Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


12-летний животный цикл в культуре кыргызского народа




Скачать 240.62 Kb.
Дата01.07.2017
Размер240.62 Kb.




ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНИКАЛЫК МАСЕЛЕЛЕР

ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Э.Ж.Токтакунова

12-ЛЕТНИЙ ЖИВОТНЫЙ ЦИКЛ В КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА

Кыргызы в числе других народов Центральной Азии внесли особый вклад в сокровищницу мировой культуры. В ней особое место отводится календарным обрядам и обычаям, являющимся неотъемлемой частью быта и культуры народа. Именно в календарных системах отражены хозяйственный опыт и представления об окружающем мире.У кыргызов в прошлом бытовали старинные обычаи, обряды и праздники, связанные с хозяйственной деятельностью, уходящие корнями в глубокую древность. Большинство их связано с определенными циклами сезонных земледельческих и скотоводческих работ, прочими занятиями, а также народным календарем.

Что касается годового каленадаря, то главной структурной единицей его был год, делившийся на два сезона вессенне-летний (теплый) и осенне-зимний (холодный). Деление года на два сезона (теплый и холодный; сухой и дождливый, жаркий и прохладный; активный и пассивный и т.д.) отмечено в календарях многих народов, находившихся на разных ступенях социального развития. Как полагает С.А.Токарев, деление года на два, а не на четыре сезона, является более архаичным и прослеживается у всех народов Европы, которые когда-либо занимались скотоводством и лишь в последследствии перешли к земледелию.1

Свое утверждение он основывает на том, что скотоводы всех

Токтакунова Э.Ж. – преподаватель кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына

региональных зон Европы строили свой хозяйственный календарь, исходя из двух основных событий скотоводческого уклада,– выгона скота на

пастбище с наступлением лета и его пригона скота с наступлением зимы.2 Здесь необходимо отметить, что двухгодичный цикл характерен для всех скотоводов, не только Европы, но и Азии вцелом.

Общеизвестно, что большинство тюркоязычных, монголоязычных народов пользуются 12-летним животным циклом. У кыргызов, как и у некоторых других народов он именуется «мъчёл», что собственно и является 12-летним животным циклом, т.к. это аналог годового зодиакального круга. Животные цикла отражают древнюю основу так называемого "звериного стиля" Сибири и Скифии.

Мүчөл приходится на 13, 25, 37, 49, 61, 73, 85, 97… лет человека. Первый мүчөл совпадает с числом 13, хотя цикл повторяется через каждые 12 лет, видимо здесь добавляют к 12 годам еще и внутриутробный период человека, принимая его за целый год, получая таким образом 13 лет. 12- летний животный цикл широко применялся и в быту в основном для определения возраста человека. 12-летний животный цикл изображают чаще всего в форме круга, а традиционный метод подсчета и определения возраста человека, даты исторических событий на основе народного календаря получил у кыргызов название жыл сүрүштүрүү.3 Отсутствие развитой письменности приводило к потере ориентира во времени: год, месяц, конкретная дата привязывались к историческим событиям. И только совершенно мудрый знал сущность четырех времен года.4

По представлению кыргызов среди 12 животных – 6 адал 5 и 6 арам6 (чистые и нечистые). По сведению Парханова Токтосуна (1924 г.р.)– жителя с. Мангыт Араванского района Ошской области, – «12 жылдын арасындагы алты жаныбар адал, алтоосу арам. Бир арамга бир адал туш келет», т.е. «Из 12 животных цикла 6 – чистые, 6-нечистые». Если их сгруппировать, то получается, что:



  • Тигр, змея, обезьяна, собака, свинья, мышь – составляют группу "арам".

  • Бык, заяц, рыба, лошадь, овца, курица – "адал".

Чередование чистых (адал) и нечистых (арам) годов в мүчөле характерно для всех центрально-азиатских народов. Согласно казахской легенде порядок годов в мушеле раньше был иным: “Раньше в мушеле строго чередовались годы ажал-нечистые (нечетные) и адал-чистые (четные)”. Великий Чингисхан собрался в год лошади в очередной поход, но его отговаривали: “Год лошади для войны неудачен, и надо подождать наступления следующего года змеи”. На что он сказал: - “Я не могу ждать, пусть этот год будет годом змеи”. Выступил в поход и одержал победу. С тех пор год змеи стал впереди года лошади, а в мушеле нарушилось чередование годов ажал и а адал, в середине мушеля идут два года ажал-улу и жылан, а затем два года адал- жылкы и кой (лошадь и овца)”. 7

Для алтайских народов характерно разделение 12-летнего животного цикла на тяжелые и легкие годы. Так, они делят:

– Год мыши, тигра, зайца, дракона, лошади, барана – легкие годы.

– Год коровы, змеи, плеяд, курицы, собаки, свиньи – тяжелые годы.

У кыргызов существуют различные приметы, касающиеся «мүчөл», т.е. на все эти периоды. Они склонны считать, что в период мүчөл меняется сам человек и его окружают опасности. Так, например, кыргызы считают, что «12 лет – период расцвета, в этот период человек набирается сил («толукшуган жаш»). 25 лет – человек набирается ума и сил («эр журёк акылга кирет»). 37 лет – человек в расцвете сил и ума («акылга толгон кез»). 49 лет – время пожинать плоды своих трудов («токтолгон кез»).8

По народной этимологии мүчөл происходит от слова мүчө – часть. 12-летняя структура цикла соотносится с традиционными представлениями о 12-частном строении жертвенного животного, в соответствии с чем до сих пор происходит разделка их туш. Практика традиционных лекарей-эмчи также опирается на представления о 12-частном строении человеческого тела.

Когда человеку исполняется 13, 25 и т.д. лет, кыргызы проводят обряд, который называется «мъчёлън чыгаруу». В честь дня рождения того, кому исполняется мъчёл режут скотину, выбрасывают его любимую вещь или разбивают посуду, оставляют на перекрестке нечетную сумму денег, чаще всего 7 сомов, 9 и т.д. Иногда отдают любимую вещь или одежду близким родственникам. Считается, что в период мъчёл необходимо оберегать себя от плохих поступков, хорошо следить за своим здоровьем т.е. в эти периоды человек наиболее уязвим.9

О том, как отмечали свой мъчёл кыргызы Чуйской долины, а именно солтинцы писал Ф.А.Фиельструп: “…тот, кому исполняется мучал, разбивает чашку. Он режет барана, дает бедному рубаху или другую какую-нибудь одежду и разбивает ударами ноги деревянную чашу. 10 Из приведенного следует, что на сегодняшний день в обряде «мүчөлүн чыгаруу» мало что изменилось с тех давних пор. Видимо, кыргызы разбивая чашки, переносили на нее все свои невзгоды и беды, болезни и несчастья, чтобы встретить новый мъчёл полностью очистившись от всех негативов.

В соответствии с этим календарем каждый год имел свою природно-климатическую характеристику, например, считалось, что год собаки приносил мягкую зиму, год рыбы знаменовался дождливым летом и т.д.11 В основе 12-летнего животного цикла были солнечные годы, имевшие фиксированную дату начала года, который приходился на день весеннего равноденствия.

Мүчөл была необходимой основой в хозяйственно-экономической, политической, духовной и культурной жизни кыргызов, а также всех сторон кочевой жизни общества. Животный календарь выполнял эти функции благодаря лежащему в основе его глубокому изучению Космоса и его влияния на земную жизнь.

Еще в 1955 году Шахматов писал: «такое летоисчисление впервые возникло у кочевников Центральной Азии в конце первого тысячелетия до н.э., т.е., тогда, когда завершился переход к кочевому скотоводству как господствующей форме хозяйствования». [12] Эту теорию поддерживают и другие ученые. Так, В.В.Цыбульский пишет: «зарождение этого календаря связано с кочевыми народами Центральной Азии, но он сравнительно быстро получил распространение у различных народов почти всей Азии. Вполне возможно, что существовали и другие центры его появления, однако факты идентичности (за небольшими исключениями выбора животных и их последовательности) свидетельствуют о примате региона Центральной Азии».13 В современной науке его называют календарь центрально-азиатских кочевников (по происхождению): 12-летний циклический животный календарь (по названиям годов), лунно-солнечный календарь стран Юго-Восточной Азии (по территории, где он официально действует и ныне), Юпитерный календарь (по планете, которая дает отсчет 12-летнего цикла). Опираясь на работы своих соотечественников, казахский ученый А.Мухамбетова предлагает назвать его «Тенгрианский календарь», «поскольку всех кочевников Центральной Азии объединяет Великая религия-Тенгрианство».14

По письменным источникам 12 летний животный цикл древнетюркских племен прослеживается с VII в.н.э. К этому же периоду относится первое упоминание о цикле в китайских летописях династии Тан. Тан-Шу сообщает о кыргызском календаре: «Киргизы… отмечают годы посредством 12 животных. Таким образом, когда год находится под знаком инь, они его называют годом тигра».15

Кроме того, в работе Карла Риттера (немецкого ученого XIX века) даются сведения, где говорится: «… начало года в их языке (на языке кыргызов) называется мус-ай-ледяной месяц. Они имели уже при монголах, манджурах, японцах и тибетцах свой собственный круг летоисчисления, состоявший из 12 лет; каждый год назывался именем какого-нибудь зверя; третий год носил название тигра. Этот круг, как собственное произведение хакасов, есть единственное произведение хакасов, есть единственное наследие, которое они оставили истории; это изобретение их распространилось гораздо далее их владычества… Цикл 12 зверей, изобретенный древними хакасами, в настоящее время находится почти в повсеместном употреблении у восточных народов всей Азии. Образцом ему служил, бесспорно, древний десятилетний цикл китайцев: но замена ничего не означающих китайских знаков именами животных, и в особенности домашних, есть изобретение киргизов…».16 Данный факт нуждается в научном обосновании.

Отрадно, что в данном труде кыргызам отводится главная роль – роль изобретателей цикла. Возможно, с этим следует действительно согласиться. Ведь и сегодня с таким мнением соглашаются и другие ученые. А.Х. Маргулан на научной сессии по этногенезу кыргызов сказал: «Этот цикл как собственное изобретение кыргызов, может быть, единственное явление, упоминаемое историей, заслуживает особого внимания».17

В работе того же Карла Риттера, приводятся названия 12 животных, составляющих цикл: «В состав его входят полезнейшие животные: бык, заяц, лошадь, теленок, курица, собака, свинья. Также кошка, змея, тигр, обезьяна и дракон дополняют дюжину…». 18 В целом 12-летний цикл дошел до нас в том виде, в каком он был тогда. Имена животных, употребляемые в этой системе, в основном едины для всех народов: мышь (крыса); бык (корова, скот), тигр (барс); заяц, дракон (рыба, крокодил); змея, лошадь, овца, обезьяна, курица (петух, птица); собака, свинья. Непонятным остается лишь то, почему у К.Риттера указывается то, что у кыргызов того периода присутствует в цикле еще и кошка параллельно с тигром – представителем семейства кошачьих.

В странах Восточной и Южной Азии с древнейших времен при разработке календарей большое значение придавали также самым крупным из планет гигантов Солнечной системы – Юпитеру, который совершает оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет, и Сатурну, совершающему кругооборот примерно за 30 лет. Естественно, закономерности движения планет в давние времена еще не были известны и к научному обоснованию их пришли значительно позже. Кочевники Центральной Азии издревле довольно широко проводили астрономические наблюдения и накопили немало знаний в этой области.

Погода и климатические условия, которые не всегда были одинаковы и могли изменяться с течением времени, стали необходимым условием для разработки единой системы, которая могла предвидеть изменения погоды на много лет вперед. Этой системой и стал циклический календарь-мүчөл. Знание 12-летних изменений климата, связанных с колебаниями солнечной активности, а также воздействием Юпитера, позволяло предвидеть погоду на много лет вперед и, говоря языком современной науки, соответственно планировать многолетний производственный цикл на основе космизации хозяйственной деятельности. Юпитер совершает полный оборот вокруг Солнца за 12 лет и как самая большая планета солнечной системы, имеющая свое собственное излучение, существенно влияет на годовые изменения климата Земли. Каждые 12 лет эти изменения повторяются, но с вариантами. Вариантность вносит соотношение с лунным, солнечным, сатурновым циклом, а также с десятилетним, что и отражено в меняющейся цветовой символике животных… А через 60 лет все повторяется сначала… и тоже с вариантами.19

У кочевников Центральной Азии интерес к астрономическим наблюдениям объяснялся в значительной степени их образом жизни. Каждая семья кочевника имела свою юрту, купол которой определенную часть года оставался открытым, а жерди купола являлись хорошим ориентиром для наблюдений в ночное время за движением Луны, звезд и планет».20 Такое мнение заслуживает интереса, если учесть, что 12 животных цикла – это и есть небесная символика, т.е. 12 животных восточного зодиака. По гипотезе Фабр-д Оливе знаки зодиака Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы были созданы Рамой 8 640 лет назад на основе более древнего кельтского календаря. В.Е Ларичев утверждает, что, “рассматривая достижения жрецов Двуречья в астрономии, невозможно отделаться от впечатления, что за ними скрываются не века, а тысячелетия эмпирических наблюдений за Небом, а по самым скромным прикидкам –два или даже три десятка тысячелетий”.21

Для примера сравним их:

Таблица 1





Названия годов

Древнетюркский зодиак

Русские названия

Кыргызский зодиак

1

Чычкан

Козу

Овен

Козу

2

Уй

Уд


Телец

Ъркёр


3

Барс

Эрентир

Близнецы

Босого

4

Коен

Кучык

Рак

Саратан

5

Улуу

Арслан

Лев

Арстан

6

Жылан

Бугдай баши

Дева

Сумбула

7

Жылкы

Улгу

Весы

Тараза

8

Кой

Чадан


Скорпион

Чаян

9

Мечин

Йа

Стрелец

Жаа

10

Ит

Кёнёк


Водолей

Кёнёк


11

Тоок

Оглак

Козерог

Теке

12

Донуз

Балык

Рыбы

Балык

Как мы видим, связь здесь определенно есть, несмотря на то, что порядок не всегда соблюден и спутан.

Вопрос о прародине, времени и причинах возникновения 12-летнего животного цикла до сих пор еще не нашел окончательного решения. Его изобретение приписывают китайцам, народам Среднего Востока, кочевникам азиатских степей.

И.В.Захарова, признавая центрально-азиатское происхождение календаря, подчеркивает: “Животный цикл до сих пор переплетается у некоторых народов Центральной Азии с пережитками тотемизма. В частности, это было обнаружено на Алтае, в Монголии. Пережитки эти выражались в признании определенной связи человека с животным, именем которого назван год его рождении. Как правило, человек не должен убивать это животное ”.22 Крупнейший тюрколог С.М.Абрамзон признает, что “гипотеза И.В.Захаровой представляется весьма убедительной”. Для В.В.Цыбульского несомненно, что “зарождение этого календаря связано с кочевыми народами Центральной Азии, но он сравнительно быстро получил распространение у различных народов почти всей Азии. Вполне возможно, что существовали и другие центры его появления, однако факты идентичности (за небольшими исключениями) выбора животных и их последовательности (чередование) свидетельствуют о примате региона Центральной Азии”.23

“Идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народами Восточной Азии от кочевников Центральной Азии”.24 Сторонники заимствования кочевниками календаря у китайцев выдвигают в качестве аргументов названия годов дракона (улу), обезьяны (маймыл или еще мечин) и курицы (тоок). Рассмотрим их поподробнее.

Действительно казахское улу-выть, завывать сходно с современным китайским улу-дракон. Но год дракона в календаре китайцы называют не лу, а чэнь, корейцы-чин, вьетнамцы-тхин, японцы-тацу. С кыргызским и казахским улу сходно только монгольское название года луу. Некоторые ученые, в том числе и М.Ыскаков,25 склоняются к мысли, что улу произошло от исконно тюркских улуы–воющий и улу– великий. И то и другое могло быть табуированным обозначение волка, всеобщего тотема тюрко-монгольских племен и народов, присутствие которого в календаре закономерно.

Р. Умышев, анализируя вслед за Т.Н.Сениговой изображение на медали, найденной при раскопках городища Баба-Ата, обосновывает остроумную трактовку улу как мамонт.26 Однако фигура мамонта не подкреплена в казахской культуре данными словесно-поэтического, музыкального, декоративно-прикладного творчества, в то время как “Великий Воющий” представлен во всех формах культуры очень богато, что и предопределило наше принятие как основной версии улу-волк. На огромной территории, заселенной множеством народов и племен, календарь не мог не иметь исторических и этнических вариантов. Вариантными оказались те детали календаря, которые не связаны с объективно-космическими параметрами, к ним-то и относятся символические названия годов, которые демонстрируют изменчивость в наше время. Так, современное бытование у кыргызов и казахов двух названий одного года мечин и маймыл отражает картину постепенного вытеснения древнего названия новым.

Маймыл-обезьяна вошла в мүчөл поздно заменяя собой “мечин –устаревшее название года 12-летнего животного цикла.27 Устаревшее, но не вытесненное, так как до сих пор у кыргызов и у казахов оба обозначения года маймыл и мечин употребляются на равных.

Значение мечин в современных тюркских языках не выяснено. Видимо, понимание его смысла было утрачено еще в средневековье, так как уже на хорезмийской монете 787 года Хиджры “год обезьяны... заменяли годом насекомого в виде жука”.28

Но если принять во внимание, что в различных изображениях мечин у алтайцев обязательно присутствует созвездие Плеяд, а также то, что по – калмыцки Плеяды называются “мешин”, а по-монгольски-“мечин”, то становится ясно, что в календаре под названием мечин присутствует именно созвездие Плеяд-Ъркёр. Появление монгольского обозначения среди тюркских можно объяснить генетическим родством тюрко-монгольских языков и народов, общей включенностью их в единое поле кочевой цивилизации с постоянным переплетением исторических судеб. Все это вместе взятое привело “ к обилию тюркизмов в древнейшем пласте лексики монгольских народов и значительным возрастанием монголизмов в тюркских языках Сибири с эпохи Чингисхана.29 По этому поводу Л.Э.Каруновская писала: “Двенадцатилетний животный цикл неоднократно привлекал внимание ученых как зарубежных, так и русских”.30 У этих народов календарь называется “jыл”. Он представлял собою круг, в котором были расположены 12 животных. Счет по циклу начинается с мыши, затем следует корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, плеяды, баран, курица, собака и кабан.

Таблица 2



названия животных цикла на русском языке

названия животных цикла у алтайцев и телеутов

названия животных цикла у кыргызов

1.

мышь

kuжul

чычкан

2.

корова

уi

уй

3.

тигр

парс

барс (арстан)

4.

заяц

коjон

коен

5.

дракон

улы

ажыдар (улу)

6.

змея

jылан

жылан

7.

лошадь



жылкы

8.

плеяды

мачiн

мечин (маймыл)

9.

баран

коча

кой

10.

курица

poтiк

тоок

11.

собака



ит

12.

кабан

чочко

чочко (кара кийик)

Представляя приведенный цикл в виде круга и сравнивая два цикла у этих народов, получаем некоторое расхождение в порядке следования

животных друг за другом, то есть:

Таблица 3



у алтайских народов

у кыргызов

1.

мышь- kuжul

мышь-чычкан

2.

корова- уi

корова-уй

3.

тигр- парс

тигр-барс

4.

заяц- коjон

заяц-коен

5.

дракон- улы

дракон-улуу

6.

змея- jылан

змея-жылан

7.

лошадь-ат

лошадь-жылкы

8.

плеяды- мачiн

баран-кой

9.

баран- коча

плеяды-мечин

10.

курица- poтiк

курица-тоок

11.

собака-iт

собака-ит

12.

кабан- чочко

кабан-чочко (кара кийик)

Как видно, есть расхождения в чередовании животных. Так, у кыргызов после лошади следует баран, а у алтайцев после лошади следуют мачiн (плеяды). В своей статье Л.Э.Каруновская также говорит о том, что мачiн у алтайцев изображался в виде человека с уродливым, обезъянообразным лицом. По легенде на земле жил богатырь. В наказание за какие-то пригрешения он был превращен в созвездие. Видимо, приведенный факт объясняет то, почему у кыргызов параллельно с термином мечин используется и маймыл.

Появление в календаре созвездия Мечин-Үркөр не случайно. Это созвездие чрезвычайно важное в жизни кочевников, оно выполняло функции члененения годового круга на дни и месяцы. В самый жаркий период года оно приближается к земле и “опускается в подземный мир”31, т.е. усходит ниже линии горизонта, а в самый холодный находится в высшей точке звездного неба. “В январе хакасы наблюдали видимое схождение Плеяд с Луной и по ним определяли будущий год. Если Луна “покрыла” Плеяды, то будет холодный год, а если прошла рядом, то урожайный. В январе обычно Плеяды имели схождение с Луной на девятый день новолуния. Если Луна “соединялась” с Плеядами на восьмой или десятый день новолуния, год обещал быть плохим”.32 Как известно, Плеяды играют большую роль в сакральной астрономии многих народов Земли. Они являются маркером смены сезонов не только у тюркских народов. Например, в Древней Греции они также были указателем смены сезонов и сельскохозяйственных работ.

При распространении календаря по странам Юго-Восточной Азии произошла естественная замена некоторых животных на более привычных для жителей южных стран, т.е. барс стал тигром, заяц – котом, непонятное для китайцев улу стало драконом, для индонезийцев-крокодилом, и столь же непонятный мечин стал для всех обезьяной.33

Приведем названия 12 животных, составляющих животный цикл у некоторых народов:

Таблица 4





у алтайцев

у монголов

у калмыков

хакасов

у казахов

1.

Мышь– kuжul

Мышь–хулгана

Тигр – бар джил

Мышь–куске чылы

Мышь–тышкан

2.

Корова – уi

Корова– ухэр

Заяц–туула джил

Корова–инек чылы

Корова–сыйыр

3.

Тигр– парс

Тигр–барс

Дракон–лу джил

Лиса–тулгу чылы

Тигр–барс

4.

Заяц– коjон

Заяц–туулай

Змея – моха джил

Заяц–хозан чылы

Заяц–коян

5.

Дракон –улы

Дракон–луу

Лошадь–мерн джил

Ящерица–килескi чылы

Дракон–улу

6.

Змея – jылан

Змея–могой

Овца – хен джил

Змея – чылан чылы

Змея –жылан

7.

Лошадь–ат

Лошадь–морин

Обезьяна–мечн джил

Лошадь–чылгы чылы

Лошадь–ат

8.

Плеяды – мачiн

Овца–хонин

Курица– така джил

Человек–кiзi чылы чылы-

Овца–кой

9.

Баран– коча

Обезъяна–мечин (бичин)

Собака–ноха джил

Овца– хой чылы

Обезъяна–маймыл, мешин, музгир (паук)

10.

Курица– poтiк

Курица–тахиа

Свинья–гаха джил

Курица–танах чылы

Курица–тоок

11.

Собака–iт

Собака–нохой

Мышь– хулхн джил

Собака–адай чылы

Собака–ит

12.

Кабан– чочко

Свинья–гахай

Корова–укр джил

Журавль–турна чылы

Свинья–кара кейик, доьыз

13.










Свинья–сосха чылы



Таким образом, 12-летний животный цикл является общепринятым календарем у всех тюркоязычных народов. У кыргызов он в основном использовался для определения возраста, для чего просто необходимо было помнить лишь год, в котором он родился.

В повседневной жизни в целом тюрко-язычных народностей 12- летний цикл до XX в. играл роль единственного способа летоисчисления. Его преимуществом являлась легкость счета, в частности, то, что по циклу счет ведется на солнечные годы, в то время как по хиджре – на лунные, что гораздо сложнее и было доступно только ученым людям и духовенству.

В целом, 12-летний животный цикл играл большую роль в жизни кочевых народов, в том числе и кыргызов. Ориентировка по циклу, учет различных изменений климата и др., позволяли предвидеть погоду на много лет вперед и соответственно планировать долгосрочную стратегию ведения хозяйства, регулируя многолетний производственный цикл в хозяйственной деятельности.



ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. – М.:Наука, 1983.– С. 3-4, 96-97.

  2. Там же.– С. 3-4.

  3. Жапаров А.З. Биографическое время в традиционной культуре кочевников-кыргызов// Наследие материальной и духовной культуры Кыргызстана. –Б.: Илим, 2005.–С. 123.

  4. Ибраев К. Миропонимание древних кыргызов. – Б., 2001.–С. 72; Древнекитайская философия .– С. 42

  5. Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. – М., 1965.– С.21.

  6. Там же. – С.64.

  7. Мухамбетова А.И. Тенгрианский календарь как основа кочевой цивилизации (на казахскмом материале) // История и культура Арало-Каспия . Сб. статей. – Алматы: Кус жолы, 2001. Вып. 1.– С. 105.

  8. Информатор – Эсенбаев Келдибек 1923 г.р. с. Кара-Суу Кочкорского района Нарынской области.

  9. Информатор – Субанова Зыйна 1935 г.р. с. Сан-Таш Тюпского района Иссык-Кульской области.

  10. Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. – М.: Наука, 2002.– С.205.

  11. Исраилова-Харьехузен Ч. Традиционное общество кыргызов в пеиод русской колонизации во второй половине XIX-начале ХХ в. и система их родства. – Бишкек, 1999. – С.63; Об этом также писал Айтамамбетов Д.О. Культура киргизского народа во второй половине XIX – нач. XX вв. – Фрунзе: Илим, 1967. – С. 20

  12. Шахматов В.Ф. О происхождении двенадцатилетнего животного цикла летоисчисления у кочевников// Вестник АН КазСССР, 1955.-С. 43-53

  13. Цыбульский В.В. Лунно-солнечный календарь стран Юго-Восточной Азии. – М., 1988. – С.17.

  14. Мухамбетова А. Тенгианский календарь как основа казахской культуры.// материалы Интернет.

  15. Захарова И.В. Двенадцатилетний животный цикл у народов Центральной Азии. // Труды института истории, археологии и этнографии АН Каз ССР. – Алма-Ата, 1960. –Т.8. – С.33.

  16. Риттер К. Землеведение Азии. География стран, находящихся в непосредственныз сношениях с Россией. – СПб., 1860. – С. .552.

  17. Маргулан А.Х. Научная сессия по этногенезу киргизского народа.– Фрунзе,1959.–Т.3.– С.180-182.

  18. Риттер К. Указ. работа. – С. 553.

  19. Мухамбетова А. Тенгианский календарь...// Материалы интернет

  20. Цыбульский В.В. Указ. работа. – С.3-4.

  21. Ларичев В.Е. Колесо времени. Солнце, луна и древние люди. –Новосибирск, 1986. – С. 118.

  22. Захарова И.В. Указ. работа. – С. 63

  23. Цыбульский В.В. Указ. работа. – С. 17

  24. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира.– М., 1982. – С. 79.

  25. Ыскаков М. Халык календары. – Алматы, 1980.

  26. УмышевР. Поики слова “мамонт” в казахском и русском языках// Горизонт. –1996.– № 4-5.

  27. Махмудов Х., Мусабаев Г. Казахско-русский словарь. –Алма-Ата, 1989. – С. 244.

  28. Галкин Л.Л.Рождество Христово в Золотой Орде// Наука и религия.–1995.– № 1. – С. 44-45.

  29. Санжеев Г.Д. Некоторые вопросы этнонимики и древней истории монгольских народов. – Улан-Удэ, 1983. – С.50-51.

  30. Каруновская Л.Э. Календарь двенадцатилетнего животного цикла у алтайцев и телеут// Доклады Академии Наук СССР. – М., 1929. –С.5-8.

  31. Бутанаев В. Хакасский календарь. – Абакан, 1991. – С. 5.

  32. Там же.

  33. Цыбульский В.В. Лунно-солнечный календарь стран Юго-Восточной Азии..– С.17-18.



  • Ъркёр
  • Кёнёк