Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


31 августа 2006 г. Директор И. В. Тяжлова образовательная программа




Скачать 134.63 Kb.
Дата01.07.2017
Размер134.63 Kb.
ТипОбразовательная программа
Утверждена

на методическом совете

Загорянской школы

искусств им. Ю. Розума

31 августа 2006 г.

Директор ____________

И.В. Тяжлова


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по истории кино

отделения киновидеоискусства.

автор: Шевяков Сергей Юрьевич,

заведующий отделом киноискусства

детской школы искусств им. М. А. Балакирева

ЮВАО г. Москвы
Пояснительная записка.
Преподавание истории кино рассчитано на 3 года обучения. В связи с тем, что отпущенных 1-го часа в неделю катастрофически не хватает на весь объём информации программы (показ односерийного полнометражного фильма уже длится 2 академических часа), решено включить в преподавание часы предмета по выбору, то есть ещё по 1-у часу в неделю.
Не приходящая актуальность предлагаемой программы в ходе совершенствования содержания дополнительного образования в области кино состоит в том, что без знания истории вообще, и истории кино в частности, не опираясь на опыт уже созданных творений, не возможно создать в искусстве что-то по истине новое. Изучение же шедевров мирового кино тем более полезно, потому как классика имеет особенность быть современной всегда.

Предмет истории кино является неотъемлемой частью знаний и умений профессий кинорежиссёра и кинодраматурга, поскольку, как ни какой другой предмет, пополняет опыт примерами великих взлётов кинематографического гения и таких же падений в скучное морализаторство и банальность. Однако особенность данного предмета ещё и в том, что сюжетами фильмов, составляющих золотой фонд фильмотеки мира даёт гуманитарное воспитание, обогащает эмоциональный опыт, прививает правильные поведенческие модели, учит различать добро и зло под любыми масками. И, конечно же, предмет истории кино расширяет кругозор, и значительно повышает интеллектуальный уровень детей.

Соответственно, он неотрывно связан с другими программами кино образования: кинорежиссурой, драматургией, монтажом, работой с актёром, операторским мастерством. Отличительным от других программ является то, что основную информацию по предмету учащиеся получат не из лекций, которые лишь дополнят знания и пояснят возникающие вопросы, а из просмотров картин величайших режиссёров.

Представленная программа по своему характеру - адаптированная и, в каком-то смысле, экспериментальная. Её основной целью, в глобальном понимании, является прививание учащимся хорошего кинематографического и общечеловеческого вкуса, а так же воспитание в детях, как это ни звучит громко, человечности. В общепедагогическом плане эта программа создаёт прецедент модификации имеющегося Вузовского курса для детей 12 - 16 лет. В остальном, по методике проведения занятий и формам образовательной деятельности, программа – обычна. Исключением являются, лишь, посещения учащимися в рамках данного предмета кинофестивалей разного уровня, проходящих в городе Москве.



Задачи программы предмета «истории кино» по реализации вышеперечисленных целей состоят в том, чтобы научить детей безошибочно ориентироваться во всём спектре фильмов, созданных за время существования кино, как такового, от братьев Люмьер до сегодняшних дней. Они должны уметь:


  1. Разбираться в особенностях авторского языка известнейших кинорежиссёров мира, ставших заметными вехами в истории кино, молодого искусства.




  1. Понимать эпичность поворотов самых разных сюжетов




  1. Оценивать класс игры актёров-легенд.

Не стоит и напоминать, что задачи эти будут усложняться вместе с усложнением самого кино, будут решаться постепенно и ставиться перед учащимися поэтапно, по мере продвижения от десятилетия к десятилетию в истории развития кинематографа.

В результате реализации программы каждый учащийся:


  • получит возможность свободно оперировать всей палитрой стилей, направлений, экспериментов, которые дали миру выдающиеся художники

  • сможет выбрать своё место, свою дорогу в жёстком, но достаточно объективном мире кино.

К концу реализации программы класс должен оперировать профессиональной лексикой с уровнем теоретической подготовленности, соответствующим современным требованиям. Решаться поставленные задачи будут в течение всего педагогического процесса.


Основная часть.
В начале детям будет начитываться лекционный материал, в котором упор будет делаться на изучение тенденций и причин возникновения определённых явлений в истории развития кинематографа, подробно рассказываться о личностях великих режиссёров и раскрываться смысл тех или иных приёмов, использованных ими в своих картинах.

Параллельно с этим, ученикам будут показываться сами картины, составляющие не только славу мирового кино, но и уже являющиеся своеобразным документом-слепком жизни и способа мышления того времени, когда они были созданы.

Наконец, после просмотров картин планируется проводить семинары-диспуты, на которых детьми будут обсуждаться, оцениваться достоинства, и, может быть, какие-то ошибки великих картин. И то и другое в итоге должно быть переварено и обязательно взято на заметку. В последнем, кстати говоря, и будет развиваться коллективный разум, не в ущерб индивидуальности, будет укрепляться связь каждого со сложившимся коллективом класса.

Посещение фестивалей разного уровня проводимых в городе Москве, общение с различными киноклубами позволит ощутить коллективу класса себя членом более широкого сообщества любителей кино и профессионалов.

Таким образом, ученики усвоят материал, условно делящийся на 5 основных частей:


  1. Зарождение кинематографа и оформление его в понятие "Великий немой".

  2. Золотой век кино и упадок 40 -х.

  3. Взлёт национальных кинематографий от итальянского неореализма до французской "Новой волны"

  4. Второй золотой век Голливуда. Кино 70-х.

  5. Современный кинематограф.

Более подробно темы занятий перечислены в тематическом плане, который прилагается ниже.


Форма проведения занятий — групповая. Материал по биографии режиссёров, об особенности стилей и течений, о значении их для развития мирового кино даётся вначале занятия, далее идёт показ конкретного фильма, а в конце занятия даются ответы на возникшие в ходе просмотра вопросы.

Обязательно посещение кинофестивалей и мировых кинопремьер проводимых в г. Москве.



Экзамены будут проводиться по окончании каждого семестра. Оцениваться знания учащихся будут следующим образом:

  • полный ответ по трём вопросам разных тем лекционного материала — на «отлично»

  • неполный ответ по одному из трёх вопросов, а остальные полно — на «хорошо»

  • неполный ответ на два из трёх вопросов, а оставшийся полно, или замена одного из вопросов — «удовлетворительно»

  • неполный ответ по всем трём вопросам или не ответ хотя бы на один из вопросов — «неуд».



Тематический план занятий по истории кино.

Всего: 136 часов.




п\п


Название темы

1 год обучения 1 час в неделю




кол-во

часов

1.

Рождение кино. Изобретение братьев Люмьер. Французское кино (1895 — 1918) (Мельес, Дид, Линдер)

2

2.

Зарождение итальянского, немецкого и американского кино.

2

3.

Рождение русского кино. Русское дореволюционное кино. Бауэр, Протазанов.

4

4.

Формирование жанров кино. Д.У.Гриффит и азбука кино. (Видор, Штрогейм)

4

5.

Немецкий экспрессионизм (1918 — 1925гг.). Любич, Вине.

2

6.

Творчество Ф.В.Мурнау.

2

7.

Творчество Ф. Ланга

2

8.

Французский авангард (1921 — 1929гг.). Деллюк, Дюллак, Клер, Ганс, Леже, Бунюэль, Кокто, Эпштейн.

4

9.

Скандинавское кино (20-ые годы). Шострём, Штиллер. Дрейер - режиссёр мира.

2

10.

Начало советского кино. Мастерская Льва Кулешова. Пудовкин, Барнет.

4

11.

Ленинградская школа режиссуры. Эрмлер. ФЭКСы.

4

12.

Русский революционный авангард. Творчество Сергея Эйзенштейна.

4

13.

Камерная драма и проблемы советской морали. «Третья Мещанская» А. М. Роома (1927г.).

2

14.

Творчество А.П. Довженко и украинское кино.

2

15.

Многонациональное кино 20-ых годов (Шенгелая, Микаберидзе, Бек-Назаров).

2

16.

Творчество Ч.С.Чаплина.

4

17.

Приход звука в мировое кино. Новые жанры.

2

18.

Кино США 30-ых годов ( Видор, Форд, Уолш).

4

19.

Французский "поэтический реализм" 30-ые годы. Виго, Ренуар, Карне, Дювивье.

4

20.

«Путёвка в жизнь» Н. Экка — социальные и эстетические аспекты.

2

21.

Синтез традиций немого кино и образной системы звукового — «Строгий юноша» А. М. Роома.

2

22.

«Юность Максима» Козинцева и Трауберга.

2

23.

«Чапаев» бр. Васильевых — культовый советский фильм.

2

24.

Нетрадиционные пути комедии (Медведкин, Пырьев). Начало «советского Голливуда»: комедии Г. Александрова.

4

25.

Психологическая драма на политическом каркасе: «Великий Гражданин» Ф. Эрмлера.

2

26.

Классика сталинизма — «Падение Берлина», «Клятва» М. Чиаурели

2




Всего:

34




. 2 год обучения. 1 час в неделю






27.

Кино Англии периода Второй Мировой войны( Варнель, Коуард, Лин, Дженнингс, Уэлс, Корда, Капра).

2

28.

Французское кино эпохи Сопротивления (Карне, Беккер, Клузо, Кокто).

2

29.

Кино военных лет и военной темы в советском кино. «Машенька» Ю. Райзман.

1

30.

Распад Голливуда 40-60-ые годы (Уайлер, Циннеман, Уайдлер, Манн, Люмет, Крамер, Форд).

2

31.

«Гражданин Кейн» О. Уэлс.

1

32.

Итальянский неореализм (Р. Росселини, В. Де Сика, Дж. де Сантис, П. Джерми, Ф Рози, Э. Ольми).

2

33.

Постнеореализм в итальянском кино (Л. Висконти, Ф. Феллини, М. Антониони, П.П. Пазолини).

7

34.

Скандинавское кино. И. Бергман

3

35.

Киноискусство советской оттепели. Триптих конца 50-ых — «Летят журавли» М. Калатозов, «Баллада о солдате» Г. Чухрай, «Судьба человека» С. Бондарчук.

2

36.

Проблемы Английского кино. Фильмы «рассерженных молодых " (Рид, Рейш, Ричардсон, Андерсон, Лестер).

2

37.

Академизм и реализм во французском послевоенном кино ( Клеман, Шануа, Беккер, Отан-Лара, Карне, Кристиан Жак, Тати, Брессон).

2

38.

"Новая волна" во французском кино ( Ж.Л.Годар, Ж. Рене, Ф. Трюффо, Ж. Деми, К. Лелюш, А. Варда).

3

39.

Испанская кинематография 60-70-ых годов ( Берланга, Бардем, Бунюэль, Саура).

3

40.

Кино итальянской "контестации". "Кулаки в кармане".

1

41.

Школы индийского кино (Бомбейская, Калькутская). Мастера (С. Рей, Аббас, Рой, Р. Капур).

1




Всего:

34




3 год обучения. 2 часа в неделю.






42.

Итальянское кино: 70-ые годы. Тенденции. Жанры. Мастера (Д. Риззи, Б. Бертоллуччи, братья Тавиани, В. Дзурлини, Д. Дамиани, Белоккьо, Ф. Феррери, Э. Скола, Л. Кавани).

6

43.

Национальное своеобразие японского кино ( Ямомото, Мидзагути, Синдо, Кабаяси, А. Куросава).

4

44.

Кино Китая и Тайваня.

4

45.

Творчество А. Тарковского.

4

46.

Кино В. Шукшина, как пример авторского кинематографа.

2

47.

Советский кинематограф конца 60-ых. К. Муратова, Г. Панфилов. А. Кончаловский (Россия — США).

6

48.

Советский кинематограф 70-80-ых (Н. Михалков, Э. Климов, А. Герман, В. Абдрашитов, С. Параджанов, О. Иоселиани, Т. Абуладзе).

6

49.

Кино стран Восточной Европы (Обзор). Польша, Чехословакия, Венгрия, Югославия.

4

50.

Новое кино Германии (Клюге, Шлёндорф, М. Фон Тротте, В. Херцог, В. Вендерс, Р.В. Фасбиндер).

6

51.

Кино США 70-80 годы. Тенденции. Жанры. Мастера ( Богданович, Пенн, Шлезингер, Фосс, Кубрик, Олтмен, Аллен, Харви, Коппола, Скорсезе, Поллак, Лукас, Спилберг, Стоун, Рассел, Верхувен).

6

52.

Современное кино США ( Д. Линч, К. Тарантино).

4

53.

Современное западноевропейское кино (Л. фон Триер, Т. Тиквер, Л. Бессон, П. Альмадовар).

4

54.

Современное кино Англии.


4

55.

Современное балканское кино. Э. Кустурица.


4

56.

Российская режиссура 90-ых (В. Хотиненко, А. Сокуров, П. Лунгин. В. Тодоровский).


2

57.

Отечественное кино сегодня. Новые имена.

2




Всего:

68


При разработке данной образовательной программы была использована следующая литература:


  1. Жорж Садуль "Всеобщая история кино".

  2. Р.Н.Юренев "Краткая история киноискусства".

  3. Н.М.Зоркая "Лекции по истории отечественного кино на ВКСиР"

  4. В.Турицин "Лекции по истории зарубежного кино на ВКСиР"

  5. К.Разлогов "Искусство экрана2

  6. Тенейшвили "Французское кино"

  7. Хаптопков "Первые годы русской кинематографии"

  8. С.В.Комаров "Великий немой"

  9. А.Доман "Музей кино"


Для изучения данного предмета детям предлагается к прочтению следующий список литературы:


  1. Ж.Садуль "Всеобщая история кино"

  2. Р.Н.Юренев "Краткая история кино".

  3. А.Доман "Музей кино".

  4. К.Разлогов "Искусство экрана".


  • Современное кино Англии.
  • Российская режиссура 90-ых (В. Хотиненко, А. Сокуров, П. Лунгин. В. Тодоровский).