Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Аналитическая справка о деятельности ЦБ по обслуживанию юношества в 2011 году




Скачать 479.35 Kb.
страница1/3
Дата21.07.2017
Размер479.35 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3
МУ «ЦБС Таштагольского района» 2011 год Аналитическая справка о деятельности ЦБ по обслуживанию юношества в 2011 году Анализ ситуации с молодежью в городе в 2011 году: Центральная библиотека в своей организационной структуре имеет юношескую кафедру. Поэтому обслуживание людей от 14 до 24 лет относит к приоритетному направлению в своей деятельности. При этом мы ставим перед собой следующие задачи: снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности юношеству необходимой ему информации и библиотечных услуг; постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей юношества с целью их наиболее полного удовлетворения; содействие формированию культуры чтения и информационной культуры юношества. Центральная библиотека обслуживает взрослых жителей всего города, а также и молодёжь в возрасте от 14 до 24 лет, которой в городе проживает 1773 человека в городе. Они учатся в 6-ти общеобразовательных школах, в профессиональном лицее, горном техникуме и в филиалах СибГУ, КузГТУ. В библиотеке записано 2622 человека юношеского возраста, это 147,9 (смотри таблицу 1). Судя по этим цифрам, у нас юношество города полностью охвачено библиотечным обслуживанием. А тот факт, что читателей юношеского возраста в библиотеке больше почти в полтора раза, чем их проживает в городе, объясняется тем, что треть из них записаны на абонементе и в каком-нибудь зале (по единой регистрационной картотеке их всего лишь 1236). Также в ЦБ приходит много читателей из поселков района. В Таштагольском районе проживает 4309 человека юношеского возраста, соответственно 60,8 жителей в возрасте от 14 до 24 лет библиотека охватила своим обслуживанием. Здесь у нас есть резерв. Ведь в Таштагольских учебных заведениях учится много юношества из района, которые могут стать нашими пользователями. Центральная библиотека при обслуживании юношества тесно сотрудничает со школами №10, 9, 8, 13 с профессиональным лицеем, техникумом, школой-интернатом №3. Так, школьники, учащиеся ПЛ, студенты ТГТ не только пользуются услугами абонемента и читального зала, но и являются активными участниками наших массовых мероприятий, а студенты ТГТ на базе библиотеки прослушивают курс основ библиотечно-библиографических знаний. Статистические данные Таблица 1. Обслуживание юношества Зарегистрированные пользователи Посещения Книговыдача Всего по ЦБ 2622 14155 72906 В том числе по отдельным юношеским подразделениям Абонемент 813 3224 5174 Читальный зал 1560 10021 67038 Виртуальный читальный зал 249 910 794 Таблица 2. Динамика обслуживания юношества за период 2009 – 2011 гг. Год Зарегистрированные пользователи Посещения Книговыдача 2009 2618 14018 72798 2010 2620 14024 72798 2011 2622 14155 72906 Из таблицы 2 видно, что в ЦБ число пользователей юношеского возраста по сравнению с 2009 и 2010 годами увеличивается на 0,01 ежегодно. Посещения так же имеет положительную динамику. В 2010 году по отношению к 2009 году посещения выросли на 0,04, а в 2011 году по отношению к 2010 году – на 0,9. Нас радуют эти маленькие цифры прироста – 0,04 2010 г. и 0,09 2011 г. Это значит, что библиотека для молодого поколения остается необходимым социальным институтом. Книговыдача с 2009 г. по 2010 г не увеличивалась, а в 2011 г. выросла на 0,001. Это очень незначительный показатель, чтобы делать какие-либо выводы. Таблица 3. Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБ Всего Старше-классников Учащихся ПЛ Студентов Работающей молодежи Безработной молодежи Абс. Числа 2622 604 220 1157 494 147 100 23 8,4 44,1 18,8 5,7 По составу зарегистрированных пользователей юношеского возраста можно сказать, что среди них преобладают студенты (44,1), также хорошо пользуются библиотекой старшеклассники (23), работающая молодёжь (18,8). Учащиеся ПЛ (8,4), безработные (5,7) составляют небольшой процент. Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах) 3.1. Таштагольская ЦБС участвует во многих региональных и федеральных программах таких, как: - Информационная поддержка российских библиотек; - Электронный архив краеведческих периодических изданий; - Сводный каталог муниципальных библиотек Кузбасса; - Электронная доставка документов; - Электронные библиотеки Кузбасса; - Календарь знаменательных и памятных дат по Кемеровской области; - Монументальный образ Кузбасса на страницах печати; - Герои Социалистического Труда – кузбассовцы; - Современное краеведение; - Сводный каталог периодических изданий 3.2. Центральная библиотека работает по трем целевым программам: «Взаимообогащение национальных культур народов Таштагольского района», «Творческая гостиная», «Чтение». Целевая программа «Чтение» ориентирована на юношескую аудиторию. Целевая программа для юношества «Чтение» Паспорт Целевой программы «Чтение» на 2011 год Наименование программы Целевая программа «Чтение» на 2010 год (далее - Программа) Заказчик Программы Управление культуры Администрации Таштагольского района Директор Программы Директор МУ ЦБС Таштагольского района Основной разработчик Программы Центральная библиотека Цель Программы Организация досуга населения; Создание и развитие социально-экономических и организационных условий для привлечения юношества к чтению Задачи Программы Популяризация чтения среди юношества; Ведение рубрики «Круг чтения» в газете «Красная Шория»; Проведение социологического мини-опроса среди населения «Семейное чтение» Сроки реализации Программы 2011 год Основные мероприятия Программы Цикл мероприятий «Литературный календарь»; День открытых дверей «Стань читателем библиотеки» в праздник библиотек; Круглый стол «Ненормативная лексика – мода или пошлость»; Литературное путешествие «Книжная галактика молодежи»; Ведение рубрики «Круг чтения» в газете «Красная Шория» Основной исполнитель Программы Центральная библиотека Объемы источники финансирования 6000 рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Увеличение объёма оказываемых услуг, удовлетворяющих потребности молодежи; - Увеличение числа юношества, включенных в общественно-полезную деятельность; - Увеличение числа юношества, читающих художественную литературу; - Привлечение юношества в мероприятия, посвященных Году учителя; - Выявление того, как развито в современном обществе семейное чтение Организация контроля за выполнением Программы Контроль за реализацией Программы осуществляет: Заказчик Программы, директор Программы «Среди тех миров, что не подарены человеку природой, а сотворены из материалов собственного духа, мир книги – величайший». (Г. Гессе). Без него не может состояться человек, не состоится и читатель. Поэтому так важно воспитывать человека, для которого чтение стало бы любимым занятием. Процесс этот трудный и долгий. Приступать к его осуществлению необходимо с раннего детства, т.е. с возраста, когда идет формирование предпосылок читателя. Молодые люди сейчас чаще всего приходят в библиотеку, для того чтобы читать специальную литературу, получить конкретную информацию. Библиотеке же важно привить любовь к чтению, чтобы юноши и девушки приходили в библиотеку за книгами Тургенева, Чехова, Булгакова. Очень важно, чтобы они понимали, почему русский язык называют «великим и могучим». Целями Программы являются организация досуга юношества, создание и развитие социально-экономических и организационных условий для привлечения молодых людей к чтению. Для достижения указанных целей предполагается решение следующих задач: привлечь как можно больше девушек и юношей к чтению; вести рубрику «Круг чтения» в газете «Красная Шория»; проводить мероприятия в цикле «Литературный календарь». В рамках этой программы в 2011 году мы провели День открытых дверей, круглый стол, вечера, обзоры, беседы, книжные выставки. День открытых дверей «Стань читателем библиотеки» прошел во Всероссийский день библиотек, на который пришли ребята восьмых классов школы №10. Для них в этот день было приготовлено много подарков, сюрпризов. Нарядные, приветливые библиотекари встретили каждого у дверей, зав. отделом обслуживания провела будущих читателей по всей библиотеке с экскурсией, во время которой работник читального зала подвела школьников к выставке «Пока в душе не высушен родник» (см. раздел «Духовное просвещение») и провела небольшой обзор книг с этой выставки. В виртуальном читальном зале ребятам вручили подарочный сертификат на 4 часа бесплатной работы в Интернете. Экскурсия закончилась в зале массовых мероприятий литературным путешествием «Книжная галактика молодежи», после которого началась торжественная церемония вступление школьников в многочисленный отряд наших читателей. На память о празднике детям были вручены сладкие подарки и буклеты «Центральная библиотека». Литературное путешествие «Книжная галактика молодежи» впервые прошел в дни весенних школьных каникул. На нем юношество имело возможность ознакомиться с современными книжными новинками, которые читают во всем мире. Для этого мероприятия была создана презентация, которая отправляла читателей в виртуальное книжное путешествие от одного писателя к другому. Ведущая рассказала старшеклассникам о бессметных повестях И.С. Тургенева «Первая любовь», «Ася», о внутреннем мире и поиске смысла жизни героев П. Коэлье и японских писателей Рю и Харуки Мураками, о мирах А. Белянина и Н. Перумова, С. Майер и Д. Ролинг. Во время путешествия ребята с успехом отвечали на вопросы викторины, за что все отвечавшие получили сладкие призы. Второй раз литературное путешествие прошло в День открытых дверей. Студенты второго курса Профессионального лицея были участниками круглого стола о чистоте русской речи «Ненормативная лексика – мода или пошлость». Мероприятие иллюстрировала книжная выставка «Русский язык – сокровище России». Круглый стол – результат совместной работы библиотекарей ЦБ, учителя русского языка и литературы ПЛ Галины Ивановны Овчинниковой и библиотекаря ПЛ Татьяны Николаевны Степанцовой. Галина Ивановна провела с второкурсниками большую предварительную работу, они занимались исследовательской деятельностью. Провели опрос среди сверстников, подготовили доклады: «Сквернословие не наше условие», «Высказывания великих русских людей о ненормативной лексике», нарисовали плакат: «Мат – не наш формат». Вела круглый стол библиотекарь ЦБ, она и произнесла вступительную речь, в которой указала актуальность темы. Затем выступили студенты со своими докладами. Учитель русского языка и литературы обнародовала результаты опроса, проведенного ребятами, который вывел, что большинство опрошенных не обращает внимания на мат в речи друга. Они перестали считать его ругательством и используют в качестве повседневных слов, считая это нормальным. Для части молодежи сегодня характерен высокий уровень предрасположенности к употреблению ненормативной лексики. Более половины респондентов никак не реагируют («равнодушно», «не замечаю») на употребление мата в их присутствии. Сделать замечание и ответить тем же готовы примерно столько же. Чаще всего молодые люди прибегают к ненормативной лексике на улице, общаясь с друзьями или находясь в одиночестве, реже - в учебном заведении и совсем редко - дома, в окружении близких или родственников. В большинстве случаев мат среди молодежи - это выражение ответной и демонстративной агрессии, раздражения, недовольства, обиды. К сдерживающим факторам его употребления в зависимости от ситуации относятся семья, однокурсники, одноклассники. Библиотекарь ПЛ Татьяна Николаевна вместе с ребятами провели презентацию плаката «Мат – не наш формат». Ведущая мероприятия обобщила все высказанные точки зрения на круглом столе и поставила жирную точку словами Ф.М. Достоевского: «Народ сквернословит зря, и часто не об том совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что бесспорно самый сквернословный народ в мире - и об этой противоречивости, право, стоит хоть немного подумать». («Дневник писателя»). В цикле «Литературный календарь» было организовано 46 книжных выставок к юбилеям русских и зарубежных писателей, проведено 7 литературных вечеров, 4 беседы. Среди этого многообразия мероприятий запомнились «Самоцветное слово Лескова», «Три Маргариты Великого Мастера» (М.А. Булгаков), «Подвиг веры и сострадания» (Ф.М. Достоевский), «В свете исторического опыта» (А.А. Фадеев). Вечер-портрет «Самоцветное слово Лескова» прошел в день 180-летия писателя. В зале, где собрались учащиеся ПЛ, была оформлена развернутая книжная выставка, в центре которой разместился большой портрет Николая Семёновича Лескова. Рассказ ведущей шел на фоне слайдов презентации. На вечере-портрете ребята узнали о том, в какой семье вырос писатель, о его детских и юношеских годах, как он прошел процесс самоопределения и как Лесков стал знаменитым. Ведущая подробно остановилась на особенностях лесковского дарования, в художественной форме были зачитаны отрывки из рассказов писателя. Студенты были буквально зачарованы языком Лескова, они хотели еще слушать и слушать. И хочется думать, что если после этого мероприятия хоть один из присутствующих ребят взял и прочитал книжку Лескова, то это наша победа. Накануне 120-летия Михаила Афанасьевича Булгакова в библиотеку пришли студенты Таштагольского горного техникума на вечер-портрет «Три Маргариты Великого Мастера», это были в основном только юноши 17-18 лет. Для проведения мероприятия мы воспользовались сценарием из журнала «Читаем. Учимся, Играем» (2010. - №3), он по наполненности, завершенности понравился нам настолько, что взяли его практически без изменений. Оценили его и юноши, когда узнали о том, какие жены были у Булгакова – они любили его, помогали ему во всех делах, были для него Музами – и их глаза говорили, вот бы мне встретить в жизни такую же, как Татьяна Николаевна Лаппа, или Любовь Евгеньевна Белозерская, или Елена Сергеевна Булгакова. Был ли вечер удачным Можно сказать, что да. Слушали с интересом. Об этом нам сказала и заместитель Главы администрации Таштагольского района Е.И. Булгакова, которая присутствовала на вечере. Вечер-портрет «Подвиг веры и сострадания» был посвящен 190-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского и был проведен с учащимися профессионального лицея. Для подготовки мероприятия библиотекарь использовала статьи из литературно-художественных журналов, новые книги, которые экспонировались на книжной выставке. Рассказ ведущей сопровождался презентацией, в которую были включены некоторые эпизоды из художественного фильма «Достоевский». На этом мероприятии для ребят Достоевский открылся не только, как писатель, книги которого заставляют читать, но, как человек с нелегкой судьбой, обуреваемый страстями и умеющим преодолеть их и стать одним из самых великих писателей мировой литературы. Думается, что ребята поняли – почему его произведения стоит читать и это чтение доставит удовольствие. Вот уже двенадцать лет, с 1999 года в газете «Красная Шория» ведется рубрика «Круг чтения». Библиограф ЦБС Толстова Т.М. информирует жителей Таштагольского района о книжных и журнальных новинках, которые поступают в библиотеку. Судя по солидному возрасту рубрики, она пользуется заслуженной популярностью у читателей газеты, ведь благодаря ей земляки ориентируются в море новинок. А в библиотеку приходят новые читатели, чтобы получить заинтересовавшую их новинку. В 2011 году рубрика «Круг чтения» выходила двенадцать раз, т.е. ежемесячно. Публикации были тематическими, краеведческого характера и одна из них ориентирована на юношескую аудиторию. Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности библиотеки Поддержка и популяризация чтения. По этому направлению у нас работает целевая программа «Чтение», ориентированная только на юношество. Экологическое просвещение. Экологическое просвещение является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотеки. В этом направлении мы ставим перед собой следующие задачи: - распространение знаний в области охраны окружающей среды; - воспитание культуры взаимодействия с природой. Для выполнение обозначенных задач мы использовали различные методы и формы. Это выставки различных модификаций, викторины, беседы. Выставки по экологии всегда привлекают внимание читателей своей красотой, актуальностью. К Всемирному дню охраны окружающей среды экспонировалась большая развернутая книжная выставка «Природы дивные мгновенья». Этой книжной выставкой мы привлекли внимание читателей к проблемам экологии нашей области, рассказали о том, что современники должны задуматься о разумном использовании природных богатств. Мы не ставим задачу напугать, а просим остановиться и полюбоваться дивными мгновениями, которые дает общение с природой и призываем сохранить эту красоту для своих детей и внуков. В дни зимних школьных каникул прошла викторина для юношества «Зимней праздничной порою». Викторина носила развлекательный характер, но даже и таким образом мы пытаемся донести до молодежи идею бережного отношения к природе и то, сколько полезного и приятного можно получить от нее. Такие вопросы как: Почему мы ставим в Новый год елку; Какие звери чаще всего посещают новогоднюю елку; О ком мы говорим: «Зимой – белый, летом – серый»; Почему вода, набранная в Крещенье считается «святой» и т. д. решали поставленную задачу. «Чтобы Земля не перестала петь», под такими названием были проведены беседа и книжная выставка, приуроченные к Международному дню Земли. Беседа началась с вопроса: «Много во Вселенной удивительных планет, но есть совершенно сказочная. Когда в верхней ее половине лето, то в нижней – зима. Если в одной части планеты день, то в другой – ночь... Мир этой планеты соткан из множества загадок». О какой планете идет речь Конечно же, речь идет о Земле. Это удивительная, загадочная, прекрасная планета. Ее красота, богатство не сразу в полной мере было Михаил Пришвин, Иван Соколов-Микитов. Об этих и еще других писателях шла речь на беседе. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление. В этом направлении перед библиотекой стояли следующие задачи: вызвать у наших читателей чувство гордости за свою Родину; пробудить гражданскую ответственность перед Родиной и соотечественниками; помнить вклад старшего поколения в историю страны. Выполняли вышеперечисленные задачи мы через все традиционные формы массовой работы. Это и книжные выставки, беседы, турнир, уроки мужества, вечера, праздник вручения паспортов, анкетирование. Среди книжных выставок выделялась выставка, посвященная Дню Победы «Война. Победа. Память», на которой экспонировались материалы о Великой Отечественной войне и общего и краеведческого характера. Этому историческому событию в течение года было посвящено немало мероприятий (уроки мужества, часы истории, вечер). Вечер «В немилосердной той войне» прошел накануне праздника Великой Победы. На вечер были приглашены ветераны Великой Отечественной войны Войнаровский Анатолий Антонович и Лемза Иван Арсеньевич. Они воевали совсем юными. Войнаровский пережил оккупацию, после освобождения их города от немецких захватчиков был призван в ряды Советской Армии, ему к тому времени исполнилось семнадцать лет. С войсками Советской Армии прошел победоносным шагом Венгрию, Румынию, Австрию. Лемза попал в армию, когда ему не было и семнадцати. В армию он был призван из глухой сибирской деревушки, в которой получали 2-3 газеты, да было несколько книг, он все их знал наизусть. Воевал Иван Арсеньевич всего один месяц с Квантунской армией Японии. Оба ветерана воевали недолго, но все события тех лет остались в памяти на всю жизнь. Цель вечера – донести до подрастающего поколения живую правду о такой далекой войне, была успешно выполнена. Оба ветерана интересно, не отступая от истории Вов, рассказали о событиях тех лет. Библиотека подготовила литературно-музыкальную часть вечера, которую представила для школьников на фоне презентации. Красивая, грамотно сделанная презентация внесла чувство гордости за наших стариков. Школьники также не были пассивными слушателями. Они активно задавали вопросы ветеранам, читали для них стихи. Пришла поздравить ветеранов зав. Отделом по социальным вопросам и делам молодежи администрации Таштагольского района Рябченко Л.Н. Вечер демонстрировался по телевидению. Социально значимым мероприятием был праздник вручения паспортов «Гражданин – человек свободный и ответственный», проведенный совместно с Паспортно-визовой службой УФМС РФ по Кемеровской области в городе Таштаголе, отделом по делам молодежи администрации Таштагольского района и Правовым центром ЦБ. Правовым центром для праздника была оформлена книжная выставка и выпущена листовка об основных свободах, правах и обязанностях граждан Российской Федерации. Праздник начался с выступления старшего инспектора УФМС РФ по Кемеровской области в городе Таштаголе капитана полиции М.Н. Тагильцевой. Она рассказала о тех правах и обязанностях, которые получают подростки вместе с паспортом. Затем заместитель Главы администрации Таштагольского района Е.И. Булгакова поздравила юных граждан Российской Федерации с получением такого важного документа. Библиотекарь правового центра рассказала об историческом развитии паспортной службы в России и раздала каждому участнику по листовке «Гражданин – человек свободный и ответственный». После церемонии вручения паспортов, поздравил ребят ветеран ВОВ Войнаровский Анатолий Антонович. Он подитожил все, что было сказано в этот день, и пожелал – честно жить и служить своей Родине. Праздник получился, дети надолго запомнят, как им в торжественной обстановке вручили паспорта, к тому же об этом событии показывали в выпуске новостей на телеканале «ЭфирТ». Подобный праздник проводился еще три раза за 2011 год. В День памяти и скорби для учащихся профессионального лицея был проведен урок мужества «Набат войны нам вновь стучит в сердца». Урок содержал в себе материал об обороне Брестской крепости и начался с эпизодов фильма «Брестская крепость», который демонстрировался по ОРТ накануне. Ведущая рассказала, что этот фильм создавался на основе реальных событий и реальных людях, которые участвовали в защите крепости. С каждым реальным солдатом проводилась параллель с героем фильма. Затем ведущая зачитала выдержки из статьи, написанной немецким офицером, непосредственным участником штурма Брестской крепости. Таким образом, на такое значимое для нашей армии и народа событие, было две точки зрения: с немецкой и русской стороны. И та и другая сторона писала о беспредельном мужестве и героизме защитников крепости. Далее библиотекарь, рассказывая о событиях семидесятилетней давности, зачитывала цитаты и воспоминания очевидцев. В результате студенты, которые пришли на урок для того, чтобы от них отстали преподаватели, ушли с него со слезами и с чувством гордости за свой русский народ и свою Отчизну. Час истории «Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц» был посвящен основным символам Российского государства. Мероприятие началось с того, что прозвучал гимн России, о котором ведущая сказала: «Гимн – это главная торжественная песня нашего государства, один из его символов». Далее она спросила у подростков: «Какие еще государственные символы вы знаете» После того, как они назвали герб и флаг, библиотекарь поведала ребятам о том, что сохранилось немало документов, в которых указывается такой факт, как-то, что в определенные промежутки времени у российского государства флаг был то красный, то трехцветный. Так, ведущая рассказала о том, что войска Ивана Грозного завоевывали Казанское царство под красным стягом. Один такой стяг до сих пор сохранился и находится в Оружейной палате Московского Кремля. 8 сентября 1380 г. – день Куликовской битвы, которая положила начало избавлению от монголо-татарского ига. Перед суровой битвой Дмитрий Донской преклонил колена перед знаменем «червного», т.е. красного цвета. Таких примеров за многовековую историю Российского государства накопилось множество, о них и поведала библиотекарь на часе истории. А закончила она свой рассказ тем, что рассказала, почему у Российской империи флаг стал трехцветным. Ежегодно ко Дню народного единства библиотека проводит уроки мужества. Не отступили от традиции и в этом году. Урок мужества «Возьми в пример себе героя» был проведен дважды, один раз в юношеской аудитории, а второй – с ветеранами. И надо сказать, интерес к теме проявили и та и другая категория читателей. К уроку была приготовлена презентация, оформлена книжная выставка, а ведущая свой рассказ о событиях 16-17 вв., опиралась то на книги с выставки, то на слайды презентации. После рассказа библиотекаря у аудитории возникло много вопросов, на которые они нашли ответы совместно. Этот факт дает основание для утверждения того, что героизм, мужество русского народа оставляет неизгладимый след в сердцах людей не зависимо от того, в какое время они живут и сколько им лет.
  1   2   3

  • Статистические данные Таблица 1. Обслуживание юношества
  • Таблица 2. Динамика обслуживания юношества за период 2009 – 2011 гг.
  • Таблица 3. Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБ
  • Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах) 3.1.
  • Целевая программа для юношества «Чтение» Паспорт Целевой программы «Чтение» на 2011 год
  • Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности библиотеки Поддержка и популяризация чтения.
  • Экологическое просвещение.
  • Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление.