Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


2013 г. Тема. Проект «Путешествие в страну Чукоши» ( К. И. Чуковский-детям). Предмет




Скачать 137.5 Kb.
Дата02.07.2017
Размер137.5 Kb.
Макеевская общеобразовательная школа I-Ш ступеней № 50

Русский язык( чтение). Внеклассное чтение. 2 класс

Проект «Путешествие в страну Чукоши» ( К.И. Чуковский - детям).

Учитель Левашова Л.А.

2013 г.

Тема. Проект «Путешествие в страну Чукоши» ( К.И. Чуковский-детям).

Предмет. Русский язык( чтение). Внеклассное чтение.

2 класс

Автор урока Левашова Лариса Александровна, учитель начальних классов

Учебное заведение Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №50

Краткая характеристика класса

28 учеников

13 девочек и 15 мальчиков

Успеваемость:

Высокий уровень – 4 чел.

Достаточный уровень – 18 чел.

Средний уровень – 6 чел.

Работа в данном проекте осуществлялась в рамках апробации проекта учителя «Формирование и воспитание ученического коллектива в начальной школе по методологии В.А. Сухомлинского средствами проектной деятельности»



Цель. Познакомить учащихся с биографией К.И. Чуковского. Расширять

знания о его творчестве. Создавать условия для формирования

читательской культуры, прививать интерес к чтению.

Развивать навыки самостоятельной работы с книгой и различными

источниками информации.

Воспитывать интерес к личности писателя и его произведениям,

эстетический и художественный вкус.

Оборудование:


  1. карта путешествия;

  2. портрет писателя, выставка его книг;

  3. выставки: поделок «Мое чудо-дерево», аппликаций чудо-дерево «Времена года»;

  4. костюмы для инсценирования отрывка из сказки «Муха-Цокотуха»;

  5. телевизор, DVD-плеер, сказка «Мойдодыр».

Литература.

  1. справочная:

  • Лукьянова И. В. Корней Чуковский. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 988 с. («Жизнь замечательных людей»);

2) методическая:

  • Система виховання у початковій школі ( за Національною програмою виховання МОН України) /упоряд. А. В. Лихва. Х.: Видав.група «Основа», 2012.– с.373,[3] с. – (Серія « Початкова школа. Класний керівник »);

  • Большакова О.А. Метод проектів у початковій школі /О.А. Большакова, Л. В. Салуха, Л.В. Кука, Л.І.Дубинська. – Х.: Вид-во «Ранок», 2011. – 144 с.– (Серія «Нові педагогічні технології»);

  • Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. – М.: Новая школа, 1998. – 176 с.

3) Інтернет-ресурси:

  • ВикипедиЯ-свободная энциклопедия. – Режим доступа к документу –

http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • Все для детей. – Режим доступа к документу –http://allforchildren.ru/

4) детская литература.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Объект познания: жизнь и творчество К.И. Чуковского.

Проблема: познакомиться с биографией писателя, расширять представления о его твочестве.

Способ решения проблемы: сбор и анализ информации, ее распространение среди учащихся класса, чтение произведений писателя.

Задачи проекта.

  • Обучение систематическому выбору и чтению доступных детских книг в свободное время.

  • Усвоение учебного материала по теме, создание портфолио по материалам проекта «В стране Чукоши».

  • Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности, умений

работать в группе и в паре.

  • Формирование ключевых компетентностей средствами учебно-воспитательной деятельности, проектной педагогики.

Рекомендации.

Все учащиеся класса читают произведения К.И. Чуковского, делают поделки «Мое чудо-дерево», чудо-дерево «Времена года», отвечают на вопросы викторины.

Заранее создаются творческие группы, которые работают в различных направлениях.
Биографы

План работы

1. Изучить биографию К.И. Чуковского и подготовить сообщение.

2. Подготовится к участию в викторине о жизни и творчестве

К.И. Чуковского по категориям:


  • имена;

  • род занятий;

  • города в жизни писателя;

  • творчество.

Исследователи

План работы



  1. История создания «Крокодила».

  2. Как появилась «Муха-Цокотуха»?

  3. Как были написаны загадки.

  4. История появления « Мойдодыра».

Затейники

План работы



  1. Презентовать несколько загадок К. И. Чуковского: выучить их, нарисовать

  2. рисунки-отгадки или подобрать предметы-отгадки.

2. Подготовить танец по сюжету сказки «Путаница» для физкультминутки.

Литераторы

План работы



  1. Подготовить инсценировку отрывка из сказки «Муха-Цокотуха».

  2. Подготовить выставку книг К.И. Чуковского.

  3. Написать заметку в газету о работе в проекте.

Языковеды

План работы



  1. Лексическое значение слов (в толковом словаре, Викепедия): биография, писатель, псевдоним, литературовед, критик, опера.

  2. Составить толковый словарь из слов и имен, которые придумал писатель К. И. Чуковский. Например:

Мура – дочь К.И. Чуковского.

Зубауси – зубы.

Умелые ручки

План работы



  1. Оформляют выставки работ «Чудо-дерево», чудо-дерево «Времена года».

  2. Изготавливают карту « Страны Чукоши».


Викторина по произведениям К. И. Чуковского

  1. Назови сказку и дай ответ на вопрос:

  • Как-то раз ехали медведи на велосипе­де. А за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. А кто ещё?

  • Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил?

  • Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяу­кали. А что сделали воробышек и медведь?

  • От мальчика убежали, улетели и уска­кали простыня, свечка, книжка, утюги, сапо­ги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки и башмаки. А что ещё?

  • По приказу Великого Умывальника щётки и мыло стали тереть мальчика, чис­тить и мыть. Но что особенно не понравилась ему?

  • В Таврическом саду мальчик повстре­чал Крокодила и Кокошу. Кого он ещё встре­тил?

  • В гости к Мухе пришли букашки, блош­ки, козявочки, жуки-червяки, кузнечик, светляки, сороконожки, клоп, мотыльки, бабоч­ки, муравьи. А кто ещё пришёл к ней в гости?

  • Сражались паук и комар. Кто победил?

  • От неряхи убежали сито, корыто, то­поры, кастрюля, утюги, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, стол, самовар, тру­ба, тарелки, таз, скалка. А что ещё убежало?

  • Какое отчество у Федоры?

  • По телефону звонили слон, зайчатки, мартышки, цапли, свинья, олень, тюлень, га­зели, носорог. Кто ещё позвонил?

  • Доброму доктору помогли добраться до Африки волки и орлы. Кто ещё?

  • Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен?

  • У Котауси были злые глазауси. И злые-презлые... (Добавь нужное слово).

  • Были зайки, сороки, журавли, волки, раки, воробей, медведь, бараны, медведица, медвежата, крокодил, белочки. Кто из них проглотил солнце? А кто освободил?




  1. Создай словарик слов и имен, придуманных К.И.Чуковским. Напиши, кто или что это. Например: Мура – дочь К.И. Чуковского. Зубауси – зубы.

Храбрецы-…, скрюченные ножки-…, Барабек-…, Котауси и Мауси-…,

курица-…, хвостауси, глазауси-…, Дженни-…, Федора-…, Федотка-…,

Мойдодыр-…, Бебека, Мемека-…, сумасброд-…, Бармалей-….

Продолжительность. Две недели.

Ожидаемый результат. Формирование ключевых компетентностей, дальнейшее сплочение коллектива класса, родителей, развитие навыков проектной деятельности, творческих способностей, интереса к изучению жизни и творчества К. И. Чуковского, создание портфолио по материалам проекта «В стране Чукоши», написание заметки в областную детскую газету.

План и ход урока-отчета

I. Организационный момент.

– Две недели мы с вами работали над проектом «В стране Чукоши», и сегодня биографы, исследователи, знатоки языка, затейники, артисты расскажут о результатах своей работы.



Наконец настал момент:

Презентуем мы проект.

Всем расскажем о Чукоше

И его героях тоже.

Вот карту путешествий открываем,

С улыбкой гномов тут встречаем,

И всех нас солнце согревает.

II. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация опорных знаний:

– А происходит это потому, что говорить мы будем о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя и очень солнечного человека, человека излучающего радость, свет, тепло и добро, которые он всегда дарил своим читателям, а прежде всего детям. В путь по удивительной стране Чукоши!

  1. Словарная работа: отчет знатоков языка.

– Во время работы над проектом вам встретились незнакомые слова, значение которых узнавала группа знатоков языка. Сейчас мы прочитаем эти слова, а ребята расскажут, что они узнали. (Дети выполняют задание)

  • Биография - это описание чьей-нибудь жизни. Например: биография Корнея Ивановича Чуковского. или

Биография – это чья-нибудь жизнь. Например: моя биография.

  • Псевдоним – это условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо то и другое). Например: Корней Иванович Чуковский – это псевдоним писателя, а в детстве его звали Николай Васильевич Корнейчуков.

  • Писатель – это человек, который пишет литературные произведения. Например: детский писатель, пишет для детей.

  • Критик изучает и оценивает в данном случае произведения писателей

или Критик – это человек, который все и всех ругает, осуждает.

Еще говорят – хулитель, порицатель.






  • Литературовед  изучает литературные произведения.

Например, Корней Иванович Чуковский больше всего любил и

почти 46 лет изучал творчество поэта Некрасова.








  • Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра. Композитор Юрий Левитин написал оперу «Мойдодыр».

III. Работа по теме урока.

1. «Остров «Биографический»: отчет группы биографов.

– Начинается наше путешествие на острове « Биографическом», где гном Почемучка и ребята из группы биографов помогут нам узнать интересные факты о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского. Перед вами категории, по которым работали ребята, вы выбираете одну из них, а они рассказывают, что знают об этом из биографии писателя.


  • имена;

  • род занятий;

  • города;

  • виды творчества.

Итак, назовите настоящее имя писателя. (Корнейчуков) Как вы думаете, почему псевдоним у писателя Корней Чуковский? (Он части настоящей фамилии сделал писательским именем)

2. «Море загадок»: чтение затейниками загадок и отгадывание их по рисункам и предметам.

– С острова «Биографический» мы попадаем в «Море загадок», где нас встречает гном Загадалка. А еще на нашей презентации работает справочное бюро, где от исследователей можно узнать много интересного.

Справочное бюро:

К.И. Чуковский о себе рассказывал: «Где бы я ни был - в трамвае, в очереди за хлебом, у зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

– Их он сочинил целых 25. Наши «Затейники» подготовили подборку этих загадок с отгадками. Послушайте некоторые из них и правильно выберите отгадку.


Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху

Увидел лохматого. (Зеркало)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! ( Крапива)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну. ( Иголка)
Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. ( Сосулька)
Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. ( Яйцо и цыпленок)
3. «Горы стихотворений»: работа по карточкам в парах.

– А теперь перед нами раскинулись « Горы стихотворений», хозяйничает здесь гном Забывалка. Он, конечно, со своими друзьями побывал в мастерской Чукоши, где у нас работают выставки « Чудо-дерево «Времена года» и «Мое чудо-дерево». Гномам очень понравились ваши работы, а вот, что они написали об этом, мы узнаем, если выполним задание гнома Забывалки. На листьях этого чуда-дерева он написал только несколько первых букв из названий стихотворений К.Чуковского. Попробуйте ему помочь, отгадайте их (Дети отгадывают). А теперь вспомним эти стихотворения, работаем в парах по карточкам. Прочитайте стихотворения, установите соответствие: поставьте нужную цифру рядом с названием стихотворения (Работа по карточкам).

Проверяем.

( Дети читают и отвечают на вопросы)


  1. « Бе…» (Почему смеялась лягушка? Все испугались хвастливого барашка.)

  2. «Еж…» ( Что и почему вызвало смех у ежиков? Козявки продавали ежикам булавки, а они, и так, колючие.)

  3. «Фед ...» ( Что мы узнали о Федотке? Какой он? Из чего это видно? Капризный. Все его нянчат.)

  4. « Ра…» ( Какие чудеса происходили из-за того, что все радоваллись?)

  5. « Пу…» (Кому из героев можно посоветовать: «Спички – это не игрушка»? Лисичкам.)

4. Физкультминутка «Путаница».

А сейчас физкультминутка,

И, конечно, место шутке.

Путаница в классе:

Стала все похожи на зверят,

Муху слушать не хотят.

5. «Долина сказок»: инсценировка отрывка из сказки « Муха-Цокотуха», викторина «Назови сказку».


  1. игра «Помоги Путалке»;

– Мы путешествие продолжим, в «Долину сказок» попадаем и Путалке все вместе помогаем. В названиях сказок К. Чуковского гном перепутал одну из букв. Прочитайте правильно названия сказок.

  1. «Фармалей» ( Б)

  2. «Мокдодыр» (й)

  3. «Тарабанище» (к)

  4. «Федорино море» (г)

  5. « Ойболит» (А)

  6. « Крокожил» (д)

  7. « Муза-Цокотуха» (х)

  8. «Худо - дерево» ( Ч)

– Ребята, какой герой чаще других встречается в произведениях Чуковского? (Ответ детей)

Справочное бюро:

Детским писателем Чуковский стал случайно. А вышло это так. Корней Иванович ехал в поезде с сыном. Мальчик заболел и капризничал. Чтобы успокоить его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил на свете крокодил,

Он по улицам ходил.

Сынишка затих и стал слушать, а на утро попросил повторить историю. Так родилась сказка «Крокодил».

– Посмотрите на выставку книг, которую составили наши исследователи, и назовите сказки, где нет крокодила? (Ответ детей)

– Отрывок одной из сказок инсценировали наши артисты, послушайте историю создания сказки и отгадайте ее название.

Справочное бюро:

Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Так в один день была написана веселая сказка о мухиных именинах и свадьбе, а в роли спасителя-жениха автор представлял себя.

3) инсценировка отрывка из сказки « Муха-Цокотуха»;

Вопросы:


  • Как называется сказка, отрывок из которой нам показали ребята?

  • Какая из пословиц отражает содержание сказки?

(Дети читают и отвечают)

  • Не имей сто рублей, имей сто друзей.

  • Друзья познаются в беде.

  • Старый друг лучше новых двух.

4) слушание финальной части оперы « Мойдодыр».

– И еще одна история от исследователей.

Справочное бюро:

Чуковский любил детей и всегда находил к ним подход. Как-то сидя в кабинете, он услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться и громко плакала. Отец вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно сказал:



Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

И вот уже около ста лет взрослые и дети с интересом читают сказку «Мойдодыр».

– Сейчас вы посмотрите отрывок из одноименного мультфильма, где звучит финал оперы Ю. Левитина.


  • Какое настроение передают нам авторы сказки, музыки и мультфильма?

  • Что прославляют они и почему?

7. «Лес переводов»: работа в группах.

Гном Смекалка приглашает нас в «Лес переводов» и хочет узнать, что вы знаете о Чуковском переводчике, какие народные детские песенки он перевел на русский язык? (Ответ детей)

А сейчас – работа в группах: нужно составить из букв название песенки, выставить в нужном порядке строки в песенке и прочитать ее нам.

(Дети работают и отвечают)

8. «Город детства»:



  1. Рассказ учителя об истории создания книги «От двух до пяти».

– Наше путешествие заканчивается в «Городе детства». И сейчас мы увидим, как работала в проекте группа « Родительская помощь», наши родители. В коллаже « Говорят наши дети» они рассказали свои истории о вас, ребята, когда вы были маленькими, а теперь мы посоревнуемся, кто лучше понимает язык наших ребят: дети или взрослые. Я спрашиваю, а вы объясняйте. Замените слово, чтобы было понятно, о чем хотел сказать малыш (Проводится конкурс).

IV. Подведение итогов: метод « Микрофон».

– Закончилось наша презентация и путешествие по «Стране Чукоши», но хочется верить, что это ваши первые шаги в удивительном мире книг Корнея Чуковского.



А теперь подумайте и скажите одним словом, почему его стихи интересны всем? Они…
Каталог: attachments
attachments -> План урока литературы по теме: «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез»
attachments -> Биография Александра Клубова
attachments -> Книги об Анне Ахматовой, изданные в XXI веке
attachments -> Пояснительная записка: Энциклопедический словарь художников это научное издание, содержит биографическую информацию о художниках разных эпох
attachments -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
attachments -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
attachments -> Приложение 1 титульный лист «Рассмотрено»
attachments -> Программа по кружку «Литература Испании»

  • Предмет.
  • Тип проекта
  • Способ решения проблемы
  • Викторина по произведениям К. И. Чуковского
  • Продолжи тельность.
  • План и ход урока-отчета I. Организационный момент.
  • II. Сообщение темы и цели урока.
  • III. Работа по теме урока.
  • Физкультминутка «Путаница».
  • IV . Подведение итогов