Тест 4. ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Вариант I
1. Стихотворение «На смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой гос-
подствует скорбь по поводу гибели А. С. Пушкина, а во второй — гнев по адресу убийцы.
Как можно определить жанр каждой части:
а) элегия; в) эпиграмма;
б) эпитафия; г) памфлет?
2. Какие из стихотворений Лермонтова можно отнести к теме родины:
«Молитва»; «Бородино»; «Когда волнуется желтеющая нива»; «Дума»; «Родина»; «И скучно, и грустно»; «Пророк»; «Жалобы турка»; «Прощай, немытая Россия»; «Тучи»?
3. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворе-
ния и поэмы Лермонтова (романтический, реалистический):
-
«Мцыри», «Демон», «Что толку жить»;
-
«Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание»?
4. Соотнесите название стихотворения и его жанр:
а) «Перчатка»; 1) элегия;
б) «Родина»; 2) баллада;
в) «Наполеон»; 3) послание;
г) «Бородино»; 4) дума;
д) «Н.Ф. Ивановой»; 5) сюжетное стихотворение.
5. С какой целью М.Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения «Ге-
роя...»:
-
дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека;
-
стремление к оригинальности;
-
для того чтобы пробудить интерес читателя к герою;
-
постепенное — от «внешнего к внутреннему» - раскрытие характера главного героя?
6. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Мак-
симом Максимовичем ? Он:
-
не наблюдателен;
-
не способен к обобщениям;
-
не мог быть объективен в описании внешности Печорина;
-
слишком прост, не может понять Печорина, так как тот — человек другого круга?
7. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки («Солнце казалось мне тускло,
лучи его меня не грели...»; «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой
теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то слад-
кое томление...»):
-
изображение красоты Кавказа;
-
углубление характеристики героя;
-
изменение душевного состояния героя;
-
плавное развитие сюжета?
-
Г.М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».
-
Как вы понимаете мысль о том, что «Печорин одновременно актёр и режиссёр своей жизненной драмы»? Согласны вы с нею?
-
Какаие по жанру пьесы поставил Печорин и сыграл в них «главную роль»? Есть ли среди них комедия, драма, трагедия, фарс?
-
Какая из поставленных и сыгранных Печориным пьес ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает своё истинное лицо?
9. В. Котельникова считает, что в «Герое...» Печорин намеренно помещен в «излюблен-
ные места действия романтических стихотворений Лермонтова».
-
В каких местах происходит действие романа «Герой нашего времени»? Могли бы вы назвать их романтическими? Почему?
-
В каких стихах Лермонтова встречаются эти же места?
-
О чем свидетельствует отмеченный исследователем факт?
10. И.А. Гурвич утверждает, что Печорин, «пишущий» журнал, «предельно искренен, до-
ходя до запретных откровений, до признаний цинического свойства; это обнажает кон-
трасты его характера, крайности его нравственного облика»
-
Действительно ли Печорин в своем журнале «предельно искренен»?
-
Встречали ли вы в романе «запретные откровения», «признания цинического свойства»? Если да, приведите примеры.
-
Что вы понимаете под «крайностями» нравственного облика героя? Проиллюстрируйте примерами из биографии Печорина.
11. Исследовательница Е.Н. Михайлова утверждает: «В натуре Печорина столько скры-
той способности чувствовать и увлекаться, что «игра», разгораясь все дальше, то и дело
задевает за эти подлинные стороны его существа».
-
Действительно ли в Печорине скрыта способность «чувствовать и увлекаться»? В каких эпизодах романа она проявляется наиболее ярко?
-
О какой «игре» говорится? Разве может «игра» задевать «подлинные стороны» человеческого существа?
12. «Максим Максимыч — диаметральная ему противоположность. Ничто так не чуждо
бесхитростному штабс-капитану, как критицизм мысли, анализирующей явления, под-
вергающей их испытанию и оценке. Его отношение к жизни наивно, бессознательно,
стихийно. Но в структуре повествования он занимает то же место, что и Печорин»
(В.М. Маркович).
-
В чем, на ваш взгляд, проявляется то, что Максиму Максимычу чужд «критицизм мысли»?
-
Согласны ли вы с тем, что отношение Максима Максимыча к жизни «наивно, бессознательно, стихийно»? Обоснуйте ответ.
-
Верно ли, что Максим Максимыч занимает в романе «то же место, что и Печорин»?
13. Исследователь К.Н. Григорьян пишет: — «В «Герое нашего времени» Грушницкий про-
тивостоит Печорину не только по своей жизненной позиции, но ив плане эстетическом.
В лице Грушницкого автор разоблачал ложную романтику, мнимый идеализм типов, ко-
торые охотно драпируются в романтическую одежду, но которые по натуре враждебны
истинному романтизму».
-
Что вы понимаете под «истинным романтизмом» относительно персонажа литературного произведения?
-
Можете вы согласиться с тем, что в лице Грушницкого Лермонтов «разоблачил ложную романтику»? Обоснуйте ответ.
-
Как в романе показано то, что Грушнщкий «драпируется в красивую романтическую одежду»?
14. Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: «Это то же самое преувели-
ченное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер…»
Вариант II
1. Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами твор-
чества А. С. Пушкина:
-
мотив одиночества;
-
тема Родины;
-
историческая тема;
-
мотив изгнанничества;
-
тема поэта и поэзии;
-
мотив обманчивости красоты?
2. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
-
«В пространстве брошенных светил»;
-
«Под ним Казбек, как грань алмаза».
3. Какой композиционный приём использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Как ча-
сто, пестрою толпою окружен...»:
-
сопоставление;
-
повтор;
-
противопоставление;
-
обрамление?
4. Кому посвящен цикл любовных стихотворений, написанных М.Ю. Лермонтовым в 1830—
1832 гг.:
-
В. Лопухиной;
-
Е. Сушковой;
-
Н. Ивановой;
-
А. Столыпиной?
5. Расположите главы романа в хронологическом порядке:
-
«Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Тамань»;
-
«Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мэри», «Бэла»;
-
«Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина;
• «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань»,
«княжна Мэри», «Фаталист».
6. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:
-
Ф. Шиллера «Коварство и любовь»;
-
А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов»;
-
В. Скотта «Шотландские пуритане»;
-
Дж. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»;
-
Мюссе «Исповедь сына века»?
7. «...Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и
жизнь Печорина» (Г.М. Фридлендер).
-
Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль обращением к тексту «Героя нашего времени».
-
Прокомментируйте мысль критика о «дробности» жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте ответ.
8. «Лермонтов сближает Печорина с могучей и великолепной стихией Кавказа так же,
как сближал с нею своего лирического героя, как породнил с этой стихией Мцыри»
(В. Котельникова).
- Как показана в романе Лермонтова «могучая и великолепная стихия Кавказа»?
-
Можете вы «огласиться с тем, что писатель «сближает» своего героя с этой стихией? Обоснуйте свой ответ.
-
Действительно ли Печорин и Мцыри – близкие друг другу по духу герои? В чём вы это заметили и как это характеризует Печорина?
9. Критик А. Григорьев, отвергая бытовавшее мнение о «комедийности» характера Пе-
чорина, писал: «...основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уж
не смешны».
-
Можете вы согласиться с тем, что основы характера Печорина страшны? Если да, то в чем вы это увидели?
-
Вы согласны с тем, что в характере героя нет ничего смешного? Аргументируйте ответ.
10. Е.Н. Михайлова, говоря о Печорине, замечает: «Сухой себялюбивый эгоизм вовсе не
является его идеалом...»
-
В каких эпизодах романа эгоизм Печорина проявляется наиболее отчетливо? Проанализируйте эти эпизоды.
-
Действительно ли эгоизм — не идеал Печорина? Чем вызван «сухой себялюбивый эгоизм» героя? Может быть, модой?..
11. Литературовед В.М. Маркович утверждает: «Мы убеждаемся, что в любой ситуа-
ции Печорин ведет себя как явный индивидуалист, по собственной воле, сознательно и
целеустремленно идущий путем зла».
-
Можете вы согласиться с тем, что Печорин в любой ситуации ведет себя как «явный индивидуалист»? Обоснуйте свое мнение.
-
Только ли «путем зла» идет Печорин? Нет ли в его жизни примеров «пути добра»?
12. В критике, посвященной роману Лермонтова, есть мнение, что «Грушницкий в ряде
моментов ... будто бы повторяет особенности образа Печорина. Три черты связывают
эти образы между собой...».
-
Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то о каких трех чертах, повторяющихся в Грушницком, может идти речь?
-
Может быть, перед нами герои, близкие друг другу по характеру, образу мыслей, поведению, герои одного времени?
13. Современник Лермонтова критик С.Бурачок писал о «Герое нашего времени»: «Весь
роман-эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов, так что философии, рели-
гиозности, русской народности и следов нет».
-
Что могло привести С. Бурачка к мысли, что «роман — эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов»?
-
Вы можете согласиться с таким утверждением или готовы его опровергнуть?
14. Литературовед П.К. Лому нов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось |