Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


1. Работа с эпиграфом




Скачать 68.46 Kb.
Дата05.07.2017
Размер68.46 Kb.
Глядя на мир, нельзя не удивляться.

Козьма Прутков.


Ход урока.



1.Работа с эпиграфом.

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с этим утверждением?


-Мир действительно многообразен. Запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения строения и пунктуации.

-Что вы знаете об авторе этого высказывания?


-На уроке мы больше узнаем об авторе этого афоризма, закрепим материал об обособленных членах предложения, закрепим умения пунктуационного оформления обособленных членов предложения, поработаем с текстом.

Запишите, пожалуйста, тему урока.


2.Работа с текстом о Козьме Пруткове ( текст в напечатанном виде лежит у каждого на столе).
Жил в девятнадцатом веке поэт, которого никогда не было. Биография была, книги, написанные ярко и образно, были, а его, ироничного и самовлюблённого, не было. Имя этого поэта – Козьма Прутков.

Козьма Прутков - коллективный псевдоним русских писателей А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых, создавших образ поэта . Под этим именем печатались стихи, басни, афоризмы, комедии, пародии. Козьме Пруткову принадлежат афоризмы, прочно вошедшие в нашу речь. Именно он утверждал, что счастье находится в руках самого человека.

В начале девятнадцатого века произведения этого писателя печатались на страницах журнала « Современник».

Словарная работа:



Псевдоним – вымышленное имя писателя, поэта, артиста, политического деятеля.

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
- Работа с памяткой « Как выделять главное» ( пункт 5,6,7,8). (Памятка лежат у каждого учащегося на столе).

- Определите тип текста , виды и средства связи предложений .


- Проанализируйте каждое предложение этого текста, определяя особенности структуры и виды обособления. Охарактеризуйте условия постановки знаков препинания.
- Определите роль обособленных членов предложения.
3.Работа по карточкам.

1.Из двух предложений составьте одно, осложнённое обособленными членами. Запишите полученное предложение, расставьте знаки препинания.

А. -Гений подобен холму.

-Холм возвышается на равнине.

Б. Козьма Прутков печатался на страницах журналов.

Писатель девятнадцатого века печатался на страницах журналов.


  1. Из двух предложений составьте одно, осложнённое обособленными членами. Запишите полученное предложение, расставьте знаки препинания.

А. -Небо усеяно звёздами.

-Небо всегда уподоблю груди заслуженного генерала.

В. - Бросая в воду камешки, смотри на круги, иначе такое бросание будет пустою

забавою.


- Камешки образуют круги на воде.
3.Составьте высказывание, разбитое на части. Запишите его, объясните знаки препинания.

-Копая другому яму… кто тебе поверит.

-Единожды солгавши… сам в неё попадёшь.

-Принимаясь за дело… соберись с духом.


4. Составьте высказывание, разбитое на части. Запишите его, объясните знаки препинания.

-Скрывая истину от друзей… помысли, точно ли оно тебе удастся.

-Имея в виду какое-либо предприятие… кому ты откроешься.

-Что имеем – не храним… потерявши плачем.




5.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Двое несчас…ных находящихся в дружбе подобны слабым д…ревцам которые одно на другое опершись ле…че могут противиться бурям и ветрам.


6.Выберите грамматически правильное продолжение предложения, свой выбор объясните:

Читая афоризмы Пруткова,



  1. обогащается внутренний мир человека.

  2. у нас начались споры.

  3. я обратил внимание на яркость и точность мысли.

7. .Выберите грамматически правильное продолжение предложения, свой выбор объясните:


Пытаясь доказать свою точку зрения,

  1. спор между собеседниками продолжался почти час.

  2. были приведены некорректные аргументы.

  3. можешь сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, упомянуть пословицу, поговорку.


8.Укажите предложение с грамматической ошибкой. Объясните свой выбор.
1.Ему особенно были по душе нравы, способствующие исправлению нравов, обличению порока

2.Эти афоризмы, запомнившие многим, легли в основу его книги «Плоды раздумья»

3.В основу настоящего издания легло собрание сочинений, подготовленное Жемчужниковыми.
9.Укажите предложения без грамматической ошибки.
1.Писатель Прутков, заявивший о себе впервые в 1854 году, известен в литературных кругах.

2.Время подобно искусному управителю, непрестанно производящего новые таланты взамен исчезнувших.

3.Говоря с хитрецом, взвешивай свой ответ.
10. Расскажите о синтаксических ошибках, встречающихся в работах обучающихся.

( Задание для обучающихся с высокими учебными возможностями).


4.Работа с памяткой «Научись слушать и исправлять свою и чужую речь» (пункт 3,4). (Памятка лежат у каждого учащегося на столе).
5.Беседа.

- Какой из афоризмов Козьмы Пруткова вам понравился? Почему?


6.Домашнее задание. Выбрав одно из данных изречений, составьте небольшой текст. Объясните в нём, как вы понимаете этот афоризм.

.
ПРИЛОЖЕНИЕ.



Карточеа№1

Из двух предложений составьте одно, осложнённое обособленными членами. Запишите полученное предложение, расставьте знаки препинания.

А. -Гений подобен холму.

-Холм возвышается на равнине.

Б. Козьма Прутков печатался на страницах журналов.

Писатель девятнадцатого века печатался на страницах журналов.


Карточеа№2

Из двух предложений составьте одно, осложнённое обособленными членами. Запишите полученное предложение, расставьте знаки препинания.

А. -Небо усеяно звёздами.

-Небо всегда уподоблю груди заслуженного генерала.

В. - Бросая в воду камешки, смотри на круги, иначе такое бросание будет пустою

забавою.


- Камешки образуют круги на воде.
Карточка№3

Составьте высказывание, разбитое на части. Запишите его, объясните знаки препинания.

-Копая другому яму… кто тебе поверит.

-Единожды солгавши… сам в неё попадёшь.

-Принимаясь за дело… соберись с духом.
Карточка№4

Составьте высказывание, разбитое на части. Запишите его, объясните знаки препинания.


-Скрывая истину от друзей… помысли, точно ли оно тебе удастся.

-Имея в виду какое-либо предприятие… кому ты откроешься.

-Что имеем – не храним… потерявши плачем.
Карточка№5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Двое несчас…ных находящихся в дружбе подобны слабым д…ревцам которые одно на другое опершись ле…че могут противиться бурям и ветрам.
Карточка№6
Выберите грамматически правильное продолжение предложения, свой выбор объясните:

Читая афоризмы Пруткова,

-обогащается внутренний мир человека.

- у нас начались споры.

-я обратил внимание на яркость и точность мысли.
Карточка№7

.Выберите грамматически правильное продолжение предложения, свой выбор объясните:


Пытаясь доказать свою точку зрения,

-спор между собеседниками продолжался почти час.

- были приведены некорректные аргументы.

-можешь сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, упомянуть пословицу, поговорку.


Карточка№8
Укажите предложение с грамматической ошибкой. Объясните свой выбор.
1.Ему особенно были по душе нравы, способствующие исправлению нравов, обличению порока

2.Эти афоризмы, запомнившие многим, легли в основу его книги «Плоды раздумья»

3.В основу настоящего издания легло собрание сочинений, подготовленное Жемчужниковыми.
Карточка№9
Укажите предложения без грамматической ошибки.
1.Писатель Прутков, заявивший о себе впервые в 1854 году, известен в литературных кругах.

2.Время подобно искусному управителю, непрестанно производящего новые таланты взамен исчезнувших.

3.Говоря с хитрецом, взвешивай свой ответ.


Памятка.'>Карточка№10
Расскажите о синтаксических ошибках, встречающихся в работах обучающихся.

( Задание для обучающихся с высокими учебными возможностями).



Памятка.

Как выделять главное.
Главное - это мысль, которая выражает содержание текста.
1. Внимательно прочитай или прослушай текст, вникая в его содержание.

2. Установи, что тебе известно о прочитанном или услышанном.

3.Ответь на вопросы учителя по содержанию текста или задай его себе сам.

4. Прочти или прослушай текст ещё раз.

5.Раздели его на логические части, выдели в каждой из них основную мысль, кратко запиши её.

6. Опираясь на свои записи, сформулируй главную мысль всего текста.

7. Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержание каждой части.

8. Проговори вслух главную мысль текста.



Памятка.

Научись слушать и исправлять свою и чужую речь.
Уметь слушать и исправлять свою и чужую речь - значит уметь сравнивать звучащую речь с нормами литературного языка.
1. Внимательно прослушай звучащую речь, вникая в её содержание.

2. Слушая, обращай внимание на произношение звуков, сочетаемость слов в словосочетании, грамматические особенности построения предложений, использование стиля и типа речи, дикцию и выбор интонации.

3. Проанализируй речь, учитывая пункт 2.

4. С помощью учителя или консультанта зафиксируй ошибки, опираясь на образец



( нормы литературного языка).

5. Проговори высказывание ещё раз.

  • 2.Работа с текстом о Козьме Пруткове
  • 3.Работа по карточкам . 1.
  • 4.Работа с памяткой «Научись слушать и исправлять свою и чужую речь» (пункт 3,4
  • 6.Домашнее задание.
  • Карточка№10 Расскажите о синтаксических ошибках, встречающихся в работах обучающихся. ( Задание для обучающихся с высокими учебными возможностями). Памятка.
  • Как выделять главное.
  • Памятка. Научись слушать и исправлять свою и чужую речь.