Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. Сущность экспериментального исследования, его виды




Скачать 459.46 Kb.
страница1/4
Дата04.07.2017
Размер459.46 Kb.
  1   2   3   4


1. Сущность экспериментального исследования, его виды
Научно-экспериментальное исследование – один из видов познавательной деятельности, заключающийся в выработке научных знаний, направленных на установление научной истины. Основным методом познания в науке является эксперимент, представляющий собой исследование, направленное на проверку теоретических и прикладных предположений (гипотез) вероятностного характера, требующих строгой логичности доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.

Р.С. Немов выделяет следующие основные признаки экспериментального исследования:

1) наличие проблемы, т.е. актуального оригинального и жизненно значимого вопроса, ответ на который невозможно найти без специально созданной ситуации;

2) наличие методологического аппарата исследования (объекта, предмета, целей, задач и пр.;

3) наличие гипотезы, т.е. четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема;

4) подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы;

5) сравнение экспериментально установленных результатов с имеющимися данными, с использованием математической статистики и интерпретация результатов.

В науке существует множество классификаций экспериментальных исследований по следующим признакам (критериям):

- направление исследований;

- цель исследования;

- методический подход;

- условия проведения;

- объект исследования;

- форма проведения;

- техническая оснащенность;

- организационный признак.

По направлению исследований можно выделить научно-познавательные и прикладные исследования.

В научно-познавательных исследованиях преимущественно добываются знания, которые обогащают соответствующую область науки, но не всегда находят практическое применение. Это, как правило, исследования теоретического характера.

В прикладных исследованиях выдвигаются и научно проверяются предположения, практическая реализация которых должна дать существенный эффект.

По цели различают поисковый, решающий, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты и соответствующие им виды исследований. Так, поисковый эксперимент проводится в том случае, когда изучаемая область явления относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. В таком случае говорят о пилотажном исследовании, цель которого – выявление проблемы для изучения. Если при наличии двух или нескольких конкурирующих проблем эксперимент позволяет выбрать одну из них, то такой эксперимент принято называть решающим.

Констатирующий эксперимент проводится с целью выявления (констатации) уровня развития явления, состояния, свойства, т.е. носит диагностический характер. Поэтому исследование, в основе которого лежит такой эксперимент, нередко называют диагностическим.

Формирующий эксперимент применяется с целью направленного формирования (совершенствования, корректирования) систем, процессов и свойств. Его использование предполагает в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого формирование определенных показателей.

Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей, выявленных вначале и в конце исследования.

По методическому подходу принято различать экспериментальные исследования, реализующие объективный, субъективный и проективный подходы.

Объективный подход предполагает такое построение исследования, в основе которого лежит успешность (результат) и способ (особенности) выполнения деятельности. Примером таких исследований являются исследования, где применяются методики, с единственно возможным правильным ответом на данные задания.

Субъективный подход реализуется в исследованиях, построенных на основе выявления личностной позиции испытуемого к рассматриваемому явлению.

Проективный подход предполагает проведение исследования с применением так называемых проективных методик, в которых недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, раскрывающие те или иные характеристики субъекта.

По условиям проведения различают лабораторный и естественный эксперименты.



Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях при строгом соблюдении определенных правил, благодаря чему полученные результаты отличаются высокой степенью достоверности и надежности.

Естественный эксперимент проводится в обычных, привычных для испытуемого условиях, изменения которых в целях изучения явлений осуществляется исследователем.

Объектом экспериментального исследования могут быть самые разнообразные проявления компоненты учебно-воспитательного процесса и психики человека, что, в конечном счете, определяет содержание исследования и его направленность.

По форме проведения исследования выделяют:

- исследования, использующие вербальные средства (беседа, интервью, репертуарные решетки);

- исследования, проводимые на основе применения невербальных средств (игра, моторные, перцептивные тесты);

- исследования с использованием средств моделирования (словесное описание реального объекта, формула, график, макет и др.);

- исследования, построенные на анализе продуктов деятельности (анализ детских рисунков, ошибок оператора и др.).

По технической оснащенности выделяют исследования, использующие:

- аппаратурные средства (психофизиологические исследования, основанные на изучении электроэнцефаллограммы, электромиограммы, кожно-гальванической реакции, электроокулограммы, электрокардиограммы и других физиологических показателей состояния испытуемого, получаемых на основе применения аппаратуры);

- бланковые средства, к которым можно отнести анкеты, личностные опросники, вербальные тесты интеллекта;

- компьютерные технологии, используемые как в ходе проведения исследования, так и при обработке полученных данных.



По организационному признаку выделяют исследования:

- построенные по принципу поперечных срезов, когда сопоставляются данные, полученные на основании опроса разных людей (различных групп) или одного и того же человека (одной и той же группы) через сравнительно большой промежуток времени;

- лонгитюдного характера, реализующие метод продольных срезов, когда прослеживается динамика изучаемого психического явления, т.е. осуществляется сравнение данных, полученных через короткие временные промежутки в течение длительного периода;

- комплексного характера, когда изучение одного объекта осуществляется представителями разных наук и различными средствами, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного типа.

Данная классификация является примерной (одним из возможных вариантов) и не претендует на исчерпывающее освещение такой сложной, многоаспектной, многоплановой проблемы, какой является проблема классификации видов экспериментальных исследований.
2. Характеристика методов опытно-экспериментального исследования
Методы опытно-экспериментального исследования являются системами операций с исследуемыми объектами.

В научном знании в самом обобщенном виде выделяют три классификации методов исследования: теоретические, эмпирические, интерпретации и описания.

В теоретическом исследовании проводится мысленная деятельность, когда идеализированный объект исследования (точнее – умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

Теоретические методы опытно-экспериментального исследования: метод теоретического анализа педагогических идей (метод изучения информационных источников, документации, архивный метод), исторический, биографический методы, моделирование и т.д.

Рассмотрим сущность каждого из обозначенных методов.



Метод теоретического анализа педагогических идей (синонимы метод изучения информационных источников, документации, архивный метод) это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений на основе изучения и сопоставления различных точек зрения ученых-теоретиков и педагогов-практиков, содержащихся в различных источниках и документах.

Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. Этот метод позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

Исторический метод – это метод исследования, основанный на изучении процесса возникновения, формирования и развития педагогических явлений в хронологической последовательности в результате исторического развития. Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы, закономерностей ее развития, установление исторических связей обучения и воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту исследования.

Биографический метод – это способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, анализ жизни человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе сам по памяти при составлении собственной биографии.

Данный метод позволяет изучить человека как личности и субъекта деятельности в процессе его развития, позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?»

Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их.

Интерпретация результатов предполагает анализ: социальной ситуации развития личности; основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития; ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности; основных конфликтов и движущих сил развития личности и пр.



Моделирование - это метод исследования объектов и явлений посредством работы сознания, воображения и логики при помощи создания их условных, аналогичных образов (моделей), что позволяет получить целостную информацию об объекте и новые знания о перспективах его изменения и развития.

Результатом моделирования выступает некая гипотеза, полученная в результате работы сознания, воображения и логики исследователя, которая предполагает выполнение им следующих мыслительных операций:



- понимание устройства конкретной системы, её структуры, свойств, законов развития и взаимодействия с окружающим миром,

- изменение системы, определение наилучших способов повышения эффективности и качества ее отдельных структурных элементов при заданных целях и критериях,

- прогнозирование прямых и косвенных последствий реализации заданных способов и форм воздействия на систему.

Все три мыслительные операции подразумевают в той или иной степени наличия механизма обратной связи, с целью своевременного внесения изменений в процесс и результат моделирования.



Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; исследователь взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом.

Результатом применения этой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.



К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности школьников, изучение педагогического опыта, эксперимент и пр.

Наблюдение - это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдаемый не должен знать о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, - с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Беседа - эмпирический социально-психологический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием. Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью получения информации на основании ответов на специально разработанные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. При составлении анкеты учитываются: содержание вопросов, их форма - открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», их формулировка, количество и порядок следования вопросов. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Педагогов анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), простотой применения и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.

Тестирование – это метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида с помощью определенных видов заданий с установленными критериями оценки их выполнения.

Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Тестирование может представлять как письменное исследование в виде вопросов с несколькими вариантами ответов, за каждый из которых дается определенное количество баллов, при подсчете которых и определяются его результаты (объективные тесты), так и методика фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации (субъективные (проективные тесты). В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха), рисунки (тест «Дом, дерево, человек» тест «Несуществующее животное», тест «Рисунок семьи».

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует «правильных» ответов.

Еще одним важным методом исследования является социометрия - эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей. Этот метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить ее сплоченность, лидера группы, отверженных и т.д. Он широко используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия.

Социометрия – метод измерения межличностных отношений в малых группах с помощью группового опроса.

Наиболее распространенными являются два основных варианта социометрического опроса: 1) метод выборов – каждый человек выбирает другого человека для какой-либо совместной деятельности, основываясь на симпатиях или антипатиях к этому человеку; 2) метод оценки – каждый человек оценивает или характеризует других членов группы. Оба этих метода позволяют исследовать неформальную структуру взаимоотношений в группе на момент исследования: раскрыть имеющиеся группировки, определить степень авторитетности всех членов группы, выявить отверженных группой лиц и т.д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии:

Назовите фамилии 3-х человек из класса к которым Вы бы могли обратиться за помощью:

1. в учебной деятельности;

2. в организации внеклассного мероприятия;

3. в решении жизненной ситуации.

Результаты социометрического опроса заносятся в специальную таблицу – социоматрицу и обрабатываются с применением специальных математических методов, на основании чего строится графическое изображение взаимоотношений в группе – социограмма.



Изучение школьной документации и продуктов деятельности школьников - метод опосредствованного эмпирического изучения человека через анализ и интерпретацию материальных и идеальных продуктов его деятельности. Целью изучения школьной документации является установление причинно-следственных зависимостей, взаимосвязи изучаемых явлений, получение статистических данных. Источниками информации служат классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, программы уроков и т.п.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.

Анализ ученического творчества, в частности домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, продуктов художественного и технического творчества практикуется при изучении индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, наклонностей, отношения к делу и своим обязанностям, уровня развития старательности, ответственности и т.д. Этот метод требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдением и беседами.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта – это метод изучения и теоретического осмысления практики работы лучших учителей и школ, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Он может быть осуществлен при непосредственном общении с учителем, наблюдении его деятельности, а также опосредовано при изучении опубликованного опыта в источниках периодической печати или сети интернет.

Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Формами естественного эксперимента являются констатирующий и формирующий эксперимент, в ходе которого изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.

В эксперименте как методе исследования испытуемый не знает о его цели. Экспериментатор же не только определяет цель исследования и выдвигает гипотезу, но и может менять условия и формы исследования. Результаты эксперимента фиксируются в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются количественно, подвергаются качественному анализу и интерпретации.

Наконец, интерпретационно-описательные методы – это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, гипотезы.

К интерпретационно-описательным методам относятся: методы математической статистики, корреляционного, сравнительного анализа, графического представления статистического материала и пр.

Таким образом, чтобы изучить особенности личности и поведения человека необходимо выявить и сопоставить сведения из трех принципиально разных источников получения информации: L-, Q- и Т-данные.

Первый источник - L-данные (Life record data), полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки.

Второй источник получения информации - Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании беседы, опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттелла и др.

Третий источник - Т-данные (Objective test data) - это данные объективных тестов.



Таким образом, мы дали краткую характеристику отдельных методов опытно-экспериментального исследования. Далее переходим к представлению методических рекомендаций по выполнению выпускной квалификационной работы.

3. Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы
3.1. Согласно «Порядку проведения государственной итоговой аттестации по по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. №968, выпускная квалификационная работа – это форма итоговой государственной аттестации студентов колледжа по образовательным программам среднего профессионального образования, обязательный вид самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов выпускного курса по одному или нескольким профессиональным модулям.

3.2. Цель выпускной квалификационной работы: развитие научно-исследовательских, творческих способностей студентов на основе теоретического осмысления определенной научной проблемы и проведения опытно-экспериментальной деятельности по ее практическому применению в педагогической деятельности, а также выявление готовности выпускника к профессиональной деятельности и соответствия уровня и качества его подготовки требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности.

3.3. Основными задачами выполнения данного вида научно-исследовательской деятельности студентов являются:

  • систематизация, закрепление и совершенствование полученных студентом теоретических знаний и практических умений по отдельным учебным дисциплинам;

  • углубление теоретических знаний, развитие опытно-экспериментальных навыков в области исследуемой проблемы;

  • совершенствование умений применять теоретические знания при решении конкретных научных задач;

  • развитие умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию, различные источники получения научной информации;

  • развитие творческих и научно-исследовательских способностей, инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • подготовка к дальнейшему обучению в системе многоуровневого непрерывного образования.

3.4. Деятельность по написанию выпускной квалификационной работы представляет собой системный анализ различных информационных источников по отдельной научной проблеме, представление данных констатирующего эксперимента по состоянию уровня практической реализации данной проблемы, описание содержания собственной педагогической деятельности по ее разрешению, представление результатов преобразующего эксперимента и выводов по проблематике исследования.

3.5. Данный вид самостоятельной научно-исследовательской работы студента должен носить творческий, аналитический характер, быть актуальным, носить практическую значимость, являться итогом самостоятельного интеллектуального труда и опыта собственной практической деятельности, а по своему оформлению – отвечать требованиям, предъявляемым к научной работе.

3.6. Выпускная квалификационная работа студентом колледжа может выполняться в форме дипломной работы или дипломного проекта в зависимости от специфики получаемой специальности.
4. Общие рекомендации к выполнению и оформлению

выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа относятся к научно-педагогическому исследованию и к ее выполнению имеется ряд общих требований:

4.1. Текст выпускной квалификационной работы должен иметь связное, целостное построение.

4.2. Содержание работы должно носить научный характер, выполнено современным наукообразным языком. Ведущими чертами научного стиля речи являются точность словоупотребления, доказательность изложения, авторская беспристрастность в передаче материала.

4.3. В работе необходимо соблюдение единого стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Текст должен быть тщательно вычитан, необходимо исправить все опечатки.

4.4. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа, употребляя местоимение «я». Корректнее употреблять местоимение «мы» или обезличенные построения предложений. (Например: В ходе проведения исследования получены следующие результаты ...).

4.5. В тексте работы не должно содержаться никаких сокращенных слов.

4.6. В тексте не допускается употребление полемических восклицаний и вопросов (Например: Каковы же особенности младших школьников? Какие замечательные результаты!).

4.7. Для наглядности в дипломную работу можно включить таблицы и рисунки. Таблицы и рисунки в работе должны быть выполнены в соответствии с требованиями. Нумерация таблиц, рисунков (отдельно) должна быть сквозной на протяжении всей дипломной работы.

4.8. Слово «таблица» и ее порядковый номер пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем дается ее название. Например:

В процессе развития человека прослеживается относительная последовательность становления видов памяти (См. Табл. 1).

Таблица 1

Виды памяти

I. Что запоминает

человек


II. Как запоминает

человек


III. Как надолго запоминает человек

Двигательная

Непроизвольная

Кратковременная

Эмоциональная

Произвольная

Оперативная

Образная

Смысловая

Долговременная

2.9. Слово «рисунок» и его порядковый номер пишется внизу самого рисунка посредине, затем дается его название. Например:

Мы проанализировали и графически представили результаты контроля знаний учащихся на начальном этапе эксперимента (См. Рис. 1).
Рис. 1. Результаты контроля знаний учащихся на начальном этапе эксперимента

4.10. Если в тексте работы указываются фамилии педагогов или ученых, то сначала располагают их инициалы, а затем фамилия (См. Приложения 3 – 4).

4.11. Цитаты в работе и ссылки на литературные источники должны быть следующим образом оформлены (См. Приложение 4):

Если цитируется текст дословно, то он заключается в кавычки, оформляется по всем правилам синтаксиса. Ссылка делается в конце цитаты после кавычек, перед точкой. В скобках указывается номер источника из списка литературы и через запятую номер страницы (Например: По мнению В.А. Иванова: «Педагогика – это …» [6, 129].).

Если мысль представлена в свободном изложения слов автора, то ссылка делается также в конце предложения. В скобках указывается только номер используемого источника из списка литературы (Например: В работе В.А. Иванова говорится, что педагогика – это … [6]).

Если делается ссылка на несколько источников по данной проблеме, то после окончания предложения, но перед точкой, в скобках указываются несколько номеров используемых источников из списка литературы в порядке их отображения в Литературе. В данном случае они располагаются через точку с запятой (Например: [6; 8; 9]).



4.12. С нового листа печатаются содержание, введение, главы работы, заключение, литература и приложение (я). Параграфы в главе продолжают друг друга и отделяются двумя пробелами.

4.13. Технология работы по написанию теоретической главы (глав) выпускной квалификационной работы в обобщенном виде выглядит следующим образом: студентом подбирается литература, компонуется содержание отдельных теоретических параграфов. Затем из данного черновика формируется текст работы путем добавления вступлений и выводов в параграфах, переходов тексте, таких как: «Далее в своей работе мы рассмотрим …», «Не менее интересным для нашей работы является мнение И.И. Иванова о том, что…», «Рассмотрев понятие о памяти в психологической науке, далее перейдем к характеристике ее видов» и т.д. (См. Приложение 4).

4.14. После каждой главы пишутся выводы (См. Приложение 5).

4.15. Практическая часть дипломной работы может включать материал практической главы курсовой работы, а также описание содержания и результатов собственного опытно-экспериментального исследования на заданную тему (См. Приложение 6).

4.16. В заключение дипломной работы также необходимо поместить выводы по всей работе, указать на степень реализации основных целей, задач, поставленных в начале работы и гипотезы (См. Приложение 7)

4.17. При составлении списка литературы соблюдается алфавитный порядок и общая нумерация литературных источников. При оформлении исходных данных источника инициалы автора ставятся после фамилии, указывается название работы, место и год издания, общее количество страниц. В список источников рекомендуется включать те источники, на которые имеется ссылка в тексте. Кроме того, необходимо обращать внимание на годы издания литературы, третья часть литературы должна иметь годы издания за последние 5 лет (См. Приложение 8).

4.18. Особое внимание следует уделить культуре представления печатных источников в литературе. Существуют специальные требования к представлению различных видов источников информации:

  • Монография, книга автора или группы авторов:

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 712 с.

Корнелиус Х, Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешить конфликты. – М.: Стрингер, 2006. – 218 с.

  • Книга под редакцией автора, коллективный сборник:

Проблемы психологии личности. Психологическое самообразование. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 112 с.

  • Собрание сочинений автора:

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: Учеб. для студентов выс. пед.учебных заведений. – М.: Владос, 2010. – 687 с.

  • Справочно-энциклопедическая литература:

Российская педагогическая энциклопедия / Гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993. – 608 с.

  • Статья из книги, сборника статей:

Газман О.С. От авторитарного воспитания к педагогике свободы // Содержание гуманистического образования. – М.: Инноватор, 2005. С. 16-45.

  • Статья из журнала, газеты:

Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей. // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 10-13.

  • Статья из сети Интернет:

Нижегородцева Н.В. Использование детских рисунков как средства диагностики развития детей // www. yspu.yar.ru /vestnik.

  • Тезисы докладов конференций:

Косенкова Г.А. Подготовка студентов педагогическому общению как творчеству // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тез. докл. VIII годичного собрания ЮО РАО. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. – С. 47.

  • Авторефераты диссертаций:

Ягафарова М.Д. Подготовка студентов педагогических колледжей к воспитательной работе с учащимися: Автореф.дисс. ...канд.пед.наук. – Казань, 2006. – 170 с

  • Диссертации:

Крючкова И.В. Формирование у будущих учителей обобщенного умения организовать общение младших школьников: Дисс. …канд.пед.наук. – Ростов н/Д, 2006. – 186 с.

4.19. Текст каждого вида работ принимается только в печатном виде. Не допускается наклеивание на страницы работы вырезанных из различных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций, а также создание на страницах рамок, вензелей и прочих украшений текста.

4.20. Требования к печати: печатается текст на стандартных листах формата А-4 на одной стороне листа; полуторный интервал, размер шрифта №14, название шрифта – Times New Roman с полями: слева – 30 мм, справа – 10 (15) мм, сверху, снизу – 20 мм. Текст печатается с абзацами: 1,25 см. Заголовки отделяются от основного текста пробелом. Точки после заголовков не ставятся.

Страницы работы необходимо пронумеровать вверху по центру страницы в следующем виде: либо -2-; -3-; -4-; либо 2 ; 3 ; 4. Нумерация начинается с титульного листа, на котором номер не ставится.



5. Методические рекомендации к структуре и содержанию
выпускной квалификационной работы


5.1. Объем выпускной квалификационной работы составляет 35-50 листов печатного текста.

5.2. Титульный лист содержит полное наименование колледжа, вид работы, учебный предмет, профессиональный модуль дисциплин по которому выполняется дипломная работа, ее название (8-12 слов), выходные данные об авторе и руководителе, город, год (См. Приложение 1).

5.3. Содержание выпускной квалификационной работы располагается на второй странице после титульного листа (См. Приложение 2).

В содержании содержатся обычно 2-3 главы с параграфами и выводами после каждой из глав.



5.4. С третьего листа работы начинается Введение. Во введении описывается степень разработанности проблемы (ФИО ученых, рассматривающих различные аспекты изучаемой проблемы), представляется методологический аппарат исследования: его актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы научно-педагогического исследования, база проведения экспериментальной работы. (См. Приложение 3).

Рекомендации по формулировке методологического аппарата исследования помещены в Приложение 10.



5.5. В основном тексте работы указывается название глав и параграфов. Введение, заключение, главы необходимо располагать с начала нового листа, тексты параграфов продолжаются один за другим, отделяясь друг от друга двумя пробелами.

5.6. В теоретической главе (главах) исследования помимо описания научных основ проблематики исследования, истории вопроса, уровня разработанности проблемы в теории и практике, необходимо привести сравнение и сопоставление различных точек зрения на рассматриваемую проблему, обоснование собственного мнения (См. Приложение 4).

Главное внимание в этой части работы уделяют анализу различных подходов к трактовке данного явления у разных авторов, выявлению критериев, которые кладутся в основу научных классификаций.

В тексте дипломной работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац. Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

5.7. В практической главе наряду с описанием констатирующего эксперимента, представляется план проведения преобразующей деятельности, приводится характеристика методов, этапов эксперимента, проектирование содержания практической деятельности, описание ее реализации, анализ, статистические данные о результатах исследовательской работы и их графическое представление в виде таблиц и диаграмм (См. Приложение 6).

Следует обратить внимание на то, чтобы между параграфами глав и между главами существовала логическая связь и естественный переход.



5.8. После каждой главы располагаются выводы, которые выносятся отдельным текстом и представляют собой краткие обобщения содержания всей главы. Выводы могут быть представлены как в виде связного текста на 1-2 страницы, так и в виде пронумерованных кратких тезисных заключений (См. Приложение 5).

5.9. В Заключении располагается краткое резюме по проблематике всей работы, делаются выводы о достижении цели, задач исследования, представляется заключение о подтверждении или опровержение гипотезы исследования, подводятся итоги теоретического и практического исследования, определяются возможные перспективы дальнейшей разработки проблематики данного исследования (См. Приложение 7).

5.10. В конце работы приводится Литература, использованная студентом (не менее 25 источников). При составлении указателя литературы, как и в любом виде НИРС, соблюдается алфавитный порядок и общая нумерация литературных источников согласно общим требованиям их представления (См. Приложение 8).

Помимо фундаментальных работ по теме исследования, статей из журналов, газет, сборников статей; справочно-энциклопедической литературы в списке литературы, использованной при написании выпускной квалификационной работы должны присутствовать: тезисы докладов конференций, авторефераты диссертаций, диссертации.



5.11. После литературы, использованной для выполнения выпускной квалификационной работы, располагается Приложение (я).

Как правило, в приложение (я) выпускной квалификационной работы выносятся тексты диагностических методик, стимульный материал, результаты проведенных исследований.

Приложения оформляются на отдельных листах. Каждое приложение должно иметь свой тематический заголовок и номер, располагающийся в правом верхнем углу (См. Приложение 10). Если приложение одно, то в содержании пишется слово «Приложение», если их несколько, то слово «Приложения».

В Приложении 11 помещены критерии рейтинговой оценки выпускной квалификационной работы.



Приложение 1
Образец титульного листа
выпускной квалификационной работы (ВКР)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  1   2   3   4

  • 5. Методические рекомендации к структуре и содержанию
  • Образец титульного листа