Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Анализ эпизода: вопросы теории и методики»




страница1/3
Дата07.07.2017
Размер0.5 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3
    Навигация по данной странице:
  • Диалог
Курсовая работа по теме «Анализ эпизода: вопросы теории и методики»
Автор: Малинина Нина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ «Ривзаводская СОШ»

Максатихинского района Тверской области.


I. Вступление
Тема курсовой работы, её цель и задачи, проблемы современного школьного образования, актуальность и значимость представленного опыта.
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Узбекский писатель Аскад Мухтаров очень тонко заметил: « Литературу нужно не только читать, но и понимать. Часто спрашивают: умеете ли вы слушать музыку? Но я не слышал, чтобы спрашивали: умеете ли вы читать художественную литературу? Будто для этого достаточно быть грамотным. Я считаю, что вопрос о литературе в той же мере уместен, что и о музыке. Надо уметь читать!»

Одной из главных целей литературного образования является формирование квалифицированного читателя, у которого к окончанию обучения должна быть сформулирована достаточно устойчивая шкала ценностей и определён круг читательских интересов.

Чтобы достичь этой цели, нужно на протяжении всех лет обучения в школе заинтересовывать учеников самим процессом чтения, вырабатывать потребность читать умные, серьёзные книги, вводить в удивительный мир художественной литературы, формировать эстетический вкус юных читателей, развивать их творческую активность, обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.

Этот процесс длительный и трудоёмкий. В стандартах второго поколения по литературе записано, что должно осуществляться «поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст»[1].

Чтобы достичь поставленных целей, нужно решить ряд проблем, которые встречаются в современном школьном образовании.

Первая проблема – знания, книга или совершенно исключены из перечня ценностей школьников (особенно старшеклассников), или лишь некоторые из анкетируемых включили их в шкалу ценностей. На первом месте – музыка (разумеется, не Бетховен), на втором мода (иными словами то, что в народе называют «тряпки»), потом спорт, техника (анкета, помещённая в «Учительской газете» за 2008 год).

Вторая проблема – мало читают, отсюда – низкий уровень знаний, невозможность увлечь прочтением текста, возбудить их желание выработать своё мнение, суметь изложить свои мысли точно и выразительно, грамотно записать.

Третья проблема – не умеют читать, т. е. почувствовать всю красоту художественного произведения: и его идейное многообразие, и его художественную форму. А приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – «необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру»[2]. Для этого нужно научить школьников анализу художественного произведения, который поможет сформировать навыки самостоятельной оценки явлений литературы и искусства.

Тема данной курсовой работы – анализ эпизода: вопросы теории и методики.

Актуальность данной темы определяется следующим:

1. Филологический анализ художественного текста справедливо считается одним из сложных моментов школьного литературного образования и входит в перечень обязательных умений учащихся. Выпускники основной школы должны уметь анализировать литературное произведение, «определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений»[3].

2. Базовый уровень учебного плана сохраняет фундаментальную основу курса литературы, он строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, однако базовый уровень сокращает время на изучение художественного произведения. Отсюда следует, во - первых, что текст учащимися должен быть заранее прочитан, во- вторых, целостный анализ крупного произведения из-за нехватки времени на уроке не всегда возможен, да и не всегда необходим, поэтому можно воспользоваться анализами эпизодов, в которых находят выражение тема и идейный смысл всего произведения, мировоззрение писателя, его эстетическая платформа. 3. Курс русской литературы XX века представляет для старшеклассников особую трудность. Это связано, во - первых, с большим объёмом предлагаемого программного материала, во-вторых, со сложными культурно- историческими процессами, получившими отражение в литературе этого периода, в-третьих, с разнообразием методов, форм, жанров и стилей произведений, а также с несоразмерностью изучаемого материала и временем его усвоения. Например, курс классической русской литературы (литературы XIX века) осваивается учащимися с 5 по 10 классы. Курс же литературы XX века предлагается изучить всего за год. Поэтому 11-классники часто оказываются не готовы к освоению многих тем.

4. Материал к сочинению на литературную тему надо искать в самом литературном произведении, внимательно читая, перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы и  содержания. С этих позиций анализ эпизода из художественного произведения как один из  жанров школьного сочинения хоть и труден, но полезен и заслуживает активного внедрения в  школьную практику.

5. ЕГЭ по русскому языку (обязательный для всех) и по литературе (по выбору) – это составная часть общероссийской системы оценки качества образования. Направленность на личностно ориентированное обучение поддерживается заданиями на понимание чужого текста и создание своего («С»), причём ценится личностный взгляд на проблемы, выражение собственного мнения, своих оценок. А задания по литературе включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения и лирический текст).

6. Внеклассная работа по предмету: олимпиады, чемпионаты - требуют формирования навыков комплексного анализа эпического произведения.

В работе над темой привлекалась следующая исследовательская литература:

1. Анализ художественного произведения: Худож. произведение в контексте творчества писателя: Кн. для учителя / Е. И. Анненкова, Э. М. Румянцева, М. Л. Семанова и др.; Под ред. М. Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987. – 176с.

В книге предлагается анализ художественных произведений писателей-классиков, включённых в программу школьного курса литературы 7-10 классов.

2. Браже Т. Г. Проблемы изучения русской литературы в IX классе вечерней школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.

Книга интересна тем, что в ней предлагаются различные формы организации учебной деятельности учащихся, методы и приёмы обучения.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Из учебного пособия по русской словесности. - Русская словесность. 1995, № 3.

В пособии предлагаются задания по творчеству писателей XIX и XX веков для 10-11 классов.

4. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО», 2003, 416 с. - (В помощь школьному учителю.)

Особенностью данного пособия является его полифункциональность: педагог может заимствовать из него как полные сценарии уроков, так и использовать их частично, встраивая в собственный план урока.

5. Коган И. И., Козловская Н. .В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия « Филологическая мозаика». – СПб.: САГА,2003. – 64 с.

Цель пособия – представить основные способы и приёмы анализа эпизода и стихотворения в школьном сочинении.

6. Литература. 11 класс: филологический анализ художественного текста: элективный курс / авт.-сост. И. В. Арисова. - Волгоград: Учитель, 2007. -98 с.

Представленный в пособии материал способствует формированию у старшеклассников практических умений и навыков по анализу эпизода художественного произведения.

7. Олимпиада по литературе. Искусство побеждать / Авт.-сост. Н. В. Беляева. – М.: Вербум-М,2006. -245 с. – (Словесник: Профильная школа.)

Интересна первая часть сборника, в которую включены тексты для комплексного анализа эпического произведения.

8. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1987. -176 с.

В книге содержится богатый, ценный материал по теме « Л.Н.Толстой» и в первую очередь по «Войне и миру»: глава «Основные образы».

9. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание. – М.: Московский Лицей, 2002.- 152 с.

В пособии предлагаются различные формы анализа художественного текста в 5-м классе средней школы.

10. Петрович В.Г., Петрович Н. М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 432 с. (Поурочное планирование).

Пособие полезно тем, что в содержание уроков включены отрывки из художественной, справочной, научно-популярной литературы.

11. Рез З. Я. Лермонтов в школе. - М.: Просвещение, 1976. - 178 с.

В книге содержится разнообразный материал по теме « М. Ю. Лермонтов», в частности по «Песне про… купца Калашникова».

12. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. – 288 с.- (Б-ка учителя лит.).

В «Очерках» последовательно изложена методическая система обучения литературе в средних классах.

13. Соловьёва Н. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

В книге раскрываются приёмы обучения выразительному чтению художественного произведения.

14. Шолохов М. А. Тихий Дон: Краткий пересказ. Анализ текста. Сочинения. 11 кл.: Справочное пособ. / Авт.-сост. М. Г. Павловец, Т. В. Павловец. - М.: Дрофа, 1997. -128 с.- («Школьная программа»).

Книга состоит из 3-х блоков: второй блок содержит материалы по анализу текста.

Цель данного курсового проекта следующая - научить школьников основным способам и приёмам анализа эпизода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

1). Прописать требования к анализу эпизода в разных возрастных группах учащихся: 5-6 классы – видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный, развивать способности самовыражения словом; 7-8 классы – через постижение художественно-образного строя текста к развитию умения выражать свои мысли, впечатления и наблюдения в связных текстах, используя адекватные замыслу средства выразительности; 9-11 классы – практиковать анализ и интерпретацию литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написание сочинений различных типов.

2). Выработать критерии анализа эпизода и апробировать его в учебных группах, опираясь на разные формы работы с эпизодом: выразительное чтение учащимися, устное рисование и создание иллюстраций к эпизодам, пересказ эпизода, «вопросы – ответы», комментированное чтение, составление плана, составление киносценария, сопоставление эпизодов, работа с художественно-языковыми средствами, заучивание наизусть, карточки для самостоятельной работы, проверочная работа, анализ эпизода в школьном сочинении, редактирование и т.п.

3). Оценивать навыки учащихся при работы с эпизодом по следующим параметрам:

- глубину постижения текста (тема, жанр, сюжет, композиция, система образов, стиль, направление, образ повествователя, художественная идея и т.п.);

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение применять его при анализе;

-отсутствие социологизации и вульгаризации при трактовке текста;

-язык и стиль работы учащегося (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)[4].

Необходимость одновременно работать с учащимися, разными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться, ставит учителя в сложные условия, требует от него глубоких знаний и большого мастерства. Новация предполагает преднамеренное творчество, приводящее к достижению результата:

1). Всем учащимся следует овладеть алгоритмом, точно предписывающим, как и в какой последовательности получить результат – научиться анализировать эпизод:

«Определить границы эпизода → внимательно прочитать эпизод → зачем этот эпизод нужен автору в данном произведении → о чём говорится в этом эпизоде → какое впечатление произвёл на меня эпизод → как раскрывается в данном эпизоде герой (его поведение, поступки) → анализ наиболее значимых художественных деталей (пейзаж, интерьер, портрет, речь) → изобразительно – выразительные средства → на чьей стороне автор».

По мере накопления знаний, углубления понимания художественного произведения, расширения понятия о самом литературном процессе обучающиеся от класса к классу (5 класс→ 6 класс→ 7 класс →8 класс → 9 класс → 10 класс→11 класс) добавляют новые сведения и знания:

5 класс – на уроках русского языка по развитию речи даются понятия о тексте, теме, идее, диалоге, монологе; идёт обучение выразительному чтению (Е.И.Никитина «Русская речь», 5 класс, 2014 год); программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной 2010 года знакомит с родами и жанрами литературы, стихотворной и прозаической речью, даёт понятие об эпитете, о сравнительной и речевой характеристике персонажей, о роли портрета, пейзажа, юмора в художественном произведении, о композиции литературного произведения, о сказе, драме, балладе, автобиографическом произведении.

6 класс - сюжет художественного произведения, метафора, антитеза, роль эпизода в произведении, обучение анализу эпизода, средства создания комического, авторское отношение к героям произведения, своеобразие языка прозы писателя, художественная деталь, романтизм и реализм в произведении, понятие о притче.

7 класс - гипербола, гротеск, развитие понятия о теме и идее произведения, понятие о повести, о литературном герое, художественные достоинства произведения, развитие понятия о поэме, понятие о литературной традиции, обучение целостному анализу эпического произведения.

8 класс – житийная литература и воинская повесть, речевые характеристики героев как средство создания комического, особенности анализа эпизода драматического произведения, роль эпизода в драматическом произведении, понятие о романе и реалистическом произведении, эпиграф, эпилог, ирония, сатира, пародия, эзопов язык, жанр романтической поэмы, романтический герой, обучение сочинению по анализу эпизода, развитие представлений о комедии и особенностях её композиционной структуры, развитие понятия о рассказе, внутренний монолог, сюжет и фабула, развитие представлений о герое-повествователе.

9 класс – понятие о классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме, жанр путешествия, язык баллады, жанр романа в стихах, комедия как жанр драматургии, психологизм, развитие понятия о жанровых особенностях рассказа, рассказ-эпопея, лиризм повествования, сказовая манера повествования, художественная условность.

10 класс – тема маленького человека, образ «маленького человека», трилогия, приёмы раскрытия характеров героев драмы А.Н.Островского «Гроза», И.С.Тургенев – создатель русского романа; смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа; роман-эпопея, образ Петербурга в русской литературе, своеобразие чеховского стиля.

11 класс – своеобразие лирического повествования в прозе И.А.Бунина, новаторство Горького-драматурга, жанр литературного портрета, роман-антиутопия, понятия «лагерная» тема, «вечные» темы, «деревенская» и «городская» проза, своеобразие художественного стиля писателя.

От класса к классу идёт накопление знаний и углубление понимания художественного произведения в целом и эпизода в частности.

Учащимся предлагается схема анализа фрагмента эпического произведения.


1.Самостоятельный структурный элемент, законченное целое

1.Часть произведения, звено в общей цепи событий

2. Речевой строй эпизода:

2. Место эпизода в развитии сюжета и композиции

3.1.Диалог: основной конфликт диалога; речевые характеристики героев; особенности авторских ремарок; подтекст. 3.2. Повествование: события и их динамика; герои и их поступки; взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи; художественное время и пространство. 3.3. Описание: что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер); чьими глазами дано описание; способы описания состояния; роль художественных деталей.

3. Герои эпизода в системе образов произведения.

4. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная.

4. Отражение в эпизоде особенностей жанра, авторского творческого метода, литературного направления.

5. Роль изобразительно-выразительных средств.

5. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения.

6. Эмоциональный пафос эпизода.

6. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения.

7. Мастерство писателя, особенности писательского стиля.

7. Развитие в эпизоде темы и проблемы всего произведения. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения писателя, его идейно-эстетических взглядов. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения.

8. Место эпизода в контексте творчества писателя.

8. Место эпизода в контексте творчества писателя.

9. Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре.

9. Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре.

Данный план анализа рассчитан на литературно одарённого школьника, а цель работы учителя общеобразовательной школы – создание ситуации успеха для каждого ученика. Предложенный ещё в 5 классе алгоритм анализа эпизода закрепляется в памяти всех учащихся, поэтому все обучающиеся способны применить его при анализе эпизода. Результаты у всех разные, но результат есть у каждого.

2) Обучение выразительному чтению – одна из задач преподавателя литературы. Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до конца школы. При работе над выразительным чтением надо, чтобы внимание учеников было неразрывно связано с эмоциональной увлечённостью, активным переживанием. Именно это обеспечивает успех в занятиях, служит стимулом для усиленной работы воображения)[5]:

- задать вопросы по уже прочитанному эпизоду, чтобы учащиеся поделились своим первым впечатлением;

-перечитать эпизод вслух (про себя) одним или несколькими учениками с целью восстановления текста в памяти;

- определить границы отрывка для выразительного чтения по книге;

- перечитывание предложений; ответы на вопросы учителя, мобилизующие воссоздающее воображение детей; выделение слов, несущих логическое ударение, играющих большую роль в передаче слушателям авторской мысли; комментарий учителя, уточнение, обращение внимания на детали; чтение учителем отдельных слов, словосочетаний, предложений с целью прислушаться к их звучанию; пересматривание текста, выделение частей; повторное чтение предложений с целью реализации в звучащем слове возникшего в воображении образа, картины жизни, созданной автором;

- формулировка исполнительской задачи;

- выразительное чтение всего отрывка одним учеником, несколькими учениками, чтение по очереди, чтобы все ученики были заинтересованы в выразительном чтении, участвовали в работе по выработке выразительного чтения, готовились к нему.

3). Уроки внеклассного чтения, уроки–практикумы по обучению анализа эпизода с использованием разных способов и приёмов анализа: «вопросы – ответы», самостоятельное составление вопросов, работа по плану, работа над планом, составление таблицы, фрагментарное чтение, комментированное чтение, сравнительный анализ, работа по карточкам, составление киносценария, кадров диафильма и т.п.

При работе с эпизодом следует учитывать виды эпизодов и их основные особенности:

- при анализе описания нужно обращать большее внимание на детали, изобразительные средства;

- в повествовании на первый план выходит сюжет (в рамках эпизода могут встретиться все главные его элементы: завязка – кульминация – развязка);

- в диалоге главное – движение мысли; предметом анализа становится суть реплик, их соотнесённость друг с другом.

4). Уроки развития речи и уроки контроля (классные и домашние сочинения по предложенным на выбор темам, в том числе и сочинения в жанре анализа эпизода из художественного произведения) показывают, насколько хорошо учащиеся знают текст художественного произведения, его проблематику, художественные особенности и умеют самостоятельно отбирать материал для более полного раскрытия заявленной темы. Анализ эпизода – это анализ литературного произведения в миниатюре. Научившись анализу эпизода, можно освоить специфику обращения с художественным текстом, отработать на небольшом по объёму материале навыки литературного анализа.

5). Однако часто отметка за сочинение, характеризующая знания учащихся по литературе, свидетельствует об обратном: учащиеся допускают ошибки и недочёты в содержании и речевом оформлении. Оценка за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм, часто бывает ещё ниже. Поэтому нужно учить не только написанию сочинения, но и работе над ошибками в сочинениях на литературную тему – самостоятельная работа по редактированию собственного текста.

Учителя литературы при проверке творческих работ пользуются таблицей «Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений». Такую таблицу полезно предложить и обучающимся, отобрав наиболее часто встречающиеся речевые, грамматические ошибки и ошибки в содержании. Рядом со значком, характеризующим ошибку, следует указать, как её надо исправлять. Пользуясь таблицей-подсказкой, учащиеся, используя карандаш, исправляют фактические и логические ошибки, убирают шероховатость речи, вырабатывают языковое чутьё, понимание тонких смысловых и стилистических оттенков.

I Ошибки в содержании:

Ф – фактические (зачеркнуть, сверху карандашом надписать верное: фамилия, имя, отчество, дата, название произведения, географическое название и т.п.)

[ ] – лишнее (зачеркнуть)

Z – выделить абзац ( стрелкой показать, где должна быть красная строка)

312 – порядок слов ( над словами расставить цифры в нужной последовательности)

Υ – пропуск ( вписать карандашом 1-2 предложения)

- нарушение логики ( стрелкой показать, где должна стоять эта часть текста)

II Речевые ошибки:

Р 1 – употребление слова в несвойственном значении ( зачеркнуть, сверху надписать более верное, удачное)

Р 5 – повторение (заменить синонимом, местоимением)

Р 6 – неправильное употребление местоимений (заменить удачным местоимением)

Р 7 –синтаксическая бедность, однообразие конструкций (зачеркнуть, заменить другими словами, вместо пропуска слова поставить тире)

Р 11 – нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм ( глаголы должны быть одного вида и времени, оставить наиболее удачный вариант)

III Грамматические ошибки:

Г 1,2 – ошибка в образовании слова, несуществующее слово или форма слова (исправить слово, окончание)

Г 3,4 – ошибка в согласовании, управлении (исправить окончание, заменить предлог)

Г 5 – ошибка в связи подлежащего и сказуемого (исправить конец слова)

Г 11 – пропуск слова (надписать)

Г 12 – нарушение границ предложения (поставить точку, пишем с большой буквы).

Данная таблица-помощник создана преднамеренно, чтобы школьники получали навыки редактирования собственного текста уже с 5 класса. Сильные ученики осваивают данный вид работы с текстом быстро, помогают средним и слабым. Главным консультантом является учитель.

Стандарты второго поколения дают право учителю составлять рабочие программы, тем самым создавая условия для творческой деятельности учителя. А современное техническое оснащение школ, которому в последнее время стало уделяться большое внимание государством, позволяет учителю внедрять в практику своей работы инновационные технологии. Инновация - (от лат. in –«внутри», novatio – «обновление») – изменения внутри социума (системы), процесс освоения новшества обществом)[6].




  1. Каталог: uploads -> tconf materials
    uploads -> Мастера русского пейзажа
    uploads -> Организация самостоятельной работы учащихся
    uploads -> Работа ученицы 9 класса мбоу оош с. Метевбаш Зиганшиной Розалии
    uploads -> Аврамов Н. Памятка ветерана Севастопольца и его потомков: Высочайше дарованные милости; льготы по призрению ветеранов и по образованию их потомков. Сведения необходимые дпя Севастопольца и его семьи. / Н
    uploads -> «Целый мир от красоты…»
    tconf materials -> С. А. Есенин. Лирика
    tconf materials -> Повторение и систематизация изученного. (2 часа)
    tconf materials -> Михаил Юрьевич Лермонтов: поэт, художник, человек
    tconf materials -> Проблемы нравственности в рассказе Андрея Платонова
    tconf materials -> Рабочая программа кружка по немецкому языку
  1   2   3

  • Диалог