Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


2есЬпа ѵѵузіаѵѵа ѵѵе Іѵѵоѵѵіе ѵѵ г. 1894. Каіаіод иіизі- гоѵѵапу ѵѵузіаѵѵу §2




страница1/4
Дата21.07.2017
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4

ВИБЛЮГР АФІ Я-

  1. Провидник по вистави краевій у Львови з особлнвим огля- дом на виддил етнографичний и на павильон руских народних товариств. Львив. 1894 г. 197 и 60 стран. 2. Роѵѵ$2есЬпа ѵѵузіаѵѵа ѵѵе Іѵѵоѵѵіе ѵѵ г. 1894. Каіаіод ИІизІ- гоѵѵапу ѵѵузіаѵѵу §2іикі роізкіеі о(і гоки 1764—1886. ѴѴе І-ѵѵо- ѵѵіе. 1894 г. XXIV, 384 и 75 ненум. стран.

Къ намъ такъ нескоро доходятъ не только книги, пздающіяся въ Галиціи, но и свѣдѣніа объ нихъ, что нерѣдко приходится ра­доваться, если какую-нибудь книгу, изданную въ Галиціп, удается уввдѣть чрезъ годъ послѣ ея выхода, а большей части книгъ, из­дающихся тамъ, мы вовсе не можемъ впдѣть и ничего о нохъ не знаемъ, почему и нѣтъ возможности своевременно давать отзывы объ этихъ книгахъ. Но, держась правила, что «лучше поздно, чѣмъ ни­когда, мы предпочитаемъ дать запоздалый отзывъ о книгѣ, если она заслуживаетъ внимавія, чѣмъ вовсе не говорить о ней.

Изъ краткихъ извѣстій, которыя печатались въ рѵсскихъ газе- тахъ въ нрошломъ году, ыы знали, что въ Львовѣ была устроена выставка въ болынихъ размѣрахъ, но онредѣленныхъ и подробныхъ свѣдѣній о ней не имѣлп, потому что ни одного описанія, ни одной обстоятельной корресиондендіи объ этой выставкѣ въ русской печати мы не находили. И только теперь, когда намъ удалось просмотрѣть книги, названія которыхъ мы выписали, мы увидѣли изъ нихъ, ка­кой большой интересъ для насъ представляла эта выставка, хотя упомянутые книги онвсываютъ не всю выставку, а лишь нѣкоторыя часта ея

.Первая книга — <І1ровидвик но вистави краев а й у Львова» — инѣетъ въ виду преимущественно тѣ иредметы виставкп, которые была выставлены русинами, н прежде, чѣмъ описывать выставку, даетъ нѣкоторыя свѣдѣнія о той странѣ и томъ город,ѣ, гдѣ эта вы­ставка была устроена. Именно книга раздѣляется на слѣдуюідія части:

  1. Галичина, — 2) Ііровидник но Львови, — 3) Вистава краева,— 4) Катальог вистави дилу етвографічного,—5) Церков и 6) Павильон руских народних товариств.

Первая часть подраздѣляется на двѣ главы: а) Земля я б) Люди. Здѣсь вкратцѣ оиисывается Галиція п даются свѣдѣнія объ ея на- родонаселеніи, преимущественно статистаческія. Главы эти представ­ляются тѣмъ болѣе умѣстными въ книгѣ, что съ наибольшею по­дробностью въ ней оиисывается этнографическій отдѣлъ выставки.

Вторая часть заключаетъ въ себѣ три главы: 1) 3 минувшина,—

  1. Цакавійши будивли и институции и 3) Інформацпи для принзжах. Первая глава представляетъ краткій историческій очеркъ г. Львова, вторая глава заключаетъ въ себѣ свѣдѣнія о болѣе интересныхъ мѣстныхъ зданіяхъ и учрежденіяхъ, въ третьей даны необходимый для пріѣзжихъ свѣдѣнія о желѣзной дорогѣ, гостинницахъ, мѣстахъ развлеченія и т. н. Изъ этихъ главъ читатель между прочимъ мо- жетъ узнать, то въ то время, когда мы, кіевляне, только ыечтаемъ о тоыъ, какъ бы намъ устроить музей, въ Львовѣ, имѣющемъ жителей почти въ два раза меньше, чѣмъ Кіевъ (119.350 человѣкъ по спи- скамъ 1890 года), существуютъ слѣдующіе музеи, архивы и библіо- теки: 1) музей Ставронигійскій. —2) инстнтутъ Оссолинскихъ, заклю­чающей въ себѣ богатую библіотеку съ большою коллекціею руко­писей (болѣе трехъ съ половиною тысячъ) и картинную галлерею,—

  2. помѣщающійся при томъ же инсгитутѣ Оссолинскихъ музей Лю- бомирскихъ, заключающій въ себѣ кабинеты археологическій, монет­ный и рисунковый (въ немъ болѣе 25.000 гравюръ и литографій), а вромѣ того три комнаты наполнены разнородными предметами;—

  3. музей гр. Дцдушицкаго, заключающій въ себѣ коллекціи по зооло­га, боганикѣ и минералогіи цреимущественно Галиціи, коллекціа по этнографіи польской и русской и библіотеку; —5) городской про­мышленный музей; — 6) музей и библіотека «.Народнаго Дома> (этотъ музей еще не ваолнѣ устроенъ), —7) университетская бпбліотека съ находящимся при ней архивомъ,—8) городской архивъ,—9) архивъ намѣстничества,—10) архивъ бернардинскій, — 11) библіотека гр.


вавлюгрАФія.

39

Баворовскаго съ 3.000 томовъ рукописей,—12) библіотека Свято- онуфріевскаго монастыря съ цѣнныші русскими рукописями в ироч.

Въ третьей части книги сначала разсказывается о томъ, какъ возникла мысль объ устройствѣ выставки и какъ она устраивалась, но затѣмъ дается краткій путеводитель по выставкѣ. Пропуская про­мышленные отдѣлы выставки, для изложеніа свѣдѣній о которыхъ понадобилось бы слишкоыъ много мѣста, остановимъ вниманіе на нѣсколькихъ интересныхъ павильонахъ. Павильонъ города Львова заключалъ въ себѣ все, что городъ дѣлаетъ для иросвѣщенія, укра­шена улицъ, асеннзаціи п ироч. Успѣхамъ иросвѣщенія посвящены были павильонъ университетовъ львовскаго и краковскаго и поли­техники львовской и павильонъ намѣстника гр. Баденп, заключав- шій въ себѣ выставку училищнаго совѣта (графическія таблицы его- дѣательности, училищная статистика, учебныя руководства, модель школы, иланы наукъ, издѣлія ремесленныхъ школъ, модель дѣтскаго сада и т. *п.). Въ павильонѣ литературно-журнально-фотографиче- скомъ были собраны изданія краковской академіи наукъ, львовскаго историческаго общества и другіе литературные труды; здѣсь же но- нѣщалясь мѣстныя ироизведенія литографическія, фотограф и ческія и ироч. Большая красивая палата посвящена была польскому искус­ству и раздѣлялась на три части: 1) ретроспективную выставку поль- сваго искусства, заключавшую въ себѣ пропзведенія иольскаго ис­кусства прошлаго времени, начиная съ 1764 года, —2) выставку со­временная) польскаго искусства, которая была устроена въ такихъ большихъ размѣрахъ, какъ никогда нигдѣ поляка еще не устраивали художественныхъ выставокъ: болѣе 400 современныхъ польскихъ ху- дожниковъ прислали на эту выставку свои ироизведенія, —и 3) вы­ставку иольскихъ древностей.

Въ четвертой части книги оиисывается этнографическій отдѣлъ выставки. Устройство этого отдѣла, какъ объясняютъ составители описанія въ предисловіи къ нему, иредставлало особаго роі,а труд­ности вслѣдствіе множества существующихъ въ Галиціи національ- ныхъ оттѣнковъ и разницъ въ населеніп, какъ русинскомъ (гуцулы, верховинцы, бойки, лемки, ипдгпряне, долиняне, заболотіи, покутяне, подоляне, полѣсане, иобережане), такъ и иольскомъ (краковяки, іга- зуры, горалы). Исчерпать всѣ формы и показать въ систематиче- скомъ соиоставленіи всѣ огтѣнки этнографическихъ тпповъ кран — это былъ идеалъ, практическое осуществленіе котораго лри данныхъ средствахъ и въ данное короткое время было почти невозможно. Въ

виду этого комитет*, устраивавшій этнографическій отдѣлъ, поста- вилъ себѣ болѣе скромную и исполнимую задачу: изъ многочислен- ныхъ оттѣнковъ въ иѣстныхъ этнографическпхъ іипахъ. выбрать только нѣкоторые, наиболѣе характерные, и представить ихъ касъ можно полнѣе и вѣрнѣе, а изъ другихъ оттѣнковъ брать и показы­вать по мѣрѣ возможности тѣ части, которыя дополняли бы глав­ный образъ.

Для такого представленія лучшимъ способомъ было признано построить хату и заселить её людьми изъ той мѣстности, гдѣ дан­ный характеристическій оттѣнокъ отчетливѣе проявляется. Такая хата, построенная мѣстными людьми и тѣмъ способомъ, который въ данномъ мѣстѣ практикуется, изъ маторіала, тамъ уиотребляемаго, окруженная тою обстановкою, какая въ той сторонѣ бываетъ, убран­ная и украшенная, какъ тамъ обыкновенно водится, снабженная всѣми снарядами и приборами, какіе тамъ въ хатѣ можно найти, заселенная тамошними людьми въ ихъ мѣстныхъ костюмахъ, заня­тыми тою роботою, какою они у себя занимаются—все это, по ынѣ- нію устроителей, могло дать наилучшій образъ матеріальнаго этно- графическаго типа данной мѣстности. Для доиолненія же этой живой картины былъ собранъ богатый матеріаіъ въ болыпомъ этнограф и- чеекомъ павильонѣ.

Согласно съ этішъ, въ этнографическомъ отдѣлѣ выставки были возведены слѣдующія тппичныя постройки: а) сельскій дзоръ изъ Иолѣсья, б) мазурская хата изъ Нивискъ, в) хата изъ Закононаго, г) сельскій дворъ изъ Подола д) поднѣстрянскій дворъ пзъ Катар и,- нецъ, е) гуцульскій дворъ изъ Яворова, ж) вѣтряная мельница Жовковскаго уѣзда и з) жесть придорожныхъ крестовъ изъ разныхъ мѣстъ.

Кромѣ этихъ иостроекъ, возведенныхъ въ ихъ натуральную ве­личину и обставленныхъ согласно съ вышеизложеннымъ, въ этногра­фическомъ паввльонѣ находились многія модели разныхъ народныхъ иостроекъ. Въ этомъ же павильонѣ были собраны: а) древнія орудія, утварь и другіе предметы, найденные при археологическихъ раскоп- кахъ въ разныхъ мѣстностяхъ Галиціи,— б) манекены руссинскихъ тииовъ, числомъ 32, —в) коллекція фотографическихъ снимковъ, вредставляющихъ народные типы, постройки, обычаи. (Нанримѣръ освященіе пасокъ и плодовъ, свадебные и похоронные обряды, сѣя- ніе, дожинки, возка сноповъ и проч.),—г) народные костюмы н бѣлье (васколько великъ былъ этотъ отдѣлъ—видно изъ того, что однихъ юловныхъ уборовъ было собрано 57, и изъ нвхъ только два жен- скихъ головныхъ убора было доставлено изъ Украйны, а остальные принадлежать галиційскнмъ русинамъ разныхъ мѣстъ),—д) узоры украшеній стѣнныхъ, тканей и проч.,—е) предметы, имѣющіе связь съ обрядами и обычаями (писанки, пасхи, короваи, вѣнки и ироч.),

ж) разные предметы домашней обстановки (столы, сундуки и проч.),

з) упряжь и орудія,—и) народные музыкальные инструменты,—і) раз­нообразная коллекдія разныхъ народныхъ издѣлій,— и к) наконецъ въ этомъ же павильонѣ помѣстилась цѣлая этнографическая библіо- тека, заключавшая въ себѣ русскія, малорусскія, польгкія и чешскія изданія, пмѣющія отношеніе къ малороссамъ и полякамъ (здЬсь нашли себѣ ыѣсто и разныя статьи, напечатанныя въ «Кіевской Старинѣ»).

Первоначально предполагалось въ этнографнческомъ отдѣлѣ выставки иомѣстить модель церкви, какъ образчикъ народной архи­тектуры и стиля въ иостройкѣ церквей. Потомъ явилась потребность въ особомъ цавнльонѣ для предметовъ церковнаго искусства, и этоть павильонъ рѣшили устроить въ видѣ церкви типичной мѣстной ар­хитектуры. Эта постройка была сооружена гуцулами. Здѣсь были по- мѣщены предметы ыѣстваго иконописанія и рѣзьбы, церковная ут­варь и облаченія, старинныя книги и рукописи, имѣющія отноше- ніе къ богослужепію, и фотографаческіе снимки древнѣйшихъ церк­вей, колоколовъ и иконостасовъ. Онисанію этого отдѣла посвящена пятая часть книги.

Наконецъ, въ шестой часта оппсанъ «павильонъ русскихъ то- вариствъ». Какъ видно изъ описанія, экспонентами въ этомъ па- вильонѣ явились общества учено-литературныя, музыкальный, педа­гоги ческіа, нѣкоторыя учебныя заведенія а общества, имѣющія ха­рактера клубовъ. Одни выставили полныя коллекцін своихъ изданін, другія—отчеты о своей дѣятельноети и разные предметы, относя- щіеся къ этой дѣятельности.

Составленный очень обстоятельно путеводитель по выставкѣ еще болѣе былъ бы цѣннымъ, еслабъ былъ иллюстрированъ, что въ особенности важно было бы для отдѣла этнографическаго. Но от- сутствіе пллюстрацій нельзя ставить въ вину издателямъ, 'іакъ какъ это зависѣло не отъ нихъ, а отъ тѣхъ средствъ, которыми они рас­полагали для взданія.

Вторая книга, заглавіе которой мы выписали, составляетъ по­дробный каталогъ того отдѣла выставки польскаго искусства, кото- рыв, какъ упомянуто выше, былъ названъ «ретроспективною выстав­кою польскаго искусства» и который заключалъ въ себѣ произведе- нія польскаго искусства съ 1764 но 1886 годъ въ количествѣ 1359. Каталогъ этотъ составленъ на столько обстоятельно, что можетъ по­служить справочною книжкою для интереедющихся исторіею поль­скаго искусства, и, кромѣ названія художественныхъ пропзведеній, ко- торыя были выставлены, даетъ свѣдѣнія о размѣрахъ этихъ произ- веденіп и объ ихъ иостоянномъ мѣстонахожденіи, краткое указаніе содержаыін ихъ в краткія біографическія свѣдѣнія о хѵдожникахъ. Къ книгѣ приложено 75 фототипическихъ снпмковъ съ произведеній польскихъ художниковъ.

Какъ извѣстно, иольскіе художники нерѣдко брали сюжеты для своихъ каргинъ изъ иалорусскаго быта. Но изъ каталога не видно съ достаточною ясностью, какія именно картины изображаю» иольскій бытъ и кавіямалорусскій; приложенные же къ книгѣ сйимки воспроизводясь картины изъ польскаго быта, за нсклю- ченіемъ одного рисунка А. Орловскаго, изображающего двухъ тан- цующихъ запорожцевъ, и акварели Юлія Коссока: <ІІереправа че- резъ Днѣстръ>. Бслѣдствіе этого, не впдѣвшп самой выставки, а имѣя въ рукахъ лишь каталогъ части ея, ничего нельзя сказать о томъ, какъ велико было число проязведеній изъ иалорусскаго быта на выставкѣ и какъ именно этотъ бытъ въ нихъ изображался. На основаніи указаній каталога отмѣтимъ только три портрета Мазепы (одинъ работы Норблина и два работы Келесинскаго), крестьянскіе типы, преимущественно изъ Подоліи, Глоговскаго, восемь галицій- скихъ типовъ Родаковскаго, Русины Мпхаловскаго, Фурманъ Луцкій Плонскаго, Гуцулъ Келесинскаго, «Гетманскіе кони» Ю. Конона, «Козакъ коня наііувавъ, Дзюба воду брала> Іосифа Брандта и бюстъ г-жи Лубенской—«Украинка».

Обозрѣвая содержа а іе Львовской выставки, на сколько это воз­можно при помощи тѣхъ двухъ книгъ, о которыхъ мы ведемъ рѣчь, нужно удивляться тому, что русская печать не только не извлекла изъ этой выставки всей той пользы, какую могла извлечь въ науч- номъ отношеніи, но вовсе не обратила на нее внимаыія, ограничив­шись сообщеніями по нѣсколько строкъ о томъ, что въ Львовѣ от- крылась-молъ большая выставка, и ничего больше о ней не ска­завши. А между тѣмъ значительная часть выставка такъ близко ка­салась насъ. Съ грустью приходится сознаться, что сравнительно съ прежнимъ временемъ когда у насъ явились дѣнные этнографа- чесніе труды, народоизученіе сдѣлало у насъ шагъ назадъ, а не впе- редъ, что ослабѣлъ въ обществѣ интересъ къ этому предмету и уменьшилось чисчо литератѵрныхъ силъ, работающихъ на этомъ по­при щѣ. Дай Богъ, чтобъ въ будущемъ этотъ интересъ снова ожи­вился н чтобъ намъ удалось наверстать то, въ чемъ мы такъ от­стали въ послѣднее время,

Н. Ш—въ.

Еи . і Неіепіизг. ѴѴзротпіепіа роізкісіі сгазбѵѵ сІаѵѵпусЬ і р62- піе]


Каталог: library
library -> Программа дисциплины история литературы стран изучаемых языков (ВеликобританиЯ и сша) Направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
library -> Карелы российско-финского пограничья в XIX-XX вв
library -> Издается с 2005 года выпуск 17 Санкт-Петербург 2011 ббк 71. 0 П 18 Главный редактор
library -> Программа курса история отечественной литературы
library -> Программа курса История русской литературной критики
library -> Программа курса история отечественной литературы
library -> Рідкісні книги (1763-1926) з фонду бібліотеки Сумського обласного
library -> Книга известного французского писателя, философа и искусствоведа Жоржа Батая (1897-1962) включает два произведения «Теория религии»
  1   2   3   4