Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Аналитическая справка по работе детских библиотек г. Юрги. 2012 год




страница1/6
Дата20.07.2017
Размер1.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МБУК «Централизованная библиотечная система

г. Юрги»



Аналитическая справка

по работе детских библиотек г. Юрги.

2012 год

Сведения о ЦБС




Название ЦБС (точно по Уставу)

МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги»

Адрес:

почтовый индекс

652050

район

Кемеровская область

населенный пункт

г. Юрга

улица, дом

Пр. Победы,12

сайт библиотеки

городская-библиотека.рф

электронная почта (e-mail)

biblioteka.YRGA@yandex.ru

ICQ («аська»), скайп




Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс)

Литовкина Светлана Владимировна, 8(384 2)5-83-10

Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс)

-

Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс)

-

Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом)

Толстова Анна Сергеевна,

8(384 2)5-75-85



Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом)

Охотникова Ольга Васильевна

8(384 2)5-07-78



Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом)

-

Начальник Управления культуры и кино Администрации г. Юрги (ФИО, тел. с кодом)

Курилин Павел Иванович,

8(384 2)4-70-03





1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. Какие изменения произошли в 2012 году:

- открыты новые библиотеки-филиалы. Где? Когда?
В 2012 году в МБУК «ЦБС г. Юрги» была проведена оптимизация.

В результате оптимизации были объединены филиалы № 8 (детская библиотека) и филиал №2 (юношеская) в детско-юношескую библиотеку (филиал №2).

Объединение филиалов было чисто формальным, т.к. две библиотеки находились в одном помещении (Пр. Победы, 49).

Также в результате слияния филиала №1 и Центральной детской библиотеки, была образована Библиотека семейного чтения им. Т.И. Рубцовой (филиал №1).

Центральная детская библиотека и библиотека-филиал №1находились в одном микрорайоне, поэтому для читателей объединение библиотек не создало неудобств, в плане доступности.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
Все здания детских библиотек находятся в хорошем состоянии. В помещении детско-юношеской библиотеки №2 был проведен косметический ремонт – побелка.
1.3. Приобретено:
Для библиотеки семейного чтения № 2 был приобретен компьютер.
В БЧС им. Т.И. Рубцовой (ф№1) в 2012г. были приобретены:

1.Компьютер Pentium DNS Home G620

2.Лазерный принтер/копир/сканер Lastr Jet М1132

3.Экран.


2. Работа с читателями-детьми.

Дети – одна из самых больших групп посетителей библиотек. Меняется время, меняются читательские потребности и предпочтения. Мы знаем, что все дети школьного возраста читают, но читают ли они, чтобы подготовить школьные задания, или читают для себя, для собственного развития, для удовольствия? Результаты различных исследований, изучения детского чтения, чтения в семье, информационных потребностей детей, их отношения к библиотекам, позволяют нам увидеть проблемы и состояние детского чтения, вызывающие тревогу на сегодняшний день. Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. До сих пор стоит проблема обеспечения техническими средствами (в филиалах чувствуется нехватка компьютеров для пользователей в читальных залах), мебелью и библиотечным оборудованием.


Координация работы библиотек с социальными партнерами.

Библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений среди широких слоев общества. Этим обусловлена возможность сотрудничества с самыми различными учреждениями и организациями. Так, среди партнеров детских библиотек г. Юрги можно выделить: организации культуры, образования, средства массовой информации, общественные организации, муниципальные органы власти и коммерческие структуры. Тесно сотрудничая со школами №2, №6, №10, №15, №33, специалисты библиотеки – филиала №5 постоянно вызывают интерес у ребятишек к книгам. Ребята регулярно, в течение года коллективно посещают  библиотеку, участвуют в мероприятиях: театрализованных – игровых программах, викторинах, тематических часах.   Библиотекари  в течение года оказывали помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, дней именинников (См. фото в приложениях). Производился подбор литературы, сценариев, стихов, оформлялись методические книжные выставки. Библиотекари развивали и поддерживали в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. На протяжении нескольких лет библиотека-филиал №5 тесно и довольно успешно сотрудничает со следующими организациями:



  • ТД «Снегири»

  • Клуб «Луч»

  • Клуб «Строитель»

  • д/с № 5; 10; 12; 13 16

  • дошкольное отделение «Маячок» при школе № 15

  • ДЮЦ села Проскоково

  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Как и в предыдущие годы, работники детско-юношеской библиотеки № 2 ведут свою работу согласно заключённым договорам со следующими учреждениями: МДОУ № 36, № 32, № 42, № 40, №37. Кроме этого, вот уже несколько лет, они сотрудничают с ВОСом города Юрги на благотворительной основе. С данной организацией они работают по приглашению, организуя и проводя детские праздничные мероприятия ко Дню защиты детей, ко Дню знаний, Дню инвалида и т.д. Налажена работа и со школой № 8. Побывали у них в гостях воспитанники стационара дневного

пребывания профилактория «Бодрость» (См. 2.4.7.).

Библиотека семейного чтения № 2 свою работу координирует в первую очередь с Центром внешкольной работы «Сибиряк», а также со школой №1, № 5, № 8, школой-интернатом № 13 и детским садом № 1.

Библиотека семейного чтения им.Т.И. Рубцовой (ф№1) работает в тесном сотрудничестве со школой №14,№3,№8, с детским домом «Радуга», с литературной студией «Свеча», с обществом слепых, с коррекционным детским садом №33,Д/С №23,№8.

С целью привлечения к чтению детей и молодёжи и пропаганде библиотеки и книги абонементы осуществляют нестационарное обслуживание учреждений: это детский дом «Радуга», интернат №13,«Казначейство», «Пенсионный фонд-1», «Пенсионный фонд-2».


2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные




Кол-во детских библиотек в городе (поселке)

Кол-во жителей

Кол-во детей до 15 лет

Кол-во читателей

(всего)


% охвата детского населения

Количество читателей по ЕРК

% охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК

1

БСЧ им. Т.И.

Рубцовой №1



19500

4100

6060/3338

81,4%

4426/2206

54%

2

Б-ка-ф. № 5

10300

4500

3155/2424

54%

2260/1533

34%

3

Детско-юнош.

б-ка №2


18500

1758

3555/1328

75.5%

2650/1046

60%

Всего

48400

10358

12770/7090

70%

9336/5512

49%

2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2011 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.

Число читателей, в общем, по трем библиотекам в сравнении с 2011 годом увеличилось на 4949 единиц и составляет 12770 единиц.

Число читателей до 15 лет в сравнении с 2011 годом уменьшилось на 318 единиц.

Число читателей библиотеки семейного чтения им. Т.И. Рубцовой в 2012 году увеличилось на 2507 единиц, т.к. произошло объединение ЦДБ с филиалом №1, соответственно добавились их читатели. Библиотеке был присвоен статус библиотеки семейного чтения имени Т.И. Рубцовой (ф. №1).

Количество читателей до 15 лет уменьшилось на 215 единиц в связи с сокращением 1 штатной единицы при оптиматизации библиотек. По этой же причине в 5 филиале число читателей уменьшилось на 99 человек.


Чтобы испытать наслаждение чтением, в руки читателя должна попасть хорошая книга, а помочь выбрать ее – задача библиотекаря.

Привлечению новых читателей в детские библиотеки способствовали:

- экскурсии: «В гости к любимым книгам», «Необычное путешествие по «Читай - городу», «Я с книгой открываю мир».

-тематические недели: «Неделя детской и юношеской книги», «Весенняя неделя добра», «Областная Неделя Жизни», «Неделя молодежной книги» (см. Дни, недели, декады);

- программы «С книжкой весело расти», «Каникулы – без скуки» (см. 2.4.5.)

В 2013г с целью привлечения новых читателей будут организованы: Дни открытых дверей, экскурсии по библиотеке, праздник чествования лучших читателей библиотеки-филиала №5 « В библиотеке зажигаются звезды», летняя акция «На природу и читай», выставка «Самый толстый формуляр», конкурс-викторина «Лето с книгой».

Планируется продолжить работу в рамках разработанных программ и тематических циклов мероприятий.

В библиотеке № 5 возрождается такая форма продвижения чтения, как библиотечный плакат.


2.1.2. – 2.1.4. Книгообеспеченность одного жителя, книгообеспеченность одного читателя. Средняя дневная посещаемость. Обращаемость фонда.





БСЧ №1им. Рубцовой

Детско-юношеская №2

БФ № 5

средняя

Книгообеспеченность одного жителя

4.2

2.5

5.2

4

Книгообеспеченность одного читателя

13.4

12.9

16.9

14.4

Средняя дневная посещаемость

146

88

78

104

Обращаемость фонда

1.7

1.9

1.4

1.7


Состав читателей по возрастам




Всего

БФ. № 5

БСЧ им. Т.И.Рубцовой №1

Дет-юнош. б-ка №2

Дошкольники

414

272

71

71

По классам
















1

482

163

209

110

2

849

226

471

152

3

1017

279

564

174

4

1281

341

767

173

5

886

307

414

165

6

731

269

305

157

7

738

307

258

173

8

692

260

279

153

9

795

264

286

245

10

443

183

55

205

11

428

140

93

195

Студенты

662

19

161

482

Работающая молодежь

329

10

92

227

РДЧ

147

55

55

37

Прочие

2876

60

1980

836

Всего:

12770

3155

6060

3555


2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы.
Книги:

Е.Вильмонт Секрет консервной банки;

Л.Гераскина В стране невыученных уроков;

Н.Егорова Лапы, крылья, три хвоста;

Д.Емец Таня Гроттер;

Г.Коллинз Губка Боб;

С.Козлов Как львенок и черепаха путешесмтвовали;

В.Роньшин Ловушка для Буратино;

З.Серебрякова Маленькая фея;

Г.Цыферов Паровозик из Ромашково;

Ролинг Д. Гарри Потер;

Иванов А. Детские детективы;

Умански Ведьма Пачкуля;

Авторы:


Г. Остер, Э. Успенский, Н. Носов, В. Крапивин, В. Драгунский, В. Линдгрэм, С. Брюссоло, С. Маршак, Т. Крюкова.
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу

Радует, что в отчетном году намного улучшилось комплектование детских библиотек, но все равно чувствуется недостаточность, и чтобы наполнить новым и обновить старый фонд, понадобится еще достаточно времени. Издается очень мало современных отечественных писателей, в связи с этим репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы – таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Ощущается острая нехватка периодических изданий для детей и подростков.

В детско-юношеской библиотеке № 2 значительный процент фонда не только устаревшей по содержанию литературы, но и не всегда соответствующий возрастным особенностям наших читателей. Кроме того, накопилось много ветхой и дублетной литературы. Ощущается нехватка познавательной литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стоит отметить, что в последние два года новой литературы стало поступать намного больше. Большим подспорьем является справочный фонд: энциклопедии, словари, справочники, атласы и т.д. Фонд детского отдела все еще не полностью укомплектован.

Библиотечный фонд читального зала БСЧ им.Т.И.Рубцовой (ф№1) соответствует читательскому спросу, а фонд абонементов соответствует только на 70%. Ощущается недостаток в литературе по спорту и краеведению.


2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
Библиотека – филиал № 5.

- акции «Оставь все и читай», «Мир знаний открывает книга».

- работа с дошкольниками (см. 2.4.1.Работа с дошкольниками)
Программа «Школа юных библиотекарей»

срок реализации 2008 – 2012

краткое содержание программы или проекта

Профессия библиотекаря социально значимая. Библиотека информационный и культурный центр нашего города. В ее стенах формируется пытливый читатель, свободно ориентирующийся в мире книг с высокими духовными запросами.

Цели программы:

Воспитать грамотного пользователя библиотеки способного самостоятельно ориентироваться в информационном потоке библиотеки.

Задачи программы:

1. Развивать интерес читателей к профессии библиотекаря;

2. Научить использовать справочный аппарат библиотеки в полном объеме;

3. Научить детей основам информационных знаний.

формы и методы реализации программы или проекта:

1. Индивидуальные занятия;

2. Групповые библиотечно-библиографические уроки. См. 6.5.1.
Программа развивающего чтения «С книжкой весело расти»

Срок реализации 2011 – 2012гг.

Краткое содержание программы или проекта

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Цели программы:



Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе.

Задачи программы:



  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии воспитателей, детей, родителей.

  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

  4. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Формы и методы реализации программы или проекта:

  1. Книжные выставки

  2. Беседы

  3. Обсуждения

  4. Игровые программы

  5. Театрализованные праздники

  6. Громкие чтения.

  7. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать. 

Комплексная программа занятости детей в каникулярный период «Каникулы-без скуки!»

Срок реализации 2011 – 2013гг.

Каникулы – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. Данная программа разработана с целью организации и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны быть для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Программа «Каникулы-без скуки» отвечает ожиданиям школьников, их потребностям во время каникул. В ходе этой программы расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развиваются эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение

Цели программы:


  1. организация отдыха учащихся школ программы города в каникулярный период

  2. формирование активной читательской деятельности с помощью лучших произведенимй художественной литературы.

  3. сделать чтение системным и увлекательным и увлекательным

  4. предоставление читателям широкого выбора литературы для чтения, стимулирование читательской деятельности

  5. адаптация детей «особой заботы» (сирот, инвалидов, трудных) к жизненным обстоятельствам

Задачи программы:

  1. привлечение читателей к активному участию в программе «Каникулы - без скуки!»

  2. способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений детей и подростков с помощью книг

  3. создание условий читателю-школьнику в закреплении и продолжении образования и самообразования в период школьных каникул

Формы и методы реализации программы или проекта.

За один учебный год ребёнку дариться 116 реализации программы каникулярных дней, в ходе которых предполагается реализация программ по блокам:



  1. Зимние каникулы

  2. Весенние каникулы

  3. Летние каникулы

  4. Осенние каникулы. (См. приложение Программа занятости детей в каникулярный период «Каникулы – без скуки»).

Библиотека семейного чтения им. Т.И.Рубцовой (Ф№1):


Программа: «Дети особой заботы»

Срок реализации 2010-2013

Уже не первый год идет работа по проекту «Дети особой заботы». Постепенно то, что было задумано как программа развития и поддержки чтения детей из детского дома, получило новое развитие. Теперь проект развивается по трем основным направлениям:

-поддержка интереса к чтению детей оставшихся без попечения родителей ( детский дом «Радуга»);

-поддержка и развитие интереса к книге у детей, имеющих отклонение в развитии и не посещающих школу (интернат для умственно-отсталых детей»);

-эстетическое и духовно-нравственное развитие детей, имеющих проблемы со зрением (специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №33).

Основные цели проекта: создание центра эстетического развития детей на базе БСЧ им. Т.И.Рубцовой (ф№1); Оказание помощи детям с ограниченными возможностями в социальной адаптации в обществе.

Помощь в нравственно-эстетическом и познавательно - развивающем воспитании детей с ограниченными физическими возможностями; развитие у детей любознательности, интереса к знаниям; создание положительного, эмоционального настроя у детей на восприятие книги, чтения на основе совместной деятельности центральной детской библиотеки и вышеперечисленных детских учреждений.


Задачи программы:

1.Обеспечить доступ детей к информационным и электронным ресурсам.

2.Привлечь к деятельности центра представителей учреждений образования культуры, общественных организаций.

3.Оказать психологическую помощь детям с ограниченными физическими возможностями и их родителям.

Партнеры:

-Специальная/коррекционная /начальная школа – детский сад №33

-Интернат для умственно отсталых детей.

-Детский дом «Радуга».

Без финансовой поддержки. /Приложение 11/
Программа первого посещения библиотеки: «Чудесный Книгоград»

Срок реализации 2006-2016гг.

Экскурсии проводятся в игровой форме .Путешествуя по библиотеке, дети знакомятся с книгами, основными ее отделами, правилами пользования библиотекой, получают советы бережного отношения к книге и т.д.Рассказ библиотекаря о библиотеке чередуется с проведением викторин, конкурсов. Дети увлеченно отвечают на вопросы и задают их сами. После экскурсии ребята выбирают книги по душе, чтобы почитать их дома

Цель программы: привлечение новых читателей в библиотеку; знакомство с библиотекой.

Задачи:

-привить интерес к книге



-воспитание библиотечной грамоты

-формирование основ информационной культуры читателей-детей.

Результаты работы видны. За прошедший период с 2006г. по 2012г по программе «Чудесный Книгоград» всего было привлечено в детскую библиотеку 991 человек. См. 6.5.1. и Приложение 7.
Познавательная библиотечная программа для учащихся третьих классов начальной школы: «Сто тысяч почему?»

Цель и задачи программы:



  1. Формировать личность ребенка посредством приобщения к миру книг и познавательных детских журналов

  2. Формировать позитивное отношение к окружающему миру

  3. Развивать кругозор школьников

  4. Пополнять знания учащихся об окружающем мире

  5. Развивать мышление школьников

  6. Использовать интегрированные уроки (книга игра диалог)

  7. Формировать интерес к чтению

8 . На занятиях кроме познавательного материала использовать

игровые и диалоговые формы работы.

Срок реализации программы – 2012-2014 годы

Основные мероприятия программы:

Январь Познавательно- развлекательная программа «В

доме - новый календарь»

Февраль 1. Познавательная программа «Удивительное в

природе»


2. Познавательный урок «Сто тысяч почему?»

3. Познавательная программа «Шкатулка для

любознательных»

Март 1.Тематический праздник «Мама жизнь подарила,

мир подарила мне и тебе»

2. Урок- диалог «С миру по строчке» ( Ко

всемирному Дню поэзии)

Апрель Познавательный час «Планета всезнаек нас

окружает» ( из цикла «Удивительное в природе»)

Май Час памяти «Города солдатской славы»

Июнь Игровая конкурсная программа «Узнай сказку по

отрывку» ( К пушкинскому празднику)

Сентябрь Познавательно- развлекательный урок ко Дню

знаний «Знаете ли вы?» (об истории вещей)

Октябрь Познавательный урок «Почему же светлячок

зажигает огонек?»

Декабрь Игровая, развлекательно- познавательная

программа «Откуда елка к нам пришла?»

/Приложение 12/

Программа: « ЮНЫЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ»

Срок реализации: 2012-2015гг.

Цели программы:

- Расширить знания детей о правах и свободах человека

- Воспитывать у детей уважительное отношение к своему

народу, истории своей страны, государственным символам

России


-Развивать интерес к нравственно-правовым вопросам

- Научить детей стандартным приемам этического общения,

толерантности и позитивному отношению к жизни

Задачи:


- Изучение совместно с детьми культурно – исторических и

социально – политические традиций и перспектив развития

государства, региона и города

-Обучение ребят краеведческой и поисково – исследовательской

деятельности, направленной на преобразование родного края и

города.


- формирование законопослушного поведения у детей

- актуализация полученных знаний в вопросах права, обучение

применения их в жизни.

- развитие коммуникативных качеств личности, мотивация на

соблюдение этикета в обществе.

- формирование позитивного отношения к жизни и здоровью.

В результате осуществления программы «Юные граждане России» обучающиеся на основе расширенных знаний правовой культуры должны будут научиться стандартным приемам этического общения, толерантности; у детей должны сформироваться чувство ответственности за свои поступки, уважение к Закону, уважение к правам и свободам личности, усиление чувства патриотизма.
Абонемент взрослой литературы работает по программе «Духовные родники России».
и обновляя. Заслуга в этом сотрудников библиотеки, творчески и с огоньком Срок реализации программы 2012-2013 гг.

Духовная жизнь каждого из нас была бы неизменно беднее, если бы её не обогащало знакомство с творчеством замечательных русских поэтов, писателей. Поэтому библиотека в своей программе ставит цель:

- научить любить книгу, приучить к чтению.

- донести до молодёжи всё лучшее, что создано и создаётся в русской литературе.

- приобщить юношество к духовным и нравственным ценностям.

По реализации данной программы используем традиционные формы и методы работы, такие, как выставки – просмотры, литературно – музыкальные вечера, литературно – интеллектуальные игры, часы поэзии, литературные викторины.

Помимо выставок, вечеров, часов мы активно используем индивидуальные беседы – обзоры лучшей художественной литературы для молодёжи.

Мероприятия у нас проходят успешно, так как они красивы, интересны, музыкальны. Молодёжь узнаёт много нового. По данной программе (библиотека – филиал № 1) работает с 2009 года, систематически дополняя относящихся к своей работе, проводя вечера, мы привлекаем к чтению в библиотеке новых читателей.

После проведения массовых мероприятий, как правило, повышается посещаемость в библиотеку, идёт запись новых читателей, повышается интерес молодёжи к тому, или иному писателю, поэту.

  1   2   3   4   5   6

  • Начальник Управления культуры и кино Администрации г. Юрги (ФИО, тел. с кодом)
  • 1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
  • 2. Работа с читателями-детьми.
  • Координация работы библиотек с социальными партнерами.
  • 2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
  • 2.1.2. – 2.1.4. Книгообеспеченность одного жителя, книгообеспеченность одного читателя. Средняя дневная посещаемость. Обращаемость фонда.
  • Всего: 12770 3155 6060 3555
  • 2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
  • 2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).