Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


6 Глава 1 История психодиагностики




страница1/30
Дата24.06.2018
Размер6.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Оглавление Предисловие 6 Глава 1 История психодиагностики. Введение Предыстория психодиагностики 8 Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 12 Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий 13 Умственные тесты Дж. Кеттелла 17 Вклад А. Бине в измерение интеллекта 19 Чарльз Спирмен и структура интеллекта 24 1.3. Психодиагностика в XX в 26 1.3.1. Развитие психодиагностики в периоде 1901 г. до конца 1920-х гг 26 Кризис 37 Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг 39 Развитие психодиагностики в 1940-е гг 50 Развитие психодиагностики в 1950-е гг 56 Развитие психодиагностики в 1960-е гг 63 Развитие психодиагностики в 1970-е гг 69 Развитие психодиагностики в 1980-е гг 73 Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77 Тестирование в образовании 81 Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 84 Заключение 95 Глава 2 Психодиагностика как наука Понятие психодиагностики 99 Предмет и структура психодиагностики 101 Психодиагностика и смежные направления исследований 105 Психодиагностика и дифференциальная психология .. 105 Психодиагностика и психометрия 106 Психодиагностика и психологическая оценка 107 2.4. Психодиагностический метод и диагностические подходы 108 2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112 Понятие теста. Виды тестов 113 Компьютеризированные и компьютерные тесты 114 Об «объективных» тестах личности 120 Адаптация зарубежных тестов 124 I 2.6. Психологический диагноз 126 ; 2.7. О диагностике черт личности и «измеренной индивидуальности» 131 2.8. Психодиагностический процесс 139 Этап сбора данных 139 Этап переработки и интерпретации 141 Этап принятия решения 143 2.9. Этика психодиагностического обследования 147 Заключение 148 Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста Определение количества заданий (спецификация теста).... 151 Разработка заданий г 153 Оформление теста 156 Пилотажное исследование , 157 3.5 Анализ заданий 158 Определение надежности теста 161 Факторный анализ 162 Валидность теста 166 Стандартизация теста 167 Заключение 176 Глава 4 Измерение интеллекта Подходы к определению интеллекта 178 Тесты для измерения интеллекта, их виды 181 Структура интеллекта 182 Иерархические теории структуры интеллекта 182 Модель интеллекта по Терстоуну 184 Модель интеллекта по Гилфорду 186 Модель интеллекта по Айзенку 188 Модель интеллекта по Кеттеллу 189 Модель интеллекта поСтернбергу 192 Концепция генерального фактора: вчера и сегодня 195 Распределение тестовых оценок интеллекта 196 Интеллект и наследственность 197 Интеллекти биологическая среда 209 Интеллект и половые различия 211 Интеллекти питание 212 Интеллект и социокультурная среда 215 Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 223 Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью их рождения 231 Интеллект: предпосылки и детерминанты 237 Интеллект и личность 248 Заключение 252 Глава 5 Личностные опросники Виды опросников, формы вопросов и представления результатов 255 Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258 5.2.1. Фальсификация и установки на ответы 258 Понимание вопросов и изменчивость ответов 262 Психометрический парадокс 265 Обобщенный анализ факторов, детерминирующих ответ 267 5.3. Личностные опросники и теории личности 276 Заключение 283 Глава 6 Проективная техника Предыстория проективной диагностики 285 Проекция: от феномена к принципу исследования 287 Проекция как психологический феномен 287 Проективная гипотеза и проективные методики, их виды 290 6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295 6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности 299 Бессознательное и проективные методики 308 Проективные методики или «объективные тесты» 315 О разработке проективных методик 318 Заключение 320 Литература 322 Алфавитный указатель 347 Приложение 351 История психодиагностики, Введение Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способно­сти к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большем количестве лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответ­ственно своим природным задаткам. Платон Жизнь — это серии тестов. Автор неизвестен Многолетняя традиция написания учебников и учебных пособий обязывает автора начинать с разъяснения предме­та той науки, основные достижения и проблемы которой он желает раскрыть читателю. Это вполне оправдано для тех областей науки, в которых в той или иной степени разрабо­тан понятийно-категориальный аппарат, сложились отно­сительно устойчивые представления о предмете и методе. В мировой психодиагностике, а уж тем более в отечествен­ной, по день нынешний происходит то, что можно уподо­бить процессу кристаллизации, несмотря на общепризнан­ность самостоятельности, независимости этого направле­ния исследований. Исходя из сказанного, а также будучи уверенным в том, что этот учебник по психодиагностике отнюдь не первая книга по психологии, оказавшаяся в ру­ках читателя, постараемся подойти к пониманию предмета (и метода) этой науки через ее историю. 1.1. Предыстория психодиагностики Ни одна наука не возникает внезапно, на пустом месте. Еще задолго до ее появления образуется совокупность идей, представлений и суждений, основанных на вековом челове­ческом опыте познания себя самого и окружающего мира. Концентрация тех знаний, которые позднее вобрала в себя психодиагностика, происходила во многих сферах челове­ческой жизнедеятельности. Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существу­ющих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязан­ностей между ее участниками исходя из их физических (и не только!) возмож­ностей. В Библии отражены способы диагностики по особенностям поведения. В Кни­ге Судей Бог советует полководцу Гедеону (Кн. Судей, 7:5-7), как нужно отби­рать воинов для битвы: Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной на­ род наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас... С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описа­ния множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 гг. до н. э.), в которой описываются «ти­пы», т. е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хва­стуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к опре­деленному типу и в конечном счете прогнозировать его поведение. Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития кото­рой: от типов темперамента Гиппократа — к Галену, который наделяет их нрав­ственными характеристиками; затем — к Канту, стремившемуся отделить свой­ства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким со­временным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями. История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств исполь­зования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения инди­видуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время сис­тема отбора охватывала разные «способности» — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий. Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древ­ней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме. В 413 г. до н. э. примерно 7000 уце­левших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были бро­шены в каменные карьеры возле Сиракуз: для многих из них жизнь и освобожде­ние из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида. Приведем еще один пример, относящийся к Древней Греции. Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную им школу допускал лишь тех, кто прошел через череду сложных испытаний. Он придавал особое зна- чение смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий учиться у Пифагора попадал (разумеется, не случайно) в разные экстремальные ситуации. Он должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство и ночью в страшной пещере, и выставленный на всеобщее осмеяние. Таким образом, стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с незапамятных времен. Конечно, не все индивидуальные различия (например, физические, физиологические) изучают­ся психологической наукой. Предметом ее интереса являются в первую очередь индивидуально-психологические различия. Разумеется, будет явным преувели­чением сказать, что в столь отдаленные от нас времена индивидуально-психоло­гические качества служили основой отбора людей для той или иной деятельно­сти. Однако, как ни парадоксально это звучит, именно тогда реализовался цело­стный подход, к которому мы стремимся и которого не можем достичь сегодня, глубоко «увязнув», например, в анализе взаимодействия физиологического и пси­хологического. Вместе с тем нельзя забывать о том, что эта целостность была след­ствием несовершенства знания о человеке. Индивидуально-психологические различия были как бы равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали основой для определения, скажем, при­годности к государственной деятельности или обучению. Кстати, как увидим да­лее, известная рядоположенность разного уровня проявлений индивидуальности реализовалась и в первых тестах, предложенных основателями научной психоди­агностики Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом (о них см. ниже). Надо «...отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспи­тания .У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого».1 Так отвечает Сократ на вопрос о том, каких правителей нужно выбирать для ого, чтобы государство было могущественным и процветающим. Вероятно, первым человеком, разработавшим нечто близкое тесту для измере-:ия ума, был испанский ученый Хуан Хуарт (1530-1589). Его книга, Ехатеп de ngenios, изданная в 1575 г., посвящена выявлению дарований у детей. Впослед-гвии эта книга переиздавалась 27 раз на разных европейских языках и латыни, лавными измерениями, индивидуальными различиями, которыми интересовал-я Хуарт, были понимание, память и воображение. Ближе к нашему времени, в конце XIX — начале XX в. широкую известность риобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология. Заслу-ивают они упоминания здесь потому, что объединяет их поиск средств диагно-^ики индивидуальных особенностей личности. В качестве примера достаточно >слаться на френологические изыскания, инициатором которых был австрий­ки анатом Ф. Галль. Ъатон. Соч.: В 3 т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - С. 347. Анна Анастази Родилась в 1908 г. в Нью-Йорке. В 1924 г. поступила в Барнард-кол­ледж, где через четыре года получила степень бакалавра. С 1928 г. — доктор философии (Колумбийский университет). Работала в Бар­нард-колледже, затем — в Нью-Йорке. Профессор психологии Выс­шей школы искусств и наук Фордхэмского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1971). Для нескольких поколений психологов имя Анастази — своего рода синоним пси­хологического тестирования. Ее книги знают все студенты, изуча­ющие психодиагностику. Неоднократно переизданное «Психологи­ческое тестирование» переведено на многие языки мира, в том чис­ле на русский. С точки зрения френологии развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, соответственно изучение его поверхности — путь познания индивидуаль­ных особенностей. На черепе были обнаружены «шишки», величина которых счи­талась связанной с развитием ума, характерологическими свойствами. Нечто по­добное, но на иной «теоретической» основе и другими «методами», существовало в физиогномике и графологии. Эти исследования, воплощая давнюю мечту чело­века о средствах диагностики индивидуальных особенностей, достаточно быстро утратили свой «научный» статус, но оставили после себя ряд идей, которые были реализованы позднее, а также стимулировали поиск в других направлениях. По свидетельству Анны Анастази (1982), первые исследования умственной отсталости, также начавшиеся в XIX в., отделение таковой от психических забо­леваний, сыграли свою роль в становлении психологического тестирования. В связи с этим невозможно не вспомнить исследования французских врачей Жана Эскироля (1772-1840) и Эдуарда Сегена (1812-1880). Заинтересованный в дифференциации умственной отсталости от психического заболевания, Эски­роль одним из первых вводит критерии их четкого разграничения, а также пред­лагает классификацию уровней умственной отсталости. Первоначально он попы­тался использовать физические критерии, в частности размер и строение черепа, но эти попытки не имели успеха. Позднее Эскироль сумел правильно установить тот факт, что особенности речевого развития индивидуума могли бы быть психо­логическими критериями для дифференциации уровней умственной отсталости (что и было использовано спустя полвека при разработке шкалы Бине—Симона). Эскироль никогда не пытался работать с больными детьми, он считал обучение лиц с умственной отсталостью пустой тратой времени. Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь на уже имевшийся к тому времени опыт обучения умственно отсталых детей, приходит к противопо­ложному выводу. Он полагает, что умственно отсталые индивидуумы могут до­стичь определенных результатов в своем развитии, и основывает в Париже для их обучения школу (ставшую в скором времени знаменитой). Психологи и педагоги со всего мира съезжались в эту школу, чтобы отдать дань восхищения результата­ми, достигнутыми детьми, которых учили под руководством Сегена. Для нас наи­более интересно то, что среди учебных приемов, которыми он пользовался, была так называемая доска Сегена, которая требовала от учащегося вставить с макси- мальной быстротой различные фигуры произвольной формы в соответствующие им по форме прорези на доске. Эта и другие методики, предложенные Сегеном, впоследствии разрабатывались как невербальные тесты интеллекта, а некоторы­ми из них продолжают пользоваться и в настоящее время. Как хорошо видно, жизнь все более настойчиво требовала создания объектив­ных инструментов для определения умственной отсталости. В таких инструмен­тах нуждалась и система образования в связи с проблемой отбора детей, которые не могли учиться в общеобразовательных школах. Тогда и были предприняты попытки создания наборов сенсомоторных тестов, результаты которых отлича­лись бы на различных уровнях развития умственных способностей. Вполне понятно, что для измерения индивидуальных различий необходимо располагать соответствующими математико-статистическими процедурами. Ос­новы психологической статистики закладывались в трудах бельгийского матема­тика Ламберта Кьютела. Он первым начал использовать статистические процеду­ры применительно к разного рода общественным явлениям, таким, например, как рождения людей, суициды, браки и т. п. Эта новая область была названа ее авто­ром моральной статистикой. Правда, Кьютел в изданной им в 1835 г. книге Sur L Нотте с известным скептицизмом писал о возможности приложения статиста--геского аппарата к психологическим переменным. 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование1 Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проник- ювением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея кван- ификации психологических наблюдений родилась достаточно давно, в 30-х гг. [IX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, ко- орый полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в остоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было вве- ено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, есте- гвоиспытателей и математиков тех лет начали обретать кровь и плоть лишь век тустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по :ихофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важ- зйшее направление исследований в экспериментальной психологии того време- л. Очень скоро психология попытается, и небезуспешно, говорить на «матема- гческом языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится к измерению шее сложных психических функций. В связи со сказанным интересно отметить, что стимулы к изучению индивиду-ьных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиоло-и и медицины. В 1816 г. Фридрих Бессель, астроном из Кенигсберга, прочел в десь и далее термином «психологическое тестирование», как это принято за рубежом, обозначает-1 то направление психологических исследований, которое связано с измерением индивидуальных азличий. 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 13 «Астрономическом журнале» о том, что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина его увольнения была в том, что он неоднократно отмечал время «паде­ния» звезд почти на секунду позже своего начальника. Заинтересовавшись этой историей, Бессель провел исследование и обнаружил заметную разницу между временем реакции на «падение» звезды у различных людей. Он предложил вычис­лять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами. Таким образом, астрономия в известном смысле побудила физиологов и психологов к изучению индивидуальных различий во времени реакции. Наиболее значительный вклад в направление, получившее название «менталь­ной хронометрии», внес голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889). Он пред­положил, что время, затрачиваемое на реакцию свыше определенной Гельмголь-цем скорости прохождения нервного импульса (определялась при раздражении участков нерва, отстоящих от мышцы на разных расстояниях), следует относить к психическим процессам. Он выделил несколько типов реакций. Реакция А — испытуемый знает, какой раздражитель будет воздействовать и какой реакцией нужно на него отвечать. Реакция В — на разные раздражители обследуемый отве­чает разными движениями. Реакция С — при предъявлении нескольких стимулов необходимо было реагировать только на один из них. Вычитая А из В (простая психическая реакция), Дондерс получал, как он предполагал, скорость таких пси­хических процессов, как выбор и представление. В том случае, когда из С вычита­лось А, получалось время различения, а при вычитании С из В — время выбора. Основным в этих исследованиях является то, что психическое становилось осо­бой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии. М. Г. Ярошевский (1976) высказывает мнение о том, что дифференциально-психологическое изучение человека не простое логическое развитие эксперимен­тальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в пер­вую очередь медицинской и педагогической, затем — индустриальной. С этим в какой-то мере следует согласиться, но необходимо помнить и о том, что экспери­ментальная психология не может быть противопоставлена психологии индивиду­альных различий. Процесс развития экспериментальной психологии, а сегодня это очень хорошо видно, неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем са­мым — к индивидуальным различиям. 1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест. Одна из основных целей Ф. Гальтона — измерение человеческих способностей. Основная проблема, интересующая этого ученого, — это наследование способно­стей. Будучи убежденным в том, что человеческая раса подвержена вырождению и нуждается в улучшении путем целенаправленного отбора, он стремится создать метод измерения способностей для селекции людей: «Психометрия, это необхо- Френсис Гальтон Родился в 1822 г. в Бирмингеме. Его детство прошло в богатой семье, все члены которой были увлечены наукой. Его мать была дочерью Эразма Дарвина, крупного ученого, приходившегося дедом Чарльзу Дарвину. Степень бакалавра Ф. Гальтон полу­чил в Кембриджском университете (1844) после несколько бес­системного изучения медицины, а затем математики. Получив большое наследство, был избавлен от необходимости заботить­ся о научной карьере. Предпринимает длительные путешест­вия, отчеты о которых и метеорологические наблюдения при­несли ему множество почетных званий, избрание в Королев­ское Общество и общественное признание. В начале 1860-х гг. его все больше начинают занимать вопросы наследования фи­зических особенностей и ума человека. Идея улучшения человеческой породы приво­дят Гальтона к психометрии или измерению ума, соответствующим психологическим и психофизиологическим исследованиям. Эмпирические исследования Гальтона осуще­ствлялись одновременно с развитием математико-статистического аппарата. Он от­крыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Непреходя­щее значение исследований Гальтона для психологической науки состоит в том, что благодаря его пионерским работам возникла наука об индивидуальных психологиче­ских различиях и их измерении. Умер Гальтон в 1911 г., своим завещанием обеспечив финансирование исследований в области биометрии и евгеники. цимо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока фе­номены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, эни не могут приобрести статус и достоинство науки»1. Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философ-;кого учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей ;енсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он формулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информа-1ия о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем юлее тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем боль-ие у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллек-уальной деятельности». Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологиче-кие приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает овые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприя-ия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до их пор и названы его именем. В 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского оборудова-ия, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил широкую публи-у с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посети-элей открытой им антропометрической лаборатории (Ф. Гальтон полагал антро-ометрию искусством измерять физические и умственные свойства людей), естирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были ада кисти и сила удара, острота зрения, объем легких, различение цветов, запо- lalton Fr. Psychometric Experiment. - Brain. - 1879. - V. 2. - P. 148-157. 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование ij минание объектов и др. После закрытия выставки в 1885 г. Ф. Гальтон перевез свою лабораторию в Музей Южного Кенсингтона и на протяжении шести лет про­вел измерения у 9000 человек. Особо следует отметить, что Ф. Гальтон оказался новатором и в области ста­тистических процедур в психологии, без которых невозможен анализ данных по индивидуальным различиям. В 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффи­циента корреляции (статья на основе доклада 1888 г. опубликована в следующем году). Он пишет: «Два изменчивых органа считаются коррелированными, когда изменение одного из них сопровождается, в общем, большим или меньшим изме­нением другого органа и в том же направлении. Так, длина руки считается корре­лированной с таковой ноги, потому что человек с длинной рукой имеет обычно длинную ногу, и наоборот». Гальтон вычислял коэффициент корреляции в антропометрии и в исследова­ниях наследственности. Статистическое изучение явления регрессии в наслед­ственности непосредственно связано с понятием корреляции: «Регрессия объяс­няется следующим образом. Ребенок частично наследует от своих родителей, ча­стично от своих предков. Говоря вообще, чем дальше назад идет его генеалогия, тем многочисленнее и разнообразнее становятся его предки, пока они не станут отличаться от группы людей, одинаковой по Численности, взятой из расы в целом. Средний рост их будет такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний». Это и есть открытый Гальтоном закон регрессии. Он также рассчитал, что если каж­дая особь наследует от обоих родителей половину своих особенностей, от двух дедов и двух бабок — одну четверть и т. д., то в результате получается убывающий ряд, сумма членов которого стремится быть равной единице. В этом суть закона наследования свойств предков потомками. Гальтон пытался понять наследствен­ность в свете корреляции и полагал, что семейное сходство — частный случай об­ширной области корреляции. Получается так, что наследственность есть корре­ляция между степенью родства и степенью сходства. Естественно, что он распро­странял этот закон и на наследование интеллекта. Хотя эти гальтоновские законы представляют сегодня лишь исторический интерес, тем не менее для своего вре­мени это были новаторские работы. Гальтон также ввел метод математического описания «огивы» (дуги), изображающей кривую Гаусса. Работами в этом направ­лении закладывался психометрический фундамент психодиагностики. Здесь уместно вспомнить о человеке, с которым Гальтон бок о бок работал дол­гие годы. Это Карл Пирсон (1857-1936), который был блестящим математиком и биографом Гальтона. Пирсон совершенствовал математический аппарат для вы­числения корреляции. В результате появился широко известный сегодня даже студентам коэффициент корреляции по Пирсону. Им также был разработан не­параметрический коэффициент rf-квадрат. Эти коэффициенты широко использу­ются в психодиагностических исследованиях, благодаря им устанавливается тра­диция использования количественных методов в разработке и применении пси­хологических тестов. Являясь создателем первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных (характерологических) особен­ностей. В 1884 г. Ф. Гальтон публикует статью «Измерение характера», в которой IО Глава 1. История психодиагностики. Введение отмечает необходимость изучения не только ума, но и прочих психических свойств: «Я считаю ненормальным, что искусство измерения умственных свойств достиг­ло высокого развития, тогда как занятия другими свойствами мало развиваются или просто не рассматриваются»1. Для измерения характера, имеющего, по мнению Ф. Гальтона, «нечто опреде­ленное и длительное», т. е. известное постоянство, предлагается использовать сфигмограф, аппарат Моссо для определения артериального давления, другие приборы. Точное измерение характера дает «статистика поведения каждого чело­века в малых ежедневных делах». Исследования Ф. Гальтона в этом направлении, хотя и незавершенные, стимулировали разработку инструментов измерения не­когнитивных свойств личности. Помимо прочего. Ф. Гальтон, изучая «ассоциации идей», оказался у истоков проективной техники диагностики личности (подробно об этом см. гл. 6). В 1878 г. — в Nineteenth Century, а в следующем году — в Brain Ф. Гальтон публи­кует результаты проведенных им ассоциативных экспериментов и высказывает соображения, оказавшиеся пророческими: «Мой метод состоит в том, чтобы на краткий период времени обеспечить свободную игру сознания до тех пор, пока через него не пройдет пара или около того мыслей, и тогда, пока следы или эхо этих мыслей еще медлит в мозгу, вернуть внимание к ним, сразу и полностью вновь пробудив их; задержать, исследовать их и точно зарегистрировать их явление». Первый опыт ученого проводился во время длительной прогулки. Он устано­вил, что за данный период времени его внимание привлекли 300 различных объек­тов (хотя он и не позволял себе «фантазирования»). Ф. Гальтон пишет о том, что ему удалось лишь самым «неопределенным» путем собрать те многочисленные «мысли», которые «прошли» в его сознании. Перед ним прошли фрагменты всей его жизни, множество прошлых событий. Спустя несколько дней опыт был повто­рен. Разнообразие мыслей также было велико, но многие из них повторялись. Для проверки природы ассоциаций и частоты их повторения предпринимается реша­ющий эксперимент. Был составлен список из 75 слов. Одно за другим Ф. Гальтон читал эти слова и ожидал, фиксируя время хронометром, пока не появятся две ассоциируемые с тем или иным словом мысли. Вторая ассоциация всегда исходи­ла из экспериментального слова, а не из первой, вызванной им ассоциации. Этот опыт повторялся четыре раза с интервалом в один месяц. Всего исследователь записал 505 «ассоциированных идей», на их образование потребовалось 560 се­кунд, в среднем их было около 46 в минуту, 29 мыслей повторялись в 4 опытах, 36 — в трех, 57 — в двух, 107 — только в одном опыте. В итоге Ф. Гальтон прихо­дит к следующим выводам: частота повторяющихся ассоциаций много выше ожидаемой: «Дух посто­ янно путешествует по знакомым дорогам, однако память не сохраняет впе­ чатлений от этих экскурсий»; ассоциации глубоко индивидуальны: «Измеримо видно, сколь невозможно вообще для двух взрослых людей сблизить свои умы до полного согласия»; Gallon Fr. Measurement of Character Fortnightly Review for August. - 1884. - V. 34. - P. 179-185. Джеймс Мак-Кин Кеттелл Родился в 1860 г. в Истоне (Пенсильвания). Бакалавр Лафай-етского колледжа (1880), доктор философии (Лейпцигский университет, 1886). Работал в качестве ассистента у В. Вундта (1883-1886). Обращается к изучению индивидуальных разли­чий под непосредственным влиянием Ф. Гальтона, встреча с которым произошла после того, как он покинул вундтовскую лабораторию. Первый в мире профессор психологии (Пен­сильванский университет, 1887-1891). Президент Американ­ской психологической ассоциации (1895). В 1917 г. уходит в отставку, не считая возможным отказаться от своих пацифист­ских взглядов. В этом же году основывает Американскую пси­хологическую корпорацию, которая становится первым изда­тельством тестов. С этого времени оставляет преподавание и научные исследования, но ведет активную издательскую и общественную деятель­ность вплоть до своей смерти, последовавшей в 1944 г. в Ланкастере (Пенсильвания). наиболее стойки ранние ассоциации, те, что связаны с детством; ассоциации чрезвычайно важны для изучения личности: «Было бы весьма поучительно опубликовать детальные отчеты. В этих отчетах с наибольшей полнотой и истинностью обнажились бы самые истоки таких мыслей инди­ вида, которые он вряд ли хотел бы раскрыть публично»; ассоциации теснейшим образом связаны с бессознательными процессами: «Они (опыты Ф. Гальтона. — Л. Б.) являются важным доводом в пользу су­ ществования более глубоких уровней психических операций, глубоко по­ гребенных под пластом сознания; эти операции помогают понять психиче­ ские феномены, которые никак иначе объяснить невозможно». Ф. Гальтон, увлеченный множеством других проблем (от метеорологии до ев­геники), позднее не возвращался к изучению ассоциаций, И все-таки именно ему принадлежит приоритет создания прообраза той техники исследования лично­сти, которая спустя четверть века будет возрождена К. Юнгом и М, Вертхеймером, а еще через 35 лет получит название проективной. Таким образом, работы великого англичанина сыграли решающую роль в ста­новлении и формировании английской школы изучения интеллекта, его пионер­скими исследованиями были созданы и предпосылки для появления тестов лич­ности. В основе современной психодиагностики лежат идеи и труды Френсиса Гальтона, лозунгом жизни которого были слова: «Считай все, что можешь счи­тать!» 1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелл а Исследования Ф. Гальтона, его тесты привлекли внимание ученых-психологов разных стран, у него появились ученики и последователи. Одним из наиболее из­вестных приверженцев гальтоновских идей и методов измерения индивидуаль­ных различий являлся американский ученый Джеймс Мак-Кин Кеттелл, Разочаровавшись в вундтовской экспериментальной психологии, для которой было характерно неприятие проблемы ДДДДД^аЛЖЬЦиЩадичий, Дж. Ктрм ч, во многом благодаря Ф. ГальтонуГот изуче^ в>е|яени(реЖк©1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

  • Глава 2 Психодиагностика как наука
  • Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста
  • Глава 4 Измерение интеллекта
  • Глава 5 Личностные опросники
  • Глава 6 Проективная техника
  • Литература 322 Алфавитный указатель 347 Приложение 351 История психодиагностики, Введение
  • 1.1. Предыстория психодиагностики
  • 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 1
  • Френсис Гальтон