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В МБОУ ЛИЦЕЕ № 1

ЗА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Цель анализа: определить уровень продуктивности мето­дической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педаго­гической поддержке в соответствии с его профессиональными потреб­ностями с целью достижения поставленных перед лицеем задач.

В соответствии с программой развития «Путь к успеху» лицей работает над проблемой «Создание школы успеха для всех участников образовательного процесса».

2012-2013 учебный год был годом конструктивно-преобразовательного заключительного этапа реализации Программы развития лицея 2008-2012 гг., цель которого, внедрение акмеологической модели в образовательную среду лицея.

Исходя из единой методической цели лицея «Разработка управленческих и педагогических технологий организации образовательного процесса, удовлетворяющего социальные запросы на качественное образование», методическая служба лицея продолжила работу по достижению цели: «Создание системы методического сопровождения профессионального роста и научно- исследовательской деятельности учителя».

Для ее реализации были сформулированы следующие задачи:

1. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Активизация работы творческой группы ««Формирование УУД как основы саморазвития и самосовершенствования учащихся».

2. Продолжение работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс. Активизация творческой группы для работы над темой «Использование ИКТ в образовательном процессе» как ресурс повышения качества образования.

3. Активизация работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта через создание базы ППО и методической копилки учителей лицея.

4. Продолжение работы по повышению качества обучения.

5. Активизация работы по программе экспериментальной деятельности классных руководителей.

6. Продолжение работы по оснащению и обеспечению сохранности учебных кабинетов.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:



    • работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;

    • работа научно-методического совета - коллективная методическая дея­тельность стабильной творческой группы учителей;

    • повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

    • работа с М/О и творческих групп педагогов - групповая мето­дическая деятельность;

    • индивидуально-методическая и инновационная деятельность - обоб­щение и диссеминация опыта работы;

    • организация научно-исследовательской деятельности учащихся и развитие олимпиадного движения;

    • обновление методической оснащенности кабинетов школы;

    • работа диагностической группы.

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




  1. Проведение педсоветов

В прошедшем учебном году было проведено четыре педагогиче­ских совета, что соответствовало составленному плану мето­дической работы, но с изменением тематики:

  1. «Модернизация системы образования в лицее в условиях реализации ФГОС НОО и перспективы введения ФГОС ООО»;

  2. ««Формирование единой образовательной среды в условиях перехода к новым образовательным стандартам»;

  3. «Оценка достижений планируемых результатов при реализации ФГОС нового поколения»;

  4. "Программа развития как средство организации единой образовательной среды лицея.


Анализ тенденций:

Позитивные тенденции

Причины позитивных тенденций

1. Заинтересованное участие педагогов в подготовке и проведении педсоветов

Использование новых технологий в проведении педсоветов

2. Включение каждого педагога в анализ результатов учебной деятельности

Личностно-ориентированная организация работы по повышению качества обучения

3. Создание благоприятного климата педсо­вета

Возможность знакомства с опытом работы коллег.




Негативные тенденции

Причины

негативных тенденций

Необходимые меры по корректировке негативных тенденций

Не проведен пед. совет «Духовно-нравственное развитие личности ребенка средствами фелексологического воспитания» ФГОС»

Объективная причина – кадровые изменения.

Активизировать работу МО классных руководителей.




  1. Работа методического совета лицея

Цель: выявить результативность деятельности научно-методиче­ского совета в решении поставленных задач.

Состав НМС стабилен по должностному составу, его возглавлял зам.директора по УВР, курирующий научно-методическую деятельность, в состав входили зам.директора по УВР, зам.директора по ВР и руководители МО учителей – предметников, ВТГ.

Было проведено пять (из пяти запланированных) заседаний НМС, на которых рассматрива­лись следующие вопросы:


  1. Утверждение графиков проведения контрольных работ

  2. Утверждение и корректировка планов методической, инновационной деятельности лицея

  3. Изучение локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность

  4. Организация педагогического лектория «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

  5. Подготовка тематических педагогических советов, методических недель

  6. Организация школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников и его итоги, подготовка учащихся к участию в других этапах Всероссийской олимпиады школьников;

  7. Организация смотра – конкурса учебных кабинетов

  8. Обобщение передового педагогического опыта учителей лицея. (база ОППО)

9. Организация стажировочных мероприятий

10.Разработка Программы развития на 2013-2018 гг.

11. Анализ эффективности работы методической службы

12.Подготовка, проведение и итоги научно-практической конференции учащихся «Будущее начинается сегодня».

В соответствии с планом работы НМС была подготовлены и проведены методические недели «Формирование единой образовательной среды в условиях перехода к новым образовательным стандартам» с обобщением передового педагогического опыта на уровне лицея учителей:

Харламовой Ольги Владимировны по теме ««Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества знаний на уроках физики»;

Пекарь Натальи Николаевны по теме «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через работу клуба интеллектуальных игр» (рекомендовано обобщить данный опыт работы на муниципальном уровне).

В рамках подготовки учреждения к переходу на ФГОС второго поколения в лицее проведена методическая неделя "Оценка достижений планируемых результатов при реализации ФГОС НОО". На открытых уроках учителя лицея знакомились с методами и приемами оценки достижений учащихся на уроке как внешней (учителя) так и внутренней (самооценка ученика, рефлексия). Уроки дали учителя, реализующие новые стандарты – Бурик И.П., Пекарь Н.Н, Прокопьева А.П., Молочева Т.В.

Становится доброй традицией проведение в лицее Дней открытых дверей для родителей. Так в 2012-2013 учебном году были проведены открытые уроки и мероприятия для родителей «Учимся с увлечением» 16 уроков в 5-8 классах посетили 137 родителей (64% от общего числа учеников) и 6 занятий внеурочной занятости учащихся начальных классов посетили 101 родитель (77%).Родители могли получить консультации у администрации лицея, педагога-психолога, мед. работника, по интересующим вопросам, также встретиться с представителями Управляющего совета.

В тематику педагогического лектория ««Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность» были внесены коррективы. Были изучены вопросы:

- "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения;

- Изучение нового закон «Об образовании РФ» (семинар);

- Работа с материалами «Школы цифрового века»;

- Консультирование по вопросам работы в «Дневнике.ру»



Анализ тенденций:

Позитивные тенденции

Причины позитивных тенденций

1. Становление системы взаиморазвития и обмена профессиональным опытом

Использование различных форм работы

2. Привлечение к организации образовательного процесса родительской общественности

Активизация совместной деятельности Управляющего совета и администрации лицея

3. Повышение интереса учителей к вопросам модернизации и обновления системы образования

Актуализация перспектив перехода на ФГОС нового поколения




Негативные тенденции

Причины негативных тенденций

Необходимые меры по корректи­ровке негативных тенденций

Снижения мотивации к обобщению педагогического опыта учителями

Более приоритетным направлением в самообразовании становится обучение на дистанционных курсах различной тематики.

Обучение учителей технологии обобщения педагогического опыта

Снижение активности работы творческих групп учителей

Несистемная работа по самообразованию

Систематизировать работу ВТГ


3.Работа в режиме Базовой площадки «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей» в работе Краевой стажировочной площадки «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае».

Цель: проанализировать выполнение технического задания и включенность членов педагогического коллектива в работу Базовой площадки.

На базе лицея был семинар "Система работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 1по созданию условий для развития детской одаренности» в рамках краевого семинара "Создание условий в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей".Участниам семинара были предложены мероприятия:

- Игра «Самый умный». Клуб интеллектуальных игр (Пекарь Н.Н);

- «Соли. Классификация. Получение. Химические свойства». Урок химии. Формирование и развитие УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. (Смирнова Ю.В.);

- Занятие Дистанционной школы при НГУ по форме «Коллективный ученик».(Крылова Л. А.);

- Занятие научного общества учащихся «Квант» (Басманова А.В.);

- Знакомство с понятием «Линейная диаграмма». Информатика.(Бурик И. П.);

- «Исследование равноускоренного движения». Физический практикум. Оптимизация учебного процесса посредством использования цифровых лабораторий.(Харламова О.В.);

-Математический аукцион. Занятие «Школы олимпийского резерва».(Шмарин С.В.);

-«Гимнастика ума». Математический кружок.(Бугаева В.М.)

- Пресс-конференция по итогам НПК «Будущее начинается сегодня». Презентация лучших исследовательских работ учащихся.(Пирус Н.Д.)

А также представлена выставка продуктов инновационной деятельности педагогического коллектива и учеников лицея.

О работе лицея в газете "Новая неделя" г. Комсомольска - на - Амуре, №38 (054) опубликована статья "Первые в "Портфолиотеке"

В рамках реализации технического задания БП для публикации через ХК ИРО представлены 38 статей учителей лицея.



Анализ тенденций по данному направлению нецелесообразен, так как это новое направление работы по предлагаемому техническому заданию ХК ИРО.
4. Работа методических объединений

Цель: выявить результативность выполнения целей и задач, возложенных на методические объединения (М/О).

В лицее создано и работает восемь МО учителей – предметников (учителей математики, физики и информатики, учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, учителей иностранного языка, учителей предметов естественного цикла, учителей предметов гражданско-правового цикла, учителей технологии, учителей физкультуры и МО классных руководителей.

Одной из основных задач, сформулированных в ре­зультате анализа работы М/О учителей - предметников лицея, в 2012/13 учебном году была поставлена задача ведения целенаправленной работы по созданию условий для профессионального саморазвития учителя (непрерывное педагогическое образование, повышение квалификации, обобщение опыта).

В соответствии с целью программы развития лицея: «Организация образовательной среды лицея, обеспечивающей формирование зрелости школьника на каждом возрастном этапе развития и профессиональной зрелости учителя» учителями выбраны и разрабатываются темы по самообразованию, но более приоритетным направлением в самообразовании было обучение на дистанционных курсах различной тематики:

-Модернизация содержания образования в условиях реализации ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО. Содержание и механизмы реализации через «Телешколу» (3 учителя);

- "Применение интерактивной доски в учебном процессе школы при научно - инновационном Центре "Модернизация региональной системы образования", АмГПГУ (17 учителей);

- Курсы повышения квалификации педагогов, работающих в образовательных учреждениях, имеющих статус Краевого инновационного комплекса, ТОГУ, (3 учителя);

- Дистанционные курсы "Использование инструментов Единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения для осуществления педагогической деятельности", образовательный портал "Дневник .ру" (13 учителей);

- Дистанционные курсы "Технология целеполагания", образовательный портал "Мой университет", (8 учителей), а так же различных модульных курсов через это портал (6 учителей). Существует рекорд прохождения модульных курсов – 324 часа (Шушунова Л.С.)

В результате повышения квалификации учителей повысился уровень владения педагогов лицея технологиями образования: ИКТ, интерактивные методы, ТРИЗ, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, технология проведения дискуссий, о чем свидетельствует методический уровень посещенных администрацией уроков учителей.

Учителя математики участвовали во Всероссийских педагогических видеоконференция:

-«Домашняя работа школьников: не «за», не «против», а «зачем» и «как», Крылова Л.А.;

- «Информационная компетентность учителя в проектировании уроков», Чупрова О.С.;

-«Педагог - новатор: диалектика, теория, практика», Будлянская Н.Л.;

Учителя лицея повышали педагогическую компетентность и через участие:

- в международной конференции «Позитивное мышление учителя как фактор позитивной социализации школьников"- Будлянская Н.Л.;

- во Всероссийском слете учителей, г. Сочи – Рожко Н.В.;

- в V международном форуме учителей, г. Санк-Петербурге - Бугаева В.М., Крылова Л.А.

Повысили квалификацию через плановые курсы повышения квалификации:

Клиянкин А.В., Крылова Л.А. Ретнева С.И.

Прошла обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению "Тестолог" Бугаева В.М.

Повышение профессиональной компетентности осуществляется и в процессе аттестации, так в 2012-2013 учебном году прошли аттестацию на ВКК – Старовойт Т.С, Сухова С.В.; на I КК –Харламова О.В., Клиянкин А.В.

Таким образом, на конец 2012-2013 учебного года:

ВКК имеют 23 учителя(56%),

I КК имеют 14 учителей (34%),

II КК имеют 1 учителя (2%),



молодые специалисты – 3 учителя.

На М/О обсуждались следующие вопросы:

  1. Утверждение плана работы на год и календарно-тематического планирования.

  2. Система работы с одаренными учащимися: подготовка и прове­дение лицейского тура предметных олимпиад, участие в муниципальном и региональном турах, работа НОУ по предметам.

  3. Проведение и анализ результатов срезовых работ с целью определения уровня подготовленности учащихся к итоговой аттестации.

  4. Подготовка к предстоящим ГИА, ЕГЭ.

  5. Система мер по повышению качества обучения и организации педагогической помощи учащимся, попавшим в неблагополучную оценочную ситуацию.

  6. Подготовка к внедрению ФГОС нового поколения.

  7. Использование ЦОРов на разных этапах урока.

  8. Анализ взаимопосещения уроков.

  9. Анализ работы М/О за год.


Анализ тенденций:

Позитивные тенденции

Причины позитивных тенденций

1. Целенаправленная работа по изучению вопросов модернизации образования

Высокая мотивация повышения профессионального мастерства.

2. Тематика работы по самообразованию в целом соответствует целям программы развития и подготовки к внедрению ФГОС нового поколения

Понимание стратегии лицея и модернизации образования в целом.

3. Активность учителей по взаимопосещению уроков.

Интерес к опыту работы коллег, как возможность повышения уровня педагогического мастерства.




Негативные тенденции

Причины

негативных тенденций

Необходимые меры по корректировке негативных тенденций

1.Не соблюдение сроков и изменения тематики заседания МО.

Изменения в методической работы лицея в целом и нечеткое планирование работы МО.

При планировании работы на сле­дующий учебный год необходимо определить приоритетные направ­ления деятельности МО учителей- предметников.


4.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и развитие олимпиадного движения.

Цель: выявить эффективность организации НИД учащихся и развития олимпиадного движения в лицее.

Большое внимание в работе МО учителей-предметников уделяется организации и проведению предметных олимпиад, как соревнованиям учащихся в выполнении заданий образовательного характера направленных на выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

В 2012-2013 учебном году проводились предметные олимпиады по положению о Всероссийских предметных олимпиадах.

Руководители МО учителей – предметников ответственно отнеслись к организации олимпиад по своим предметам, материалы получались во время, в сроки обрабатывались результаты, не было категорических отказов от участия в олимпиадах других предметов в качестве организаторов.


Участие и результаты предметных олимпиад по параллелям следующие:


№ п.п.


Предмет

Количество участников




Кол-во победителей

Кол-во призеров




5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Всего участников




1

Английский язык

13

6

11

11

11

3

4

59

8

33

69

2

Астрономия













1

2




3

1




33

3

Биология




19

18

22

17

15

7

98

6

62

69

4

География




11

17

26

16

7

6

83

10

48

70

5

Информатика







8

1

4

8

1

22

2

5

32

6

История

12

22

10

21

20

9

3

97

8

48

58

7

Литература

39

16

25

17

2

18

3

120

7

90

81

8

Математика

33

22

22

32

18

13

12

152

7

39

30

9

МХК



















2

2

1

1

100

11

Обществознание




19

13

24

18

19

11

104

8

45

51

12

ОБЖ










17

12

5

5

39

4

25

74

13

Право













1

9

4

14

3

5

57

14

Русский язык

25

5

25

19

15

21

7

117

10

106

99

15

Технология

37

26

32

22

12

6

5

140

27

67

67

16

Физика







17

24

16

8

5

70

6

15

30

17

Физич. культура










7

2

3




12

5

4

75

19

Химия













19

6

3

28

1

2

11

20

Экология










14

11







25

4

15

76

21

Экономика













11

9

3

13

2

11

100







159

146

198

257

206

161

81

1198

120

621

62

Низкий процент качества участия отмечался по химии (11%), физике (30%), информатика (32%), математика (30%%).

Выше 80% качество участие по таким предметам как литература, русский язык, экономика, информатикаю

  1   2   3

  • «Создание системы методического сопровождения профессионального роста и научно- исследовательской деятельности учителя».
  • Анализ тенденций: Позитивные тенденции
  • Негативные тенденции Причины негативных тенденций
  • Работа методического совета лицея Цель
  • Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по корректи­ровке негативных тенденций
  • Анализ тенденций
  • На М/О обсуждались следующие вопросы
  • Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций
  • 4.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и развитие олимпиадного движения. Цель
  • Участие и результаты предметных олимпиад по параллелям следующие