Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. В. Рубанов 08. 09. 2011г. (дата утверждения) Регистрационный № уд- 4516 /р. Современные культурно-антропологические исследования религии и секуляризма Учебная программа




Скачать 215.17 Kb.
Дата15.05.2017
Размер215.17 Kb.
ТипУчебная программа
Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета философии

и социальных наук

_________ А.В.Рубанов

_____08.09.2011г.______

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-_4516_/р.

Современные культурно-антропологические исследования

религии и секуляризма
Учебная программа для специальности

1- 21 02 01 «Философия»


2011 г.


Составитель:

Доманская Анастасия Игоревна – преподаватель кафедры философии культуры Белорусского государственного университета



Рецензенты:

Смирнов Н.А. – доцент кафедры философии и методологии науки Белорусского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент

Старостенко В.В. – заведующий кафедрой философии МГУ имени А.А. Кулешова, кандидат философских наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой философии культуры факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 27.06.2011г.);

Ученым Cоветом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 28.06.2011г.);

Ответственный за редакцию: Доманская А.И.


Ответственный за выпуск: Доманская А.И.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине «Современные культурно-антропологические исследования религии и секуляризма» разработана как дисциплина специализации для студентов четвертого курса специальности «философия» очной формы обучения. Данный специальный курс рассчитан на 39 академических часов, из которых

  • Лекционные занятия: 14 ч.

  • Семинарские занятия: 16 ч.

  • КСР 4 ч.

  • Консультация 1 ч.

  • Зачет 4 ч.

В рамках данного курса студенты знакомятся с теориями и концепциями религии и секуляризма, которые были разработаны антропологами на протяжении последних двух столетий. В задачи курса входит не только формирование у студентов представления о том, как современная антропология рассматривает религию и секуляризм, но также показать, какая методология используется для изучения данных феноменов в современном мире.

Курс находится во взаимосвязи с курсами «Религиоведение», «Культурология», «Основы антропологии», «Философская антропология», «Социальная философия», «Наука и религия. Сравнительный анализ методологических стандартов научного и религиозного мышления».

Культурно-антропологические исследования религии и секуляризма в западной академической среде принято обозначать «антропологией религии» (и секуляризма) и рассматривать ее как одну из субдисциплин социально-антропологического цикла. Антропология религии (и секуляризма) - одна из молодых, сформировавшихся во второй половине XX в. социогуманитарных наук, проблематика и методы которой сформировались в недрах таких социогуманитарных наук, как философия религии, история религии, социология религии, социальная и культурная антропология.

Цель курса заключается в формировании у студентов-философов системы представлений о религии как социально-культурном феномене, определяющем жизнь отдельных людей и сообществ во всех ее аспектах, а также продемонстрировать многообразие социо-культурных интерпретаций и вариаций религиозных традиций в современном белорусском обществе.

В начале курса внимание уделяется обзору концепций таких классиков антропологии религии, культурологов и социологов, как Дж.Фрезер, Э.Тайлор, Э.Лэнг, Р.Маретт, Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Э.Эванс-Причард, М.Спиро, М.Элиаде, В.Тернер, К.Гирц, К.Леви-Стросс, М.Дуглас, П.Бергер, П.Бурдье.

В лекционной части основное место занимает рассмотрение и анализ базовых категорий религиозного мышления: взаимосвязь сакрального и профанного в культуре; психотехнические аспекты религиозного мировоззрения; взаимосвязь мифа и ритуала; роль ритуальных практик и сакральной мифологии в формировании культуры и образа жизни; внерелигиозные основания культуры. Предлагается подробное изучение центральных понятий антропологии религии (и секуляризма), методологические подходы к изучению магико-религиозного комплекса традиционных и современных обществ.

В семинарской части курса предусмотрено освоение студентами работ классиков антропологии религии: Б.Малиновского, Э.Дюркгейма, К.Гирца, В.Тернера, П.Бурдье и других.

В рамках курса студентам предлагается самостоятельно осуществить учебное антропологическое исследование. На семинарских занятиях обсуждаются и согласовываются с преподавателем тема и программа исследования, его методология, этические аспекты исследования. Студентам предлагается самостоятельно или в команде поработать «в поле», проанализировать собранный эмпирический материал и представить своим коллегам результаты в виде доклада-презентации. В процессе работы над исследованием студенты осваивают алгоритмы построения программы полевого исследования, использование таких методов, как включенное и прямое наблюдение, полевое интервью, этноинтервью, анализ документов.

Для обеспечения доступа студентов к эмпирическому материалу, к «полю», организуются в рамках КСР и выездных семинаров экскурсии в религиозные общины г.Минска, охватывая такие конфессии как православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и ислам, проводятся встречи с верующими.

Программа предполагает развитие интереса и навыков социально-антропологического осмысления феноменов религиозной жизни традиционных и современных обществ. Программа курса снабжена списком рекомендуемой литературы, включающей работы отечественных и зарубежных авторов (на русском и английском языках), релевантно освещающие ключевые вопросы курса.

В результате студенты должны продемонстрировать владение теоретическими материалами курса, а также представить результаты небольшого самостоятельного или группового исследования, демонстрирующие их понимание специфики антропологической методологии и умение пользоваться ей.

Для получения зачета по данному спецкурсу студенту необходимо представить презентацию своего учебного исследовательского проекта, а также уверено отвечать на вопросы по теоретической части курса (см. Вопросы к зачету). Кроме того, студент должен демонстрировать свободное владение основной литературой по всем темам спецкурса.

2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов*







Аудиторные

Самост.

работа








Лекции

Практич., семинар.

Лаб. занят.

КСР

1.

Введение. Религия как предмет исследований культурной антропологии. Антропология религии и секуляризма в системе социогуманитарных наук.

2













2.

Классические и современные антропологические подходы к религии.

2













3.

Религиозные составляющие базовых категорий культуры. Специфика пространственно-временного мышления в первобытных, архаичных и исторических обществах.

2
















Обсуждение понимания антропологии религии на основании текстов Б.Малиновского, Э.Клакхона, К.Гирца.




2













Методология антропологического исследования. Исследовательская этика.




2










4.

Генерирование в группах идей учебного антропологического (этнографического) исследования Обсуждение специфики программ антропологического исследования.




2










7.

Символические аспекты телесности. Тело как инструмент символического классифицирования. Телесность в контексте религиозных практик и религиозной дисциплины.

2













8.

Знакомство с религиозными общинами г.Минска




2




2




9.

Религиозные детерминанты человеческого действия. Ритуальные практики и экстатические техники. Формы повседневного религиозного благочестия.

2













10.

Обсуждение в группах промежуточных результатов исследования, проблем анализа, методологии и теоретических оснований антропологического исследования.





2










11.

Написание исследовательских отчетов. Подготовка презентаций по результатам исследования.










2







Обсуждение текстов В.Тернера, П.Бурдье, О.Христофоровой.




2










12.

Религиозные институты – формы организации религиозной жизни. Роли, структуры, организации. Типология религиозных общин.

2













13.

Антропология секуляризма. Секулярная культура, модернизация и вестернизация. Постсекулярная ситуация и религиозное возрождение в арабских и постсоветских странах.

2













14.

Представление исследовательских проектов.




4










16.

Консультация


















3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Лекционные занятия:
Тема 1. «Введение. Религия как предмет исследований культурной антропологии. Антропология религии и секуляризма в системе социогуманитарных наук»

Антропология религии и секуляризма в системе социально-гуманитарных наук; ее отношение к социологии религии, философии религии, религиоведению, психологии религии, феноменологии религии. Предмет, объект и методы антропологии религии, краткий очерк истории формирования собственного дисциплинарного предмета. Современный этап - антропология религии как составная часть культурно-социальной антропологии. Понятие религия, проблема определения и объяснения. Попытки установления дисциплинарных границ антропологии религии, подходы и методология изучения религиозных феноменов, религиозной картины мира, представлений о природе человека и религиозном векторе человеческой деятельности, о модели социальной общности и конкретного этносообщества.

Тема 2. «Классические и современные антропологические подходы к религии»

Антропологические теории религии. Минимум понятия "религия" - эволюционистская парадигма исследования и инструменталистский подход - Э.Тайлор, Э.Лэнг, Р. Маретт, Дж.Фрейзер. Функциональный и структурно-функциональный подходы - Б. Малиновский, З.Фрейд, Э.Эванс-Причард. Символический подход: коллективные религиозные представления и мораль, дихотомия "профанное-сакральное" - Э.Дюркгейм, Ф.Боас; религия как система культурно конструируемых смыслов - К.Гирц, М.Спиро. Феноменологический подход - рациональное и иррациональное религиозного опыта, социокультурные соответствия феноменов религиозного сознания - Р.Отто, М.Элиаде, Р.Гордон; "измерения сакрального" - Н.Смарт.


Тема 3. «Религиозные составляющие базовых категорий культуры. Специфика пространственно-временного мышления в первобытных, архаичных и исторических обществах»

Религиозные составляющие базовых категорий и универсалий культуры. Локальная специфика пространственно-временного мышления представителей различных культур. Религиозно-мифологические представления о строении универсума в первобытных, архаичных и исторических обществах - центр мира, мировая ось, вертикальная и горизонтальная гетерогенность пространства. Представления о времени - темпоральный аспект космогонических мифов: "время оно", циклическое повторение космогонии в настоящем, социокультурное время (темпоральная структура человеческой деятельности). Религиозно-мифологические представления об антропо- и социогенезе, о происхождении потестарной структуры, верховной власти.

Тема 4. «Символические аспекты телесности. Тело как инструмент символического классифицирования»

Символические аспекты телесности. Тело как инструмент символического классифицирования. Символическая классификация и трасцедентирование негативного (К.Гирц). Дихотомия "правое-левое"/жизнь-смерть/мужское-женское (Р.Херц, Р.Нидам). Концепция медицинского материализма и социокультурный генезис пищевых запретов. "Чистота и опасность", чистое - грязное - способы регулирования аномии (М.Дуглас, К.Леви-Строс). Хабитус, техники тела и социальный контроль (М.Мосс, П.Бурдье, Э.Гоффман, Ю.Окли). Ритуальная чистота и способы установления этнокультурных и социокультурных границ (М.Дуглас, Ю.Окли).


Тема 5. «Религиозные детерминанты человеческого действия. Ритуальные практики и экстатические техники»

Религиозные детерминанты человеческого действия. Ритуальные практики и техники экстазов. Сакральное и профанное: пространственные детерминанты человеческой деятельности. Базовые характеристики сакрального пространства: центр и периферия, различение пространства культуры и пространства природы, сакральные места для хранения культовых предметов. Темпоральные детерминанты человеческой деятельности, базовые характеристики сакрального времени: религиозный календарь, время культовых действий и цикл хозяйственной деятельности, религиозно-биографический цикл.


Тема 6. «Религиозные институты – формы организации религиозной жизни»

Религиозные институты – формы организации религиозной жизни. Роли, структуры, организации. Религиозные специалисты, культы, религии, секты. Типология религиозных сообществ: монашеское, храмово-приходское (христианское, буддийское, исламское), нетрадиционные религиозные сообщества, новые культовые движения, проблема конверсии. Критерии определения вида религиозного сообщества, стратегии полевого социально-антропологического исследования религиозных общин.


Тема 7. «Ритуал и его структура. Роль и место ритуала в первобытных, архаических и исторических культурах. Ритуальные действия в повседневности»

Ритуал и его структура. Роль и место ритуала в первобытных, архаических и исторических культурах. Ритуальные действия в повседневности.

Э.Дюркгейм о ритуальной деятельности: взаимопроникновение сакрального и профанного. М.Элиаде о структуре религиозного сознания: иерофания и индивидуально-психологическое переживание сакрального; религиозно-мифологический нарратив и ритуал. Современные теории ритуала, символический и инструменталистский подходы - В.Тернер, Б.Александер, Э.Ричардс, С.Тамбиах. Ритуал как перформанс - Р.Шехнер, Б.Александер. Ритуал как психотехническая практика, ритуальные техники изменения состояний сознания. Типология ритуальной деятельности бесписьменных обществ.
Тема 8. «Антропология секуляризма. Секулярная культура, модернизация и вестернизация. Постсекулярная ситуация и религиозное возрождение в арабских и постсоветских странах»

Антропология секуляризма. Секулярная культура, модернизация и вестернизация. Осмысление феномена секуляризации и основные влиятельные теории (П.Бергер, Ч.Тайлор, Х.Казанова) Секуляризм, индивидуальная воля и свобода. Постсекулярная ситуация и религиозное возрождение в арабских и постсоветских странах (Т.Асад).



Вопросы к теоретической части зачета

    1. Место антропологии религии и секуляризма в системе социо-гуманитарных наук

    2. Предметная область, методология и методы антропологии религии

    3. Определения религии - теоретико-методологические подходы

    4. Религия и религиозность - определения понятий, существующие антропологические подходы

    5. Религиозное измерение базовых категорий культуры

    6. Символические аспекты телесности - теории, историко-культурные примеры и современная повседневность

    7. Профанное и сакральное в первобыном, архаическом и историческом типах культур

    8. Пространственные и темпоральные характеристики религиозной жизни: универсальные знаковые комплексы и сакральный календарь

    9. Теории мифа и ритуала: классика и современность

    10. Религия, магия и рациональность

    11. Коммунитас и обряды перехода

    12. Религиозно-мифологический нарратив и ритуал

    13. Психотехнические практики в религиозных традициях мира

    14. Типология ритуалов (примеры)

    15. Типология мифов (примеры)

    16. Теории архаических форм религии: анимизм, аниматизм, тотемизм, шаманизм

    17. Картина мира и индивидуальная религиозность

    18. Методология и методы социально-антропологического исследования религиозных сообществ

    19. Качественные методы в исследовании религиозных сообществ: единицы включенного наблюдения, интервью и анализ документов - техника и границы применения

    20. Религиозная модель общества и религиозная антропология

    21. Институциональные религии и современные формы религиозности

    22. Неоориентальные религиозные общины, культовые движения и квазирелигиозные сообщества

    23. Типология религиозных сообществ: структура и организация религиозной жизни

    24. Секуляризм как феномен и его осмысление. Критика концепций секуляризма.

    25. Теории постсекуляризма

4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основная литература:

  1. Баркер Е. Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!// Религиоведение. 2003. №4.

  1. Бурдье П. Генезис и структура поля религии / Пьер Бурдье: Социальное пространство, поля и практики. М.: Институт экспериментальной психологии; СПб.: Алетея, 2007.

  1. Бурдье П. Берберский дом, или Перевернутый мир. / Пьер Бурдье: Практический смысл. Книга II. Приложение.

  1. Васильев М.И. Введение в культурную антропологию. Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 156 с. (Стр. 27-58)

  1. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ)// М. Вебер Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

  1. Гирц К. Религия как культурная система// Интерпретация культур /М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

  1. Гирц К. Насыщенное описание // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004, с.478-522.

  1. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 1998. (Гл. Странные обычаи. С. 38-67).

  1. Леви-Строс К. Тотемизм. Часть 5. В: Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

  1. Леви-Стросс К. Колдун и его магия. // Структурная антропология. М. 2001 (с.171-213).

  1. Леви-Стросс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов.// Первобытное мышление. М., 1994.

  1. Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 103-114.

  1. Малиновский Бр. Аргонавты западной части Тихого океана. (с.7-43) М: РОССПЭН, 2004.

  1. Мартинович В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения:  пособие для студентов Института теологии БГУ.//В. А. Мартинович. — Минск. (типология религиозных организаций)

  1. Тэрненр В. Символ и ритуал. М.,1983. Символ в африканском ритуале. С.32-46.

  1. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. Гл. 3. Лиминальность и коммунитас. С. 168-185. В кн.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983.

  1. Христофорова О.,  Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, РГГУ, 2010. 432 с. (с.9-54)

  1. Э.Э. Эванс-Притчард, Теории примитивной религии, М.: ОГИ, 2004. (Нация и культура) (Глава 1).

  1. Эванс-Притчард Э. Нуэры. (с. 14-26) М. 1985.

  1. Эванс-Причард Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Политиздат, 1992.

  1. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 5-31, 98-118, 142-191.

  1. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Взгляды и образы: методология, анализ, практика//Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. C. 7—15

  1. E. Barker, The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking! [in:] Journal for the Scientific Studies of Religion, 34 (3) 1995, pp. 287-291, перевод на русский язык:

  1. Edward Burnett Tylor (2008 [1871]): Religion in Primitive Culture, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 23-33.

  1. Emile Durkheim (2008 [1912]): The Elementary Forms of Religious Life, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 34-47.

  1. Eriksen, Thomas Hylland. Small places, large issues: an introduction to social and cultural anthropology / Thomas Hylland Eriksen.—2nd ed.p.cm. — (Anthropology, culture, and society), pp.1-24 (Chapter 1 - Introduction: Comparison and Context; Chapter 2 - A Brief History of Anthropology)

  1. Gellner, David N. (2001) “Studying secularism, practicing secularism. Anthropological imperatives”, in Social Anthropology, 9(3)

  1. James P. Spradley (1980): Chapter 3: The Ethnographic Research Cycle, in Participant Observation, New York: Holt, Reinhart and Winston, pp. 26-35.

  1. Peter Berger (1990): Chapters 1 in The Sacred Canopy, Anchor Books, (in two parts; notes are in part 2).

  1. Talal Asad (1999): Religion, Nation-State, Secularism, in P. van der Veer and H. Lehmann (eds.), Nation and Religion: Perspectives on Europe and Asia. Princeton: Princeton University Press, pp. 178-196.

  1. Talal Asad (2008 [1983]): The Construction of Religion as an Anthropological Category, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 110-126.


Дополнительная литература:

  1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1994. (1-ая глава)

  1. Басилов В.  Избранники духов, Политиздат, 1984.

  1. Белик А.А. ''Культурология. Антропологические теории культур'', М.: Российский гос. гуманит. ун-т.

  1. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Социологические исследования. 2011. №1.

  1. Бергер П. Секуляризация и проблема идентичности // Неприкосновенный запас. 2004. №32-33.

  1. Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев, пер. с англ. М., 1981.

  1. Бурдье П. Критика теоретического разума. Глава 3. Структура, габитус, практика. В: Бурдье П. Практический смысл. СПб. 2001 (1980). С. 100-127

  1. Бурыкин А. "Шаманы. Те, кому служат духи", Издательство: СПб. Азбука-Классика, 2007.

  1. Васильев М.И. Введение в культурную антропологию. Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 156 с. (Стр. 3-27)

  1. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работа М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

  1. Гирц Кл. Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев // Гирц Кл. Интерпретация культур. М, 2004 

  1. Доманская А. Ритуал: исполнение смысла (о последней работе Р. Раппапорта)/ Nomos, Kwartalnik Religioznawczy, № 71/72, Kraków, 2011.

  1. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. М.: Древнехранилище, 2000, 574 с.

  1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. 

  1. Леви-Стросс К. Миф. Ритуал, генетика. // Природа. 1978.№ 1. 

  1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

  1. Локальные и синкретические культы, сборник статей, М.1991

  1. Лурье С.В. Культурантропология в России и на Западе: концептуальные различия. // ОНС 1997. №2.

  1. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Политиздат, 1992.Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо. // Вопросы философии. 1994. №2. 

  1. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии, СПб., 2008. 

  1. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

  1. Орнатская Л.А. Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции, Studia culturae. Выпуск 1. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.9-28

  1. Островская Е., Рудой В. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994

  1. Панченко А. А. Религиозные практики: к изучению «народной религии» // Мифология и повседневность (Вып. 2): Материалы научной конференции 26–26 февраля 1999 года. СПб., 1999. С. 198–218.

  1. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М.: ОГИ, 2002, с. 365-388.

  1. Раппопорт Р. Эволюция человечества и будущее антропологии. //Этнографическое обозрение. 1995. № 6. С 18-30.

  1. Ревуненкова Е.В. Миф, обряд, религия, М.1990

  1. Сабирова Г. (2004). „Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений“, Устная история и биография. Женский взгляд. М., Невский простор.

  1. Скворцов Н.Г. Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии, Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.198-204 http://anthropology.ru/ru/texts/skvortsov/misc_22.html

  1. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. Минск: Лучи Софии, 2003. 

  1. Сурова Е.Э., Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред.   Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.131-141

  1. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989.

  1. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.. 1986. С.9-19, 34-53, 68-79, 83-93, 102-111, 112-123, 149-163

  1. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

  1. Хабермас Ю., Ратцингер (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии, ББИ, 2006.

  1. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1995. 

  1. Штернберг Л. Примитивная религия в свете этнографии. М., 1936.

  1. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 1994.

  1. Aul Davies Сh. (1999): Chapter 2: Selecting Topics and Methods, in Reflexive Ethnography: A Guide to Researching Selves and Others, London: Routledge, pp. 26-44.

  1. Bell, C. (1997) Ritual: Perspectives and Dimentions, Oxford University Press, Chapter 3: Ritual Symbols, Syntax and Praxis, pp. 61-89

  1. Bloch, M. 1974. Symbols, Song, Dance, and Features of Articulation. European Journal of Sociology 55-81.

  1. Boddy J. (2008 [1998]): Spirits and Selves in Northern Sudan, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 368-385.

  1. Bowen John R. Religions in practice: an approach to the anthropology of religion. 5th ed. Pearson Education, Inc., Prentice Hall, 2011. Ch. 1.

  1. Boyer, P. 1990. Tradition as truth and communication: a cognitive description of traditional discourse. Cambridge: Cambridge University Press

  1. Douglas, M. (2000). Purity and Danger. M.: Canon-Press. Ch. 4 – Magic and Miracle, pp. 94-114.

  1. Eller, Jack David. Introducing Anthropology of Religion: Culture to the Ultimate / Eller, Jack David. Taylor & Francis e-Library, 2007. pp. 1-28 (Chapter 1. Studying Religion Anthropologically: Definitions and Theories)

  1. Eriksen, Thomas Hylland. Small places, large issues: an introduction to social and cultural anthropology / Thomas Hylland Eriksen.—2nd ed.p.cm. — (Anthropology, culture, and society), pp.209-227 (Chapter 14 – Religion and Ritual).

  1. Eriksen, Thomas Hylland. Small places, large issues: an introduction to social and cultural anthropology / Thomas Hylland Eriksen.—2nd ed.p.cm. — (Anthropology, culture, and society), pp.209-227 (Chapter 15 – Modes of Thought, pp.209-227)

  1. F. Bowie, The Anthropology of Religion: an Introduction, – Chapter 1: Theories and Controversies, Blackwell 2000, pp. 1-37.

  1. Geertz, C. 2005. Shifting aims, moving targets: on the anthropology of religion (2004 Sir James Frazer Lecture). Journal of the Royal Anthropological Institute NS 11, 1-15.

  1. Geertz, C. (1993) “From the Native’s Point of View: On the Nature of Anthropological Understanding”, in Local Knowledge. Glasgow: Fontana Press, pp. 55-70

  1. Harding, S. (1987). Convicted by the Holy Spirit: the Rhetoric of Fundamental Baptist Conversion, American Ethnologist, 14 (1): 167-181.

  1. Herzfeld, Michael (2011) “Secularity and Religiosity: Holy Spaces and the Battle for Administrative Control over Land in Bangkok”, in Nils Bubandt and Martijn van Beek (eds): Varieties of Secularism in Asia. Anthropological Explorations of Religion, Politics, and the Spiritual. London: Taylor & Francis (In Press)

  1. Hirshmann, A. O. 1989. Having opinions – one of the elements of well-being? American Economic Review 79.

  1. Jürgen Habermas. “Notes on a post-secular society”, in: Blätter für deutsche und internationale Politik, April 2008.

  1. Kapferer, Bruce (2001) “Anthropology. The paradox of the secular”, in Social Anthropology, 9(3)

  1. Katherine Metzo (2006). “Shamanic Transformations: Buriat Shamans as Mediators of Multiple Worlds”, in Religion, Morality, and Community in Post-Soviet Societies. Edited by Mark D. Steinberg and Catherine Wanner. Washington: Indiana University Press.

  1. Lenski, G. The religious factor: A sociological study of religious impact on politics, economics and family life. Garden City, NY: Doubleday & Co. Marty, M., 1974.

  1. Lindquist, G. (2000): In Search of the Magical Flow: Magic and Market in Contemporary Russia, in Urban Anthropology, 29(4), pp. 315-357.

  1. Luckmann, T. (2003). Transformations of Religion and Morality in Modern Europe. Social Compass, 50 (3), pp. 275-285.

  1. Mahmood S. Politics of Piety, 2004, by Princeton.

  1. Mahmood, S. (2009). Religious Reason and Secular Affect: An Incommensurable Divide? Critical Inquiry, 35, pp. 836-862.

  1. Michael Lambek (2008): General Introduction, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 1-17.

  1. Morris B. Religion and Anthropology, Cambridge University Press, 2006

  1. Pelkmans, Mathijs. 2006. “Asymmetries on the ‘religious market’ in Kyrgyzstan.” In C. Hannet al, The Postsocialist Religious Question: Faith and Power in Central Asia and East-Central Europe. Berlin: Lit Verlag, pp. 29-46

  1. Rappaport, R. (2008). Enactments of Meaning. Lambek, M. (ed.). A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 410-428.

  1. Robert Orsi (2006): Chapters 5-6 in Between Heaven and Earth: The Religious Worlds People Make and the Scholars Who Study Them. Princeton: Princeton University Press, pp. 146-204.

  1. Tambiah, S. J. 1985. Culture, thought and social action: an anthropological perspective. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

  1. Tambiah, S. J. Magic, Science and Religion and the Scope of Rationality (Lewis Henry Morgan Lectures). Cambridge University Press, 1990.

  1. Turner, V. W. (1964). Betwixt and Between: The Liminal Period in Rites De Passage (pp. 4-20). The Proceedings of the American Ethnological Society Symposium on New Approaches to the Study of Religion. The University of Washington Press.


*Приводится перечень основной и дополнительной литературы. Может быть дополнительно приведен перечень лабораторных, практических занятий, тематика семинарских занятий, реферативных работ, тестовые задания, список компьютерных программ, другая значимая информация.
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности

  • Современные культурно-антропологические исследования религии и секуляризма
  • Составитель
  • РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
  • 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • 2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
  • Вопросы к теоретической части зачета
  • 4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Основная литература
  • Дополнительная литература