Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. С. Пушкин (1799-1837) Карточка 1 с домашним заданием




страница1/12
Дата27.06.2017
Размер2.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Приложение к авторской педагогической технологии: «Активизация мыслительно-речевой деятельности и развитие творческих способностей старших школьников на основе самостоятельной работы с художественным текстом»

Система эффективных заданий по литературе для самостоятельной индивидуально-групповой работы старших школьников с художественным текстом.


Автор-составитель:

Малеваная Т.В., учитель

Петропавловской СОШ


А.С. Пушкин (1799-1837)
Карточка 1 с домашним заданием.


  1. Составить рассказ (устно) на одну из следующих тем:

а) Что я знаю о жизни А.С. Пушкина.

б) История моего знакомства с А.С. Пушкиным.

в) Как А.С. Пушкин вошел в мою жизнь.
Карточка 2 с домашним заданием.
Сделать устный обзор лирики А.С. Пушкина по следующему плану:


  1. Патриотическая лирика:

а) любовь к родной природе;

б) гордость за героическое;

в) чувство национальной гордости.


  1. Вольнолюбивая лирика:

а) протест против самодержавия и крепостного права;

б) стремление к «вольности святой»;

в) воспевание свободолюбивой личности.


  1. Лирика дружбы:

а) дружба как прочный братский союз;

б) дружба как союз единомышленников;

в) дружба – вражда.


  1. Лирика любви:

а) любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в

наивысшей силе его проявления;

б) любовь как мимолетное влечение;

в) гуманизм как основа любви;

г) любовь и чувства, ей сопутствующие: радость, печаль, грусть,

робость, ревность.



  1. Стихотворения о поэте и поэзии:

а) поэзия и действительность;

б) назначение поэзии;

в) психология поэтического творчества;

г) поэт и народ;

д) поэт и толпа;

е) положение поэта в современной Пушкину России;

ж) оценка собственного творчества.


  1. Поэзия Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум».

  2. Особенности поэтического языка лирических произведений Пушкина.

  3. Почему можно говорить об условности тематического деления пушкинских стихотворений? Покажите разносторонность этого понятия в лирике поэта.


Карточка 3.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)

  1. Почему это стихотворение можно (и нужно) сравнивать со стихотворением «Я помню чудное мгновение…»?

  2. Проследите движение поэтической мысли и попробуйте передать это в интонации.

  3. Чем объясняется «противоречивость» чувства лирического героя?



Карточка 4.
«Анчар» (1828)

  1. Подчеркните идейно-художественный контраст стихотворения:

человеческая жизнь за капли смертоносного яда.

  1. Образ «древа яда» как он создан? Почему страшен? В чем его символический смысл? Чем близок «образу владыки»?

Как проявляется гуманистический пафос стихотворения – защита Человека и Жизни на Земле?

3. Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением «Анчар». Сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Сопоставьте такие строки:

В пустыне мертвой и глухой…

В пустыне чахлой и глухой…

В пустыне чахлой и скупой…

- Чем последний вариант, по-вашему, точнее и богаче двух первых?

Или: Анчар, как верный часовой,

Растет один во всей вселенной…

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной…

- Почему эпитет «верный» заменен эпитетом «грозный»? Почему глагол «растет» уступил место глаголу «стоит»?

4. Представьте себе картинку, нарисованную Пушкиным в первых пяти строках стихотворения. Как поэт показывает чудовищную противоестественность анчара, его враждебность всему живому?




Карточка 5.


  1. Расскажите о романтической лирике Пушкина.

  2. Почему считается, что стихотворение «К морю» (1824) является прощанием Пушкина с романтизмом?


Карточка 6.


  1. Как воспринял Пушкин известия о восстании декабристов, а затем об их казни и ссылке?

Какие свидетельства из лирических текстов вы можете привести?
Карточка 7.


  1. Проанализируйте стихотворение «…Вновь я посетил …» и попытайтесь показать многоплановость этого произведения (сочетаемость различных тем и мотивов).



Карточка 8.


  1. Выделите основные мысли из критических статей Белинского. Подумайте, насколько они современны. Какие высказывания заинтересовали вас и чем?

  2. Какие стихотворения Пушкина произвели на вас наиболее сильное впечатление. Почему?



Карточка 9 с домашним заданием.


  1. Решите задачу. Есть мнение, что стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» – это стихотворение не о любви, а о поэтическом вдохновении и что к Анне Петровне Керн оно имеет весьма отдаленное отношение. Для доказательства этой мысли берется тот ряд ключевых слов, с помощью которых создается женский образ в стихотворении («чудное мгновенье», «гений чистой красоты», «мимолетное виденье» и т.д.), сравниваются эти слова и выражения с такими словами и выражениями из других стихотворений поэта, выводится некий общий смысл этих слов и делается вывод, что предметом изображения в стихотворении является поэтическое вдохновение, а не любовь.

Попытайтесь опровергнуть это мнение, исходя из следующих положений:


  1. нельзя из художественного контекста вырывать отдельные слова и сравнивать их по значению с такими же словами, тоже вырванными из другого художественного контекста, т.к. одно и то же слово в одном художественном контексте выполняет одну идейно-художественную функцию, а в другом - другую;

  2. в лирическом произведении центральным образом является образ лирического героя, поэтому невозможно правильно определить предмет изображения в стихотворении, а следовательно, и смысл его, если не рассмотреть тот ряд ключевых слов, с помощью которых выражается переживание лирического героя.

  1. Проведите художественный анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»


Карточка 10.


  1. Перечитайте стихотворение «Осень», вдумайтесь в его композиционный план и объясните, как взаимодействуют в стихотворении тема осени и тема поэтического творчества.

  2. Прочитайте выразительно отрывок из этого стихотворения.


Карточка 11.


  1. Прочитайте выразительно стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения?

  2. Проведите наблюдения над лексикой послания. Раскройте смысл эпитетов в выражениях «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья».

Почему, по-вашему, призывая посвятить прекрасные порывы души родине и свободе, поэт обращается к лексике любовной лирики: «желание», «нетерпеливая душа», «томленье упованья», «любовник молодой», «верное свиданье», «пленительное счастье».

  1. Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?


Карточка 12 с домашним заданием.


  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «К Чаадаеву» наизусть.

  2. Как вы понимаете смысл первых четырех строк стихотворения?

  3. Как меняется интонация стихотворения от первых четырех строк к пятой-двенадцатой, а затем к тринадцатой-двадцать первой? Как бы вы определили и объяснили эти изменения?

  4. Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?



Карточка 13 с домашним заданием.
В 1824 году Пушкин из южной ссылки, где он находился с 1820 года за стихи, неугодные правительству, был сослан в свое родовое имение Михайловское под Псковом. Пребывание в Михайловском обострило воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском братстве, которому он оставался верен до конца своих дней. Так появилось знаменитое стихотворение «19 октября» (1825).

  1. Каким предстает поэт в этом стихотворении? Какие чувства он испытывает в лицейскую годовщину? (Сопоставьте вторую и последнюю строфы стихотворения. Раскройте смысл выражения «печальная отрада»).

  2. Какова тема этого стихотворения? Только ли о себе пишет Пушкин?


Карточка 14.


  1. Подумайте над стихотворением «19 октября» (1825):

- Какова тема этого стихотворения? Что объединяло Пушкина и других лицеистов? В чем смысл выражения «лицейское братство»?

  1. В чем для Пушкина заключается высочайшая ценность дружбы?


Карточка 15.


  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Я вас любил…»

Проведите наблюдения над лексикой и интонацией стихотворения:

  • Какое значение приобретают вводные слова «быть может», вынесенные на конец строки?

  • Какова смысловая и интонационная роль синтаксического параллелизма и повторов во второй строфе стихотворения?

  1. В чем сказывается «лелеющая душу гуманность» (В.Г. Белинский) стихотворения «Я вас любил…»?

  2. Сравните стихотворения «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…». Что их сближает по содержанию и форме?


Карточка 16.


  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Мадонна».

  2. По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но вместе с тем оно имеет и более широкое значение. Подумайте – какое?

  3. Какими словами поэт выражает свой идеал скромной жизни, вдохновенного труда и красоты?


Карточка 17 с домашним заданием.


  1. Ю.М. Лотман писал, что «в глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.

Покажите единство интимных и социальных мотивов на

основе известных вам стихотворений Пушкина. Как слиты в его

лирике мотивы дружбы и свободы?


Карточка 18 с домашним заданием.


  1. «У всякого истинно русского человека, а Пушкин был чисто русским человеком, находится в душе одна чисто народная и возвышенная черта, заключающаяся в той святой деликатности духа, которая делает все наши сильные ощущения столь немногоречивыми, сдержанными и как будто робкими… Сказанной чертой характера Пушкин обладал в высшей степени: оттого так и велик и славен, оттого поэзия его, богатая тихим интимным колоритом, будет веселить русское сердце и в отдаленные от нас годы», - так писал известный критик середины 19 в. А.В. Дружинин.

Перечитывая стихотворения «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», покажите «святую деликатность духа», немногословность, сдержанность и даже робость поэта перед женщинами, которым он посвятил свои творения.
Карточка 19 с домашним заданием.


  1. Роль поэта и место его поэзии – центральная тема лирики Пушкина. Какие мотивы можно выделить в теме предназначения поэта и поэзии?

  2. Сравните идейную направленность произведений «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа»

  3. Как видит Пушкин роль поэта в современном ему мире («Разговор книгопродавца с поэтом»)?



Карточка 20 с домашним заданием.
Составить развернутые планы ответов по лирике Пушкина.

  1. Основные мотивы лирики Пушкина.

  2. Патриотическая и вольнолюбивая лирика Пушкина.

  3. Пушкин о поэте и поэзии.

  4. Стихотворения Пушкина о любви и дружбе.

  5. Русская природа в стихотворениях Пушкина.

  6. Об одном стихотворении Пушкина.


Роман «Евгений Онегин»

Карточка 1 с домашним заданием.


  1. Прочитать статьи В.Г. Белинского о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (8-я и 9-я статьи из цикла статей «Сочинения Александра Пушкина»), приготовиться отвечать на вопрос: Роман «Евгений Онегин» в оценке Белинского.

Примерный план ответа:

  1. Характеристика романа «Евгений Онегин» по 8-й и 9-й статьям названного цикла:

а) полнота и психологическая глубина в оценке главных героев романа: Онегина, Татьяны, Ленского;

б) общая оценка романа «Евгений Онегин»;

в) характеристика романа «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни и в высшей степени народного произведения».
Карточка 2.

«Евгений Онегин». Глава I



  1. На основе «истории воспитания» Онегина восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину. Что обязательно должен был знать и уметь молодой дворянин, чтобы «…свет решил,

Что он умён и очень мил»?

  1. Легко ли читалась I глава? Что было интересного, а что – трудно и непонятно? Ваше мнение о герое романа (как вы его понимаете?)

  2. Как вы полагаете, где самые значительные, переломные, кульминационные строки, проясняющие тайну характера Онегина, его противоречивость, смену настроений и порывов?


Карточка 3.

«Евгений Онегин». Глава I



  1. Меняется ли интонация пушкинских стихов в рассказе о своем герое? Как?

  2. В.Г. Белинский назвал самым значительным героем романа … Пушкина. Согласны ли вы с этим? В каких строках открылся вам Пушкин? Что вы можете сказать о нем?

  3. Найдите образные средства и интонации (эпитеты, метафоры, определенные конструкции предложений), передающие чувства грусти, тревоги и горечи Онегина, разочаровавшегося в жизни светского общества.


Карточка 4.

«Евгений Онегин». Глава II



  1. Какие преобразования в имении осуществил Онегин? Чем они завершились?

  2. Как Пушкин относится к Ленскому и его поэтическому творчеству? А каким вы увидели Ленского? Как характеризует Ленского «безумная» любовь к Ольге? Какими художественными средствами подчеркивается романтизм, романтический мир Ленского?

  3. Воспитание и формирование характера Татьяны противоположны воспитанию и формированию Онегина. Докажите это.


Карточка 5 с домашним заданием.

«Евгений Онегин».



  1. Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства. По ходу дальнейшего прочтения романа подготовьте сообщение на тему «Сатирическое изображение столичного и московского дворянства в романе «Евгений Онегин», пользуясь следующим материалом:

а) убийственная характеристика светских «красавиц и недоступных» дам (гл.3, строфы ХХII-ХХV);

б) фальш и лицемерие людей этого круга (гл.4, строфы ХIХ-ХХII);

в) влияние «мертвящего упоенья света» (гл.6, строфа ХХVI);

г) сатирические портреты тех, кого называют «цветом столицы» (гл.8, строфы IХ-Х, ХХIV-ХХVI);

д) гневное высмеивание московского барства (гл.7, строфы ХХIV-ХХVIII).


  1. Самостоятельно подберите материал к теме «Сатирическое изображение провинциального дворянства» по всем главам романа «Евгений Онегин».


Карточка 6.

«Евгений Онегин». 3-6 главы



  1. Чем вызвано посещение дома Лариных Онегиным? Его впечатление от визита?

  2. Как вы объясните вспыхнувшую в Татьяне любовь к Онегину? Серьезно ли это чувство? Как об этом говорит поэт? Что можно сказать о Татьяне, прочитав ее письмо к Онегину?

  3. Почему, по-вашему, так неожиданно кончается 3 глава? Какие страницы, посвященные Татьяне вас особенно тронули?


Карточка 7.

«Евгений Онегин». 3-6 главы



  1. В чем смысл «проповеди» Онегина? Как характеризует Онегина его поведение после получения письма? Что об этом говорит Пушкин?

  2. Образ жизни Онегина в деревне. Почему он недоволен им?

  3. Ссора Онегина и Ленского. Кто виноват в ней? Почему друзья не могли помириться?

  4. Какие мысли и чувства испытывает Онегин перед дуэлью, во время дуэли и после нее? Как он сам оценивает свое поведение?


Карточка 8.

«Евгений Онегин». 3-6 главы



  1. Что нового узнали вы о характере Татьяны при описании рождественских праздников? Стала ли ближе и понятнее вам героиня?

  2. Как вы думаете, зачем введен в главу сон Татьяны?

  3. «Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского – другую жертву русской жизни»… (А.И. Герцен). Почему Герцен называет Ленского «жертвой русской жизни»?

Карточка 9.

«Евгений Онегин». Глава 7



  1. Татьяна посещает дом Онегина. Для чего? Что нового вы узнали об Онегине и о Татьяне в этих эпизодах?

  2. Татьяну увозят на «ярмарку невест» в Москву. Какие стороны ее характера еще раз подчеркивает автор?

  3. Каково ее отношение к «фамусовской» Москве?

  4. Чем кончается 7 глава? Какова ее роль в композиции всего романа (противопоставление города и деревни; рождение больших и новых мыслей Татьяны; нравственное превосходство ее над Онегиным; судьба Татьяны)?


Карточка 10.

«Евгений Онегин». Глава 8



  1. Что изменилось в судьбе и характере героя романа; в судьбе и характере Татьяны?

  2. Какие чувства испытывают герои при новой встрече через годы? Почему Онегин полюбил Татьяну? Почему Татьяна говорит ему: « Вы были правы предо мной. Я благодарна вам душой…»?

Как вы оцениваете решение Татьяны? Нравится ли вам она? Чем?

  1. Автор прощается с читателями и своими героями. Почему тон этого прощания грустный?


Карточка 11.

«Евгений Онегин»



  1. В романе дается панорама всех времен года (действие начинается летом, а заканчивается в марте). На основе самостоятельного анализа пейзажных фрагментов (например, глава 2, строфа I; гл.4, строфы ХL-ХLII; гл.7, строфы I, ХIХ-ХХХ) выделите наиболее существенные, устойчивые приметы «пушкинского» пейзажа. Обратите внимание на предметные реалии, попадающие в рамку пейзажной картины; ракурс изображения, соотношение общего и крупного планов; используемые поэтом цвета; игру света и тени; приёмы «озвучивания» пейзажа.

  2. Каковы художественные функции пейзажа в романе?

  3. Подготовьте устное сочинение на тему: «Пейзаж четырех времен года в романе «Евгений Онегин»».


Карточка 12 с домашним заданием.

«Евгений Онегин»



  1. Сравните отношение автора и его героя (Онегина) к сельской природе (гл.1, строфы LIV и LI), к театру (гл.1, строфы XVIII и XXI), к поэзии (гл.1, строфы VII, ХLIII, ХLIХ, LVII).

  2. Использовав в качестве эпиграфа к седьмой главе цитату из «Горя от ума», (вспомните, какую и в каком контексте), Пушкин открыто обозначил «присутствие» в романе Грибоедова. Найдите в романе скрытые отсылки к грибоедовской комедии и объясните, какова в «Евгении Онегине» роль реминисценций из «Горя от ума».


Карточка 13 с домашним заданием.


  1. Докажите, что роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский).

  2. Расскажите о новаторстве А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин».

  3. Порассуждайте на тему: «Почему Онегин не принес никому счастья?».

М.Ю. Лермонтов (1814-1841)
Карточка 1 с домашним заданием.


  1. Пушкин и Лермонтов… Какие страницы их произведений вам кажутся близкими, а в каких – больше различия, чем сходства.

  2. Что общего в характеристике «лишних людей» 30-х годов в лирическом герое стихотворения «Дума» и в характеристике Евгения Онегина – «лишнего человека» 20-х годов? В чем различие (тон повествования, позиция автора…)?


Карточка 2.


  1. Сравните романтический идеал Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Дума». Чем объяснить их контрастность?


Карточка 3.


  1. Впервые в русской литературе Лермонтов сравнил поэзию с оружием, с кинжалом («Поэт»).

  • Чью поэзию имел в виду Лермонтов, сравнивая поэтическое слово с кинжалом?

  • Какие качества поэта-гражданина утверждает Лермонтов в аллегорической истории кинжала?

  • В чем Лермонтов видит общественное значение поэзии и роль поэта?

  1. Определите тематическое и образное родство стихотворений Лермонтова «Кинжал» и «Поэт».


Карточка 4 с домашним заданием.


  1. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Постройте своё рассуждение по следующему плану:

а) Причины лермонтовской грусти, тоски и одиночества.

б) Чувство грусти и одиночества лирического героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

в) Поэт говорит об одиночестве и тоске лирического героя в прошлом, настоящем и будущем.

г) Великолепная картина природы по принципу контраста усиливает чувство тоски, одиночества, безысходности.

д) Поэт смягчает чувство тоски, показывая способность героя найти успокоение в общении с природой.

е) Ритмико-мелодическая структура стихотворения подчеркивает, как лирический герой от настроения безысходности приходит к светлой грусти.



ж) Грусть лирического героя светла.

  1. Правильно ли определена взаимосвязь между частями рассуждения? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии темы: «Лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»»?


Карточка 5 с домашним заданием.


  1. Назовите основные темы лирики Лермонтова. Дайте подробную характеристику одной из них.


Карточка 6.


  1. Какова тема стихотворения «Монолог»? В каком позднем произведении Лермонтова эта тема продолжена? Проведите сравнительный анализ.


Карточка 7.


  1. Расскажите о создании стихотворения «Смерть поэта» и проанализируйте его.


Карточка 8.


  1. Сравните стихотворения Пушкина и Лермонтова «Узник».

  2. О чем говорит поэт в «Предсказании»?

  3. Как проявился в произведениях Лермонтова мотив маскарадности, бездуховности света?



Карточка 9.


  1. « «Молитва», - писал С. Наровчатов, - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте».

  • Какую форму избрал Лермонтов для выражения чувства благоговейной любви в стихотворении «Молитва»? Почему, по-вашему? (Сравните со стихотворением Пушкина «Мадонна»).


Карточка 10.


  1. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»

  2. Объясните, чем оно близко стихотворению «Смерть поэта». В частности, как сочетаются в нем глубокий лиризм, гнев и скорбное чувство?

  3. Подумайте, как при чтении вслух следовало бы передать переживания и размышления поэта. Какова роль последней строфы стихотворения? Как ее, по-вашему, нужно прочитать?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • Система эффективных заданий по литературе для самостоятельной индивидуально-групповой работы старших школьников с художественным текстом. Автор-составитель
  • Малеваная Т.В., учитель Петропавловской СОШ А.С. Пушкин (1799-1837) Карточка 1 с домашним заданием.
  • Карточка 2 с домашним заданием.
  • Карточка 9 с домашним заданием.
  • Карточка 12 с домашним заданием.
  • Карточка 13 с домашним заданием.
  • Карточка 17 с домашним заданием.
  • Карточка 18 с домашним заданием.
  • Карточка 19 с домашним заданием.
  • Карточка 20 с домашним заданием.
  • Роман «Евгений Онегин» Карточка 1 с домашним заданием.
  • Карточка 5 с домашним заданием.
  • М.Ю. Лермонтов (1814-1841) Карточка 1 с домашним заданием.
  • Карточка 2. Сравните романтический идеал Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Дума». Чем объяснить их контрастность Карточка 3.
  • Карточка 4 с домашним заданием.
  • Карточка 5 с домашним заданием. Назовите основные темы лирики Лермонтова. Дайте подробную характеристику одной из них. Карточка 6.
  • Карточка 7. Расскажите о создании стихотворения «Смерть поэта» и проанализируйте его. Карточка 8.