Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. П. Чехов мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества




Скачать 74.18 Kb.
Дата10.01.2017
Размер74.18 Kb.
Тема: А.П.Чехов - мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества.

Цели: расширение знаний о творчестве А.Чехова;  углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”.

I. Оргмомент

Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете - Антоном Павловичем Чеховым.

? У. - А.П.Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть, вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились в 6 классе?

/ - В 6 классе мы читали юмористические рассказы А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил".

 Правильно. Молодцы.

Тема нашего урока: А.П.Чехов - мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества. Цель нашего урока сегодня – доказать, что А.П. Чехов является мастером сатиры на основе анализа рассказа «Хамелеон».

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

? У. - Идеи для творчества гении черпают из жизни. Давайте проследим связь жизни писателя с его творчеством. Какие факты из биографии А. П. Чехова вы помните?

Ученик: (Проверка остаточных знаний).

Писатель прожил недолгую жизнь, всего 44 года. Но, несмотря на столь краткий срок, жизнь его была насыщенной и очень плодотворной. Писатель шутливо говорил: «Кроме стихов и доносов, я все перепробовал».

А.П. Чехов родился в 1860 в г. Таганроге, в многодетной семье (6 детей).

? У. - Ребята, кто из вас знает на территории какой области находится город Таганрог?

/ - Ростовская область.

Его отцом был владелец бакалейной лавки, не отличавшийся особым рвением к своему ремеслу, зато интересовавшийся церковными пениями и общественными делами. Дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Они часто замещали отца в лавке, что, несомненно, сказывалось на их обучении. Писатель признавался: « В детстве у меня не было детства».

Итак, ребята, давайте попытаемся сделать первый вывод и запишем его в тетрадь. А.П. Чехов уже в раннем детстве погружается во взрослую жизнь: приучается к труду, узнает строгость запретов и силу наказания за их нарушение.

Сначала Чехов учился в греческой школе. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию, где его жизнь заметно преобразуется. Храня добрую память о дорогом времени, Чехов публикует свои первые рассказы под псевдонимом А. Чехонте. Его же писатель получил от учителя Закона Божьего, любившего видоизменять фамилии

? У. - Ребята, а что такое псевдоним?

/ - Вымышленное имя.



Когда Чехову исполнилось 16 лет, семья была вынуждена уехать из Таганрога в Москву – отец писателя разорился и бежал от кредиторов. А юный писатель, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге. И возвращается к семье в Москву лишь через три года, чтобы сразу поступить на медицинский факультет московского университета. И практически сразу стал помогать врачам больницы при приеме пациентов. После окончания университета продолжает свою медицинскую практику до конца жизни.

Итак, ребята, давайте попытаемся сделать следующий вывод и запишем его в тетрадь. Что вы считаете важным, что повлияло на творчество писателя? Уже в раннем возрасте А.П. Чехов сталкивается с несправедливостью, жестокостью, бессердечием. Оставшись один, без семьи, писатель полностью погружается в окружающее его общество и узнает его подлинные нравы. Его работа, медицинская практика, позволила постоянно совершенствовать свои знания об обществе.

? У. - Прежде чем обратиться к рассказу А.П. Чехова вспомним, что вы знаете о сатире и юморе.

/ - Юмор – смех добрый, веселый. Сатира – смех злой, гневный, зовет к протесту.





Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления.

Сатира - разновидность литературы, высмеивающая пороки людей и общества. Характерной чертой сатиры является ее гневное отвержение пороков.

А теперь, обратимся к рассказу "Хамелеон".

Прослушивание записи рассказа «Хамелеон». Дети внимательно слушают и готовятся отвечать на вопросы учителя.



? У. - Какие образы вам запомнились больше всех?

/ - Образы Очумелова, Елдырина.

 Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении - его портрет. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца, читает сильный ученик)

? У. - На что в первую очередь мы обращаем внимание?

/ - Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества. Под стать ему и городовой: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.



? У. - Как вы понимаете слово конфискованный?

/ - Конфискованный - отобранный.



? У. - Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

/ - Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

/ - Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

? У. - Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

/ -  Да, Вполне.



? У. -  Еще какими способами раскрывается образ героя?

/ - Его поступками.



? У. - Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

/ -  6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.



? У. - Как меняется тон его высказываний?

/ - 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

Мы можем сделать второй вывод. А. П. Чехов показал мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник.



? У. - Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?

/ - В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Определите лексическое значение этих слов.

/ - Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.



? У. -  Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

/ - Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе.

? У. - Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

/ - Да. Лексическое значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.



? У. - Достаточно ли знать только прямое значение слова?

/ - Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.



? У. - Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?

/ - В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.



? У. -  Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

/ - Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!



Заключительный вывод. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

Ребята, мы проанализировали рассказ Чехова «Хамелеон». Теперь вы можете доказать, почему этот рассказ является сатирическим, а не юмористическим. Докажите.

/ - Автор не испытывает симпатии или добрых чувств к главному герою – Очумелову. Чехов показывает нам пороки общества – взятничество, чинопочитание, подхалимство. Они характерны для всех действующих лиц в рассказе, что говорит о глобальности этой проблемы для России XIX века.

IV. Итог урока.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.



Домашнее задание - прочитать рассказы «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Прочитайте статью на стр. 16-17, ответьте на вопрос 1, выполните 3 задание.

  • I . Оргмомент Сообщение темы и цели урока.
  • II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. У.
  • Ученик: (
  • А.П. Чехов уже в раннем детстве погружается во взрослую жизнь: приучается к труду, узнает строгость запретов и силу наказания за их нарушение.
  • З аключительный вывод.