Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. возникновение цивилизации и культуры




страница1/7
Дата11.03.2017
Размер1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

Что значит сам термин "цивилизация"? Мы будем понимать под ци­вилизацией уровень развития общества, вышедшего из первобытной эпо­хи. При всех несходствах и контрастах древние цивилизации объединены совокупностью важнейших признаков, которые придают им принципи­альные отличия, как от первобытных культур, так и от цивилизаций, при­шедших на смену.

Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоя­щее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравне­нию с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человече­ской деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.

Каковы были предпосылки создания цивилизации? Род "Человек" вышел из царства животных свыше двух миллионов лет назад: вид "Чело­век разумный" существует, вероятно, около 80 тыс. лет. От своих предков, принадлежавших к более древним человеческим видам. Человек разум­ный унаследовал умение трудиться и производить для этого простейшие орудия. Но в течение первых примерно 70 тыс. лет своей истории он только извлекал для себя дары природы с помощью произведенных им орудий, но не воспроизводил ее плоды снова.

Важнейший этап в истории человечества - формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Археологические находки по­казывают, что этот процесс приходится на период неолита (VII-VI тыс. до н.Э.). Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества (развитие оседлости, резкое увеличение численности населения) позволили английскому археологу Гордону Чайлду говорить о "неолити­ческой революции" как о первом экономическом перевороте в истории человечества.

Переход к земледелию, основанному на культивировании высоко­продуктивных сортов злаков (пшеницы, ячменя, кукурузы, риса), привел к устойчивости в обеспечении продуктами питания человеческих коллекти­вов, способствовал значительному росту населения. По примерным расче­там, за одно тысячелетие "неолитической революции" население выросло более чем в 16 раз, превысив 80 млн. человек, а плотность его в древней­ших очагах возросла в 2.5 раза и достигла 1 человека на 1 кв. км.

Не менее значительным были и другие явления, обусловленные этим процессом. Искусственное распространение культивированных растений и одомашненных животных на территориях, отличных от естественной прародины их предков, позволило на новых принципах расширить грани­цы ойкумены, или зоны обитания человека на земле. Непрестанно возрас­тавшие потребности производящего хозяйства значительно расширили сферу человеческой деятельности, вызвали появление ее новых направле­ний. Познание явлений природы, циклов жизни растений, их роста и со­зревания, попытки объяснить их обусловили новый этап в развитии мыш­ления и различных областей культуры. Стало иным распределение времени наших далеких предков: развитие производящей экономики уже не требовало постоянного участия большинства дееспособных членов человеческих коллективов в производстве пищи.

Следствием формирования производящего хозяйства явилось появ­ление регулярного прибавочного продукта, а значит, и возможности его концентрации в руках отдельных родов и семей.

Переход к производящему хозяйству был возможен лишь там, где имелся необходимый для этого процесса природный фон, т.е. в центрах распространения диких предков культурных растений и домашних жи­вотных. Исследованиями Н. И. Вавилова выделено пять центров проис­хождения культурных растений в горных тропических и субтропических областях Старого Света - от Балкан до Юго-Восточной Азии, два - в по­добных же районах Южной Мексики и Перу.



Формирование древнейших центров производящего хозяйства, а позднее и первых цивилизаций Старого Света связано с Передней Азией: предгорьями и речными долинами Палестины, Ливана. Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии. У археологов эта территория получила наименование "полумесяц плодородных земель" Здесь в IX-IV тыс. до н.э. были одомашнены пшеница и ряд основных видов животных. В кон­це IV тыс. до н.э. в одной из важнейших областей "полумесяца плодо­родных земель" - междуречье Тигра и Евфрата - сложилась шумерская (урукская) цивилизация - древнейшая из первоначальных.

Дальнейший рост прибавочного земледельческо-скотоводческого продукта позволил освободить часть членов общины от всякого произво­дительного труда. В наиболее благоприятном положении оказывались военный вождь и его приближенные, а также главный жрец. Таким обра­зом, шел процесс образования классового общества. Классовое расслое­ние впервые произошло в Египте и Шумере. Расслоение общества на классы - самое главное отличие последнего этапа первобытного общества (варварства) от цивилизации.

Колоссален вклад первобытного и древнего общества в развитие ду­ховной культуры. Выделим самое существенное, без чего наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Это - возникновение и развитие мифоло­гии, религии и письменности.

2. МИФОЛОГТЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА

Слово "миф" греческое и буквально означает "преда­ние, сказание". Обычно под мифом подразумеваются сказания о богах и героях, а также система фантастических представлений о мире. Но мифы - это вовсе не сказки, и лишь с оговорками можно назвать их рассказами. Мифотворчество - важнейшее явление в культурной истории человечест­ва, явление, господствующее над его духовной жизнью в течение десятков и сотен тысяч лет.

Что известно о мифе в настоящее время? Миф выражает мироощу­щение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с ранних времен приходилось не только реагировать на окружающее, но и осмыслять его. При этом человек сталкивался с тремя главнейшими трудностями.

Во-первых, у него не было достаточных языковых средств для выра­жения общих понятий, и он вынужден был выражать общее через отдель­ное. Так, по-шумерски (это один из наиболее архаичных известных нам языков) "убить" буквально означало "голову палкой ударить", хотя речь могла идти об убиении мечом; "приданное" было "вещь, к женщине при­ставленная"; "имущество" - "вещь руки" и т. п. Но мало того, что слово не могло выражать абстрактное понятие, оно могло еще быть и многознач­ным, объединяя между собой значения, связанные как логическими, так и эмоциональными ассоциациями.

Во-вторых, при практическом различении существующих связей ме­лу явлениями за причинно-следственную принималась связь по смежности или связь части и целого, или по сходству, или связь названия с самим предметом по принципу метафоры или метонимии. Таким образом, осмысление и обобщение явлений мира в мифе происходят эмоционально ассоциативно.

В-третьих, критерием истинности мы считаем практику, а общест­венная практика у первобытного человека была весьма ограниченной. Только коллективный практический опыт, накапливаемый сотнями поко­лений, был достаточно надежен.

Итак, мифы - это попытки осмыслить явления мира и как бы вжиться в них с помощью эмоциональных и логических ассоциаций. Миф - это форма мироощущения, которому можно придать разную форму: песни, сказки, повести, запевки. Какие существуют категории мифов?

Мифы этиологические - объясняют появление различных природных и культурных особенностей. Космогонические - о происхождении космоса в целом и его частей. Антропогенические - о происхождении человека, первых людей, тотемистические - о фантастическом родстве между оп­ределенной группой людей и так называемыми тотемами, т. е. видами животных и растений. Календарные мифы связаны с циклом календарных обрядов, героические - фиксируют важнейшие моменты жизненного цик­ла, строятся вокруг биографии героя. Мифы эсхатологические - о "по­следних" вещах, о конце мира.
Параллельно осмыслению мира шел извечный процесс разработки понятийного аппарата. Это требовало постепенного совершенствования языковых средств для выражения общих и отвлеченных понятий. Одно­временно шло разделение области познания на познание самого объекта и познание отношения к объекту, т. е. появляется научное и художествен­ное познание. Главная разница между научным и художественным позна­нием не столько в том, как они познают, сколько в том, что они по­знают. Познание свойств объекта есть наука, а нашего отношения к объекту есть искусство.

Появление двух видов познания - научного и художественного, с его двумя объектами - миром явлений и отношением челове­ка к миру явлений - не означало прекращения одновременно и существования мифотворчества, потому что полоса непознанных явлений все еще оставалась чрезвычайно широкой. В течение длительного време­ни религиозно-магическое начало можно отделить от эстетического толь­ко по тому признаку, что первое призвано воздействовать на мифический персонаж (божество), а второе - на человека. Поэтому в отношении любо­го раннего памятника искусства мы не можем ставить вопрос "религиозный он или нерелигиозный", а только: “используемый в культе или неиспользованный в культе”.



4. РЕЛИГИЯ.

Религия с самого начала включала в себя мифы и обряды. Важнейшим компонентом религии был ритуал (обряд). Свои действия первобытный человек осмысляет также чувственно ассоциативно, а не абстрактно логически, как и явления мифов. Некоторые практические действия он осмысляет вполне правильно, т.к. действие здесь зависит от зримо проявляемой человеческой воли. Другие ритуальные действия человека обусловлены предположительными причинами явлений мира, заключающимся в воле божества. А божества воспринимались по образно-эмоциональным ассоциациям. Не удивительно, что и взаимодействие на божественные причины явлений оказывались тоже ассоциативно-эмоциональным, а не логическим. Например, если имя – материальная часть божества, то называющий это имя разве не овладеет в какой то мере самим богом? Не способствует ли брачный акт с женщиной, воплощающий (как, актрису) богиню, оплодотворением самой богини, а также плодородию земли, которой эта богиня не только ведает, но которой сама является?

Каковы исторические ранние формы проявления религии?

Глубоко древними формами религии являются: тотемизм; вера во вредоносную, лечебную эротическую магию; а также “погребальный культ”, т.е. совокупность обрядов и верований, связанных с умершими. Из форм религии, появившихся на позднейших этапах развития человечества, упомянем культы: родовые и семейные, промысловые, шаманизм, обожествление вождей, земледельческие, культы племенных богов.



КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История культуры Греции хронологически принято делить на крито-микенскую эпоху (до XII в. до н. э.), гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.), архаический период (УП-У! вв. до н. э.). классический период (V в. до н. э. - 338 г. до н. э.). эллинизм (конец IV-! вв. до н. э.) и римский период (146 г. до н. э. - IV-V вв. н. э.). Областью распространения древне­греческой (эллинской) культуры была не только Греция, т. с. южная часть Балканского полуострова. Города и колонии греков были разбросаны по берегам Средиземного моря - от Кипра на востоке до южной Италии и даже нынешних Франции и Испании на западе, от северного Причерно­морья до побережья Африки. Однако основным районом, где сложилась эта великая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между ними.

5. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Основное место в архитектуре занимал храм - важ­нейший для полисного времени тип общественного здания. Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обрабаты­вались в виде столбов и назывались антами. Между антами часто распола­гались две колонны. Это антовый храм или "храм в антах". Более услож­ненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди актов ряд колонн, и амфипростиль, имевший колоннады по обо­им торцовым фасадам. В периптере закрытое помещение храма - наос - со всех четырей сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII в. до н. э. и оставался господствующим в архаическое и клас­сическое время. Более сложным типом являйся храм, окруженный двумя рядами колонн (диптер). Круглая постройка называется моноптер, если состоит из одной колоннады и перекрытия над ней. и фолос, если позади колоннады имеется закрытое помещение.

Великим творением греческой архитектуры был ордер, способство­вавший созданию ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов. Ордер (от латинского "строй") - это сочетание в ясном и стройном порядке трех основных частей постройки:

1) ступенчатого основания (стеребата), 2) вертикальных опор (колонн) и 3) перекрытия (антаблемента). Антаблемент разделен на архитрав (глав­ная балка перекрытия), фриз и карниз. С торцовой стороны здания крыша закрывается треугольной плоскостью - фронтоном.

Греки создали два основных архитектурных ордера: древнейший - дорический, несколько позднее появился ионический, а много позже сложился вариант ионического - коринфский. Наиболее известными построй­ками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии. Аполлона в Коринфе, Артемиды на о. Керкира (VI в. до н. э.), а также Парфенон (V в. до н. э.). К древнейшим образцам храмов ионического ордера принадле­жал храм Артемиды в Эфесе, Геры на о. Самое (оба - сер. VI в. до н. э.), а также храм Ники Аптерос и Эрехтейон на афинском Акрополе (V в. до н. э.).



6. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Древнейшие греческие скульптуры представляли со­бой грубо вырезанные из дерева столбообразные фигуры - идолы богов ксоаны. В VII-VI вв. до н. э. в скульптуре стал широко применяться мяг­кий камень, а также мрамор. Обшивка деревянных статуй листами бронзы привела к появлению бронзовых изваяний. Каменные скульптуры обычно оживлялись раскраской, а у бронзовых отдельные детали золотились или серебрились, глаза же инкрустировались.

В VII в. до н. э. наметились два основных типа скульптуры: обнажен­ная мужская и задрапированная женская. Нагота была в искусстве при­знаком атлетичности и героизма, состояния, возвышенного над обыден­ностью. Статуи юных безбородых атлетов обычно объединяются термином "куросы" - юноши, или "Аполлоны" Им не свойственны инди­видуальные черты - в них наивно и цельно воплотились эстетические представления архаики о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе совершенного божества - Аполлона. Осо­бой жизнерадостностью отличались статуи девушек (по-гречески "кор"), которые выделялись нарядно исполненными одеждами, пышными пря­дями волос, загадочными улыбками.

Третий вид скульптуры, широко развившийся в VI в. до н. э., - это статуи и рельефы храмов, украшавшие метопы, тимпаны фронтона, а ино­гда и его углы. В храмовой скульптуре господствозвапи мифологические образы.

Решительные перемены в греческой скульптуре происходят на рубе­же VI-V вв. до н. э. Преодолевая условность архаических форм, художники, скульпторы создают более близкие к жизни образы, совершеннее изо­бражают человеческую фигуру и ее движение.

Первым художником, новатором в разрешении проблемы передачи момента движения в скульптуре был Мирон (группа "Афина и Марсий". "Дискобол"). Младший современник Мирона - Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), стремившийся найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. Ему при­надлежит статуя "Дорифор" ("Копьеносец"), а также "Диадумент" и "Ра­неная амазонка". Возвышенные идеалы классики, представления о граж­данской доблести, духовном, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина выразил Фидий - третий великий ваятель эпохи. Под его руководством исполнено скульптурное убранство Парфенона. Он яв­ляется создателем Афины Промахос на Акрополе (бронзовая статуя высо­той около 17 м). Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, а также Зевса Олимпийского.

В период поздней классики (400-325 гг. до н. э.) искусство утрачивает свой гражданский пафос, но у художников возникает интерес к внутрен­нему миру человека, его переживаниям. Эти свойства присущи произве­дениям великих мастеров скульптуры IV в. до н. э.: Праксителя, Скопаса и Лисиппа

Герои произведений афинянина Праксителя проникнуты безмятеж­ной светлой мечтательностью, ни в коей мере не нарушающей единства их физического и духовного мира ("Афродита Книдская", "Аполлон Сауроктон", "Отдыхающий сатир", и особенно "Гермес с младенцем Дионисом"). Искусство уроженца о. Парос скульптора Скопаса полно драматизма. Ярость битвы, страстный порыв, страдание и боль, составля­ют темы его произведений ("Менада", "Мелеагр", рельефы для Галикарнасского мавзолея). Лисипп стремился создавать жизненно достоверные статуи и портреты. Известна его статуя "Апоксиомен" (атлет, очищающий с себя песок). Лисипп переосмыслил канон Поликлета, ваял тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями.

В эпоху эллинизма на смену классическому идеалу человека-гражданина приходят возвеличивание владык, не имеющая предела монументализация образа божества (колоссальная статуя бога солнца Гелиоса - так называемый "Колосс Родосский", высотой 37 м), интерес к изо­бражению представителей различных социальных групп и возрастов. Расцветает скульптурный портрет.


7. ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ЛИТЕРАТУРА - древнейшая в Европе. Греки - родоначальники мно­жества литературных форм и жанров, которые под греческими названия­ми стали образцом для всей европейской литературы (трагедия, комедия, эпос, лирика и т. д.).

Началом греческой литературы принято считать поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Они являются венцом эпических традиций, дли­тельное время сохранявшихся бродячими декламаторами (рапсодами). Все другие виды эпоса утрачены. Около 700 г. до н. э. жил Гесиод, пер­вый поэт Европы, писавший о своей судьбе. В поэме "Теогония" он дал картину происхождения мира и богов, в "Трудах и днях" содержится свод морально-хозяйственных и религиозных наставлений.

В VII-VI вв. до н. э. значительную роль в литературе начала играть лирика, отражавшая рост самосознания личности. Гражданственность отличает поэзию Тиртея, воодушевлявшего спартанцев в их борьбе за обладание Мессенией. В своих элегиях Тиртей восхвалял воинские добле­сти и излагал нормы поведения воинов. Творчество Феогиида - поэта-аристократа, скорбившего о гибели аристократии и страдавшего от этого, пронизано ненавистью к низам и жаждой мести. К VII в. до н. э. относится поэзия ионийского поэта Архилоха. ярко отразившая скитания, невзгоды и разочарования его жизни. В творчестве другого великого лирика - Ал-кея - отразилась бурная политическая жизнь того времени. Наряду с по­литическими мотивами в его стихах присутствуют и застольные, в них звучит радость жизни и печаль любви, размышления о неизбежности смерти и призывы к друзьям возрадоваться жизни. Знаменитой современ­ницей Алкея была Сапфо. В центре се творчества стояла женщина, стра­дающая от любви и терзаемая муками ревности, или мать, нежно любя­щая своих детей. По их стопам иониец Анакреонт (VI-V вв. до н. э.) создал лирические миниатюры главным образом на застольные и любов­ные сюжеты.

Время культурного первенства Афин - V-IV вв. до н. э. - эпоха наи­высшего расчета греческой литературы. Центральное место занимали драматические жанры, развившиеся из сочетания хоровой лирики с обря­довыми играми. Ведущий жанр - трагедия с мифологическим сюжетом "Отцом трагедии" считается афинянин Эсхил (около 525-456 гг. до н. э.). Им было создано примерно 90 произведений. До нас дошло семь, напи­санных, за исключением трагедии "Персы", на мифологические сюжеты, но на деле касавшихся актуальных проблем. Эсхил прославлял справед­ливость принципов, лежащих в основе афинского государственного уст­ройства милосердие и другие гражданские добродетели. Наиболее из­вестна трагедия "Прометей прикованный".

У Софокла, драматурга эпохи расцвета афинской демократии, люди вполне самостоятельны в своем поведении. Ведущие черты личности его персонажей проявляются в конфликтах между законом государства и неписаными законами религии и морали ("Антигона"), в столкновении чест­ного прямодушия и лукавой мудрости ("Филоктет"), страдания во имя долга ("Электра").

Еврипида можно считать родоначальником психологической драмы. Если Софокл, по мнению древних, изображал героев такими, какими они должны быть, то Еврипид изображал тех людей, таких видел в жизни, старался разглядеть в характере человека причину его гибели ("Электра", "Геракл", "Медея" и др.).

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась атти­ческая комедия. Крупнейший комедиограф - Аристофан, расцвет творче­ства которого падает на годы Пелопоннесской войны. Творчество Ари­стофана отразило политические взгляды аттического крестьянства. ненавидящего войну и стоящих у власти демагогов. Аристофан дал сме­лую сатиру на политическое и культурное состояние Афин во время кри­зиса демократии ("Мир", "Лисистрата", "Всадник", "Осы" и др.).

В греческой литературе IV в. до н. э. значительное место принадле­жит прозе, достигшей высокого художественного уровня в области исто­риографии (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), философского диалога (Пла­тон) и ораторского искусства.

В период эллинизма греческая культура отходит от значительных общественно-политических проблем. Литература обращается к семейным и бытовым темам. Афинянин Менандр считается мастером неполитиче­ской комедии, ставшей образцом для комедий нового времени. Феокрит основал новый литературный жанр - буколики (пастушеская поэзия). В римский период историк-моралист Плутарх (I-II вв. н. э.) создает в своих "Параллельных жизнеописаниях" образцы героических деятелей грече­ского и римского прошлого. Последний повествовательный жанр антич­ности - греческий роман I-III вв. (приключенческий или любовный) рису­ет идеальных влюбленных, оставшихся верными друг другу, несмотря на удары судьбы и разные искушения (Харитон, Гелиодор, Ямвлих, Ахил, Тагий, Лонг). С IV в. античная греческая литература уступает место хри­стианской.
  1   2   3   4   5   6   7

  • 2. МИФОЛОГТЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА
  • 4. РЕЛИГИЯ.
  • КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  • 5. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
  • 6. СКУЛЬПТУРА
  • 7. ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ЛИТЕРАТУРА