Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


4. творчество м. Ю. Лермонтова




Дата05.07.2017
Размер89.1 Kb.
Тест 4. ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Вариант I
1. Стихотворение «На смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой гос-
подствует скорбь по поводу гибели А. С. Пушкина, а во второй — гнев по адресу убийцы.
Как можно определить жанр каждой части:

а) элегия; в) эпиграмма;

б) эпитафия; г) памфлет?

2. Какие из стихотворений Лермонтова можно отнести к теме родины:

«Молитва»; «Бородино»; «Когда волнуется желтеющая нива»; «Дума»; «Родина»; «И скучно, и грустно»; «Пророк»; «Жалобы турка»; «Прощай, немытая Россия»; «Тучи»?

3. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворе-


ния и поэмы Лермонтова (романтический, реалистический):

  • «Мцыри», «Демон», «Что толку жить»;

  • «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание»?

4. Соотнесите название стихотворения и его жанр:

а) «Перчатка»; 1) элегия;

б) «Родина»; 2) баллада;

в) «Наполеон»; 3) послание;

г) «Бородино»; 4) дума;

д) «Н.Ф. Ивановой»; 5) сюжетное стихотворение.



5. С какой целью М.Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения «Ге-
роя...»:

  • дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека;

  • стремление к оригинальности;

  • для того чтобы пробудить интерес читателя к герою;

  • постепенное — от «внешнего к внутреннему» - раскрытие характера главного героя?

6. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Мак-
симом Максимовичем ? Он:

  • не наблюдателен;

  • не способен к обобщениям;

  • не мог быть объективен в описании внешности Печорина;

  • слишком прост, не может понять Печорина, так как тот — человек другого круга?

7. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки («Солнце казалось мне тускло,
лучи его меня не грели...»; «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой
теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то слад-
кое томление...»):

  • изображение красоты Кавказа;

  • углубление характеристики героя;

  • изменение душевного состояния героя;

  • плавное развитие сюжета?

  1. Г.М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».

    • Как вы понимаете мысль о том, что «Печорин одновременно актёр и режиссёр своей жизненной драмы»? Согласны вы с нею?

    • Какаие по жанру пьесы поставил Печорин и сыграл в них «главную роль»? Есть ли среди них комедия, драма, трагедия, фарс?

    • Какая из поставленных и сыгранных Печориным пьес ему больше всего уда­лась? В какой из ролей он показывает своё истинное лицо?

9. В. Котельникова считает, что в «Герое...» Печорин намеренно помещен в «излюблен-
ные места действия романтических стихотворений Лермонтова».


  • В каких местах происходит действие романа «Герой нашего времени»? Могли бы вы назвать их романтическими? Почему?

  • В каких стихах Лермонтова встречаются эти же места?

  • О чем свидетельствует отмеченный исследователем факт?

10. И.А. Гурвич утверждает, что Печорин, «пишущий» журнал, «предельно искренен, до-
ходя до запретных откровений, до признаний цинического свойства; это обнажает кон-
трасты его характера, крайности его нравственного облика»


  • Действительно ли Печорин в своем журнале «предельно искренен»?

  • Встречали ли вы в романе «запретные откровения», «признания цинического свойства»? Если да, приведите примеры.

  • Что вы понимаете под «крайностями» нравственного облика героя? Проил­люстрируйте примерами из биографии Печорина.

11. Исследовательница Е.Н. Михайлова утверждает: «В натуре Печорина столько скры-
той способности чувствовать и увлекаться, что «игра», разгораясь все дальше, то и дело
задевает за эти подлинные стороны его существа».


  • Действительно ли в Печорине скрыта способность «чувствовать и увлекать­ся»? В каких эпизодах романа она проявляется наиболее ярко?

  • О какой «игре» говорится? Разве может «игра» задевать «подлинные стороны» человеческого существа?

12. «Максим Максимыч — диаметральная ему противоположность. Ничто так не чуждо
бесхитростному штабс-капитану, как критицизм мысли, анализирующей явления, под-
вергающей их испытанию и оценке. Его отношение к жизни наивно, бессознательно,
стихийно. Но в структуре повествования он занимает то же место, что и Печорин»
(В.М. Маркович).


  • В чем, на ваш взгляд, проявляется то, что Максиму Максимычу чужд «крити­цизм мысли»?

  • Согласны ли вы с тем, что отношение Максима Максимыча к жизни «наивно, бессознательно, стихийно»? Обоснуйте ответ.

  • Верно ли, что Максим Максимыч занимает в романе «то же место, что и Пе­чорин»?

13. Исследователь К.Н. Григорьян пишет: «В «Герое нашего времени» Грушницкий про-
тивостоит Печорину не только по своей жизненной позиции, но
ив плане эстетическом.
В лице Грушницкого автор разоблачал ложную романтику, мнимый идеализм типов, ко-
торые охотно драпируются в романтическую одежду, но которые по натуре враждебны
истинному романтизму».


  • Что вы понимаете под «истинным романтизмом» относительно персонажа литературного произведения?

  • Можете вы согласиться с тем, что в лице Грушницкого Лермонтов «разобла­чил ложную романтику»? Обоснуйте ответ.

  • Как в романе показано то, что Грушнщкий «драпируется в красивую роман­тическую одежду»?

14. Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: «Это то же самое преувели-
ченное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних
иностранных романах. Такие романы портят характер…»
Вариант II

1. Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами твор-

чества А. С. Пушкина:



  • мотив одиночества;

  • тема Родины;

  • историческая тема;

  • мотив изгнанничества;

  • тема поэта и поэзии;

  • мотив обманчивости красоты?

2. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:

  • «В пространстве брошенных светил»;

  • «Под ним Казбек, как грань алмаза».

3. Какой композиционный приём использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Как ча-
сто, пестрою толпою окружен...»:

  • сопоставление;

  • повтор;

  • противопоставление;

  • обрамление?

4. Кому посвящен цикл любовных стихотворений, написанных М.Ю. Лермонтовым в 1830—

1832 гг.:



  • В. Лопухиной;

  • Е. Сушковой;

  • Н. Ивановой;

  • А. Столыпиной?

5. Расположите главы романа в хронологическом порядке:

  • «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печо­рина, «Княжна Мэри», «Тамань»;

  • «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фата­лист», «Княжна Мэри», «Бэла»;

  • «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», пре­дисловие к журналу Печорина;

• «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань»,

«княжна Мэри», «Фаталист».

6. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:


  • Ф. Шиллера «Коварство и любовь»;

  • А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов»;

  • В. Скотта «Шотландские пуритане»;

  • Дж. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»;

  • Мюссе «Исповедь сына века»?

7. «...Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и
жизнь Печорина» (Г.М. Фридлендер).

  • Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль об­ращением к тексту «Героя нашего времени».

  • Прокомментируйте мысль критика о «дробности» жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте ответ.

8. «Лермонтов сближает Печорина с могучей и великолепной стихией Кавказа так же,
как сближал с нею своего лирического героя, как породнил с этой стихией Мцыри»
(В. Котельникова).

- Как показана в романе Лермонтова «могучая и великолепная стихия Кавказа»?



  • Можете вы «огласиться с тем, что писатель «сближает» своего героя с этой стихией? Обоснуйте свой ответ.

  • Действительно ли Печорин и Мцыри – близкие друг другу по духу герои? В чём вы это заметили и как это характеризует Печорина?

9. Критик А. Григорьев, отвергая бытовавшее мнение о «комедийности» характера Пе-
чорина, писал: «...основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уж
не смешны».


  • Можете вы согласиться с тем, что основы характера Печорина страшны? Если да, то в чем вы это увидели?

  • Вы согласны с тем, что в характере героя нет ничего смешного? Аргументи­руйте ответ.

10. Е.Н. Михайлова, говоря о Печорине, замечает: «Сухой себялюбивый эгоизм вовсе не
является его идеалом...»


  • В каких эпизодах романа эгоизм Печорина проявляется наиболее отчетливо? Проанализируйте эти эпизоды.

  • Действительно ли эгоизм — не идеал Печорина? Чем вызван «сухой себялю­бивый эгоизм» героя? Может быть, модой?..

11. Литературовед В.М. Маркович утверждает: «Мы убеждаемся, что в любой ситуа-
ции Печорин ведет себя как явный индивидуалист, по собственной воле, сознательно и
целеустремленно идущий путем зла».


  • Можете вы согласиться с тем, что Печорин в любой ситуации ведет себя как «явный индивидуалист»? Обоснуйте свое мнение.

  • Только ли «путем зла» идет Печорин? Нет ли в его жизни примеров «пути добра»?

12. В критике, посвященной роману Лермонтова, есть мнение, что «Грушницкий в ряде
моментов ... будто бы повторяет особенности образа Печорина. Три черты связывают
эти образы между собой...».


  • Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то о каких трех чертах, повторяющихся в Грушницком, может идти речь?

  • Может быть, перед нами герои, близкие друг другу по характеру, образу мыс­лей, поведению, герои одного времени?

13. Современник Лермонтова критик С.Бурачок писал о «Герое нашего времени»: «Весь
роман-эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов, так что философии, рели-
гиозности, русской народности и следов нет».


  • Что могло привести С. Бурачка к мысли, что «роман — эпиграмма, составлен­ная из беспрерывных афоризмов»?

  • Вы можете согласиться с таким утверждением или готовы его опровергнуть?

14. Литературовед П.К. Лому нов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось

  • иностранных романах. Такие романы портят характер…» Вариант II 1.