Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


4 «В» Тип: урок нового материала Тема: Анализ лирических стихотворений Н. А. Заболоцкого "Весна в лесу" и «Лебедь в зоопарке»




Дата26.05.2017
Размер88.5 Kb.
ТипУрок
Учитель: Петлюра Вера Николлаевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 «В»

Тип: урок нового материала

Тема: Анализ лирических стихотворений Н.А.Заболоцкого “Весна в лесу” и «Лебедь в зоопарке»

Цели:

1. Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка.

2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.

3. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой; уверенность в своих силах.



Оборудование: А.Вивальди «Весна», «Зима»; толковый словарь Ожегова, ватман, фломастеры, презентация биографии Н.А.Заболоцкого, презентация стихотворения «Весна в лесу», презентация стихотворения «Лебедь в зоопарке», диски по предметам: «Литературное чтение 4 класс». «Интерактивные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт.)



Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся слайд1 (На слайде - яркое лучистое солнышко)

- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее!



А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно.



II. Обращение к эпиграфу.

- Кто такой Декарт? (Французский философ, математик, физик, физиолог.)

- Как вы понимаете это высказывание Декарта?

Сегодня на уроке мы будем учиться думать.



III. Знакомство с биографией Н.А. Заболоцкого.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями Николая Алексеевича Заболоцкого. Но начнём урок со знакомства с биографией поэта.



Презентация биографии поэта.

IV. Погружение в урок.

- Какое время года сейчас на дворе? Весна.

- Как вы можете доказать, ведь кругом лежит снег?

- Отличается ли весенний снег от зимнего? Чем?



Выберите слова на доске, которые характеризуют весенний снег: последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, свежий, пушистый, серебристый, мягкий, серый, рыхлый, белый.

- Послушайте отрывки из двух произведений (А.Вивальди «Зима» и А.Вивальди «Весна») и скажите, какая музыка больше подойдёт ко времени года «весна»? Почему?



Звучит музыка А. Вивальди «Весна»

Закрыли глаза.

-Вспомним красавицу весну, которая стучится в окно и гонит зиму вон. Ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах. Запах чего? высказывания детей.

( талого снега, влажной земли, свежего ветра)

V. Сообщение цели урока.

На смену холодной зиме приходит весна. (На доске появляется название темы “Весна в лесу”). Сейчас мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года. И поможет нам в этом стихотворение Н.А.Заболоцкого “Весна в лесу”.



Знакомство с произведением и его анализ.

- Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Весна в лесу».

Презентация стихотворения (читает ученица Григоренко Лидия)

- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение? (Работа с таблицами «Словарь чувств и эмоций»)



Групповая работа.

- Прочитайте стихотворение ещё раз и отметьте непонятные слова.



- Найдите непонятные слова в словаре и поясните всем их значение (Работа с толковым словарём).

- Какие литературные средства использует автор при описании весны? (Олицетворение, сравнение).

- Какие образы-сравнения придумал Николай Алексеевич Заболоцкий, чтобы рассказать о весне?

Он сравнивает весенние дни с лабораторией, в которой растения и животные, словно колбочки, в которых кипит солнечная энергия. Весна представляется поэту наполненной сказками, чудесами. Поэтому животные у него поют, играют, занимаются важными делами.

( природа – лаборатория, маленькое растеньице – колбочка живая, грач – химик или врач, поле – тетрадка, глухарь – невидимый дикарь, зайцы – маленькие ребятки)

- Какие образы – олицетворения использует поэт, чтобы рассказать о весне?

(Пламенеет солнца лик; Солнце невольно улыбается на лесные чудеса)

- Чем заняты в весеннюю пору обитатели леса – растения и животные?



(растения пробуждаются от зимнего сна, в них начинает кипеть солнечная влага, грачи собирают на полях червяков для своих деток, в глуши леса начинают петь глухари, зайцы водят хороводы под осинами на кочках)

-Почему всё живое радуется наступлению весны?



(становится тепло, растения пробуждаются от зимнего сна, птицы начинают строить гнёзда и выводить потомство, появляется пища для животных)

- Определите рифму стихотворения «Весна в лесу»



(перекрёстная)

Повторное чтение по строфам: расстановка пауз, определение тона и темпа, выделение логических ударений.

(Дети читают, интонационно выделяя паузы и делая логические ударения.)

- Какие чувства поэта необходимо передать при чтении?

При чтении необходимо передать чувства поэта: восхищение, удивление, нежность.
VI. Самостоятельная работа в тетрадях (по группам)
Физминутка.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Николая Алексеевича Заболоцкого - «Лебедь в зоопарке».
VII. Самостоятельное чтение стихотворения.

Беседа по выявлению первичного восприятия:
- Скажите, похоже ли это стихотворение на предыдущее?

(Да, похоже, так как в нём тоже говорится о приходе весны)

- Почему это стихотворение нужно читать плавно, неторопливо?



(чтобы подчеркнуть плавность движений лебедя, неторопливость скольжения по воде)

- После прочтения произведения возникает ли перед вами образ лебедя?

- Опишите, каким вы себе представляете лебедя.

-Лебедь в стихотворении Заболоцкого — воплощение …чего? (красоты).

- Восхищение этой красотой передаётся перифразами (т.е. выражениями, описательно передающими смысл другого выражения или слова): “красавица, дева”, “белоснежное диво”, “крылатое диво”, “животное, полное грёз”.

- И тут же — дикарка. Как это понять? (высказывания детей)

- Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении. Сразу вспоминаются картина Михаила Врубеля “Царевна-лебедь” и слова из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: “Лебедь белая плывёт”, создавшие сказочный образ лебедя.

- И А.С. Пушкин, и Н.Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчёркивающую сказочность, поэтичность образа.

-Образ лебеди-красавицы создаётся множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты. Какие?

(высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением белизны и света, подчёркивающие светоносность образа: белоснежное диво, светлое сияние, над белым изгибом спины)

-Это же значение подчёркивается сравнением, которое, в свою очередь, входит в метафору: “мантия снега белей”. Метафорически представлены глаза: “и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.

-Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Не случайно дважды подчёркнута эта высота образа эпитетом “высокая лебедь” и сравнением: “И вся она, как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

-Вместе с автором мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, как “светлое льётся сиянье”. Как же поэту удаётся нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод?

-Прежде всего — благодаря точному подбору слов. Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имён существительных, тем самым создаётся впечатление реальности происходящего. Сочетание согласных “л”, “н” создаёт сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

-Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства — показывает картину земного мира, в звуках — передаёт музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.

-Также обратим внимание на перифраз “крылатое диво”. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта. Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира — символ высокой поэзии. Петь “о счастье весны” — значит о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.

-Во второй части стихотворения (с.96) представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передаётся звуковым строем следующей же, пятой строфы:

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,
Истошно
кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

-Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.

-Контраст даётся и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными — как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж, громоздя на этаж.

-Лебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

- А сейчас стихотворение Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» нам прочитает Юля Борулько. (Презентация стихотворения.)

VIII. Задание по группам

Распределение по группам в зависимости от выбора задания.



  1. Составить кроссворд по стихотворению “Весна в лесу”. 4-5 слов.

  2. Составить кроссворд по стихотворению «Лебедь в зоопарке» 4-5 слов.

  3. Сочинить своё стихотворение о весне.

  4. Дать характеристику весны, используя слова из стихотворения. (Любое стихотворение).

IX. Рефлексия.

- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?

- Продолжите мои предложения (слайд 9:на слайде начала предложений, учащиеся продолжают их, делясь впечатлениями об уроке)

- Меня удивило…

- Мне пришлось по душе….

- Меня поразило…

- Мне кажется, что….

X. Итог урока

- С творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке? (Николая Алексеевича Заболоцкого)

- Какие стихотворения анализировали и учились читать? (стихотворения «Весна в лесу» и «Лебедь в зоопарке»)

- Вот и подошел к концу наш урок. Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

Оценки (комментирование)



XI. Домашнее задание: выучить наизусть и уметь выразительно прочитать одно из стихотворений (по выбору)