Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1954 – 1960гг. 1952 – 1954, 1960 – 1963гг. Жизнь – вечный полёт Ми-8т ми-1А, Ми-1М




страница1/38
Дата15.05.2017
Размер7.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


В.И. Игнатьев, Г.К. Марьин


Миг-15

Як-11



Як-18У
1954 – 1960гг.

1952 – 1954гг.

1952 – 1954, 1960 – 1963гг.
Жизнь – вечный полёт

Ми-8Т



Ми-1А, Ми-1М



1995 – 2003гг. Ми-2




1972 – 1995гг.

1963 – 1971гг.


Ничто не закончено.

Всё только начато.

Конца же никогда не будет!
К.Э. Циолковский

Под общей редакцией Игнатьева В.И.


Жизнь – вечный полёт

Ветеранам

851-го учебного авиационного полка,

851-го и 109-го учебных вертолётных полков

посвящается

п. Безенчук - 2013

Самарская область


Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым,

Это нужно живым…
Жизнь – вечный полёт
Содержание
Глава 1. История поселка Безенчук. Аэродромы Безенчук и Звезда в годы

Великой Отечественной войны и послевоенное время 7

1. История поселка Безенчук 7

2. Аэродромы Безенчук и Звезда в годы Великой Отечественной войны

1941 – 1945 годов 9

3. Аэродромы Безенчук и Звезда после Великой Отечественной войны

1941 – 1945 годов 10 Глава 2. «Они были первыми» - книга Г.К. Марьина 11

У истоков зарождения полка 11

851 учебный вертолетный полк. Принявший эстафету 18

О друзьях - товарищах 22

Ветераны 851 УАП (1952 - 1960 гг.) 25

Ветераны 851 УВП (1961 - 1970 гг.) 26

Лётчики - инструкторы, проходившие службу в 851 УВП 26



Глава 3. История полка продолжается. Безенчукский полк в 70-е и последующие годы 29

1. История 851 УВП. Некоторые штрихи до 1970 года 29

2. Авиационная группа 484 УВП Сызранского ВВАУЛ 38

3. 109 УВП Сызранского ВВАУЛ 39

4. Хронология Безенчукского полка 43

5. Основные организационно - штатные мероприятия, которые проводились в полку 44

6. Опасные предпосылки к лётным происшествиям 46

7. Вечная память 48

8. Приложения 50

9. Командиры 851 полка, их автобиографии и биографии 51

10. Интервью командиров 851 полка 60

11. Интервью заместителей командира 851 УВП 69

12. Слава и гордость 851 УВП 71

13.Лётный состав, выпускники авиационных училищ, начинавший службу

в полку лейтенантами 75

14. Инженерно - технический состав, выпускники авиационно - технических училищ

и авиационных институтов, начинавший службу в полку лейтенантами 91

15. Личный состав, дослуживший до воинских званий «генерал» и «полковник» 92

16. Военнослужащие, прослужившие в полку 25 лет и более 98

17. Награждение государственными и ведоственными наградами 95

18. Командировки в Республику Афганистан 100

19. Военнослужащие полка, награжденные орденами и медалями, в период

командировки при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 100

20. Военнослужащие, награжденные орденами и медалями, и которые прибыли в

полк для прохождения дальнейшей службы из учебных частей 100

21. Военнослужащие, награжденные орденами и медалями, за участие в

боевых действиях в Демократической Республике Афганистан (ДРА), и которые прибыли в полк для прохождения дальнейшей службы из других частей 104

22. Военнослужащие, награжденные орденами за участие в ликвидации последствий землетрясения в Ереване в 1988 году 106

23. Династии военнослужащих 106

24. Работа штабов и служб, мобилизационная, лётная и физическая подготовка 107

25. Воспоминания ветеранов о службе в 851 полку 131

26. Вертолётный, парашютный и другие виды спорта и достижения 144



Глава 4. К самостоятельному вылету готов 151

Глава 5. История полка продолжается. Подготовка и проведение мероприятий,

посвящённые 60-летию 851 полка 164

Глава 6. История полка продолжается. Судьба и жизнь ветеранов полка 178

Приложения 180

Послесловие 254

От авторского коллектива

Историю 851 полка от начала его формирования до 1970 года очень подробно и достоверно написал заслуженный ветеран полка подполковник в отставке Марьин Глеб Константинович в своей книге «Они были первыми». Мы поставили перед собой цель – продолжить написание истории 851 полка, начиная с 1970 года, и до наших дней.

Книгу мы решили назвать «Жизнь – вечный полёт». Все мы в детстве мечтали летать и служить в авиации. Да и сейчас, ветераны постарше и помоложе, иногда летают во сне, прыгают с парашютом. Мы все влюбились с детства в Небо и пронесли эту любовь всю свою жизнь, не предав его. И даже сейчас, когда мы уже, став ветеранами, вглядываемся в небо с земли, оно не хочет нас отпускать, чтобы мы не забывали его и этим, наверное, хочет продолжить нашу жизнь на этой земле.

Эта неразрывная связь Летчика и Неба очень точно показана в стихотворении Матусовского М.Л. «Конструктор»:

Когда вам станет сниться высота,

Вы человека этого поймёте.

Он на земле сегодня, но мечта –

Его мечта всегда живёт в полёте.


851 учебный полк ведёт свою историю с 3 мая 1952 года, со дня подписания Министром Обороны СССР приказа о формировании 851 учебного авиационного полка (851 УАП), который вошёл в состав 151 (истребительного) военного авиационного училища лётчиков, дислоцировавшего в г. Сызрань, и начал формироваться 24 июня 1952 года в г. Сызрани.

Пройденный путь полка отмечен многими яркими, интересными событиями, участниками которых являются тысячи и тысячи людей беспредельно преданных полку.

Несколько поколений авиаторов последовательно осваивали различные типы летательных аппаратов – самолёты и вертолёты. Лётный, инженерный и технический состав, а также служащие Советской Армии и Российской Армии по крупицам создавали учебно-материальную базу, обслуживали авиационную технику, совершенствовали лётную подготовку и методическое мастерство инструкторского состава и готовили воздушных бойцов – защитников Отечества.

За всё время своего существования 851 полк постоянно базировался в поселке Безенчук. В полку служили и трудились преданные своему делу люди. Их патриотизм и высокий профессионализм было направлено на качественное обучение и воспитание воздушных бойцов.

Добрым словом надо вспомнить о солдатах и сержантах срочной службы, а их за время существования полка было несколько тысяч: младшие авиационные специалисты эскадрилий и ТЭЧ полка, механики вертолётов Ми-1 и бортовые техники вертолётов Ми-2.

Также в книге имеется информация о частях обеспечения: 936 отдельном батальона аэродромно - технического обеспечения и 380 отдельном батальоне связи и радио - технического обеспечения. Без их слаженной работы полк не смог бы решать поставленные перед ним задачи.

Ценным представляется воспоминания ветеранов полка и частей обеспечения, которые нас возвращают в далёкие прошедшие годы нашей юности.

В этой книге авторский коллектив постарался рассказать об истории полка и частей обеспечения, об их славных делах, о людях, которые конкретными делами преумножали добрую славу Безенчукского гарнизона. Также авторский коллектив считает, что история полка неразрывно связано с историей посёлка Безенчук и она не закончилась после сокращения полка в 2003 году. История полка продолжается в судьбах и жизни ветеранов полка, ветеранской организации и в торжественных мероприятиях, проводимых в честь юбилейных дат полка.


В подготовке материалов в книгу «Жизнь – вечный полёт»

активное участие принимали:

Полковник в отставке Борисенко Василий Семёнович – начальник штаба Уфимского ВВАУЛ, военный лётчик - инструктор 1-го класса, мастер спорта СССР по вертолётному спорту, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1967 года. Проходил службу в 851 полку на должностях от лётчика - инструктора до заместителя командира - начальника штаба полка 1967 – 1982гг.

Полковник запаса Нестеров Виктор Александрович – командир Безенчукского 109 УВП, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Саратовского ВВАУЛ 1981 года. Проходил службу в 851 полку от лётчика - инструктора до командира полка 1981 – 1986гг., 1989 – 2003гг.

Полковник в отставке Шеин Александр Семёнович – заместитель начальника ЛМО Сызранского ВВАУЛ, военный лётчик - инструктор 1-го класса, мастер спорта СССР по вертолётному спорту, выпускник Сызранского ВАУЛ 1968 года. Проходил службу в 851 УВП от лётчика - инструктора до заместителя командира полка по лётной подготовке 1967 – 1986гг. В 1966, 1967 годах курсантом летал в 851 полку.

Полковник в отставке Узбеков Кадыр Шагиахметович – начальник ЛМО Уфимского ВВАУЛ, военный лётчик - инструктор 1-го класса, мастер спорта СССР по вертолётному спорту, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1970 года. Проходил службу в 851 УВП от лётчика - инструктора до заместителя командира полка - начальника штаба полка 1970 – 1986гг.

Полковник запаса Васильев Пётр Викторович – профессор кафедры аэродинамики учебного отдела Сызранского ВВАУЛ, доцент, военный лётчик - инструктор 1-го класса, мастер спорта СССР по вертолётному спорту, мастер спорта международного класса, 4-х кратный чемпион мира по вертолётному спорту, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1978 года. Проходил службу в 851 полку на должностях лётчик - инструктор, старший лётчик - инструктор 1978 – 1986гг. В 1976, 1977 годах курсантом летал в 851 полку.

Полковник в отставке Косарьков Евгений Александрович – начальник учебного отдела Сызранского ВВАУЛ, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1974 года, окончил училище с золотой медалью. Проходил службу в 851 УВП от лётчика - инструктора до заместителя командира 4 УВЭ по политической части 1974 – 1987гг. В 1972, 1973 годах курсантом летал в 851 полку.

Подполковник в отставке Игнатьев Владимир Ильич – штатный руководитель полётов 851 полка, военный лётчик - инструктор 1-го класса, мастер спорта СССР по вертолётному спорту, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1973 года. Проходил службу в 851 полку на должностях от лётчика - инструктора до заместителя командира 2 УВЭ, штатного руководителя полётов полка 1973 - 1990гг., 1995 – 1997гг. В 1971 году курсантом летал в 3 УВЭ 851 полка

Подполковник в отставке Корнеев Владимир Аркадьевич – начальник лётно - испытательной станции - старший лётчик - испытатель, штатный руководитель полётов, военный лётчик 1-го класса, мастер спорта СССР по вертолётному спорту, выпускник Сызранского ВАУЛ 1968 года. Проходил службу в 851 полку на должностях от лётчика - инструктора до командира звена 1968 – 1976гг. В 1966, 1967 годах курсантом летал в 851 полку.

Подполковник в отставке Чернышев Юрий Степанович – штурман УВЭ 851 УВП, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1971 года. Проходил службу в 851 полку на должностях от лётчика - инструктора до штурмана УВЭ 1971 – 1995гг. В 1969, 1970 годах курсантом летал в 851 полку. Участвовал в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Подполковник в отставке Ящерицын Валерий Фёдорович – штатный руководитель полётов 851 УВП, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1971 года. Проходил службу в 851 полку на должностях от лётчика - инструктора до заместителя командира 4 УВЭ, штатного руководителя полётов полка 1971 – 1992гг. В 1969, 1970 годах курсантом летал в 851 полку. Был в командировке в ДРА 1977 – 1978гг.

Подполковник запаса Панкратов Александр Юрьевич – заместитель командира 109 УВП, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1983 года. Проходил службу в 851 полку на должностях лётчика - инструктора 1983 – 1987гг., заместителя командира 109 УВП 2000 – 2003гг.

Подполковник запаса Романов Анатолий Васильевич – командир 4-й учебной вертолётной эскадрильи 851 УВП, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1983 года. Проходил службу в 851, 109 УВП на должностях от лётчика - инструктора до командира УВЭ 1983 – 2003гг.

Подполковник запаса Панфёров Павел Иванович - заместитель командира 3 УВЭ по воспитательной работе, секретарь парткома 851 УВП, военный лётчик - инструктор 1-го класса. Проходил службу в 851 УВП на должностях от лётчика - инструктора до заместителя командира 3 УВЭ по воспитательной работе, секретаря партийного комитета полка 1977 – 1999гг.

Подполковник запаса Шварц Сергей Анатольевич – преподаватель Сызранского ВВАУЛ, 2-кратный чемпион мира по вертолётному спорту, военный лётчик - инструктор 1-го класса. Проходил службу в 851 УВП на должностях от лётчика - инструктора до штурмана звена - лётчика 1980 – 1988гг. В 1978, 1979 годах курсантом летал в 851 полку.

Подполковник запаса Иванов Виталий Фёдоровичкомандир 2-й УВЭ 109 УВП, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1984 года. Проходил службу в 851 УВП на должностях от лётчика - инструктор до командира эскадрильи в 1984 – 2003гг. В 1981 – 1983гг. курсантом летал в 851 УВП.

Майор запаса Антонов Валерий Александровичштурман звена - лётчик, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1983 года. Проходил службу в 851 УВП на должностях от лётчика - инструктора до штурмана звена - лётчика 1983 – 2003гг.

Майор запаса Буслаев Владимир Михайлович – командир звена, военный лётчик - инструктор 1-го класса, выпускник Сызранского ВВАУЛ 1983 года. Проходил службу в 851 полку на должностях от лётчика - инструктора до командира звена 2 УВЭ 1983 – 1999гг.

Старший прапорщик в отставке Бердиков Виктор Ивановичмеханик группы авиационного оборудования 3 УВЭ и старшина ТЭЧ полка 1976 – 1998гг.

Древнюк ОльгаФёдоровна – директор музейно - выставочного центра «Радуга» Безенчукского района.
При написании истории полка были использованы материалы из книг:

1. «Сызранское вертолётное» г. Сызрань 2010г.

2. «История сёл Безенчукского района» п. Безенчук 2008г. музейно-выстовочный центр.

3. «Мои аэродромы» (исповедь старого пилота) 2010г. Автор подполковник в отставке Иванов Г.А., заслуженный тренер России по вертолётному спорту.

4. «Траектория судьбы», 2003г. Автор подполковник запаса Дикусар П.А. (Смуглянка), выпускник Сызранского ВВАУЛ 1976 года, в 1974, 1975 годах летал курсантом в 3 УВЭ 851 УВП.

5. Сборник стихов краеведческого объединения «Россы» МОУ СОШ №4» «Тихая моя Родина» 2007г.

6. Сборники стихов «Отчий берег», «Обелиски». Автор Чумаков А.Ф., выпускник Сызранского ВАУЛ 1968 года. Служил в 851 УВП 1968 – 1969 годы. Умер в 2011 году. Указанные сборники подарил МВЦ «Радуга» при личном посещении в п. Безенчук.

Также использованы материалы из личных архивов военнослужащих полка и их личные воспоминания, за что авторский коллектив выражает им глубокую благодарность.


Глава 1

История посёлка Безенчук.

Аэродромы Безенчук и Звезда в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время
1. История поселка Безенчук

Первые сведения о населенном пункте Безенчук относятся к 60 годам ХIX века. “Департамент Уделов за №20251 предписал управляющему Самарской удельной конторы переселить крестьян Сызранского имения села Красной Сосны на тридцатый оборочный участок земли, находящийся у самарского купца Нечаева». Было решено переселить 99 ревизских душ мужского пола. На 30 апреля 1860 года в новую деревню Безенчук переселились 24 домохозяина и было поставлено 6 домов. На должность главы выбрали Ф.А. Дронина.


Через год главой деревни избрали Архипа Яковлевича Садова, при нем Безенчук окончательно сформировался как деревня, были поставлены жилые дома, хозяйственные постройки и увеличилась площадь посевов. К 1863 году крестьяне сызранской деревни Красный Сосны почти все переехали на новое место жительства в Безенчук. В сведениях о населенных местах за 1896 год записано: «Деревня Безенчук, Самарского уезда, Екатериновской волости находится при реке Безенчук. В деревне занято постройками 75 дворов, мужского пола 176, женского 211 человек. В деревне имеется 1 хлебозапасный магазин , 2 бакалейные лавки , 2 ветряные мельницы и одна кузница. Числилось 326 лошадей, коров и быков 314, овец 747, свиней и коз безенчукцы не «держали».

Версий откуда произошло такое название «Безенчук» несколько:

Краевед В.Ф. Барашков в своей книге «История в названиях рек», связывает происхождение этого слова с тюркско-печенежскими племенами, проживавшими на территории Среднего Поволжья в 9 веке, которые назывались “БЕЗЕНЕ”. Венгры, кочевавшие через заволжские степи, называли печенегов “ БЕЗЕНИО”.

Свое название поселение получило от своего основателя чуваша по имени Писентик, так стали называть и речку протекающую рядом. Русские, которые начали проживать в дальнейшем в этом поселении, переименовали поселение в Безенчук.

Название связано с двумя чувашскими словами «безань» – маленькая, «чук» – река.

Безенчук называется так от травы татарник, которые чуваши называли «безентик».

В конце 19 века началось строительство Самара - Златоустовской железной дороги. Строительство велось отдельными участками, которые потом соединялись вместе, на каждом была своя станция и рабочий поселок, куда возились строительные материалы для строительства железной дороги. Сначала был образован поселок путейцев - рабочих и мастеровых людей, которые строили и обслуживали железную дорогу, а затем была построена станция Безенчук. Рабочие люди для строительства дороги набирались из близлежащих сел и деревень. Многие крестьяне, поступив на службу, селились на постоянное место жительства в рабочем поселке.

В начале 20 века станция Безенчук состояла из вокзального здания, грузового пакгауза, 3 жилых бараков железнодорожников, да 6 - 7 ямщицких дворов, усадьбы опытной станции с 15 жилыми домами для сотрудников.

В 1903 году в п. Безенчук была организована селекционно-опытная сельскохозяйственная станция.

С 1910 года по Столыпинской земельной реформе начинается заселение земель переселенцами с Украины, Белоруссии и центральных районов России. Они образуют свои поселения - хутора, деревни. Появляются хутора Попович, Калга, Товчинник и др. До сих пор северо-восточная часть Безенчука называется Калга.

Несмотря на тяжелое время 1917 - 1930 годов, революцию, гражданскую войну и голод Безенчук начинает расти и застраиваться. Образуется поселок Бородинский с северной стороны железной дороги. В 1930 году образуется Безенчукская МТС.

В 1932 году при Безенчукской краевой опытной станции открыли детский сад. В 1933 году начала выходить газета «Ударник Безенчука». Работала начальная школа, где обучался 261 человек, а также неполная средняя школа, где работало 17 учителей и обучалось 509 учеников, имелась школа для взрослых.

В 1935 году Безенчук стал центром района. Мирный труд безенчукцев был нарушен 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война. В первый день войны в Безенчукский военкомат было подано 73 заявления с просьбой об отправке на фронт. Всего по Безенчукскому району было мобилизовано 12441 человек, награждено правительственными наградами 9493 человека, не вернулись с фронта 6300 человек.



Удостоились Звания Героя Советского Союза: Николай Луговцев, Василий Мамистов, Филипп Разин, Сергей Федяков.

В годы войны в поселок было эвакуировано Николаевское военно-морское училище лётчиков имени С. Леваневского. Училище дислоцировалось в Безенчуке всю войну и подготовило немало лётчиков минно-торпедной авиации и лётчиков-бомбардировщиков.

Колхозники, рабочие и служащие района отдавали свои сбережения для строительства танковых колонн и боевых самолётов. В 1943 году безенчукцы внесли из своих сбережений более 8 миллионов рублей. 1945 год, победители возвращались домой, началась мирная жизнь.

В память о земляках, не вернувшихся с войны, к 20 - летию Великой Победы в 1965 году, на Центральной площади поселка поставили памятник «Скорбящий воин».


В 1949 году на территории Безенчукского района было открыто промышленное месторождение нефти, в 1950 году было организовано НГДУ «Чапаевскнефть».

В 1973 году в Безенчуке расположился Трест «Куйбышевканалводстрой» с многочисленными ПМК, заводом ЖБИ и многими другими подразделениями. Эта была Всесоюзная ударная комсомольская стройка. Появился новый микрорайон «Мелиоратор», построены детские сады: «Росинка», «Родничок» и «Ручеек», школа и дом культуры «Мелиоратор».

Безенчукцы с честью выполнили свой воинский интернациональный долг в Афганистане, Таджикистане, Чечне и в других горячих точках.

Безенчукская земля многонациональна, богата своими историческими корнями, знаменитыми людьми, на территории района расположены 2 памятника природы республиканского значения – Александровская пойма и Майтуганские солонцы.

Сейчас Безенчук – административный центр муниципального района Безенчукский. В июле 2008 года исполнилось 50 лет со дня присвоения поселку статуса «поселок городского типа Безенчук». В районном центре поселке Безенчук проживает 22952 человека. Безенчук – крупный железнодорожный узел, через который проходит магистраль, связывающая центр России со Средней Азией и Сибирью.

В настоящее время городское поселение Безенчук включает в себя: поселок городского типа Безенчук, железнодорожный разъезд Восток, деревню Дмитриевка, поселок Новооренбургский и поселок Сосновка. Население городского поселения составляет 23454 человека.

Военнослужащие Безенчукского гарнизона, а также военнослужащие, уволенные в запас, активно участвовали и участвуют в политической и экономической жизни района и поселка. Депутатами районного совета избирались: Свитайло А.А., Бабешкин И.Г., Зотов Г.В., Серик А.Е., Юрасов А.Н., Игнатьев В.И., Панфёров П.И., Строганков Ю.В., Игнатьев Е.И. Депутатами поселкового совета избирались: Терентьев В.Ф., Строганков Ю.В., Никифоров В.А., Портнов А.А.

В 2010 году Никифоров В.А. избран председателем собрания представителей пос. Безенчук.

Главой администрации посёлка Безенчук с 2006 по 2010 год работал Терентьев В.Ф., с октября 2010 года работает Строганков Ю.В.

Начальником почты длительное время работал участник Великой Отечественной войны полковник в отставке Свитайло А.А., а майор запаса Кошенсков А.М. работал начальником автоколонны и был награждён орденом Трудовой Славы 3-й степени.


2. Аэродромы Безенчук и Звезда в годы Великой Отечественной войны

1941 – 1945 годов.

До июня 1941 года в Безенчукском районе воинских частей не было. Но Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов круто изменила историю района и судьбы многих людей.

В годы Великой Отечественной войны в Безенчук из города Николаева было эвакуировано Военно-морское училище им. С. Леваневского, которое готовили лётчиков минно-торпедной авиации и лётчиков-бомбардировщиков. На станции «Звезда» в рекордные сроки был построен аэродром. Временные аэродромы (подскока) расположились в п. Безенчук, селах: Преполовенка, Екатериновка, Обшаровка, Звенигородка и Мыльная.

Училище сначала готовило лётчиков для военно-морского флота, затем объем подготовки летчиков расширился, и были созданы курсы по подготовке лётчиков на поставляемые по «ленд-лизу» американские бомбардировщики фирмы Дуглас В-20 «Бостон», В-24 «Норд Америкен», «Метчел» и летающие лодки фирмы Локхид «Каталина». Самолёты из аэродромов на Аляске перегонялись в Советский Союз. В Безенчуке опытные лётчики - инструкторы облётывали их, на самолёты устанавливалась советские системы связи, дорабатывались системы заправки, под стандартные средства, используемые в советских ВВС. За время войны училище подготовило немало специалистов для ВВС.

Вот, что вспоминает об аэродроме Безенчук ветеран 851 УВП Добровольский Иван Карпович, который родился в 1927 году в деревне Васильевка Безенчукского района и с 1961 по 1997 год работал в ТЭЧ полка: «До июля 1941 года здесь (на месте, где построили аэродром) было чистое поле, даже не пахалось. В первых числах июля месяца 1941 года начали выравнивать поле, где планировалось строительство аэродрома. В строительстве аэродрома участвовали и жители близлежащих деревень. Мы на телегах возили землю, равняли поле. В августе месяце сюда уже прилетели самолёты. Сначала прилетели «Чайки» - двукрылые, потом они ушли, после них прилетели американские самолёты «Бостоны». Потом они улетели и в 1943 году прилетели самолёты Пе-2. В 1944 году меня призвали в армию и дальше, что здесь было, я не знаю».

Аэродром в поселке Безенчук был создан как аэродром подскока. Сначала основной аэродром находился на станции Звезда. Аэродром был построен в рекордно короткие сроки, в связи с эвакуацией в п. Безенчук Николаевского военно-морского училища лётчиков им. Леваневского, а также для полётов, которого использовались площадки Преполовенка, Екатериновка, Обшаровка, Звенигородка и Мыльная.

В связи с увеличением поставок из Америки самолётов, один аэродром на станции Звезда уже не стал обеспечивать выполнения полного объема задач.

В 1942 году началось строительство аэродрома в п. Безенчук. Аэродром строился на болотистых почвах. Для отвода воды была построена уникальная в инженерном отношении дренажная система, которая обеспечивала отвод воды в любую погоду. Аэродром строился войсками НКВД, также в его строительстве участвовали жители близлежащих деревень и немцы-военнопленные. Аэродром Безенчук в эксплуатацию был сдан в 1943 году и он стал основным аэродромом.

На базе училища была создана школа младших авиаспециалистов (ШМАС) для ВВС. Училище лётчиков имени Леваневского дислоцировалось в Безенчуке всю войну и подготовило немало лётчиков-бомбардировщиков для минно-торпедной авиации.
Штаб училища и школа младших авиационных специалистов (ШМАС) находились в двухэтажном красном здании нынешнего Куйбышевского научно - исследовательского института сельского хозяйства (КНИИСХ), личный состав проживал в одноэтажных домиках и в оборудованных землянках.

В учебном корпусе №2 совхоза-техникума располагался учебный корпус училища им. С. Леваневского.

Не обошлось без катастроф. Так, 11февраля 1944 года, во время облёта самолёта погиб экипаж бомбардировщика Б-24 «Метчел»: командир экипажа лётчик Мигачев А.Н., уроженец Николаевской области, штурман Змеевец, стрелок-радист Степанов. Экипаж похоронен на кладбище в Безенчуке.

После окончания войны Николаевское военно-морское училище лётчиков им. Леваневского, перебазировалось на свое прежнее место в г. Николаев Украинской ССР.

Кроме того, на аэродроме Безенчук проходили подготовку курсанты лётчики из Сызранской военно-планерной школы. В небе Безенчука они учились управлять большегрузными десантными планерами А-7 конструкции Антонова и поставляемыми из Америки планёрами НК-4. Эти планёры использовались время войны для нужд партизанского движения. Буксировку этих тяжелых планёров в тыл врага производили самолёты-бомбардировщики СБ-2 в ночное время.
3. Аэродромы Безенчук и Звезда после Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

После войны, с 1946 по 1952 год, аэродромы Безенчук и Звезда использовались для практического обучения курсантов Сызранского и Саратовского лётных училищ. Здесь также учились летать слушатели военной авиационной планерной школы (ВАПШ), которая дислоцировалась в г. Пугачёве и где шла подготовка лётчиков бомбардировочной авиации.

На лагерном аэродроме Звезда проводилось обучение слушателей на планёре Ц-25. Постоянный состав размещался в землянках, построенных во время войны, курсанты и слушатели, солдаты срочной службы жили в палаточном городке. Столовая располагалась под деревянным навесом, а сам пищеблок (кухня) – в помещении летнего типа. Штабы полка и эскадрилий размещались в единственном деревянном здании, которое простояло до 2000 годов.

На аэродроме Безенчук было только лётное поле, никаких зданий и помещений не имелись, за исключением сарая на краю поля, где хранилось стартовое имущество. Аэродром использовался для полётов на самолётах По-2 с разлёта.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38