Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


4 класс. Мир сказок и фантазии




Дата08.07.2017
Размер179 Kb.

4 класс. Мир сказок и фантазии


Основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи.

Предметно-информационная составляющая образованности

Знать, понимать:



  • последовательность работы над иллюстрацией или тематической композицией;

  • способы выразительного изображения литературных персонажей; средства, которыми художник добивается сказочности происходящего, передает время действия и окружающую обстановку;

  • творчество художников – иллюстраторов, фантастов, архитекторов, дизайнеров.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

Уметь:


  • выполнять быстрые наброски и зарисовки по заданной теме;

  • самостоятельно выбирать и использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага) и технику работы, применять законы наблюдательной перспективы в зависимости от замысла;

  • использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты и цветоведения в работах любого вида художественного творчества;

  • применять различные средства художественной выразительности, передавая свои впечатления от личных наблюдений;

  • ориентироваться в заданной схеме, по архитектурно-строительному плану;

  • различать и сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • оценивать и чувствовать эстетические достоинства иллюстрированных литературных произведений для детей;

  • общаться и обобщать информацию, полученную в учебной и внеучебной деятельности.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:



  • осознанной творческой деятельности;

  • успешности в процессе обучения другим школьным дисциплинам и в повседневной жизни;

  • формирования уважительного отношения к чужому мнению;

  • расширения и углубления знаний, обогащения личного опыта;

  • воспитания уважительного отношения к ценностям культуры своего края и страны.

3 четверть. «Сказы» П.П. Бажова


урока

Темы занятий

Теория

Практика

3.1

Природа Урала




1

3.2

«Сказы» П.П. Бажова в иллюстрациях

1




3.3-3.4

Дела и люди земли уральской

0.5

1.5

3.5

Единство человека и природы в «Сказах»

0.25

0.75

3.6

Хозяйка гор Уральских




1

3.7

Каменный цветок




1

3.8

Мифические герои «Сказов»

0.25

0.75

3.9-3.10

Творческая работа
«По мотивам сказов П.П. Бажова»




2

Итого:

2

8
Урок 3.1. Природа Урала

Цель урока

Осуществить связь личных наблюдений с эстетическим восприятием произведений искусства; выполнить пейзажные зарисовки по памяти и представлению.



Задачи урока

Приобрести навыки ориентирования по карте страны, области и района; раскрыть красоту уральской природы через восприятие реального и художественного изображения; развивать умение передавать красоту родной природы в творческих зарисовках; формировать эстетическое видение красоты родной природы в произведениях искусства и в окружающем мире.



Оборудование урока

Для учителя. Карты страны, области и района, глобус; уральские пейзажи в фотографиях, слайдах, живописи, графике.

Для учащихся. Альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.

Беседа по теме урока

Дать начальные историко-географические сведения об Уральском регионе. В границы Уральского региона входят несколько административных единиц: Удмуртия и Башкортостан, Пермская, Свердловская, Оренбургская, Курганская и Челябинская области. Территория Урала расположена вдоль горного хребта, который, возникая у заливов Ледовитого океана, тянется на протяжении почти 2500 км к северным берегам Аральского моря. Только в северной своей части он имеет вид сплошной, трудно пересекаемой гряды, а к югу окончательно сглаживается и расплывается в незначительные возвышенности. Геологическое строение Уральского хребта уникально. Большая, в сравнении с другими горами, степень разрушения верхних покровов, обнажившая глубинные породы, превратила его в страну, не только изумительно богатую полезными ископаемыми, но и редкую по доступности этих подземных богатств для самых простых разработок. Урал славится богатством недр, полезными ископаемыми: железные руды залегают отдельными гнездами и легко плавятся, медно-цинковые (колчедановые) содержат золото и серебро; алюминиевые, марганцевые и никелевые; месторождения золота, платины и серебра можно считать крупнейшими в мире, асбест, тальк, кварциты, огнеупорные глины и россыпи цветных и драгоценных камней. Разнообразная и уникальная природа Урала вдохновляет поэтов, писателей и художников.

Рассмотреть фотографии и репродукции уральских художников-пейзажистов. Напомнить об основных средствах пространственного изображения в пейзаже: плановость, законы линейной и воздушной перспективы, выразительность высокого и низкого горизонта.

Практическая работа

Задание в тетради. Стр. 28-29. Раскрасить с учетом воздушной перспективы.

Задание в альбоме. Выполнить пейзажные зарисовки по памяти и представлению.

Задание на дом

Принести на урок иллюстрированные книги со «Сказами» П.П. Бажова.


Урок 3.2. «Сказы» П.П. Бажова в иллюстрациях

Цель урока

Показать красоту и своеобразие Урала на примере сказов П.П. Бажова.



Задачи урока

Обогатить зрительную память новыми образами; создать условия для эмоционального восприятия произведений искусства; формировать умение рассматривать и анализировать художественные произведения; расширять кругозор и знания о литературном богатстве Урала.



Оборудование урока

Для учителя. Диафильмы или мультфильмы по «Сказам» П.П. Бажова, слайды, открытки и иллюстрации, репродукции картин художников.

Для учащихся. Иллюстрированные книги со «Сказами» П.П. Бажова

Беседа по теме урока

Привести факты из творческой биографии писателя. Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в заводском поселке Сысерти, входившем в Екатеринбургский уезд. Отец работал на медеплавильном заводе, а мама занималась домашним хозяйством и рукоделием на заказ. У них был большой дом, крепкий крестьянский уклад и хороший достаток. Вблизи родного поселка высились Думная и Азов-гора. Тихими теплыми летними вечерами сбегались ребятишки к костру заводского сторожа Василия Алексеевича Хмелинина, имевшего прозвище дед Слышко: он был одним из хранителей горняцких былей и легенд. С интересом слушали дети про девку-Азовку, что хранит большие богатства горы и отдаст их людям «смелым да умным», про Великого Полоза и его дочерей. Родители хотели видеть сына образованным. С 10 лет его увезли из дома учиться в большие города Екатеринбург и Пермь. Получив образование, работал учителем. Каждое лето во время школьных каникул путешествовал по родному краю, смотрел, как живут люди, записывал их рассказы, что помогало в его литературной деятельности. Сборник «Малахитовая шкатулка» включает в себя 25 волшебных, фантастических, самобытных сказов о мастерах, о тайной силе природы, о перевоплощениях и чудесах. По данным Всесоюзной книжной палаты, книги Бажова издавались на 33 языках народов нашей страны и на многих иностранных языках общим тиражом свыше 32 миллионов экземпляров. По «Сказам» поставлены спектакли и балет, сняты художественные и мультипликационные фильмы, диафильмы, выпущены марки и открытки. Их сюжеты вдохновили многих уральских ювелиров и камнерезных дел мастеров.

Вспомнить сюжеты Сказов, посмотреть диафильмы или мультфильмы. Понять отличие Сказов от привычных нам сказок. Рассмотреть и сравнить иллюстрации, выполненные уральскими художниками, с работами иллюстраторов других регионов и стран. Отметить глубокое знание местных традиций, природы и архитектуры, которое заметно выделяет произведения уральских художников.

Задание на дом

Составить устное описание людей – героев «Сказов». Принести на урок альбом или лист формата А3, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.


Уроки 3.3 – 3.4. Дела и люди земли уральской

Цель урока

Формировать интерес к трудовым традициям родного края; выполнить зарисовки женских и мужских фигур по описанию и восприятию «Сказов» П.П. Бажова.



Задачи урока

Развивать навыки изображения фигуры человека, его окружения; закреплять изученные художественные приемы решения сюжетной композиции; создать условия для проявления индивидуальности в творческой работе; воспитывать интерес к живущим рядом людям, гордость за трудовые традиции родного края.



Оборудование урока

Для учителя. Иллюстрации с изображениями людей, занятых трудовой деятельностью, традиционной для уральцев (их описание дано в сказах).

Для учащихся. Альбом или лист формата А3, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.

Беседа по теме урока

Познакомить с уникальностью Урала – края, богатого лесами и их обитателями, реками и подземными богатствами. С древнейших времен, с середины II тысячелетия до н.э. уральский металл и изделия из него были известны даже в Поволжье и на Кавказе. Остатки древних рудников изучаются и сейчас. Рядом с золотыми приисками, солеварнями, медеплавильными, железоделательными, металлургическими и золотопромывальными заводами возникали горнозаводские поселки. Люди, жившие здесь, занимались сельским хозяйством, охотой, торговлей, добычей полезных ископаемых и самоцветов, варили соль и т.д. Большое внимание они уделяли украшению своего быта. На Урале развивались различные виды народного искусства: деревянное зодчество, керамика, ткачество, художественная ковка металла и чугунное литье, декоративная роспись по дереву и бересте, лаковая роспись металла, сундучное и подносное производство, камнерезное и ювелирное искусство.

Дерево – исконный материал для построек. На Урале строили как одиночно стоящие дома, так и единым комплексом «дом-двор», когда жилые и хозяйственные постройки были под одной крышей. Дом строился на высоком «подклете» – месте, где хранились различные продукты питания на долгую зиму. Крутые скаты крыши (это связано с большим количеством выпадающих за зиму осадков) образовывали чердак, который использовали для сушки белья, веников, рыбы… Кровлю украшали скульптурные коньки-курицы.

Рассмотреть изображения деревенских домов, их конструкцию, пропорции, взаимодействие с окружающей природой, рельефом местности. Обратить внимание на органичность и многофункциональность уральского дома. Провести «экскурсию» по плану традиционной уральской избы.

Обратить внимание на темы любви и верности, красоты чувств героев «Сказов», труда людей, участвовавших в создании выдающихся художественных ценностей. Рассмотреть иллюстрации уральских художников, изображающих труд и быт уральцев.

Практическая работа

Задание в тетради. Стр. 30-33. Изучить строение уральского дома и его интерьер. Раскрасить.

Задание в альбоме. Вспомнить разновидности трудовой деятельности героев «Сказов», представить характерные позы этих людей, обстановку. Продумать композиционное решение сюжетного центра, количество и характер действующих лиц, окружающих предметов, соразмерность изображаемых фигур, передачу пространства, цветовую гамму. Выполнить творческие зарисовки главных героев произведений П.Бажова – людей труда.

Задание на дом

Прочитать сказ «Серебряное копытце», рассмотреть иллюстрации к тексту. Принести на урок альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.


Урок 3.5. Единство человека и природы в «Сказах»

Цель урока

Познакомить с темой единства природы, человека и животных, представленной в искусстве уральских мастеров; выполнить орнаментальную композицию на основе традиций уральских мастеров.



Задачи урока

Развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций; формировать авторское видение и самостоятельность при решении поставленной задачи; закрепить навыки графической работы, используя лаконичность четкой линии и силуэта; расширять кругозор и представление о традициях уральских мастеров.



Оборудование урока

Для учителя. Иллюстрации с изображениями произведений уральских мастеров камнерезного, ювелирного искусства, художественных изделий из кованного и литого металла, керамика и орнаментальные украшения, репродукции картин художников и фотографии зимнего леса, книжные иллюстрации к сказу «Серебряное копытце».

Для учащихся. Альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.

Беседа по теме урока

Рассмотреть тему единства природы, человека и животных на примере сказа «Серебряное копытце». Познакомить с опосредованным отражением образов уральских животных и растений в камнерезном и ювелирном искусстве, чугунных изделиях (каслинское литье, чугунные ограждения), на примере композиции в замкнутом орнаменте (круг, прямоугольник). Сравнить изображения зимнего леса в фотографиях и репродукциях уральских художников (живопись и графика), иллюстрации к сказу.



Практическая работа

Задание в тетради. Стр. 34-35. Раскрасить иллюстрации с реалистичным и сказочным изображением уральского зимнего леса.

Задание в альбоме. Выполнить эскиз орнаментальной композиции по мотивам сказа «Серебряное копытце».

Задание на дом

Составить устное описание Медной горы Хозяйки по текстам «Сказов». Принести на урок альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.


Урок 3.6. Хозяйка гор Уральских

Цель урока

Познакомить с образом Малахитницы в творчестве уральских мастеров; создать свой визуальный образ Хозяйки Уральских гор.



Задачи урока

Познакомить с темой женской красоты в творчестве уральских мастеров и художников через образ Малахитницы; закрепить навыки изображения человека, развивать чувство цвета и композиции; формировать умение выражать свое видение героя через цветовую гамму; раскрыть в творческой работе образ Малахитницы, олицетворяющей уральскую природу; активизировать интерес к уральскому фольклору.



Оборудование урока

Для учителя. Иллюстрации с изображениями Медной горы Хозяйки в разных видах изобразительного искусства.

Для учащихся. Альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.

Беседа по теме урока

Раскрыть образ Медной горы Хозяйки – символа Природы Урала, хозяйки Уральских гор, которая хранит драгоценные запасы Природы и властвует над всеми ее дарами. Сама она красоты необыкновенной. Ее платье богаче царского: «то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает». В образе Малахитницы есть качества характера, сближающие ее с волшебными персонажами русских сказок, доброта и справедливость. Хозяйка не просто открывает тайны познания высокого искусства тем мастерам, которым она покровительствует, а предоставляет им полную творческую самостоятельность. И лишь тогда, когда мастер при всей его одаренности не может достигнуть своего творческого идеала, она дает доступ к «Каменному цветку» – символу истинной красоты камня. Хозяйка властвует над ящерками и наделена волшебной силой перевоплощения: «…вместо рук-ног лапы у нее стали зеленые, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья …». Она – распорядительница малахитовых запасов. На камнях малахитовых, если внимательно вглядеться, узоры сходятся и расходятся и очень похожи на ящерок.

Познакомить с описанием Медной горы. «…Подъезжая к Полевскому заводу, я первым делом искал глазами эту Медную гору … Когда же через несколько дней увидел Гумешки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нем трава даже росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами… Я же говорил, что рудник это. Медную руду добывали. Значит, гора и есть. Всегда руду из горы берут. Только иная гора наружу выходит, а иная в земле» («У старого рудника»).

Практическая работа

Задание в тетради. Стр. 36-37. Продумать цветовое решение иллюстраций. Раскрасить.

Задание в альбоме. Рассмотреть образ Малахитницы в произведениях художников и народных мастеров. Отметить значение цвета в ее изображении. Нарисовать портрет Медной горы Хозяйки.

Задание на дом

Посетить музей или магазин-салон, где представлены изделия из уральских камней. Принести на урок тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору, альбом или материал для лепки и гуашь.


Урок 3.7. Каменный цветок

Цель урока

Познакомить с вариациями образа Каменного цветка в произведениях уральских мастеров; выполнить эскиз изделия по мотивам камнерезного искусства.



Задачи урока

Формировать представление о красоте формы и цвета знакомых растений; познакомить с вариациями визуального образа Каменного цветка в разных видах изобразительного искусства; развивать воображение и умение применять знания и навыки в самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к художественным промыслам родного края.



Оборудование урока

Для учителя. Иллюстрации к «Сказам» с изображениями Каменного цветка, варианты решения этого образа в разных видах изобразительного искусства.

Для учащихся. Тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору, альбом или материал для лепки и гуашь.

Беседа по теме урока

Познакомить с творческим трудом камнерезов и их произведениями по описаниям в «Сказах». Чтобы стать мастером в своем деле, нужна честь и доброта, терпение и большое трудолюбие, талант, ум и сила духа, «живинка в деле». Каменный цветок – это символ красоты и совершенства, вершина мастерства, к которой стремятся уральские резчики по камню. Мастером на Урале считают человека, который видит, чувствует красоту и может воспроизвести ее в дереве, камне или металле. Рассмотреть слайды и фотографии уральских чаш и ваз, репродукции картин художников, книжные иллюстрации. Проанализировать цвета, характерные для определенных пород камня. Обратить внимание на описание цветка дурмана, «околдовавшего» Мастера.



Практическая работа

Задание в тетради. Стр. 42. Выполнить эскиз Каменного Цветка контуром или силуэтом.

Задание в альбоме. На основе представленного визуального материала и по впечатлению от прочитанного в «Сказах» описания выполнить эскиз вазы или чаши из уральских камней. Вариант 1. Работать в альбомах, используя выбранную цветовую гамму камня. Вариант 2. Из глины, пластилина или соленого теста вылепить форму Каменного цветка, загрунтовать и расписать.

Задание на дом

Найти изображение мифических героев Урала в книжных иллюстрациях. Принести на урок альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.


Урок 3.8. Мифические герои «Сказов»

Цель урока

Познакомить с мифологией Урала в «Сказах» П.П. Бажова; выполнить творческие зарисовки мифических героев по представлению.



Задачи урока

Представить уральские верования и традиции в изобразительном и народном искусстве XIX века и в современном искусстве; закреплять навыки иллюстрирования; развивать образное мышление и творческую фантазию; расширять кругозор и знание о творчестве уральских художников; воспитывать гордость за свой родной край через понимание его художественных и духовных традиций.



Оборудование урока

Для учителя. Иллюстрации к «Сказам» с изображениями мифических персонажей.

Для учащихся. Альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.

Беседа по теме урока

Познакомить с мифологией Урала представленной в «Сказах». Образы Великого Полоза, Огневушки-Поскакушки, Синюшки и бабки Веселухи.

«Сказы» в иллюстрациях разных художников, в кино, мультипликации, в скульптуре. «Сказы» издавались все вместе, по темам, отдельными рассказами, и каждый художник по-своему их иллюстрировал. А. Кудрин сделал 14 листов сказочных сюжетов для первого издания книги «Малахитовая шкатулка», «Сказы старого Урала» (Свердловск, 1939). Эти рисунки просты, реалистичны, в них особенности Урала, его природа, лица, одежда, быт. Самобытны рисунки О. Коровина – это уменьшенные в размерах холсты картин. Кажется, что их только что сняли со стен и создали картинную галерею в книге. Они не только образно раскрывают бажовский сюжет, но и дополняют деталями, которых нет в произведении. Каждая картинка – самостоятельное произведение станковой живописи. А. Ковалев и Е. Буреев в 1980 году проиллюстрировали «Малахитовую шкатулку» (сборник из 9 сказов) в стиле росписи Палеха. Г. Мосин в 1983 году создал рисунки к 25 сказам в традициях русского лубка. Многие уральские художники принимали участие в оформлении изданий «Сказов».

Виталий Михайлович Волович, заслуженный художник России, неоднократный лауреат отечественных и зарубежных конкурсов книги, работает в книжной и станковой графике. Многократно издавались проиллюстрированные им произведения В. Шекспира и М. Горького, В. Скотта, Р.Л. Стивенсона и М. Пришвина. Отдельно можно говорить о его творчестве в мире сказок. Сказки Китая и мансийские, скандинавские саги, шотландские баллады и средневековые легенды – далеко не полный перечень тем, проиллюстрированных художником. В 1963 году В. Волович приступил к работе по оформлению «Малахитовой шкатулки». Художник выполнил суперобложку, 9 больших цветных гравюр и 22 маленьких черно-белых, играющих роль заставок. Эти иллюстрации показывают и романтический мир фантазий П. Бажова и реальный трудный быт уральских жителей. Все герои-люди у Воловича почти документальны: их прически, одежда, орудия труда. Правдива и реалистична природа, но в то же время изображения напоминают узор. Гравюры Воловича – это уральская сказка, в которой воссоздан удивительный, таинственный мир, где жизнь людей переплелась с волшебством Природы.



Практическая работа

Задание в тетради. Стр. 38-41. Рассмотреть и раскрасить мифических героев «Сказов».

Задание в альбоме. Прочитать тексты с описанием мифических существ, представить себе их визуальный образ и выполнить творческие зарисовки.

Задание на дом

Найти примеры уральского устного фольклора (песни и частушки, загадки, поговорки и пословицы), в «Сказах» П.П. Бажова прочитать описание Веселухи, Огневушки-Поскакушки, Синюшки и Серебряного копытца. Принести на урок альбом или лист формата А3, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.


Уроки 3.9 – 3.10. Творческая работа «По мотивам сказов П.П. Бажова»

Цель урока

Познакомить с уральским фольклором и народными праздниками в «Сказах» П.П. Бажова и работах уральских художников; выполнить творческую работу по мотивам произведений П.П. Бажова.



Задачи урока

Осуществить связь художественного изображения с поэзией, музыкой, народными поговорками, пословицами и загадками в образном решении; закрепить навыки самостоятельного выполнения многофигурной композиции; содействовать развитию эмоционально-эстетической отзывчивости; расширить кругозор и создать праздничную атмосферу, способствующую проявлению творческой фантазии.



Оборудование урока

Для учителя. Иллюстрации с изображениями уральских фольклорных праздников, образов Веселухи, Огневушки-Поскакушки, Синюшки, Серебряного копытца.

Для учащихся. Альбом или лист формата А3, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.

Беседа по теме урока

Вспомнить и описать фольклорные народные праздники, традиции которых сохранились на Урале. В «Сказах» П.П. Бажова зачитать описание героев, олицетворявших веселье, связанные с ними приметы, загадки, песни и частушки. Представить праздничные ярмарки и народные гуляния как пример синтеза многих искусств – единство устного и музыкального фольклора, хореографического и театрального, декоративно-прикладного искусства. Рассказать о знаменитой Ирбитской ярмарке – одной из крупнейших ярмарок России, проводившейся один раз в год в Ирбите с первой половины XVII века.

Жизнь уральцев никогда не была легкой, но веселиться эти люди умели от души. Веселуха – символ весеннего веселья – появляется в «Сказах» то в образе девчонки Огневушки-Поскакушки, то старухи Синюшки, то Серебряного копытца. Веселуха не терпит «слезливых да тоскливых». Ей подавай «песни да пляски, смех да веселье», да разные превращенья. Манит она людей на «вольный ветер», показывает им подземные богатства. В трудные моменты приходит она к людям, помогает, поддерживает в трудную минуту: то из Копытца каменьев по снегу разбросает, то камень узорчатый малахитовый покажет, то самородки золотые … Наградит за труды, но и испытать «сила тайная» любит мастера или горнодобытчика. Бывает, раскроет тайну, покажет россыпь золотую, а потом превратится из девицы в старуху или в туман ядовитый, а каменья драгоценные в прах или уголь превратит. Веселуха – это душа людей, яркая, будоражащая, с юмором и проказами. «Сарафан на ней препестрый, цветощатый. На голове платочек тоже с узорными разливами. Из себя приглядная, глаза веселые, а зубы да губы будто на заказ сработаны. А ремесло ее особое: с весны до осени весь народ радовать … она в избу зайдет – скамейки заскачут, табуретки в пляс пойдут».

Рассмотреть отличия между иллюстрированием конкретного текста и творческой работой по мотивам литературного произведения или творчества писателя.



Практическая работа

Задание в альбоме. Самостоятельно продумать композицию, в которой представлены наиболее понравившиеся герои «Сказов» П.П. Бажова, и выполнить ее в цвете.

Задание на каникулы

Прочитать научно-фантастические рассказы. Принести на урок альбом, тетрадь, цветные и графитные карандаши, цветные материалы по выбору.




  • 3 четверть. «Сказы» П.П. Бажова
  • Урок 3.1. Природа Урала
  • Урок 3.2. «Сказы» П.П. Бажова в иллюстрациях
  • Уроки 3.3 – 3.4. Дела и люди земли уральской
  • Урок 3.5. Единство человека и природы в «Сказах»
  • Урок 3.6. Хозяйка гор Уральских
  • Урок 3.7. Каменный цветок
  • Урок 3.8. Мифические герои «Сказов»
  • Уроки 3.9 – 3.10. Творческая работа «По мотивам сказов П.П. Бажова»