Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»




Скачать 47.46 Kb.
Дата30.06.2017
Размер47.46 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 8 классе.

Тема: А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Урок-диспут: Что значит быть счастливым?

Цели: познакомить с произведением писателя; обозначать тему и идею произведения; развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать; совершенствовать навыки монологического высказывания.

Задачи:Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов. Развивающая- формирование навыков работы с терминами.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.



Оборудование: учебник, портрет писателя.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, кто изображён на этом портрете?

-Какие его произведения вам известны?

Урок у нас будет необычный. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством известного писателя. А сейчас ребята, улыбнитесь друг другу, и мне, я надеюсь вы мне поможете провести этот урок, будете внимательными и активными.

- Итак, как вы уже поняли, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведением Александра Ивановича Куприна. Какие цели, вы ставите перед собой?

-познакомиться с творчеством писателя;

-учиться рассуждать о прочитанном;

-учиться красиво и правильно говорить;

-Какие произведения Александра Куприна вы знаете?

И сегодня мы познакомимся с произведением Александра Куприна.

- А сейчас ребята, сели в позу слушателя и слушаем внимательно, потом я буду задавать вопросы.



II. Знакомство с биографией.

Куприн Александр Иванович (1870— 1938), писатель.

Родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии.

В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.

В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. — в московское И Александровское военное училище.

Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание).

В 1890— 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии.

Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909 — 1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.).

В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков».

В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых.

Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его.

Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928—1932 гг.).

Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго.

Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.

-Что вы узнали о Александре Ивановиче Куприне?

-Где учился?

-Семейное положение.

-Его известные произведения.

-Где похоронен?

Работа с учебником.

-А теперь, откройте свои учебники на стр. 67, и прочитайте еще раз про себя биографию писателя, кто был внимательным, тот сможет найти в статье учебника то, о чем мы не говорили.

-Молодцы.

Соревнование по рядам.

Ребята задают вопросы по биографии Куприна.

-Давайте с вами приступим к чтению рассказа А. И. Куприна «Куст сирени».



Чтение рассказа учителем и учениками.

Анализ прочитанного.

-Понравился ли вам рассказ?



- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героямсчастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

- Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. )

-Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей) . А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. )



- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым. )

-Давайте прочитаем стихотворение известной поэтессы Н. Терещенкою «Где живет счастье»?

-Что значит быть счастливым?

(просмотр фрагмента видео «что значит быть счастливым»)

Приготовьте к след. уроку 2-3 стихотворения о счастье.



V. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали вы о А.И. Куприне ?



VI этап. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Какое открытие сделали?

Что было интересным на уроке?



Домашнее задание.

Рассказать биографию и рассказ «Куст сирени»



 Выставление оценок.

  • Оборудование
  • II. Знакомство с биографией.
  • Чтение рассказа учителем и учениками. Анализ прочитанного.
  • - Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией
  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась
  • - Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых
  • V. Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.