Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


2 исторические подходы к анализу процесса психического развития человека




страница1/9
Дата27.06.2018
Размер1.81 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» Возрастная психология: справочные, практические и контрольные материалы Нижний Новгород 2011 Возрастная психология: справочные, практические и контрольные материалы - Н.Новгород: НГПУ, 2011. Предлагаемое пособие содержит систему справочных, практических и контрольных материалов по возрастной психологии, направленных на усвоение теоретических основ современной науки, позволяющих перейти от теории к практике. Последовательно представлены: справочный теоретический материал, практические задания и задачи, контрольные вопросы и задания, а также словарь терминов, персоналий и литература, которые призваны обратить вни­мание учащихся на ключевые моменты темы. Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов; для психологов и педагогов. Авторы-составители: д-р. психол. наук, профессор Т.Н.Князева канд. психол. наук, доцент М.Б.Батюта Рецензент: д-р психол. наук, профессор Т.М.Сорокина © Т.Н.Князева, М.Б.Батюта, 2011 О Г Л А В Л Е Н И Е ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ТЕМА 1 Предмет, задачи и методы возрастной психологии………………………………………………….. ТЕМА 2 исторические подходы к анализу процесса психического развития человека………………. ТЕМА 3 Изучение закономерностей и этапов психического развития в отечественной психологии…………………………………………………. ТЕМА 4 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ………………………………… ТЕМА 5 РАННИЙ ВОЗРАСТ……………………………………………... ТЕМА 6 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ…………………………………….. ТЕМА 7 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ…………………………. ТЕМА 8 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ………………………………….. ТЕМА 9 ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ……………………………………… ИТОГОВЫЙ ТЕСТ…………………………………………………………... СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………………………… ПЕРСОНАЛИИ………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИя………………………………………………………………. Введение Изучение закономерностей и особенностей психического развития человека в различные периоды его жизни является необходимой составляющей профессионального образования широкого круга специалистов. Особое значение возрастная психология имеет для подготовки специалистов психолого-педагогического профиля. Предлагаемое учебное пособие реализует две основные задачи: помочь студентам в освоении содержания, структуры, процесса и закономерностей психического развития; а также предоставить преподавателю психологии необходимый справочный, практический и контрольный материал для подготовки к занятиям. В связи с этим, предлагаемое пособие включает в себя теоретический материал информационно-справочного характера по основным темам возрастной психологии. Для формирования у учащихся практико-ориентированных учебных и профессиональных действий в каждую тему включена система заданий практического характера, представленная разными уровнями усвоения теоретического материала: репродуктивным (вопросы для самопроверки), аналитическим (практические задания), обобщающим (задачи), творческим (темы творческих работ). Эти же задания могут использоваться для осуществления тематического контроля (самоконтроля) после изучения конкретной темы. Кроме того, в пособии содержится материал для итогового контроля, который представлен обобщенным тестом, отражающим наиболее значимые проблемы возрастной развития. Для более качественного освоения научных понятий и категорий приводится терминологический словарь и краткие биографические сведения о выдающихся ученых-психологах, оказавших значительное влияние на развитие психологической науки. Учебное пособие является содержательным и методическим дополнением к учебным курсам «Возрастная психология» и «Психология развития». Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов; для психологов и педагогов. Как пользоваться пособием Работа с пособием должна строиться по стратегии последовательного овладения темами курса и активного использования терминологического словаря и словаря персоналий. Содержание терминов, выделенных жирным шрифтом, объясняется в терминологическом словаре. В словаре персоналий представлены краткие сведения о тех ученых, чьи имена в справочном тексте обозначены жирным курсивом. Слова, выделенные просто курсивом, являются важными и объясняются по ходу текста. Прежде, чем выполнять практические задания (любого уровня) необходимо ознакомиться с теоретическими сведениями и определениями понятий, изучаемых в этой теме. Для выполнения практических заданий обобщающего (задачи) и творческого (темы творческих работ) уровней недостаточно справочного теоретического материала, представленного в пособии, необходимо воспользоваться учебной литературой или первоисточниками, указанными в списке литературы в конце каждой темы. Для работы с электронным учебником рекомендуем использовать бесплатную программу Adobe Acrobat Reader версии 6.0 или выше. Последнюю версию можно скачать с сайта разработчика по этой ссылке: http:get.adobe.comreader тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии Возрастная психология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности психического развития человека и становление его личности на этапах онтогенетического развития от рождения до старости. Изначально, как направление психологического знания, она возникла как психология детства. В 1882 году немецкий ученый Вильгельм Прейер опубликовал свои наблюдения за развитием собственного сына, в свет вышла его книга «Душа ребенка», которая дала начало научным исследованиям детской психики. Важнейшим фактором возникновения возрастной психологии как отрасли научного знания стал психологический интерес к воспитанию и обучению ребенка. Первые систематические наблюдения, а также разработки способов изучения детской психики связаны с именами В.Прейера, А.Гезелла, С.Холла, Л.Термена. В отечественной психологии основные задачи детской возраст­ной психологии были определены Л.С. Выготским и его последователями – А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, Л.И.Божович и др. Значительное влияние на изучение взрослости и старости, как этапов онтогенетического развития человека оказали работы Э.Эриксона, А.Маслоу, Г.Олпорта, а также отечественных психологов Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Современная возрастная психология включает 3 раздела: психология детства и юношества; психология взрослого (зрелого) возраста; психология пожилого возраста (геронтопсихология). Предметом возрастной психологии сегодня являются возрастные периоды развития человека, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе­риода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Задачи современного этапа развития возрастной психологии как науки: построение общей концепции психического развития в онтогенезе, определение и уточнение источников, условий и движущих сил развития; установление возрастных и потенциальных возможностей, человека на различных этапах онтогенетического развития; изучение возрастного развития личности в конкретных исторических условиях; разработка современных методов исследования и развития психических процессов и свойств расту­щего человека; применение теоретических выводов и результатов исследований в реальных процессах развития, воспитания и обучения детей. Ключевыми категориями возрастной психологии являются: возраст (паспортный, биологический, психологический), развитие психики, движущие силы развития, периодизация развития, возрастной период, детство. Возрастная психология тесно связана с такими отраслями психологического знания как общая, социальная, педагогическая и дифференциальная психология. Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с различными отраслями педагогики, с биологией, медициной, философией и другими науками. Возрастная психология опирается на следующие общенаучные принципы: принцип детерминизма, принцип единства психики (сознания) и деятельности, принцип объективности, принцип системности, принцип развития. Возрастная психология актив­но использует методы, пришедшие из общей, диффе­ренциальной и социальной психологии, адаптируя их к собственным задачам. Широко распространены в возрастной психологии основные эмпирические методы - наблюдение и эксперимент. Необходимые условия науч­ного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объ­екта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого (при скрытом наблюдении); объектив­ность и систематичность наблюдений; фиксация результатов. В возрастной психологии используются все виды наблюдения: включенное, скрытое, сплошное, выбороч­ное. Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; но он достаточно трудоемок и неэкономичен во времени. В этом смысле более эффек­тивным является эксперимент (и его этапы: констатирующий, собственно формирующий, контрольный). Результаты любого эксперимента должны подвергаться качественной и количественной обработке (они относятся к группе методов обработки данных). При качественном описании данных даются развернутые словесные характеристики полученных результатов. Например, при изучении устной речи ребенка описывается характер словарного запаса, многообразие используемых ребенком различных частей речи, правильность употребления грамматических форм, связность, логичность, темп и т.д. детской речи. Количественная обработка данных подразумевает подсчет (количественное выражение) исследуемых характеристик (признаков, свойств, действий, явлений, объектов и т.д.) и их процентное выражение. Этот способ показывает «вес» (представленность) исследуемых параметров в условиях проводимого эксперимента. Особый способ анализа полученных результатов эксперимента представляют методы статистической обработки данных. Помимо основных методов эмпирического исследования, мож­но выделить ряд дополнительных. К ним относятся беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов, деятельности, социометрия и др. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. Требования для научного проведения беседы: проводить беседу в естественной обстановке; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; соблюдать такт и спокойствие. Беседа с ребенком имеет свои особенности, главное из которых - расположение ребенка к взрослому собеседнику и доброжелательность взрослого в общении. Особое значение имеет форма, в которой ребенку задаются вопросы. Необходимо избегать излишне прямолинейных формулировок (тебе нравиться твоя воспитательница), неэтичных вопросов (ты любишь папу). Нежелательны формулировки, на которые могут быть шаблонные ответы (ты хочешь в школу), или очень длинные формулировки, со сложными предложениями и малопонятными словами. Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым). Проведение письменного анкетирования среди детей возможно только с возраста, когда ребенок научится писать. Для изучения детей можно применять как открытые, так и закрытые анкеты, но следует учесть, что чем младше ребенок, тем хуже он владеет письменной речью, следовательно, тем сложнее ему выразить свою мысль в открытой форме. Открытыми вопросами называют те, ответы на которые даются в свободной форме (в какие игры ты больше всего любишь играть) К закрытым относятся вопросы, на которые предполагается выбор ответа из данных (занимаешься ли ты спортом а) да, постоянно; б) нет; в) иногда). Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, музыка, сочинения, тетради, дневники). Иногда для правильной интерпретации ри­сунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки в работах ис­пытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному. Тестирование - диагностика различных свойств личности с помощью стандартизированных способов оценки результатов. В возрастной психологии используются проективные тесты и тесты достижений. Проективные техники направлены на изучение глубинных особенностей личности (тревожность, фобии), а также на выявление эмоциональных, мотивационных и межличностных особенностей личности и некоторых интеллектуальных характе­ристик: общего интеллектуального уровня, оригиналь­ности и стиля решения проблемных ситуаций. Тесты достижений направлены на измерение уров­ня знаний, умений и навыков детей и взрослых. Можно сказать, что тесты достижений служат измерению их обученности в той или иной сфере. Важно помнить, что тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы. Социометрический метод дает дополнительную информа­цию о характере взаимоотношений, складывающихся между члена­ми группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллекти­ве. Данные о статусе ребенка в группе, взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоот­ношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации. Вопросы для самопроверки Что изучает возрастная психология Назовите основные разделы возрастной психологии. Какой факт повлиял на выделение детской психологии в самостоятельную науку Когда это было Назовите ученых, с именами которых связаны первые исследования психологии детства. Каковы основные категории, составляющие предмет современной возрастной психологии Какие задачи науки можно назвать ведущими С какими областями научного знания связана возрастная психология В чем заключается эта связь Охарактеризуйте специфику методов наблюдения и эксперимента, применяемых в возрастной психологии. Дайте характеристику дополнительных методов исследования. В чем особенности применения каждого из них при работе с детьми В чем суть количественной и качественной обработки результатов исследования Практические задания Задание 1. Сравните процесс наблюдения и созерцания. Заполните правую колонку таблицы характеристиками научного наблюдения в сопоставлении с данными характеристиками созерцания. Таблица 1 Характеристики созерцания (созерцать - смотреть) Характеристики научного наблюдения (наблюдать - видеть) без цели не фиксировать процесс смотрения, раствориться в нем, отдаться чувствам, впечатлениям без предварительно плана без рефлексивного самоконтроля результат — это новые переживания обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и со­переживание Задание 2. Определите критерии (показатели), по которым можно было бы при наблюдении судить о тех или иных мотивах учения ребенка. Заполните таблицу. Таблица 2 Критерии (показатели), характеризующие познавательные мотивы социальные мотивы 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. Задание 3. В представленном отрывке (Р.Готтсданкер «Основы психологического эксперимента») нарушена представленная автором система изложения экспериментального отчета. Исправьте порядок изложения разделов, следуя логике описания экспериментальной работы. Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах. Цель экспериментального отчета — как можно эффек­тивнее донести до предполагаемых читателей смысл экс­перимента. Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. Во-вторых, отчет разде­лен на стандартные разделы. Такой способ его оформ­ления помогает автору организовать материал. Он помога­ет и читателю, поскольку тот уже знает, где и что ему искать. Если тщательно следовать структуре описания, то опытный исследователь сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эк­сперимента. Далее мы приводим разделы эксперименталь­ного отчета и их функции: В «Кратком содержании» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в резуль­тате. В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме. В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы. Во «Введении» рассказывается о том, ради чего экс­перимент был задуман и проведен. В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Этот раздел включает деления: испытуемые, материал, оборудование, процедура. В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, проводящиеся исследования и малотиражные работы. В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или несколькими табли­цами и графиками. «Цитированная литература» — ссылки перечисляют­ся в алфавитном порядке в соответствии с формой. Задание 4. Подготовьтесь к проведению исследования памяти (внимания, мышления) у детей 6 лет: сформулируйте задачи исследования (какие именно характеристики данного психического процесса вы будете изучать), подберите задания для изучения этих параметров у 6-летних детей, определите критерии оценки результатов и подготовьте необходимую форму протокола (если она нужна). Опишите организацию эксперимента. Задание 5. Внимательно прочитайте план беседы экспериментатора с ребенком. Определите по характеру вопросов цель предстоящей беседы. Насколько полно реализуют поставленные вопросы эту цель Поставьте цель уточняющую (конкретизирующую), первоначальную и дополните план беседы соответствующими вопросами. Таблица 3 План беседы Что выявляет вопрос беседы 1. Хотел бы ты принять участие в поста­новке сказки «Теремок» Общее положительное или отрицатель­ное отношение к постановке сказки 2. Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) участвовать в постановке сказки Осознанные мотивы, желание или неже­лание участвовать в постановке сказки 3. Ты уже участвовал в таких постанов­ках Наличие опыта ребенка 4. Какую бы роль ты хотел сыграть Наличие привлекательности отдельных ролей 5. Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся Наличие интересов в ситуации свободно­го выбора б. Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую Какие роли тебе еще нравятся Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Эле­менты театрализованной деятельности привлекательные для ребенка 7. Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли Наличие интересов в условиях проектив­ного вопроса. В вопросы 5 и 6 введены элементы проективной методики иссле­дования Задание 6. Сформулируйте вопросы и постройте план беседы с родителями по одной из тем: «Свободное время ребенка», «Наша семья и спорт», «Наша семья и искусство», «Семейные праздники». Четко обозначьте цель предстоящей беседы и соотнесите с целью каждый поставленный вопрос. Задание 7. Какие из представленных ниже вопро­сов не отвечают требованиям анкетного метода Почему 1. Какое время дня тебе больше нравится 2. У тебя есть любимые занятия 3. Чем ты больше всего любишь заниматься вместе с родителями 4. Кто из учителей тебе не нравится 5. Кого ты больше любишь, маму или папу 6. У тебя есть любимые школьные предметы 7. Ты можешь назвать себя умным 8. Твой папа много зарабатывает 9. С кем бы ты хотел поехать отдыхать 10. Кого ты лучше слушаешь: маму или учительницу Задание 8. Составьте закрытый и открытый варианты анкеты для студентов с целью выявления наиболее эффективных методов обучения психологии. Пример закрытой анкеты см. таблицу 4. Таблица 4 Вопрос: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными» № Мотивационные средства Очень эффективно Достаточно эффективно Мало эффективно 1 Поручение ответственных заданий 2 Требование самостоятельности в выполнении заданий 3 Советы по выполнению задания 4 Указание на определенные возможности и способности ребенка 5 Знакомство с работами других детей 6 Популяризация успехов отдельных детей 7 Общественная похвала 8 Собственный пример взрослого 9 Другие средства (какие) Задание 10. Заполните таблицу: приведите примеры известных тестов каждого вида. Подготовьте для сообщения (проведения) какие-либо из указанных вами тестов. Таблица 5 Основные виды тестов Тесты ИНТЕЛЛЕКТА Используются для выявления умственного развития человека Тесты специальных способностей – для оценки возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками в определенной области деятельности Тесты ДОСТИЖЕНИЯ – Для оценки уровня овладения основными знаниями и навыками Тесты ЛИЧНОСТНЫЕ – Для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных и поведенческих особенностей личности Тесты ПРОЕКТИВНЫЕ – Для изучения различных личностных характеристик путем проекции результатов его деятельности на особенности сознания (рисуночные, цветовые и конструктивные тесты) Задание 9. Внимательно рассмотрите аппликации, выполненные детьми. Сформулируйте цель, которую мог ставить перед детьми воспитатель. Составьте схему анализа продуктов деятель­ности дошкольников, выделите критерии, кото­рые позволят описать индивидуальные особенности вы­полнения аппликации каждым ребенком. Задание 11. Вместо точек вставьте пропущенные слова: 1.Психология — наука о …, механиз­мах и фактах психической жизни человека. 2.Психология изучает процессы актив­ного … человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики 3.Любая система объективного научного знания может быть ис­пользована в качестве... познания действительности. 4.Метод — это определенным образом упорядоченная ... для достижения поставленной цели. 5.Важен не только хороший метод, но и опыт его ... 6.Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и ... 7 Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических фактов, а приходит к научному объяснению вызвавших их ... 8.Эксперимент предполагает активное ... исследова­теля в изучаемый процесс. 9.Результаты любого эксперимента должны подвергаться … и … обработке. 10. Кроме эмпирических, возрастная психология использует …, …, … .
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Возрастная психология
  • Введение