Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. В. Рубанов 08. 09. 2011г. (дата утверждения) Регистрационный № уд- 4516 /р. Современные культурно-антропологические исследования религии и секуляризма Учебная программа




Скачать 215.17 Kb.
Дата15.05.2017
Размер215.17 Kb.
ТипУчебная программа
Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета философии

и социальных наук

_________ А.В.Рубанов

_____08.09.2011г.______

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-_4516_/р.

Современные культурно-антропологические исследования

религии и секуляризма
Учебная программа для специальности

1- 21 02 01 «Философия»


2011 г.


Составитель:

Доманская Анастасия Игоревна – преподаватель кафедры философии культуры Белорусского государственного университета



Рецензенты:

Смирнов Н.А. – доцент кафедры философии и методологии науки Белорусского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент

Старостенко В.В. – заведующий кафедрой философии МГУ имени А.А. Кулешова, кандидат философских наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой философии культуры факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 27.06.2011г.);

Ученым Cоветом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 28.06.2011г.);

Ответственный за редакцию: Доманская А.И.


Ответственный за выпуск: Доманская А.И.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине «Современные культурно-антропологические исследования религии и секуляризма» разработана как дисциплина специализации для студентов четвертого курса специальности «философия» очной формы обучения. Данный специальный курс рассчитан на 39 академических часов, из которых

  • Лекционные занятия: 14 ч.

  • Семинарские занятия: 16 ч.

  • КСР 4 ч.

  • Консультация 1 ч.

  • Зачет 4 ч.

В рамках данного курса студенты знакомятся с теориями и концепциями религии и секуляризма, которые были разработаны антропологами на протяжении последних двух столетий. В задачи курса входит не только формирование у студентов представления о том, как современная антропология рассматривает религию и секуляризм, но также показать, какая методология используется для изучения данных феноменов в современном мире.

Курс находится во взаимосвязи с курсами «Религиоведение», «Культурология», «Основы антропологии», «Философская антропология», «Социальная философия», «Наука и религия. Сравнительный анализ методологических стандартов научного и религиозного мышления».

Культурно-антропологические исследования религии и секуляризма в западной академической среде принято обозначать «антропологией религии» (и секуляризма) и рассматривать ее как одну из субдисциплин социально-антропологического цикла. Антропология религии (и секуляризма) - одна из молодых, сформировавшихся во второй половине XX в. социогуманитарных наук, проблематика и методы которой сформировались в недрах таких социогуманитарных наук, как философия религии, история религии, социология религии, социальная и культурная антропология.

Цель курса заключается в формировании у студентов-философов системы представлений о религии как социально-культурном феномене, определяющем жизнь отдельных людей и сообществ во всех ее аспектах, а также продемонстрировать многообразие социо-культурных интерпретаций и вариаций религиозных традиций в современном белорусском обществе.

В начале курса внимание уделяется обзору концепций таких классиков антропологии религии, культурологов и социологов, как Дж.Фрезер, Э.Тайлор, Э.Лэнг, Р.Маретт, Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Э.Эванс-Причард, М.Спиро, М.Элиаде, В.Тернер, К.Гирц, К.Леви-Стросс, М.Дуглас, П.Бергер, П.Бурдье.

В лекционной части основное место занимает рассмотрение и анализ базовых категорий религиозного мышления: взаимосвязь сакрального и профанного в культуре; психотехнические аспекты религиозного мировоззрения; взаимосвязь мифа и ритуала; роль ритуальных практик и сакральной мифологии в формировании культуры и образа жизни; внерелигиозные основания культуры. Предлагается подробное изучение центральных понятий антропологии религии (и секуляризма), методологические подходы к изучению магико-религиозного комплекса традиционных и современных обществ.

В семинарской части курса предусмотрено освоение студентами работ классиков антропологии религии: Б.Малиновского, Э.Дюркгейма, К.Гирца, В.Тернера, П.Бурдье и других.

В рамках курса студентам предлагается самостоятельно осуществить учебное антропологическое исследование. На семинарских занятиях обсуждаются и согласовываются с преподавателем тема и программа исследования, его методология, этические аспекты исследования. Студентам предлагается самостоятельно или в команде поработать «в поле», проанализировать собранный эмпирический материал и представить своим коллегам результаты в виде доклада-презентации. В процессе работы над исследованием студенты осваивают алгоритмы построения программы полевого исследования, использование таких методов, как включенное и прямое наблюдение, полевое интервью, этноинтервью, анализ документов.

Для обеспечения доступа студентов к эмпирическому материалу, к «полю», организуются в рамках КСР и выездных семинаров экскурсии в религиозные общины г.Минска, охватывая такие конфессии как православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и ислам, проводятся встречи с верующими.

Программа предполагает развитие интереса и навыков социально-антропологического осмысления феноменов религиозной жизни традиционных и современных обществ. Программа курса снабжена списком рекомендуемой литературы, включающей работы отечественных и зарубежных авторов (на русском и английском языках), релевантно освещающие ключевые вопросы курса.

В результате студенты должны продемонстрировать владение теоретическими материалами курса, а также представить результаты небольшого самостоятельного или группового исследования, демонстрирующие их понимание специфики антропологической методологии и умение пользоваться ей.

Для получения зачета по данному спецкурсу студенту необходимо представить презентацию своего учебного исследовательского проекта, а также уверено отвечать на вопросы по теоретической части курса (см. Вопросы к зачету). Кроме того, студент должен демонстрировать свободное владение основной литературой по всем темам спецкурса.

2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов*







Аудиторные

Самост.

работа








Лекции

Практич., семинар.

Лаб. занят.

КСР

1.

Введение. Религия как предмет исследований культурной антропологии. Антропология религии и секуляризма в системе социогуманитарных наук.

2













2.

Классические и современные антропологические подходы к религии.

2













3.

Религиозные составляющие базовых категорий культуры. Специфика пространственно-временного мышления в первобытных, архаичных и исторических обществах.

2
















Обсуждение понимания антропологии религии на основании текстов Б.Малиновского, Э.Клакхона, К.Гирца.




2













Методология антропологического исследования. Исследовательская этика.




2










4.

Генерирование в группах идей учебного антропологического (этнографического) исследования Обсуждение специфики программ антропологического исследования.




2










7.

Символические аспекты телесности. Тело как инструмент символического классифицирования. Телесность в контексте религиозных практик и религиозной дисциплины.

2













8.

Знакомство с религиозными общинами г.Минска




2




2




9.

Религиозные детерминанты человеческого действия. Ритуальные практики и экстатические техники. Формы повседневного религиозного благочестия.

2













10.

Обсуждение в группах промежуточных результатов исследования, проблем анализа, методологии и теоретических оснований антропологического исследования.





2










11.

Написание исследовательских отчетов. Подготовка презентаций по результатам исследования.










2







Обсуждение текстов В.Тернера, П.Бурдье, О.Христофоровой.




2










12.

Религиозные институты – формы организации религиозной жизни. Роли, структуры, организации. Типология религиозных общин.

2













13.

Антропология секуляризма. Секулярная культура, модернизация и вестернизация. Постсекулярная ситуация и религиозное возрождение в арабских и постсоветских странах.

2













14.

Представление исследовательских проектов.




4










16.

Консультация


















3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Лекционные занятия:
Тема 1. «Введение. Религия как предмет исследований культурной антропологии. Антропология религии и секуляризма в системе социогуманитарных наук»

Антропология религии и секуляризма в системе социально-гуманитарных наук; ее отношение к социологии религии, философии религии, религиоведению, психологии религии, феноменологии религии. Предмет, объект и методы антропологии религии, краткий очерк истории формирования собственного дисциплинарного предмета. Современный этап - антропология религии как составная часть культурно-социальной антропологии. Понятие религия, проблема определения и объяснения. Попытки установления дисциплинарных границ антропологии религии, подходы и методология изучения религиозных феноменов, религиозной картины мира, представлений о природе человека и религиозном векторе человеческой деятельности, о модели социальной общности и конкретного этносообщества.

Тема 2. «Классические и современные антропологические подходы к религии»

Антропологические теории религии. Минимум понятия "религия" - эволюционистская парадигма исследования и инструменталистский подход - Э.Тайлор, Э.Лэнг, Р. Маретт, Дж.Фрейзер. Функциональный и структурно-функциональный подходы - Б. Малиновский, З.Фрейд, Э.Эванс-Причард. Символический подход: коллективные религиозные представления и мораль, дихотомия "профанное-сакральное" - Э.Дюркгейм, Ф.Боас; религия как система культурно конструируемых смыслов - К.Гирц, М.Спиро. Феноменологический подход - рациональное и иррациональное религиозного опыта, социокультурные соответствия феноменов религиозного сознания - Р.Отто, М.Элиаде, Р.Гордон; "измерения сакрального" - Н.Смарт.


Тема 3. «Религиозные составляющие базовых категорий культуры. Специфика пространственно-временного мышления в первобытных, архаичных и исторических обществах»

Религиозные составляющие базовых категорий и универсалий культуры. Локальная специфика пространственно-временного мышления представителей различных культур. Религиозно-мифологические представления о строении универсума в первобытных, архаичных и исторических обществах - центр мира, мировая ось, вертикальная и горизонтальная гетерогенность пространства. Представления о времени - темпоральный аспект космогонических мифов: "время оно", циклическое повторение космогонии в настоящем, социокультурное время (темпоральная структура человеческой деятельности). Религиозно-мифологические представления об антропо- и социогенезе, о происхождении потестарной структуры, верховной власти.

Тема 4. «Символические аспекты телесности. Тело как инструмент символического классифицирования»

Символические аспекты телесности. Тело как инструмент символического классифицирования. Символическая классификация и трасцедентирование негативного (К.Гирц). Дихотомия "правое-левое"/жизнь-смерть/мужское-женское (Р.Херц, Р.Нидам). Концепция медицинского материализма и социокультурный генезис пищевых запретов. "Чистота и опасность", чистое - грязное - способы регулирования аномии (М.Дуглас, К.Леви-Строс). Хабитус, техники тела и социальный контроль (М.Мосс, П.Бурдье, Э.Гоффман, Ю.Окли). Ритуальная чистота и способы установления этнокультурных и социокультурных границ (М.Дуглас, Ю.Окли).


Тема 5. «Религиозные детерминанты человеческого действия. Ритуальные практики и экстатические техники»

Религиозные детерминанты человеческого действия. Ритуальные практики и техники экстазов. Сакральное и профанное: пространственные детерминанты человеческой деятельности. Базовые характеристики сакрального пространства: центр и периферия, различение пространства культуры и пространства природы, сакральные места для хранения культовых предметов. Темпоральные детерминанты человеческой деятельности, базовые характеристики сакрального времени: религиозный календарь, время культовых действий и цикл хозяйственной деятельности, религиозно-биографический цикл.


Тема 6. «Религиозные институты – формы организации религиозной жизни»

Религиозные институты – формы организации религиозной жизни. Роли, структуры, организации. Религиозные специалисты, культы, религии, секты. Типология религиозных сообществ: монашеское, храмово-приходское (христианское, буддийское, исламское), нетрадиционные религиозные сообщества, новые культовые движения, проблема конверсии. Критерии определения вида религиозного сообщества, стратегии полевого социально-антропологического исследования религиозных общин.


Тема 7. «Ритуал и его структура. Роль и место ритуала в первобытных, архаических и исторических культурах. Ритуальные действия в повседневности»

Ритуал и его структура. Роль и место ритуала в первобытных, архаических и исторических культурах. Ритуальные действия в повседневности.

Э.Дюркгейм о ритуальной деятельности: взаимопроникновение сакрального и профанного. М.Элиаде о структуре религиозного сознания: иерофания и индивидуально-психологическое переживание сакрального; религиозно-мифологический нарратив и ритуал. Современные теории ритуала, символический и инструменталистский подходы - В.Тернер, Б.Александер, Э.Ричардс, С.Тамбиах. Ритуал как перформанс - Р.Шехнер, Б.Александер. Ритуал как психотехническая практика, ритуальные техники изменения состояний сознания. Типология ритуальной деятельности бесписьменных обществ.
Тема 8. «Антропология секуляризма. Секулярная культура, модернизация и вестернизация. Постсекулярная ситуация и религиозное возрождение в арабских и постсоветских странах»

Антропология секуляризма. Секулярная культура, модернизация и вестернизация. Осмысление феномена секуляризации и основные влиятельные теории (П.Бергер, Ч.Тайлор, Х.Казанова) Секуляризм, индивидуальная воля и свобода. Постсекулярная ситуация и религиозное возрождение в арабских и постсоветских странах (Т.Асад).



Вопросы к теоретической части зачета

    1. Место антропологии религии и секуляризма в системе социо-гуманитарных наук

    2. Предметная область, методология и методы антропологии религии

    3. Определения религии - теоретико-методологические подходы

    4. Религия и религиозность - определения понятий, существующие антропологические подходы

    5. Религиозное измерение базовых категорий культуры

    6. Символические аспекты телесности - теории, историко-культурные примеры и современная повседневность

    7. Профанное и сакральное в первобыном, архаическом и историческом типах культур

    8. Пространственные и темпоральные характеристики религиозной жизни: универсальные знаковые комплексы и сакральный календарь

    9. Теории мифа и ритуала: классика и современность

    10. Религия, магия и рациональность

    11. Коммунитас и обряды перехода

    12. Религиозно-мифологический нарратив и ритуал

    13. Психотехнические практики в религиозных традициях мира

    14. Типология ритуалов (примеры)

    15. Типология мифов (примеры)

    16. Теории архаических форм религии: анимизм, аниматизм, тотемизм, шаманизм

    17. Картина мира и индивидуальная религиозность

    18. Методология и методы социально-антропологического исследования религиозных сообществ

    19. Качественные методы в исследовании религиозных сообществ: единицы включенного наблюдения, интервью и анализ документов - техника и границы применения

    20. Религиозная модель общества и религиозная антропология

    21. Институциональные религии и современные формы религиозности

    22. Неоориентальные религиозные общины, культовые движения и квазирелигиозные сообщества

    23. Типология религиозных сообществ: структура и организация религиозной жизни

    24. Секуляризм как феномен и его осмысление. Критика концепций секуляризма.

    25. Теории постсекуляризма

4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основная литература:

  1. Баркер Е. Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!// Религиоведение. 2003. №4.

  1. Бурдье П. Генезис и структура поля религии / Пьер Бурдье: Социальное пространство, поля и практики. М.: Институт экспериментальной психологии; СПб.: Алетея, 2007.

  1. Бурдье П. Берберский дом, или Перевернутый мир. / Пьер Бурдье: Практический смысл. Книга II. Приложение.

  1. Васильев М.И. Введение в культурную антропологию. Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 156 с. (Стр. 27-58)

  1. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ)// М. Вебер Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

  1. Гирц К. Религия как культурная система// Интерпретация культур /М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

  1. Гирц К. Насыщенное описание // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004, с.478-522.

  1. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 1998. (Гл. Странные обычаи. С. 38-67).

  1. Леви-Строс К. Тотемизм. Часть 5. В: Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

  1. Леви-Стросс К. Колдун и его магия. // Структурная антропология. М. 2001 (с.171-213).

  1. Леви-Стросс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов.// Первобытное мышление. М., 1994.

  1. Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 103-114.

  1. Малиновский Бр. Аргонавты западной части Тихого океана. (с.7-43) М: РОССПЭН, 2004.

  1. Мартинович В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения:  пособие для студентов Института теологии БГУ.//В. А. Мартинович. — Минск. (типология религиозных организаций)

  1. Тэрненр В. Символ и ритуал. М.,1983. Символ в африканском ритуале. С.32-46.

  1. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. Гл. 3. Лиминальность и коммунитас. С. 168-185. В кн.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983.

  1. Христофорова О.,  Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, РГГУ, 2010. 432 с. (с.9-54)

  1. Э.Э. Эванс-Притчард, Теории примитивной религии, М.: ОГИ, 2004. (Нация и культура) (Глава 1).

  1. Эванс-Притчард Э. Нуэры. (с. 14-26) М. 1985.

  1. Эванс-Причард Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Политиздат, 1992.

  1. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 5-31, 98-118, 142-191.

  1. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Взгляды и образы: методология, анализ, практика//Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. C. 7—15

  1. E. Barker, The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking! [in:] Journal for the Scientific Studies of Religion, 34 (3) 1995, pp. 287-291, перевод на русский язык:

  1. Edward Burnett Tylor (2008 [1871]): Religion in Primitive Culture, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 23-33.

  1. Emile Durkheim (2008 [1912]): The Elementary Forms of Religious Life, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 34-47.

  1. Eriksen, Thomas Hylland. Small places, large issues: an introduction to social and cultural anthropology / Thomas Hylland Eriksen.—2nd ed.p.cm. — (Anthropology, culture, and society), pp.1-24 (Chapter 1 - Introduction: Comparison and Context; Chapter 2 - A Brief History of Anthropology)

  1. Gellner, David N. (2001) “Studying secularism, practicing secularism. Anthropological imperatives”, in Social Anthropology, 9(3)

  1. James P. Spradley (1980): Chapter 3: The Ethnographic Research Cycle, in Participant Observation, New York: Holt, Reinhart and Winston, pp. 26-35.

  1. Peter Berger (1990): Chapters 1 in The Sacred Canopy, Anchor Books, (in two parts; notes are in part 2).

  1. Talal Asad (1999): Religion, Nation-State, Secularism, in P. van der Veer and H. Lehmann (eds.), Nation and Religion: Perspectives on Europe and Asia. Princeton: Princeton University Press, pp. 178-196.

  1. Talal Asad (2008 [1983]): The Construction of Religion as an Anthropological Category, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 110-126.


Дополнительная литература:

  1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1994. (1-ая глава)

  1. Басилов В.  Избранники духов, Политиздат, 1984.

  1. Белик А.А. ''Культурология. Антропологические теории культур'', М.: Российский гос. гуманит. ун-т.

  1. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Социологические исследования. 2011. №1.

  1. Бергер П. Секуляризация и проблема идентичности // Неприкосновенный запас. 2004. №32-33.

  1. Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев, пер. с англ. М., 1981.

  1. Бурдье П. Критика теоретического разума. Глава 3. Структура, габитус, практика. В: Бурдье П. Практический смысл. СПб. 2001 (1980). С. 100-127

  1. Бурыкин А. "Шаманы. Те, кому служат духи", Издательство: СПб. Азбука-Классика, 2007.

  1. Васильев М.И. Введение в культурную антропологию. Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 156 с. (Стр. 3-27)

  1. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работа М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

  1. Гирц Кл. Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев // Гирц Кл. Интерпретация культур. М, 2004 

  1. Доманская А. Ритуал: исполнение смысла (о последней работе Р. Раппапорта)/ Nomos, Kwartalnik Religioznawczy, № 71/72, Kraków, 2011.

  1. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. М.: Древнехранилище, 2000, 574 с.

  1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. 

  1. Леви-Стросс К. Миф. Ритуал, генетика. // Природа. 1978.№ 1. 

  1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

  1. Локальные и синкретические культы, сборник статей, М.1991

  1. Лурье С.В. Культурантропология в России и на Западе: концептуальные различия. // ОНС 1997. №2.

  1. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Политиздат, 1992.Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо. // Вопросы философии. 1994. №2. 

  1. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии, СПб., 2008. 

  1. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

  1. Орнатская Л.А. Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции, Studia culturae. Выпуск 1. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.9-28

  1. Островская Е., Рудой В. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994

  1. Панченко А. А. Религиозные практики: к изучению «народной религии» // Мифология и повседневность (Вып. 2): Материалы научной конференции 26–26 февраля 1999 года. СПб., 1999. С. 198–218.

  1. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М.: ОГИ, 2002, с. 365-388.

  1. Раппопорт Р. Эволюция человечества и будущее антропологии. //Этнографическое обозрение. 1995. № 6. С 18-30.

  1. Ревуненкова Е.В. Миф, обряд, религия, М.1990

  1. Сабирова Г. (2004). „Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений“, Устная история и биография. Женский взгляд. М., Невский простор.

  1. Скворцов Н.Г. Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии, Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.198-204 http://anthropology.ru/ru/texts/skvortsov/misc_22.html

  1. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. Минск: Лучи Софии, 2003. 

  1. Сурова Е.Э., Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред.   Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.131-141

  1. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989.

  1. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.. 1986. С.9-19, 34-53, 68-79, 83-93, 102-111, 112-123, 149-163

  1. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

  1. Хабермас Ю., Ратцингер (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии, ББИ, 2006.

  1. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1995. 

  1. Штернберг Л. Примитивная религия в свете этнографии. М., 1936.

  1. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 1994.

  1. Aul Davies Сh. (1999): Chapter 2: Selecting Topics and Methods, in Reflexive Ethnography: A Guide to Researching Selves and Others, London: Routledge, pp. 26-44.

  1. Bell, C. (1997) Ritual: Perspectives and Dimentions, Oxford University Press, Chapter 3: Ritual Symbols, Syntax and Praxis, pp. 61-89

  1. Bloch, M. 1974. Symbols, Song, Dance, and Features of Articulation. European Journal of Sociology 55-81.

  1. Boddy J. (2008 [1998]): Spirits and Selves in Northern Sudan, in Michael Lambek (ed.): A Reader in the Anthropology of Religion, Blackwell, pp. 368-385.

  1. Bowen John R. Religions in practice: an approach to the anthropology of religion. 5th ed. Pearson Education, Inc., Prentice Hall, 2011. Ch. 1.

  1. Boyer, P. 1990. Tradition as truth and communication: a cognitive description of traditional discourse. Cambridge: Cambridge University Press

  1. Douglas, M. (2000). Purity and Danger. M.: Canon-Press. Ch. 4 – Magic and Miracle, pp. 94-114.

  1. Eller, Jack David. Introducing Anthropology of Religion: Culture to the Ultimate / Eller, Jack David. Taylor
    Каталог: bitstream -> 123456789
    123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
    123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
    123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
    123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
    123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
    123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности