Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Александр Владимиров Современное рериховское движение




страница1/6
Дата01.07.2017
Размер0.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Александр Владимиров
Современное рериховское движение

На рериховском форуме с 15.04 по 21.04.2013 проходил "Круглый стол" А.В.Владимирова http://forum.roerich.info/showthread.php?t=14911. Ниже представлены почти все вопросы данного форума, которые для удобства чтения разнесены по разделам.


  1. РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ





  1. Как Вы думаете, как Теософия и Тайная Доктрина влияют на изучающего их человека. Есть такое мнение, что Тайная Доктрина для следующего путем книг Агни Йоги не нужна. А как Вы считаете, насколько путь Агни Йоги и путь Теософии взаимосвязаны? 

Тайная Доктрина, теософия – это основа мировоззрения. Сегодня человек формирует своё мировоззрение благодаря школьному и высшему образованию и известному кругу сначала романтичной и приключенческой литературы, а затем разношёрстной публицистики и СМИ. Всё это пронизано уровнем механистической науки даже не 20-го, а 19-го века, с чисто западным взглядом на конструктив мира и человека. Обыватель и многие учёные, будучи современными специалистами в своей узкой теме, в остальном остаются часто такими же обывателями, как и все остальные. Теософия позволяет, во-первых, познакомиться с восточным взглядом на жизнь, а, во-вторых, приводит в систему множественные знания и даёт правильный взгляд на основы. Теософия – это опора. С другой стороны, изложенное Блаватской и в Письмах Махатм как по стилю, так и по содержанию, требует и определённого уровня культуры и наклонностей ума. Таких людей не много. Это не страшно. На досуге большинство людей не читают книги по математике, однако никто не ставит вопрос, что в школе математика не нужна.

Учителя не делают ничего просто так. Начатая Кут Хуми переписка с Синнеттом может быть выглядела как нечто спонтанное, но не «спонтанным» было воплощение Синнетта именно в это время и его встреча с Блаватской. Как выяснилось из того же письма Кут Хуми, Синнетт в прежних воплощениях был связан с Учителями. Короче говоря, теософия и Агни Йога – это звенья одной и той же цепи, это две половины одного шага.

Среди многих йог, в соответствии с семью принципами, или чакрами: от Муладхары до объединённой Атма-Буддхи, можно выделить шесть чакр и их семь главных йог: 1) Хатха, 2) Крия, 3) Карма, 4) Бхакти и Джнана, 5) Дхарма и 6) Раджа-йога. Агни Йога соответствует современному выражению Раджа-йоги, тогда как теософия тяготеет к Джнана-йоге. Люди по лучу их духа, либо же по задаче данного воплощения, либо же по определённому этапу в этой жизни могут тяготеть к той или иной йоге. Наш дух сам знает, к чему его тянет. Это не выбор нашего ума, но сердца.




  1. Как Вы полагаете Живая Этики и Агни Йога это одно и то же понятие или же все-таки разные?


Живая Этика – это общее название современного этапа Учения Махатм с точки зрения духовного наполнения, содержательности, вплоть до чувств и опыта, это та область, которая – непрерывна. Тогда как теософия – это о том же самом, но с внешней стороны, т.е. это разговор о «конструктиве», эта область – дискретна. Это как поэзия фильма и сценарий. В этом смысле в книгах Живой Этики, а особенно в Беседах с Учителем, имеется достаточно много новейших сведений чисто теософского характера, т.е. в них теософия – продолжается, причём на совершенно новом, современном уровне, ибо во время Блаватской давалось древнее знание в том виде, каким его раскрывали до разрешённого уровня ещё две тысячи лет назад. С приходом Рерихов, для потока России – границы раскрываемого расширились, ибо за Россией – будущее, ей и знамя.

Но если сравнивать Живую Этику с Агни Йогой, то обнаруживается, что в таком (и только в таком) противоположении Живая Этика в узком смысле слова выражает в большей мере социальный, общественный аспект, взаимодействие человека с другими людьми и с обществом в целом, т.е. то, что изучает социология, социальная психология, этика и культурология. Агни Йога при таком противоположении специализируется на индивидуальном росте, это область, которой занимается психология, практическая йога, всевозможные практики. Несмотря на то, что книги Живой Этики совсем не случайно имеют определённые названия, тематически они – разные, однако в одних и тех же книгах можно одновременно обнаружить и общественное и индивидуальное, Живая Этика и Агни Йога, как в связи с тем, что обе они связаны, так и от того, что дача Учения – это была не надиктовка «учебника жизни», а это был живой поток, сама жизнь со всей её несхематичностью. Книгами Учения нужно не обучаться, а нужно ими жить, тогда всё встанет на должное место. Кто их читает с любовью и неизменно ежедневно, тот это хорошо знает, ибо помимо букв Учение это ещё и живой поток психической энергии, к которому можно постоянным касанием и сопереживанием присоединиться. Как сказано в Учении: «Агни Йога есть клич!» (Беспредельность, 1.188).




  1. Какое отношение к христианским мощам следует из этой шлоки:

    Озарение, 2-IV-3. …Пора сбросить бриллианты, оскверняющие святое изображение. Пора сжечь мощи, следуя завету Христа.  …





Если фраза «сбросить бриллианты» не подразумевает их буквальное выворачивание из предметов, почитаемых как святыни, а равно являющихся предметами охраняемого искусства или антиквариата, то и «сжигание мощей» нужно не обязательно осуществлять в буквальном смысле, а именно ко всему, что есть на земле, относиться, как завещал Христос, в первую очередь, по-человечески, то есть духовно. В другом тексте, в одной из Бесед, Учитель говорит о том, что величайшие воплощения, конечно, и всё, с чем они связывались, и не только просто предметы, но и их физическое тело и их астральное тело – несут, и долго несут, свою долю благости. Вместе с тем, главная благодать у людей – в духе. Поэтому, понимая известное тяготение человеческого сознания к созданию идолов, то есть к замыканию тока духовного восхождения в тюрьме ближайшей материальности, Учителя, в том числе Будда и Христос, заботились о том, чтобы память о них связывалась не с их телом, а с принесённым ими Учением и совершённым ими подвигом – как путём к освобождению. Когда люди добровольно дозреют до понимания вторичности всех мощей, когда с лица планеты исчезнут кладбища и мощи – это будет прекраснейшим подарком пред чистым ликом звёздной беспредельности.


  1. Прочитал Вашу статью «О спорах в Р[ериховском] Д[вижении]» – очень актуальная тема. Хочется прояснить некоторые мысли Вами озвученные:

    1). Цитата из Владимирова: Любой спор или недовольство между последователями Учения нередко исходят из относительно правильных позиций, обе спорящие линии могут оказаться по-своему правы. Здесь мы не говорим о тех, кто заведомо чужд Учению, мы подразумеваем искренне своих. Значит, среди двух правд вопрос в поиске лучшего ответа, в выборе наиболее правильного решения. Как же сделать правильный выбор? Думается, что критерием будет дальняя перспектива, то есть цель рериховского движения. Целью рериховского движения является всемирное распространение и реализация идей Живой Этики.

Вопрос: как Вы считаете, что ещё, кроме "дальней перспективы", сможет послужить возможностью осознания жизненной необходимости "обоюдного обогащения сознаний"?

Помочь обрести правильную соизмеримость ценностей, способствовать «обоюдности» и «взаимопониманию», могут, например, тяжёлые обстоятельства. В тяжёлых обстоятельствах, перед лицом смерти или лицом реального врага вчерашние «враги» могут оказаться самыми родными и близкими. «Друг познаётся в беде» и «всё познаётся в сравнении». Долгое интеллигентское топтание на месте, сосредоточение долгое время на одном и том же, без смены обстановки, выражаясь термином Николая Константиновича, «окисляет». Кармическая энергия – самая плотная, требуется разряжение. Десять лет назад врагом Рериховского движения номер один был небезызвестный диакон, тогда он помогал «кармическому разряжению». Но в сравнении с тем, что началось дальше, диакон оказался просто одуванчиком.
2). Цитата из Владимирова: Новое ныне не столько сражается в лобовую со старым, сколько переливается через него и движется дальше. Сегодня Новому как никогда служит фактор времени: старое остаётся сзади. Враги и «тёмные», безусловно, существуют, но когда из пушек стреляют по первому попавшемуся воробью, по любому маломальскому инакомыслию – это несоизмеримо.

Мир Огненный ч.1, 167. Где то, малейшее, которое поворачивает рычаг событий? Где то, малейшее, которое разлагает уже сложенное? Не нужно искать гору Блага, оно появиться может, как песчинка. Не следует укрываться лишь от черной тучи. Злобедствие ползет меньше червя малого. Нужно при всех обстоятельствах применять малые меры. Атом мал, но содержит многие судьбы. Так подходим к Огню и мала граница между приятным отогреванием замерзающего и ожогом. Всеми сравнениями пытаюсь внести понимание о тонкости огненной стихии.

Как Вы полагаете, каковы критерии этих «малых мер»?

Ответ. В Агни Йоге говорится о малейшей песчинке, подвернувшейся под ногу, которая может послужить тяжелейшим последствиям. Но по такой песчинке не стреляют из пушки. В одном случае, в цитате из Учения, говорится о дозоре, в другом случае, в моей статье, о поступке. Поступок, будучи частью общего потока действий должен быть соизмерим, должна соблюдаться общая «пропорциональность». Иначе получится как у Крылова с его «медвежьей услугой»:
Вот Мишенька, не говоря ни слова, 
Увесистый булыжник в лапы сгрёб. 
Присел на корточки, не переводит духу, 
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» 
И у друга на лбу подкараулил муху, 
Что силы есть – хвать друга камнем в лоб. 
Удар так ловок был, что череп врозь раздался 
И Мишин друг лежать надолго там остался.



3). Цитата из Владимирова: Любое тело знает меру. Мы не должны выращивать Левиафана.

Поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду под: «любое тело знает меру»?

Ответ. В Учении сказано: «Существуют предельные цифры, после которых Левиафан начинает гнить» (Надземное, 524). Там речь идёт о пределе сосредоточения городского населения. Аналогично есть предел сосредоточения в общественной организации. Эпоха больших человеческих масс, которых собирали и направляли как бездумное стадо их пастыри, закончилась. Народные и духовные движения сегодня – это совершенно другое, чем 20-ти миллионная КПСС. Есть предел энергетического созвучия на удалении и предел «делегирования» власти. Задача устроения общественной организации или движения – найти такую форму координации человеческого устремления, которая обеспечит гармонию индивидуального и общественного развития. На нашей планете из-за известного астрального влияния большие массы людей не могут обеспечить гармоничную консолидацию, рано или поздно происходит перерождение высших органов. Такая большая организация и называется в переносном смысле «телом Левиафана».

Но для интересующихся эзотерикой можно добавить, что громадный Левиафан – это на языке библейского тайнознания – астральный двойник соответствующих человеческих объединений. Прежде чем чрезмерно раздутый город начнёт разлагаться энергетически и физически, такое разложение начинается в его астральном теле – Левиафане. Аналогично и в отношении большой общественной организации, построенной не на федеративном принципе, а на принципе большой империи. Та же почившая и разложившаяся в условиях мирного сосуществования и рутины КПСС. Или средневековая Римско-католическая церковь, разгромленная протестантской Реформацией. Общественная организация с её развитием самоуправления и полифонии является одной стороной медали, тогда как государственный аппарат с его административными и силовыми методами – другой стороной медали, и одно другому не должно уподобляться. СССР было подточено в том числе и таким вот «совпадением» общественного и государственного, точнее полным поглощением первого вторым. Рериховское движение в своих организационных формах не должно стремиться к построению такого Левиафана. Образец того, каким должно быть духовно-общественное построение, с поправкой на эпоху, дал Будда. При всех минусах известных форм традиционных религий здесь самая децентрализованная религиозная организация, точнее – совокупность организаций. Именно с настоятельным требованием Махатм обратить на буддизм внимание шёл к московским коммунистам Рерих.


  1. Исходя из вышеизложенного, очевидно , что этот союз – союз Шамбалы с духовной Россией – благодаря усилиям В.М. Сидорова, осуществился.

    Вопрос такой (выделенное): разве до этого (до поездки В.М. Сидорова) такого союза не было? Не могли бы Вы это прокомментировать??





Ответ. Затруднительно однозначно сказать, в какой пространственной точке на туловище человека началась рука или нога. С точки зрения скелета, это одно «место» (и даже оно – не «точка»), с точки зрения мышечных тканей – другое, с точки зрения эстетических представлений о красоте тела – третье. Ни там, ни там и ни там нет «точки». Ещё сложнее временные казусы. Юристы и священники затрудняются определить, с какого момента считать возникновение человека при беременности. Юристам это нужно для решения вопроса, с какого момента наступают права человека и, соответственно, их защита, а богословам надо определять, с какого времени недопустим аборт и с какого момента ребёнок подпадает под покровительство бога. По законодательству разных стран точка отсчёта по разному устанавливается, так же разные по этому поводу каноны у разных религий и церквей. Это то, что касается момента возникновения человека. С общественными явлениями в части определённости «границ» ещё сложнее. Явление «союза Шамбалы с духовной Россией» не может быть научно хронометрировано в связи с тем или иным отдельно взятым событием или человеком, как не может общее сводиться к частному.

Что есть в историческом или культурном смысле «объём» России, тем более что есть такое «духовная Россия»? Когда начался отсчёт их времени? А Шамбала? Не слишком ли просто мы оперируем мало известными нам явлениями? Совершенно очевидно, что не всё, что годится для измерений физической реальности можно просто так применить к явлениям более тонкого и тем более духовного порядка. Ту Россию, которая оформилась как зерно Нового Мира, как рождение нового тела кармы, как мне представляется, было заложено Сергием Радонежским, всей его жизнью. В том числе это было и началом Духовной России, ибо какое живое существо без души и духа? Спрашивается, это союз или не союз России с Шамбалой, когда зерно заложил сам Верховный Владыка? Изыскания на подобные темы в деталях, а не в существе дела, легко нас приведут в мир схоластики, в котором и потонули богословы Средневековья. Начало Духовной России в смысле Нового Мира, витка новой эволюции, т.е. в смысле, подобном перерождению гусеницы в бабочку – такое начало, по моему личному мнению, было положено воплощением Елены Ивановны Рерих, её огненной трансмутацией – в созвучии со Владыкой, во всём глубоком смысле кармической преемственности от индо-арийского начала Пятой Расы к русскому началу Шестой Расы. России, народу-богоносцу, как его назвал Достоевский, во всемирном масштабе заповедано восстановить некогда разрушенную связь между Землёй и Небом. Для этого и положено начало Рериховскому движению. Здесь и деятельность таких огненных подвижников, как Валентин Сидоров и многих других, и нас с вами. Здесь мы только ещё в самом начале. Ибо знамёна Шамбалы в душах человечества пока массово не реют:


«04.04.1936. Царство Шамбалы – гегемония России, эта формула – камень краевой. <…> Опять повторю, что делаю через вас, ибо нужно принести эту идею на Землю, и только вы знаете и являетесь Моими знаменосцами. Только в [высших сферах пока открыто вознесены] … знамёна Шамбалы. Так [ныне] мысль Мира Высшего – на Земле претворяется. Великое время».


  1. С чем может быть связано то, что ученики Живой Этики от АЙ, не принимают Грани Агни Йоги, записанные Абрамовым Б.Н. при полном подтверждении источника Еленой Ивановной?

Среди рериховцев и последователей Живой Этики есть часть людей, которые отрицательно относятся к «Граням» Б.Н.Абрамова. В первую очередь, думается, это вызвано пометками на параграфах, что они исходят от гуру (Н.К.), М.А.Й. (Е.И.) и Матери Мира. Если оставить в стороне вопрос об авторстве, то можно сказать, что по значимости и глубине содержащегося в «Гранях», после записанного Е.И.Рерих, с пятидесятых годов нет даже близких аналогов. Мне такие не встречались. Если думать, что столь большие и значимые для Учения и Плана Махатм дела, как появление «Граней», их огромное влияние на Рериховское движение в Сибири (цитадели будущего), проходят вне потока Учителей, то это было бы, думаю, не логично. Живая Этика нас учит, что мы должны обращать главное внимание не на форму, а на содержание, на суть. Иначе дело закончится составлением списков разрешённых или аутентичных книг, цензурой и так далее, как это было в церкви. Итог известен. «Грани» не являются ни «продолжением» Живой Этики, ни её новым этапом, у них более специализированная направленность и роль. Но они являются значительным вкладом в раскрытие многих вопросов Живой Этики, и в этом качестве они могут помочь ответить на неясные вопросы, в том числе и для практики Агни-йоги.




  1. Признаете ли Вы, что и в настоящее время могут существовать ученики Вел. Владыки, что и они могут принимать части Того же Единого Учения, в новых своих гранях?

Судя по истории прежних явлений Учения, например, мы знаем Вишну-пурану, Бхагават-гиту, Авесту, Евангелие, то Учение, это как стрела, пущенная далеко вперёд сквозь преграды пространства, времени и кармы. Эта стрела может усиливаться в своей энергии, но она не может ни задваиваться, ни прирастать довесами – все такие дополнения имеют уже самостоятельную и, как правило, кратковременную судьбу. Уникальным в истории Учений являются письма апостола Павла, без которых трудно представить современное христианство, особенно Православие. Однако, нужно помнить, насколько сложным было вообще привхождение текста Евангелия, сколько появилось тогда сразу же подделок, текстуальных и доктринальных переиначиваний. Ко всему прочему, нужно не забывать, кем был апостол Павел – т.е. это был один из Махатм. С текстами Живой Этики, явленными в век полиграфических технологий и архивной культуры, ситуация другая. Даже столь непростой кармически текст, как Беседы с Учителем, и тот оказался с максимальным от подделок алиби, ибо вторым экземпляром был в части наиболее рискованных текстов оставлен в стане врага и, соответственно, из альтернативных источников, произошла его публикация. Что может быть лучше подобного алиби? Если без апостола Павла христианство оказалось бы явно обделённым, то трудно понять, а какого ещё текста не хватает, чтобы, «принимать части Того же Единого Учения, в новых своих гранях» в случае с Агни Йогой? Впрочем, не существует никаких железобетонных правил, и если после теософии и Агни Йоги на следующем, третьем уровне, появится нечто такое же эпохальное, будет замечательно.

То, что касается присутствия Белого Братства на планете, в том числе и в физических телах, в подобном нет никакого сомнения. Белое Братство здесь уже несколько миллионов лет, и какая такая причина должна была бы понудить вдруг покинуть планету, когда начинается самое интересное, то, что ожидалось с момента возникновения Земли?


  1. Верите ли Вы, что искры Истины могут быть разлиты в разных источниках? Есть ли у Вас критерии, по которым лично Вы отыскиваете Единую Истину из прочих источников? Известно, что не все последователи АЙ разрешают себе изучать другие источники.



Вы спрашиваете о прописных истинах, подразумевая, вероятно, что кто-то на практике им не следует. Но когда запрещают те или иные источники, то решается вопрос не истины, а многие иные вопросы. Если книги Блаватской и Живой Этики, например, не продаются в церковной лавке, равно как и много чего там не продаётся, то это не обязательно, что здесь воюют с истиной. Просто для другой литературы есть иные заведения, а для вообще любой литературы есть книжные магазины и книжные развалы. Если кто-то нечто себе или другим разрешает или не разрешает, то это его частное дело, наше же дело руководствоваться гласом собственного духа, собственной совести, интуицией и не боятся ошибаться. Ибо, «не ошибается тот, кто ничего не делает».


  1. Допускаете ли Вы мысли о том, что современное Христианство, его различные направления, в том числе Православие, по собственному желанию смогли бы заняться реальной ревизией искажений и освобождением от омертвевших догматов, очищением Заветов?

Честно говоря, это не наше дело. Если вы не являетесь воцерковленным христианином, то есть членом соответствующей религиозной организации, то странно было бы ставить вопрос о том, чем конкретная церковь (Блаватская насчитывала около трёхсот конгрегаций) должна в своём доме заниматься, а чем не заниматься. Вы же не хотите, чтобы вопрос об уборке рериховского дома ставила церковь, мечеть или синагога? Нравственность и корректность подразумевают обоюдность. Елена Ивановна, призывая христианских отцов к очищению, говорила – в принципе, а не в отношении совершенно конкретных правящих архиереев, и говорила, когда церковная идеология влияла на подавляющее число зарубежных современников, и ещё сохраняла немалое влияние в Советской России, то есть далеко выходила за «частное дело». Но не такова сегодняшняя ситуация, сегодня церковь – по конституции отделена от государства, по реальной численности паствы она вполне «частное дело». Но при таком положении принято соблюдать неприкосновенность частной жизни.




  1. 1). Поясните, пожалуйста, Ваше высказывание [из статьи «О спорах в рериховском движении»]: 

    А.В.: Эпоха религиозных войн и жестоких идеологических противостояний закончилась.





Ответ. Таких явлений, как Крестовые походы, инквизиция, и апофеоза идеологичности – воинствующего атеизма, нацизма и, далее по ниспадающей – «холодной войны», более не будет. Современные войны носят национальный и межцивилизационный характер, и только в окраске они могут уподабливаться религиозности или прочей идейности, которыми были переполнены прежние века. Эпоха «Водолея» сместила понятия. Эпохе «Рыб» в её наиболее заметном значении были присущи энергии громовержца Зевса. То время дошло до крайней степени разделения на реальную жизнь и на идолов, во всей их абстракции и во имя которых, по меньшей мере, в глазах участвующих масс, осуществлялись эти идейные войны. Тоталитаризмом, суть которого в механистичном приложении идей и правил к живой жизни, были охвачены в XX веке все ведущие страны. Идеологи холодной войны на Западе, те, кто ещё сегодня живы, вполне обнаруживают совершенно тоталитарную психологию. Таковы же были и многие наши партийные идеологи. Эпохе «Водолея» присуща лёгкость, текучесть и идейная трансмутация. Многие ли из родившихся в «Водолее» (если только они по Луне не уехали в соседние знаки) решают вопросы с помощью лобового столкновения или по принципу: умру, но с места не сойду?

Касательно рериховского движения: по мере прихода в актив нового поколения, молодость которых пришлась на горбачёвскую перестройку, способ решения проблем через идеологическое противостояние уйдёт в прошлое вместе с тяжёлым идеологичным советским наследием.




2). . А.В.: Наступление Нового Мира произойдёт, конечно, не путём тотального насаждения Учения и не только для последователей Учения, а путём общепланетарного изменения старого мира. 

Как Вы видите это изменение?
Ответ. Пути господни неисповедимы, или как сказано в Бхагават-Гите: приму вас на всех путях.
3). А.В.: Суть Нового Мира созвучна русскому началу: от всего сердца пожертвовать всем и, в конечном счёте, унаследовать всё. Мы не боимся растерять Учение, подстраиваясь под сознание окружающих. Где может потеряться Океан? Что может затмить Солнце? Или мы – сомневаемся и не верим в Учителя?

В Учении: 4.178.Та же неизменная Истина дается человечеству в различных одеяниях. Так же точно она извращается мятущимися толпами в течение менее века. 

В письмах Е.И.: 16.01.35. ...популяризация великих истин много способствовала искажению их. Неподготовленное или малое сознание не может понять всю глубину совершенно нового для него понятия и, пытаясь объяснить его старым сознанием, извращает его иногда до полной неузнаваемости.

28.01.1950. Сердце мое полно скорби и яро не смогу оявиться на спокойствии за судьбу Учения, когда буду далеко. Кто обережет Святыню, переданную мне? …

Привела малую долю того, что говорится о судьбе Учений. Все они искажены до неузнаваемости. …



ТД.2.ст.10. Жизнь стала бы невыносимой, если бы нужно было верить в Бога, созданного нечистым воображением людей.
Одно дело, говорить по сознанию, другое – не бояться растерять Учение. На мой взгляд, это совершенно разные вещи. 
Ответ. Беспокойство за возможность искажения Учения, подкреплённое цитатами из Учения, писем Е.И.Рерих и высказывания Блаватской, совершенно справедливо. Однако, если приведённый читателем фрагмент моего текста воспринимать без начала, с которого начинался абзац, а также вне связи с предшествующим ему вводным абзацем, то получится, что автор легкомысленно считает, что не существует проблем с исторической судьбой идейного наследия, что оно не нуждается в защите, а вообще парит на недосягаемой для вредительства высоте. Конечно, это не так. И тот же многотомник МЦР «Защитим имя и наследие Рерихов» демонстрирует актуальность защиты. Во втором томе этого многотомника МЦР опубликована моя книга в защиту Рерихов и Блаватской от нападок общеизвестного диакона и оных, а в «Дельфисе» сейчас публикуется цикл моих статей о подлинном смысле деятельности Рериха в Азии, направленный на дезавуирование американо-британской клеветнической версии о политической деятельности Рериха в Азии – что также демонстрирует необходимость на всех направлениях сражаться за честь и имя основателей и всего, что связано с Учением.

Но в любой человеческой деятельности, в том числе и охранительной в Рериховском движении, как писалось в обсуждаемой статье, «…обнаруживаются крайности двух видов: либо чрезмерная заорганизованность и стремление подстроиться под светскую “адекватность”, либо околодуховное всеядие». Первая крайность присуща людям жёсткого и прямолинейного склада и про них в статье написано: «Узкий, окопный подход противоречит сути и цели рериховского движения, неизбежно ведёт к вырождению и сектантству», такие «при заорганизованности исходят из очень узких границ, с армейской прямолинейностью не допускают малейшего отклонения от “буквы” и “канона”». А вторая крайность обнаруживается у людей с излишней мягкотелостью и беспринципностью: «Теперь об околодуховном всеядии. Если заорганизованность и прагматизм обращают сад в камни, то всеядие и всеоткрытость доводят сад до болота». Поэтому для тех, кто готов уничтожать напалмом любое вражеское, на его взгляд, поползновение, и даже в соратниках, автор и призывает взглянуть на жизнь не сквозь амбразуру дота, а по индуистски в стиле Бхагават-гиты или по христиански в стиле Нагорной проповеди, и миролюбиво возглашает: о силе Солнца и мощи Океана.


Сегодня главная проблема не в крайностях защиты Учения, а в крайностях защиты движения, т.е. в том, что в моей статье названо «политикой» и «идеологией». Для всех, кто сформировался в условиях партийной монополии СССР, политика и идеология – это словно «одиннадцатая» заповедь Ветхого Завета, за это готовы сложить свою и отсечь чужую голову. Однако в этом большевистском рвении, заботой об идее и Учении в действительности часто прикрывают заботу об авторитете ныне здравствующих, заботу о неприкосновенности сформулированной ими «политики», это они превратились здесь в живые «догматы», тогда как Учением здесь за всё время Рериховского движения, как известно, вообще не занимались, с доктринальным анализом Учения в Рериховском движении, к сожалению (а может пока и к лучшему) – вообще не густо.

Да, любое древнее Учение подверглось сильнейшему искажению, включая тексты. Евангелия дописаны и переписаны, а такие фразы, как «Ударившему тебя по щеке подставь и другую», истолкованы как говорят, кто во что горазд. Но Живая Этика состоит из 14 книг, плюс ещё несколько дополнительных книг, а также есть Беседы с Учителем и ещё девять томов писем Е.И.Рерих, половина из которых представляет разъяснения, и ещё около пяти толстенных томов работ Н.К.Рериха о культурном и миротворческом преобразовании общества – кто же до сих пор их смог в центральных положениях исказить или необратимо доктринально перетолковать, как такое с такой махиной возможно? Небезызвестный диакон тупо выдёргивал фразы из контекста Учения и заменял некоторые слова – это, разумеется, безобразие и потребовало ответа, но это не «искажение Учения», кто ему поверил и пошёл, словно за арианами или за манихеями в доктринально «искажённую» сторону? Горе-историк присудил Рериху политическую деятельность, но какое это, при всём вредительстве касательно личности Рериха, имеет отношение к главным положениям Учения о нравственности, духовном восхождении, понимании бытия и огненной практике? Где здесь новая концепция, подобная выдуманной церковью триипостасности Бога, или позднебуддийскому обнулению в Нирване?


Е.И.Рерих, высказывая беспокойство о судьбе Учения, о том, кто убережёт Святыню от поругания, надо полагать, из-за опасения прямо упоминать о тетрадях, под словами «Учение» и «Святыня» подразумевала не доктрину, а как раз оставшиеся в руках предателей-Хоршей эти свои тетради с записями Бесед с Учителем в их сокровенной части. И именно это её опасение поругания Святыни и получило подтверждение. И вовсе не в том, что издательство «Сфера» с главным редактором-теософом эти тексты опубликовало (запись Бесед в двух экземплярах предполагала в любом случае их публикацию, самая закрытая информация, согласно пометке об этом в Беседах, не была записана), а в том, что кладоискатели и ревнители резать «правду-матку» на страницах интернета развернули дискуссию о глубоко личном и сокровенном, перещеголяв в цинизме и кощунстве диакона на несколько порядков. Здесь же поблизости оказался и горе-историк. Но всё это не искажение сути Учения, не подделка текстов-оригиналов, а нападение на движение, на высокие ценности, высокие авторитеты и идеалы.
Нападение на почитаемые ценности и на само новое движение есть историческая неотвратимость, так всегда с новым было. Вот крайностей в этой борьбе мы и призывали остеречься, и в первую очередь, чтобы в чрезмерном усердии – своим не передраться и не перестреляться.


  1. Как вы считаете нужно вести себя Агни-йогам в сети? Отвечать на провокации? На любопытство? Как быть с поносителями Учения? Каким образом очистим лики Рерихов?


О защите Учения и Рериховского движения.

Ответ на вопрос о том, как и до какой степени защищать Учение и Рериховское движение, в том числе и в рамках новых информационных технологий, содержится в мировой истории духовных движений и Учений, в которой есть свои и положительные примеры, и отрицательные, и в первую очередь в положительном примере Елены Ивановны и Николая Константиновича Рериха. Ведь дело не в технологиях, они будут постоянно меняться, а в сути защиты. Так, во время Елены Ивановны трагикомедия с Кришнамурти в теософском обществе была в полном разгаре (начало в 1911, завершение в 1929). Под поругание, «провокацию» были поставлены образ и идея грядущего прихода Майтрейи, имя Христа, теософское движение как таковое, начало которому было положено самими Махатмами, а, соответственно, и связанное с именем теософии Блаватская, Махатмы, «Тайная Доктрина» и всё остальное. Среди многих «подвигов» Адьярского Центра можно отметить, как здесь устроили «Варфоломееву ночь» теософам Америки, совершив нападение на бессменного лидера американских теософов и одного из самых преданных последователей Блаватской – Джаджа. Так в борьбе против Джаджа, а затем против вставшей после его смерти на его место Кэтрин Тингли, состоялся раскол теософского движения. Был задвинут Синнетт, отказавшийся признать звезду Кришнамурти и порядки в Адьярском Центре. Центральный штаб в Адьяре препятствовал публикации Писем Махатм, имевшихся в распоряжении Адьяра. Спрашивается, были ли причины для негативного отношения к американскому теософскому обществу и её чрезмерно деловитой и настырной руководительнице Кэтрин Тингли? Конечно, были. Но допустим ли был подобный расстрел своих и раскол? Конечно нет. Были ли некие опасения в том, что мир увидит Письма Махатм, не сопротивлялись ли в прежнее время сами Махатмы их публикации? Да, всё это было. И, тем не менее, время пришло их публиковать, а адьярские руководители всё ждали некой команды с Неба, хотя давно никакого контакта, как это следует из Бесед с Учителем, они не имели. Время без них распорядилось и Письма были опубликованы из архива Синнетта через два года после его смерти, более того, Елена Ивановна сразу же получила указание срочно перевести наиболее значимые из них на русский язык и через два года, в 1925 году этот её перевод под названием «Чаша Востока» был опубликован. В этом отношении руководителей адьярского Центра с их удержанием от публикации Писем, с их непризнанием и замалчиванием материалов калифорнийского Учения Храма (Учитель Илларион) Елена Ивановна усмотрела больше защиты ими неких собственных прерогатив и интересов, а не заботу о деле Махатм. Так Е.И. писала: «Именно, больше чем странно, что такой большой центр и, главное, основной, как Адьяр, за исключением переработки книг А. Безант, оставшегося у них огромного материала от Е.П. Блаватской, ничего не выпускает из ближайших наставлений Белого Братства... Страшный удар Теософскому Обществу нанесло опубликование двух томов книги “Письма Махатм” и сборника писем Е.П. Блаватской к Синнетту. Маски сняты со многих деятелей. Конечно, не мелочь хула на Учение, ибо эта хула на Духа Святого. И ужасна судьба таких хулителей во всех мирах. Но чтобы парализовать хулителей, нужно прежде всего просветить слушателей» (Е.И.Р. 17.02.1934).

Спрашивается, первый ли раз в истории духовных движений подобное происходило с Центром, взявшимся за бдение и защиту Учения и памяти об основателях и реликвиях? Разумеется, нет. Всё это многократно было и хорошо известно. История повторяется по одному и тому же сценарию. Почему так? Потому что во всех данных случаях те, кто берётся исполнять казалось бы замечательную миссию – защиту, со временем поступают одинаково – они забывают (или увлекаются, или присовокупляют собственные личные интересы), что никто не наделён монополией на истину. В нашей стране не надо далеко ходить за историческими примерами, такой пример у нас в лице обанкротившейся КПСС свеж и горяч. Это ярчайший пример того, что бывает, когда покушаются на узурпацию истины и попутно, на свободу духа и мысли.

Как же поступила Елена Ивановна Рерих с этими фактически «поносителями» Учения, теми, кто фактически дискредитировал Махатм и их дело? Это хорошо известно. Ко времени опубликования в 1940 её писем (не знаю, есть ли они в переводе на ведущих европейских языках), в которых она критиковала (и весьма сдержанно) теософов, теософская история с Кришнамурти в роли Мессии и войной с американским центром закончилась и сегодня об этом многие забыли и чем дальше по времени, тем об этом вспоминают не более чем как о несущественном недоразумении. Тогда как теософия по-прежнему продолжается, в неё приходят новые, молодые силы, которых эта прошлая история мало волнует, и правильно. Точно так же нашло свою историческую сатисфакцию клеветническое определение Общества Психических Исследований (ОПИ) о Блаватской. Спустя сто лет от этого же ОПИ было опубликовано опровержение и извинение перед Блаватской. Наследие Блаватской намного шире и могущественнее, нежели отдельные персоналии.

Есть и сравнительный пример в мировых религиях. Так, наибольшей терпимостью обладает индуизм, и здесь в этой связи совсем не случайно можно обнаружить наиболее масштабное развитие философской и йогической мысли и практики, равно как и пример, как непротиворечиво могут уживаться разнообразные культы, представления о святынях, мировоззренческие концепции. Конечно, и здесь можно найти свои исторические примеры религиозной и идейной нетерпимости, но если сравнивать с прочими народами и религиями, то Индия, которую столь любили и чтили Учителя, являет нам наибольший пример терпимости и человеколюбия. Затем можно назвать буддизм и иудаизм, где также получили относительно свободное развитие всевозможные направления, без каких-либо особых кровавых гонений на инакомыслие, во всяком случае если сравнивать с тем, что творилось в христианстве. Даже в исламе, казалось бы, с известной горячностью народов, его исповедующих, намного больше оказалось гибкости в идеях и направлениях, чем в христианстве. Почему так? Потому что христианская церковь, в первую очередь Римско-католическая церковь, больше всех притязала на монополию истины, что одновременно и неизбежно совпало с её притязаниями на власть мирскую. Иначе было в протестантстве, изначально концептуально отказавшимся от подобной монополии и стяжания любой власти своими священниками и своей церковью. Хуже, чем в протестантстве было в церкви Православной, русской, где генералитет церкви, вопреки духа православности, не смог удержаться от болезни власти и обмирвщления, от искушения иллюзии всезнания «как лучше», хотя и в несравнимо меньшей степени, чем в Ватикане. История с отлучением Льва Толстого в этом испытании – наиболее показательна. Был ли Лев Толстой с точки зрения общеустоявшихся церковных канонов еретиком? Был ли его призыв к тотальному непротивлению в отношении русской армии и судьбы Отечества «провокацией»? В этом нет никакого сомнения, особенно в ближайшей исторической перспективе русско-японской, а затем и Первой мировой войны. Но разве всё значение величайшего гуманистического призыва Льва Толстого и его огромного, мировой величины литературного и общекультурного таланта не превращали в нонсенс церковное осуждение? Разве дела духа и духовного, которые и призвана в первую очередь осуществлять организация профессионального духовенства, не должны определять иные приоритеты и подразумевать видеть дальше ближайшей очевидности, разве не для и этого их случая прозвучала заповедь Христа «не судите и не судимы будете»? Тогда передовая русская общественность много по этому отлучению писала, возмущаясь поступком церкви, в том числе много горького по этому поводу в адрес руководства церкви высказал В.В.Розанов. Или почти что отлучение здесь Блаватской (1994) 1.

Ведь та же идея Льва Толстого впоследствии вдохновила Махатму Ганди к выбору формы борьбы с британским колониализмом, эта форма впоследствии заразила всю Индию. Теософы Блаватской выступили организаторами и помощниками на первых началах Индийского Национального Конгресса. В конечном итоге не без всего этого произошло мирное удаление из Индии Британии – того самого геополитического врага России, с которым Россия уже двести с лишним лет сражается за Азию. Вот тебе и льво-толстовская «провокация» против России, вот тебе и «оккультистка» Блаватская. Не иронией ли судьбы стал после отлучения Льва Толстого в 1901 г. протекторат над церковью в лице сатаниста Григория Распутина, вдвинувшегося к царю Николаю II в 1905-м? Расплата для Русской православной и для католической церкви за их узурпацию истины и духовного – общеизвестна, их монополия рухнула с прегромаднейшим треском. А ведь Блаватская в конце XIX века в «Разоблачённой Изиде» именно о подобном надвигающемся финале, если в церкви не изменится отношение, прямым текстом её предупреждала.

Новое время неизбежно привносит новые формы нападок на Учение и основателей, а также и появляются новые возможности защиты. Но главное, это не новые формы, а изменившиеся люди. Сегодня иное время, иное отношение к разнообразным монополиям, диктату, традиции руководителей соединять своё лидерское положение с автоматической презумпцией обладания истиной. Необходима терпимость, диалог, тем более со своими. Ведь и на ошибках учатся. Например, очернительство Учителей, одно время даже просочившееся на волне росовского ревизионизма на страницы рериховских интернет-форумов. И что? Сама интернет общественность многих из них оттеснила, они выдохлись, а наиболее рьяным модераторы рериховских сайтов вход закрыли. Какое-то время ещё попахивало со страниц специфического российского теософского сайта, но там Живой Этикой мало интересуются и там эта тема мало кому интересна. Цинизм и «жареное» – скоротечны, их надолго не хватает. Мы же в нашей уверенности в силу и незыблемость Учения в первую очередь должны не вздрагивать как пугливая лань от первого постороннего шороха, а как заповедано Учителем «мы сами должны идти, как слоны через заросли» (05.02.1933). Мы не должны реагировать на каждый визг Моськи.

Как относиться на хронические или серьёзные нападки, на заведомое очернительство Движения или имя основателей? Конечно, с ними нужно бороться разъяснением нашей правильной позиции. Сегодня, к сожалению, массовость выступлений в интернете создаёт иллюзию истинности. Конечно, нужно везде, где это возможно, доносить правду о Живой Этике и основателях. Твёрдая, спокойная в своей правоте, уверенная позиция, повторенная сразу в нескольких местах истина, становится незыблемым утёсом среди мятущейся и оттого слабой хаотичности. Через время это становится заметно. Всеми силами и делами поддержим девиз: защитим имя и наследие Рерихов.


  1. Пожалуйста, выскажите своё мнение о множественных попытках провозгласить Агни Йогу религией. Пусть это странно звучит, но надеюсь на Ваше понимание.

Не думаю, что сегодня попытки провозгласить Агни Йогу религией множественны. Так было во второй половине девяностых, когда к идейному пространству, оставленному компартией, относились как предмету колонизации. Жупел «религия» навешивался на Агни Йогу в чисто контрпропагандистских целях, следующим логическим шагом после чего было навешивание жупела «секта», пугливое отношение к которым в конце девяностых было известно и отчасти искусственно сформировано. Подобный метод заваливания противника является одним из разработанных инструментов манипулирования социумом, освоенным конструкторами современных цветных революций в Восточной Европе и религиозных революций на Ближнем Востоке. В моей книге «В поисках православия» было показано, что Архиерейскому собору церкви 1994 г. с его знаменитым «сами себя отлучили» в наш адрес и в адрес основателей, предшествовала некая межконфессиональная Конференция в Москве с подавляющим присутствием американцев. В девяностые, как известно, американцы много чем в нашей стране рулили. Г-н Дворкин с его американским паспортом и прозрачной историей связи со спецслужбами США был нашим, так сказать, попом Гапоном, или Троянским конём в ограде церкви. Он-то с известным диаконом и проталкивали тогда везде где только можно эту склейку Рериховского движения с «религией» и «сектой». Но к середине двухтысячных, с удалением из нашей страны американо-британского стратегического руления, церковь с новым начальством заняла, кажется, позицию политкоректности, осознавая, с одной стороны, незыблемость своей позиции и территории, на которые в действительности никто не притязает, а, во-вторых, осознавая реальные границы этой своей территории, связанные как с лимитом на финансирование, так и закономерной и статистически известной невысокой современной ролью религиозных форм во всех развитых странах. Иными словами, наша церковь обрела свою нишу, и войны за колонии, будем надеяться, ею окончены. Трения же, естественно, всегда неизбежны, трения даже внутри церковной конфессии, как и внутри Рериховского движения бывают. Попытки выйти за границы этой ниши – также неизбежны. Общество на это реагирует.


Вместе с тем, то давление на Рериховское движение не прошло бесследно. Опасаясь быть причисленными к религии, руководители большинства рериховских общественных организаций качнулись в другую крайность, что отчасти и добивались, судя по всему, заокеанские стратегические центры – стать традиционно светскими, обычными культурными заведениями. Главной силой современности, что настойчиво пытался донести, рискуя жизнью, Рерих до российских коммунистов, было овладение силой духовности. В Беседах на вопрос о причинах трагедий в России сказано, что Россия имела бы иную участь, что ей суждено слишком многое, ибо ей дана особая возможность связи с Иерархией, «но она упорно не хочет принять Благодать» (14.09.1933), и именно «явление господства духа Россию спасёт» (23.02.1934). Да, Культура является универсальным и центральным средством улучшения и оздоровления жизни на всей планете. Но не Культура, а освобождённая Духовность будет на переднем острие эволюции, Духовность передового отряда будет за собой вести в Новый Мир.
Чем же отличается в современном понимании Духовность от религии? Что есть Агни Йога Урусвати? Ведь те теософы, которые замкнулись в сугубо-теоретическом изучении и инвентаризации оставленного Блаватской, и кто не понял смысла продолжения Учения в лице Агни Йоги, вне практической стороны нового духовного потока такие остаются как тело в анатомическом театре – без жизни. И культурная деятельность по продвижению в массы искусства Рериха, а вместе с ним и Учения – также нужна и замечательна, но только такая, без практической Агни Йоги, она обречена стать обычной музейно-экспонатной деятельностью, обрасти полезной и удобной социализацией, но рискует утратить главное – что заповедано и России и Рериховскому движению: построение Нового Мира. Что же тогда должно быть его строительством в главной и передовой духовной части, как не практическая Агни Йога, как не мост между Землёй и Небом, что как не Урусвати? Ведь нет решения в круге земных вопросов обычными социальными средствами, даже и очень правильным и умным Учением, но решение изменения мира – в человеке, а как же тогда без Агни Йоги, без огненного опыта? Ведь эзотерика в устах Елены Блаватской и Елены Рерих – это не метафора, не красивое жанровое словцо, а руководство к действию.
Религия, то, что принято под этим словом понимать, в виде известных ныне форм, была, начиная от монастырско-церковной организации, положена Буддой, повторена затем христианством, иудаизмом и мусульманством. Этой форме две с половиной тысячи лет и она была дана на известную эпоху, которая уже как полвека закончилась. Эта данная Буддой монастырско-церковная форма впервые сделала религию и культ массовыми, заменив прежние формы доступа в лице религиозной элиты жрецов и приобщённой к ней сословной аристократии. Те же храмы в Египте для народа раньше были доступны только по большим праздникам. Но не так стало со времён Будды и буддизма. Вместе с тем, те массы, которые теперь религией и их Священным Писанием были подняты в какой-то мере над обыденностью и языческим идолопоклонством до философских и нравственных высоких концепций и заповедей, конечно, в целом ещё были совершенно необразованными и тёмными, и в их быту, т.е. за оградой храмов и церквей, в основной массе они оставались по-прежнему идолопоклонными. Эпоха Возрождения и Просвещения, и, наконец, научно-техническая, а затем информационная революции эту старую религиозную форму во многом разрушили. Её ареал и перспективы стали крайне ограниченны.

И, напротив, древние духовные практики редких Архатов, отдельных святых и праведников, посвященческих школ ныне становятся благодаря теософии и Агни Йоги в их провозглашённом здесь главном сердечном делании – общедоступными. Их суть, в отличие от массовых религий, заключается не в абстрактном поклонении, не в соблюдении ритуала и неких догм, а в прямом энергообмене и, в идеале – осознанном общении с Небом. За объединением миров, за воссоединением с Надземной Иерархией, с Учителями, с Братством, за нравственным совершенствованием и, как следствие, тонкоматериальными трансмутациями – будущее. Прямой взаимообмен, прямой диалог – это не религия, в общепринятом понимании это именно то, как названо наше Учение и наше делание – Агни Йога. Йога – не религия, индологам и культурологам это хорошо известно. А в такой йоге есть как раз место и для науки, и для культуры, и для прогресса и для нового человека, и для духовной практики. Здесь есть место для союза со всеми прогрессивными и светлыми силами на планете, включая и дружественный союз с традиционными религиями. Новый Мир требует новых форм. Мы это называем не религия, а духовное движение и йога.




  1. Уважаемый Александр Владимиров, лично меня очень беспокоит смешивание наследия Е.П.Блаватской и Рерихов с книгами Балларда и четы Профетов. Думаю, если не принять меры сегодня, то через совсем немного лет, отделить Истину от подделки будет еще сложнее. Даже в википедии, на странице, посвященной Владыке М. еще совсем надавно существовал раздел «О различиях между Махатмой М. и Вознесённым Владыкой Эль Морией», но уже два года как убрали и эти отличия с сайта, т.е. даже на этом популярном информационном источнике произошло смешение правды и лжи. Интересует Ваше мнение в этом вопросе, планируете ли Вы в своих работах уделить внимание этой теме?

Конечно, разъяснять нашу позицию необходимо. И желательно путём положительным, т.е. путём раскрытия темы, простая критика неправильных мнений собирает сегодня малую аудиторию, недолговременна и малоэффективна. Да, давно подбираю материал и давно есть мечта написать об Учителях.




  1. Какие три наибольшие достижения человечества на данном этапе вы бы выделили? А также три наибольших ошибки. Интересует ваше мнение именно о человечестве вообще, отбрасывая наиболее развитых и наиболее деградировавших представителей.

Каждый человек – это капля в океане. Волны этого океана – история человечества как результат множества причин. О потоке Дхармы можно лишь размышлять, пытаясь охватить всё больший океан причин и следствий. Огромное счастье явление Учителя и Урусвати. Глубокое сожаление о содеянном Люцифером.




  1. Как Вы относитесь к творчеству Антаровой Конкордии в части написания книги "Две жизни"?

Для значительного числа людей самых разных убеждений и традиций переход с палубы корабля мира старого на палубу корабля Мира Нового происходит благодаря двум, можно сказать, Евангелиям Нового Века (в хорошем смысле слова): повести-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Две жизни Антаровой». К ним можно ещё добавить книгу Элизабет Хейч «Посвящение». «Две жизни» – прекрасная книга, открывающая человеческую сторону жизни Учителей. С учётом того, когда и при каких обстоятельствах она была написана – это поистине жертва и дар России и всему человечеству. В прежние времена за подобный подвиг причислили бы к святым.




  1. 1) На Ваш взгляд, какие возможны положительные и отрицательные изменения в частной жизни людей и общества в целом, в результате официального признания академической наукой существования эфирного тела человека?

Признание, т.е. легализация знания об эфирном теле может привести, например, к радикальным подвижкам в медицине, начиная от полного изменения хирургии и заканчивая нахождением избавления от таких болезней как рак. Негатив связан с нравственным состоянием человечества. Вся чёрная магия вращается вокруг проблемы воздействия на эфирном плане и связанным с ним низшим астральным планом. Из-за опыта с Атлантидой, погибшей именно из-за злоупотреблений в данной области, судя по всему, Владыки удерживают человечество от преждевременного проникновения в эту область, развивая в людях высшие оболочки (принципы), когда на эфирный план можно будет влиять не «снизу», а «сверху» и когда поднятие на этот «верх» будет невозможно для имеющих нравственные изъяны.


2) Возможно ли такое открытие и признание академической наукой, в условиях контроля со стороны определенных ведомств?

Развитие человечества происходит замысловатым образом. Владыки долгое время препятствовали выдачи тайны ядерной реакции, тем не менее, разработка ядерного оружия произошла сразу после самой кровопролитной и масштабной войны, т.е. когда человечество докатилось уже до размаха планетарных баталий. Но парадоксальным образом именно наличие ядерного оружия сделало Третью мировую войну невозможной, ибо в такой войне не может быть победителей, и именно наличие ядерного оружия сегодня выступает главным сдерживающим фактором в ключевых очагах на планете. Прогресс ускоряется. Возможно, человечество и подберётся к Тонкому Плану намного раньше, чем в основной своей массе дозреет до высокого нравственного уровня. Но должны появиться противовесы. Ведомства неспособны повлиять на эволюцию, так же как невозможно было остановить в своё время эпоху Возрождения и Просвещения. Там работают такие же, как и мы люди, с такими же ограниченными по-человечески возможностями.




  1. 1) Прошу прощение за много вопросов. Что именно говорила или записывала лично Елена Ивановна о своём следующем телесном воплощении?

Урусвати закончила круг воплощений на Земле. Насколько можно понять из контекста Бесед с Учителем, Урусвати – владычица Урусвати и там воплотиться. Россия есть мост к Урусвати.


2) И ещё. Что может быть Вы слышали о воплощении Святослава Николаевича Рериха после Ухода 30.01.1993?


Первоисточник закончился с уходом Е.И.Рерих. О существовании других достоверных источников мне неизвестно. Святослав Рерих, насколько известно, воздерживался от каких-либо комментариев о себе или о близких подобного рода со ссылкой на источник. В таком случае не откуда и нечего услышать о подобной и прочей информации, касающейся основателей, кроме того, что известно через Е.И.Рерих. Последнее, что стало известно и было опубликовано (сканкопии и пр.) – это её Беседы с Учителем. Также небольшая часть дополнительной информации от З.Лихтман (Фосдик), записанной в её дневнике (с обязательной проверкой).


  1. В докладе В.М. Сидорова "Новая Россия и духовная Индия" Баба Вирса сингх назван Махатмой. Как Вы прокомментируете это?

В современной Индии проще относятся к сакральным и священным наименованиям, чем в церковном христианстве. Здесь на вывесках кафе, магазинов или гостиниц можно увидеть названия: «Кришна», «Радха», «Сарасвати» и т.д., здесь повсюду, включая вывески, стены, двери встречаются начертания знака Ом, Свастики и пр. Аналогичным образом наименование «Махатма» в общеупотребительном применении отличается от того значения, которое вкладывается у нас со времён Блаватской и теософских текстов, где оно означает Учителей, а в Агни Йоге – планетарных Управителей, пришедших на нашу планету, великую Триаду, олицетворяющую известный наш знак трёх монад в круге Матери Мира: Майтрейи (Учителя), Будды (П.) и Христа (К.Х.). В Индии в общеупотребительном значении слово «Махатма» означает просто великую душу, что прилагают ко всем тем, в ком чувствуют такую большую духовную величину, или кто совершил для многих людей большое благо. В России многие святые могли бы быть названы таким именем в таком его расширительном значении, например, Серафим Саровский. Или даже Лев Толстой. Бабу Вирса сингх, к которому ездили многие наши соотечественники, в том числе и православный публицист Ксения Мяло, книга которой «Звезда волхвов, или Христос в Гималаях», опубликованная во втором томе многотомника МЦР «Защитим имя и наследие Рерихов», написана не без его косвенного влияния. Он действительно обладает всевозможными сиддхами (необычными способностями). Таких, как Бабу Вирса сингх и называют в Индии «Махатмами». Их в Индии много и многие из них заслуживают почитание и уважение, это большое счастье Индии, её народа, что здесь есть такие великие души, что к ним здесь проявляется всенародное почитание, их защищает и материально отчасти поддерживает правительство. Благославенная Индия! Это мой ответ на то, кто есть Бабу Вирса сингх.




  1. А какая линия Буддизма Вы чувствуете Вам ближе: Тхеравада, Махаяна или Ваджраяна?

Мне ближе Агни Йога.


Прошу прощения, что не умею объяснить. С кем из Буддистов Вам практически проще находить общий язык при общении, какая это Школа?
Круг моих интересов лежит за пределами буддизма, особенно его современных форм, хотя я уважительно отношусь к буддизму. О любой религии можно говорить как о доктрине, как о церковно-религиозной форме и, наконец, как о духе в ней, который над буквой и ритуалом. Доктрина буддизма, которая изложена в «Основах буддизма» Е.И.Рерих, во второстепенных деталях отличается, насколько можно судить, от современных школ буддизма, но в ядре изложенного Еленой Ивановной, выражена, надо думать, та самая изначальная суть. За давностью лет учение Будды, как и любая древняя религия и Учение, претерпело множество трансформаций и говорить о его прошлом содержании сложно. Явление Нагарджуны (впоследствии это направление стали называть «Махаяна») привнесло новую волну в религиозность буддизма, ту же самую, какую на рубеже новой эры принёс Христос – это очеловечивание, в смысле животворности, знания и религии. «Не человек для субботы, а суббота для человека». Волна Нагарджуны, ставшая Махаяной, при всех её неизбежных «церковно-религиозных» последующих отклонениях, тем не менее, привнесла главное: это возвращение буддизму, сдвинувшемуся в сторону схоластики, изначального духа жизненности, принятие Иерархии (здесь узнаются те же наши Учителя, так же как и среди библейско-христианских Архангелов). Именно это мне и ближе, но не ритуал, конечно, в Махаяне. Если же говорить о современных Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне, их многочисленных школ, то они мне мало знакомы.



  1. При жизни Будды возникли первые буддийские общины, при жизни Апостолов образовались первые христианские общины, но вот уже прошло два десятилетия с тех пор как книги Учения стали доступны, но общин последователей Учения АЙ пока нет.
    Как Вы думаете, причина слабого развития в отсутствии лидеров способных зажечь, или же ещё не время? 

Не важно, что мы по этому поводу думаем, а важно, что мы делаем. Даже неудачный, казалось бы, опыт, таковым оказывается лишь с точки зрения ближайшей очевидности, но не таков он пространственно и на дальней перспективе. Поселения рериховцев в Уймонской долине – большое дело, за Горным Алтаем великое будущее. Там заложены космические магниты. Пионеры оправдываются последующим потоком истории. На Востоке судят и живут не столько результатом, ибо он всегда относителен и преходящ, сколько ощущением совершаемого, чувством и нравственной силой текущего действия – это навеки. Община вырастает в первую очередь в духе, в нашем отношении к окружающим людям, её можно возводить начиная от собственной семьи и до мирового масштаба. В том числе и отдельными дружественными поселениями, почему бы и нет. С чего-то Мировая Община должна начинаться. Конечно, времена тех общин, сугубо религиозной окрашенности, канули в лету. Но жизнь привносит новые формы, или же повторение старых на новом уровне и в новом качестве. Каждый делает то, на что способен, к чему устремляет его сердце. Всегда можно и нужно дерзать.




  1. Не могли бы Вы что-нибудь написать про то, что известно вам о применении МЦР в своей работе примеров из книги Антаровой в области гармонических соотношений между людьми, построение коллективов по сознанию, по интересам и прочее?

Думаю, что этот вопрос нужно адресовать в МЦР




  1. Даниил Андреев и его творчество для Вас что-нибудь значат, в частности его книга «Роза Мира»? Один ли источник с Агни Йогой?

Есть целая группа авторов, в том числе в России, отмеченная пророческой и провидческой печатью, в широком смысле этого слова. На Западе это, конечно, Шекспир и Данте. У нас, Пушкин и Блок. Среди них могучим утёсом возвышается и Даниил Андреев. Для всех, кто интересуется оккультной традицией, книга Даниила Андреева «Роза Мира» стала целой эпохой, громадным шагом по формированию незашоренного взгляда на тот мир. Поскольку многие великие явления среди человечества, особенно связанные с описанием того мира, и тем более со столь гуманистической, человеколюбивой окрашенностью, как у Даниила Андреева, явно находятся под наблюдением и содействием Белого Братства, думаю можно предположить, что на дачу такого откровения было дано добро и от нашей традиции. Само длительное миролюбивое сосуществование Агни Йоги и «Розы Мира» Даниила Андреева, уважение к «Розе Мира» среди многих агни-йогов, должно служить признаком близости этих двух традиций. Думаю о едином источнике говорить невозможно. Но не без влияния нашей Иерархии. Здесь есть заведомые расхождения с тем, как видим и понимаем мир мы. Впрочем, и у Джорджа Вейл Оуэна вид того мира оригинальный. По поводу таких описаний Е.И.Рерих писала:

«Всем, желающим ближе подойти к явлениям надземным, можно посоветовать ознакомиться с обширнейшей литературой всех веков и народов, трактующих о мире потустороннем. Ведь большинство даже не подозревает, какое огромное количество трудов на эти темы существует в мире! Мир никогда не был лишён зрячих, которые, обладая более усовершенствованным организмом, могли видеть то, что скрыто от грубого физического глаза. <…> В Англии большим успехом пользовались книги на эту тему, написанные священником G. Vale Owen (Г. Вейл Оуэн). Написаны они под диктовку духов. Два, три тома из этой серии «The Life beyond the Veil» («Жизнь высших миров») у меня имеются, и должна сказать, что они заслуживают внимания. Несомненно, эти книги были даны под наблюдением Б. Бр. Многие методы употребляются Вел. Уч., чтобы пробудить сознание человечества. Каждой группе сознания даётся то, что она может вместить, что ей ближе» (03.12.1937).


  1. В чем, на Ваш взгляд, повышенная агрессивность в обществе, в частности. в украинском?

Оценка агрессивности может оказаться Вашим частным взглядом. Подобные оценки звучат из области политики, и в зависимости от занимаемой политической платформы звучат иногда диаметрально разные оценки. Освещение политических событий дело неблагодарное. Если судить с точки зрения чисто психологической, то судя по знаку года: Год Змеи, и судя по невысокой солнечной активности, было бы удивительным ожидать общую агрессивность у населения. Об особенностях текущей агрессивности на Украине мне судить сложно, так как живу в России.




  1. Ваше отношение к приватизации Знака Триединства.

Было необычно и неожиданно. Сейчас привыкли. Вроде никто без знака не умер. Думаю, что в будущем ограничения снимут и знак вернётся в неограниченное достояние человечества. Насколько это было сейчас необходимо и злободневно, судить не берусь. Если не было прямого указания от Учителя, то этого делать было, наверное, не надо, лучше бы в качестве защиты было провести какую-нибудь общую акцию, аналогичную защите от поругания всех знаков, составляющих реликвии человечества, провести её под эгидой ЮНЕСКО, провести это под знаком Знамени Мира Рериха, и включить в такой реестр в том числе и Знамя Мира и Знак Триединства. А так получилось какое-то локальное юридическое ограничение на узкую группу товаров. В силу этого рода защиты защита организована не во всех странах, даже не во всех ведущих странах, и только на основные группы товаров, а корабль, например, со Знаком Триединства, насколько можно понять, выпустить можно. Можно выпускать нетоварную продукцию со знаком, например, бесплатную литературу. Ну и так далее. Короче говоря, странно. Но не смертельно.




  1. Ваше отношение к записям Н.Уранова.

Читал далеко не всё. Астрология ошибочна. Как агни-йог он наш человек. В Усть-Каменогорске дважды встречался в рамках экспедиции на «Белуху» с группой его почитателей – наипрекраснейшие люди.



  1   2   3   4   5   6

  • РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
  • Мир Огненный ч.1, 167
  • песчинка
  • Исходя из вышеизложенного, очевидно , что этот союз – союз Шамбалы с духовной Россией – благодаря усилиям В.М. Сидорова, осуществился
  • О защите Учения и Рериховского движения
  • защитим имя и наследие Рерихов