Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. С. Пушкин 19 октября (1825 г.)




Скачать 113.47 Kb.
Дата07.07.2017
Размер113.47 Kb.
Материал к зачёту по литературе . 6 класс. Учитель Чарушина И.Г.
1. Произведения для заучивания наизусть.

2. Материалы для литературного анализа стихотворения.
А.С. Пушкин

19 октября (1825 г.)
Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен



Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.
А. Пушкин

Воспоминания в Царском селе
Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных<,>

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря.
Ретивы кони бранью пышут,

Усеян ратниками дол,

За строем строй течет, все местью, славой дышат,

Восторг во грудь их перешел.

Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,

И се — пылает брань; на холмах гром гремит,

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,

И брызжет кровь на щит.
А.С. Пушкин

Друзьям

Богами вам еще даны

Златые дни, златые ночи,

И томных дев устремлены

На вас внимательны очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный;

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнуся я.

1816
А.С.Пушкин «Друзьям»



Историко-литературные сведения. Стихотворение было написано в 1816 году, когда поэт был еще лицеистом. Дружба, возникшая в лицее, будет пронесена через всю жизнь Самыми близкими друзьями Пушкина стали лицеисты Иван Пущин, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер. Добрые отношения у поэта были со многими лицеистами. Им и адресует свое послание Пушкин.

Тема. В стихотворении Пушкин размышляет о счастливых днях жизни. Это произведение о радости, о наслаждении жизнью.

Жанр. Данное стихотворение является поэтическим посланием. В нем есть обращение («О, друзья!»), перечисляются жизненные ситуации, звучат добрые пожелания.

_________________________________________________________



Настроение стихотворения - радостное, доброжелательное (ключевые слова: ________________________________________________________________).

Лирический герой предстает искренним другом, умеющим радоваться счастью других людей.

Выразительные средства. Стихотворение украшают метафоры («златые дни», «златые ночи»), эпитеты («томные очи», «беспечная радость», «скоротечный вечер»).
А.С. Пушкин

19 октября 1827
Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!



А.С.Пушкин «19 октября (1827)»

Историко-литературные сведения. Стихотворение было написано на годовщину лицея. Лицеисты считали 19 октября, день открытия лицея, праздником. Еще находясь в стенах лицея они дали клятву: И последний лицеист один будет праздновать 19 октября!» К этой дате писались стихи, поэтические послания. Прошло 10 лет после окончания лицея, судьба разбросала лицеистов, но дружба и доброе отношение к друг другу остались. Пушкин очень переживал за своих лицейских друзей И.Пущина и В.Кюхельбекера, которые в числе других декабристов были осуждены.

Тема. Стихотворение представляет собой дружеское послание друзьям с наилучшими пожеланиями. Это произведение о сопереживании, о поддержке друзей в трудную минуту.

Жанр. Признаки послания: обращение («друзья мои»); есть упоминание о разных жизненных путях, звучит поддержка, пожелание удачи («Бог помочь вам!»).

Настроение стихотворения меняется: сначала ободряющее, но затем становится мрачнее (ключевые слова:… ).

Лирический герой предстает искренним другом, умеющим найти простые добрые слова для поддержки своих друзей.

Выразительные средства. Стихотворение украшают метафоры («пир дружбы», «сладкие таинства любви»), эпитеты («разгульная дружба», «пустынное море», «мрачные пропасти»). Две строфы стихотворения представляют собой два восклицательных предложения без единого глагола. Перечисление жизненных ситуаций построено по принципу градации: от радости до горя. Рудники, в которых работали каторжники-декабристы названы «мрачными пропастями земли».
А.С.Пушкин

И.И. Пущину (1826)
Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!


А.С.Пушкин «И.И. Пущину»

Историко-литературные сведения. Стихотворение было написано в 1826 году. Адресовано стихотворение Ивану Ивановичу Пущину, лицейскому другу поэта. Иван Пущин был самым близким другом Пушкина. Их комнаты в лицее находились рядом. После лицея Пущин вступил в тайное общество и участвовал в восстании декабристов. После восстания он в числе других декабристов был сослан в Сибирь. С женой декабриста Муравьева Пушкин передал свое поэтическое послание другу.

Тема. Это стихотворение передает чувство утешения и слова поддержки друга в трудную минуту.

Настроение стихотворения и грустное, и ободряющее, (ключевые слова: друг, благословил, судьба, уединенье, печальным, утешенье, озарит, заточенье, лучом, ясных).

Жанр. Послание (дружеское послание). Признаки послания: обращение («Мой первый друг!» // Мой друг бесценный!»); упоминания о событиях из жизни – посещении Пущиным Пушкина, когда тот находился в ссылке в Михайловском «Когда мой двор уединенный, // Печальным снегом занесенный, // Твой колокольчик огласил»); благодарность и утешение («И я судьбу благословил…», «Да голос мой душе твоей дарует тоже утешенье»)

Лирический герой предстает искренним другом, умеющим быть благодарным.

Выразительные средства. Поэт использует красивые метафорические эпитеты: друг бесценный, двор уединенный, печальный снег; метафоры: «голос мой душе твоей дарует тоже утешенье», «да озарит он заточенье», «луч лицейских дней». Красоту и торжественность звучанию стихотворения придают слова возвышенной лексики: «огласил», «дарует», «благословил», «святое провиденье», «озарит».
А.С.Пушкин

Муза
В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой – и слегка,

По звонким скважинам пустого тростника

Уже наигрывал я слабыми перстами

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов,

С утра до вечера в немой тени дубов

Прилежно я внимал урокам девы тайной,

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала.

Тростник был оживлен божественным дыханьем

И сердце наполнял святым очарованьем.


А.С.Пушкин «Муза»

Историко-литературные сведения. Стихотворение было написано в 1821 году.

Тема. Это стихотворение о чувстве восхищения чудом поэзии. Автор размышляет о поэтическом вдохновении, о рождении своего поэтического таланта. Символом поэтического вдохновения является муза.

Настроение стихотворения возвышенное, таинственное. (Ключевые слова: любила, улыбка, гимны, песни, боги, тайна, божественное, очарование.)

Основные образы. Поэт создает возвышенный образ музы. В древнегреческой мифологии Музы – это богини, покровительницы различных искусств (Их было 9). Музы – дочери верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Обычно они изображались красивыми девушками и сопровождали бога Аполлона. В стихотворении Пушкина муза также предстает «тайной девой», у нее «милое чело», «божественное дыханье». Она вручает младенцу-поэту музыкальный инструмент «семиствольную цевницу» и обучает поэзии. Так образно изображает Пушкин зарождение своего поэтического таланта.

Лирический герой предстает человеком, наделенным чудесным воображением, талантом. Он трепетно, нежно относится к поэзии, считает свой поэтический талант божественным даром.



Выразительные средства. Для создания образа музы автор использует красивые эпитеты (милое чело, божественное дыханье, святое очарованье). Торжественность звучанию произведения придают архаизмы (цевница, чело, персты, дева). Стихотворение не поделено на строфы, оно представляет собой одну строфу из 14 строк с парной рифмовкой. Это придает стихотворению целостность и завершенность, словно в одном восхищенном порыве нарисована чудесная, таинственная картинка.

А.С. Пушкин

Няне
Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы,

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

1826


А.С.Пушкин «Няне»

Историко-литературные сведения. Стихотворение было написано в 1826 году в Петербургский период творчества. Адресовано стихотворение няне А.С.Пушкина Арине Родионовне, близкому человеку. Она была с ним рядом не только в детстве, но и в ссылке в селе Михайловское.

Тема. В стихотворении рассказывается о трепетном ожидании няней своего воспитанника. Это произведение о нежном чувстве любви к дорогому для поэта человеку.

Настроение стихотворения грустное (ключевые слова: одна, горюешь, черный, отдаленный путь, тоска, предчувствие, заботы).

Лирический герой предстает искренним человеком, любящим няню, испытывающим чувство вины за разлуку.

Жанр. Стихотворение представляет собой поэтическое послание. В нем есть нежное обращение («Подруга дней моих суровых, // Голубка дряхлая моя!»); упоминается о суровых днях жизни; размышление о жизни няни перерастает в стихотворении в картину ожидания. Благодарность лирического героя выражена в обращении.

Выразительные средства. Красоту и образность стихотворению придают метафоры: «забытые ворота», «заботы теснят грудь»; сравнение «горюешь будто на часах»; эпитеты: «суровые дни», «забытые ворота», «черный путь». Состояние ожидания передается с помощью многочисленных глаголов: ждешь, горюешь, медлят, глядишь.

А.С. Пушкин

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой.

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: "Давай, улетим!


Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..."

1822

А.С.Пушкин «Узник»

Историко-литературные сведения. Стихотворение было написано в 1822 году в Кишиневе, куда А.С. Пушкин был сослан за свободолюбивые стихи. Живя в Кишиневе, поэт несколько раз заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Пушкин всей душой разделял их мечту о свободе. Во дворе острога поэт мог видеть двух орлов, прикованных цепями к столбам. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Увиденное в кишиневском остроге послужило основой для написания стихотворения «Узник».

Тема стихотворения – мечта о свободе.

Основная мысль – призыв к свободе, который звучит во второй строфе: «Давай улетим! // Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»

Настроение стихотворения сначала грустное (ключевые слова: «решетка», «темница», «неволя», «грустный», «кровавая»). Затем настроение меняется: все настойчивее и смелее звучит призыв к свободе.

Основные образы: лирический герой – узник и его товарищ по несчастью – орел. Они не могут смириться с неволей. Орел словно зовет узника на свободу: «Туда, где за тучей белеет гора, // Туда, где синеют морские края,// Туда, где гуляем лишь ветер …да я!»

Художественные особенности. Стихотворение построено на антитезе (контрасте): свобода – заключение («воля» - «темница»). Средства художественной выразительности поддерживают центральную антитезу. Поэт использует эпитеты: темница – сырая, птицы – вольные. Светлые, яркие краски свободного мира противопоставлены бесцветной сырой темнице. Трехкратный повтор в заключительных строчках (анафора) усиливает призыв к свободе.

А.С.Пушкин

Арион
Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мощны весла. В тишине

На руль склоняясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я – беспечной веры полн –

Пловцам я пел … Вдруг лоно волн

Измял с налету вихорь шумный…

Погиб и кормщик, и пловец!

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

1827
А.С. Пушкин «Арион»



Историко-литературные сведения. Стихотв. написано в 1927 году в связи с годовщиной казни декабристов. Пушкин был дружен со многими декабристами и тяжело переживал их горькую участь.

Тема и осн. мысль. Это стихотв. относится к свободолюбивой лирике. Оно сюжетно. В основе лежит легенда об Арионе – греческом поэте и музыканте. Во время путешествия Ариона на корабле моряки задумали ограбить и убить певца, но позволили ему спеть в последний раз. Закончив песню, Арион бросился в море. Но, дельфин, приплывший на песню Ариона, вынес его на берег. Пушкин взял для своего стихотв. лишь некоторые моменты легенды для создания аллегории (иносказания). Арион - это поэт Пушкин, гребцы – декабристы, буря – восстание, чудесное спасение – пребывание поэта во время восстания в Михайловской ссылке. Основная мысль стихотв. заключается в последних строчках: «Я гимны прежние пою…». Поэт верен друзьям и идеалам свободы.

Настроение стихотворения меняется: сначала спокойное, затем тревожное, в конце произведения лирический герой грустит, но уверенно говорит о преданности друзьям и своему свободолюбивому творчеству.

Выразительные средства. В этом стихотворении мало эпитетов («таинственный певец», «вихорь шумный), лишь одна метафора («… лоно волн измял с налету вихорь шумный»). Образная картина создается благодаря многочисленным глаголам, передающим действие и смену настроения.
А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»
Историко-литературные сведения. Стихотворение было написано лицеистом Пушкиным в 1814 году и прочитано на переводном экзамене 8 января 1815 года. На публичном экзамене присутствовали члены царской семьи, высокопоставленные лица, уважаемые люди, преподаватели, родители лицеистов. На этом экзамене был и поэт Г.Р.Державин, который был в восторге от услышанного стихотворения.

Тема. Это стихотворение патриотическое. Автор вспоминает ратные подвиги и восславляет полководцев и солдат России 18 и 19 веков. Перед читателем предстают картины величественной природы Царскосельского парка, памятники русской славы, а также развалины Москвы в период войны с Наполеоном. В стихотворении автор восхищается подвигами героев и негодует на врагов России.

Вот как Пушкин пишет, например, о Бородинском сражении:



____________________________________________________

Настроение стихотворения торжественное и решительное (ключевые слова: страшись, России, восстал, мщенье, вострепещи, богатыря)

Жанр. Это стихотворение по жанру ОДА (торжественное стихотворение, прославляющее историческое событие или историческое лицо). Обычно в одах прославляли царей, а Пушкин восславил всех воинов и полководцев.

Образы. В данном фрагменте стихотворения автор восхищается русскими ратниками, он изображает их храбрыми, сильными богатырями, готовыми умереть за свою Родину и за свою веру, отомстить врагу («Сердца их мщеньем зажжены»)

Лирический герой предстает человеком неравнодушным к судьбе Отчизны, он гордиться русскими воинами и своей страной.

Выразительные средства. Поэт использует метафоры: «сердца мщеньем зажжены», «час паденья. Есть в произведении сравнения и противопоставления (антитеза): «стар и млад», «победить иль пасть». Красоту и торжественность звучанию стихотворения придают слова возвышенной лексики: «рать», «млад», «сыны России», «узришь», «святость алтаря»; Риторические обращения, восклицательные предложения подчеркивают эмоциональность стихотворения.

  • А.С. Пушкин 19 октября (1825 г.)
  • А. Пушкин Воспоминания в Царском селе
  • А.С. Пушкин Друзьям
  • А.С. Пушкин 19 октября 1827
  • А.С.Пушкин «19 октября (1827)»
  • А.С.Пушкин И.И. Пущину (1826)
  • А.С.Пушкин «И.И. Пущину»
  • А.С.Пушкин Муза
  • А.С. Пушкин Няне
  • А.С. Пушкин УЗНИК
  • А.С.Пушкин Арион
  • А.С. Пушкин «Арион»
  • А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»