Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


5 Эссе (С9) Слово «эссе» произошло от латинского «взвешивание» ив переводе с французского означает опыт, проба, попытка, набросок




Скачать 452.81 Kb.
страница1/3
Дата30.06.2017
Размер452.81 Kb.
  1   2   3
5.6. Эссе (С9)
Слово «эссе» произошло от латинского «взвешивание» и в переводе с французского означает опыт, проба, попытка, набросок. Словари определяют эссе как: 1) жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением, ориентированным на разговорную речь; 2) прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные. Общими признаками эссе признаются: наличие конкретной темы, проблемы или вопроса; личностный характер восприятия и осмысления проблемы; небольшой объем; свободная композиция; непринужденность и доступность повествования; часто парадоксальность изложения мыслей; смысловое единство; открытость, незавершенность.

Выделяют различные формы эссе: тематически – философские, литературно-критические, исторические, духовно-религиозные и др.; по литературной форме – рецензии, заметки, письма и др.; по композиции – описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.

Эссе по обществознанию – скорее рассуждение на заданную тему, по конкретной проблеме одной из базовых обществоведческих наук. Выпускник, абитуриент должен кратко изложить собственный взгляд на проблему и обосновать его, уместно используя факты общественной жизни, обществоведческую терминологию, опираясь на собственные теоретические знания и умение соотносить их с общественной практикой. Предполагается, что автор эссе по обществознанию: знает основные обществоведческие термины и умеет правильно их использовать; умеет характеризовать социальные объекты и процессы, сравнивать социальные объекты; может объяснить социальные явления и процессы, их устойчивые существенные связи, выявить причинно-следственные отношения между ними; способен приводить собственные примеры, поясняющие социальные процессы и явления, аргументированно раскрыть теоретические положения на соответствующих фактах; в состоянии дать оценку социальных объектов и процессов.

Эссе по обществознанию оценивается на основе определённых критериев.

Определяющим критерием при проверке эссе является критерий К1. В том случае, если выпускник не раскрыл смысл высказывания (темы эссе) в принципе или раскрыл его неверно, не смог обозначить поставленную автором проблему (выдвинутую тему), эксперт должен выставить по критерию К1 0 баллов. В этом случае дальнейшая проверка эссе не осуществляется. По другим критериям (К2, К3) также выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа




Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представление о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

1

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).

ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.



0

К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов




Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.



3




При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.



2




Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.



1




Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.



0




Максимальный балл

5

Учитывая представленные критерии оценивания работы, можно предложить ряд общих кратких рекомендаций для написания эссе:

1. Прежде всего, следует внимательно прочесть инструкцию к заданию С9.

Она выглядит примерно следующим образом: «Выберите одно из предложенных высказываний. Раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции, занятой автором. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и свой жизненный опыт».

2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из следующего: предпочтительным является материал наиболее хорошо усвоенной вами темы, уверенное владение соответствующей терминологией, способность подобрать убедительные аргументы для возможных утверждений. Для облегчения работы при подготовке можно специализироваться на 1-2 направлениях, например, социологии и социальной психологии.

3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С8 на одной стороне бланка №2, а С9 – на другой при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. При необходимости, выдаются дополнительные листы.

4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С9.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т. Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

5. Интерпретация, т.е. истолкование цитаты. Прежде всего, нужно объяснить, как следует понимать высказанную в цитате мысль с точки зрения той общественной науки, к которой цитата отнесена. Это позволит вам и проверяющему чётко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займёт несколько предложений. Упомяните, кем являлся цитируемый, если вам это известно. Неправильное понимание цитаты может привести к наложению запрета на дальнейшую проверку работы.

6. Далее следует выразить своё отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы займет также два-три предложения.

7. Теоретическая аргументация. Основная часть работы – ваше рассуждение с применением знаний по курсу. Теоретическое рассуждение обычно состоит из выдвижения каких-либо предположений (тезисов) и их обоснования. Иногда авторы в своей работе выбирают другую направленность: сначала приводят ряд примеров, затем обобщают их. При этом рекомендуется уместно использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически. Два-три основных из них следует расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Не нужно чрезмерно увлекаться толкованием понятий и превращать эссе в словарь. Напомним ещё раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

8. Фактическая аргументация. Рассуждение должно подкрепляться фактическими аргументами. В качестве фактических аргументов могут применяться факты из общественной жизни, научной практики, публицистики, примеры из художественной литературы. Можно использовать и бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, общественной жизни или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

9. Многоаспектность проблемы (темы). Что такое аспект? Аспект – точка зрения, с которой рассматривается какое-либо понятие, явление, перспектива. В нашем случае речь идет о социальных явлениях, процессах. Их многоаспектность связана с тем, что любое социальное явление, событие, процесс, социальный объект могут рассматриваться с разных точек зрения, позиций: правовой, социально-психологической, политической, психологической и пр. Например, проблема низкой рождаемости может рассматриваться с научной точки зрения (как научная проблема), социальной (как проблема, влияющая на развитие общества в целом), с экономической (как фактор потери ресурсов), с позиции стратегической безопасности страны (как фактор утраты контроля за огромной территорией страны). Помимо этого универсального подхода возможно рассмотрение темы и с точки зрения интересов различных социальных групп, людей, стран. Многое в выборе принципа рассмотрения многоаспектности проблемы зависит от самой темы. Можно сказать, что истолкование понятия многоаспектности иногда диктуется самим материалом. При рассмотрении различных аспектов темы не следует чрезмерно увлекаться, иначе экономическая тема может незаметно трансформироваться в политологическую или правовую.

10. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает своё понимание высказанной мысли. Только не нужно повторять уже сказанное. Вывод должен подтверждать справедливость рассуждения, но не механически дублировать слова цитируемого или автора эссе. В крайнем случае, следует хотя бы перефразировать сказанное выше в одном-двух предложениях. Вывод может «рисовать» перспективу, «оптимистично» обещать и другие проблемы, давать оценку и пр. После этого работу можно считать логически завершенной.

11. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов, критериям. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

В эссе можно выделить три раздела с соответствующими компонентами:

1. Введение, включающее такие элементы, как определение темы, интерпретация цитаты, выражение согласия или несогласия с цитируемым.

2. Основная часть: теоретическое рассуждение о многоаспектной проблеме с приведением фактического материала как аргументации тезисов.

3. Заключение.

Остановимся подробнее на отдельных этапах работы.
1. Введение.
Для того, чтобы определить тему, необходимо задаться вопросом: «О чем идет речь?», – принимая во внимание и то, к какой науке имеет отношение высказывание.

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» (М. Ганди, философия)

Определим тему. На первый взгляд, кажется, что речь идет о противоречии между человеческими потребностями и ограниченным характером ресурсов. Но цитата относится не к экономике, а к философии. Следовательно, мы должны рассуждать не столько о наших потребностях, сколько о нашем отношении к этим потребностям, о понимании человеком своего места в природе, о соотношении потребностей духовных и материальных, о возможных направлениях развития общественных интересов.

Что касается начала работы, то существуют шаблоны, позволяющие не тратить время на обдумывание первого предложения. В конце концов, не так важно, с какой фразы вы начнете работу, гораздо важнее, как вы будете развивать свое эссе. Иногда первая фраза заключает отношение к выраженной в цитате мысли:

Нельзя не согласиться…;

– Широкий простор для мысли открывает высказывание… ;

– Не могу полностью разделить позицию…;

– Я полностью согласен с мнением…;

– Как верно заметил… и т.п.

1) Допустим, мы согласны с М. Ганди. В этом случае начало эссе могло бы выглядеть примерно так:

Известный общественный деятель Индии Махатма Ганди сказал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». Я вполне разделяю позицию цитируемого, считавшего, что возможность удовлетворения человеческих потребностей зависит не столько от наличия ресурсов, сколько от отношения человека к своим потребностям.

Приведем еще несколько примеров.

2) «Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай (К. Гельвеций, социальная психология).

Разумеется, французский философ-материалист 18 века К. Гельвеций прав, утверждая, что на формирование человека, на его социализацию огромное влияние оказывает окружающая среда, в которой он воспитывался и живёт. Эту среду составляют и предметы, и жизненные ситуации, в которые человек попадает. Я разделяю мнение Гельвеция и вот почему…

3) «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком» (Р. Хейлбронер, экономика).

Не буду спорить и соглашусь с американским учёным-экономистом Хейлбронером, отмечающим видимое противоречие в личной и общественной сторонах рыночной модели экономики. Действительно, в условиях рынка каждый производитель и потребитель вольны самостоятельно определять направление собственной экономической деятельности и своего поведения. Но эта свобода относительна, поскольку рыночное хозяйство развивается по своим жёстким законам, не терпящим произвола и анархии…

4) «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп).

Вряд ли кто-то, в том числе и я, не согласится с высказыванием наследственного американского предпринимателя Дональда Трампа о том, что наиболее лёгким путем на вершину социальной пирамиды является удачное рождение. Действительно, семья, в отличие от других социальных лифтов, предполагает наименьшие усилия для достижения элитарного положения в обществе…

5) «Народ, лишённый искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией» (И.А. Ильин, политология).

Я нисколько не сомневаюсь в правоте мысли известного русского философа Ивана Ильина. Что приводит к анархии? Общественная активность, не подкреплённая политическими знаниями и осознанием общественных интересов. А что ведёт к деспотии? Отсутствие политической воли и способности проявить социальную активность даже при наличии политического сознания. А от анархии до деспотии один шаг. Итак, народ, лишённый политического искусства свободы, политической культуры в любом случает становится игрушкой в руках политических деспотов…
2. Основная часть.
Основная часть эссе включает собственно рассуждение с использованием обществоведческих знаний и уместным употреблением соответствующей терминологии, а также подкрепление своих рассуждений корректными примерами-аргументами из общественно-политической жизни на теоретическом уровне. Разумеется, термины могут использоваться и во введении, и в заключении, но только основная часть позволяет раскрыть содержание некоторых из них уже в силу своего большого объема. Что касается примеров-аргументов, то использование хорошего примера возможно в разных темах по той простой причине, что общественное развитие многогранно и любое социальное явление может быть рассмотрено с различных позиций. Например, получившее в последние годы широкое распространение такое явление как морское пиратство может быть рассмотрено с позиций международного права, как политическая проблема, требующая взаимодействия заинтересованных стран, как негативное явление, препятствующее развитию мировой экономики, как нравственная, философская проблема. Разумеется, не любой пример уместно широко использовать, но подобрать и отработать несколько таких универсальных примеров можно.

Нельзя забывать и о многоаспектности проблемы. Тему следует рассмотреть с 2-3 позиций. И обязательно должно звучать само слово «аспект».

Для самоконтроля за использованием обществоведческой терминологии можно предложить следующий прием. Сделайте себе простую «шпаргалку», записав основные термины, относящиеся к разным разделам, и проверяйте их на наличие в вашем эссе; критерии из демоверсии КИМ. Для этого понадобится используемый с двух сторон листок обычного формата, разделённый на три колонки с каждой стороны с темами: философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Листок необязательно нести на экзамен, можно просто выучить его содержание.

Жанр эссе позволяет экзаменующемуся в наиболее полной мере показать себя думающим, рассуждающим человеком, владеющим обществоведческими знаниями и способным связывать знание теоретического курса с практикой общественной жизни.


3. Заключение.
В заключении обобщаются и утверждаются мысли, изложенные в основной части. Это придает эссе логическую завершённость, выражает полноту выполнения задания. Обычно заключение начинается со стандартной фразы:

Итак, Дональд Трамп был вполне прав, утверждая…;

Таким образом, политическая культура действительно является необходимым условием развития демократии…;

В заключение хотелось бы отметить… и пр.

Разумеется, «сочинительство» не всем дается легко, к работе над эссе необходимо готовиться, отрабатывать необходимые умения. Не сразу всё будет получаться гладко, и это следует иметь в виду. На первых порах не грех поработать над одним сочинением и неделю. Напишите черновик, через день прочтите работу, проверьте правильность выполнения всех требований, подумайте, как её улучшить, какие ещё привести аргументы. Дайте почитать эссе родителям, друзьям и пусть они выскажут свое мнение. Снова вернитесь к написанному эссе, при необходимости еще раз перепишите его. Лучше досконально разобраться в одной теме, чем написать несколько никчёмных «писулек». Со временем навык работы над сочинением-рассуждением будет отшлифован, работа над ним будет более результативной, будет занимать всё меньше времени, и вы с успехом сдадите экзамен.

Некоторые абитуриенты выбирают такой способ повышения эффективности тренировки по написанию эссе, как специализация. При этом выбирается два направления, в котором абитуриент чувствует себя уверенно, например, политология и правоведение, и пишет сочинения только по этим темам. Это позволяет отработать стандартные аргументы и тезисы. Так работать конечно скучновато, но на экзамене вы всё равно будете писать одно эссе, а не несколько.

Каковы основные ошибки, допускаемы при написании эссе? Это:

1) несоответствие содержания и терминологии выбранной теме, когда абитуриент в своем рассуждении «скатывается» с социологии на социальную психологию, с политологии на правоведение и т.д.;

2) непонимание экзаменующимся смысла высказывания, что расценивается как отсутствие работы и оценивается в ноль баллов;

3) неумение логически рассуждать;

4) отсутствие многоплановости в рассуждении (многоаспектности рассмотрения темы);

5) использование примеров исключительного бытового характера, неумение соединить теорию с жизнью, расплывчатый, недоказательный характер аргументов;

6) отсутствие у выпускника чётко выраженного отношения в поднимаемой проблеме;

7) отсутствие чёткой логической структуры эссе, «скачки» мысли по сочинению;

8) чрезмерное увлечение истолкованием терминологии, превращение сочинения в мини-словарь, либо просто нагромождение сверх всякой меры обществоведческих терминов.


Тренинг по интерпретации тем эссе
Попробуйте интерпретировать (истолковать) и запишите данные темы. Далее предлагаются готовые примерные варианты их интерпретации. Это не значит, что вы должны толковать темы так же. Главное, верно предположить, что в контексте темы хотел сказать автор.

1. Философия
1) «Человечество, как оказалось, не способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить их все» (Д. Джеролд).

2) «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» (М. Ганди).

3) «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

4) «Цивилизация – не удовлетворение потребностей, а их преумножение» (В. Гжещик).

5) «Прогресс есть замена одних неприятностей другими» (X. Эллис).

6) «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).

7) «Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).

8) «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин).

9) «Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен).

10) «Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер).



2. Социальная психология

1) «...Все люди нуждаются друг в друге, и... вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут её от вас» (Д. Дидро).

2) «Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

3) «Справедливость наших суждений и наших поступков – не более как удачное совпадение наших интересов с общественными» (К. Гельвеций).

4) «Понимание всегда есть нечто большее, чем просто воспроизведение чужого мнения» (Г.-Г. Гадамер).

5) «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь» (Э. Киссирер).

6) «Поведение – это зеркало, в котором каждый доказывает свой истинный облик» (И. Гете).

7) «Заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда» (К. Гельвеции).

8) «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).

9) «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба» (Д. Карнеги).

10) «Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).

  1   2   3

  • Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы К1
  • Тренинг по интерпретации тем эссе
  • 2. Социальная психология