Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1 Введенский девичий монастырь с момента основания до пожара 1843




страница1/5
Дата30.06.2017
Размер0.93 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОЛОГИИ

Допущена к защите


Зав. кафедрой Теологии

___________/Малков П. Ю./



подпись

Дата__________________




Аттестационная работа
История Орловского Введенского женского монастыря

Автор:

__________________ / Жарков Михаил Александрович /

Подпись

Дата______________________

Научный руководитель:
__________________ / Бирюкова Юлия Александровна /

Подпись

Дата _______________________

Москва

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

Глава I. История Орловского женского монастыря в XVII-XIX вв.

1.1. Первые монастыри на Орловщине. 8

1.2. Введенский девичий монастырь с момента основания до пожара 1843 г. 12

1.3. Пожар монастыря 1843 г.и возрождение обители. 21

1.4. История строительства монастыря во второй половине XIX в. 27

1.5. Настоятельницы обители. 33

Глава II. История монастыря в XX в.

2.1. Закрытие монастыря. 40

2.2. Возрождение монастыря в XX в. 57

2.3. Главная святыня Введенского женского монастыря. 67

Заключение 72

Источники и литература 74

Введение

Актуальность работы связана с серьезными мировоззренческими переменами в жизни нашего общества. Эти перемены проявились, с одной стороны, в открытости для иной культуры, для иного, непривычного для россиянина, мировосприятия (порой, что особенно печально, вообще в отсутствии любой культуры и духовности), а с другой стороны, - возросшим интересом к своим истокам, к отечественной истории. Тысячелетняя история христианства, несмотря на попытки перечеркнуть ее, забыть, попытки, предпринимавшиеся в течение семидесяти лет, жива и продолжается сегодня. Именно поэтому необходимо обращение к истории русских храмов и монастырей как неотъемлемой части нашей культуры. Ведь, по словам игумена Дамаскина (Орловского), «прошлое не должно быть утеряно, на прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому собрать воедино сокровище духовное наш долг перед будущим поколением»1.

В этой связи одной из интереснейших тем в богословской литературе и трудах по истории Православной Церкви нам представляется история монашества. Она имеет огромную значимость для понимания самой сущности христианства. И, что особенно важно в наше время, знание истории, в том числе истории монашества, рождает в душе человека уважение к своему народу, любовь к ближнему, заставляет внимательнее и ответственнее относиться к собственным поступкам.

Монастыри на Руси существовали повсеместно. Они являются очагами духовности, местом спасения от мира и приближения к Богу истинно верующих душ. Есть монастыри и на Орловщине. Дипломная работа посвящена истории одного из них - Орловского Введенского женского монастыря. Повторивший судьбы многих русских монастырей, он неразрывно связан с историей Орловского края, что помогает лучше понять характерные особенности области и населяющих ее людей, хорошо показывает закономерности и специфику религиозной жизни на Орловщине.

Не менее актуальной данная тема видится нам и в силу следующей причины. К настоящему времени изданы фундаментальные труды по истории Русской Православной Церкви и труды таких крупных церковных историков, как митрополит Макарий (Булгаков), А.В. Карташёв, Е.И. Голубинский, Н.Д. Тальберг, а также современных исследователей: протоиерея Владислава Цыпина, Д.В. Поспеловского, М.В. Шкаровского и др. Однако совсем по-другому обстоит дело с воссозданием истории конкретных епархий и монастырей. В настоящее время данная тема изучена недостаточно, так как после революции до 1991 г. исследования практически не велись. Особенно эта брешь стала заметной в Орловской епархии с её окончательным выделением в 1994 г. в соответствии с нынешними границами Орловской области.



При написании этой работы были использованы следующие материалы:

«Орловские Епархиальные ведомости» начала XX в. дают обширные сведения об официальных мероприятиях и основных событиях в Орловской епархии. Но, к сожалению, после революции в октябре 1917 г. они были закрыты и их выпуск возобновлен только в 1998 г. В современных «Орловских Епархиальных ведомостях» кроме официальной хроники публикуются и статьи, посвященные истории Орловской епархии.

«Настольная книга священнослужителя»1 С.В. Булгакова содержит статистические данные о монастырях Орловской Епархии, а так же включает в себя имена и годы правления Архиереев на Орловской кафедре.

Значительное количество документов по данной теме содержится в Российском государственном историческом архиве, некоторые фонды которого были использованы при написании работы. РГИА (Российский Государственный исторический архив). Ф. 218. Оп. 4. Д. 122. Об устройстве девичьего монастыря при Христорождественской церкви в г. Орле. 1846–1847 и об игуменьях.

В фонде Р-27. представлены документы, связанные со сложными событиями начала 1918 года, попытками «посягательств» на церковное имущество и стремлением избежать этого.

Из фонда Орловского губисполкома использовались материалы статистического характера, акты комиссии по изъятию церковных ценностей и сведения о закрытии церковных зданий города Орла и губернии, отчеты о проделанной работе в области церковной организации.

Фонды административного отдела Орлгубисполкома предоставили постановления и циркуляры НКВД и СНК о порядке проведения в жизнь декретов, сведения управления госфондов об учёте и реализации молитвенных зданий.

Фонд 483 содержит информацию о взаимодействии церкви с местными органами власти, о закрытии культовых зданий. Отсюда взята справка о количестве имеющихся по орловскому округу молитвенных зданий.

К числу значимых нельзя не отнести монографию Г.М. Пясецкого «История Орловской Епархии и описание церквей, приходов и монастырей»1. Она живо и интересно показывает историю Орловской епархии, её рождение и дальнейшую судьбу, но изложенные здесь исторические свидетельства касаются больше Брянской, а не Орловской области и завершаются событиями второй половины XIX в. и т.д.

В настоящее время орловские краеведы значительно активизировали свои усилия по изучению истории религиозной жизни Орловщины. Работы Перелыгина А.И. «Русская Православная Церковь на пути к Голгофе»1, Еремина В. П. «Православные церкви и монастыри города Орла»2, Ливцова В.А. «Православие на земле Орловской»3, «Реквием. Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине»4, «Церкви и монастыри города Орла»5 и др. характеризуют состояние Орловской епархии в начале XX в., в период гонений и репрессий, а также затрагивают современное положение Орловской епархии.

Дополнительным источником материалов для работы послужила газета «Вера Отцов», издававшаяся в 2000-2008 гг. В ней описывалась современная монастырская жизнь Орловщины.

Тем не менее, можно констатировать, что одной из основных проблем по-прежнему является недостаток обобщающих работ по истории Орловской епархии. В настоящий момент к числу наиболее полных работ, в создании которой мне довелось участвовать, можно отнести только «Историю Орловской епархии»6.

Целью работы является рассмотрение истории Введенского женского монастыря, выявление преемственности церковных традиций и их возрождение вплоть до 2000 г.

Задачи дипломной работы:

1) изучить историю возникновения и развития монастыря в XVII – XIX вв.;

2) установить новые сведения и описать образ внутренней жизни обители в период XVII – XIX вв.;

3) выявить сведения о закрытии монастыря и его возрождении на современном этапе;

4) описать историю монастыря от основания до современного периода жизни обители.

Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования в качестве дополнительного материала к университетскому курсу «Культурное наследие Орловской епархии», а также в ее значимости для всех интересующихся церковным краеведением и особенностями духовной жизни на Орловщине.



Структура дипломной работы включает введение, две главы и заключение.

Первая глава посвящена истории Введенского девичьего монастыря в Орле с момента его основания до начала ХХ в. в контексте истории монашества на Орловщине.



Вторая глава описывает судьбу монастыря в ХХ в.: его закрытие и разрушение в 20-е годы, а также возрождение, начиная с 1993 г. Рассматривается жизнь обители в наши дни, распорядок монастырского дня, отношение мира к монастырю и связь монастыря с миром.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В XVII-XIX ВВ.

Каталог: DATACENTER -> DIR FILES -> DIR ZIP -> attestrab200614
attestrab200614 -> Коптская церковь в новое и новейшее время
DIR ZIP -> На правах рукописи
DIR ZIP -> Петрушко В. И. Автокефалистcкие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997
DIR ZIP -> Программа профессиональное переподготовки
DIR ZIP -> Программы вступительного испытания ««Историография истории России»
DIR ZIP -> Священник александр мазырин
DIR ZIP -> Святитель Тихон – митрополит Московский и Коломенский. К 95-летию избрания на Московскую кафедру
DIR ZIP -> Храм христа спасителя и поместный собор 1917–1918 гг
  1   2   3   4   5

  • Аттестационная работа История Орловского Введенского женского монастыря Автор: __________________ /
  • Подпись Дата______________________ Научный руководитель: __________________ /
  • Глава I. История Орловского женского монастыря в XVII-XIX вв. 1.1. Первые монастыри на Орловщине. 8
  • 1.4. История строительства монастыря во второй половине XIX в. 27 1.5. Настоятельницы обители. 33 Глава II. История монастыря в XX в.
  • Источники и литература 74 Введение
  • При написании этой работы были использованы следующие материалы
  • В фонде Р-27. представлены документы, связанные со сложными событиями начала 1918 года, попытками «посягательств» на церковное имущество и стремлением избежать этого.
  • Фонд 483 содержит информацию о взаимодействии церкви с местными органами власти, о закрытии культовых зданий. Отсюда взята справка о количестве имеющихся по орловскому округу молитвенных зданий.
  • Дополнительным источником материалов для работы послужила газета «Вера Отцов», издававшаяся в 2000-2008 гг. В ней описывалась современная монастырская жизнь Орловщины.
  • Целью работы является рассмотрение истории Введенского женского монастыря, выявление преемственности церковных традиций и их возрождение вплоть до 2000 г. Задачи дипломной работы
  • 1) изучить историю возникновения и развития монастыря в XVII – XIX вв.; 2) установить новые сведения и описать образ внутренней жизни обители в период XVII – XIX вв.;
  • 3) выявить сведения о закрытии монастыря и его возрождении на современном этапе; 4) описать историю монастыря от основания до современного периода жизни обители.
  • Структура дипломной работы включает введение, две главы и заключение.
  • ГЛАВА I . ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В XVII - XIX ВВ.