Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


600 часов Культурно-исторический блок. (120 часов)




Скачать 97.07 Kb.
Дата03.07.2017
Размер97.07 Kb.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Базовый курс по аналитической психологии

по стандартам РОАП и

International Association for Analytical Psychology (IAAP)

600 часов


  1. Культурно-исторический блок. (120 часов)


К.Г. Юнг биография и творческий путь.

Жизненный путь К. Г. Юнга. Истоки юнгианской психологии: мифология, религия, философия Запада и Востока. Главные этапы биографии и творчества. Основные работы К. Г. Юнга. Юнг и Фрейд: история отношений, общий сравнительный анализ взглядов, сходство и различие. Развитие аналитической психологии на современном этапе. Три школы современной аналитической психологии (Классическая, Архетипическая, Школа развития). (16 часов)


Мифологические, антропологические, этнографические, религиоведческие знания как смысловое поле юнгианского анализа.

  • Мифология: происхождение мифов, разновидности мифов (космогонический, эсхатологический, героический, мифы о животных, культовые мифы и т. д.). Мифология различных стран и народов. Мифологическое сознание. Работы М. Элиаде, Д. Кэмпбелла, Э. Ноймана и др. (16 часов)

  • Антропология: философская, физическая, социальная, культурная. (16 часов)

  • Этнография: духовная культура народов мира, обряды и традиции. (16 часов)

  • Религиоведение: история возникновения религий, религиозные системы (архаические верования и обряды, религии античности, авраамические религии – иудаизм, христианство, ислам, а так же индуизм, буддизм, даосизм и др.). (16 часов)


Работы К. Юнга, посвященные религиозной философии

(«Проблемы души нашего времени», «Ответ Иову», «Тайна Золотого Цветка», «Йога и Запад», «Психологический комментарий к Тибетской Книге Мертвых», «Предисловие к И Цзин» и др.) Гностицизм, герметизм и алхимия Запада. (32 часа)


Взгляд Юнга на коллективное бессознательное.

Представления о бессознательном в философии и психологии. Открытие коллективного бессознательного. Понятие символа. Архетипы и символы коллективного бессознательного.(8часов)



Работа с текстами Юнга и постъюнгианцев.


  1. Клинико-теоретический блок (192 часа)


Юнговская модель психики

Индивидуальное и коллективное бессознательное.Основные архетипы развития: Эго, Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость. Архетип и символ. Понятие комплекса. Индивидуация. Телеологический и каузальный подходы. Трансцендентная функция. Динамическая структура либидо, психическая энергия. Синхрония. (8 часов)




  • Основные архетипы

1)Психология архетипа Младенца, Матери, Отца, Мудреца, Пуэллы/Пуэра. Ребенок как архетипический образ и как исторический ребенок. Мать как архетипический образ и как личность матери. Роль архетипического и личного отца в процессе индивидуации. (16 часов) 2)Архетип Самости. Понятие Самости по Юнгу. Индивидуация и Эго-развитие. Проявление защит и нарушений Самости в анализе. Модель развития Фордхема. Первичная Самость, деинтеграция и реинтеграция. Нарушение Эго в терминах подлинной и ложной Самости. (8 часов)

3)Эго, Персона, Тень. Трикстер. Аспекты проявления уровней Персоны и Тени в анализе. Компенсаторная связь Персоны и Тени. Конфронтация Тени с Эго, последствия конфликта этих частей в психике индивида. Усиление Тени и невротические вспышки. Индивидуальная и коллективная Тень. Причины расщепления психики человека на «светлые» и «тёмные» стороны. (16 часов)

4)Анима и Анимус. Понятие «Сизигии», активизация архетипа как психопомпа связи с Самостью. Проявление архетипов Анимы/Анимуса в процессе Индивидуации. Четыре стадии развития архетипа Анимы/Анимуса. Проблемы искаженного развития Анимы/Анимуса. (8 часов)

    • Теория комплексов. Структура комплекса. Причина образования комплекса и его развитие. Констелляция комплекса. Комплекс и архетип в аналитическом пространстве. Архетипическое, культуральное, семейное и личное в работе с комплексами, проблемами, симптомами. Понятие культурного комплекса. Проявления комплекса в клиническом материале. (8 часов)

    • Процесс индивидуации. Индивидуальность и индивидуация. Индивидуация: путь к Самости. Индивидуация как строительство оси Эго - Самость. Алхимическая символика процесса индивидуации. Нуминозное. Столкновение с Божественным. Определенные особенности индивидуации в различном возрасте и в различных культурах. Брак и брачные отношения. Индивидуация и сексуальные отношения. Гендерные аспекты индивидуации. Индивидуация и гомосексуальность. Индивидуация и семейная жизнь. (32 часа)

    • Динамическая теория либидо. Понятие либидо в классическом психоанализе и аналитической психологии. Либидо и психическая энергия. Стадии развития либидо. Понятие «сизигия» и coniunctio. Сексуальный инстинкт. Инцест и запрет на него. Символический смысл инцеста. Принципы движения либидо: сохранение энергии, единства и борьбы противоположностей. Преобразование психической энергии. Энантиодромия. Трансцендентная функция. Компенсаторные отношения сознательного и бессознательного. Нормальная и патологическая динамика либидо. Прогрессия, регресс и инфляция. Определенные аспекты динамики либидо в психозах и неврозах. (16 часов)

    • Юнгианская типология. Психологические типы и функции. Ведущая и подчиненная функция. Формирование типов в онтогенезе. Работа с психологическими типами в процессе анализа. Возрастная динамика личности, кризисы трансформации. Принципы построения типологии. Четыре функции психики и понятие экстраверсии/интроверсии. Психологическая типология и архетипы. Современные концепции типов личности. Анкетные опросники и проективные методы измерения типов (Майерс- Бриггс, Д. Кирси). Клинические аспекты Юнговской типологии. Связь между типами и определенными нозологическими единицами. Типология и психосоматика. Типология и расстройства личности. Типология как диагностический инструмент. (16 часов)

Представления о динамике развития личности:

  • Подход в аналитической психологии. Формирование индивида. Психическая и объективная реальности. Архетип младенца и конфликты детской души. Мотив Уробороса в мифах творения. Психологические интерпретации мифа об изгнании из рая. Роль матери и первичных отношений в развитии психики по Нойманну. Задачи первой и второй половины жизни. Кризис середины жизни. (16 часов)

  • Психоаналитический подход. Стадии и уровни психического развития. Искажения развития, их проявление в анализе. Защитные механизмы личности и уровни организации личности – психоаналитический подход. Психоаналитические теории развития (Фрейд, Кляйн, Винникот, Боулби, Бион, Кернберг, Когут). Взаимодополняющие взгляды юнгианства и других направлений. Введение в теорию объектных отношений. Интерсубъектный подход в анализе. «Школа развития», процесс интеграции теории объектных отношений и современной аналитической психологии. Концепция анализа как ритуала инициации. (32 часа)

Тело и соматизация.

Психосоматические проблемы. Нормальная и патологическая динамика либидо в процессе развития и в анализе. Пути возникновения проблемы. Роль раннего развития. Ранние психические стадии. Символика презентации пациента и ее изменение в процессе трансформации. Первичные и вторичные защитные механизмы. Психические защиты и психосоматическое переключение. Тело на сессии. Работа с психосоматикой, симптомы и диагноз. Стили оценки. Границы и трудности оценки. Противопоказания для анализа и динамической психотерапии. (16 часов)



Работа с текстами Юнга и постъюнгианцев

  1. Клинико-практический блок (288 часов)

Методология анализа

  • Аналитические отношения и Этический кодекс. Алхимия отношений аналитик – пациент. Личность аналитика, особенности в работе юнгианского аналитика, этические отношения, конфиденциальность, этический кодекс, отношения между коллегами в аналитическом сообществе. Учебный анализ, супервизии и интервизии. Феномен «профессионального выгорания» и его профилактика. (8 часов)

  • Процедурная работа. Формирование аналитического пространства, сеттинг. Первичная беседа, терапевтический контракт. Проблема границ в терапии. Аналитический ритуал. Аналитическая дистанция. Сопротивление в анализе. Прерывание, интервалы, окончание терапии. Деньги, использование кушетки. (8 часов)

  • Аналитический процесс. Основные цели и этапы юнгианского анализа. Регрессия, адаптация и индивидуация в терапевтическом процессе. Различия между психоанализом и аналитической психологией. (8 часов)

  • Символическая установка в анализе. Архетип и символ. Символическая функция. Символ и знак. Понятие имаготерапии. Психические образы как мост между субъектом и объектом. Особенности работы с метафорой. (8 часов)

  • Перенос и контрперенос. История и теория. Вопросы методики и техники. Разработки в области переноса. Юнг и перенос. Алхимия переноса и контрпереноса («Психология переноса», «Розариум»)). Тотальная или частичная включенность в перенос. Трудности контрпереноса. Проекция, интроекция, проективная идентификация. Мистическое соучастие, контейнирование, отыгрывание. (8 часов)

Техники работы с материалом бессознательного

  • Метод ассоциирования. Линейное и циркулярное ассоциирование. Понятие циркумамбуляции. Субъектные и объектные ассоциации. (4 часа)

  • Работа с фантазиями пациента. Теории фантазий. Классический психоаналитический подход к фантазиям. Диагностическое и терапевтическое значение фантазий. Схемы анализа и уровни интерпретаций фантазий. Ключевые Юнговские подходы к работе с фантазиями. (4 часа)

  • Интерпретация в аналитическом процессе. Понятие интерпретации, её виды (редуктивная, синтетическая, завершённая). Завершённая интерпретация, три уровня: прошлое, настоящее и будущее. Три пары противоположностей в подходе к интерпретации: субъектный и объектный уровень, проспективная и редуктивная интерпретация, интерпретация переноса и контрпереноса. Проблема экологичности: время и место интерпретации. Роль интуиции и эмпатии. (8 часов)

  • Метод амплификации. Возможности и ограничения метода. Амплификация как метод символической трансформации энергии и стимулирования трансцендентной функции. (8 часов)

  • Юнгианский анализ сказок. Сказки и мифы в аналитическом процессе. Подход М. Л. фон Франц и Х. Дикмана, К.П. Эстес. Сказки, раскрывающие внутренний мир травмы (Д. Кэлшед). Авторская сказка пациента. Сказки и личные жизненные сценарии. Связь архетипических и личных символов на материале сказок, мифов, литературы, кино. (16 часов)

  • Метод активного воображения. История метода. Принципы и стадии активного воображения. Способы организации работы с активным воображением. Отличие от медитации, фантазии и других трансовых состояний. Метод направленной визуализации. Основные темы, условия использования. Алхимическая символика фантазийного мира. Аналитическое и синтетическое толкование материала активного воображения. (8 часов)

  • Юнгианский подход к работе со сновидениями. Использование символики сновидений для диагностики проблем пациента. Принцип компенсации. Проявление личного и архетипического бессознательного. Сравнение различных психологических подходов к толкованию сновидений. Язык бессознательного. Типология и символика сновидений как значимых сообщений бессознательного. Анализ сновидений (объектный и субъектный уровни). Связь сновидений, личностного мифа и телесного симптома. Символика инициальных сновидений. Серии сновидений. Техники работы со сновидениями. (8 часов)

  • Арттерапевтические методы в аналитическом процессе. Мандалотерапия. (4 часа)

  • Песочная терапия. История метода: подход Доры Кальф. Принципы и способы организации терапевтического процесса. Особенности использования для детской терапии. (4 часа)

  • Другие методы. Юнгианская психодрама. Онейродрама. Аналитическая групповая психотерапия. Использование подходов аналитической терапии в телесной и танцевально-двигательной терапии. (8 часов)

Подход аналитической психологии к отдельным нозологическим единицам и типам личностных расстройств (аналитический диагноз и диагноз по DSM -4)

  • Классификация проблем пациентов. Диагностика. Постановка цели и планирование терапии. Первичные и вторичные механизмы защиты. (16 часов)

  • Уровни развития организации личности – невротический, пограничный, психотический. Особенности аналитической терапии с пациентами невротического уровня, пограничного и психотического. (16 часов)

  • Проявление защит и нарушений Самости в анализе. Первичная Самость, дезинтеграция и реинтеграция. Нарушение Эго в терминах подлинной и ложной Самости. Работы Н.Шварц-Саланта. (16 часов)

Обсуждение клинических случаев. Супервизии.

Клинические формы расстройств и подходы к их терапии. (120 часов)

  • Депрессивные и маниакальные расстройства личности. (8 часов)

  • Нарциссические расстройства личности. (8 часов)

  • Шизоидные расстройства личности. Шизофрения. (8 часов)

  • Параноидные расстройства личности. (8 часов)

  • Мазохистические расстройства личности. (8 часов)

  • Психопатические/пограничные расстройства личности. (8 часов)

  • Обсессивные и компульсивные расстройства личности. (8 часов)

  • Истерические расстройства личности. (8 часов)

  • Диссоциативные расстройства личности. (8 часов)

  • Различные виды аддикций. (8 часов)

  • Психосоматические расстройства. (8 часов)

  • Особенности работы со страхами, фобиями, тревогой и паническими расстройствами. ПТСР. (8 часов)

  • Особенности работы с пациентами нетрадиционной сексуальной ориентации (8 часов)

  • Работа с терминальными (умирающими) и неизлечимо больными пациентами. (8 часов)


Обсуждение клинических случаев. Супервизии. Работа с текстами Юнга и постъюнгианцев

Прикладные аспекты аналитической психологии(16 часов)

  • Отражение юнгианских идей в литературе, искусстве. Массовое сознание. Взгляд аналитической психологии на политику, рекламу и бизнес. Политическая Самость. (8 часов)

  • Сравнительные интерпретации случаев в межсистемном подходе различных методов глубинной терапии. (8часов)



Формы отчётности:

конспекты основных работ К.Г.Юнга



устный экзамен в конце курса, или тест

написание выпускной работы (объём около 20 листов), которая представляет из себя, либо творческое эссе по работам Юнга, либо анализ литературного произведения, кинофильма, проанализированного и проинтерпретированного в рамках теории аналитической психологии. Либо, что предпочтительнее написание кейса - описание клинического случая.