Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1 Самовыражение личности в общении как объект




страница1/3
Дата25.06.2017
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
Введение

Данное пособие адресовано студентам психологического факультета РГУ, слушающим спецкурс «Самовыражение личности в общении». Оно содержит основной материал по проблемам самораскрытия и самопредъявления личности в общении. Это направление изучения личности является относительно новым и малоизученным в отечественной психологии, поэтому мало научной литературы по данным вопросам на русском языке. В этой связи главная цель данного пособия состоит в том, чтобы свести воедино информацию из работ зарубежных и отечественных психологов, а также систематизировать ее в соответствии с заявленной темой.


Тема 1 Самовыражение личности в общении как объект


психологического исследования
Проблема самовыражения личности в общении становится темой все большего числа исследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых, приверженность идеям гуманистической психологии, главной из которых является представление о человеке как субъекте собственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастанием личной инициативы и активности современного человека.

В зарубежной психологии данная проблема изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании благоприятного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а также факторам их, детерминирующим.

Под самовыражением личности нами понимается максимально широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, который человек использует для передачи информации о себе другим лицам, независимо от степени их осознанности и целенаправленности.

Человек является сложным объектом восприятия, поскольку он является носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основном по визуальному и аудиальному каналам.



Уровни самовыражения

Можно выделить несколько уровней самовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности и соответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания:



  1. Непроизвольное невербальное самораскрытие;

  2. Произвольное самораскрытие с помощью невербальных средств;

  3. Произвольное речевое и/или невербальное самораскрытие и самопредъявление, соответствующее внутреннему состоянию личности;

  4. Произвольное речевое и/или невербальное самопредъявление, направленное на формирование искаженного представления о своей личности.

По мере перехода от первого уровня к четвертому усиливается осознанность, целенаправленность, а также степень искусственности совершаемых личностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмещены эти уровни самовыражения. Например, речевое поведение может протекать четвертом уровне, т.е. нести искаженную информацию о человеке, а невербальное поведение в то же время может разворачиваться на первом уровне.

Функции самовыражения

  1. Экзистенциальная функция состоит в том, что, посылая информацию о своей личности, человек утверждает факт своего существования и претендует на то, чтобы окружающие включали его в социальное взаимодействие и считались с ним.

  2. Идентификационная функция проявляется в том, что самовыражение личности направлено на то, чтобы отразить ее принадлежность к определенным социальным группам или к психологическим типам.

  3. Функция саморегуляции обусловлена тем, что самовыражение служит средством согласования Я-концепции личности и ее поведения. Самовыражение способствует также сбросу эмоционального напряжения и разрядки.

  4. Коммуникативная функция является генетически исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью, адресована другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла. Получение этой информации может быть отсрочено во времени (например, публикация дневника писателя по его завещанию может быть осуществлена через какой-то срок после его смерти), но даже ведение интимного дневника всегда рассчитано на возможность чужого прочтения.

  5. Преобразовательная функция состоит в том, что самовыражение одной личности вызывает определенные изменения в тех людях, которые стали адресатами полученной информации. В них могут произойти изменения с разным знаком (социально желательные или негативные), разные по величине (чужой пример может стать толчком к смене стиля жизни), чей-то способ самовыражения может затронуть разное число людей (поклонников или противников). Все это будет зависеть от масштаба личности и степени новизны ее вклада в разработку традиции самовыражения.

  6. Функция регуляции межличностных отношений основана на том, что количество посылаемой информации, ее содержание, периодичность, взаимность, приводит к определенному характеру межличностных отношений. Люди выстраивают свои отношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции, позиции и знака отношений.

  7. Функция самовоплощения связана с тем, что, выражая себя в общении с другими людьми, человек создает в их сознании образ себя, который существует независимо от его земного существования. Пользуясь опосредованными формами самовыражения (письменные тексты, портреты, фотографии, аудио и видео материалы) человек увековечивает себя, как представителя определенной эпохи и географической среды.

Люди очень существенно различаются по тем средствам, которые они используют для самовыражения в общении, и по тем задачам, которые они перед собой ставят в этой связи. Анализ литературы позволяют выделить семь основных характеристик, которые важны для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности в общении.

1.Степень осознанности и целенаправленности посылаемой информации о себе. Люди очень существенно различаются по способности к управлению процессом формирования впечатления о себе у окружающих. В западной психологии процесс контроля над собственным производимым впечатлением получил название самомониторинга. М.Снайдер выявил, что люди склонные к самомониторингу больше следуют социальным нормам, лучше контролируют свое самовыражение, больше подражают окружающим, более демонстративны и конформны. В то же время надо отметить, что один и тот же человек может в разных ситуациях в разной степени проявлять склонность к самомониторингу. Она повышается в ситуациях, которые сопряжены с получением какого-нибудь социального блага (при приеме на работу или на учебу, при завоевании чьего-нибудь расположения и т.п.) или в ситуациях, имеющих большой элемент новизны (например, первый день работы на новом месте).

2. Естественность или искусственность создаваемого образа. Это один из ключевых моментов в проблеме самовыражения личности в общении. Часто он решается упрощенно путем отнесения естественности и искренности к феномену самораскрытия, а искусственности и искажений образа к феномену самопрезентации. На наш взгляд, самораскрытие имеет очень много видов, и далеко не во всех из них человек остается полностью искренним. Кроме того, самораскрытие никогда не бывает абсолютно полным и фактологичным. Всякий рассказ о себе содержит «литературную» составляющую, в которую входит интерпретация случившегося, жанровые моменты, ориентация на ожидания аудитории и многое другое, что уводит рассказчика от истинного события. Самопрезентация также имеет очень много форм, начиная от презентации черт, действительно присущих субъекту, до предъявления абсолютно неверной информации о себе. Каждый человек пользуется всей палитрой возможностей самораскрытия и самопредъявления в зависимости от требований ситуации и собственных мотивов, однако, соотношение правдивой и искаженной информации, а также границы допустимой лжи у каждой личности свои.

3. Активность самовыражения личности в общении. Операционально она может быть определена через такие характеристики самораскрытия как его объем, длительность, частота. В самопредъявлении активность проявляется в стремлении личности быть в центре внимания окружающих, в демонстративности поведения, в использовании стратегий инграциации и самопродвижения. Как правило, активность самовыражения более характерна для лиц, стремящихся к лидерству, общественному признанию, развитию своей профессиональной карьеры. В качестве одной из причин, побуждающих к активному самовыражению личности в общении, можно рассматривать потребность в персонализации, описанную А.В.Петровским, суть которой состоит в стремлении оказывать влияние на процесс социализации других людей. Активность самовыражения связана с активной жизненной позицией личности и стремлением к расширению границ своего жизненного пространства.

4. Широта самовыражения личности. Она может быть определена по количеству сфер общения, на которые распространяется трансляция личностью своих характеристик. Прежде всего, это семейно-родственная, деловая и дружеская сферы общения. У каждого человека существуют свои приоритеты в выборе направленности своей самопрезентации. Как правило, человек уделяет наибольшее внимание созданию адекватного образа перед той аудиторией, которая для него наиболее значима. Через сферы контактного общения человек выходит на более широкие социальные общности, в которых он также может себя презентировать. К ним относятся профессиональные, национальные, религиозные, партийные, клубные и прочие социальные группы. Следующий уровень презентации связан с государственным уровнем, а еще более высокий уровень – с международным влиянием. Широта самовыражения связана с масштабом личности, с ее возможностью оказывать влияние на события разного социального уровня. Наибольшую широту самопрезентации мы наблюдаем у публичных людей, к которым относятся известные политики, спортсмены, актеры, телеведущие. Их поведение находится в центре внимания миллионов людей, поэтому они испытывают большую усталость от избыточной открытости их частной жизни.

5. Вариативность презентируемых образов. Эта характеристика проявляется в способности предъявлять разные образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия. Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большим количеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостью ситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумя факторами можно условно выделить кросс-партнерскую вариативность самопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведения в зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативную вариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требований ситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативности своего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремления управлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее как проявление социальной компетентности. Человек как всякая система должен иметь блок, отвечающий за свое сохранение, и блок, отвечающий за свое изменение с целью адаптации к окружающей среде. В связи с этим любой человек в каких-то своих проявлениях остается константным не только кросс-ситуативно, но даже на протяжении всей своей жизни, в других аспектах он мобилен и изменчив. Существуют большие различия между людьми в способности менять свой имидж и манеру поведения.

6. Нормативность или окультуренность самовыражения личности. Выше уже говорилось о том, что человек в своем самовыражении должен находиться в определенной ролевой позиции. Каждая социальная роль содержит предписания относительно ее исполнения, которые существуют в виде традиции в культуре, к которой сам человек себя относит. В прошлом эти предписания были очень жесткими, и человек, отходивший от традиционного поведения в рамках социальной роли, жестоко наказывался, вплоть до изгнания из общества. Современный мир предоставляет человеку широкие возможности для выбора, как самих ролей, так и вариантов их исполнения с опорой на разные культурные традиции. Большое влияние на выбор способа презентации себя в общении с окружающими людьми оказывают механизмы идентификации личности, поскольку человек стремится к тому, чтобы его воспринимали не только как частное лицо, но и как представителя определенной социальной общности. По мнению М.Лири и М.Ковальски, одним из ведущих мотивов самопрезентации является достижение желаемой социальной идентичности. Наряду с социальной идентичностью человек стремится также к обретению личностной идентичности, которая будет также детерминировать способы его самовыражения в общении. Можно предположить, что те люди, которые больше ориентированы на социальную идентичность, будут более стереотипно следовать ролевым предписаниям, в то время как люди, ориентированные на личностную идентичность (т.е. соответствие определенному личностному типу) будут более творчески подходить к исполнению социальных ролей.

7. Креативность самовыражения личности. Как уже отмечалось выше, человек имеет возможность по-разному презентировать себя, находясь в разных социальных ролях. Так же, как и актер, он может взять готовый образ героя и повторить его, а может привнести в его исполнение новые аспекты, основанные на личном опыте. Кроме того, в реальной жизни человеку разрешено выходить за рамки исполняемой роли и переходить с уровня формальных ролевых отношений на уровень межличностных. При обсуждении индивидуальных различий мы еще не касались средств, которые человек использует для своего самовыражения. К ним относится внешний вид (оформление внешности, одежда, аксесуары), манера поведения, особенности речи и голоса, команда (те люди, которые помогают в исполнении данной роли), интерьер (декорации, в которых разворачивается самопрезентация или самораскрытие). Все эти средства несут большие потенциальные возможности для творческого самовыражения личности. Люди очень различаются по стремлению воплотить себя в окружающей действительности. На одном полюсе находятся люди, которые уделяют большое внимание соответствию своей одежды, убранства своей комнаты, своей речи, стиля общения своей индивидуальности. И они находят много способов выразить свою индивидуальность с помощью этих средств. На другом полюсе находятся люди, не задумывающиеся о том, что их жилище, вещи несут знаковую функцию и транслируют информацию об их владельце.

Выделенные нами характеристики имеют устойчивый характер и могут служить основанием для прогноза поведения личности в конкретном акте общения.

Тема 2 Самораскрытие в межличностном общении: виды,

характеристики и функции
Исследование самораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматривать человека как активного, самореализующегося субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенных ее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологии стали работы Абрахама Маслоу, который впервые указал на самосозидание как на существенную характеристику человека, неотъемлемое свойство человеческой природы.

Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я». Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Ребенок, который начал говорить, уже может сообщить что-то о себе. Потребность в самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По мере продвижения отношений к более интимным люди рассказывают о себе более полно и глубоко.

По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности. Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

Самораскрытие, как всякое действие, начинается с мотивации, поэтому оно в первую очередь зависит от того, зачем оно было начато и кем было инициировано. Хотя С.Джурард определял самораскрытие как добровольное открытие другому своего Я, в реальной жизни существует много ситуаций, в которых степень добровольности может быть очень разной: от горячего желания самого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях, до «вытягивания» этой информации партнером. Естественно, характеристики самораскрытия (его объем, степень интимности) при этом будут существенно различаться.

По виду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное самораскрытие дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейд придумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента, лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневной жизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений, по телефону или в письменном виде). Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает их большого количества информации, передающегося по невербальному каналу (интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большой отсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: в форуме можно общаться в режиме реального времени.

Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора. Газетные или интернетные объявления о желании вступить в брак или дружеские отношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесь преобладает самопредъявление личности. Эти объявления стали предметом исследования как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего мишенью является один человек, причем его характеристики (личностные и социально-демографические особенности) в большой степени определяют содержание и форму самораскрытия. Иногда мишенью самораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда). В этом случае, как правило, снижается степень интимности сообщаемой информации и ее детальность. Особой формой является самораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтических группах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия и раскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себе информацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются от предыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

По критерию дистантности общения, целесообразно развести личностное и ролевое самораскрытие. Ролевое самораскрытие разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.

По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренное и подготовленное. Когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника. Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которой это будет сделано.

Еще один важный показатель самораскрытия это степень искренности субъекта самораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Однако, человек вносит умышленные изменения в это сообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием.

Самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. Эмпирически глубина самораскрытия измеряется в опроснике Джурарда количеством ответов испытуемого, в которых он указывает, что рассказывает о себе полно и совершенно откровенно. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности. Некоторые авторы связывают с глубиной интимность раскрываемой информации. На наш взгляд, это неправильно, так как интимность связана с тематикой самораскрытия. Исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что существуют открытые и закрытые темы. Открытые темы характеризуются высоким самораскрытием и содержат, как правило, нейтральную информацию об интересах и вкусах, отношениях и мнениях человека. К закрытым темам относят информацию о сексуальной сфере, о теле человека, его личностных качествах и финансах. Самораскрытие по этим темам является интимным, так как оно касается того, что человек больше всего скрывает. В США тема источников и объема доходов является более закрытой, чем тема здоровья.

Широта самораскрытия определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем. Как правило, в опросники самораскрытия включаются следующие темы: отношения и мнения, интересы и склонности, работа (учеба), личность, тело, финансы.

Глубина и широта самораскрытия составляют общий его объем (или интенсивность). Люди очень различаются по степени самораскрытия, что отражает введенное С. Джурардом понятие «норма открытости». В опросниках, рассчитанных на диагностику самораскрытия, объем определяется общей суммой баллов, набранной испытуемым, которая сравнивается со среднегрупповой.



Избирательность самораскрытия отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

Дифференцированность самораскрытия можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкости самораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.

Эмоциональность самораскрытия характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношеним позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач). Самораскрытие может быть хвастливое (последнее близко к самопредъявлению), развлекающее, жалобное.

Продолжительность самораскрытия измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Итак, основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид.

Таблица 1 Виды самораскрытия


Критерий

Виды самораскрытия

1. источник инициативы

добровольное и вынужденное

2. вид контакта

непосредственное и опосредованное

З. мишень самораскрытия

одному лицу или группе

4. дистантность

личностное и ролевое

5. преднамеренность

непреднамеренное и подготовленное

6. степень искренности

истинное или псевдосамораскрытие

7. глубина

глубокое и поверхностное

8. широта

тематическое или разноплановое

9. эмоциональность

аффективное и нейтральное

10. эмоциональный тон

позитивное или негативное


Функции самораскрытия

1. Самораскрытие способствует психическому здоровью личности коммуникатора. У каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.

2. Самораскрытие развивает личность. Это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация.

3. Самораскрытие является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам.

А) Эмоциональная разрядка, являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Этот феномен выступает одним из составных моментов психотерапевтического процесса. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.

Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ. Известно, что, излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.

В) Механизм социального сравнения, который дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей. Знание того, что его ситуация не уникальна, и с ней справилось много людей, значительно снижает внутреннее беспокойство человека и настраивает его на конструктивное решение.

Г) Механизм зеркала, который состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию. Этот механизм, на наш взгляд, наиболее связан с механизмами контроля и коррекции своих действий в процессе саморегуляции.

Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника. Оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия. Именно благодаря этой функции самораскрытия его принято считать основой психического здоровья личности.

Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации. В первом случае субъект самораскрытия получает готовую модель поведения, что существенно облегчает его процесс саморегуляции, во втором случае он делегирует часть своих обязанностей другому лицу, что также способствует лучшей саморегуляции своего поведения.

Самораскрытие важно и для реципиента. Оно помогает ему лучше узнать субъекта самораскрытия, а также даёт ему ощущение того, что в нём нуждаются, что его позитивно оценивают, что ему доверяют. В целом, самораскрытие способствует развитию и поддержанию межличностных отношений.
Тема 3 Влияние реципиента и отношений с ним на процесс самораскрытия
В отечественной психологии влияние фактора времени знакомства на процесс самораскрытия рассматривается в работе А.К.Болотовой. Она опирается на представления С.Альтмана и Д.Тейлора, которые анализируют взаимное самораскрытие в процессе развития отношений с позиции теории социального обмена. С их точки зрения, самораскрытие должно быть взаимным и постепенным. Если кто-то из партнеров начинает форсировать события и давать слишком много интимной информации о себе, то внезапность и несвоевременность такого самораскрытия может даже привести к разрыву отношений. Данные авторы считают, что если люди ориентированы на долгосрочные отношения, то они самораскрываются медленно и пошагово, если же отношения заведомо непродолжительны, то самораскрытие может быть сразу глубоким и легким (как, например, с попутчиком в купе поезда).

По мнению Е.Вальстера, взаимная открытость является необходимым условием развития отношений на начальных этапах. Когда отношения укрепились, ответная откровенность не обязательно должна следовать немедленно за самораскрытием партнера. Но если оно не наступает на длительном отрезке времени, то отношения ухудшаются.

В исследовании К.Левина и М.Кнаппа было показано, что если люди длительное время не ощущают взаимности в самораскрытии со стороны друг друга по мере углубления эмоциональных отношений, то их отношения никогда не достигнут стадии интеграции. Люди, находящиеся в длительных интимных отношениях (например, супруги) более избирательны в темах ответного самораскрытия в адрес своего партнера, чем по отношению к малознакомым людям. Видимо, это связано с большими последствиями для близких людей взаимного самораскрытия.

Л.Б.Филонов проанализировал стадии развития межличностных отношений, выделил функциональное назначение каждой стадии и изменение личностных состояний партнеров по общению.

1стадия. Накопление согласия. У партнеров складывается представление о желательности и возможности выстраивания отношений. Обе стороны стремятся к согласию в оценках.

2 стадия. Поиск общих интересов. Партнеры ищут поле общих интересов. Темы общения нейтральны: хобби, спорт, политика.

3 стадия. Принятие личностных качеств партнера и принципов общения, которые он предлагает. Самораскрытие на уровне личностных особенностей, привычек, принципов.

4 стадия. Выяснение качеств, опасных для общения. Более глубокое зондирование партнера. Вызов на откровенность в сфере недостатков. Попытки самораскрытия в области негативных собственных качеств, иногда в завуалированной форме (мой друг имеет привычку…).

5 стадия. Адаптация партнеров друг к другу. Принятие личностных особенностей друг друга. Углубление взаимной откровенности на основе большего взаимного доверия.

6 стадия. Достижение совместимости в паре, распределение ролей, формирование системы отношений. Формирование чувства «мы». Выявление образа мыслей и образа жизни партнера. Самораскрытие на уровне смыслов и жизненных планов.

Как видно из краткой характеристики стадий развития отношений, самораскрытие выступает, с одной стороны, средством развития отношений, а с другой стороны, их результатом. Оно движется от нейтрального и поверхностного к интимному и углубленному.

Влияние уровня самораскрытия супругов на их удовлетворенность браком стало предметом исследования зарубежных психологов.

В исследовании Л.Мервес было обследовано 75 супружеских пар в возрасте от 21до 80 лет с целью установления связей между стремлением к самораскрытию и восприятием интимности отношений. Удовлетворенность браком и мужчин и женщин положительно связана с уровнем интимности отношений и величиной самораскрытия. Причем, удовлетворенность браком жен больше обусловлена их собственным самораскрытием, чем самораскрытием их мужей. Мужчины обнаружили стремление к большей дистанции в их отношениях с женами, чем жены с ними.

Существует много доказательств того, что от поведения реципиента в очень большой степени зависит процесс самораскрытия и удовлетворенность результатом самораскрытия.

В современной психолингвистике признается активная роль слушателя, который там называется адресат. Адресат является полноправным участником коммуникативного акта на всем его протяжении. Если же иметь в виду диалоговую модель общения, которая наиболее характерна для ситуации самораскрытия между близкими людьми, то в ней происходит постоянная смена позиций коммуникатора и реципиента.

Одной из важных проблем психологии личности и социальной психологии является изучение особенностей личности реципиента, способствующих более полному и легкому самораскрытию коммуникатора. Есть целый ряд профессий (журналисты, врачи, юристы, психологи), для которых способность вызывать других людей на откровенность является профессионально важным качеством. В этом ряду особое место занимают психологи и психотерапевты, потому что они вызывают человека на откровенность ради помощи ему самому. Эффективность любого вида психотерапии строится на доверии клиента психотерапевту и готовности давать о себе интимную информацию.

Зарубежные исследователи называют лицо, в адрес которого осуществляется самораскрытие «мишенью», а людей, умеющих вызвать собеседника на откровенность, - «opener», что дословно переводится с английского языка «открыватель». Существует ряд работ, посвященных изучению личности «открывателя».

Л.Миллер, Дж.Берг и Р.Арчер в 1983 году разработали опросник, состоящий из 10 пунктов, направленный на диагностику этой способности. В нем испытуемому прямо предлагают оценить, насколько он склонен выслушивать чужие признания и может ли он усилить чужую откровенность. Большинство последующих работ, связанных с проблемой вызывания на откровенность, основывается на применении этой методики.

Людей с высокой способностью вызывать самораскрытие окружающие описывают с помощью следующих поведенческих характеристик: выражает симпатию партнеру, демонстрирует социальные навыки, легко говорит и хорошо выражает мысли, побуждает расслабиться и чувствовать себя комфортно, выражает интерес к тому, что говорит партнер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самораскрытие зависит от многих факторов, связанных с личностями субъектов коммуникации и отношениями, в которых они находятся в данный момент.


Тема 4 Концепция социальной драматургии И.Гофмана
Ирвинг Гофман (1922 - 1982) американский социолог и психолог канадского происхождения относится к представителям символического интеракционизма.

Он заложил основы для изучения самопрезентации личности в общении, рассмотрев поведение человека через исполнение им социальных ролей.

И.Гоффман с первых страниц своей знаменитой книги «Представление себя другим в повседневной жизни» заявляет, что: «способность индивида к “самовыражению” содержит два вида знаковой активности: произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя». Первое включает вербальные символы или их заменители, используемые общепризнанно и индивидуально. Это и есть коммуникация в традиционном и узком смысле. Второе включает обширную область человеческого действия, которую другие могут рассматривать как симптоматику самого действующего лица.

Независимо от целей общения в интересы общающегося человека входит контролирование поведения других людей, особенно их ответной реакции на его действия. Общество организовано на принципе, что любой индивид, обладающий определенными социальными характеристиками, имеет моральное право ожидать от других соответствующего обхождения и оценки. С этим принципом связан и второй, а именно, что индивид, который скрыто или явно сигнализирует другим о наличии у него определенных социальных характеристик, обязан и в самом деле быть тем, кем он себя провозглашает. Он неявно отказывается от всех притязаний представляться тем, кем он на самом деле не является.

Центральным моментом в теории И.Гофмана является исполнение человеком социальной роли, которое он определяет как «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия”.

Большинство авторов подразумевает под социальной ролью набор предписаний, прав и обязанностей, связанных с ее выполнением.

М.Дойч и Р.Краусс выделили в роли три аспекта:


  • существующие в обществе ожидания относительно поведения индивида, исполняющего данную роль;

  • представления ее исполнителя о том, как следует вести себя в данной роли;

  • реальное исполнение роли.

И.Гофман ввел понятие переднего плана исполнения роли, под которым понимал «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения”.

Он включает в него следующие компоненты.

1.Обстановка (мебель, декорация, физическое расположение участников).

2. Личный передний план (пол, возраст, отличительные знаки официального положения, манера одеваться, внешность, осанка, речь, выражение лица, жесты и т.п.). Знаковые сигналы делятся на внешний вид и манеры.

К внешнему виду относятся те сигналы, которые действуют в данный момент, говоря нам о социальных характеристиках исполнителя. Манеры (особенности поведения исполнителя) дают информацию о намерениях исполнителя в отношении аудитории. Например, если человек хочет кого-то обидеть, то он ведет себя грубо. Но эта форма грубости будет все-таки связана с ролью, в которой человек находиться и с его социальным статусом. Как правило, внешний вид и манеры согласуются друг с другом, но не всегда.

Для каждой роли передний план уже более или менее установлен предшествующими исполнителями, поэтому новый исполнитель выбирает один из вариантов исполнения, привнося что-то свое.

Деятельность индивида станет значимой для других, только если на протяжении всего взаимодействия его действия будут выражать то, что он хочет передать и внушить другим. Иногда усилия по созданию хорошего личного плана мешают исполнению самой работы. При исполнении ролей люди могут скрывать свою побочную выгоду, ошибки в исполнении роли, процесс подготовки к исполнению роли. Исполнитель должен стараться не выйти из нее и не нарушить впечатление о себе с помощью непроизвольных жестов. И.Гофман отмечает, что вся жизнь – это церемониальное действо.

При исполнении ролей люди подтверждают социальные ожидания в отношении их, чтобы заслужить одобрении. Раньше негры в южных штатах старались демонстрировать во взаимодействии с белыми детскую наивность, лень, беззаботность, чтобы показать свой более низкий статус. Современные американские студентки преуменьшают свой ум в общении с юношами, чтобы понравиться им.

Поскольку один и тот же человек выступает перед разными аудиториями в разных ролях, то для него полезно, чтобы эти аудитории не смешивались. Например, чтобы студенты не видели преподавателя в домашней обстановке, где он не столь солидно выглядит.

Большую помощь в исполнении роли оказывает человеку его команда. Под командой И.Гофман понимал группу людей, участвующих в некоторой реальной постановке. Например, при приеме гостей все члены семьи и их помощники представляют собой команду, которая отвечает за то, чтобы праздник удался.

В силу самого факта принадлежности к одной команде между ее членами устанавливается связь. Эта связь обусловлена двумя причинами. Во-первых, общий успех зависит от согласованности их действий. Во-вторых, противопоставив себя зрителям, непосвященным, они становятся ближе друг к другу.

Если член команды допускает промахи в исполнении своей роли, команда будет это затушевывать, чтобы не испортить общего впечатления, а свое недовольство выразит после ухода зрителей. Например, после ухода гостей родители поругают ребенка за то, что он вел себя невежливо.



Зону исполнения И.Гофман определяет как любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зона переднего плана – это место, где дается представление (аналог сцены).

Поведение исполнителя в этой зоне определяется социальными нормами и стандартами, которые можно разделить на две группы: правила вежливости и приличия. Приличия в свою очередь подразделяются на моральные требования, связанные с ограничением вмешательства в чужие дела, и инструментальные, связанные с содержанием исполняемых ролей. Одна из внешних форм приличия, известная в учреждениях, это умение «изображать работу». Но иногда возникает необходимость изображать праздность. Ее нередко изображали обедневшие дворянки.



Зону заднего плана он определяет как связанное с данным исполнением место, в котором осознанные противоречия с насаждаемым впечатлением принимаются как должное. Как правило, эта зона располагается в глубине того места, где разворачивается данное исполнение. В первую очередь такое место должно гарантировать исполнителю, что ни один зритель туда не вторгнется. Здесь имеются рабочая зона, связанная с подготовкой к выступлению, и зона отдыха, сюда же относятся места отправления биологических потребностей (туалеты, ванные комнаты, кухня, спальня).

Существует еще внешняя зона, которая не имеет отношения к данной постановке, в ней находятся посторонние люди.

В конкретном исполнении можно выделить три группы людей: исполнителей, публику и посторонних. Исполнители владеют секретами, публика знает только то, что ей положено знать, посторонние вообще не в курсе происходящего. Иногда человек оказывается в ситуации, когда его роли противоречивы. К противоречивым ролям относятся следующие виды.


  1. Информатор – человек, которого внедрили в команду с целью выведывания секретов.

  2. Подсадная утка – человек из команды исполнителей, внедренный в публику с целью вызвать у нее определенную реакцию на исполнителей. Например, человек на глазах у публики выигрывающий большую сумму денег у мошенников.

  3. Посредник или челнок – агент двух группировок, работающий на обеих.

  4. Статист – человек по долгу службы становящийся свидетелем тайных действий (слуги, секретари и пр.).

  5. Специалист по услугам – человек, которому раскрывают секреты в ожидании помощи с его стороны ( адвокаты, психологи, врачи и пр).

  6. Конфидент – любое лицо из окружения исполнителя, которому он доверяет свою тайну. В отличие от специалиста по услугам он не извлекает выгоды из доверенных секретов. Клиенты часто стремятся превратить своих специалистов по услугам в конфиденты (особенно, если они психотерапевты или священники).

  7. Коллега, не являющийся членом команды, но компетентный в данном вопросе. Понятие коллеги Гофман здесь понимает широко. Это могут быть женщины, имевшие опыт рождения детей, или мужчины, имеющие общее хобби

Аудитория и посторонние люди тоже должны выполнять некоторые условия, чтобы представление прошло гладко, которые И.Гофман называет покровительственными практиками.

Аудитория и посторонние должны держаться в стороне от зон, в которые их не приглашали. Если они приближаются к ней, то дают о себе знать стуком, покашливанием или вербальными средствами. Когда взаимодействие исполнителей протекает в присутствии посторонних, последние демонстрируют свою незаинтересованность, отстраненность и невосприимчивость.

Аудитория и исполнители прощают друг другу неверные реакции и неоправданные жесты ради поддержания процесса постановки спектакля взаимодействия.

В работе И.Гофмана исполняемое Я рассматривалось как некоторый образ, обычно похвально-положительный, который личность пытается закрепить в сознании других людей.


Тема 5 Модель самопредъявления личности

В зарубежной психологии для определения самопредъявления существует два термина: управление впечатлением и самопрезентация.

Б.Шленкер определяет управление впечатлением как “попытки контролировать образы, которые проецируются в реальном или воображаемом социальном взаимодействии”. М.Снайдер отмечает, что впечатления могут управляться и третьими лицами, поэтому понятие управлением впечатлений шире, чем самопрезентация.

Р.Лири и М.Ковальски считают эти термины синонимами. Они предложили для анализа самопрезентации выделить в нем два блока или компонента: мотивацию и конструкцию.



Блок мотивации включает в себя:

  • Цели управления впечатлением;

  • Ценность желаемых целей;

  • Желаемые и нежелаемые образы идентичности.

Блок конструкции состоит из следующих компонентов:

  • Я-концепция;

  • Требования со стороны роли;

  • Ценности “мишеней” (людей, на которых направлено воздействие);

  • Текущий или потенциальный социальный образ.
  1   2   3

  • Тема 1 Самовыражение личности в общении как объект