Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»




Скачать 46.16 Kb.
Дата02.07.2017
Размер46.16 Kb.
ТипУрок
Урок № 64

Дата: 16.02.2015 г.


Тема: А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника».
Цель: дать краткий обзор биографии писателя; охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторить юмористические рассказы писателя; раскрыть художественное мастерство Чехова; обсуждение рассказа «Смерть чиновника».
Оборудование: портрет Чехова, иллюстрации к рассказам, сообщения уч-ся, слайды для мультимедийной системы, словарь, тексты.

Ход урока
I. Оргмомент

II. Подготовка к экзамену.

Особенности классицизма как литературного направления (по творчеству Державина или Ломоносова)



III. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

«Чехов – это Пушкин в прозе» - так ещё при жизни своего младшего современника оценил его творчество Л. Толстой, утверждая этим самым и огромное значение чеховских художественных открытий, и право писателя на бессмертие. И действительно, творческое наследие Чехова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы.

  1. Индивидуальные задания уч-ся по темам:

- Краткая биография писателя. Детство.

- В Москве.

- Эпоха Чехова. «Безвременье».
IV. Повторение.

- Какие рассказы А. П. Чехова вы помните, и о чём они? (Работа с иллюстрациями)

- Что характерно всем рассказам Чехова?

Слово учителя.

Чеховские шутки, юмор, анекдоты, остроумные, увлекательные, вызывают быструю, живую реакцию читателей. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален. Не сводится только к игре слов. Чехов пользуется смешным для того, чтобы заострить внимание на показательно-бытовом, на жизненно характерном. Он в совершенстве овладел комическим поворотом темы, был сюжетно изобретателен, бесконечно варьируя случаи, любил динамические, быстрые композиции с неожиданным началом, сразу вводящими в суть изложения, с финалами контрастно повёрнутыми к началу рассказа, широко использовал живые диалоги с комическими оборотами разговорной речи, вводил гиперболические приёмы, пародийные фамилии.



V. Работа с опорными тезисами:
«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

  1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

  2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

  3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

  4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)

  5. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.

  6. Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

  7. Наличие подтекста


VI. Работа со словарём.

Найти значение слова «подтекст».


VI. Знакомство с рассказом «Смерть чиновника» (Выразительное чтение)

- На чём строится сюжет рассказа?


VII. Анализ рассказа по опорным тезисам

- Подтекст: душевное рабство.
VIII. Итог урока

- Что повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- В чём же заключается мастерство Чехова?

- Оценка работы уч-ся.
IX. Домашнее задание:

1. Прочитать рассказ Чехова «Тоска».

2. Произвести анализ по опорным тезисам

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов



    1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

    2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

    3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

    4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)

    5. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.

    6. Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

    7. Наличие подтекста

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)



  1. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.

6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

7.Наличие подтекста


«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)



  1. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.

6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

7.Наличие подтекста

«Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов

1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

2. Сюжет (строится на остром, необычном положении)

3. Композиция: экспозиция – очень краткое, динамическое действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания)


  1. Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.

6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны,

7.Наличие подтекста

Эпоха «безвременья»

В истории русского освободительного движения эпохой «безвременья» называют периоды правительственной реакции. В 80-е годы «безвременье» ударило по разночинной интеллигенции. Именно её идеи – идеи шестидесятников и народников 70-х годов потерпели поражение: перед новым поколением встал вопрос: как жить дальше.



Безвременье ещё и потому так называется, что давит на личность, заставляя её всё больше дорожить материальным благополучием. В эти годы Чехов-художник средствами художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет, что в любых условиях человек может и должен остаться человеком.

  • Оборудование
  • II. Подготовка к экзамену.
  • IV. Повторение.
  • V. Работа с опорными тезисами: «Искусство писать – это искусство сокращать». А. П. Чехов Заглавие (имеет точное идейное звучание).
  • Сюжет (строится на остром, необычном положении)
  • Художественная деталь (заменяет многоречевые описания) Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
  • Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны, Наличие подтекста VI. Работа со словарём.
  • VI . Знакомство с рассказом «Смерть чиновника»
  • - Подтекст: душевное рабство. VIII. Итог урока
  • IX. Домашнее задание: 1. Прочитать рассказ Чехова «Тоска». 2. Произвести анализ по опорным тезисам