Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


А. барто. Уехали




Скачать 119.52 Kb.
Дата04.02.2017
Размер119.52 Kb.
ТипКонспект
План – конспект

урока чтения в 3-а классе

на тему «А. БАРТО. УЕХАЛИ».
Цель урока:

познакомить учащихся со стихотворением А. Барто «Уехали».


Задачи урока:
1) учить детей интонационно, выразительно передавать эмоциональный смысл читаемого стихотворения А. Барто «Уехали»

2) корригировать и развивать эмоциональные психические процессы детей через анализ собственных ощущений, чувств и эмоций при чтении стихотворения А. Барто «Уехали»

3) воспитывать ответственность по отношению к животным, которых мы приручили, побуждать брать пример с героев стихотворения А. Барто «Уехали»
Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями и умениями
Оборудование:
1) ТСО:

• ПК


• колонки

• проектор


2) Средства наглядности:

• напечатанный текст «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

• подборка иллюстраций «настроение собаки» (печальный, довольный, злой, радостный);

• презентация «Эмоции»;

* портрет А.Л. Барто;

* карточки для индивидуальной работы;

* мяч.
Учебник: Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева (стр. 69 - 71).
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки положи на стол.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь,

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.


Приветствие «Здравствуйте!»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всем (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).



II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Какое сейчас время года? Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите.

- Какой скоро наступит праздник? Расскажите стихи.

- Какое время года было до зимы? Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите.

- Кто помнит стихи про осень? Расскажите.

- Какое время года наступит после зимы? Сколько весенних месяцев? Назовите.

- Какое сегодня число, день недели?


- Какое произведение вы читали на прошлом уроке? Как оно называется? («Удивительная верёвка»)

- Кто герои этого произведения? О ком это произведение? (котёнок, мальчик, люди)

- Что произошло с котёнком? (котёнок оказался в канале с водой)

- Как окружающие люди отнеслись к этому происшествию? Было ли им жалко котёнка? Переживали ли они за его судьбу? (…)

- Как начали действовать люди? Пытались ли они помочь котёнку? (…)

- Найдите в тексте отрывок, где описывается то, как люди спасали котёнка.

(Дети читают найденные отрывки текста)

- Какова была дальнейшая судьба котёнка? Что с ним произошло в конце рассказа? (паренёк забрал котёнка домой)

- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это

(Дети читают найденные отрывки текста)

- Как вы думаете, почему мальчик так поступил? Почему забрал котёнка домой? (…)

- Один из героев романа Антуана де Сент – Экзюпери ответил бы на этот вопрос такой фразой «Мы в ответе за тех, кого приручили».

(На доску выносится фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили»)

- Что значит, ребята «приручили»? (сделать ручным; создав в ком-нибудь чувство привязанности)

- Должны ли мы быть в ответе за тех, кого приручили? И что это означает? (…)
III. Сообщение темы урока.
Постановка учебно – познавательной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, после прочтения которого, мы попытаемся согласиться или не согласиться с предложенной фразой писателя.

(Учитель вновь актуализирует внимание детей на фразе, зафиксированной на доске)

- Но сначала давайте послушаем песню, которая подскажет нам, о ком новое произведение. (Учащиеся просматривают отрывок и слушают песню о собаке из к/ф «Приключения Электроника»)

- Кто такой Электроник? (робот)

- Кто его создал? (Профессор Громов)

- О ком поют дети? (о собаке)

- Откройте учебник на стр. 69

(Дети открывают книги)

- Это стихотворение написала детская поэтесса Агния Барто. Прочитайте его название (…)

- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Чем на уроке мы сегодня будем заниматься? (…)


IV. Изучение нового материала.

1. Творчество А.Л.Барто

Детская поэтесса Агния Барто

и характерные черты ее стиля

Детская поэтесса Агния Барто — один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.

  Основная масса стихотворных произведений Агнии Барто написана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. В своих произведениях Агния Барто как будто разговаривает с ребёнком на простом бытовом языке, без излишних описаний и лирических отступлений, причём при прочтении стихов создаётся ощущение, что беседу ведёт ровесник ребёнка. Стихотворения Агнии Барто всегда на современную тематику и посвящены описанию истории, случившейся совсем недавно. Для стиля Агнии Барто очень характерно называть своих персонажей по имени. Известные стихотворения Агнии Барто – «Мы с Тамарой», «Наша Таня горько плачет» и «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение». Мало кто знает, что Агния Барто – это псевдоним поэтессы: её настоящее имя – Гетель Лейбовна Волова. Барто – фамилия первого мужа поэтессы поэта Павла Барто. Именем Агнии Барто была названа одна из малых планет, расположенная между орбитами Юпитера и Марса, а также один из кратеров на Венере.


Просмотр презентации на тему «Творчество А.Л. Барто».

Чтение воспитанниками наизусть стихотворений для маленьких.




2. Первичное эмоциональное восприятие произведения

- Как вы думаете, ребята, стихотворение с названием «Уехали» - грустное, печальное или весёлое, радостное? (…)

- Отложите книги в сторону и послушайте всё произведение в целом. Подумайте, почувствуйте, какие эмоции вы испытываете во время прослушивания стихотворения, какое у вас настроение…

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения)

- Понравилось стихотворение? (…)

- О ком это стихотворение? Кто его главный герой? (щенок)
3. Физкультминутка.

- Сейчас мы с вами представим друг друга щенками. Встаньте возле своих парт.

- Вы все видели, как маленькие щенята играют со своими хвостами – бегают за ними по кругу. Попробуйте изобразить это (Дети встают возле парт)

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел

(Дети кружатся вокруг себя. Учитель начинает читать считалку.)

(Дети рассаживаются по местам)
3. Словарная работа. Первичное чтение.

- Откройте начало стихотворения. Сейчас наша задача поработать над смысловым значением стихотворения, незнакомыми словами и выражениями. Я буду читать стихотворение по частям – вы следить, после меня читаете вы.

Учитель читает первое четверостишие (настроение жизнерадостное, голос громкий)

Щенка корми молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком –

Ему пощупать нос.

- О чём это четверостишие? (…)

- Можно ли сказать, что здесь описывается то, как заботились о щенке? (…)

- Каким образом заботились о щенке? Какие слова говорят о том, что о щенке заботились? Найдите эти слова в тексте (кормили, вставали ночью, бежали, пощупать нос)

- Что значит бежали босиком, когда ночью бегают босиком? (когда часто и ненадолго встают, устают и не одевают обувь)

- Зачем щупают нос щенку? (проверяют, не заболел ли)

- Кто ещё такую заботу проявляет в жизни? Заботились ли о вас так когда – нибудь? (мама так заботится о малыше)

- Как вы думаете, что щенок чувствовал в этот момент? Был ли он доволен, рад? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (довольная собака, злая собака)

- Какая из этих картинок верно передаёт настроение щенка? Почему? (…)

Верная иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

- С каким настроением прочитаем этот отрывок? (радость, забота)

- Попробуйте прочитать этот отрывок, постарайтесь голосом передать настроение щенка

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает второе четверостишие (настроение немного задумчивое, голос громкий)
Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.


- Чему мальчики учили щенка? Чему учат собак? (дрессируют, учат командам)

- Какое настроение у щенка в этом четверостишии? Найдите эти слова в тексте (расстроенный слегка)

- Почему щенок был расстроенный? (наверное, ему трудно было учиться)

- Что значит слегка расстроенный? Почему так сказано? Нравилось ли щенку проводить время с ребятами? (немного расстроенный, потому что ему было трудно, но он хотел учиться, ему нравилось всё же поводить время с детьми)

- Что значит «шагал на поводу»? Что такое «повод»? (поводок для собаки)

- У всех ли собак есть поводки? (только у тех, у которых есть хозяева)

- Можем ли мы предположить, что щенок был горд за то, что у него есть хозяева, есть поводок, что он кому то нужен? (…)

- Попробуйте при чтении передать слегка расстроенное настроение щенка

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает третье четверостишие (настроение бодрое, в конце четверостишия пауза, настроение задумчивое, неясное, голос стихает)
Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пёс,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увёз.

- Привязался ли щенок к ребятам? Стал ли он их считать своими хозяевами? Где об этом сказано в четверостишие? (на чужих ворчать привык)

- Значит, щенок стал различать «своих» и «чужих»? Как собаки относятся к «чужим»? Как относятся к «своим»? (…)

- Если щенок воспринимал ребят, как «своих», защищал их, можно ли сказать, что ребята приручили щенка? (…)

Учитель акцентирует внимание детей на ключевой записи на доске

- Как заканчивается это четверостишие? Какими словами, прочитайте (…)

- Что мог бы, по вашему мнению, почувствовать щенок, когда все ребята уехали? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, грустная собака)

- Как вы думаете, какая из картинок лучше показывает настроение щенка теперь? Почему? (…)

Подходящая иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

- Прочитайте этот отрывок

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает четвёртое четверостишие (настроение беспокойное, темп речи быстрый)

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костёр?

Привык он к яркому костру.

К тому, что рано поутру

Труба зовёт на сбор.

- В этом четверостишии становится понятным, где проходило действие. Костёр, труба зовёт на сбор, то есть собирает всех – это происходит в летнем пионерском лагере. Скажите, почему ребята уехали? (у них закончилась смена, закончилось время отдыха, они поехали по домам)

- Как описывает автор, что происходит с щенком? (он ждёт ребят, верит в то, что они вернуться, беспокоится)

- Попробуйте во время чтения передать настроение беспокойства

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает пятое двустишие (настроение беспокойное, быстрый темп речи стихает)

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.
- Что значит «лаять до хрипоты»? (…)

- Почему так щенок вёл себя? (…)

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает шестое четверостишие (грустное, голос тихий)
Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом

И даже есть не мог.
- Что мог чувствовать щенок в этот момент? (ему было грустно, одиноко)

- Найдите и прочитайте слова в тексте, подтверждающие это (…)

- Передайте голосом грусть, одиночество, тоску. Попробуйте во время чтения показать, как плохо было щенку

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает окончание стихотворения (настроение радостное, голос громкий, темп речи ускоряется)


Ребята вспомнили о нём –

Вернулись с полпути.


Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.


- Как встретил щенок вернувшихся ребят? (он обрадовался)

- Найдите слова в этом четверостишии, описывающие радость щенка (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, злая собака)

- Какая из картинок теперь отражает настроение щенка? (…)

Подходящая иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

- Во время чтения передайте радость, восторг

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________


4. Физкультминутка.

- Посмотрите, ребята, сколько в одном стихотворении заложено чувств и эмоций. Поэтому мы с вами сразу не смогли сказать, грустное оно или весёлое.

- Сей час мы с вами отдохнём – сделаем зарядку. Но зарядка эта необычная. Эта зарядка для лица.

Самомассаж лица (биологически активных зон)


Где ты, носик, носик, носик?

Где ты, лобик, лобик, лобик?

Где вы, щечки, щечки, щечки?

Я водичкою умоюсь.

Стану чистеньким я очень.
- Мышцы лица мы подготовили. Теперь попробуем поупражняться в выражении эмоций. Я вам приготовила весёлых человечков, которые изображают различные эмоциональные настроения. Ваша задача – угадать, что показывает человечек и попытаться повторить это.

Презентация «Эмоции»
V. Игра «Не зевай!»

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске написано слово. До определенного момента оно закрыто полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает слово. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и читает слово, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет слово, которое прочитал. Следующему ученику предъявляется новое слово.
VI. Первичное закрепление.

Самостоятельное чтение учащихся

Коррекционная работа со слабыми воспитанниками (Аскеровой С. и Мирзоевой Ш.): найти и подчеркнуть все буквы Бб в предложенных словах; чтение страницы букваря.

- Возвращаемся к работе над произведением.

Активизация внимания детей.

- Ваша задача, прочитать стихотворение с передачей настроения щенка и собственного отношения к происходящему.

Чтение по четверостишиям 2 -3 раза с комментариями учителя.
VII. Заучивание наизусть 1 столбика стихотворения.
VIII. Подведение итогов урока.

- Итак, подведём итоги. Закрыли учебники. Посмотрели на меня, на доску.

Дети организуют порядок на рабочем месте

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто запомнил автора стихотворения?

- Кто главный герой стихотворения?

- Что с ним произошло?

- Как вы относитесь к происходящим в произведении событиям? Какие чувства вы испытывали во время прочтения стихотворения?

- Чем закончилось стихотворение? Как вы думаете, что дальше произошло с щенком?

- Какая картинка подойдёт к тому, чтобы передать эмоции щенка в будущем?

Активизируется внимание детей к иллюстрациям на доске.

Подходящая картинка остаётся, остальные снимаются.

- А что, по вашему мнению, могло бы произойти, если бы дети не вернулись за щенком? (Он мог бы грустить, заболел бы, мог бы погибнуть…).

На доску выносится иллюстрация «злая собака»

- Мог бы щенок в дальнейшем стать таким, если бы дети его бросили?

Активизируется внимание детей на доске к ключевой записи

- Попробуйте теперь ответить на вопрос, который мы задали в начале урока: всегда ли мы должны быть ответе за тех, кого приручили? Почему?



Что может произойти с теми, кого мы бросаем?
IX. Информация о домашнем задании.

- Дома необходимо потренироваться в чтении этого стихотворения с выражением. Стр. 69 – 71 читать.

  • Тип урока
  • I . Организационный момент .
  • II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  • III. Сообщение темы урока. Постановка учебно – познавательной задачи.
  • IV. Изучение нового материала.
  • V . Игра «Не зевай!»
  • VI . Первичное закрепление.
  • VII. Заучивание наизусть 1 столбика стихотворения. VIII. Подведение итогов урока.
  • IX . Информация о домашнем задании.