Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. И. Субетто «Мне чужд капиталистический строй… Царство моих идей впереди…»




Скачать 347.99 Kb.
страница1/3
Дата25.06.2017
Размер347.99 Kb.
  1   2   3

Электронный научный журнал «НООСФЕРА. ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК».

(electronic scientific journal «Noosphere. Society. Man»; elektronische wissenschaftliche Zeitschrift «Noosphäre. Gesellschaft. Mann»; revue scientifique «Noosphère. Société. Homme»; revista científica «Noosfera. Sociedad. Hombre»).

Сайт электронного научного журнала "Ноосфера. Общество. Человек".


http://www.es.rae.ru/noocivil


Владимир Иванович Вернадский как ноосферный гений русского народа и человечества
А.И.Субетто





«Мне чужд капиталистический строй… Царство моих идей впереди…»

В.И.Вернадский

- 1 -


Ожидаемое 150-летие со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского, которое мы отметим 12 марта 2013 года, вызвало подъем новый волны научного, философского и культурологического интереса к творческому наследию великого ученого и мыслителя ХХ века.

Владимира Ивановича Вернадского, если суммировать все, что он сделал для развития совокупного Разума человечества, можно назвать ноосферным гением русского народа и человечества. Вводимый автором неологизм «ноосферный гений» несет в себе следующие смысловые характеристики: (1) он означает, что ноосферный гений – это не просто гений, показавший уникальные и масштабные результаты своего творчества, сделавший открытия, меняющие картину мира, а гений, который многократно ускоряет продвижение человечества по пути становления социоприродной гармонии; (2) он означает, что человек, который является ноосферным гением, является примером ноосферного человека по образу своей жизни и устремлений своего разума; (3) он означает, что человек – носитель ноосферного гения – демонстрирует собой гармонию разума, духовности и нравственности, обретающую ноосферный масштаб, благодаря чему эта гармония на примере ноосферного гения начинает, подобно прожектору, освещать путь человечества к «ноосфере Будущего». Таким ноосферным гением русского народа и всего человечества был Владимир Иванович Вернадский.

Творческое наследие Владимира Ивановича Вернадского масштабно и одновременно дерзко по тому предпринятому синтезу научных знаний, которое он старался выполнить для своей эпохи. Именно эта синтетическая направленность его творчества часто делала его непонятным для научных собратьев, самоутверждавшихся в каких-то узких областях науки.

В письме к своей жене Н.Е.Вернадской 2 июля 1887 года 24-летний Владимир Иванович Вернадский писал: «…бывают… минуты, когда сильно и смело рвешься вперед, понимаешь все, что казалось раньше непонятным и недостижимым: тогда является вера в себя, тогда чувствуешь какую-то особую живую силу в себе, чувствуешь ясно связь свою со всем, что было и жило раньше, что работало на том же пути, чувствуешь ясную, непонятную, невыразимую словами связь с тем, что будет работать на том же пути много позже…»1.

Мы – те, кто работают над разработкой Ноосферизма в начале XXI века, – и есть те его потомки, которые «работают на том же пути много позже» и к которым он обращается в этом письме тоже.

После этого письма В.И.Вернадский еще прожил 68 лет и создал основы учения о ноосфере. И мы вслед за В.И.Вернадским говорим: связь времен не прервалась, она работает. Мы творим «на том же пути».

Этот путь в XXI веке обретает формы новой волны научного синтеза, имя которой – Ноосферизм или Ноосферный Социализм!
- 2 -

Мысль о системном синтезе всего корпуса знаний человечества, о переходе человека к новым формам целостности своего бытия, в которых бы смогла развернуться, пока еще исторически дремлющая, потенция человеческого разума как некоей космо-биосферной функции, периодически в том или ином облике (в более или в менее рефлексированном и «отшлифованном» виде), появлялась неоднократно, но особенно ярко она проявилась в творчестве Карла Маркса и Владимира Вернадского. У Маркса она возникла в контексте диалектической логики исторического материализма, системогенезиса капитала.

Прорыв человека к дремлющим силам своей родовой сущности у Маркса было связано с понятиями социализма и коммунизма, которые рассматривались как «царство истинной свободы», становление которого связано с окончанием «предыстории человечества» как формы такой истории, которая «двигалась», не будучи ему подвластной, в логике классовых противоречий, неравенства в распределении общественного богатства, отражающего эксплуатацию «небольшой кучкой» одних, кому принадлежит капитал и средства производства, остальных, обреченных трудиться на эту «небольшую кучку», присваивавшей себе результаты их труда.

Прогноз Маркса о прорыве к новой целостности бытия рождался из диалектической логики отрицания стихийности социального развития внутри системы оснований социального развития человечества в рыночно-капиталистической форме. В этом прогнозе Маркса вытекал и его «подпрогноз» о становлении единой науки, объединяющей естествознание и науку о человеке, которая становится единой наукой и о природе, и о человеке.

Уже в прогнозе Маркса имелось предвидение, что будущая «истинная История человечества» состоится на базе науки как главной производительной силы, как силы планирования и управления социально-экономическим развитием.
Творчество Владимира Ивановича Вернадского, с одной стороны, предстает как некое подтверждение прогнозу Маркса о синтезе единой науки, о прорыве к новым формам социального бытия человечества, а, с другой стороны, как новый синтез, отражающий диалектическое отрицание прежних форм бытия человечества уже не в социальной, а в социоприродной логике развития человечества в его единстве с Биосферой и системой Земли как «планетарного организма».

Творчество Вернадского протекало на фоне глобальных исторических катаклизмов, потрясших основания человеческой истории в первой половине ХХ века: революция в России в 1905-1908гг.; первая империалистическая война 1914-1918гг., Великая Октябрьская Социалистическая революция в 1917 году и последовавшая за ней гражданская война в России 1918-1922гг., вторая империалистическая война 1939-1945гг. и Великая Отечественная война в СССР против фашистской Германии в 1941-1945гг. Научный социализм после Октябрьской революции превратился в социальную практику в СССР.

Размах Истории, ламинарное течение которой во второй половине XIX века, вдруг ускорилось, приобретая характер бурного, турбулентного потока, наложил отпечаток на творчество Вернадского. Его масштабность, универсальность, энциклопедичность, глубина совершаемого синтеза диктовались внутренними потребностями развития человечества, чей прометеевский пафос приобрел мощные энерго-преобразовательные возможности.
- 3 -

Учение о ноосфере имеет внутренний системогенез в логике самого творческого синтеза Вернадского. Глубокие синтезы, которые он выполнил в области науковедения, кристаллохимии, геохимии, биогеохимии, учения о биосфере, геологического эволюционизма, истории культуры, социологии сельского хозяйства и других, обеспечили ему логический шаг к осуществлению ноосферогенетического синтеза наук.



Учение о биосфере и ноосфере Вернадского на полстолетия предвосхитило постановку глобальных проблем. Уже тогда, в 20-х – 30-х годах, оно обозначило альтернативу капиталистической (или империалистической) глобализации, которую можно назвать ноосферной или ноосферно-социалистической. Собственно говоря, как первая мировая война, так вторая мировая война, могут рассматриваться как военные глобальные конфликты двух империалистических глобализаций – англо-американской и германской. Вторая мировая война стала уже одновременно и ареной борьбы капиталистической (империалистической) и ноосферно-социалистической альтернатив глобализаций.

При знакомстве с перепиской В. И. Вернадского в годы Великой Отечественной войны создается ощущение, что он прозревал это эпохальное столкновение проноосферных и антиноосферных глобальных сил (фашизм им относился к такой глобальной антиноосферной силе).



Обращение к творчеству Вернадского имеет множество смыслов для будущего. Но главный смысл – поиск «ноосферной модели будущего человечества и России».

Этот поиск имеет свои основания и предпосылки. К этим основаниям и предпосылкам относятся не только все творческое наследие Вернадского в его целостности, не только исторический опыт советского социализма и опыт всей истории человечества в XXI веке, но и тот научно-теоретический потенциал современного развития учения о ноосфере Вернадского и всех его оснований, который предстает своеобразным результатом развивающейся «вернадскианской революции» в системе научного мировоззрения.



Вернадский всегда глубоко понимал роль образования в становлении ноосферы. Еще на заре ХХ века он провозгласил для России «идеал учащегося народа».

Новое понимание ноосферогенеза в XXI веке связано с моделью ноосферы как управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Образовательное общество и есть та модель ноосферного общества, в которой образование становится «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, обеспечивающим опережающее развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качества образования как главное условие сформулированной выше «модели ноосферы». Общественный интеллект предстает как управление будущим со стороны общества как целого, как единство науки, культуры и образования, обеспечивающее высокое качество такого управления.

Проблема управляемости социоприродной динамической гармонией – ведущая проблема ноосферогенеза XXI века. А она может быть решена только при доминировании планово-экономических начал, общественной собственности, глобальной социальной справедливости в распределении ресурсов. При этом, управляемость не отрицает расцвет творчества людей, а наоборот, ее предполагает.

Ноосферизм – это не только новая модель бытия, социоприродного гомеостаза, но и новая философия, новая научная картина мира, новое качество человека. В этой философии понимание природы как Самотворящей Природы, Природы – Пантакреатора, понимание не только бытия человека, но и Бытия вообще, как креативного бытия, становится важнейшим онтологическим основанием. Илья Пригожин заметил: «Пассивная Вселенная не способна порождать созидающую Вселенную».

История ставит тест человеческому разуму.

В.И.Вернадский очень глубоко осознавал ту меру мужества, которая необходима интеллекту, разуму, чтобы искать истину и правду. Человечество сможет спасти только мужество его разума.

Жизнь разума Вернадского – яркий пример такого мужества, которое особенно необходимо все честной российской интеллигенции. Будем же следовать этому великому примеру, не страшась усталости и правды, как бы она тяжела ни была.

Россия снова поднимает знамя духа и правды, знания поиска выхода человечества из исторического тупика.

Состоявшаяся эпоха со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского по геологическим меркам – мгновение, по меркам истории человечества – мгновение более широкого масштаба, но все равно мгновение, а вот по меркам человеческой жизни – большой период. В него вместился весь ХХ век с его победами и поражениями, взлетами созидающего человеческого духа и падениями падшего человеческого духа, отягощенного страстями обогащения, сребролюбия, власти, наслаждения, с его высокими образцами достижений культуры и масштабами разрушений, плазменными призраками, сжегшими жизнь сотен тысяч людей, ядерных взрывов в Хиросима и Нагасаки.

Мир замер в начале XXI века перед будущей историей. Космос требует от человечества нового научного синтеза и новых социальных прорывов. Космос – живой и безграничный – создал человеческий разум на Земле не случайно. Он (разум) его (Космоса) функция.

И учение о ноосфере Вернадского, вернадскианская революция в их современном развитии вооружают человечество и его коллективный разум для нового прорыва, для нового этапа оразумления биосферной эволюции, в котором человеческий разум, бережно относясь к ее интенциям, сумел бы раскрыть потенциал будущей социоприродной гармонии – основы будущего становления человечества и России.

Поистине все на Руси свершается по законам дружбы, сотрудничества, взаимопомощи. На этом стояла Русь и будет стоять вечно.

Фактически учение о ноосфере В.И.Вернадского, с одной стороны, обобщающее научное творчество самого автора этого учения, явилось, с другой стороной, целой парадигмально-синтетической революцией в эволюции науки в ХХ веке, которая и есть вернадскианская революция в системе научного мировоззрения.

Это дало нам основания в 1999 году при праздновании 275-летия Петровской академии наук и искусств, анализе парадигмальных длинопериодных циклов в развитии российской науки и искусства за 275 лет выделить 3 больших парадигмальных цикла: «петровско-ломоносовский», «пушкинский» и «вернадскианский»2.

Вернадскианский парадигмальный цикл в развитии отечественной науки, начавшейся приблизительно в начале 1920-м году, в наше время только начинает раскрывать свои потенции в синтезе тех 3-х сфер науки, о которых писал Н.Н.Моисеев.

Эпоху В.И.Вернадского можно условно разбить на два цикла:



  • первый цикл – время жизни В.И.Вернадского, его научного творчества и становления ноосферно-парадигмального научного синтеза (1863-1945гг.);

  • второй цикл время развития теорий и идей В.И.Вернадского, ноосферной парадигмы организации научного знания и изменения оснований в системе научного мировоззрения под воздействием учения о ноосфере, становления предпосылок для прорыва к новой идеологии и теоретическому обобщению в XXI веке, которые мы назвали ноосферизмом3 (1945г. и по начало XXI века).

- 4 -


Родословная В.И.Вернадского восходит к литовскому шляхтичу Верна, который перешел на сторону казацкого войска Богдана Хмельницкого и боролся с ними за освобождение Украины против польских панов, и который позже был схвачен поляками и казнен. Этот Верна и стал родоначальником рода Вернадских. Дети и потомки Верны служили в малороссийском казачестве в Запорожье. После ликвидации Запорожской Сечи Екатериной II один из потомков Верны и прадед В.И.Вернадского – И.И.Вернацкий бежал в Черниговское наместничество, где и обосновался в большом селе Церковщина Березинского повета. Впоследствии он стал сельским священником. Его средний сын Василий Иванович Вернадский – дед В.И.Вернадского – очень хотел стать врачом (это его желание противостояло воли деспотичного отца, желавшего сделать из него священника) и с благословления матери бежал из родительского дома в Москву, где и поступил в университет. Отец за непослушание сына торжественно проклял его в церкви. Василий Иванович Вернадский стал врачом и во время наполеоновских войн участвовал в военных походах Суворова и Кутузова, в том числе и в героическом переходе через Чертов мост. В 1799 году вместе с госпиталем был взят в плен войсками маршала Массены и в Россию вернулся во главе госпиталя около тысячи человек в мае 1800г.4 В 1826 году Василий Иванович получает звание коллежского советника, что давало ему право на потомственное дворянство и, воспользовавшись этим, он переменил правописание фамилии семьи: Вернадские вместо Вернацкие.

Дед В. И. Вернадского был крупной личностью: человек долга, большого мужества и одновременно большой доброты и истинной гуманности, он стал «кристаллизатором» семейных традиций и преданий, оказавших большое воздействие на становление внутреннего мира Владимира Ивановича, внука знаменитого деда. Второй прадед В. И. Вернадского Яков Короленко был прадедом писателя В. Г. Короленко. Таким образом, Владимир Галактионович Короленко и Владимир Иванович Вернадский были троюродными братьями (каков талантливый род!).

По материнской линии генеалогия В.И.Вернадского связана с многочисленным родом Константиновичей. Дед – П.Х.Константинович не раз участвовал в сражениях и дослужился до звания генерала. Мать Вернадского Анна Петровна родилась в 1837 году в Киеве, где окончила пансион имени генерала Левашева. Родной дядя матери – Н. И. Гулак – был членом тайного общества – Кирилло-Мефодьевского общества, во главе которого стояли Т. Г. Шевченко, Н. И. Костомаров и др. Вернадский впоследствии свою мать характеризовал как «яркую личность, страстную, умную, хорошую женщину, очень одаренную»5. В 1862 году Анна Петровна вышла замуж за И. В. Вернадского и переехала к мужу в Петербург. Иван Васильевич Вернадский, отец Владимира Ивановича, родился в 1821 году в Киеве в семье Василия Ивановича Вернадского и Екатерины Яковлевны Короленко. В 1846 году сдает магистерские экзамены в Петербургском университете и становится ученым-экономистом. В 1847-1848гг. читал в Киевском университете лекции по политической экономии. Он находится в дружественных связях с Т. Г. Шевченко, Н. И. Гулаком, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, придерживается умеренных либерально-буржуазных взглядов. В Московском университете Иван Васильевич дружит с Т. И. Грановским и так называемыми «западниками». С 1856 года карьера Ивана Васильевича формируется в Петербурге. Одно время он работает в Министерстве внутренних дел, принимает участие в подготовке реформ Александра II, преподает в вузах Петербурга. Он – профессор Главного педагогического института, затем – Александровского лицея и Технологического института, член Вольного экономического общества, впоследствии занимает пост председателя Политико-экономического комитета, этого общества, входившего в состав Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. На последнем посту он принимал участие во многих экономико-статистических обследованиях регионов России, посещал Рыбинск, Ярославль, Саратов, Астрахань, Кострому, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань. В России средины XIX века Иван Васильевич Вернадский становится широко известной личностью, является типичным представителем либерально-просветительских кругов русской интеллигенции, взаимодействуя в своем творчестве так или иначе с Н. Г. Чернышевским, А. А. Бакуниным, А. А. Кропоткиным и другими. По своему мировоззрению он был эволюционистом и считал, что сам ход экономического развития России определит ее будущую судьбу, что впоследствии было отмечено А. И. Герценом в «Колоколе»6.

Такова, в общем, была та социально-историческая, духовная, семейно-генеалогическая среда, в которой на свет появился Владимир Иванович Вернадский и которая, несомненно, была тем «социокультурным геном», который во многом определил его мировоззренческое становление. В его родословной причудливо переплелись, по меньшей мере, три линии: украинская, русская, польская.

В 1918 году Владимир Иванович характеризует себя предельно категорично и точно, а именно – как «русского по культуре и по всему укладу своей жизни – правда, русского, вся жизнь которого непрерывного была связана и с Украиной и с украинским освободительным движением»7.



12 марта 1863 в семье Ивана Васильевича и Анна Петровны (на которой он женился в 1862 году после смерти первой своей жены, от которой у него рос сын Николай) родился первенец Владимир Иванович Вернадский, которому было суждено самой судьбой стать русским гением – основателем многих наук, в том числе геохимии, биосфероведения, учения о ноосфере.

Через год у Владимира Ивановича появляются сестры-близнецы Ольга и Екатерина. Детство и юность Владимира Ивановича проходили в атмосфере вольнодумства.

Харьковская классическая гимназия, дружба с Н.Д.Пахитоновым, офицером, участником Русско-турецкой войны 1877-78гг., впоследствии члена партии «Народная воля», оказали большое влияние на мировоззрение и политические симпатии Вернадского. Он писал: «Процесс Веры Засулич в Петербургском окружном суде. Я очень хорошо помню огромное впечатление, которое это на меня произвело. Разговоры в семье – полное сочувствие всех»8.

В 1876 году Володя поступил в четвертый класс Первой петербургской классической гимназии. В этот период Вернадский увлекается русской историей (читает Татищева, Щербатова, Карамзина и других), историей церкви, по которой он становится в гимназии признанным авторитетом, географией, астрономией, космологией (в 1876 году прочитал книгу Путяты «Космология»). Именно в годы учебы в Петербургской гимназии происходит поворот интересов Вернадского в сторону естествознания.

В 1881 году Вернадский поступает в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета, и вскоре становится одним из лучших учеников В. В. Докучаева. Это было одно из лучших отделений вузов России того времени. В нем преподавали Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Фаминцын, М. Богданов, Вагнер, Сеченов, Овсяников, Костычев, Иностранцев, Воейков, Петрушевский, Бутлеров, Коновалов – цвет русской науки, оставивший глубокий след в мировом естествознании.

Под воздействием Докучаева формируется глубокий интерес Владимира Ивановича к кристаллографии и минералогии. Увлечение этими науками порождают его философский поиск в области проблем строения материи. От Докучаева же берет начало прошедшая красной нитью через всю жизнь Вернадского проблема симметрии.



Большое влияние на становление космологического мировоззрения, в «тигле» которого созрело учение о ноосфере, у Вернадского оказал Дмитрий Иванович Менделеев, его космологические и космографические идеи.

«Чувство космоса», смутное в гимназические годы, под воздействием лекций Менделеева по космологии, занятий в астрономии, становится сознательным и одним из главных побудителей творческого синтеза у Вернадского на протяжении всей его жизни. По признанию Н.А.Рубакина, следившего за становлением Владимира Ивановича в те годы, его естественнонаучные и философские работы отличаются «космическим размахом», «духом космической реальности»9.

Взгляд В.В.Докучаева на почву как особое естественное тело подкрепляло формирование у Владимира Ивановича философского материализма. Впоследствии, спустя многие годы после смерти своего учителя, Вернадский признавал, что категории естественного тела и природного явления являются кардинальными с его точки зрения для любой научной дисциплины.

От Докучаева к Вернадскому перешла и идея генезиса10, как главного методического принципа познания любых сущностей в природе в их динамике развитии.

Генетический метод Докучаев применял к изучению любых естественных явлений. Он стал основой и методологии познания Вернадского. К своей «натурфилософии» Докучаев приходит к концу жизни. В статьях 1898-1899гг. он определяет «ядро истинной натурфилософии» как изучение «соотношений генетической, вековечной и всегда закономерной связи, какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром – с другой»11.



Это кредо Докучаева стало своеобразным заветом его как Учителем по отношению к Вернадскому и ярко воплотилось в «натурфилософии», в учении о ноосфере Вернадского, в монографии Вернадского «Философские мысли натуралиста» (1988).

С 1882 года Вернадский становится участником научной школы Докучаева, неоднократно участвует в его экспедициях по исследованию почв в Нижегородскую губернию, под Павловском, в Полтавскую губернию.

Уже в этот период сформировался его взгляд на науку как единую науку, в соответствии с которым он стремится вскрыть связи между отдельными научными дисциплинами. В своем дневнике 19 июня 1884 года он записывает, что «знание – наука – есть общее мировоззрение, более или менее распространяющееся и касающееся каждого частного явления»12.

Именно в конце 80-х годов у Вернадского формируется устойчивый интерес в области истории научного знания, ставший одной из линией постоянной его научной работы в течение всей его жизни, результаты которой позволяют считать его родоначальником науковедения как научной дисциплины. При этом необходимо подчеркнуть, что

  1   2   3

  • Владимир Иванович Вернадский как ноосферный гений русского народа и человечества
  • «Мне чужд капиталистический строй… Царство моих идей впереди…» В.И.Вернадский
  • Таким ноосферным гением русского народа и всего человечества был Владимир Иванович Вернадский.
  • И мы вслед за В.И.Вернадским говорим: связь времен не прервалась, она работает. Мы творим «на том же пути».
  • Учение о биосфере и ноосфере Вернадского на полстолетия предвосхитило постановку глобальных проблем
  • Обращение к творчеству Вернадского имеет множество смыслов для будущего. Но главный смысл – поиск «ноосферной модели будущего человечества и России».
  • Вернадский всегда глубоко понимал роль образования в становлении ноосферы. Еще на заре ХХ века он провозгласил для России «идеал учащегося народа».
  • Новое понимание ноосферогенеза в XXI веке связано с моделью ноосферы как управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
  • От Докучаева к Вернадскому перешла и идея генезиса 10 , как главного методического принципа познания любых сущностей в природе в их динамике развитии.