Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.)




страница1/53
Дата03.07.2017
Размер9.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.).

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2012
Стр.2
УДК 37(091); 37 (092)

ББК 74.03 (2)

М15

Печатается по решению редакционно-издательского совета



Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина

от 31. 05. 2012 г., протокол № 3

Составитель, автор комментариев: Гётц Хиллиг

М 15 А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.). Аутентичное издание. Составитель, автор комментариев: Гётц Хиллиг. Серия: Научные публикации в Елецком и Марбургском университетах. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - 501 с. ISBN 978-5-94809-578-3

В настоящем издании представлены стенограммы всех известных на сегодняшний день публичных выступлений педагога-писателя А.С. Макаренко (1888-1939) в период с 1936 по 1939 г. Речь идет о 22 документах, которые впервые печатаются в аутентичном виде.

В результате анализа советских собраний макаренковских сочинений, проведенного лабораторией «Макаренко-реферат» Марбургского университета (ФРГ), было установлено, что официозные издания АПН РСФСР / СССР в семи и восьми томах (с 1950 по 1986 г.) не соответствуют источниковедческим нормам и требованиям текстологии. В значительной мере это касается публикуемых стенограмм, раскрывающих основные принципы педагогической системы А.С. Макаренко.

УДК 37(091); 37 (092) ББК 74.03(2)

ISBN 978-5-94809-578-3

© Елецкий государственный

университет им. И.А. Бунина, 2012


---

Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ

От издателя .................................... 5

От составителя . . ........................... 8

Перечень знаков сокращения ...... 11

1 . Выступление в Высшем коммунистическом институте просвещения в Москве ([начало августа 1936 г.]) ............. 13

2. Встреча с читателями Московского завода «Шарикоподшипник» им. Л.М. Кагановича (25.10.1936 г.) ............................................................. 18

3. Диспут в Московском областном педагогическом институте (27.10.1936г.) .....................................53

4. Беседа с родителями - работниками Московского завода «Шарикоподшипник» им. Л.М. Кагановича по вопросу о воспитании детей в семье (28.10.1936г.) ......................... 62

5. Лекция «Художественная литература о воспитании безнадзорных детей», прочитанная в политехническом музее в Москве (21.04 1937 г.) ............. 90

6. Лекция в Московском доме учителя (22.05.1937 г.) ......... 120

7. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция первая: «Методы воспитания» (10.01.1938г.) ....................... 127

8. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция вторая: «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» (14.01.1938 г.) .................................................... 146

9. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция третья: «Педагогика индивидуального действия» (16.01.1938 г.) ....................................... . ............................ 170

10. Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания», прочитанных в Наркомпросе РСФСР. Лекция четвертая: «Трудовое воспитание, отношения, стиль, тон в коллективе» (20.01.1938 г.) ............................. 192
---

Стр.4
11. Обсуждение «Книги для родителей» на Московском станкостроительном заводе им. С. Орджоникидзе (09.05.1938 г.)....................................219

12. Беседа с начинающими писателями на тему «Как создается художественное произведение» (11.07.1938 г.)......................................................245

13. Лекция о воспитании детей, прочитанная в редакции журнала «Общественница» (22.07.1938 г.).....................................................,.......257

14. Доклад «Основы политического воспитания в советской школе» в Московском педагогическом училище ([лето 1938 г.]).........................280

15. Встреча с учителями начальных и средних школ Ленинграда и Ленинградской области в областном доме учителя (16.10.1938 г.).................292

16. Обсуждение повести «Флаги на башнях» в Ленинградском дворце культуры им. С. М.Кирова (18.10.1938 г.)..............................................325

17. Доклад на совещании в Научно-практическом институте спецшкол и детдомов Наркомпроса РСФСР (20.10.1938 г.)......................................333

18. Встреча с учителями Фрунзенского района г. Москвы (08.02.1939г.)......................................377

19. Речь на юбилее школы № 1 Ярославской железной дороги в Москве (18.02.1939г.).....................................415

20. Публичная лекция в Московском гос. университете на тему «О коммунистическом воспитании и поведении» (01.03.1939 г.)....................418

21. Доклад в Харьковском гос. педагогическом институте (09.03.1939г.)......................................................451

22. Выступление «Из опыта работы» на совещании учителей Ярославской железной дороги в Москве (29.03.1939 г.)..............................................482

Указатель имен... ....497



ОТ ИЗДАТЕЛЯ
---

Стр.5
ОТ ИЗДАТЕЛЯ


Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина уже несколько лет сотрудничает с руководителем лаборатории по изучению А.С. Макаренко при Марбургском университете («Макаренко-реферат») доктором философских наук, приват-доцентом Гётцом Хиллигом. О нем можно без преувеличения сказать, что его жизнь была посвящена изучению педагогического и писательского наследия выдающегося советского педагога, получившего признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

А.С. Макаренко был очень яркой, неординарной личностью, чьи высказывания и суждения далеко не всегда укладывались в рамки идеологических стереотипов и политических установок. В 1920-е годы педагогическая система А.С. Макаренко буквально в штыки принималась руководством Наркомпроса в лице Н.К. Крупской и других. Не принимался во внимание явно успешный опыт воспитания несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, разительно отличавшийся по результативности от большинства детских исправительных учреждений и детских домов того времени.

В середине 1930-х годов А.С. Макаренко вынужден был оставить свое педагогическое поприще и есть косвенные данные, что он мог быть арестован и репрессирован из-за некоторых своих высказываний, которые его недруги трактовали как враждебные. Однако все обернулось тем, что Антон Семенович перебирается на жительство в Москву в качестве писателя и получает некоторые атрибуты признания властями предержащими — квартиру в престижном писательском доме, возможность публиковаться и получать солидные гонорары и т.д. Тем не менее доверия, судя по всему, к нему никогда не было. За внешним благополучием московского писателя крылись напряженная внутренняя борьба, поиски себя и в последние годы неустроенность в отношении с близкими людьми.

Внезапная кончина педагога и писателя кажутся, как это не прозвучит кощунственно, выходом из безысходности и решением всех проблем. В течение буквально нескольких лет после кончины А.С. Макаренко не только получает, наконец, признание властей, но и становится классиком официальной советской педагогики и ее «лицом». Если раньше педагог Макаренко (да и писатель Макаренко) нередко становился объектом разгромной критики, то после педагогической канонизации его стали превозносить и порой безо всякой меры. В конце 1980-х годов он вновь под огнем критики, которая, как кажется, не знает иных цветов, как черный и белый. И безусловное приятие А.С. Макаренко, и его полное отвержение свидетельствуют лишь о масштабе его таланта и неординарности всего им созданного.


---

Стр.6
В личности Макаренко как человека и педагога, в его педагогической системе была подлинность, которая привлекала учителей, радеющих за свое дело, ученых, которым претила схоластика и выхолощенность «бездетной педагогики». К его деятельности и педагогическим взглядам присматривались и за рубежом педагоги отнюдь не только левых убеждений. Это вызывало, с одной стороны, чувство гордости, а с другой, враждебное отношение к «буржуазным педагогам», высказывавшим критические замечания не столько в адрес Макаренко, сколько в адрес тоталитарной системы. Вместо конструктивной дискуссии им приклеивали хлесткие идеологические ярлыки, самый безобидный из которых фальсификаторы «нашего Макаренко».

На деле же самыми отъявленными фальсификаторами А.С. Макаренко, как это убедительно доказали немецкий макаренковед Гётц Хиллиг и его коллеги, именно те, кто, подыгрывая властям, творили из Макаренко классика педагогики по советским идеологическим лекалам. Вероятно, наибольший урон нанесла в этом смысле жена А.С. Макаренко Галина Стахиевна, «исправляя» тексты его работ в соответствии с партийной линией и своими личными пристрастиями. Из текстов исчезали значительные фрагменты, другие переписывалась, а то и создавалась «заново». Да и «ученые» приложили к этому руку, делая из Макаренко самого советского педагога. Однако в годы перестройки А.С. Макаренко начали клеймить и те, кто его превозносил и славословил. К сожалению и к стыду нашему, мы так и не удосужились посмотреть, за что мы ругаем Макаренко: возможно его «сталинизм» в значительной степени на совести тех, кто его переписывал и благословлял фальсификацию.

А теперь о «десталинизации» А.С. Макаренко. Десталинизировать Макаренко вовсе не означает убрать из его текстов пассажи, которые свидетельствуют о лояльности власти, и тем более писать за него слова, делающие его борцом со сталинизмом. Он, действительно, советский педагог, хотя некоторые его педагогические воззрения нередко совсем не вписывались в советскую официальную педагогику. Мог он идти и против течения в самое опасное время: как известно, он негативно отнесся к выведению трудового обучения из школьного учебного плана. А.С. Макаренко не нуждается, особенно в наше время, в каких либо подпорках и приукрашивании: нужно начать, как это показал Гётц Хиллиг, с очищения Макаренко от фальсификаций. И его тексты, изданные в советское время с большими искажениями, вовсе не стоит изымать из библиотек и уничтожать: они по-своему также важны как документы и свидетельства прошедшей эпохи.

Г. Хиллиг провел колоссальную работу по восстановлению аутентичных текстов публичных выступлений А.С. Макаренко в период с 1936 по 1939 год. В оригинале представленные тексты, т.е. без фальсифицирующих правок, публикуются впервые за 70 лет после выхода в свет первого советского (не аутентичного) издания публичных выступлений педагога и писателя. Кроме того, уходит в прошлое конфронтация по поводу «нашего Макаренко» и
---

Стр.7
ученые не только нашей страны имеют право говорить о Макаренко «наш», поскольку он уже давно, как сказал немецкий ученый-педагог Л. Фрезе, некогда наставник Г. Хиллига в науке, стал достоянием и мировой науки. У науки, включая и педагогическую, нет «нашей» и «ненашей»: она может быть только настоящей и ненастоящей - псевдонаукой, обслуживающий не истину, а чьи-то партийные интересы. В этой связи весьма показательно в последние два десятилетия сотрудничество ученых из разных стран в рамках Международной макаренковской ассоциации.

Убежден, что сотрудничество университетов - Елецкого и Марбургского - даст импульс не только изучению А.С. Макаренко, но и других имен из мира педагогики и других наук.

Ректор Елецкого университета им. И.А. Бунина - заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук,

профессор Валерий Кузовлев.

Елец, июнь 2011 года.


---

Стр.8
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ


В настоящем издании представлены стенограммы всех известных на сегодняшний день публичных выступлений классика мировой педагогики Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) в период с 1936 по 1939 г. Речь идет о 22 документах, которые впервые печатаются в аутентичном виде. Это также относится к включенным в стенографические отчеты, но опущенным в советских изданиях выступлениям участников прений по макаренковским докладам.

Бросается в глаза, что все представленные здесь выступления Макаренко, которые приходятся на киевский (№№ 1-4) и московский периоды (№№ 5-22) его жизни, состоялись уже после кончины в июне 1936 г. его «шефа, друга и учителя Максима Горького» (так гласит посвящение автора в изданиях «Педагогической поэмы»). Это, по всей вероятности, произошло не случайно. Смерть Горького стала для Макаренко не только тяжелой утратой, но и избавила его от контроля могущественного покровителя и строгого цензора. Так, из 137 известных на данный момент прижизненных публикаций педагога-писателя 105 появились именно после кончины Горького, т.е. менее чем за три года. Долгая профессиональная обособленность Макаренко вдруг сменилась общественно-идеологической активностью, которая была вызвана не только тем, что его популярность утвердилась лишь с выходом «Поэмы» в середине 1930-х годов, но и новым статусом после смерти Горького.

Необходимость вновь издать тексты А.С. Макаренко появилась в результате тщательного анализа семитомного собрания его трудов, изданных в Москве. Ввиду того, что советская официальная педагогика не планировала представить полное издание сочинений педагога-писателя, лаборатория «Макаренко-реферат» Марбургского университета (ФРГ) с начала 1970-х годов приступила к подготовке собственного собрания его трудов. Из рассчитанного на 20 томов двуязычного Марбургского издания до начала публикации нового, восьмитомного, московского собрания трудов А.С. Макаренко, Марбург выпустил в свет восемь томов.

В процессе анализа советских собраний макаренковских сочинений выяснилось, что официозные издания АПН РСФСР (СССР) в семи и восьми томах (с 1950 по 1986 г.) не соответствуют источниковедческим нормам и требованиям текстологии. Так, «марбуржцы» обнаружили многочисленные редакторские вторжения в смысл и стилистику авторских текстов, их изменение, сокращение и даже произвольные вставки. В значительной мере это касается особенно важных в педагогическом отношении стенограмм


---

Стр.9
выступлений А.С. Макаренко: подлинник частично искажается в угоду конъюнктурной политической идеологии.

В рамках подготовки Марбургского издания «Собрания сочинений» Макаренко составитель настоящего сборника изучил все стенограммы выступлений педагога-писателя, которые хранятся в московских госархивах. В результате интенсивной обработки стенограмм вдовой автора Галиной Стахиевной Салько-Макаренко и ее помощниками в архивах сохранилось от двух до пяти вариантов почти каждого из этих документов.

Обращает на себя внимание такая, казалось бы, мелочь. Из текстов стенограмм московскими правщиками удалялись почти все ремарки «Смех», указывающие на непринужденное настроение в зале во время выступлений педагога-писателя, — в общей сложности около 200 мест. Вероятно, предполагалось, что такая реакция публики не подходит к образу «выдающегося советского педагога», каковым Макаренко считался с начала 1940-х годов в течение более 30 лет.

Это относится и к начальным фразам некоторых выступлений педагога-писателя, где он «кокетничает» перед учителями, например (в документе № 22) следующим образом: «Товарищи! Я очень слабый докладчик и докладов делать не умею. Никак не укладывается в моей голове, что я могу сделать доклад, тем более, что вы сами с усами и поучать вас я не имею права». Подобные «откровения» Макаренко в СССР и его государствах-преемниках никогда не публиковались.

Об объеме редакционной обработки стенограмм в различных советских изданиях трудов педагога-писателя содержатся далеко недостаточно корректные данные, которые скорее маскируют истину. Так, в комментарии к семитомнику его «Сочинений» (М., 1950-52; 2-е изд. 1957-58) говорится, что выступление от 1 марта 1939 г. на тему «Коммунистическое воспитание и поведение» (в настоящем издании документ № 20) печатается «с незначительными сокращениями». Однако проверка показала, что из 75 страниц машинописной версии стенограммы выпало в общей сложности 25, а на оставшихся 50 страницах обнаружено около 300 изменений, касающихся стилистики и содержания. Не считая восстановления нескольких наиболее обширных сокращений, почти все эти редакторские вмешательства остались и в восьмитомнике «Педагогических сочинений» А.С. Макаренко (М., 1983-86).

То же можно сказать и о публикации выступления Макаренко от 8 февраля 1939 г. на тему «Воспитание в семье и школе» (документ № 18): из 75 страниц сокращению подверглись также 25, а на остальных было внесено около 200 изменений, в большинстве значительных. И, тем не менее, в комментариях к этой публикации в семитомнике мимоходом отмечается, что речь идет о «необходимых стилистических поправках (незначительных)».
---

Стр.10
Уже эти два примера фальсификации текстов оригинала достаточно убедительно обосновывают необходимость издать, наконец, подлинник стенограмм.

Документы в настоящем издании расположены в хронологическом порядке. Тексты воспроизводятся с сохранением стилистических и языковых особенностей, а также специфики написания прописных и строчных букв. Ошибки в написании отдельных слов и идиоматических выражений сохранены, нормативная форма дается в квадратных скобках; но явные опечатки и описки исправлены без оговорок. Своеобразие аббревиатур также сохранено, однако сокращения, не являющиеся сегодня общепонятными, расшифрованы в квадратных скобках. То же относится и к сокращениям имен и фамилий. На пропуски в текстах указывается в примечаниях. В орфографии и пунктуации соблюдаются современные нормы русского правописания.

Комментарий к каждому документу содержит подробное описание источника, данные о соответствующем мероприятии (насколько это известно или удалось установить) и сведения о прежних публикациях текста с характеристикой его воспроизведения. При этом составитель не приводит доказательств редакционных изменений, обнаруженных в советских изданиях документа. Исключение составляют отдельные, наиболее значительные по объему и существенные по содержанию вставки, вписанные рукой Г.С. Макаренко и ее соратников; о таких вставках сообщается в примечаниях. Пояснения, необходимые для понимания особенностей текста, также включены в примечания. Комментарии к документам дополнены указателем имен.

В проверке и расшифровке источников, а также в работе над комментариями участвовали Валентин Бейлинсон (Франкфурт-на-Майне), Николай Белканов (Елец), Павел Белявцев (Елец), Валерий Брун-Цеховой (Москва), Наталья Высоцкая (Симферополь), Дмитрий Поляков (Елец), Владимир Резков (Витебск), Зиновий Тененбойм (Санкт-Петербург) и Юрий Токарев (Нижний Новгород). За эту помощь составитель выражает им искреннюю благодарность. Особая признательность Олегу Лукьянченко (Ростов-на-Дону) и Андрею Ткаченко (Полтава) за внимательное редактирование окончательного варианта рукописи и подготовку его к печати.

Г.Х.
---

Стр.11
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАКОВ СОКРАЩЕНИЯ
Абаринов/Хиллиг — Абаринов А., Хиллиг Г. Испытание властью. Киевский период жизни Макаренко (1935-1937 гг.). Марбург, 2000 (ОРШСиЬА МАКАКЕМК1АМА, №.22).

ВД - Макаренко А.С. Воспитание детей в семьей школе. М., 1941.

Вт.р. - Второе рождение. Трудовая коммуна им. Ф.Э. Дзержинского, Харьков. Харьков, 1932.

ДАХО - Державний архiв Харкiвськоi облаетi.

ИМЛИ - Институт мировой литературы РАН, Рукописный отдел.

ИПП - Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения. Статьи, лекции, выступления. Под общ. ред. Е.Н. Медынского и И.Ф. Свадковского. Составил И.Ф. Козлов. М., 1946.

ИПС 1-4. - Макаренко А.С, Избранные педагогические сочинения. В 4-х книгах. Под ред. И.А. Каирова и Г.С. Макаренко. М., 1949.

«КдР» - «Книга для родителей».

Лис./Уб. - Лисенко П.Г. i Убийвовк I.С. Антон Семенович Макаренко у документах, фотографiях, iлюстрацiях. Киiв, 1969.

Лыс. - Лысенко П.Г. Судьбы воспитанников А.С. Макаренко. Документально-биографические очерки. Полтава, 1994.

Мор. - Морозова Н.А. А.С. Макаренко. Семинарий. Изд. 2-е, переработ. Л., 1961.

Невская - Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. В 2 ч. / Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. М., 2006.

Переписка - Переписка А.С. Макаренко с М. Горьким. Академ, издание. Под ред. Г. Хиллига при участии С.С. Невской. Марбург, 1990 (OPUSCULA MAKARENKIANA, Nr. 11).

«ПП» - «Педагогическая поэма».

ПС 1 (1983)-8 (1986). — Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Ред. коллегия: М.И. Кондаков (гл. редактор), В.М. Коротов, (С.В. Михалков, В.С. Хелемендик. Составители и авторы комментариев: М.Д. Виноградова, В.Е. Гмурман, Л.Ю. Гордин, А.А, Фролов. М., 1983-86,

ПС (1948) - Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Неопубликованные произведения, статьи и стенограммы выступлений. Под ред. Е.Н. Медынского. (Составил А.Г. Тер-Гевондян). М./Л. 1948.

РГАЛИ - Российский госархив литературы и искусства.
---

Стр.12
РПЭ 1-2 — Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. М., 1993; т.2, 1999.

С 1 (1950)-7 (1952) - Макаренко А.С. Сочинения. Ред. коллегия: И.А. Каиров (гл. ред.), Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. Подготовили к печати: В.Е. Гмурман, Г.С. Макаренко и А.Г. Тер-Гевондян. М., 1950-52.

С 1 (1957)-7 (1958) - Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Ред. коллегия: И.А. Каиров (гл. ред.), Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. 2-е изд. М. 1957-58.

СЭС - Советская энциклопедическая словарь. Изд. 4-ое. М., 1990.

ТиП - Макаренко А.С. Теория и практика коммунистического воспитания. Составитель: А.А. Фролов. Редколлегия: М.В. Фоменко (предс.), В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин. Киев, 1985. «ФнБ» - «Флаги на башнях».

1-5, 7, 9, 13 - Makarenko A., Gesammelte Werke. Marburger Ausgabe. Hrsg. v. L. Froese, G. Hillig; S. Weitz, I. Wiehl. Bde.1-5, 7, 9, 13. Bearbeitet v. G. Hillig; S. Weitz, I. Wiehl. Ravensburg / Stuttgart, 1976-82. [ http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc / http://yadi.sk/d/hkKuNjcE4mI_V ]

OM – серия "OPUSCULA MAKARENKIANA". Марбург.


---

Стр.13
1 ВЫСТУПЛЕНИЕ В ВЫСШЕМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В МОСКВЕ ([Начало августа 1936 г.])


т. МАКАРЕНКО.

Благодарю за внимание, которое вы оказали моей «П[едагогической] П[оэме]», за положительные отзывы. Ваши отзывы помогут мне. Я рассматриваю вас как представителей педагогической теории, всю свою жизнь посвятивших педагогике. Мы с вами стоим на одной позиции советской педагогики, но расположены по-разному. Нападать буду я, вы защищайтесь, но у вас оружия нет, и извинить меня может только то, что я один, а вас много. Вы говорите, что теория есть, а я прошу - дайте ее мне! Нет ни одной книги, по которой можно было бы воспитывать педагогу. Я работаю во всеукраинском масштабе, как руков[одитель] тр[удовых] коллектив[ов]. Под моим руководством работает несколько сот педагогов, и я ни одной строчки не могу рекомендовать им к руководству.

Вы говорите, а Маркс, а Ленин? Педагогика прячется за Маркса и Ленина, но ведь они не есть профессора педагогики. Не надо их превращать в педагогическую технику, не пришивайтесь к ним. Они дали задание, а вы ничего не сделали, чтобы его выполнить, ничем не ответили на задание. Высказывания М[аркса] и Л[енина] - это высокая идея человечества, но не наука.

Почему несколько лет царила теория Шульгина? Пока ЦК партии не сказал об этой антиленинской теории 1. А ведь высказывания М[аркса] и Л[енина] о воспитании были.

Почему медицина знает, как лечить рак? Ведь медицина не ждет, что скажет ЦК партии об излечении рака. А в любом вопросе педагогики нет рецепта, нет ни одного указания, как поступать в том или другом случае. Есть только основные принципы, постановление цели. Вы отдали детей на полное усмотрение практикам. Они воспитывают, а вы только говорите «не так». А как надо, никто не говорит. Теоретики говорят только «не так», а доказать ничего не могут. Нагорная проповедь, а не научная теория; на какую науку вы можете рассчитывать в нашей практике?

Теория должна своей технической стороной повернуться к практике. Возьмем теперешнюю школу. Хотя бы советскую образц[овую] школу № 2 им. Ворошилова 2. Там ведь нет коллектива. Ссоры, сплетни, разговоры. Я их спросил: вот вы носите имя Ворошилова, а есть среди нас ворошиловцы, Ворошилова вы видели, был ли он у вас? Оказывается, нет. Почему не захотели, чтобы был Ворошилов? А горьковцы гордились тем, что они горьковцы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

  • ОТ ИЗДАТЕЛЯ --- Стр.5 ОТ ИЗДАТЕЛЯ
  • ОТ СОСТАВИТЕЛЯ