Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Актуальные вопросы методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы




страница1/6
Дата19.02.2017
Размер1.37 Mb.
ТипСборник статей
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования и молодёжной политики

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

ГОУ ВПО Сургутский государственный

педагогический университет



АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ:

ОПЫТ, СТРАТЕГИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Сборник статей и материалов

межвузовской научно-практической конференции


Выпуск 13

Сургут


2015

Посвящается памяти

Савиных Валентины Владимировны,

преподавателя методики

обучения иностранным языкам

кафедры лингвистического образования

и межкультурной коммуникации

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензент:

Симонова Ольга Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания английского языка и перевода

Сургутского государственного университета
Редакционная коллегия:

Никитенко Зинаида Николаевна, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков ГОУ ВПО Московский педагогический государственный университет

Бопп Юлия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутского государственного педагогического университета

Быстренина Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутского государственного педагогического университета
Актуальные вопросы методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы: Сборник статей и материалов межвузовской научно-практической конференции. – Выпуск 13 / Отв. ред. Н.В. Гераскевич. – Сургут: РИО СурГПУ, 2015. – 116 с.
Сборник содержит статьи, в которых отражены результаты теоретических и практических исследований по методике преподавания иностранных языков и культур, обсуждаются проблемы использования проектных, коммуникативных и информационных технологий в обучении иностранным языкам в вузе и школе.

Сборник адресован студентам специализированных факультетов, учителям иностранных языков, специалистам в области методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации.

Ответственность за точность цитирования и ссылок несут авторы опубликованных материалов.
© Сургутский государственный педагогический университет
содержание


Предисловие …...………………………………………..


6

Бопп Ю.В., Дзюба Е.В. Развитие и оценка сформированности навыков аудирования студентов неязыковых специальностей с использованием видеоматериалов ………............................................................

8


Гарбузова В.В. Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе ……………………………………………………………..


19


Гераскевич Н.В. Интерактивные формы организации работы студентов на основе текста в курсе методики обучения иностранным языкам ………………………………..


23


Гордиянова И.П. Использование дистанционных технологий на уроках английского языка ……………………

34


Звягинцева Т.В., Нигматуллина М.М. Графические организаторы как инструмент структурирования информации и формирования универсальных учебных действий обучаемых ………………………………………….....................

39


Коваленко А.В., Чапанян Л. Трудности изучения русского языка иностранцами (из опыта общения с американскими студентами) ……………………………………


45


Нечаева Д.А., Клёшина М.А., Бондаренко С.П. Программа «Антистресс» с внедрением Веб-квестов на уроках английского языка в средней школе ………………….


51


Никитенко З.Н. Развивающая технология овладения младшими школьниками иностранным языком в начальной школе (методические основы …………………………………...

55


Овчаренко С.В. Обучение иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей на основе профессионально-ориентированного текста ………………….

66



Садретдинова Г. М. Проектная технология на уроках английского языка в начальной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты …………………………

79


Салахова А.С., Перешеина К. Использование технологии критического мышления для формирования социокультурной компетенции школьников на уроках немецкого языка как второго иностранного на среднем этапе обучения в школе ……………………………………………….


85

Тарасенко М.И. Работа с поэтическим материалом на занятиях по английскому языку со студентами неязыковых специальностей …………………………………………………..


95


Ткаченко Т.С. Социокультурный аспект в обучении диалогической речи на английском языке на старшем этапе общеобразовательной школы ………………………………….


102


Ткаченко Т.С. Художественная литература как основа формирования социокультурной компетенции ………………

109


Сведения об авторах ……………………………………

115


Предисловие
Задачи дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях требуют постоянного внимания педагогической общественности к изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта и улучшения на этой основе содержания и методики преподавания каждого предмета. Это в полной мере относится и к процессу обучения иностранным языкам в высшей и средней школе.

В течение последних нескольких лет наметилось определённое улучшение преподавания иностранных языков в вузе и школе. Этому содействовало совершенствование программы по иностранным языкам и приближение её требований к задачам и реальным условиям преподавания языков и культур.

В деле улучшения процесса обучения иностранным языкам немаловажную роль играет своевременное изучение, обобщение и распространение опыта преподавателей вуза и учителей школ, в результате чего качество преподавания предмета «Иностранный язык» существенно улучшается. Для решения этой задачи и предназначен настоящий сборник, составленный по итогам научно-практической конференции «Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы».

Конференция стала традиционной и регулярно проводится с 2001 года. Тема конференции не устарела, а приобрела ещё большую актуальность в свете реализации реформ общеобразовательной и высшей школы.

Статьи и материалы сборника освещают актуальные вопросы формирования и развития коммуникативной компетенции на иностранном языке у обучаемых вуза и школы.

В последние десятилетия концепция развития коммуникативной компетенции стала приоритетной в обучении иностранным языкам. Большинство педагогов стремятся реализовать в своей практической деятельности принципы коммуникативного обучения. Результаты творческих поисков преподавателей и учителей иностранного языка отражены в публикациях настоящего сборника статей и материалов.

Предлагая разнообразные теоретические и практические материалы, авторы, тем не менее, единодушны в том, что становление коммуникативных умений невозможно без учёта накопленных в методике обучения иностранным языкам исследований и применения коммуникативно направленных технологий, соответствующих возрасту обучаемых и этапу обучения иностранному языку.

Статьи содержат идеи по организации процесса обучения иностранным языкам, важные для правильной общей ориентации в современном языковом образовании.

Особенности становления иноязычных навыков и умений в процессе реализации различных видов речевой деятельности рассматриваются авторами с позиций личностно-деятельностного и коммуникативного подходов к обучению.

В статьях убедительно продемонстрировано, что иноязычное коммуникативное развитие обучаемых осуществляется при выполнении как учебной, так и внеучебной деятельности. Авторы статей и материалов затрагивают вопросы обучения иностранным языкам с помощью традиционных и нетрадиционных технологий.

Опираясь на представленные научно-методические материалы, учителя школ, преподаватели вузов, аспиранты могут расширить круг своих знаний в области преподавания иностранных языков и опробовать на практике представленные методы обучения. В этом состоит задача данного сборника.

Ознакомление читателей со статьями и материалами сборника будет полезно для расширения их теоретических представлений, относящихся к проблемам иноязычного обучения (образования), для осмысления многих сложных вопросов, возникающих в этой области. Такое осмысление, на наш взгляд, поможет сделать правильный выбор в определении путей практической работы.


Н.В. Гераскевич

Бопп Ю.В.

Дзюба Е.В.

Сургутский государственный педагогический университет

г. Сургут
Развитие и оценка сформированности навыков аудирования студентов неязыковых специальностей с использованием видеоматериалов
Listening skills development and its assessment of non-language students

THROUGH VIDEO USAGE
Статья посвящена проблеме развития и выработки критериев оценки навыков аудирования студентов неязыковых специальностей вуза.

Ключевые слова: критерии оценки, аудирование, видеоурок, факультет управления.
The paper deals with the problem of listening skills development and its assessment of non-language students. The authors of the article offer several steps to follow and work out criterion score.

Keywords: listening skills assessment, listening, video-lesson, Management Faculty.
Овладение речью на иностранном языке как средством коммуникации включает не только умение выразить свои мысли, намерения, желания, но и умение понять речь других людей, как при непосредственном общении, так и по радио, телевидению, в кинотеатре. Поэтому в число задач, которые стоят перед учителем в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, входит так же и задача научить студентов слушать и понимать иноязычную речь. Это умение обозначают термином «аудирование» [4].

С точки зрения О.В. Положишниковой, без практики аудирования невозможно научиться активному говорению. С тем же основанием можно установить и обратную зависимость, так как «аудирование» и «говорение» – две стороны одного явления, которое называется «устная речь» [6].

Перед преподавателем иностранного языка встает задача – создать языковую среду, сформировать положительную мотивацию для роста творческого потенциала обучаемых и стимулирования их речевой деятельности. Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – видеоурок [7].

С точки зрения О.В. Кочуковой, использование видео не только моделирует языковую ситуацию и формирует языковую компетенцию студентов, но и в свете новейших подходов к изучению иностранного языка помогает сформировать представление и понимание иноязычной культуры, что формирует гармонично развитую личность в глобальном межличностном и межкультурном пространстве [1]. В этой ситуации видеоурок развивает два вида речевой деятельности: аудирование и говорение.

Нужно отметить, что использование видеоматериалов в процессе обучения аудированию имеет ряд преимуществ по сравнению с применением аудиозаписей, поскольку видеоряд дополняет слуховое восприятие и содержит необходимую для понимания иноязычной речи невербальную информацию: мимику, артикуляцию, жесты и т. д. Восприятие речи облегчается, когда мы видим лицо собеседника, следим за положением органов речи, за мимикой. Зрительные ощущения, хотя и не являются непременным условием восприятия речи на слух, всегда играют положительную роль в обучении иноязычному общению.

Исследование процессов аудирования показывает, что даже при двукратном прослушивании текста уровень понимания у обучаемых значительно ниже, чем при единичном восприятии той же информации с визуальной опорой.

Применение видеодокументов является эффективным при формировании коммуникативной культуры студентов, так как видео не только представляет живую речь носителей языка, но и погружает в ситуацию, в которой студенты знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видео позволяет помимо заданий на понимание информации предлагать обучаемым задания на трактовку мимики и жестов (bodylanguage), на распознавание стиля взаимоотношений и т. п., что в реальной ситуации позволяет избегать грубых ошибок в общении с носителями изучаемого языка. Таким образом, видео на уроке представляет язык в живом контексте, связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии; обогащая уже имеющиеся в арсенале преподавателя материалы и средства обучения. Кроме того, видео может помочь преодолеть культурный барьер при изучении иностранного языка.

На занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых специальностей видео может быть особенно полезным в следующих ситуациях:

1. в случае представления законченного языкового контекста;

2. при демонстрации коммуникативной стороны языка через изучение мимики и жестов;

3. в процессе реализации навыков аудирования в естественном контексте;

4. при представлении ситуации для обыгрывания в классе (например, ролевая игра);

5. в процессе закрепления навыков описания и пересказа;

6. в случае пополнения словарного запаса обучаемых;

7. при стимулировании общения или дискуссии.

Несмотря на очевидную важность аудирования как вида иноязычной коммуникативной деятельности, в образовательном процессе оно зачастую рассматривается как сопутствующий процесс. Работа по развитию аудитивных умений нередко носит эпизодичный несистемный характер [5].

Ю.А. Комарова утверждает, что обучение с опорой на видео предполагает наличие пяти этапов работы: подготовительного, рецептивного, аналитического, репродуктивного, продуктивного [3:193].

Вслед за указанным автором нами была успешно апробирована указанная классификация и представленная ниже серия упражнений.

Основная задача подготовительного этапа – снять трудности при восприятии видеоматериалов. Для реализации этой цели необходимо выполнить упражнения, которые предусматривают введение и тренировку новых лексических единиц, активацию уже изученного лексико-грамматического материала. Названную тренировку следует организовать как в рамках языковых, так и условно-речевых упражнений:

A – Подготовительный этап / Preparative stage



1. Warming up activity:

1) What is education? (The education means to me…)

2) Where can the British get their education? (I think the British get their education at…)

3) …


Студентам предлагается ответить на вопросы перед просмотром видео.

2. Match the English words with their phonetics and translations. Read them aloud:

  1. an equipment

  2. a sponsorship



[ləʊn]

[ˈnaʃ(ə)n(ə)l kʌˈrɪkjʊləm]

[mɑːk]



a. - грамотность

b. - школьная форма

c. - спонсорство



3. Look up these verbs in the dictionary, pay attention to their meaning:

  • to handle smth.

  • to devote smth. to smth.



Подготовительный этап готовит к работе, знакомит с лексикой, как на уровне слова, так и словосочетания. Особое внимание преподавателем уделяется словарным статьям отдельных глаголов. Студенты соотносят слова с их транскрипцией, словарным значением и переводом, снимая лексическую трудность при восприятии текста.

Рецептивный этап работы включает в себя упражнения на восприятие, понимание и запоминание информации. С целью облегчить понимание и сконцентрировать внимание слушателей на важнейшей информации, передаваемой видеоматериалами, упражнения включают в себя ряд установок, организующих восприятие.

В - Рецептивный этап / Receptive stage

1. Listen to the video and give the title to the text.

2. Define the speaker:

a) a pupil;

b) a teacher;

c) a parent;

d) a video commentator.



3. Suggest the main idea of the video:

a) the main idea of the video fragment is the national curriculum of Great Britain.

b) the main idea of the video fragment is the school’s education.

c) the main idea of the video fragment is the education of Great Britain.

d) the main idea of the video fragment is the higher education of Great Britain.



4. Find the synonyms to the words in the left:

  1. to go on

  2. core

  3. to pass



  1. state

  2. more and more

  3. valuable



5. Match the phrases:

  • to handle

  • to be accepted



  • exams

  • an education



6. Complete the sentences:

1) Full-time education in the UK is …;

2) One of its … is to teach children to … - schools usually devote an hour to … and an hour to … every day;

3) …


7. Catch the sentences with the following verbs:

    • to handle smth.

    • to devote smth. to smth.



8. Give the right order to the parts of the text:

  1. Well-known, traditional universities like Oxford and Cambridge are among the oldest in the world. Most large towns and cities have at least one university.

  2. One in three students goes on to higher education, either to a university or to do vocational training in subjects such as engineering or travel and tourism.



Далее следует аналитический этап, который ставит своей целью организацию учебной деятельности по осознанному овладению структурой монолога и диалога. В рамках данного этапа предполагается работа с письменным текстом, который представляет собой транскрипт просмотренной видеоинформации.

Обращение к письменному тексту необходимо, поскольку, во-первых, письменный текст предполагает неоднократное обращение к анализируемым материалам, и, во-вторых, разгружает кратковременную память, снимая необходимость запоминания объемного материала.

C - Аналитический этап / Analytical stage


  1. Complete the sentences with the verbs in Present Simple:

  1. Some people … (say/says) that school days … (is/are) the best days of your life.

  2. Children … (attend/attends) primary school from the ages of five to eleven.



  1. Make up the questions from the following words and answer them:

  1. The school, of, life, days, are, the best, your?

  2. Important, well-educated, it, to be, is?



Далее учебная деятельность организуется в рамках репродуктивного этапа, который предполагает отработку аудитивных навыков и умений в рамках условно-речевых упражнений. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена заданиями на пересказ текста, его расширение, частичное изменение монологов и диалогов с соблюдением их структуры и основных характеристик.

В рамках репродуктивного этапа видеоматериалы функционируют в качестве содержательной опоры, следовательно, учебные действия студентов опираются на содержательную сторону информации, представленной видеоматериалами.

D - Репродуктивный этап / Reproductive stage


  1. Listen to the video and answer the questions:

  1. How many pupils in the UK receive free education?

  2. What is one of the primary school’s aims?



  1. Guess the crossword. What is the word for…:

  1. When you pay for food and flat, you pay for living…;

  2. The ability to read and write is called...;



Рецептивный, аналитический и репродуктивный этапы направлены на определение идеи или проблемы текста, на работу с синонимами или антонимами. Студенты активизируют вокабуляр и грамматику не только на уровне слова и словосочетания, но и на уровне предложения и текста, отвечают на вопросы, строят самостоятельно предложения.

Продуктивный этап работы является завершающей ступенью работы по развитию иноязычных навыков и умений аудирования. Целью данного этапа является обеспечение практики в общении. Следовательно, для названного этапа характерны упражнения, предполагающие неподготовленную речь, которая осуществляется в индивидуальном, парном и групповом режимах. В данной ситуации видеоматериалы выступают как смысловая опора и стимул к говорению. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена комментированием событий, обсуждением проблем, драматизациями, ролевыми играми, дискуссиями и т. д. [2].

E - Продуктивный этап / Productive stage

  1. Make up a dialogue between…:

  1. Russian and English students. Russian student asks about Great Britain education, because he/she doesn’t know anything about it. The English student answers and asks Russian student about Russian education.

  2. An English undergraduate and an English teacher.

Terms for dialogues:

  1. 12-15 sentences from each student.

  • Use following speech patterns:

  • Do you think so?

  • What about you?

  • Really?

  • Great!

  • How do you think…?

  • I’m agree.

  • I can’t agree.

  • Could you tell me what…?

  • If you ask me…

  • If you want my opinion…

  • It is quite common for the British / Russian…

  • The most popular argument for / against… is…

  • Not many students think that…

  • That’s just how I see it…

  • The majority of students of our class…

  1. Use the scheme:

A: question;

B: answer, question;

A: answer, question;

B: answer, question;

A: answer, question… .


  1. Discuss these themes:

  • Primary education in Great Britain / Russia;

  • Secondary education in Great Britain / Russia;

  • Taking exams in Great Britain / Russia.

Перечисленные этапы работы предполагают многоуровневую оценку уровня сформированности навыков и умений аудирования студентов со стороны обучающего в виде количественных и качественных критериев.

На подготовительном этапе оценивания не происходит, так как он только готовит студентов к работе.

На 2-4 этапах (т. е рецептивном, аналитическом и репродуктивном) в соответствии с количественным критерием оценивалось число верно услышанных и выполненных предложений. Каждый этап оценивался по количеству баллов (таблица 1).

Таблица 1
Количественный критерий оценки уровня сформированности аудитивных навыков и умений


Название этапа

Количество баллов (max)

Рецептивный этап

56

Аналитический этап

30

Репродуктивный этап

14

Итого

100

Результаты оценивались по четырём показателям. Каждый показатель имеет процентное выражение (таблица 2).



Таблица 2
Количественные показатели выполнения заданий


Показатель

Количество выполненных заданий

Процент выполнения заданий (%)

Высокий

86-100

86-100

Средний

67-84

67-84

Ниже среднего

50-66

50-66

Низкий

50-0

50-0

Для того чтобы проверить соответствие показателя количественного критерия качеству сформированности навыков аудирования мы предлагаем следующую формулу для расчета среднего уровня данного показателя:


О = A1 A2 A3 … / N,

где О – средняя оценка показателя количественного критерия; A1, A2… – количество правильных ответов; N – общее количество студентов.

Качественный критерий оценивался по десятибалльной шкале. Качественные критерии навыков аудирования определяются ответами на поставленные вопросы и творческими заданиями. Качественное оценивание происходит только на последнем продуктивном этапе. Студенты должны составить диалог и монолог, работая в парах и индивидуально. Задание продуктивного этапа были проанализированы через использование количественного критерия.

На продуктивном этапе критериями оценки выступают фонетические, лексические и грамматические навыки (таблица 3).


Таблица 3
Оценка качества сформированности фонетических, лексических и грамматических навыков аудирования


Фонетический навык

Лексический навык

Грамматический навык

Количество ошибок

Балл

Количество новых слов (%)

Балл

Количество новых грамматических структур (%)

Балл

1-2

9-10

80-100

9-10

50-60

9-10

3-4

7-8

60-80

7-8

30-50

7-8

5-6

5-6

40-60

5-6

20 и ниже

5-6

Изучение каждой темы предполагает введение новой лексики. Например, по теме «Образование» студентам необходимо было освоить и употребить в речи 30 новых слов.

Во время проведения занятия по теме «Образование» центральным грамматическим материалом стали структуры Present Simple and Future Simple.

Следовательно, грамматические структуры студентов также должны были соответствовать определенному количеству. Исходя из нормы, для студентов 1 курса неязыковых специальностей необходимо было представить 10-12 реплик для диалогов. Как минимум, 50-60% грамматических структур должны присутствовать в речи студентов.

Для анализа и обработки результатов использовались следующие формулы:
О=Ph G L/3, (для одного студента),
О общая = О1 О2 О3 .../ N, (для группы студентов),
где О – средняя оценка показателя количественного критерия; A1, A2… – качественная оценка каждого студента; N – общее количество студентов.

Таким образом, на основе представленных критериев осуществлялась оценка уровня сформированности навыков аудирования.

Опираясь на результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно говорить об эффективности использования видео как средства формирования и развития навыков аудирования на первом курсе неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку.

Представленная серия упражнений демонстрирует лишь один из путей использования видеоматериалов на уроках иностранного языка. Преподаватель самостоятельно может модифицировать процесс, расширяя либо ограничивая прохождение той или иной стадии, используя различные приёмы работы. Присутствие видеоматериалов в качестве средства обучения на занятиях не только формирует достаточный уровень сформированности навыков аудирования, но и активизирует процесс вхождения студентов в иноязычную атмосферу, способствует развитию интереса и мотивации к овладению иностранным языком.


Примечания

1. Ковалева, М.Б., Югай, Т.А. Использование кинодискурса для формирования социокультурной компетенции при обучении английскому языку [Текст] / М.Б. Ковалева, Т.А. Югай // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 3. – С. 29 -33.

2. Колкова, М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [Текст] / М.К. Колкова. – СПб.: КАРО, 2008. – 224 с.

3. Комарова, Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранным языкам в старшей школе [Текст] / Ю.А. Комарова. – СПб.: КАРО, 2008. – С.188-203.

4. Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / А.А. Миролюбов. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.

5. Новикова, М.Ю. DVD как средство обучения аудированию [Текст] / М.Ю. Новикова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1. – С. 18-21.

6. Пассов, Е.И. Обучение аудированию: учебное пособие [Текст] / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.

7. Шаташвили, Л.Я. Видеоурок по теме «Homes» [Текст] / Л.Я. Шаташвили // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4. – С. 70-74.



Гарбузова В.В.

МБОУ СОШ №7

г. Сургут
Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

в начальной школе
development of learning skills in english

in elementary school
В статье обобщен опыт автора в качестве учителя английского языка в младших классах, представлены возможности английского языка как школьной дисциплины в формировании универсальных учебных действий обучающихся через систему тематического планирования в рамках одного из учебно-методических комплексов.

The experience in teaching English in elementary school is summarized in the article. The author presents the possibility of usage of English language in the development of learning skills and a thematic planning system based on the materials of the educational and methodical complex.


Ключевые слова: универсальные учебные действия, тематическое планирование.

Keywords: learning skills, thematic planning.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, предоставляет определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД) [1:4].

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта [2:27].

Рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (озвучивает имя, возраст, любимые занятия и т.п.).

Что касается регулятивных универсальных учебных действий, на начальном этапе обучения английскому языку необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты.

Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В учебно-методическом комплексе М.В. Вербитской, который мы используем в своей работе на начальном этапе изучения английского языка, в конце каждой четверти присутствуют тестовые задания для самоконтроля. В процессе самоконтроля происходит корректировка письменной и устной речи учащегося.

Познавательные действия, формируемые на уроках английского языка в начальной школе, ориентированы на использование в дальнейшем языка как средства приобретения и переработки информации. Учащиеся отрабатывают навыки нахождения, чтения, обобщения, изложения информации в устной и письменной форме, создания собственного текста. На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: выделять основное в тексте; осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы; понимать смысл текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; составлять оригинальный текст на основе плана.

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка мы развиваем у ребёнка логическое мышление, используя опоры.

Анализировать учащихся можно научить при изучении грамматического материала. Синтезировать – при развитии умений монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике (вставить недостающие слова, вставить недостающие буквы, завершить предложение, заполнить таблицу, догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.п.).

Постановка и решение проблем осуществляется в процессе проектной деятельности младших школьников. Ученикам часто предлагается создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. На начальном этапе это могут быть такие творческие проекты, как «Нарисуй и опиши свою любимую игрушку», «Нарисуй и расскажи о свое семье, о своём друге» и т.п.

Наибольшее количество возможностей английский язык предоставляет для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. На уроках английского языка мы обучаем детей вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика; воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное; писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.

Развитие универсальных учебных действий младших школьников реализуется через тематическое планирование по каждой теме учебно-методического комплекса М.В. Вербитской для 3 класса (см. таблицу).

Таблица
Тематическое планирование по английскому языку

по теме «Одежда» в 3 классе


Тема урока


Содержание урока

Формируемые УУД

Познавательные


Регулятивные


Коммуника

тивные


Личностные


Одежда

введение и отработка лексики по теме «Одежда»;

развитие умений в чтении (отработка техники чтения, соотнесение звукового и графического образов слов)




увеличение

словарного

запаса

(знакомство с новой лексикой по данной теме);



самостоятельный поиск информации (работа со словарем, поиск значений слов);

умение классифицировать и обобщать (какое слово лишнее, найди общее слово для списка слов)




способность решать проблемные ситуации и принимать решения (помоги продавцу составить список покупок, помоги герою подобрать одежду для праздника и для пикника)


умение воспринимать иноязычную речь на слух (речь учителя, ученика, диктора)


бытовые навыки (знание названий предметов одежды)

Результаты тематического планирования демонстрируют возможности английского языка как школьной дисциплины в формировании универсальных учебных действий обучающихся.

Каждая тема курса, реализуемая через конкретное содержание уроков, включает познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные универсальные действия.

Таким образом, предмет «Английский язык» наряду с другими дисциплинами школьного курса, способен сформировать у обучающихся умение учиться, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.



Примечания

  1. Верещагина, И.Н. Английский язык. Рабочие программы [Текст] // И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2012. – 96с.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 151с.


Гераскевич Н.В.

Сургутский государственный педагогический университет

г. Сургут
интерактивные формы организации работы студентов на основе текста в курсе методики обучения иностранным языкам
interactive formS based on the text WORK IN THE COURSE of methodology of teaching foreign languages
В статье обобщён опыт автора в организации интерактивных форм аудиторной работы по дисциплине «Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка» для бакалавров по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Образование в области иностранного языка»).

Ключевые слова: интерактивные формы работы, методика обучения иностранным языкам, текст.
The author summarizes the experience of interactive forms of work in the course of «Methodology of teaching and upbringing through learning foreign languages» for bachelors of the pedagogical education (in the field of a foreign language).

Keywords: interactive forms of learning, methodology of teaching foreign languages, text.
Реализация основных направлений реформы общеобразовательной и высшей школы предполагает значительное улучшение качества подготовки учителей в стенах педагогических вузов. Бакалавры по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Образование в области иностранного языка»), как будущие учителя иностранного языка, в процессе профессиональной деятельности должны решать основную задачу, стоящую перед школой – формировать у подрастающего поколения базовые компетенции, воспитывать самостоятельно и творчески мыслящую личность.

Учитель является посредником между обществом и учеником. Для учителя иностранного языка необходимо овладеть методикой обучения, осознать социальное содержание предмета, проникнуться чувством гордости за свой предмет.

Среди главных факторов совершенствования подготовки учителей в стенах педагогических вузов следует назвать повышение их теоретического уровня и практической подготовки. Неоценимую помощь в этом оказывает курс методики обучения и воспитания средствами иностранного языка.

Будущие учителя иностранного языка должны быть профессионально компетентными специалистами в области теории и методики обучения иностранному языку в школе с тем, чтобы на их базе методически грамотно и успешно решать практические задачи развития метапредметных, предметных и личностных умений учащихся в разных условиях, творчески использовать различные учебно-методические пособия по иностранному языку, овладевать профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения будущей самостоятельной деятельности.

«Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка» как учебная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.12) [2]. Она имеет практическую направленность на применение сформированных базовых компетенций в области методики обучения иностранному языку в процессе решения конкретных профессионально значимых задач.

Цель преподавания дисциплины «Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка» формулируется как обеспечение профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка, формирование у студентов-бакалавров готовности к применению современных методик и технологий обучения иностранному языку в образовательной организации.

Курс методики обучения и воспитания средствами иностранного языка у бакалавров по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Образование в области иностранного языка») призван реализовать конкретные задачи:


  • создать у студентов теоретическую базу, раскрывающую закономерности (общие и частные) процесса обучения иностранному языку как средства коммуникации, развития, образования и воспитания учащихся;

  • сформировать у студентов в ходе практических занятий умения творчески использовать полученные знания для решения типовых методических задач в области преподавания иностранного языка;

  • развить методическое мышление студентов, воспитать устойчивый интерес к профессиональной деятельности.

Преподавание дисциплины ведётся в модульно-рейтинговой системе. Весь курс обучения разбит на шесть модулей. Содержание каждого модуля представляет собой систематическое изложение теоретических и решение практических вопросов методики обучения иностранным языкам в системе школьного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Семинары проводятся как в традиционной форме, так и в форме интерактивных занятий (коллоквиумов, дискуссий с использованием технологии кейс-стади, деловой игры и т.п.).

Большой резонанс у студентов вызывают практические занятия, которые совмещают в себе элементы различных современных технологий обучения. Подобная компрессия оправдывает себя в том случае, если необходимо в сжатые сроки усвоить достаточно объёмный теоретический материал и оценить его практическую значимость для процесса обучения иностранному языку.

Например, на III курсе в модуле 2 «Дидактико-педагогические основы обучения иностранному языку» присутствует тема «История развития методики обучения иностранным языкам за рубежом», которая, согласно рабочей программе, предусматривает проведение 4 часов семинарских занятий. При этом на самостоятельную работу студентов отводится 12 часов. Подобная схема позволяет успешно реализовать принцип личностно-деятельностного подхода к обучению бакалавров.

В процессе самостоятельной деятельности студенты находят, анализируют, оценивают, обрабатывают необходимую информацию из библиотечного фонда Университета и на образовательном портале вуза, в сети Интернет и других доступных источниках. Результаты поиска оформляются в виде портфолио.

Усвоив определённый массив важной информации, студенты приобретают некоторый опыт в рамках данной темы, что позволяет преподавателю разнообразить процесс дальнейшего обучения и расширить круг формируемых компетенций.



Так, в результате изучения темы «История развития методики обучения иностранным языкам за рубежом» бакалавр по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Образование в области иностранного языка») должен овладеть следующими компонентами компетенций:

  • знать: теоретические основы обучения иностранному языку в учреждениях общего среднего образования;

  • уметь: проектировать элективные курсы на основе современных научных исследований; использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе межпредметные связи с другими учебными предметами;

  • владеть: основами теоретических знаний по методике для обоснования практической деятельности по обучению и развитию учащегося в рамках учебного предмета «Иностранный язык»;

  • иметь опыт: профессионального самопознания и саморазвития.
  1   2   3   4   5   6

  • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОПЫТ, СТРАТЕГИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  • ………………………………….
  • Бопп Ю.В. Дзюба Е.В.
  • Listening skills development and its assessment of non-language students
  • Гарбузова В.В. МБОУ СОШ №7 г. Сургут Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка
  • Гераскевич Н.В. Сургутский государственный педагогический университет г. Сургут интерактивные формы
  • IN THE COURSE