Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


2. Истоки и происхождение тоталитарных сект. Назовите (с очень краткими пояснениями) 4 признака тоталитарных сект




страница1/6
Дата22.05.2017
Размер0.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6
1. Дайте краткое определение слов «инославие», «ересь», «секта», «тоталитарная секта».

2. Истоки и происхождение тоталитарных сект.

3. Назовите (с очень краткими пояснениями) 4 признака тоталитарных сект.

4. Какую роль в формировании секты играет личность ее основателя?

5. Чем гуруизм отличается от старчества? Сравните «бомбардировку любовью» с «миссионерской приветливостью».

6. Расскажите о вербовке в тоталитарные секты, о трех уровнях членства в них и о том, какую роль играет в контролировании сознания сектантский новояз.

7. Назовите (с очень краткими пояснениями) 3 этапа контролирования сознания.

8. Сравните «контролирование сознания» и «промывание мозгов». Сравните «депрограммирование» и «консультации по выходу».

9. Кто попадает в тоталитарные секты? Что посоветовать близким таких людей?

10. Чем психологический контроль в тоталитарных сообществах отличается от контроля в семье, школе, общественной или коммерческой организации, армии и т. д.

11. Кратко расскажите о любых трех сектах убийцах.

12. Расскажите об оккультной стороне учения Дэвида Берга.

13. Кратко расскажите о происхождении движения наставничества и о том, что это движение значит в «Международной Церкви Христа».

14. В чем суть эксперимента доктора психиатрии Флейвила Йикли, проведенного над членами Бостонской ЦХ? Каковы его результаты?

15. Можно ли назвать «Всемирную церковь Бога» иудействующей сектой? Почему?

16. В чем учение «Поместной церкви» проявляется? 1) пантеизм, 2) савеллианство (модализм). Что значит учение секты о «смешивании»?

17. Что такое «молитвочтение» в «Поместной церкви»? Какую мантру они должны произносить? Как они обосновывают необходимость произнесения мантры?

18. х Перечислите оккультные составляющие учения и практики «Движения веры».

19. К каким выводам пришли шведские психиатры, исследовавшие состояние психики членов неопятидесятнической секты «Слово жизни»?

20. Два корня неопятидесятничества.

21. Глоссолалия: апостольский дар языков или оккультно-шаманская практика?

22. «Теология процветания» и практика молитвы у неопятидесятников.

23. «Богородичный центр» - хилиастическая секта, проповедующая «Третий завет», которая, несмотря на свои утверждения, не имеет никакого апостольского преемства. Докажите.

24. Докажите, что утверждение Береславского о преемстве от «соловецких старцев» и непричастности к «сергианской церкви» содержит непримиримые внутренние противоречия.

25. Какие изменения произошли в секте «Белое братство» после событий 1993 года?

26. В чем проявилась зависимость Виссариона от Рерихов? От уфологии и контактерства? Какие его неоязыческие высказывания Вы можете привести?

27. Эсхатология Виссариона.

28. Ивановство - не оздоровительная система, а постсоветская неоязыческая антихристианская секта. Обоснуйте.

29. Кем называл себя Порфирий Иванов и кем он был на самом деле?

30. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» - протестантская евангелическая деноминация? Поясните.

31. Священные книги мормонов, их происхождение. Их внутренняя противоречивость.

32. Храмовые ритуалы мормонов и их происхождение.

33. Расскажите о видениях Джозефа Смита. Можно ли признать их подлинными? Обоснуйте.

34. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Свидетели Иеговы» - типичная протестантская секта. Поясните.

35. Иегова в представлении «Свидетелей Иеговы».

36. Эсхатология «Свидетелей Иеговы».

37. Согласны ли Вы со следующим утверждением: членство в сайентологических организациях не только не мешает человеку исповедовать его собственную религию, но даже помогает ему в этом, (поясните).

38. Что такое «одитинг», «клир», «уровни ОТ (ДТ)»?

39. Расскажите о «Морской организации» и об «Отряде реабилитационных проектов».

40. Согласны ли вы с утверждением сайентологов, что Хаббард был великим мыслителем, ученым, писателем, философом, военным героем и пр.? Обоснуйте.

41. В словаре - справочнике «Христианство» в статье про мунизм, который приводится там в качестве одной из христианских конфессий, написано: « Цель Муна и основанной им «Церкви объединения» - объединить всех христиан, а впоследствии - всех людей, осознавших, что «их Небесный Отец - Единый Бог». Согласны ли вы с этим? Поясните.

42. Представления мунитов о Боге.

43. За кого себя выдает Сан Мен Мун?

44. Структура секты Муна и его империя.

45. «Общество сознания Кришны» является 5000-летней ведической традицией и принадлежит к сотнемиллионной армии индуизма. Согласны ли Вы с этим утверждением? Поясните.

46. Криминальная история «Общества сознания Кришны».

47. Высшее благо согласно учению Прабхупады и средства его достижения.

48. «Трансцендентальная медитация» - это научно доказанный метод улучшения себя и окружающего мира. Согласны ли Вы с этим? Поясните.

49. Структура секты ТМ. «Летающие йоги».

50. Исторический индуистский тантризм и его современные популярные псевдоморфозы. «Ашрам Шамбалы» (основатель и краткая характеристика).

51. Кем считает себя Нирмала Дэви? Является ли «Сахаджа йога» тоталитарной сектой? Обоснуйте.

52. Сравните классическую раджа-йогу и «раджа йогу» секты «Брахма Кумарис». Является ли «Брахма Кумарис» учебным заведением? Обоснуйте.

53. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Ананда Марга» - одна из наиболее миролюбивых индуистских организаций? Поясните, приведя историю, структуру и внутренние правила секты.

54. Кратко опишите представления Ошо Раджниша о Боге, человеке и религии.

55. Приведите в общих чертах историю культа Раджниша.

56. Почему Шри Чинмоя называют «бегущим гуру»? Приведите примеры эзотерического разрыва в культе Шри Чинмоя.

57. Чем прославился Саи Баба, за кого он себя выдаёт и что скрывает?

58. Дайте определение (две фразы) движения «Нью эйдж» в широком и узком значении. Перечислите его три корня и главные характеристики.

59. «Нью эйдж» и секта «Фиолетовое Пламя». Другие ее названия, основатели и краткая характеристика.

60. «Нью эйдж» и культ Анастасии (создатель и краткая характеристика).

61. «Нью эйдж» и секта «Радастея» (основатель и краткая характеристика).

62. Что такое «ченелинг» и «визуализация» в движении «Нью эйдж»? Культ Рамты (кратко).

63. Уфология и астрология в движении «Нью эйдж».

64. Движение «Нью эйдж»: культ Богини, «Викка» и неошаманизм.

65. Движение «Нью эйдж»: люциферианство и современный сатанизм.

66. Первый всемирный конгресс религий в Чикаго. Теософия, рерихианство и новая мораль в движении «Нью эйдж».

67. Оккультное целительство («экстрасенсорика», «Рейки»).

68. Движение «Нью эйдж» и неоязычество. Нативизм.

69. Сравните учения о реинкарнации и карме в традиционных индийских религиях и современном европейском оккультизме.

70. Учение Рерихов как плодородная почва для произрастания постсоветских сект.

1. Дайте краткое определение слов «инославие», «ересь», «секта», «тоталитарная секта».

Инославие – принятое в прав-ой традиции обобщенное наименование неправославных хр-их исповеданий, к которым относятся, прежде всего, католицизм, протестантизм и армяно-григорианство (а так же методисты, баптисты и консервативные евангелики). Для инославия характерно сохранение хр-го вероучения (Бог – три Лица, в Иисуса Христа, как Сына Божия) и генеалогической преемственности с неразделенной Церковью, что позволяет рассматривать инославных как христиан не лишенных бож благодати. Ересь (захват, выбор) – рел-ые течения, отклоняющиеся от офиц церк доктрины в области догматики и культа под руководством собственных желаний и идей. Секта – слово обознач организацию, в отличие от слова ересь, обозначающее учение. Происходит либо от латинского «отсекать», либо «следовать». Это закрытая рел-ая группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона. Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им. Это квакеры, адвентисты, пятидесятники, хлысты, духоборы и другие разнообразные культы ХIХ–ХХ веков. Тоталитарная секта – особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под рел-ми, политико–религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными и иными масками. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

2. Истоки и происхождение тоталитарных сект. С самого начала бытия Церкви яркий сектантский характер гностические общины. В ХХ веке явилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Сначала он проявил себя в политике, а затем стали возникать и религиозные секты. Предтечами современных тоталитарных сект, вероятно, следует считать секты мормонов и иеговистов. Происхождение их во многом было предуготовано бесконечным процессом дробления постпротестанских денаминаций. В массовом сознании сначала протестантских, а затем и римо-католических стран (приоритетной территории для сект) все больше разрушалось понятие традиционности в религии и укреплялись идеи приоритета личных психологических переживаний и ощущений над «церковностью», «обрядовостью», «клерикализмом» и проч. Так секты, возникающие на основании видений и откровений того или другого человека, стали восприниматься как нормальное, закономерное, терпимое, а то и положительное явление. Монорелигиозность начала восприниматься как постыдное явление темного прошлого. Эклектизм стал нормой в массовом сознании. Другой важной вехой в возникновении данного популярного в мире рел-го мышления можно считать Всемирный Парламент Религий в Чикаго 1893 года. Он был организован оккультной сектой сведенборгиан при содействии унитареив и Теософского общества. Идеологи Общества утверждали, что оно объединяет в себе все религии. Этот союз и породил ту оккультную систему, с которой соотносимы почти все современные ТС. Так же уже тогда в воздухе носились идеи объединения всех государств мира, котор воплотила после Первой мировой войны Лига Наций. Идея единства мира, все большая интеграция нац-х культур в единую цивилизацию порождала мысль о внутренней тождественности всех религий. Но лишь после второй мировой войны этот сенкритицизм стал активно взаимодействовать. Важную роль в этом сыграли и опыт тоталитарных стран и создание радикальных политич организаций. Также распространен массового постфрейдистского психоанализа, голливудской кинопродукции, создавшей свою примитивную, профанированную, синтетическую, виртуальную реальность, послужили катализатором для начала процесса зарождения невиданных ранее нео– и псевдорелигиозных тоталитарных монстров.

3. Назовите (с очень краткими пояснениями) 4 признака тоталитарных сект (ТС). 1). Наличие гуру или лидера. Никакой иной связи с Богом помимо лидера нет и быть не может. С ростом организации у гуру появляются помощники или мелкие гуру. Желание сбросить с себя тяжкое бремя свободы является гл стимулом к подчинению среди адептов. Многие секты распадаются после смерти гуру, либо появляется наследник. 2). Организация. ТС это не рел-ая организация. Большего всего она походит на мафию или на партийную структуру «ленинского типа», с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением. Практически у каждой ТС есть планы захвата власти во всем мире. Жесткая пирамидальная структура большинства ТС явл инфернальной пародией на принципы иерархизма хр-ой Ц-ви., а стремление к мировому господству – на хр-ий универсализм. 3). Метод. Это то, что делает лидера лидером. Это его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, но ключи от него должны находиться в руках гуру. До конца этот метод не передаваем и вне организации неприменим. 4). Эзотерический разрыв». При поступлении в ТС человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом. Скажем, сначала на вводных лекциях говорят о «научном методе» не связанном ни с какой религией. Потом выясняется, что нужно записаться на платные курсы, на которых человек, сам того не зная, принимает участие в идолопоклонническом жертвоприношении. Так же у большинства сект сущ несколько учений для разной степени посвященности. Одно учение для адептов, другое для узкого круга лидеров.

4. Какую роль в формировании секты играет личность ее основателя? Для любой секты личность её основателя явл. чрезвычайно важной и часто просто определяющей

в дальнейшем развитии и существовании такой организации. Меньшее, но также очень важное значение имеет первое поколение непосредственных учеников основателя, при которых складывается структура организации. И, наконец, чрезвычайно важное значение имеют реформаторы. Их роль может приближаться к роли второго основателя. Гуру-основатели, как правило, считаются авторами (либо источниками) «священных» писаний и каждое их слово абсолютно и изменениям не подлежит. Мало кто будет спорить, что сегодняшнее католичество несет на себе весьма заметные отпечатки многочисленных его реформаторов, от папы Николая, клюнийских монахов и папы Гильдебранда (Григория VII) до созвавшего II Ватиканский собор папы Иоанна XXIII. Мало кто будет спорить, что Лютер и Кальвин стали фактически вторыми основателями своих церквей, которые до сих пор несут на себе отпечатки их личностей. Только лишь в Православии нет такой единой личности, кроме Самого Христа и Его апостолов, значение которой являлось бы для нашей Церкви столь же важным, как значение вышеупомянутых лиц для своих организаций. А если основатель религиозной организации — душевнобольной? Если человек, объявивший себя пророком и великим реформатором христианства, — сексуальный маньяк и растлитель малолетних? Каковы же будут организации, созданные такими людьми? Очень к интересным выводам привел эксперимент доктора психиатрии Флейвила Йикли, проведенного над членами Бостонской Церкви Христа, показавший, что у адептов, за время пребывания в секте изменился тип личности, который стал соответствовать типу личности главы секты.



5. Чем гуруизм отличается от старчества? Сравните «бомбардировку любовью» с «миссионерской приветливостью». В Церкви все явл христоцентричным. Любой старец имеет авторитет потому, что он имеет большой опыт и рассуждение, и его советы соответствуют действительности и воле Божией. В сектах – все сосредоточено на личности ее основателя – гуру. Он обладает не столь авторитетом, сколь непререкаемой властью. Его адепты должны беспрекословно его слушаться, не разбирая, насколько прав или нет их гуру. Т.е в отличие от православных канонов, подчеркивающих, что послушание должно быть сознательным и кончаться там, где начинается грех, ересь или любой отход от церк учения или практики, секта ставит за образец слепое повиновение гуру и поклонение ему как богу, что принципиально отлично от православного духов-го руководства, которое всегда стремится вести пасомого к Господу, помочь ему в деле спасения души, приуготовления ее к жизни вечной. Цель «бомбардировки любовью» — очаровать человека. Обычно сектанты ищут людей молодых и переживающих какой-то кризис в жизни. Обменяться впечатлениями новичку не с кем, вся информация идет от опытных сектантов, опекающих его. Юноша чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он мечтал. Но стоит ему допустить промах, как лучшие друзья» сразу же становятся резкими, сухими, отворачиваются от него, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих сомнений, только бы вновь обрести этих людей, без котор мир теперь кажется ему пустынным. “Миссионерская приветливость” - искренне желание помочь человеку прийти к православной вере, доброжелательное, спокойное отношение, например, тактично помочь, подсказать, как вести себя в храме, ответить на возникшие вопросы, дать обдуманный, добрый совет.

6. Расскажите о вербовке в тоталитарные секты, о трех уровнях членства в них и о том, какую роль играет в контролировании сознания сектантский новояз. Вербовщики ТС стараются затащить потенциальную жертву на свою территорию: в незнакомом окружении человек наиболее внушаем и беззащитен. Здесь на него легче всего подействовать, пока жертва не успела понять, с кем имеет дело. Т.е при вербовке используется обман. Важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Например, опекающим мунитам поручается следить, чтобы они по возможности вовсе не разговаривали друг с другом. Те, которые вербуют адепта, проходят специальную подготовку и умеют быстро определить, к какому психологическому типу относится любой новопришедший: «чувственный», «эмоциональный», «научный», «мистический» и т.д. К нему прикрепляют тех, кто может влиять на него соответствующим образом, и обычно это дает эффект. В сектах есть три уровня членства: (1) – профессиональные сектоводы, которые зарабатывают на этом деньги. (2) – люди, всю свою жизнь использующие на служение секте. За предоставление им весьма скудных средств к жизни. Это боевые части сектантов. Часто перетекают из одной секты в другую. (3) – люди, частично затронутые сектой, время от времени посещающие собрания, но не являющиеся постоянными работниками в секте. Эти люди создают сектантский фон. Создание новояза позволяет методом подмены понятий контролировать сознание членов секты. Есть специальные термины – «загруженные термины», которые имеют смысл принятый именно в секте. Человек, осваивая эти термины начинает мыслить в категориях, предлагаемых сектой. И, таким образом, имеет другое восприятие действительности, чем нормальный человек.

7. Назовите (с очень краткими пояснениями) 3 этапа контролирования сознания. Первый этап – это отказ от всего прошлого, разрыв прежних связей. Человек должен признать, что все сплошной ошибкой. Родители – враги, друзья – уводили его от спасения, люди, кто его любили на самом деле желали ему зла и т. д. А теперь у него новая семья. Второй этап – это разделение сознания и воли человека. Для этого существуют разные методы. Например, постоянное повторение мантры, некоего предложения или слова, которое необходимо ритмично повторять, не вдумываясь в его содержание и, при этом, нет ни какой возможности остаться одному и задуматься. Постоянное групповое давление. Другие способы это чрезвычайно строгие посты, диета, физические лишения, регулировка дыхания, частые сеансы медитации, посвящения адептов в страшные тайны, специальные световые и звуковые эффекты и многое другое вплоть до воздействия наркотиков.Третий этап – это тотальная индоктринация. На фоне того, что адепт стер прошлое из своего сознания, а нормальное функционирование мозга у него уже нарушено – внушение нового учения, новой веры. Вы не только много работаете, мало спите и недоедаете, но и постоянно на собраниях и занятиях вам все время внушают новые идеи. Вне собрания вы слушаете проповедь в наушниках или по громкоговорителю. У других надо прочесть каждый день определенное количество страниц текстов, а на следующий день вас проэкзаменуют: сколько вы прочли и усвоили. Групповые выволочки, когда выбирают «козла отпущения» и под руководством лидера распекают какого–нибудь одного адепта секты, или обязательные публичные исповеди так же являются весьма эффективными способами подчинить человека организации.

8. Сравните «контролирование сознания» и «промывание мозгов». Сравните «депрограммирование» и «консультации по выходу». Промывание мозгов – насильственные методы по подавлению личности человека и полной смене его убеждений. Подразумевает методы физического насилия и физического удержания для изменения сознания жертв. Контролирование сознание – тонкий метод психического воздействия на жертву, не требующий физического насилия, но ведущий к той же цели – подавлению личности. Обуславливается некритическим отношением к подающейся информации. Складывается из четырех составляющих: контроль секты над поведением адептов, их эмоциональной жизнью, языком, информацией. Депрограммирование подразумевает насильственное похищение человека из секты и содержание его в неволе с тем, чтобы опять же насильственно изменить в нем настройки секты. Здесь возможно нечистоплотное отношение к депрограммироваемому с унижением и оскорблением его человеческого достоинства. Кроме того, насильственное похищение из секты часто порождает озлобление адепта и неприязнь его к людям, стремящимся его из секты извлечь. Поэтому депрограммирование часто оканчивается побегом адепта. И судебными разбирательствами с сектой. Консультация по выходу – современный нравственно правильный метод помощи людям выйти из секты. Консультанты действуют ненасильственно и пытаются пробудить в человеке критическое сознание и желание во всем разобраться самому.

9. Кто попадает в тоталитарные секты? Что посоветовать близким таких людей? В секту может попасть любой человек. Американский психолог Стивен Хассен выделил четыре психологических профиля сектантов. Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания, сокрытые от «непосвященных», условно можно называть «мыслители». Тех, кто искал дружеского общения – «эмоционалы». Тех, кто стремился творить, активно бороться со злом, спасать человечество, обличать порок – «деятели». Есть и те, кто нуждается в тихой гавани веры и абсолютных ответов на все вопросы – «верующие». В сектах каждому человеку предлагают то, что он ищет. Психология знает такое понятие, как «субличность»; субличности – это скрытые в нашем сознании идеальные образы своего «я». Например, ребенок играет в героя, сражаясь с игрушечными врагами, юноши мечтают найти способ преодолеть все зло мира, найти великую идею, которой можно было бы посвятить всю свою жизнь. Идеалист, духовный последователь, воин и герой – вот те подсознательные идеалы, которые секта эксплуатирует в человеке. Свидетели Иеговы, раздавая свои журналы «Сторожевая башня», считают, что тем самым они спасают людей. Множество мунитов бесплатно работают по всему миру, собирая деньги на свою организацию и безбедное существование ее руководства: их цель спасти мир, они считают себя борцами со злом. Какая секта не объявляет, что в ней можно найти абсолютную истину? Если Вы считаете, что существует угроза вовлечения близкого Вам человека в секту, то, зная о существовании таких субличностей, попытайтесь помочь Вашему близкому реализовывать их в созидательном русле, чтобы на этих благих устремлениях не начала паразитировать какая-либо секта. Советы близким: 1. Сохранять спокойствие. Быстрота выхода из секты и его состояние будет, зависеть от вас и других членов вашей семьи. Если не удалось помочь в течение 1-х недель после знакомства с сектой, то возвращение к внесектантской жизни потребует усилий семьи в течение нескольких месяцев, или лет. Но каждый должен хорошо знать, как ему себя вести. 2. После "распознавания" не пытайтесь разубеждать – это испортит отношения (тоталитарные секты, заинтересованы в разрыве нового адепта с его прежним окружением, тогда вся информация, будет исходить от секты – идеально для контроля сознания). 3. Не притворяйтесь что вам, понравилась перемена, происшедшая с ним: это укрепит его в приверженности секте. 4. Обговорите с ним условие: вы не критикуете его "организацию", а он не занимается дома пропагандой другим членам семьи. Однако можете мягко обращать его внимание на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: задача - отвлекать его от секты. 5. Ваш близкий находится в психозависимости от группы, его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача - максимальный контакт с его подлинной личностью. Но денег не давать - это как давать деньги наркоману: все они будут в секте. 6. Показывайте, что вы признаете за ним право на поиск, на свой выбор, даже ошибку, и он дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений (это не даст воспринимать вас врагом, и покажет путь отступления).

Каталог: system -> files
files -> Электронная библиотека студента Православного Гуманитарного Университета Источник: Протоиерей Георгий Флоровский «Догмат и история»
files -> Миллард Эриксон Христианское богословие
files -> Биография (wikipedia)
files -> Не верь всему, что говорят Джош Макдауэлл
files -> Муниципальное учреждение «Центральная районная библиотека» им. Б. Е. Кравченко
files -> 1. Общие положения Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 педагогическое образование и профилю подготовки начальное образование
files -> Сборник материалов по родословию Том I издательский дом «Наше время» Рязань, 2008 вступлени е
files -> Люди особой судьбы. Питер Мастерс
  1   2   3   4   5   6