Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


24 ноября 2005 года С. А. Васильев




страница1/4
Дата17.05.2017
Размер0.65 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4


стенограмма
парламентских слушаний на тему "О законодательном обеспечении развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации"
24 ноября 2005 года
С.А.Васильев

Добрый день! Я приветствую всех присутствующих на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Тема наших слушаний сегодня – "Законодательное обеспечение развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации".

Надо сказать, что наш комитет существует три с половиной года, но в Совете Федерации за эту тему мы взялись впервые, и, мне кажется, взялись за нее своевременно. Честно говоря, когда мы планировали эти слушания, то еще не знали о том, что Владимир Владимирович посетит Дальний Восток, будет обсуждать проблему отрасли с ее представителями.

Я знаю, что в Госдуме в ближайшее время тоже будут организованы слушания. Эта тема давно назрела, и у нас сегодня довольно представительный состав участников. Думаю, что сегодня много интересного и полезного услышат представители законодательной и исполнительной власти, представители отрасли.

К сожалению, Алексей Леонидович Кудрин, который должен был открывать наши слушания, заболел. Но так как собралось много людей, мы не стали отменять их.

Сегодня с основным сообщением выступит Александр Алиханович Ахполов, директор Административного департамента Минфина России. Прошу Вас, Александр Алиханович.



А.А.АХПОЛОВ

Действительно, в связи с болезнью министра мне поручено озвучить позицию Минфина, поэтому хочу ознакомить вас с ней.

Анализ состояния российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней свидетельствует о благоприятных в целом тенденциях развития данной отрасли. За последние годы в отрасли заметно выросли показатели по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, растут объемы экспортных операций, активизировался выставочный бизнес, растут объемы торговли ювелирными изделиями.

Вместе с тем развитие рынка происходит не так динамично, как этого требует национальная экономика и как хотели бы участники этого рынка. Правительство Российской Федерации и руководство страны уделяют серьезное внимание этому сектору экономики, о чем свидетельствует упомянутое совещание, которое проводил 22 ноября Президент Владимир Владимирович Путин.

По итогам этого совещания Президентом уже даны поручения Правительству. Они сейчас находятся в стадии оформления и, на наш взгляд, послужат дальнейшему развитию отрасли и будут способствовать решению отдельных актуальных задач, в том числе по вопросам совершенствования законодательного обеспечения данного рынка.

Хотелось бы надеяться, что сегодняшнее совещание послужит укреплению этих положительных тенденций и положительные результаты будут.

Ведущей тенденцией для образования законодательной базы, регулирующей рынок драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, является укрепление института частной собственности при одновременной либерализации рынка, снятие его избыточного регулирования со стороны государств. Эти тенденции отвечают долгосрочной стратегии развития экономики России как рыночной с высокой долей частного сектора.

Экономические интересы государства на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней заключаются в дальнейшем развитии отрасли, включающей в себя предприятия по добыче золота, серебра, платины, алмазов, изумрудов, аффинажные заводы, заводы по обработке драгоценных металлов, гранильные и ювелирные предприятия всех форм собственности, и обеспечении поступления налогов от деятельности хозяйствующих субъектов.

Совершенствуя рыночные механизмы, российская экономика сегодня глубже интегрирована в мировую экономику. Важным этапом процесса экономической интеграции стала подготовка законодательства Российской Федерации к присоединению страны к соглашениям Всемирной торговой организации. В рамках подготовки к вступлению в ВТО осуществляется планомерное совершенствование законодательства, направленное на снятие излишних административных и технических барьеров во всех сферах экономики, в том числе в промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Повышается необходимость в реформировании отраслевого законодательства, адекватного соответствующим законодательствам других стран. Ключевым законом, регулирующим российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, является Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Созданный на этапе перехода от директивной модели экономики к рыночной, данный закон не является законом прямого действия.

В его развитие издано более 60 нормативных документов, которые непосредственно влияют на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизмы регулирования в свою очередь зависят от других федеральных законов, которые изменялись с течением времени.

За прошедшее время драгоценные металлы выведены из понятия "валютные ценности", рассекречены сведения о запасах в недрах, производстве и обороте драгоценных металлов за исключением серебра и драгоценных камней. Принят Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и ряд других.

В сложившихся условиях пересмотр положений Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в целях приведения его в соответствие с реалиями современных рыночных отношений очевиден. Новый законопроект определяет правовые основы регулирования отношений, возникающих в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации; область действия государственной монополии, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий, установленных Конституцией; цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц, их права и обязанности на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации; условия функционирования данного рынка, статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Алмазного фонда Российской Федерации, основные виды и формы государственного контроля.

При этом сохраняется право собственности на правомерно добытые драгоценные металлы и драгоценные камни за субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, получившими лицензии на пользование участками недр, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом предусматривается преимущественное право Российской Федерации на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации.

В процессе подготовки проекта закона ряд представителей золотодобывающих регионов предложили разрешить добычу золота физическим лицам, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, что, по мнению разработчиков, решает ряд социальных проблем, создает рабочие места, что особенно важно для оставшихся жителей ликвидированных горняцких поселков.

По мнению МВД России и ФСБ России (у нас есть их заключения), резкое увеличение количества субъектов, занимающихся добычей золота на всей территории страны, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, несет угрозу ослабления системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, ухудшения криминогенной обстановки золотодобывающих регионов. Соответственно, вопрос снятия запрета на добычу золота физическими лицами, создание системы золотоприемных пунктов, обеспечивающих заслон криминогенному обороту металла, требует дополнительной углубленной проработки. Это отражено также в поручениях, которые даны совещанием, проведенным Президентом в Магадане.

Рассматривая существующую модель Российского федерального пробирного надзора, необходимо признать, что сформированная в условиях жесткого централизма и тотального государственного контроля за производством и оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней модель перестала соответствовать изменившимся общественно-экономическим отношениям, тенденциям развития рынка. Этот вопрос прорабатывается совместно с участниками рынка, и готовится его решение в обозримом будущем. Решается вопрос по отмене применения мер нетарифного регулирования и экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней и по отмене государственной монополии на экспорт платины и металлов платиновой группы. Подготовлен проект указа Президента Российской Федерации, который предусматривает отмену процедуры квотирования экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, снятие запрета на экспорт руд и концентратов, а также лома и отходов драгоценных металлов.

Отмена мер нетарифного регулирования не сможет оказать негативного влияния на экономическую безопасность государства, так как согласно законодательству Российская Федерация имеет приоритетное право приобретения для государственных нужд драгоценных металлов и драгоценных камней у недропользователей в рамках выделенных средств из федерального бюджета. У государства сохраняются достаточные контрольные функции за экспортом драгоценных металлов и драгоценных камней.

Загруженность российских перерабатывающих предприятий не уменьшится, так как российские предприятия металлургического комплекса, аффинажные заводы по качеству выпускаемой продукции, стоимости переработки и географическому положению значительно превосходят зарубежные, что делает их более привлекательными для российских добывающих компаний.

Российские предприятия, которые занимаются огранкой драгоценных камней, постоянно наращивают экспорт как бриллиантов, так и необработанных природных алмазов. Растут остатки необработанного сырья на складах предприятий, что указывает на хорошую обеспеченность российских предприятий алмазным сырьем, и отмена квот на их производственной деятельности не отразится.

Загруженность российских предприятий сырьем и, соответственно, количество рабочих мест в целом зависят не от административных мер по регулированию экспорта, а от ситуации на мировом алмазно-бриллиантовом рынке и от способности российских предприятий адекватно реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка.

В рамках решения вопроса об ограничении роли государства в экономической деятельности субъектов предпринимательства Минфин России разработал проект федерального закона, предусматривающий отмену государственной монополии на экспорт платины и металлов платиновой группы.

Действующая в настоящее время одноканальная схема экспорта платины и МПГ (металлы платиновой группы) противоречит антимонопольному законодательству Российской Федерации, нормам ВТО и мировой практике, что ставит российских производителей в неравные конкурентные условия на мировых рынках и не позволяет им в полной мере обеспечивать адекватную ценовую политику.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти проводят политику, направленную на последовательную либерализацию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, снятие его избыточного регулирования со стороны государства, устранение имеющихся противоречий в законодательной базе, регулирующей отношения в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Работа в этом направлении будет продолжена.

Вот коротко о тех направлениях деятельности, которым на сегодня Министерство финансов уделяет основное внимание. В последующих выступлениях мы надеемся, что найдем или подтверждение, или поддержку, или критику наших позиций. Спасибо.



С.А.ВАСИЛЬЕВ

Я хочу заметить, что у нас есть первоначальный список выступающих, который мы запланировали. Во-первых, все, кто хочет выступить, могут подавать записки в президиум. Во-вторых, предложения в проект рекомендаций наших слушаний тоже можно подать сейчас или немного позже, потому что мы будем работать еще некоторое время над проектом рекомендаций после проведения слушаний.

Следующий выступающий – Юрий Алексеевич Котляр, член правления ОАО "ГМК "Норильский никель".

Ю.А.КОТЛЯР

Уважаемые коллеги, я полностью согласен с позицией Минфина, изложенной в докладе, и хочу остановиться только на одном этапе действий Минфина – отмене государственной монополии на экспорт металлов платиновой группы.

Исторически эта монополия исходит из бывшей монополии внешней торговли, которая существовала в СССР и осуществлялась Министерством внешней торговли и внешнеторговыми объединениями. "Алмазювелирэкспорт" – последнее внешнеторговое объединение СССР, которое осталось нам в наследство.

Россия всегда считалась крупнейшим игроком на рынке металлов платиновой группы, потому что, вы знаете, природные ресурсы, содержащие платиновые металлы, у нас достаточно большие. Мы практически технологически разделены с нашими конкурентами из Южной Африки, потому что у нас соотношение платины к палладию один к трем, в Южной Африке – три к одному. На каком-то этапе, когда был большой бум рынка палладия, мы, Россия, получили достаточно большие доходы. Сейчас эти доходы получает Южная Африка. Это развивается по спирали, и наступит время широкого применения палладия.

Я должен сказать, что государственная монополия в данной ситуации сдерживает возможности производителя. Потому что весь мир давно понял, что рынок металлов платиновой группы – это рынок соглашений и долговременных контрактов. Нельзя продавать эту продукцию на споте и тем самым обрушить рынок, как это иногда делала в молодости Россия, а до этого СССР.

Представьте себе такое зрелище. Сегодня есть государственная монополия, осуществляет ее "Алмазювелирэкспорт". У нас появляется возможность заключить с крупнейшими потребителями металлов платиновой группы долговременные соглашения. Мы эти соглашения подписываем, допустим, с "Ford", "General Motors". Вторая сторона, которая обязана со стороны СССР обязательно подписать, – это государственное унитарное предприятие "Алмазювелирэкспорт".

Дальше ситуация на рынке меняется. Мы считаем целесообразным этот контракт не исполнять. Это наше право. Тогда возникает ситуация, аналогичная ситуации с фирмой "НОГА", государственных гарантий коммерческим контрактам. Наверное, государству это сегодня уже не нужно. Главная задача государства, чтобы мы возможно больше произвели продукции, ее продали и выплатили все необходимые налоги.

Поэтому я считаю, что вот этот рудимент, который сохранился, сдерживающий производителя, конечно, должен быть убран, и позицию Минфина я здесь полностью поддерживаю.

Однако я считаю, что, безусловно, есть вопрос, который нужно будет обсуждать. Мы все знаем, что есть государственные запасы металлов платиновой группы, и каким образом государство будет их реализовывать – это дело государства прежде всего, потому что понятно, что государство, если оно считает нужным, готово купить у нас всю продукцию, мы ее обязаны продать государству. По законам это так. Поэтому я полностью поддерживаю эту линию.

Тем более что ситуация с "Алмазювелирэкспорт" возникла в известной мере стихийно. 1998 год – кризис, был закон о первоочередных мерах по ликвидации кризиса, на 1999 год действовал закон о бюджете 1999 года, и туда кто-то прописал эту норму. Вот с тех пор эта норма стала нормой закона.

Я хотел бы остановиться еще на одном вопросе. Вы знаете, тут мне, наверное, проще говорить, так как я один из разработчиков этого закона, который делался в период с 1992 по 1995 год. Почему тогда этот закон был очень актуален? Вы знаете, шла всеобщая приватизация, золотопромышленность вся попала в частные руки, аналогично произошло и с другими направлениями. Государству нужно было сохранить эту промышленность, хотя многие руководители Правительства, в частности Егор Тимурович Гайдар, говорили, что нам золото в России вообще не нужно, потому что мы его можем в любой момент купить на рынке. Хотелось бы увидеть, как мы сейчас на рынке начали бы покупать золото, по какой цене, при этом потеряв огромное количество рабочих мест.

Вот в этих условиях закон был необходим. Уже тогда мы говорили, что это закон не прямого действия, это закон рамочный. И поэтому вот эти 60 или 90 подзаконных актов, которые родились, это против закона, потому что аналогичным путем эти акты могли родиться указами Президента, постановлениями Правительства и так далее.

Много говорят об учете. Обязательно нужно, чтобы в законе был прописан учет. Дорогие товарищи, многие из нас работали при СССР. Когда был учет драгметаллов лучше, сейчас или тогда? Тогда! Какой документ был по учету драгметаллов? Один единственный документ – Инструкция Минфина СССР, согласованная с МВД СССР. Все! И по этой инструкции осуществлялся учет. И форма этой инструкции, кстати, до сих пор сохранилась.

Поэтому, я считаю, это тот самый случай: закон сделал свое дело, и попытки сейчас этот закон чем-то дополнить, чем-то его еще новым оживить… У меня просьба к законодателям: задумайтесь, а надо ли это делать в рамках закона? Появилось большое количество других законов, которые многие пункты этого закона сделали нелегитимными.

Понятно, всё, что касается недр, убирается. Закон о валютном регулировании внес большое количество поправок в этот закон. Мы что, будем разрабатывать закон, чтобы разделить платиновые металлы по направлениям применения? Это же не для закона нужно.

И потом, знаете, мировая практика показывает, что наличие законов по какому-то одному виду минеральных ресурсов – это не совсем правильная тактика. Из всех аналогов, которые мы знаем, есть закон об алмазах в Южной Африке. Законов о драгоценных металлах, тем более о платиновых металлах нет нигде, включая Южную Африку, которая является на рынке игроком номер один.

Поэтому делать к закону поправки, носящие рамочный характер, по которым нужно будет выпускать огромное количество подзаконных актов, думаю, вряд ли сейчас целесообразно. Спасибо за внимание.

С.А.Васильев

Спасибо большое.

Следующий выступающий – Юрий Александрович Дуденков, вице-президент компании "АЛРОСА".


  1   2   3   4

  • С.А. Васильев
  • С.А.ВАСИЛЬЕВ