Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


7 класс Дайте комплексный анализ произведения




Скачать 297.89 Kb.
Дата24.06.2017
Размер297.89 Kb.
ТипРассказ
Всероссийская олимпиада по литературе

Муниципальный этап

7 класс


1. Дайте комплексный анализ произведения (макс. – 20 б.)
И.С. Тургенев

Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает -но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы торжественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль 1878



2. Соотнесите автора, название и жанр литературного произведения (макс. – 5 б.)


Сказка


«Кот Ворюга»

А.С.Пушкин


Повесть


«Стрекоза и Муравей»

К. Паустовский


Рассказ


«Зимняя дорога»

С.Т. Аксаков


Стихотворение


«Детство Никиты»

И.А.Крылов

Басня


«Аленький цветочек»


А.Н. Толстой




3. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению (макс. – 6 б.)
ТРОИЦА
Спокойные добрые лики,

На тканях небесные блики

И крылья неяркого цвета,

Вы помните? – «Троица» это.

И нимбов не надо Рублёву,

Чтоб я позавидовал снова

Простому открытому чувству,

Надежде, Добру и Искусству.

Глаза и улыбки погасли.

Мне грустно, но всё же я счастлив.

Как будто бы сердце согрето

Неведомым словом и светом.



Л.Андреев

4. По приведенному портрету узнайте героя. Назовите автора и произведение (макс. – 4 б.)
а) «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола».
б) «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс <...>, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
в) «…В черкесской шапке, в военной шинеле, окутанный шалью... молодой стройный гусар с чёрными усиками».
г) «...набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава à l’imbécile торчали, как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах»
5. По фактам биографии узнать писателя (макс. – 5 б.)
а) Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.
б) Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.
в) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».
г) Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.
д) У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.

6. Перед вами первые слова названий (состоящих из двух слов) известных произведений. Допиши второе слово каждого названия (макс. – 3 б.)
«Серая.............................»
«Спящая.................................»
«Белый.....................................»
«Золотой....................................»
«Таинственный........................»
«Жёлтый......................................»

7. Составьте статью для словаря литературоведческих терминов – «Былина». Привести примеры произведений этого жанра (макс. – 7 б.)


Ключ 7 класс
1. Анализ произведения – макс. 20 б.
2. Макс. – 5 б.

А.С. Пушкин стихотворение «Зимняя дорога»

И.А. Крылов басня «Стрекоза и муравей»

С.Т. Аксаков сказка «Аленький цветочек»

А.Н. Толстой повесть «Детство Никиты»

К. Паустовский рассказ «Кот Ворюга»


3. Макс. – 6 б.

Лики – иконописные лица. Андрей Рублев – русский иконописец, автор знаменитой иконы «Троица». Современник Куликовской битвы и Сергия Радонежского. Принял монашество. Его любимые краски – голубая, розовая, вишнёвая. Троица – один из главных православных праздников. Троица – олицетворение Бога- Отца, Сына и Святого Духа. В «Троице» Рублёв обратился к традиционному библейскому сюжету: к старцу Аврааму и его жене явились три таинственных путника – ангела, воплощающих три лика Бога: Бог – Отец, Бог- Сын, Бог- Дух. Согласно канону, Рублёв изобразил трапезу путников, присевших отдохнуть. Нимб – символ святости, сияние в виде круга вокруг головы святого. Цветовая гамма иконы символична: голубой цвет означает воздух – небо, горний мир, тёмно – вишнёвый – знак творчества и любви Бога, зелёный цвет, цвет дерева, - символ животворящего начала всей святой Троицы. Не случайно Л.Андреев пишет в стихотворении о спокойных, добрых ликах, о простом открытом чувстве, о Надежде, о Добре и Искусстве, идея иконы - идея согласия, гармонии, сострадания человечеству.
4. Макс. – 4 б.

а) Сильвио («Выстрел» А.С. Пушкина)

б) Лиза Муромская («Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина)

в) Минский. («Станционный смотритель» А.С. Пушкина)

г) Лиза Муромская («Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина)
5. Макс. – 5 б.
а) Марк Твен

б) А.П.Чехов

в) В.А.Жуковский

г) О’Генри

д) Л.Н.Толстой
6. Макс. – 3 б.
Серая Шейка

Спящая царевна

Белый пудель (Белый клык)

Золотой ключик

Таинственный остров (Таинственный город)

Жёлтый туман


7. Макс. – 7 б.

Былина – эпический жанр, героический эпос русского народа. Былины повествуют о подвигах прославленных богатырей. Среди них – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич, Святогор и др. Известны киевский цикл былин, куда входит, например, былина об Илье-Муромце и Соловье Разбойнике, и новгородский цикл, куда входит, например, былины о новгородском купце, гусляре Садко и пр.

К художественным особенностям былин относятся такие черты, как внепсихологизм, астрофическое построение, тонический стих, устойчивые эпитеты (добрый молодец, бел-горюч камень и т.п.).
Всего 50 б.

Всероссийская олимпиада по литературе

Муниципальный этап

8 класс
1. Дайте комплексный анализ произведения.
И.С.Тургенев

ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи- и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом -на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти.

Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

"Любовь, - думал я,- сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".

Апрель, 1878




2. Соотнесите автора, название и жанр литературного произведения (макс. – 5 б.).


повесть


«Русские женщины»

И.А. Крылов

баллада


«Мещанин во дворянстве»

В.А. Жуковский

поэма


«Кукушка и петух»

Ж.-Б. Мольер

басня


«Светлана»

Н.В.Гоголь

комедия


«Тарас Бульба»

Н.А.Некрасов



3. Укажите год создания стихотворения. Дайте историко-культурный комментарий к нему, выписав понятия, которые нуждаются в комментарии (макс. – 6 б.)


А.С. Пушкин
Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.


Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.


Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром — нет! — промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, —

Ужель один недвижим будет он?


Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.



Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза двенадцатого года

Еще спала. Еще Наполеон

Не испытал великого народа —

Еще грозил и колебался он.
Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас... и племена сразились,

Русь обняла кичливого врага,

И заревом московским озарились

Его полкам готовые снега.


Вы помните, как наш Агамемнон

Из пленного Парижа к нам примчался.

Какой восторг тогда пред ним раздался!

Как был велик, как был прекрасен он,

Народов друг, спаситель их свободы!

Вы помните — как оживились вдруг

Сии сады, сии живые воды,

Где проводил он славный свой досуг.


И нет его — и Русь оставил он,

Взнесенну им над миром изумленным,

И на скале изгнанником забвенным,

Всему чужой, угас Наполеон.

И новый царь, суровый и могучий,

На рубеже Европы бодро стал,

И над землей сошлися новы тучи,

И ураган их...







4. Определите героя, произведение и его автора по приведенным ниже репликам: (макс. – 4 б.)
а) «Если когда-нибудь, — сказал он, — сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, — всем, что ни есть святого в жизни, — не откажите мне в моей просьбе! — откройте мне вашу тайну! — что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, — я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...»
б) «Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать?»


в) «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» .
г) «Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает… А видите вот эту саблю? Во ваша матерь!».

5. По фактам биографии узнайте писателей (макс. – 5 б.)
а) Родился на Украине, в Полтавской губернии. Под псевдонимом В. Алов опубликовал романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен». Мечтал стать преподавателем истории в университете. Жил в Риме. Дружил с русским художником А.И. Ивановым, автором картины «Явление Христа народу».
б) Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.
в) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».
г) Он полагал, что его предки происходят из Шотландии. Его воспитала бабушка, которую он беззаветно любил. Учился в Московском университетском благородном пансионе. Служил корнетом в гусарском полку. Важное место в его биографии имел Кавказ.
д) У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.

6. Назовите время и историческое событие, описанное в произведении И.А. Крылова «Ворона и курица». Перечислите произведения на ту же тему. (макс. – 4 б.)
Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил:

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен Московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.


7. Составьте статью для словаря литературоведческих терминов – «Теория трех стилей». (макс. – 6 б.)

Ключ

8 класс
1. Анализ художественного произведения – макс. 20 б.
2. Макс. – 5 б.

Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

В.А. Жуковский баллада «Светлана»

Н.А. Некрасов поэма «Русские женщины»

И.А. Крылов басня «Кукушка и петух»

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»


3. Макс. – 6 б.

Стихотворение А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой» написано в 1836 г. к 25-летию со дня открытия Царскосельского лицея. Он был открыт по указу Александра I 19 октября 1811 г. Пушкин был принят в лицей. Для него это было золотое время молодости. Пушкин на протяжении жизни часто писал стихотворения к этому дню. «Была пора...» стало последним стихотворением, посв. лицейской годовщине.

...наш праздник молодой – празднование лицейской годовщины

металися смущенные народы – военные события 1804-1805 гг.

игралища таинственной игры – сложные дипломатические отношения между Россией и Францией

и высились и падали цари – по условиям Тильзитского мира карта Европы перекраивалась и перераспределялись сферы политического влияния.

Когда возник лицей – 1811 г.

Куницын Александр Петрович – преподаватель нравственных, юридических и политических наук в Царскосельском лицее.

царь для нас открыл чертог царицын - 19 октября 1811 г. в Екатерининском дворце Царского села состоялась церемония открытия лицея. Присутствовал сам Александр I.

...кто умирать Шел мимо нас – лицеисты наблюдали, как уходили солдаты участвовать в войне 1812 г.

...и племена сразилисьвойна 1812 г.

И заревом московским озарились... – московский пожар 1812 г.

Агамемнон – так именем древнегреческого героя в стихотворении назван Александр I.

И нет его – и Русь оставил он – Александр I умер в 1825 г.

И новый царь, суровый и могучий – Николай I, взошедший на престол в 1825 г.

Стихотворение осталось незаконченным.

4. Макс. – 4 б.

а) Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

б) Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри»

в) Василиса Егоровна в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

г) Тарас Бульба в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
5. Макс. – 5 б.

а) Гоголь

б) Чехов

в) Жуковский

г) Лермонтов

д) Л.Н. Толстой


6. Макс. – 4 б.

Оставление Москвы во время войны 1812 г. Л.Н. Толстой «Война и мир», 7-я глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, Крылов «Волк на псарне», Лермонтов «Бородино», Цветаева «Генералам двенадцатого года».


7. Макс. – 6 б.

Теория трех стилей – классификация стилей в риторике и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой). М. В. Ломоносов использовал учение о трех стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «штиля» по Ломоносову:

Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.

Средний штиль — элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Низкий штиль — комедии, письма, песни, басни.

Всего 50 б.

Олимпиада по литературе – 2013.

Муниципальный этап

9 класс
1. Прочитайте внимательно стихотворения и проведите сравнительный анализ их поэтической образности (мак. 20 б.)

А.С. Пушкин

Предчувствие

Снова тучи надо мною


Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне...
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,


Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду...
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.

Ангел кроткий, безмятежный,


Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.

1828


М.Ю. Лермонтов

Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?


Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...


Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1840



2. Соотнесите автора, название и жанр литературного произведения (макс. – 6 б.)

Державин

Беглец

послание

Пушкин

Путешествие Гулливера

поэма

Жуковский

Снегирь

Просветительский роман

Гоголь

К Чаадаеву

Стихотворная эпитафия

Лермонтов

Лесной царь

повесть

Свифт

Ночь накануне Ивана Купала

баллада


3. Определите героя, произведение и его автора по приведенным ниже репликам: (макс. – 4 б.)

а) «Если когда-нибудь, — сказал он, — сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, — всем, что ни есть святого в жизни, — не откажите мне в моей просьбе! — откройте мне вашу тайну! — что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, — я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...»
б) «Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать?»


в) «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» .
г) «Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает… А видите вот эту саблю? Во ваша матерь!».

4. По фактам биографии узнайте писателей (макс. – 5 б.)

а) Родился на Украине, в Полтавской губернии. Под псевдонимом В. Алов опубликовал романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен». Мечтал стать преподавателем истории в университете. Жил в Риме. Дружил с русским художником А.И. Ивановым, автором картины «Явление Христа народу».

б) Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

в) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

г) Он полагал, что его предки происходят из Шотландии. Его воспитала бабушка, которую он беззаветно любил. Учился в Московском университетском благородном пансионе. Служил корнетом в гусарском полку. Важное место в его биографии имел Кавказ.

д) У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.



5. Назовите время и историческое событие, описанные в произведении И.А. Крылова «Ворона и курица». Перечислите произведения на ту же тем (макс. – 4 б.)

Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил:

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен Московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.
6. Кому посвящает А.С. Пушкин следующие строки:

1. «Его стихов пленительная сладость


Пройдет веков завистливую даль,...»

2. «Любезный именинник,

О ….. дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;»

3. «Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.»

4. «Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

5. «Питомец мод, большого света друг,

Обычаев блестящий наблюдатель,…»

Языкову, Жуковскому, Дельвигу, Пущину, Горчакову, Чаадаеву (выберите правильные ответы)

7. Составьте статью для словаря литературоведческих терминов – «Баллада». Приведите примеры (макс. – 6 б.)

Ключ 9 кл.


  1. За анализ мак. 20 баллов.

  2. 6 б

Державин- Снегирь – стихотворная эпитафия; Пушкин – К Чаадаеву – послание; Жуковский – Лесной царь – баллада; Гоголь – Ночь накануне Ивана Купала – повесть; Лермонтов – Беглец – поэма; Свифт – Путешествие Гулливера – просветительский роман

  1. 4 б.

а) Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

б) Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри»

в) Василиса Егоровна в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

г) Тарас Бульба в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

4. 5 б

а) Гоголь

б) Чехов

в) Жуковский

г) Лермонтов

д) Л.Н. Толстой

5. 4 б.

Оставление Москвы во время войны 1812 г. Л.Н. Толстой «Война и мир», 7-я глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, Крылов «Волк на псарне», Лермонтов «Бородино», Цветаева «Генералам двенадцатого года».

6. 5 б. Жуковскому., Пущину, Дельвигу, Чаадаеву, Горчакову,
7. 6 б.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора, античной мифологии. Известностью пользуются баллады Жуковского (пусть назовут), Р. Бёрнс, Шиллер, Гете, Уланд, Пушкин,, Лермонтов, Фет…
Всего – 50 б.

Всероссийская олимпиада по литературе – 2013.

Муниципальный этап

10 класс
1. Прочитайте внимательно стихотворения и проведите сравнительный анализ их поэтической образности (мак. 20 б.)


А.А. Фет

После бури

Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури.
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.

Спит, кидаясь, челн убогой,


Как больной от страшной мысли,
Лишь забытые тревогой
Складки паруса обвисли.

Освеженный лес прибрежный

Весь в росе, не шелохнется.
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеется.

(1870)


К.Д. Бальмонт

Челн томленья

                Князю А.И.Урусову
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,


Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,


Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.


Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

(1894)


2. Соотнесите автора, название и жанр литературного произведения (макс. 6 б.)


Островский

Беглец

роман

Фет

Накануне

сборник стихов

Жуковский

Портрет

комедия

Гоголь

Лирический пантеон

поэма

Лермонтов

Ивиковы журавли

повесть

Тургенев

Бедность не порок

баллада


3. По портрету узнайте героя, назовите произведение и автора (макс. 6 б.)


  1. «Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. Она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка голову набок, и мы пустились. Я не знаю талии более сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей…»

  2. «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.»

  3. «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары»

  4. «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.»

  5. «…на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке».

  6. «Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб…»


4. Объясните значение слов и выражений, встречающихся в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (макс. 6 б.):

манкировать, желтый билет, колодник, Анна в петлице, чухонцы, вояжировать, ретроградный, фаланстера, шиллеровская душа, лития, верить в Новый Иерусалим, буффон


5. Назовите время и исторические события, описанные (или упомянутые) в произведениях Н.М. Карамзина «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода», А.С. Пушкина «Метель», М .Ю. Лермонтова «Последний сын вольности», А.К. Толстого «Князь Серебряный». Назовите произведения др. авторов на ту же тему.(макс. 8 б.)

6. Составьте статью для словаря литературоведческих терминов «историко-культурный контекст». Приведите примеры значимого историко-культурного контекста в разных произведениях русской (можно зарубежной) литературы (макс. 4 б.)


Ключ 10 класс.

  1. 20 б.

  2. 6 б

Островский – Бедность не порок – комедия; Фет – Лирический Пантеон – сборник стихов; Жуковский – Ивиковы журавли – баллада; Гоголь – Портрет – повесть; Лермонтов – Беглец – поэма; Тургенев – Накануне – роман
3. 6 б.

Княжна Мери – Лермонтов – Герой нашего времени; Ундина – Герой нашего времени – Лермонтов; Пугачев – Капитанская дочка – Пушкин; Владимир Дубровский – Дубровский – Пушкин; Параска – Сорочинская ярмарка – Гоголь; Колдун – Страшная мепсть – Гоголь.


4. 6 б
манкировать - пренебрегать, не обращать внимания

желтый билет – документ желтого цвет а, разрешающий проституткам заниматься этим «ремеслом»

колодник – каторжник, закованный в деревянные колодки.

Анна в петлице - орден 3й степени, который получали чиновники

Чухонцы – финны

Вояжировать – путешествовать

Ретроградный – отсталый,

Фаланстера – у Фурье здание особого типа для жителей коммуны

Шиллеровская душа – романтическая личность

Лития – богослужение, совершаемое при выносе тела покойного из дома

Верить в Новый Иерусалим – верить во всеобщее счастье, в наступление рая на земле

Буффон – шут


5. 8 б.

«Марфа-Посадница» - речь идет о борьбе Марфы Борецкой (Посадницы Новгородской) за независимость от Москвы в 15 в. Борьба ее не увенчалась успехом; (роман Балашова. Погодин драма, Есенин поэма…

Метель – 1812 год, Владимир погиб в сражении (Война и мир, Бородино…)

Последний сын Вольности - Герой поэмы Вадим Храбрый – полулегендарный предводитель движения новгородцев в 864г. против князя Рюрика и его дружины, основавшихся в Новгороде. По летописи, Рюрик подавил это восстание (Княжнин трагедия «Вадим Новгородский», Екатерина II драма о Вадиме, Пушкин Вадим Рылеев Вадим и др.

Князь Серебряный – о временах опричнины во время правления Ивана Грозного, период Ливонских войн (трагедии А.К. Толстого, Лермонтов «Песня про купца Калашникова». А.Н. Толстой драматическая повесть «Иван Грозный)

6. 4 б.

историко-культурный контекст

Историко-культурный контекст – это внеэстетическая и эстетическая сферы реальности, помогающие постижению художественного мира произведения. Историко-культурный контекст как многоаспектное явление состоит из нескольких контекстов: идеологического, литературно-художественного и общекультурного. Это совокупность разнообразных общественных явлений русской жизни того времени, которое отражено в произведении или времени написания произведения; историческая ситуация, идейные споры персонажей или автора с кем-то из современников (как в «Евгении Онегине» - споры с Шишковым), это биографические данные, прототипы героев. Это контекст художественной литературы – те произведения, которые упоминаются или подразумеваются, «восстанавливаются» по неким признакам, контекст общекультурный – реалии культурной жизни, интертекстуальные связи.



Всего 50 б.

Олимпиада по литературе – 2013.

Муниципальный этап

11 класс
1.Прочитайте внимательно стихотворения и проведите сравнительный анализ их поэтической образности (мак. 20 б.)


А.А. Фет

После бури

Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури.
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.

Спит, кидаясь, челн убогой,


Как больной от страшной мысли,
Лишь забытые тревогой
Складки паруса обвисли.

Освеженный лес прибрежный

Весь в росе, не шелохнется.
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеется.

(1870)


К.Д. Бальмонт

Челн томленья

                Князю А.И.Урусову
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,


Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,


Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.


Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

(1894)



2. Соотнесите автора, название и жанр литературного произведения (макс. – 6 б.)

Островский

Беглец

роман

Фет

Петербург

стихотворение

Жуковский

Степь

комедия

Чехов

Венера Милосская

поэма

Лермонтов

Ивиковы журавли

повесть

Белый

Бедность не порок

баллада



3. По портрету узнайте героя, назовите произведение и автора (4 б.)

1. «<…> был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры и на затылке была надета смятая гусарская шапочка.»


2. «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой»
3. «Его сухое лицо все дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в минуты раздражения».
4. «… человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты».
4. Объясните значение слов и выражений, встречающихся в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (макс. 6 б.):

манкировать, желтый билет, колодник, Анна в петлице, чухонцы, вояжировать, ретроградный, фаланстера, шиллеровская душа, лития, верить в Новый Иерусалим, буффон


5. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством А. А. Ахматовой(6 б.):

1. Кто был директором гимназии, в которой учился будущий муж А. А. Ахматовой? (1 б.)

2. Когда вышел первый сборник  стихотворений А. А. Ахматовой и как он назывался? (1 б.)

3. Кто из французских художников начала 20 века рисовал А. А. Ахматову? (1 б.)

4. Кто в ахматовских стихах то появляется как «милая гостья с дудочкой в руке», а то поет «в дырявом платке»? (1 б.)

5. По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица? (2 б.)



<…>Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце в муках погасшее, –
Александра, лебедя чистого.

6. Назовите время и исторические события, описанные (или упомянутые) в произведениях Н.М. Карамзина «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода», А.С. Пушкина «Метель», М.Ю. Лермонтова «Последний сын вольности», А.К. Толстого «Князь Серебряный». Назовите произведения др. авторов на ту же тему.(макс. 4 б.)
7. Составьте статью для словаря литературоведческих терминов «историко-культурный контекст». Приведите примеры (макс. 4 б.).

Ключ 11 кл.


  1. 20 б.

  2. 6 б.

Островский – Бедность не порок – комедия; Фет – Венера Милосская – стихотворение; Жуковский - Ивиковы журавли – баллада; Чехов – Степь – повесть; Лермонтов – Беглец – поэма; Белый – Петербург – роман.
3. 4 б.

1) Денисов (Толстой, «Война и мир»),

2) маленькая княгиня Лиза (Толстой, «Война и мир»),

3) князь Андрей (Толстой, «Война и мир»),

4) Долохов (Толстой, «Война и мир»),
4. макс. 6 б.
манкировать - пренебрегать, не обращать внимания

желтый билет – документ желтого цвет а, разрешающий проституткам заниматься этим «ремеслом»

колодник – каторжник, закованный в деревянные колодки.

Анна в петлице - орден 3й степени, который получали чиновники

Чухонцы – финны

Вояжировать – путешествовать

Ретроградный – отсталый,

Фаланстера – у Фурье здание особого типа для жителей коммуны

Шиллеровская душа – романтическая личность

Лития – богослужение, совершаемое при выносе тела покойного из дома

Верить в Новый Иерусалим – верить во всеобщее счастье, в наступление рая на земле

Буффон – шут


5. 6 б. (1 1 1 1 2)

1) Гумилев учился в Царском Селе - директором был Инн. Анненский

2) «Вечер», 1912 г.

3) Амедео Модильяни

4) Муза (стихотворение «Муза», «Зачем притворяешься ты…»

5) Плач по А.А. Блоку, которого похоронили на Смоленском кладбище в 1921 г.


6. 4 б.

«Марфа-Посадница» - речь идет о борьбе Марфы Борецкой (Посадницы Новгородской) за независимость от Москвы в 15 в. Борьба ее не увенчалась успехом; (роман Балашова. Погодин драма, Есенин поэма…

Метель – 1812 год, Владимир погиб в сражении (Война и мир, Бородино…)

Последний сын Вольности - Герой поэмы Вадим Храбрый – полулегендарный предводитель движения новгородцев в 864г. против князя Рюрика и его дружины, основавшихся в Новгороде. По летописи, Рюрик подавил это восстание (Княжнин трагедия «Вадим Новгородский», Екатерина II драма о Вадиме, Пушкин Вадим Рылеев Вадим и др.

Князь Серебряный – о временах опричнины во время правления Ивана Грозного, период Ливонских войн (трагедии А.К. Толстого, Лермонтов «Песня про купца Калашникова». А.Н. Толстой драматическая повесть «Иван Грозный)

7. 4 б.

историко-культурный контекст



Историко-культурный контекст – это внеэстетическая и эстетическая сферы реальности, помогающие постижению художественного мира произведения. Историко-культурный контекст как многоаспектное явление состоит из нескольких контекстов: идеологического, литературно-художественного и общекультурного. Это совокупность разнообразных общественных явлений русской жизни того времени, которое отражено в произведении или времени написания произведения; историческая ситуация, идейные споры персонажей или автора с кем-то из современников (как в «Евгении Онегине» - споры с Шишковым), это биографические данные, прототипы героев. Это контекст художественной литературы – те произведения, которые упоминаются или подразумеваются, «восстанавливаются» по неким признакам, контекст общекультурный – реалии культурной жизни, интертекстуальные связи.