Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Адыгский этикет в пословицах и, поговорках адыгского народа и в лирике адыгейских поэтов», посвящённая Году культуры РФ




Скачать 180.79 Kb.
Дата01.07.2017
Размер180.79 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16
Литературная гостиная по теме:
«Адыгский этикет в пословицах и, поговорках адыгского народа и в лирике адыгейских поэтов»,

посвящённая Году культуры РФ

Выполнила: Конова Н.Ф,

учитель адыгейского литературы

высшей категории,

МБОУ СОШ №16 п. Тульского

Майкопского района.




п.Тульский

2014 год.

Содержание

Введение.

Сценарий литературной гостиной.

  1. Цель. Задачи.

  2. Оборудование.

  3. Рефлексия.

  4. Значение слова «этикет».

  5. Пословицы и поговорки- малые жанры фольклора.

  6. Пословицы и поговорки об умственных способностях человека.

  7. Внутрисемейный этикет.

  8. Почитание старших.

  9. Адыгейское гостеприимство.

  10. Стихотворения К. Жанэ «У адыгов обычай такой», «И не то еще увидишь», «Гость», Х. Мурумова «Моя сторонка», Дж. Чуяко «Добрый обычай», Р.Нехая «Адыгейский стол».Песня «Салам алейкум».

  11. Отрывок из фильма «Адыгэ Хабзэ». Песня «Мой аул»

  12. Трудовое воспитание. Чувство коллективизма. Шихаф.

  13. Стихотворения К.Жанэ «Камбулет», Х. Беретаря «Яблоня», «У адыго обычай такой».

  14. Рыцарское отношение к женщине.

  15. Инсценировка адыгского обычая «Остановить драку».

  16. Танец «Встреча у родника».

  17. Стихотворение К.Жанэ «Так в Адыгее говорят» и песня Анзора Жудова.

  18. Рефлексия.

Заключение.

Список используемых источников.

Введение.

Литературная гостиная- содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Это – форма постижения эстетики. «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее», - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый ощутил особый эмоциональный настрой «на самый высший лад» - лирический.

Эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходят к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен…

Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе- эстетического мировоззрения.

Не отделим от эстетического компонента нравственный. Весь «литературный материал», который дети «пропускают через себя»

, нравственно- ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.

Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Главный нерв нашей работ, ее стержень – общение с поэтическим словом.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:



  • Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.

  • Осмысление «генеральной идеи» поэтического спектакля.

  • Выстраивание композиции и подготовка сценария.

  • Подготовка музыкального оформления.

  • Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.

  • Анализ лирических стихотворений.

  • Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.

  • Подбор декораций и костюмов.

  • Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).

  • Рефлексия. Традиционное заключение, когда с зажженной свечей по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.

  • Формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову.

  • Развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика.

  • Освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами.

  • Приобретение опыта публичного выступления.

  • Расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно- нравственной сферы личности. Литературно- музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как человекоформирующий фактор.

Литературная гостиная- это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная – любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение помнить и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, может дать достойным, практический ответ на этот вопрос, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий, сделав добро традиций проведение в школе литературных гостиных.

Литературная гостиная. 2

Тема: «Адыгский этикет в пословицах, поговорках адыгского народа и в лирике адыгейских поэтов».

Цель: ознакомить учащихся с элементами «адыгэ хабзэ» с опорой на пословицы, поговорки народа и лирику адыгейских поэтов.

Задачи:


  1. сформировать у учащихся понятие об «адыгэ хабзэ»;

  2. проследить элементы адыгского этикета в пословицах, поговорках, в лирике адыгейских поэтов, обратить внимание учащихся на их значение в повседневной жизни;

  3. способствовать развитию у учащихся высоких моральных качеств личности;

  4. воспитывать у учащихся чувства уважения, сопереживания, отзывчивости, толерантности по отношению к окружающим и представителям других культур.


Оборудование:



  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • «смайлики»для рефлексии;

  • фильм «Адыгэ хабзэ»;

  • Анзор Жудов «Так а Адыгее говорят» - видеозапись

«У адыгов обычай такой» - видеозапись

«Салам- алейкум» - видеозапись.




Литературная гостиная. 2
Тема: «Адыгский этикет в пословицах, поговорках адыгского народа и в лирике адыгейских поэтов».
ПЛАН

(Слайд 1)

- Тема нашей встречи: «Адыгский этикет в пословицах и поговорках адыгского народа и в лирике адыгейских поэтов».


- Целью нашей встречи будет знакомство с элементами «адыгэ хабзэ» с опорой на пословицы , поговорки народа и стихи адыгейских поэтов.
- Мы познакомимся с понятием «адыгэ хабзэ», проследим элементы адыгского этикета в пословицах и поговорках и в стихах адыгейских поэтов, обратим внимание на их значение в повседневной жизни с опорой на тексты адыгейских поэтов.
- Ребята, перед вами смайлики с изображением разного настроения и цвета. Как вы считаете, смогли бы вы сами поделиться какой-либо информацией на начало урока по сегодняшней теме? (Дети показывают смайлик.)
Красный- нет, ничего не знаю;

Желтый- могу кое-что рассказать;

Зеленый- знаю многое.
- Начать встречу хотелось бы с вашего понимания значения слова «этикет» (Слайд 2). Как вы понимаете это слово? (ответы детей)

- Важно ли, на сегодняшний день соблюдать элементы этикета? (ответы детей)

- Иными словами, (клик) ЭТИКЕТ – это правила поведения в обществе, которых должен придерживаться каждый культурный человек. Знание правил этикета позволяет легче жить в любом обществе. Для успешного общения представителей разных культур необходимо знать язык культуры – язык этикета.

У адыгов этикет представляет собой свод неписанных законов (обычаев), известных под названием «АДЫГЭ ХАБЗЭ» (клик).

И. Машбаш в своем стихотворении «АДЫГЭ ХАБЗЭ – этикет адыгов» сказал:

«На лучшем месте усади отца»,

Будь с матерью учтивым до конца.

АДЫГЭ ХАБЗЭ – это не совет,

А правила, мудрей которых нет».

С самого рождения адыги прививали своим детям элементы адыгэ хабзэ – те нормы человеческого поведения, которые будут способствовать благоприятному существованию. Когда адыги говорят о ком-либо «адыгагъэ хэлъ» («в нем присутствует адыгство») – это означает, что человек обладает лучшими человеческими качествами.

Адыгская народная мудрость гласит: (Слайд 3) «Унэм зыщигъаси, хасэм кIо!» ((клик) «Дома научись вести себя, а потом иди в общество»).

Очень интересен тот факт, что, встретив молодого человека или молодую девушку, адыги спрашивают: «Чей ты сын (дочь)?» - не как зовут, а кто воспитал. Ведь не даром адыгская мудрость гласит: «Посмотри на мать, прежде, чем жениться на дочери. Посмотри на отца, прежде, чем выйти замуж за сына.» («Янэ еплъы, ыпхъу къэщэ. Ятэ еплъы, ыкъо дакIо»)

В воспитании подрастающего поколения и в формировании взглядов на жизнь взрослых членов адыгского общества большое значение имеют пословицы, поговорки, легенды, сказания, притчи и т.д.

- Давайте, еще раз обратим внимание на тему нашей встречи (зачитывается). (Слайд 4)

- Существуют фольклорные жанры, с которыми мы встречаемся ежедневно, которые прочно вплелись в нашу речь, стали ее частью. Это малые жанры фольклора, прежде всего, пословицы и поговорки. Они отличаются краткостью, емкостью, ритмичностью, а значит, легко запоминаются. Они создаются и рассказываются не только взрослыми, но и детьми.

- Почему же пословицы и поговорки относят к «малым жанрам фольклора»? Да потому, что они зачастую состоят из одного предложения. Но именно в этих произведениях сосредоточена мудрость народа.



(Слайд 5) А.С.Пушкин высоко ценил пословицы и поговорки, сам собирал их, умело пользовался имим в своих произведениях. И с восхищением писал: (клик) «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке! Что за золото

Адыгейские писатели и поэты тоже высоко ценят пословицы и поговорки как хранители народной мудрости, широко используют их в своих произведениях. Известный адыгейский писатель (Слайд 6) Исхак Машбаш восхищенно пишет: (клик) «Я всегда думаю о том, сколько народной мудрости содержится в пословицах, поговорках, скороговорках... И когда пишу, и когда разговариваю, - они большие мои помощники».

Пословицы и поговорки отражают психологию народа, его характер, образ мышления, его обычаи и традиции. Нет такой области человеческой жизни, которая не отражалась бы в адыгских пословицах и поговорках, они обладают огромной воспитательной силой. (Слайд 7)

В том, что в жизни человека большое значение имеет ум, никто не сомневается. Адыги с раннего детства стараются развивать в своих детях умственные способности. Многие пословицы и поговорки призывают подрастающее поколение к овладению знаниями, показывая все превосходство человека, обладающего умом.


(Дети зачитывают с места, коллективно дают объяснение.)

Глупый человек, что очаг без огня.

Привычки матери – выкройка для дочери.

Гни лозу, пока она молодая.

Кто глуп, тот беден.

У кого ум, у того выдержка.

Умей обойти глупого, а умный сам найдет к тебе подход.

Ум не имеет цены, знания- пределы.
- А тех, кто не хочет развивать свои умственные способности, считая себя самыми умными, народ осуждает в своих пословицах и поговорках: «Умный не оправдывается, дурак сваливает свою вину на спутника.»

Какими бы умственными способностями Бог ни наделил человека, он не станет умным, а тем более мудрым, если не будет учиться, развивая свои способности. Адыги считают, что учиться никогда не поздно, но учить и воспитывать детей начинают прямо с рождения.

- «Адыгэ хабзэ» регулировал не только взаимоотношения в обществе, но и взаимоотношения в семье. Если кто-то из членов семьи не соблюдал внутрисемейный этикет, то это осуждалось обществом. (Слайд 10)
По этикету адыгов принято почитать старших и беспрекословно слушаться их, люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся на особом положении. Молодой человек всем видом должен выражать внимание, уважение к старшему, готовность выполнить любое поручение.

Младшему строго воспрещалось окликать старшего. Чтобы привлечь внимание старшего, нужно было войти в поле зрения последнего и затем уже обращаться к нему. Об этом говорится во многих пословицах и поговорках.


(Дети зачитывают с места, коллективно дают объяснение.)

Старшего не окликают, его догоняют.

У кого старики, у того порядок.

Что сказано старым – выполняй, а что молодым приготовлено – ешь.

Давайте вспомним строчки из стихотворения Киримизе Жанэ «У адыгов обычай такой»:

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый старик,

Ты не думай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть,

Уважай его возраст седой-

У адыгов обычай такой.


Предлагаю перейти к традициям адыгского гостеприимства.

Каждый адыг строил напротив своего жилого дома еще небольшой домик, который предназначался для приема гостей. Он назывался по-адыгейски «хьакIэщ», (Слайд 12) т.е. дом для гостей, а в литературе получил название «кунацкая». К кунацкой пристраивали конюшню для лошадей путников. В любое время дня и ночи гость или путешественник мог зайти в хачещ, не спрашивая разрешения хозяина — двери хачеща вообще не замыкались. Гость любой национальности и любого вероисповедания мог рассчитывать на одинаково радушный прием хозяина.

Конечно, не у всех адыгов был одинаковый достаток и не
все хачещи были богато обставлены, но в одном можно не сомневаться — все самое лучшее, что было у семьи, находилось в хачеще. Каждый хозяин ничего не жалел, чтобы хорошо обставить кунацкую и позаботиться о лучшем угощении для гостей.

Преимущество адыгского гостеприимства перед принятой у других народов системой обслуживания путешественников состоит в том, что здесь путник получал от хозяина постель, пищу и все ему необходимое совершенно без всякого вознаграждения и мог оставаться в качестве гостя столько времени, сколько ему заблагорассудится. Мало того, гостеприимство адыгов распространялось даже на врагов, переступивших порог хачеща, двери которого всегда были открыты.



(Дети зачитывают с места, коллективно дают объяснение.)

Адыгский гость – словно в крепости надежной.

Гость молодым не бывает.

С гостем приходит счастье.

В доме без гостей - тоска,

Не накрытый стол - доска.

Самый бедный адыг и тот гостеприимен.

Отношение адыгов к гостю всегда было уважительным. Каждый адыг считает за честь принимать гостя. «гость в доме адыга, как в крепости»- гласит народная мудрость.

Взаимоотношения между гостем и хозяином, норма их поведения лаконично выражены и закреплены в афоризмах. Например: Где коновязь стоит, там и кунацкая найдется; Приноси для гостя, но не съедай, сказав, что он не придет; В доме, где нет гостя, там нет благословения; У адыга хлеб- соль на ладони.

Вспомним строчки о гостеприимстве из стихотворения К. Жанэ «У Адыгов обычай такой»


«Если гость подойдет ко двери-

Свое сердце ему отвори,

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой-

У адыгов обычай такой.»

А теперь прочитаем еще два стихотворения К.Жанэ о гостеприимстве:

«И не то еще увидишь» и «Гость», отрывок из стихотворения Хусена Мурумова «Моя сторонка».

У Дж. Чуяко есть стихотворение о гостеприимстве «Добрый обычай», у Руслана Нехая – «Адыгейский стол».

А сейчас посмотрим отрывок из фильма «АДЫГЭ ХАБЗЭ».

- О каких элементах гостеприимства вы узнали из фильма (ответы детей).
Песня «Мой аул».
Чувство коллективизма очень сильно развито у адыгов, поэтому и в радости, и в горе они помогают друг другу.

Умение трудиться считается у адыгов одним из главных качеств человека. С раннего детства подрастающее поколение приучали работать, выполнять посильную работу не только дома, но и помогать соседям и родственникам. Любой взрослый человек может сделать поручение, послать за чем-либо, попросить оказать небольшую услугу, и молодой человек, оставив свои дела, должен, по обычаю адыгов, четко выполнить поручение и доложить о том, что сделано.



(Слайд 8) Хорошее трудовое воспитание получали молодые люди и на шихаф (ш1ыхьаф) — традиции взаимопомощи у адыгов. Эта традиция возникла в глубокой древности, но сохраняется до сих пор. Она устраивается при строительстве дома, при уборке урожая, заготовке сена, стрижке овец, обработке шерсти и для выполнения других трудоемких работ. (клик) Дословный перевод слова «ш1ыхьаф» означает «делать в долг» (ш1ы — делай, хьафы — долг).

За несколько дней до назначенного дня хозяин строящегося дома оповещает своих родственников, соседей и всех аульчан о предстоящем ш1ыхьаф. Так как необходимыми чертами характера настоящего адыга считаются щедрость, готовность бескорыстно помочь нуждающемуся, то не пойти на ш1ыхьаф без очень веской причины считается безнравственным.

Чувство уверенности в будущем может быть только у человека, который может положиться на своих друзей, родственников, соседей, т.е. в целом на общество, в котором он живет.

Каким бы богатым и сильным не был человек, он не может жить без общения с другими людьми и без их помощи, поэтому он должен заслужить уважения общества. А чтобы заслужить это уважение, нужно заботиться не только о своем благополучии, но и о благополучии других людей, оказывать помощь нуждающимся членам общества и, прежде всего, соседям, родственникам и друзьям.



(Дети зачитывают с места.)

Кто спал весной, тот плачет осенью.

В неначатом деле змея водится.

Труд возвышает человека, лень обесценивает.

Каков работник, таков и урожай.

Кто говорит «сегодня»- богатеет,

Кто говорит «завтра»- разоряется

(т.е. «не откладывай на завтра то, что возможно сделать сегодня»).

Свое слово украшай делом.

Доброе дело приятнее, чем доброе слово.

У мастера много друзей.

Для умельца темнота не помеха.

В пору сенокоса помни о снежном буране.

Вместе и горы передвинешь.
- Участники шIыхьаф делились на группы для выполнения разных видов работ — более тяжелую работу выполняли мужчины, более легкую — женщины, а детей привлекали для выполнения разных поручений. И взрослые, и дети старались выполнить свою работу как можно тщательнее и быстрее, чтобы не было стыдно перед другими участниками взаимопомощи. Известно много случаев, когда за один день участники ш1ыхьаф заканчивали постройку дома, сарая и туалетов.
Давайте вспомним строчки о взаимопомощи из стихотворении К.Жанэ «У адыгов обычай такой» (Слайд 9):
«Если строишь ты новый свой дом,

Весь аул помогает трудом,

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой-

У адыгов обычай такой.»


Предлагаю прочитать два стихотворения К.Жанэ:

«Зерно» и «Камбулет» и стихотворение Хамида Беретаря «Яблоня деда».(Через обычаи и традиции народа осуществляется связь поколений. Яблоня стала символом семьи.)

Давайте вернемся к стихотворению К.Жанэ «У адыгов обычай такой», к строчкам о традиции сажать деревья при рождении ребенка:

«Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин,

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади

В честь того, кто нарушил покой…

У адыгов обычай такой.

Кто только не писал о дивной красоте черкешенок: путешественники и ученые, географы и историки, писатели и поэты, отечественные и зарубежные исследователи.

Черкешенка- дочь сурового и гордого Кавказа, прекраснейшего места на земле. Красота черкешенки вдохновляла поэтов и писателей всего мира, ее чистота и верность покоряли сердца черкесов- джигитов, острый ум удивлял ученых, мастерство восхищало путешественников всех наций и народов.

Но не только красота черкесских женщин удивляла и покоряла поэтов. Что есть красота, не одухотворенная умом и мудростью, не сочетающаяся с чистой и целомудрием? Эти и многие другие достоинства адыгских женщин породили с древних времен рыцарское отношение к женщине, которым пронизаны «Адыгэ хабзэ» и весь адыгский этикет. Адыги воспивали своих дочерей на образах умной и мудрой Сэтэнай- гуащэ, советчицей нартов во всех трудных делах, остроумной Малечипх, талантливой Лащын, потому что всегда ценили в женщинах ум и мудрость.

Адыги издавна с особой теплотой и уважением относятся к женщине. В ней они видят воплощение красоты, нежности, изящества, покорности, внимательности, теплоты.

В присутствии женщины мужчина не должен позволять себе громко, грубо говорить, при ее появлении он обычно встает.

Отношение к женщине, матери, жене отразилось в адыгских мудрых изречений. Вот несколько примеров:

Кто не уступает (дорогу) женщине, у того нет совести.

За женщиной оставляют старшинство (т. е. первенство)

Где женщина, там из ножен саблю не вынимают

(т.е. в присутствии женщины не прилично драться).

Но адыги женщину не идеализируют. Такие объективный подход, справедливая оценка поведения жены зафиксированы в пословицах, например:



Лучше иметь целый аул врагов, чем жену- врага

(т.е. жена-враг опасней всех)



Злая жена старит мужа

Злая жена гостя не угощает

Злая жена, почувствовав, что ее поругают, сама начинает браниться.

Злая жена способна на любую подлость

Не ходи к тому, у кого злая жена и других.

Завершим нашу встречу просмотром адыгейского обычая «Остановить драку».


Анаграммы- литературный прием, состоящий в перестановке букв, слогов определенного слова, что в результате дает другое слово.
(слайд13)

«Адыгэ хабзэ» - свод неписанных законов, который включает в себя обычаи, традиции, правила поведения в обществе, а одним словом (этикет) КЕТЭТИ.


(слайд14)

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В них заключается нородная… (мудрость) МУТЬРОСД


(слайд15)

По законам гостеприимства адыги принимали гостей в домике, который специально для этих целей строился рядом с основным. Он назывался кунацкая или…. (хачещ) ЩХАЧЕ


(слайд16)

Традиция шихаф – это … (взаимопомощь) ПОЩЬВЗАМОИМО

- Сегодня на встрече мы с вами говорили об этикете адыгов. Скажите, обычаи, о которых мы вели беседу можно ли отнести к культуре другого народа? Поясните свой ответ. (Если есть вариант, обратить внимание на национальный состав класса: какие обычаи и традиции, схожие с адыгэ хабзэ воспитывают в вас, в вашей семье?)

Стихотворение к.Жанэ «так в Адыгее говорят» ( дети читают по 4 строчки)


(Слайд 17)

Звучит песня «Так в Адыгее говорят» Анзора Жудова на стихи К.Жанэ.


  1. Итоги.

Подведение итогов.

- Ребята, давайте еще раз вернемся к нашим смайликам. Было ли вам интересно?

Узнали ли вы что-то новое?
Красный – было не интересно, ничего нового не узнал;

Желтый – было интересно, кое-что новое узнал;

Зеленый – было интересно, много нового узнал, хотел бы продолжить изучать эту тему.

Заключение.

Особенность нашей «Литературной гостиной» заключается в том, что она объединяет учащихся разных возрастных групп и разного уровня подготовки.

Рамки «Литературной гостиной2 позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их. Работа в ней помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять исследовательские работы, грамотно строить свою речь, писать сценарии, отзывы и, наконец, стихи. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к литературе.

Знания и умения, которые учащиеся приобретают в «Литературной гостиной», несомненно, помогают им в написании творческих работ в участии в различных конкурсах, в общении и в жизни. Учащиеся познают мир прекрасного. Меняются их поступки, отношение к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы.



Таким образом, литературная гостиная воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление.


Используемые источники

  1. История адыгейской литературы в 2-х томах. Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований. – Майкоп, 1999.

  2. Кесебежева Н.И., Киярова Н.А. Адыгейская литература. Хрестоматия для 5-6 кл.сред.шк. Изд. 2-е. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во. 2011. – 288с.

  3. Непсо М.С. Адыгейская художественная культура. 1й год обучения. – Майкоп: 2000г.

  4. Непсо М.С. Адыгейская художественная культура. 2й год обучения. – Майкоп: 1997г.

  5. Сокровища культуры Адыгеи. Под ред. Тарунова А.М. Серия «Наследие народов Российской Федерации» выпуск 9, 2007г;

  6. Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета. Майкоп: 1995 год;

  7. З.У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках. Майкоп: 1992 год;.

  8. Аудиозапись «Так в Адыгее говорят» в исполнении Анзора Жудова.

  9. Видеофильм «Адыгэ хабзэ».

  10. http://aheku.org - сайт актуальных материалов черкесского мира «Адыгэ хэку».

  11. ru.wikipedia.org - электронная энциклопедия «Википедия».

  12. www.PROSHOLU.ru - про Школу ру – бесплатная школьная сеть (клуб учителей адыгейского языка и литературы).