Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


9–11 класс Дополните ряды географических названий




Скачать 269.46 Kb.
Дата06.07.2017
Размер269.46 Kb.
Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки» по истории. Финальный тур – 2013 г. 9–11 класс 1. Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов). А) Юрьев – Дерпт – …… Б) …… – Сталинград – Волгоград В) Ра – Итиль – …… Г) Царевококшайск – Краснококшайск – … … Д) … … – Троцк – Красногвардейск 2. Поясните устойчивые определения и исторические наименования, к какому периоду российской истории они относятся (по 1 баллу за каждый правильный ответ, дополнительный балл за указание эпохи, максимально – 6 баллов). «Матерь Полтавской баталии» – «Потешные полки» – «Осударева дорога» – «Ученая дружина» – «Юности честное зерцало» – 3. О каких событиях и датах отечественной истории идет речь в приведенных ниже отрывках источников, их буквенные обозначения расположите в хронологической последовательности (по 1 баллу за каждый правильный ответ, дополнительный балл за правильную последовательность, максимально – 6 баллов). А) Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». Б) «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давыд, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславовичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». В) В этот же год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельдам вдоволь и оружия, и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: ты добудешь и мы». Послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, прибавлял к прежней дани, и чинили насилие древлянам он и мужи его. Взяв дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращусь и еще похожу [за данью]». Г) Татары пробили стену у Золотых ворот, также и от Лыбеди у Орининых ворот и у Медяных, от Клязьмы у Волжских ворот и в других местах, разбили весь город, насыпали внутрь камней и по примету вошли в город со стороны Золотых ворот, также и от Лыбеди в Оринины ворота, и в Медяные, от Клязьмы в Волжские и, разбив в других местах город, вошли отовсюду в него, как демоны. Д) И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». 4. В 1846 г. в газете «Северная пчела» было опубликовано стихотворение «Насильный брак». По словам цензора А.В. Никитенко, «и цензура, и публика сначала поняли так, что графиня Ростопчина говорит о своих собственных отношениях к мужу…». Однако эта публикация вызвала гнев Николая I. Экземпляры газеты подлежали уничтожению, а автору стихотворения, по-видимому, запретили проживать в столице. Какую политическую аллегорию усмотрел в стихах царь (2 балла) Какие реалии, если считать подозрения царя обоснованными, отразились в приведенных отрывках (3 балла) Старый барон: … Ее призрел я сиротою И разоренной взял ее, И дал с державною рукою Ей покровительство мое; Одел ее парчой и златом, Несметной стражей окружил, И, враг ее чтоб не сманил, Я сам над ней стою с булатом... Но недовольна и грустна Неблагодарная жена! Жена: … Он говорить мне запрещает На языке моем родном, Знаменоваться мне мешает Моим наследственным гербом; Не смею перед ним гордиться Старинным именем моим И предков храмам вековым, Как предки славные, молиться... Иной устав принуждена Принять несчастная жена. 5. Назовите имена общественных и культурных деятелей. Соотнесите их с приведенными ниже портретами (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов). 1) Исследователь Сибири, член Русского географического общества, предсказал существование и рассчитал координаты Земли Франца-Иосифа, а также Северной Земли. Участник Большого общества агитации и Первого Интернационала, теоретик анархизма. Историк Великой французской революции. 2) Профессиональный врач, оставивший свидетельства о последних днях и минутах жизни А.С. Пушкина. В литературе выступал под псевдонимом «Казак Луганский». Собиратель фольклора, филолог и этнограф. В 1850-е гг. выступал против обучения крестьян грамоте. 3) Крупнейший историк, замечательный лектор. Автор до сих пор популярного «Курса лекций по русской истории», наполненного яркими афоризмами и мастерскими портретами. Баллотировался в I Государственную думу по списку кадетов. 4) Великая русская актриса. Прима Александринского театра и создательница собственного Драматического театра в Петербурге. Одна из первых исполнительниц ролей в пьесах А.П. Чехова и М. Горького. Косвенно участвовала в революционном движении начала XX века. 5) Первая в мире женщина — профессор математики, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Автор повести «Нигилистка» и «Воспоминаний детства». В 1871 г. в осажденном Париже ухаживала за ранеными коммунарами. А Б В Г Д 6. Соотнесите имена и псевдонимы известных большевиков с фактами из их политической биографии; соответствующие цифры и буквы внесите во вторую таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов). 1. Джугашвили А. Камо 2. Бронштейн Б. Сталин 3. Скрябин В. Зиновьев 4. Тер-Петросян Г. Троцкий 5. Радомысльский Д. Молотов Председатель Реввоенсовета в 1918-1924 гг. Председатель Исполкома Коминтерна в 1919–1926 гг. Первый нарком по делам национальностей Легендарный организатор денежных экспроприаций, приговоренный к смертной казни по 4 эпизодам, которая была заменена заключением в связи с амнистией 1913 г. Один из немногих большевиков, участвовавших в событиях Февральской революции 7. К какому периоду относятся представленные знаки различия (1 балл) Расположите их по номерам в порядке возрастания, исключая номер 5 (2 балла). Дополнительно 2 балла за пояснение последовательности (максимально – 5 баллов). 8. Выберите несколько правильных вариантов ответа (до 2 балла за каждое правильное сочетание, максимально – 6 баллов). I. После встречи И.В. Сталина с высшими иерархами Русской православной церкви 4 сентября 1943 г. А) Был созван поместный собор для избрания Патриарха Б) Начались новые гонения на церковь В) Было возобновлено издание «Журнала Московской патриархии» Г) Все участники встречи были репрессированы Д) Начали открываться учебные заведения для подготовки священнослужителей Е) И.В. Сталин принял крещение II. Внешнеполитические и международные последствия коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: А) укрепление антигитлеровской коалиции Б) образование ООН В) выход Японии из войны Г) создание условий для открытия «второго фронта» в Европе Д) активизация движения Сопротивления в Европейских странах Е) начало формирования советского блока III. Приказ № 227 («Ни шагу назад») предусматривал А) создание заградительных отрядов Б) расстрел на месте шпионов и мародеров В) расстрел на месте паникеров и трусов Г) создание штрафных рот и батальонов Д) вывоз или уничтожение имущества в случае отступления Е) арест семей командиров и политработников, сдавшихся в плен 9. Перед Вами фрагменты двух документов. Фрагмент1. Вспоминаются события 8 августа (1. Год__________) года. Этот день для жителей южной окраины (2. Город______________________) остался в памяти на всю жизнь черным днем. Ожесточенной массированной бомбардировке были подвергнуты не только жилые кварталы, но и узловая железная станция Сарепта и прилегающий речной порт. Здесь скопилось много эшелонов и барж со стратегическими грузами, в том числе с боеприпасами и нефтепродуктами… От непрерывных мощных взрывов дрожала земля, рябило воду в затоне. Горело все, что могло гореть, плавился металл. В знойное небо лениво поднимался от земли тяжелый слой пыли, перемешанный с едким дымом пожарищ и пороха. Фрагмент 2. В сентябре основные положения плана наступательной операции, получившей наименование (3. Название «____________»), были одобрены Ставкой Верховного Главнокомандования и ГКО. Выполнение плана было решено возложить на войска вновь создаваемого Юго-Западного фронта – командующий (4. Фамилия______________), Донского фронта – командующий (5. Фамилия_______________________) и (6. Название________________________) фронта – командующий А.И. Еременко. Фронты непосредственно подчинялись Ставке. О каком сражении идет речь Укажите его даты (1 балл). Заполните пропуски в тексте (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 7 баллов) Историческое эссе Максимальная оценка –50 баллов Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы: Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает). Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание). Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения. При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями: Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Четкость и доказательность основных положений работы. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Темы эссе: 1. «Опричнина явилась самодержавной революцией, прервавшей «марш в Европу» молодого Московского государства ради обретения статуса мировой державы. Антиевропейский выбор царя (принципиально новый для тогдашней Москвы) заставил его – впервые в русской истории – прибегнуть к политическому террору» (А. Янов). 2. «Взаимоотношения казачества и российского самодержавия далеко не всегда складывались гладко. Полное подчинение почти независимых казачьих братств на Днепре, Дону, Волге, Тереке и Урале затянулось на несколько столетий. Но в конечном итоге российские монархи, проявляя терпение, упраздняя и создавая по мере необходимости новые казачьи Войска, смогли приручить «старшину», включив ее в состав дворянства, и постепенно добиться безусловного повиновения царским приказам» (В. Безотносный, С. Самонин). 3. «Екатерина не знала народа и причинила ему только зло; ее народом было дворянство…» (А.И. Герцен). 4. «Была ли позиция Александра I, неоднократно заявлявшего о необходимости уничтожения рабства и в марте 1818 г. даже публично обещавшего со временем «даровать» России конституцию, «заигрыванием с либерализмом», как считает большинство исследователей, или в ее основе лежали объективные условия и осознание самодержавием серьезности происходящих процессов» (С.В. Мироненко). 5. «Предложенная Столыпиным программа системных реформ представляла собой национальный вариант (тип) модернизации России в условиях переходного времени от аграрного общества к индустриальному, от сословного к гражданскому, от неограниченного самодержавия к правовому государству» (В.В. Шелохаев). 6. «Генеральной тенденцией социального развития деревни в советский период являлось ее раскрестьянивание – длительный и многомерный процесс, включающий в себя сокращение численности и доли крестьянства в составе населения государства, региона и деревни, снижение удельного веса крестьянских хозяйств в общем объеме аграрного производства, а также кардинальную трансформацию институциональных характеристик, определяющих его как класс» (В.А. Ильиных). 7. «Термин “Великая Отечественная Война” не признаётся современной зарубежной историографией – согласно последней Великая Отечественная война просто часть “Второй мировой войны”. Великая Отечественная война действительно часть Второй мировой войны, но является её решающей частью, определившей исход Второй мировой войны» (Ю.В. Скороход) 8. «Самой главной, поистине исторической заслугой Хрущева является то, что он начал разрушение тоталитарного режима, сделал большой шаг к свободе, хотя к свободе еще очень ограниченной и непрочной» (В.П. Смирнов). Ключ к заданиям 9–11 класс 1. а) Тарту, б) Царицын, в) Волга, г) Йошкар-Ола, г) Гатчина 2. «Матерь Полтавской баталии» – битва у Лесной 28 сентября 1708 г. «Потешные полки» – Семеновский и Преображенский, собранные из детворы одноименных сел для забав юного царя Петра I, позднее – первые гвардейские «Осударева дорога» – путь проложенный от Белого моря к Онежскому озеру, проложенный по приказу царя в начале Северной войны «Ученая дружина» – кружок придворных интеллектуалов, сторонников Петра «Юности честное зерцало» – нравственное и этикетное наставление, призванное европеизирвать дворянскую молодежь Эпоха петровских реформ 3. А) Киевское восстание 1068 г. Б) Любечский съезд 1097 г. В) древлянская дань и убийство Игоря в 945 г. Г) осада Владимира монголами в 1238 г. Д) поход на Царьград и договор с Византией в 907 г. ДВАБГ 4. Речь идет об отношениях России и Польши В стихотворении суммарно характеризуются последствия разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795), в результате которых в состав России вошли земли бывшего Княжества Литовского, а также включения Герцогства Варшавского в качестве Королевства (или Царства) Польского в 1815 г. Первоначально это образование получило Конституцию, предполагавшую автономию и, в частности, использование польского языка как делопроизводственного. Но после разгрома восстания 1830-1831 гг. Конституция была заменена Органическим статутом, а автономия – ликвидирована. 5. 1Г Кропоткин, 2Б Даль, 3Д Ключевский, 4В Комиссаржевская, 5А Ковалевская 6. Председатель Реввоенсовета в 1918-1924 гг. 2Г Председатель Исполкома Коминтерна в 1919–1926 гг. 5В Первый нарком по делам национальностей 1Б Легендарный организатор денежных экспроприаций, приговоренный к смертной казни по 4 эпизодам, которая была заменена заключением в связи с амнистией 1913 г. 4А Один из немногих большевиков, участвовавших в событиях Февральской революции 3Д 7. 1920-30-е гг. Заменены погонами в 1943 г. 46321 Чистое поле – рядовой, треугольники – младший комсостав, «кубики» – средний, «шпалы» – старший, ромбы – высший. 8. I АВД, II АГД, III АВГ 9. Сталинградская битва. 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г. Пропуски: 1) 1942, 2) Сталинград, 3) «Уран», 4) Ватутин Н.Ф., 5) Рокоссовский К.К., 6) Сталинградского Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки» по истории. Финальный тур – 2013 г. 7–8 класс 1. Подчеркните кочевников, нападавших на восточных славян: (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). кривичи, литва, весь, печенеги, поляне, вятичи, мордва, чудь, половцы, северяне, хазары, латгалы, емь, радимичи, древляне, словене, мурома, тиверцы, валахи, уличи, мещера, волыняне, монголы. 2. По какому принципу составлены ряды, какой элемент в них лишний: (по 2 балла за правильный ответ – всего 8 баллов). а) 1796 г., 1801 г., 1811 г., 1825 г., 1855 г. …………………………………………………………………………………………………….. б) Иван Болотников, М. Скопин-Шуйский, Е. Пугачев, И.М. Заруцкий, В. Шуйский, М. Мнишек ……………………………………………………………………………………………………… в) «Русский», «Турецкий», «Польский», «Датский», «Германский», «Норвежско-шведский» …………………………………………………………………………………………………….. г) Иов, Гермоген, Филарет, Аввакум, Иоасаф, Иосиф …………………………………………………………………………………………………….. 3. Расположите названия племенных союзов восточных славян в правильной последовательности с юга на север: (2 балла за правильный ответ). 1. кривичи; 2. уличи; 3. словене; 4. радимичи; 5. поляне …………………………………………………………………………………………………………………… 4. Соотнесите данные двух столбцов: (по 0,5 балла за правильный ответ, всего – 4 балла). а) Щек и Хорив 1. Литовские князья б) Ягайло и Витовт 2. Короли Речи Посполитой в) Станислав Лещинский и Стефан Баторий 3. Братья Рюрика г) Синеус и Трувор 4. Основатели Киева 5. Короли Швеции а) П.И. Багратион 1. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. б) И.И. Дибич 2. Отечественная война 1812 г. в) Б.П. Шереметев 3. Русско-турецкая война 1828 -1829 гг. г) А.В. Суворов 4. Крымская война 1853-1856 гг. 5. Северная война 1700-1721 гг. Ответ: а) б) в) г) Ответ: а) б) в) г) 5. Расположите в хронологической последовательности буквы, обозначающие события времени правления Святослава Игоревича, в приведенную в тексте задания таблицу: (2 балла). а) встреча с ханом Курей б) сражение под Доростолом в) разгром Хазарского каганата г) включение вятичей в состав Древнерусского государства Ответ: 6. Дайте перевод или укажите основное содержание понятий: (по 1 баллу за каждый правильный ответ – всего 4 балла). тиун - «дрягва» - холоп – «лествичная система» - 7. О каких события идет речь в тексте (по 2 балла за каждый правильный ответ – всего 14 баллов). А. «Несчастные жители защищались пять дней, не сходя с городской стены, на шестой татары ворвались в город, убивая безо всякого милосердия всех встречавшихся им людей. Невозможно описать всех ужасов, тогда происходивших! Летопись повествует о подвиге Евпатия Коловрата, одного из бояр княжества, бросившегося с дружиной вслед за татарами. Евпатий и горсть его неустрашимых товарищей пали под ударами бесчисленного множества татар». Б. «Дав своему войску возможность собраться с силами в степях Северного Причерноморья и Поволжья и получив подкрепление с востока, он продолжил поход на запад. Были уничтожены Чернигов и Переяслявль, ...пал после осады Киев...Затем он огнем и мечом прошелся по Галицко-Волынской земле, разгромил Венгрию, Польшу, Чехию, вышел к границам Северной Италии и Германии» В. «К этому времени молодому государю исполнилось 13 лет. Он находился под пристальным наблюдением братьев матери Юрия и Михаила Глинских. На их же сторону перешел митрополит Макарий . Глинским было не трудно использовать в своих интересах молодого государя, чтобы его руками расправиться со своими политическими противниками».  Г. «Князь Дмитрей же Михайлович и Кузма... поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радостию и даша им на подмогу многую казну. Они же идяху к Ярославлю, и многие люди их встречаху с радостию... Ярославцы же их приняша с великою честию и принесоша дары многие. Они же не взяша у них ничево и, быв в Ярославле, начаша промышляти, како бы им идти под Московское государство на очищение. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привозити на помочь денежную казну...» Д. Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое отечество, когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякий в таком случае повинен со всевозможною скоростию волю нашу исполнить под штрафом секвестра его имения….» Е. «Императрица была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, и окружавшим императрицу невольно приходилось следовать ее примеру, чтобы оставаться в фаворе. Само по себе это способствовало развитию высшего русского общества, вступившего на путь европейской утонченности. Разумеется, что до парижского эталона было пока далеко, однако, по сравнению с аннинским двором, прогресс был заметным и впечатляющим. Правда, и платить за него приходилось немалую цену. Известно, что …………… имела слабости, которые недешево обходились государственной казне. Страсть к нарядам и к уходу за своей красотой у императрицы граничила с манией. Долгое время вынужденная стеснять себя в этом смысле по экономическим соображениям, она со дня восшествия своего на престол не одела двух раз одного платья. Танцуя до упаду и подвергаясь сильной испарине вследствие преждевременной полноты, императрица иногда по три раза меняла платье во время одного бала». Ж. «Начала свое царствование с того, что... щедро одарила участников двор­цового переворота. Была осуществлена секуляризация (обращение госу­дарством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица использует политические, эко­номические и философские концепции западноевропейских просветите­лей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными-просве­тителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе». 8. Заполните пропуски в данной схеме: (по 0,5 балла за каждый правильный ответ – всего 10 баллов). Всеволод Большое Гнездо (1176 - _______ ) Константин ____________ Ярослав (12____- 1218) (1218 -1238) (1238 – 1246) Андрей Александр__________ (1252 - 1263) Даниил (1276 - _______ ) ______________________ Иван Калита ( ______ - 1325) (1325 - _______ ) ___________________ ________________ ( _______ - 1353) (1353 - 1359) Дмитрий Донской (_______ - ______ ) _____________________ Юрий Звенигородский ( ______- 1425) Василий ____________ Василий ____________ ( ______ - 1462) _________ Шемяка Иван _____ ( _____- ______) Творческое задание 9. Внимательно рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы: (до 10 баллов) 1) Определите архитектурный стиль и время возведения данных построек: (2 балла) ……………………………………………………………………………………………………………. 2) Назовите характерные черты данного архитектурного стиля: (до 4 баллов) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3) Назовите известные Вам памятники архитектуры данного стиля: (до 4 баллов) …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (до 6 баллов). «Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины - как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден... Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империя в начале XVIII в.» 1) Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью: (2 балла). ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2) Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна: (2 балла). ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3) Укажите, какие две причины внутри или вне страны помешали России выиграть войну: (2 балла). ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 11. Дайте краткое описание, с указанием общих биографических данных, ниже перечисленных участников Смуты. Чем ознаменовалось их участие в Смуте (до 4 баллов за каждый правильный ответ – всего 20 баллов). Юрий Мнишек Хлопок Косолап Борис Годунов Иван Сусанин Якоб Делагарди 12. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (до 18 баллов). Из труда историка В.Н. Балязина. «Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек». В начале века был заложен Санкт-Петербург... а в середине его основан Москов­ский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарскими походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим». 1) О каком столетии идет речь в документе Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия обрела статус великой европейской державы (Укажите не менее двух положений, до 4 баллов). …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2) На основе текста и знаний по истории укажите изменения, произошедшие в России в этом веке (до 7 баллов). …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3) На основе данного текста и курса истории России объясните, в чем состояла преемственность преобразований в начале и во второй половине столетия (до 7 баллов). ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Ключ к заданиям 7-8 класса 1. кривичи, литва, весь, печенеги, поляне, вятичи, мордва, чудь, половцы, северяне, хазары, латгалы, емь, радимичи, древляне, словене, мурома, тиверцы, валахи, уличи, мещера, волыняне, монголы. 2. а) 1796 г., 1801 г., 1825 г., 1855 гг. даты окончания правления русских императоров. ……1811г.………………………………………………………………………………….. б) Иван Болотников, М. Скопин-Шуйский, И.М. Заруцкий, В. Шуйский, М. Мнишек эти личности связывает эпоха Смутного времени ……Е. Пугачев………………………………………………………………… в) «Русский», «Турецкий», «Польский», «Датский», «Норвежско-шведский» этапы Северной войны 1700-1721 гг. Германский г) Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф, Иосиф патриархи РПЦ 17 в. ………Аввакум…………………………………………………………………………….. 3. 25413………………………………………….. 4. Соотнесите данные двух столбцов: (по 0,5 балла за правильный ответ, всего – 4 балла) а) б) в) г) 5 2 1 3 а) б) в) г) 2 3 5 1 5. Г) В) Б) А) 6. тиун – в Древней Руси управитель княжеского вотчинного хозяйства. дрягва - болото, трясина холоп – лично не свободный человека, не имевший граж. прав и всецело зависящий от господина. «лествичная система» - родовой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди – перед племянником, старшего брата – перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату, соответственно существовала и система «старшинства столов»: Киев – Новгород – Чернигов и т. д. 7. А. Взятие монголо-татарами Рязани 1237г. Б. Поход Батыя 1236-1242гг. В. Речь о боярском правлении при малолетнем Иване Грозном (1538-1547 гг.). Г.  Ополчение Минина и Пожарского 1612г. Д. Маиифест о даровании вольности дворянства 1762 г. Е. Речь о Елизавете Петровне (1741-1761) Ж. Речь о Екатерине Великой ( 1762-1796) 8. Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212 ) Константин Юрий Ярослав (1216 - 1218) (1218 -1238) (1238 – 1246) Андрей Александр Невский (1252 - 1263) Даниил (1276 - 1303) Юрий Иван Калита ( 1303 - 1325) (1325 - 1340 ) Семен Гордый Иван Красный ( 1340 - 1353) (1353 - 1359) Дмитрий Донской (1359-1389) Василий I Юрий Звенигородский ( 1389- 1425) Ваcилий II Темный Василий Дмитрий ( 1425 - 1462) Косой Шемяка Иван III ( 1462 - 1505) 9. 1) «Нарышкинское» или московское барокко, 17 в. 2) Нарышкинское или московское барокко - стилевое направление в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко (3 балла). Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». (3 балла). 3) Церковь Покрова в Филях, Успенская церковь на Покровке в Москве, Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Надвратная Предтеченская церковь Троицкой Лавры (по 2 балла за каждую названную постройку). 10. 1) 1558-1583гг. Попытка России укрепиться в Прибалтике и получить выход в Балтийское море. 2) Об этом свидетельствуют итоги войны: 1582 г. Ям-Запольское перемирие на 10 лет с Польшей, по которому Россия уступила Польше всю Ливонию и Полоцк, и Плюсское перемирие на 10 лет со Швецией, о которому Россия была вынуждена отдать города Ям, Копорье, Ивангород, Нарву. 3) Внешняя: России противостояла коалиция европейских государств: Дании, Швеции и Речи Посполитой. Внутренняя: война приняла затяжной характер, население страдало от постоянных поборов и налогов, ситуацию усугубила опричнина, в ходе которой, кроме разорений, были подвергнуты террору и гонениям многие видные гос. деятели 11. Юрий Мнишек Юрий, воевода сандомирский; принадлежал к польской знати, содействовал Лжедимитрию 1-му и после того, как тот занял московский престол. выдал за него замуж свою дочь Марину. Хлопок Косолап Предводитель крестьянского восстания 1602—1604 гг. Хлопко сумел сформировать столь крупную шайку, что она стала основой вооруженного восстания крестьян, на подавление которого было направлено целое войско под начальством окольничего И.Ф. Басманова, который был убит в бою против банды Хлопко. Тем не менее, разбойники были разбиты, а серьезно раненый Хлопко взят в плен и впоследствии казнен (повешен). Борис Годунов Бори́с Фёдорович Годуно́в (1552-1605) — боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь. По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII в. По государеву родословцу 1555 г. Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова были боярами при московском дворе. Борис Годунов родился в 1552 г. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, был вяземским помещиком средней руки. Иван Сусанин Русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области). Согласно легенде зимой 1613 г. уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. Якоб Делагарди Граф Якоб Понтуссон Делагарди (1583-1652) — шведский военный и государственный деятель, активный участник событий Смутного времени В 1620 году удостоен звания фельдмаршала. Старший сын — Магнус Габриэль Делагарди, риксканцлер Швеции. В феврале 1609 г. возглавлял пятнадцатитысячный вспомогательный отряд, отправленный шведским королём Карлом IX на помощь Василию Шуйскому против польских интервентов. Вместе с войсками под командованием Михаила Скопина-Шуйского разбил поляков у Твери, освободил Троицкую лавру. В марте 1610 г. вошёл в Москву. Был разбит при Клушине и вынужден был отступить. В 1610 г. осадил Тихвинский монастырь, продержав его до 1613 г. В 1617 г. участвовал в заключении Столбовского мира. С 1619 года шведский наместник в Ревеле, с 1622 г. генерал-губернатор Ливонии. В 1632—1644 гг. член регентского совета при королеве Кристине. Получил от короля в ленное владение область вокруг замка Лескё, который основательно перестроил. Умер 12 августа 1652 г. в Стокгольме.