Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


11 класс Определите имя писателя (поэта) по отдельным историко-биографическим сведениям




Скачать 48.54 Kb.
Дата03.07.2017
Размер48.54 Kb.



Министерство образования и науки РФ

Совет ректоров вузов Томской области

Открытая региональная межвузовская олимпиада 2013-2014

по литературе

11 класс

1. Определите имя писателя (поэта) по отдельным историко-биографическим сведениям:

а) Родилась под Одессой в семье отставного инженера-механика флота. «Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село». После того, как семья распалась, мать с детьми переехала в Евпаторию, а затем – в Киев <…> Окончила в Киеве Фундуклеевскую гимназию и в 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве…

б) Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1912 году едет в Москву, полтора года занимается на историко-философском отделении народного университета А. Л. Шанявского, вступает в члены Суриковского литературно-музыкального кружка…

в) Родился в грузинском селе Багдади. В 1902 году поступает в Кутаисскую гимназию, принимает участие в революционных событиях 1905 года. После смерти отца семья переезжает в Москву. В 1911 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества…



6 баллов

2. Ответьте на вопросы:

а) Как звали главного героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

б) Какие варианты заглавия имела пьеса М. Горького «На дне»?

в) Кто из русских поэтов конца ХIХ–начала ХХ века бывал в Африке?

г) Где происходит действие рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

д) Какое животное упоминается в поэме А. Блока «Двенадцать»?



10 баллов

3. Назовите авторов и произведения русской литературы конца ХIХ – первой половины ХХ века по приведённым фрагментам:

а) «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

б) «Елена раздвинула портьеру, и в чёрном просвете показалась её рыжеватая голова. Братьям послала взгляд мягкий, а на часы очень и очень тревожный».

в) «…Наталья вышла на крыльцо. От Дона нёс ветер шорох плывущего льда и пресный живительный запах талой сырости. Придерживая левой рукой подол юбки, обходя перламутровую синь раскинутых по улице лужиц, Наталья дошла до церкви».

г) «Красавица Наташа, её домработница, осведомилась о том, что сделать на второе, и, получив ответ, что это безразлично, чтобы развлечь самоё себя, вступила со своей хозяйкой в разговор и стала рассказывать бог знает что…».

8 баллов

4. Кому из поэтов ХХ века принадлежат фрагменты, посвященные А. С. Пушкину:

а) «Пушкин имеет проспект, пламенный Лермонтов тоже…»

б) «Ах, Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган…».

в) «Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни». 6 баллов



5. Ответьте на каждый из вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно:

а) Женские персонажи пьесы М. Горького «На дне» носят имена: Наташа, Настя, Анна;

б) Первую нобелевскую премию по литературе из русских писателей получил М. А. Шолохов;

в) Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящён событиям Второй мировой войны;

г) В. Маяковский написал пьесы «Клоп» и «Баня». 8 баллов

6. В каких произведениях русской литературы XIX - XX веков встречается образ железной дороги и в чем заключается его смысл?

5 баллов

7. Что такое гипертекст, каковы его отличительные признаки?

5 баллов

8. В чём смысл заглавия рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»?

4 балла

9.Какие современные литературные премии Вам известны?

4 балла

10. В каком произведении русской литературы XIX века встречается эпиграф: «Мне отмщение и Аз воздам»? 4 балла

11. Напишите мини-сочинение (10-15 предложений) по данному тексту, ориентируясь на поставленные вопросы:

«Через несколько минут грузовик уносил Рюхина в Москву. <…> Настроение духа у едущего было ужасно. Становилось ясным, что посещение дома скорби оставило в нём тяжелейший след. Рюхин старался понять, что его терзает. <…> Обида, вот что. Да, да, обидные слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда.

Поэт не глядел уже по сторонам, а, уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя.

Да, стихи… Ему – тридцать два года! В самом деле, что же дальше? – И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. – До старости? – Да, до старости. – Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? “Какой вздор! Не обманывай хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурны? Правду, правду сказал! – безжалостно обращался к самому себе Рюхин, - не верю я ни во что из того, что пишу!..“

Отравленный взрывом неврастении, поэт покачнулся, пол перед ним перестал трястись. Рюхин поднял голову и увидел, что он давно уже в Москве <…> и что близёхонько от него стоит на постаменте металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар.

Какие-то странные мысли хлынули в голову заболевшему поэту. “Вот пример настоящей удачливости… – тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, - какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, всё шло ему на пользу, всё обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: «Буря мглою…»? Не понимаю.. Повезло, повезло! – вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, – стрелял, стрелял в него это белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…“



<…> Совершенно больной и даже постаревший поэт не более чем через две минуты входил на веранду Грибоедова. Она уже опустела. <…> Рюхин <…> был встречен Арчибальдом Арчибальдовичем очень приветливо <…> как ни мало был наблюдателен Рюхин, – теперь, после пытки в грузовике, он впервые остро вгляделся в лицо пирата и понял, что тот хоть и задаёт вопросы о Бездомном и даже восклицает «ай-яй-яй!», но, по сути дела, совершенно равнодушен к судьбе Бездомного и ничуть его не жалеет. «И молодец! И правильно!» – с цинической, самоуничтожающей злобой подумал Рюхин и, оборвав рассказ о шизофрении, попросил:

– Арчибальд Арчибальдович, водочки бы мне… <…>

Через четверть часа Рюхин, в полном одиночестве, сидел, <…> пил рюмку за рюмкой, понимая и признавая, что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».

(М. Булгаков. Мастер и Маргарита)



40 баллов

  1. Какое сюжетное событие предшествовало данному эпизоду?

  2. Кому адресует Рюхин свои слова?

  3. Что составляет причину зависти и внутреннего смятения Рюхина?

  4. Какую роль играет в этом фрагменте Арчибальд Арчибальдович?

  5. Как данный фрагмент проясняет авторскую концепцию творчества и творца?


Желаем успеха!

  • 6 баллов 2. Ответьте на вопросы
  • 10 баллов 3. Назовите авторов и произведения русской литературы конца ХIХ – первой половины ХХ века по приведённым фрагментам
  • 8 баллов 4. Кому из поэтов ХХ века принадлежат фрагменты, посвященные А. С. Пушкину
  • 6 баллов 5. Ответьте на каждый из вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно
  • 8 баллов 6. В каких произведениях русской литературы XIX - XX веков встречается образ железной дороги и в чем заключается его смысл 5 баллов
  • 7. Что такое гипертекст, каковы его отличительные признаки 5 баллов 8. В чём смысл заглавия рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»
  • 4 балла 9.Какие современные литературные премии Вам известны 4 балла
  • 11. Напишите мини-сочинение (10-15 предложений) по данному тексту, ориентируясь на поставленные вопросы